Сколько цветов различает человеческий глаз. Цвет и зрение человека С помощью человек различает цвета

Каждый вторник АиФ Здоровье объясняет, какие признаки могут говорить о том, что вам пора к врачу. На этой неделе рассказываем о том, что такое дальтонизм и из-за чего можно потерять цветоощущение.

Коварные колбочки

Кстати
Своим прозвищем люди, страдающие нарушением цветового восприятия, обязаны английскому ученому Джону Дальтону. Загадочную аномалию выдающийся физик и химик XVIII века, который и сам не различал красного цвета, впервые описал еще в 1794 году.

Крайней степенью нарушения цветоощущения считается монохроматическое зрение, или цветослепота, когда человек вообще не различает никаких цветов. Для него мир черно-белый. Правда, такая патология встречается крайне редко. Среди всех дальтоников абсолютных «монохроматиков» всего лишь один процент.

Гораздо больше тех, кто с трудом различает лишь некоторые цвета (как правило, красный и зеленый) или страдает цветослабостью (частичным нарушением цветового восприятия при плохом освещении, на дальнем расстоянии или в тумане).

Одна из самых распространенных теорий этот феномен объясняет просто: все дело в отсутствии или количественном снижении в сетчатке глаза особых нервных клеток - колбочек, которые отвечают за восприятие цветов. Считается, что в нашей сетчатке всего три типа колбочек, по-разному реагирующих на восприятие трех базовых цветов: красного, зеленого и синего. Сбой хотя бы одного из них как раз и означает, что вы дальтоник.

Подавляющее число пострадавших - представители сильного пола. Зеленое с красным и синее с черным .

Дальтониками и рождаются, и становятся. При этом врожденное нарушение цветового восприятия передается в основном по женской линии. Потерять цветоощущение (в том числе и временно) можно также после черепно-мозговой травмы, сильного общего и зрительного переутомления, перенеся тяжелый грипп, инсульт или инфаркт.

Заложники красок

К счастью, слабое различение цветов на остроту зрения никак не влияет. Человек может дожить до преклонного возраста и даже не догадываться, что у него какие-то проблемы.

Другое дело, если дальтоник подался в химики или электронщики, где перепутать цвет проводков или реактивов опасно для жизни. Фатальна потеря цветового восприятия и для художника. Один из ярких тому примеров - трагедия, приключившаяся со знаменитым художником Саврасовым, автором знаменитой картины «Грачи прилетели». Переболев тяжелым инфекционным заболеванием, великий мастер пейзажа под конец жизни перестал различать цвета и последние свои творения писал «по воспоминаниям».

Дальтоником был и Врубель. К такому выводу пришли ученые, проанализировав состав его картин, написанных преимущественно в серо-жемчужной гамме. Великий художник страдал слепотой на красный и зеленый цвета.

Это горе - не беда

Но больше всего от цветовой путаницы в свое время пострадали водители. Одно время у нас считалось, что быть дальтоником и водить машину нельзя. Зрительный дефект выявлялся (и выявляется до сих пор) при помощи специальных полихроматических таблиц, составленных по принципу цветокамуфляжа. Благодаря такому исследованию десятки, сотни автолюбителей получали «желтый» билет.

Затем драконовские правила пересмотрели: . Ограничений на вождение автомобиля у людей, не различающих некоторые цвета, больше нет. Единственное исключение - если пожелавший сесть за баранку человек страдает полной цветослепотой и если его работа связана с постоянными перевозками людей и ценных грузов.

Перестать быть дальтоником, увы, невозможно. Никаких сколько-нибудь ощутимых методик лечения нарушения цветовосприятия нет. Некоторые попытки в этом направлении, правда, делаются. Страдающим нарушением цветоощущения людям «прописывают» специальные очки со сложным цветовым напылением. Врачи к таким экспериментам относятся скептически: ношение «лечебных» очков ведет к снижению зрения, а посему широкого распространения этот метод не получил.

В прошлый вторник АиФ Здоровье рассказал о том, что такое мастопатия, почему в организме происходит гормональный сбой и как понизить уровень «плохого» эстрогена >>

Глаз человека содержит две категории цветовосприимчивых рецепторов: первые ответственны за ночное зрение (помогают человеку различать цвета в сумерках), вторые – за цветное. Сетчатка человеческого глаза содержит три вида колбочек, которые позволяют различать цвета и оттенки. Обладая высокой чувствительностью, они отвечают за то, какие цвета . При этом максимальная чувствительность приходится на синий, зеленый и красный участки спектра. Именно поэтому эти цвета человек распознает лучше всего. Необходимо отметить, что диапазон спектральной чувствительности всех трех колбочек пересекается, поэтому при воздействии очень сильного светового излучения, человеческий глаз воспринимает это как слепяще-белый цвет. Благодаря светочувствительным рецепторам и колбочкам, человек способен различать не только 7 цветов радуги, а гораздо большее количество цветов и их оттенков.

Сколько цветов распознает человеческий глаз

С давних времен ученые определяли количество распознаваемых человеком цветов и оттенков по-разному. Сейчас они сходятся во мнении, что существует около 150000 цветовых тонов и оттенков. При этом человеческий глаз в обычных может различать порядка 100 оттенков по цветовому фону. Способность распознавать большее количество цветов можно натренировать. Художники, декораторы, дизайнеры и люди схожих профессий могут различать около 150 цветов по цветовым тонам, порядка 25 по насыщенности и до 64 по уровню света.

Приведенные цифры могут меняться в зависимости от степени натренированности человека, его физиологического состояния, а также условий освещенности. Например, при определенных условиях человек может различить порядка 500 оттенков серого цвета.

А если сравнить с фотоаппаратом

В эпоху цифровых фотоаппаратов и камер интересным будет сопоставление светочувствительных рецепторов сетчатки с мегапикселями фотокамер. Переведя цветовосприимчивость глаза человека на язык цифровых камер, можно сказать, что в каждом глазу будет примерно по 120-140 мегапикселей. У современных фотокамер среднее количество пикселей на порядок меньше, следовательно и плотность пикселей на миллиметр будет ниже. Именно поэтому угловое разрешение у глаза будет в несколько раз выше, чем у камеры с фокусным расстоянием объектива 23 мм (именно таким фокусным расстоянием обладает хрусталик глаза).

Но восприятие цвета человеком связано с его психикой.

Глаза получают некоторую зрительную информацию (но не «видят» в прямом смысле слова), она передается в мозг, который ее обрабатывает, и только после этого мы способны различать предметы.

Хотя мы «видим» нашим мозгом и им же различаем цвета, глаза выполняют очень важную и незаменимую функцию. Они воспринимают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Одни рецепторы сетчатки раздражаются сумеречным светом, другие - только ярким, с ними и связано цветное зрение.

Как глаз различает цвета?

Вот как объясняет это теория цветного зрения Янга-Гельмгольца. Глаз содержит три вида нервных клеток, реагирующих соответственно на красный, зеленый, голубо-фиолетовый цвет.

Таким образом, если все три вида нервных клеток получают одинаковое раздражение, мы видим белый. Если в попадает в основном зеленый свет, клетки, отвечающие за зеленую часть спектра, возбуждаются больше, чем другие, и мы видим зеленый. Когда предмет желтый, стимулируются «зеленые» и «красные» клетки.

Цвет — одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение. Зрительные ощущения возникают под действием на органы зрения света — электромагнитного излучения видимого диапазона спектра. Диапазон длины волны зрительных ощущений (цвета) находится в пределах 380-760 мкм. Физические свойства света тесно связаны со свойствами вызываемого ими ощущения: с изменением мощности света меняется яркость цвета излучателя или светлота цвета окрашенных поверхностей и сред. С изменением длины волны меняется цветность, которая идентична с понятием цвета, ее мы определяем словами «синий», «желтый», «красный», «оранжевый» и пр.

Характер ощущения цвета зависит как от суммарной реакции чувствительных к цвету рецепторов глаза человека, так и от соотношения реакций каждого из трех типов рецепторов. Суммарная реакция чувствительных к цвету рецепторов глаза определяет светлоту, а соотношение ее долей — цветность (цветовой тон и насыщенность). Характеристиками цвета являются цветовой тон, насыщенность и яркость или светлота.

А.С.Пушкин определил цвет как «очей очарованье», а ученый Шредингер — как «интервал излучений в световом диапазоне, который глаз воспринимает одинаково и определяет как цвет словами “красный”, “зеленый”, “синий” и т.д.».

Таким образом, глаз интегрирует (суммирует) определенный интервал световых излучений и воспринимает их как единое целое. Ширина этого интервала зависит от множества факторов, в первую очередь — от уровня адаптации глаза.

Цвет как феномен зрения и объект изучения

Цвет — деяние света,
деяние и страдательные состояния.

И.В.Гёте

Цвет сообщает вещам и явлениям форму, объем и эмоциональность при их восприятии. У большинства биологических видов световые рецепторы локализованы в области сетчатки глаза. Усложнение светового анализатора происходило по мере развития биологической линии. Высшее достижение природы — зрение человека.

С возникновением цивилизации роль цвета возросла. Искусственные источники света (излучатели с ограниченным спектром электромагнитного излучения энергии) и краски (чистый бесконечный цвет) можно рассматривать как искусственные средства синтеза цвета.

Человек всегда пытался овладеть способностью влиять на свое душевное состояние через цвет и использовать цвет для создания комфортной среды обитания, а также в различных изображениях. Первые способы применения цвета в ритуальной практике связаны с их символической функцией. Позже с помощью цветов стали отображать воспринимаемую реальность и визуализировать абстрактные понятия.

Наивысшим достижением в овладении цветом является изобразительное искусство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические цвета.

Глаз и ухо человека воспринимают излучения по-разному

По гипотезе Юнга-Гельмгольца наши глаза обладают тремя независимыми светочувствительными рецепторами, реагирующими соответственно на красный, зеленый и синий цвета. Когда окрашенный свет попадает в глаз, эти рецепторы возбуждаются в соответствии с интенсивностью действующего на них цвета, содержащегося в наблюдаемом свете. Любая комбинация возбужденных рецепторов вызывает определенное цветовое ощущение. Области чувствительности трех этих рецепторов частично перекрываются. Поэтому одно и то же цветовое ощущение может быть вызвано различными комбинациями окрашенных световых излучений. Глаз человека постоянно суммирует раздражения, и конечным результатом восприятия оказывается суммарное действие. Необходимо также отметить, что человеку очень трудно, а иногда и невозможно определить, видит он источник света или объект, отражающий свет.

Если глаз можно считать совершенным сумматором, то ухо является совершенным анализатором и обладает фантастической способностью разлагать и анализировать колебания, образующие звук. Ухо музыканта без малейшего затруднения различает, на каком инструменте берется определенная нота, например на флейте или на фаготе. Каждый из этих инструментов имеет четко выраженный, свой тембр. Однако если звуки этих инструментов подвергнуть анализу с помощью соответствующего акустического устройства, то обнаружится, что комбинации обертонов, испускаемые этими инструментами, незначительно отличаются друг от друга. На основе только приборного анализа сложно безошибочно сказать, с каким инструментом мы имеем дело. На слух инструменты различаются безошибочно.

По своей чувствительности глаз и ухо значительно превосходят самые современные электронные устройства. При этом глаз сглаживает мозаичность структуры света, а ухо различает шорохи (вариации тона).

Если бы глаз был таким же анализатором, как и ухо, то, например, белая хризантема представлялась бы нам хаосом цветов, фантастической игрой всех цветов радуги. Объекты представали бы перед нами в различных оттенках (тембрах цвета). Зеленый бере т и зеленый лист, которые обычно кажутся нам одинакового зеленого цвета, были бы окрашенными в различные цвета. Дело в том, что глаз человека дает одно и то же ощущение зеленого цвета от различных комбинаций исходных окрашенных световых пучков. Гипотетический глаз, обладающий аналитической способностью, немедленно обнаружил бы эти различия. Но реальный глаз человека суммирует их, а одна и та же сумма может иметь множество различных слагаемых.

Известно, что белый свет состоит из целой гаммы цветов — спектров излучения. Мы называем его белым потому, что глаз человека не в состоянии разложить его на отдельные цвета.

Поэтому в первом приближении можно считать, что объект, например красная роза, имеет такую окраску потому, что отражает только красный цвет. Какой-то другой предмет, например зеленый лист, видится зеленым потому, что выделяет из белого света зеленый цвет и отражает только его. Однако на практике ощущение цвета связано не только с избирательным (селективным) отражением (пропусканием) объектом падающего или излучаемого света. Воспринимаемый цвет сильно зависит от цветового окружения объекта, а также от сущности и состояния воспринимающего.

Цвет можно только видеть

Когда человек не имеет отношения к видению, вещи выглядят в основном одними и теми же в то время, когда он смотрит на мир. С другой стороны, когда он научится видеть, ничто не будет выглядеть тем же самым все то время, что он видит эту вещь, хотя она остается той же самой.

Карлос Кастанеда

Цвета, являющиеся результатом действия физических световых стимулов, обычно видятся по-разному при различном составе стимула. Однако цвет зависит также от целого ряда других условий, таких как уровень адаптации глаза, структура и степень сложности поля зрения, состояние и индивидуальные особенности смотрящего. Количество возможных комбинаций из отдельных стимулов мозаичности излучений света значительно больше количества различных цветов, которое приблизительно оценивается в 10 млн.

Из этого следует, что любой воспринятый цвет может быть генерирован большим числом стимулов с различным спектральным составом. Это явление называется метамеризм цвета. Так, ощущение желтого цвета может быть получено под действием либо монохроматического излучения с длиной волны около 576 нм, либо сложного стимула. Сложный стимул может состоять из смеси излучения с длиной волны более 500 нм (цветная фотография, полиграфия) или из сочетания излучения с длиной волны, соответствующей зеленому либо красному цветам, при этом желтая часть спектра полностью отсутствует (телевидение, монитор компьютера).

Как человек видит цвет, или Гипотеза C (B+G) + Y (G+R)

Человечеством создано много гипотез и теорий о том, как человек видит свет и цвет, некоторые из которых были рассмотрены выше.

В этой статье сделана попытка на базе изложенных выше технологий цветоделения и печати, применяемых в полиграфии, дать объяснение цветовому зрению человека. В основе гипотезы лежит положение о том, что глаз человека не является источником излучения, а работает как окрашенная поверхность, освещаемая светом, и спектр света разделен на три зоны — синюю, зеленую и красную. Сделано допущение, что в глазу человека имеется множество приемников света одного типа, из которых состоит мозаичная поверхность глаза, воспринимающая свет. Принципиальная структура одного из приемников показана на рисунке.

Приемник состоит из двух частей, работающих как единое целое. Каждая из частей содержит пару рецепторов: синий и зеленый; зеленый и красный. Первая пара рецепторов (синий и зеленый) завернута в пленку голубого цвета, а вторая (зеленый и красный) — в пленку желтого цвета. Эти пленки работают как светофильтры.

Рецепторы связаны между собой проводниками световой энергии. На первом уровне синий рецептор связан с красным, синий — с зеленым, а зеленый — с красным. На втором уровне эти три пары рецепторов связаны в одной точке («соединение звездой», как при трехфазном токе).

Схема работает по следующим принципам:

Голубой светофильтр пропускает синие и зеленые лучи света и поглощает красные;

Желтый светофильтр пропускает зеленые и красные лучи и поглощает синие;

Рецепторы реагируют только на одну из трех зон спектра света — на синие, зеленые или красные лучи;

На зеленые лучи реагируют два рецептора, которые находятся за голубым и желтым светофильтрами, поэтому чувствительность глаза в зеленой зоне спектра выше, чем в синей и красной (это соответствует экспериментальным данным о чувствительности глаза;

В зависимости от интенсивности падающего света в каждой из трех связанных между собой пар рецепторов возникнет энергетический потенциал, который может быть положительным, отрицательным или нулевым. При положительном или отрицательном потенциале пара рецепторов передает информацию об оттенке цвета, в котором преобладает излучение одной из двух зон. Когда энергетический потенциал создан только за счет световой энергии одного из рецепторов, то должен воспроизводиться один из однозональных цветов — синий, зеленый или красный. Нулевой потенциал соответствует равным долям излучений каждой из двух зон, что дает на выходе один из двухзональных цветов: желтый, пурпурный или голубой. Если все три пары рецепторов имеют нулевой потенциал, то должен воспроизводиться один из уровней серого (от белого до черного) в зависимости от уровня адаптации;

Когда энергетические потенциалы в трех парах рецепторов разные, то в точке серого должен воспроизводиться цвет с преобладанием одного из шести цветов — синего, зеленого, красного, голубого, пурпурного или желтого. Но этот оттенок будет или разбеленным, или зачерненным, в зависимости от общего уровня световой энергии для всех трех рецепторов. Таким образом, воспроизведенный цвет будет всегда содержать ахроматическую составляющую (уровень серого). Этот уровень серого, усредненный для всех приемников глаза, и будет определять адаптацию (чувствительность) глаза к условиям восприятия;

Если в большинстве приемников глаза в течение долгого времени возникают небольшие энергетические потенциалы (соответствующие слабым оттенкам цвета или слабохроматическим цветам, близким к ахроматическим), то они будут выравниваться и дрейфовать к серому или к преобладающему памятному цвету. Исключением являются случаи, когда используется сравнительный эталон цвета или эти потенциалы соответствуют памятному цвету;

Нарушения в цвете фильтров, в чувствительности рецепторов или в проводимости цепей будут приводить к искажению восприятия световой энергии, а следовательно, к искажению воспринимаемого цвета;

Сильные энергетические потенциалы, возникающие при длительном воздействии световой энергии большой мощности, могут вызвать восприятие дополнительного цвета при переводе взгляда на серую поверхность. Дополнительные цвета: к желтому — синий, к пурпурному — зеленый, к голубому — красный и наоборот. Эти эффекты возникают вследствие того, что должно произойти быстрое выравнивание энергетического потенциала в одной из трех точек схемы.

Таким образом, при помощи простой энергетической схемы, включающей три разных рецептора, один из которых дублируется, и два пленочных светофильтра, можно моделировать восприятие любого оттенка окрашенного спектра света, который видит человек.

В данной модели восприятия цвета человеком учитывается только энергетическая составляющая спектра света и не принимаются в расчет индивидуальные особенности человека, его возраст, профессия, эмоциональное состояние и многие другие факторы, которые влияют на восприятие света.

Цвет без света

Открыла мне моя душа и научила прикасаться к тому, что не облеклось плотью и не кристаллизовалось. И позволила она уразуметь, что чувственное есть половина мысленного и то, что мы держим в руках, — часть вожделенного нами.

Дж. Х. Джебран

Цвет возникает в результате восприятия глазом светового электромагнитного излучения и преобразования информации об этом излучении человеческим мозгом. Хотя и считается, что электромагнитное световое излучение — единственный возбудитель ощущения цвета, но цвет можно увидеть и без непосредственного воздействия света — цветовые ощущения свободно могут возникать в мозге человека. Пример — цветные сны или галлюцинации, вызванные воздействием на организм химических веществ. В абсолютно темном помещении мы видим перед глазами разноцветное мерцание, словно наше зрение вырабатывает в отсутствие внешних стимулов какие-то случайные сигналы.

Следовательно, как уже было замечено, цветовой стимул определен как адекватный стимул восприятия цвета или света, но он — не единственно возможный.

Цвет - зрительное, субъективное восприятие человеком видимого света, различий в его спектральном составе, ощущаемых глазом. У людей цветовое зрение развито намного лучше, чем у других млекопитающих.

Свет действует на фоточувствительные рецепторы сетчатки глаза, и те, в свою очередь, вырабатывают сигнал, который передаётся в мозг. Ощущение цвета, как и всё многоступенчатое зрительное восприятие, сложным образом формируется в цепочке: глаз (экстерорецепторы и нейронные сети сетчатки) - зрительные области мозга.

При этом колбочки отвечают за восприятие цвета, палочки за сумеречное зрение.

Глаз реагирует на три первичных цвета: красный, зеленый и синий. Человеческий мозг, в свою очередь, воспринимает цвет как сочетание этих трех сигналов. Если в сетчатке глаза ослаблено или исчезает восприятие одного из трёх основных цветов, то человек не воспринимает какой-то цвет. Встречаются люди, которые, например, не могут отличить красный цвет от зелёного. Так, около семи процентов мужчин и около половины процента женщин страдают такими проблемами. Полная "цветовая слепота", при которой рецепторные клетки не работают вообще, встречается крайне редко. У некоторых людей проявляются трудности ночного видения, что объясняется слабой чувствительностью палочек - наиболее высокочувствительных рецепторов сумеречного зрения. Это может быть наследственным фактором или вследствие недостатка витамина А. Однако человек приспосабливается к "цветовым расстройствам", и их практически невозможно обнаружить без специального обследования. Человек с нормальным зрением различает до тысячи различных цветов.

2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.