Понять что есть психическое расстройство. Тесты на психические расстройства как один из способов диагностики заболевания. Другие расстройства настроения

Время на чтение: 5 мин

Психические расстройства – это в широком понимании заболевания души, означающие состояние психической деятельности, отличное от здорового. Их противоположностью является психическое здоровье. Индивиды, обладающие умением адаптироваться к ежедневно меняющимся жизненным условиям и разрешать повседневные проблемы, как правило, считаются психически здоровыми лицами. Когда такая способность ограничена, субъект не осиливает текущие задачи профессиональной деятельности или интимно-личностной сферы, также неспособен достигать обозначенных задач, замыслов, целей. В ситуации подобного рода можно подозревать наличие психической аномалии. Таким образом, нервно-психическими расстройствами именуется группа нарушений, оказывающих воздействие на нервную систему и поведенческое реагирование индивида. Описанные патологии могут появляться вследствие отклонений, проистекающих в мозге обменных процессов.

Причины психических расстройств

Нервно психические заболевания и расстройства вследствие многочисленности факторов, их провоцирующих, неимоверно разнообразны. Нарушения психической деятельности, какой бы этиологии они ни были, всегда предопределены отклонениями в функционировании головного мозга. Все причины делятся на две подгруппы: экзогенные факторы и эндогенные. К первым относятся внешнее воздействие, например, употребление отравляющих веществ, вирусные заболевания, травмы, ко вторым – имманентные причины, включающие хромосомные мутации, наследственные и генные недуги, расстройство психического развития.

Устойчивость к расстройствам психической деятельности зависит от специфических физических характеристик и общего развития их психики. Разные субъекты имеют различные реакции на душевные муки и проблемы.

Выделяют типичные причины отклонений психического функционирования: неврозы, депрессивные состояния, воздействие химических или токсических веществ, травмы головы, наследственность.

Беспокойство считается первой ступенькой, ведущей к изнурению нервной системы. Люди, нередко, склонны рисовать в своей фантазии различные негативные развития событий, которые в действительность никогда не воплощаются, но провоцируют излишнюю напрасную тревожность. Такое беспокойство постепенно накаливается и по мере нарастания критической ситуации может трансформироваться в более серьезное расстройство, что ведет к отклонению психического восприятия индивида и к нарушениям функционирования различных структур внутренних органов.

Неврастения является ответной реакцией на длительное воздействие травмирующих ситуаций. Ей сопутствует повышенная утомляемость и истощаемость психики на фоне гипервозбудимости и постоянной по мелочам. При этом возбудимость и сварливость являются защищающими средствами от окончательного сбоя работы нервной системы. К неврастеническим состояниям больше склонны индивиды, характеризующиеся повышенным чувством ответственности, высокой тревожностью, не высыпающиеся люди, а также обремененные множеством проблем.

В результате серьезного травмирующего события, которому субъект не пытается противостоять, наступает истерический невроз. Индивид просто «убегает» в такое состояние, вынуждая себя ощущать всю «прелесть» переживаний. Это состояние может характеризоваться длительностью от двух-трех минут до нескольких лет. При этом чем более длительный период жизни он затрагивает, тем сильнее будет выражено психическое расстройство личности. Лишь изменив отношение индивида к собственному недугу и приступам, можно добиться излечения данного состояния.

Кроме того, люди с психическими расстройствами подвержены ослаблению памяти или полному ее отсутствию, парамнезии, нарушению мыслительного процесса.

Бред также является частым спутником психических расстройств. Он бывает первичным (интеллектуальным), чувственным (образным) и аффективным. Первичный бред изначально появляется в качестве единственного признака нарушения психической деятельности. Чувственный бред проявляется в нарушении не только разумного познания, но и чувственного. Аффективный бред всегда возникает вместе с эмоциональными отклонениями и характеризуется образностью. Также выделяют сверхценные идеи, которые в основном появляются в результате реально существующих обстоятельств, но впоследствии занимают значение, не соответствующее их месту в сознании.

Признаки психического расстройства

Зная признаки и особенности психических расстройств, проще предотвратить их развитие либо выявить на ранней стадии возникновения отклонения, нежели лечить запущенную форму.

К явным признакам психического нарушения относят:

Появление галлюцинаций (слуховых или зрительных), выраженных в беседах с самим собой, в ответах на вопросительные высказывания несуществующего человека;

Беспричинный смех;

Затрудненность концентрации при выполнении поставленной задачи или тематического обсуждения;

Изменения в поведенческом реагировании индивида в отношении родни, нередко возникает резкая враждебность;

В речи могут наличествовать фразы с бредовым содержанием (например, «я сам во всем виноват»), кроме того она становится замедленной или быстрой, неравномерной, прерывистой, сбивчивой и очень сложной для восприятия.

Лица с психическими расстройствами нередко стремятся себя защитить, в связи с чем в доме запирают все двери, зашторивают окна, тщательно проверяют любой кусочек пищи либо полностью отказываются от приемов пищи.

Также можно выделить признаки психического отклонения, наблюдаемые у женского пола:

Переедание, ведущее к ожирению или отказ от еды;

Злоупотребление алкоголем;

Нарушение половых функций;

Угнетенность состояния;

Быстрая утомляемость.

У мужской части населения также можно выделить признаки и особенности психических расстройств. Статистика утверждает, что сильный пол гораздо чаще страдает нарушениями психической деятельности, нежели женщины. Кроме того, пациенты мужчины характеризуются более агрессивным поведением. Итак, к распространенным признакам относят:

Неаккуратность внешнего облика;

Присутствует неаккуратность во внешнем виде;

Могут длительное время избегать гигиенических процедур (не мыться и не бриться);

Быстрые смены настроений;

Умственную отсталость;

Эмоциональные и поведенческие отклонения в детском возрастном периоде;

Личностные расстройства.

Чаще психические заболевания и расстройства возникают еще в детско-подростковом возрастном периоде. Приблизительно 16 процентов детей и подростков имеют психические отклонения. Основные сложности, с которыми дети сталкиваются, можно разделить на три категории:

Расстройство психического развития – малыши в сравнении с ровесниками отстают в формировании различных навыков, в связи с чем испытывают трудности эмоционального и поведенческого характера;

Эмоциональные дефекты, связанные с сильно поврежденными чувствами и аффектами;

Экспансивные патологии поведения, которые выражаются в отклонении поведенческих реакций малыша от социальных устоев или проявлениями гиперактивности.

Нервно-психические расстройства

Современный скоростной жизненный ритм заставляет людей подстраиваться под различные условия среды, жертвовать сном, временем, силами для того чтобы все успеть. Все успеть у человека никак не получится. Расплатой за постоянную спешку является здоровье. Функционирование систем и слаженная работа всех органов имеет прямую зависимость от нормальной деятельности нервной системы. Воздействия внешних условий среды негативной направленности могут вызвать болезни психического расстройства.
Неврастения – это невроз, зарождающийся на фоне психологической травмы или переутомления организма, например, вследствие недосыпа, дефицита отдыха, продолжительной напряженной работы. Неврастеническое состояние развивается поэтапно. На первом этапе наблюдается агрессивность и повышенная возбудимость, расстройство сна, неспособность к концентрации внимания на деятельности. На втором этапе отмечается раздражительность, которой сопутствует усталость и равнодушие, снижение аппетита, неприятные ощущения в эпигастральной области. Также могут наблюдаться головные боли, замедление или учащение пульса, слезливое состояние. Субъект на этом этапе часто принимает «близко к сердцу» любые ситуации. На третьем этапе неврастеническое состояние переходит в инертную форму: у пациента доминирует апатичность, угнетенность и вялость.

Навязчивые состояния являются одной из форм невроза. Им сопутствует тревожность, страхи и фобии, чувство опасности. Например, индивид может чрезмерно переживать из-за гипотетической потери какой-нибудь вещи или опасаться заразиться тем или иным недугом.

Неврозу навязчивых состояний сопутствует многократное повторение одинаковых мыслей, которые не имеют значимости для индивида, совершение серии обязательных манипуляций перед каким-нибудь делом, появление абсурдных желаний навязчивого характера. В основе симптомов лежит чувство боязни поступить наперекор внутреннему голосу, даже если его требования абсурдны.

Подобному нарушению обычно подвержены совестливые, боязливые индивиды, неуверенные в собственных решениях и подчиненные мнению окружения. Навязчивые страхи подразделяются на группы, например, существует страх темноты, высоты и т.п. Они наблюдаются у здоровых лиц. Причина их зарождения связана с травмирующей ситуацией и одновременным воздействием конкретного фактора.

Предупредить появление описываемого психического расстройства можно, приумножая уверенность в собственной значимости, вырабатывая независимость от окружающих и самостоятельность.

Истерический невроз или обнаруживается в повышенной эмоциональности и желании индивида обратить внимание на себя. Нередко подобное желание выражается довольно эксцентричным поведением (умышленно громкий смех, наигранность в поведении, слезливые истерики). При истерии может наблюдаться снижение аппетита, повышение температуры, изменение веса, тошнота. Так как истерия считается одной из сложнейших форм нервных патологий, лечат ее при помощи психотерапевтических средств. Она возникает вследствие перенесения серьезной травмы. При этом индивид не сопротивляется травмирующим факторам, а «убегает» от них, вынуждая ощущать себя вновь болезненные переживания.

Результатом этого становится развитие патологического восприятия. Больному пребывание в истеричном состоянии нравится. Поэтому таких пациентов довольно сложно вывести из такого состояния. Диапазон проявлений характеризуется масштабностью: от топанья ногами до катанья в конвульсиях по полу. Своим поведением больной пытается извлечь выгоду и манипулирует окружением.

Женский пол более склонен к истеричным неврозам. Для предупреждения возникновения приступов истерии полезным оказывается временное изолирование людей, страдающих психическими расстройствами. Ведь, как правило, для индивидов с истерией важно наличие публики.

Выделяют также тяжелые психические расстройства, которые протекают хронически и могут привести к инвалидности. К ним относят: клиническую депрессию, шизофрению, биполярное аффективное расстройство, идентичности, эпилепсию.

При клинической депрессии больные ощущают себя подавленными, неспособными радоваться, трудиться и вести привычную социальную деятельность. Лица с психическими расстройствами, вызванными клинической депрессией, характеризуются плохим настроением, вялостью, утратой привычных интересов, отсутствием энергии. Больные не в состоянии «взять в руки» себя. У них наблюдается неуверенность, понижение самооценки, обостренность чувства вины, пессимистические представления о будущем, расстройство аппетита и сна, понижение веса. Кроме того, могут отмечаться и соматические проявления: нарушения функционирования ЖКТ, боли в области сердца, головы и мышцах.

Точные причины появления шизофрении доподлинно не изучены. Данный недуг характеризуется отклонениями в мыслительной деятельности, логике суждений и восприятии. Больным свойственна отстраненность мыслей: индивиду кажется, что его мировоззрения созданы кем-то посторонним и чужим. Кроме этого, характерен уход в себя и в персональные переживания, изоляция от социального окружения. Часто люди с психическими расстройствами, спровоцированными шизофренией, испытывают двойственные чувства. Некоторые формы недуга сопровождаются кататоническим психозом. Пациент может пребывать в неподвижном состоянии часами, или выражает двигательную активность. При шизофрении также может отмечаться , эмоциональная сухость даже в отношении самых близких.

Биполярным аффективным расстройством именуется эндогенный недуг, выражающийся в сменах фаз депрессий и маний. У пациентов отмечается то взлет настроения и общее улучшение состояния, то спад, погружение в хандру и апатию.

Диссоциативным расстройством идентичности именуется психическая патология, при которой у пациента отмечается «разделение» личности на одну либо несколько составных частей, выступающих как отдельные субъекты.

Эпилепсия характеризуется возникновением судорог, которые спровоцированы синхронной активностью нейронов определенной зоны мозга. Причинами недуга могут быть наследственные или иные факторы: вирусное заболевание, черепно-мозговая травма и др.

Лечение психических расстройств

Картина лечения отклонений психического функционирования складывается, основываясь на анамнезе, знаниях состояния пациента, этиологии конкретного заболевания.

Для лечения невротических состояний применяют седативные средства вследствие их успокаивающего эффекта.

Транквилизаторы, преимущественно, назначают при неврастении. Препараты данной группы способны снизить тревожность и снять эмоциональную напряженность. Большинство из них также снижает тонус мускулатуры. Транквилизаторы, преимущественно, оказывают снотворный эффект, нежели порождают изменения восприятия. Побочные действия выражаются, как правило, в ощущении постоянной усталости, повышенной сонливости, расстройствами в запоминании информации. К негативным проявлениям также можно отнести тошноту, понижение давления и снижение либидо. Чаще применяются Хлордиазепоксид, Гидроксизин, Буспирон.

Нейролептики являются самыми востребованными при лечении патологий психики. Действие их заключается в уменьшении возбуждения психики, понижении психомоторной активности, снижении агрессивности и подавлении эмоциональной напряженности.

К основным побочным эффектам нейролептиков можно отнести негативное воздействие на скелетную мускулатуру и появление отклонений в обмене дофамина. К наиболее часто применимым нейролептикам относят: Пропазин, Пимозид, Флупентиксол.

Антидепрессанты применяются при состоянии полной подавленности мыслей и чувств, снижении настроения. Препараты этого ряда увеличивают болевой порог, снижая тем самым боли при мигренях, спровоцированных психическим расстройствами, повышают настроение, снимают апатичность, вялость и эмоциональную напряженность, нормализуют сон и аппетит, повышают активность психики. К негативным воздействиям этих препаратов относят головокружение, тремор конечностей, помрачение сознания. Наиболее часто применяют в качестве антидепрессантов Пиритинол, Бефол.

Нормотимики регулируют неадекватное проявление эмоций. Применяются с целью профилактики расстройств, заключающих в себе несколько синдромов, которые проявляются поэтапно, например, при биполярном аффективном расстройстве. Кроме того, описываемые препараты обладают противосудорожным эффектом. Побочное действие проявляется в дрожании конечностей, увеличении веса, нарушении работы ЖКТ, неутолимой жажде, которая за собой впоследствии влечет полиурию. Также возможны появления различных высыпаний на кожной поверхности. Наиболее часто применяют соли лития, Карбамазепин, Вальпромид.

Ноотропы являются самыми безвредными среди лекарственных средств, способствующих излечению психических патологий. Они благоприятно воздействуют на когнитивные процессы, усиливают память, повышают устойчивость нервной системы к воздействию различных стрессовых ситуаций. Иногда побочные эффекты выражаются в виде бессонницы, головных болей и нарушений пищеварения. Наиболее часто применяют Аминалон, Пантогам, Мексидол.

Кроме того, широко применяется , гипнотехники, внушение, реже используется . Кроме того, важным является поддержка родни. Поэтому если близкий страдает психическим расстройством, то нужно понимать, что он нуждается в понимании, а не осуждении.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии психического расстройства обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Под психическим здоровьем понимают слаженность и адекватную работу психических функций человека. Психически здоровой личность можно считать тогда, когда все её познавательные процессы находятся в пределах нормы.

Под психической нормой понимают среднестатистический показатель оценки познавательных функций, характерный для большинства людей. Психическая патология же считается отклонением от нормы, при которой страдают мышление, воображение, интеллектуальная сфера, память и другие процессы. Согласно статистическим данным, каждый пятый человек страдает психическим заболеванием, треть из них не подозревает о своей болезни.

К наиболее встречающимся психическим расстройствам можно отнести фобии, панические атаки, депрессии, алкогольные и психотропные аддикции, патологии пищевого влечения и расстройства сна. Для диагностики вероятных психопатологических отклонений существуют специальные тесты на выявление психических расстройств. Данные методики определяют склонность человека к тому или иному психическому заболеванию. Достоверный диагноз ставится психиатром на основе сбора анамнеза, патопсихологического наблюдения и скрининга вероятных психических отклонений.

Диагностика психических расстройств

Для того, чтоб диагностировать психическое заболевание, психотерапевту необходимо изучить внешний вид человека, его поведение, собрать объективный анамнез, исследовать познавательные процессы и соматоневрологическое состояние. Среди наиболее встречающихся тестов на психические расстройства выделяют определённую специфику исследования:

  • депрессивные расстройства;
  • уровень тревожности, страхи, приступы паники;
  • навязчивые состояния;
  • расстройства пищевого влечения.

Для оценки депрессивных состояний используют следующие методики:

  • шкалу Занга для самооценки депрессии;
  • шкалу депрессии Бека.

Шкала Занга для самооценки депрессии позволяет определить степень выраженности депрессивных состояний и наличие самого депрессивного синдрома. Тест состоит из 20 утверждений, которые необходимо оценить от 1 до 4, в зависимости от встречающихся состояний. Методика оценивает уровень депрессии от лёгкого её проявления до тяжёлых депрессивных состояний. Данный метод диагностики является довольно эффективным и достоверным, им активно пользуются многие психиатры и психотерапевты для подтверждения диагноза.

Шкала депрессии Бека также выявляет наличие депрессивных состояний и симптомов. Опросник состоит из 21 пункта, с 4 утверждениями в каждом. Вопросы теста заключаются в описании симптомов и состояний депрессии. Интерпретация определяет степень выраженности депрессивного состояния или его полное отсутствие. Существует специальная подростковая версия данной методики.

При оценке уровня тревожности, фобий и страхов пользуются следующими опросниками:

  • Шкала Занга для самооценки тревоги,
  • Опросник структуры актуальных страхов личности;
  • Шкала самооценки реактивной тревожности по Спилбергеру.

Шкала Занга для самооценки тревоги позволяет определить страхи и уровень тревожности респондента. Тест состоит из 20 вопросов, которые распределены по двум шкалам – аффективные и соматические симптомы. Каждому вопросу-утверждению необходимо присвоить уровень встречающихся симптомов, от 1 до 4. Опросник выявляет уровень тревожности или его отсутствие.

Опросник структуры актуальных страхов личности, предложенный Ю. Щербатых и Е. Ивлевой определяет наличие страхов и фобий у человека. Методика состоит из 24 вопроса, которые необходимо оценить по степени выраженности того или иного признака. Каждому вопросу соответствует шкалы с определённой фобией, например, страх пауков, темноты, смерти. Если испытуемый набрал более 8 баллов по одной из шкал, это может указывать на наличие у него определённой фобии.

Шкала самооценки реактивной тревожности по Спилбергеру определяет пациентов, больных неврозами, соматическими заболеваниями и тревожными синдромами. Опросник состоит из 20 суждений, которые необходимо оценить от 1 до 4. При интерпретации результатов тестирования не стоит упускать тот факт, что уровень тревожности значительно повышается перед важной, значимой жизненной ситуацией, например, при защите дипломной работы у студентов.

В качестве теста на выявление такого психического расстройства как навязчивый невроз используют:

  • Обессивно-компульсивную шкалу Йеля-Брауна.

Данный метод диагностики навязчивостей состоит из 10 вопросов и двух шкал. Первая шкала характеризует степень выраженности навязчивых мыслей, а вторая – действий. Шкалой Йеля-Брауна эффективно пользуются психиатры для определения и компульсий у пациента. В психиатрических клиниках данную методику проводят каждую неделю, чтобы проследить динамику развития расстройства. Результаты опросника определяют выраженность навязчивого состояния от субклинического проявления до тяжёлых стадий.

При постановке диагноза при расстройствах пищевого влечения используют:

  • Тест отношения к приему пищи.

В 1979 году канадскими учёными был разработан . Методика состоит из 31 вопроса, 5 из которых являются дополнительными. Испытуемый отвечает на прямые вопросы, и присваивает каждому ранг от 1 до 3. Если в результате исследования сумма баллов превышает 20, то у пациента высокий риск развития расстройства пищевого влечения.

Среди методик, определяющих склонность к тому или иному психическому заболеванию и психопатизации, выделяют:

  • Я-структурный тест Г. Аммона;
  • Тест акцентуаций характера;
  • Опросник определения уровня невротизации и психопатизации;

Я-структурный тест Гюнтера Аммона применяется для выявления неврозов, агрессивности и тревожности, фобий и пограничных состояний. Тест включает 220 вопросов и 18 шкал. Опросник помогает определить конструктивные или деструктивные черты и функции.

Тест Акцентуаций характера представлен несколькими модификациями, наиболее популярным вариантом является вариант методики, предложенный А.Е. Личко, отечественным психиатром и доктором медицинских наук. Под акцентуацией характера понимают – ярко выраженную черту характера, крайний предел психической нормы. Опросник состоит из 143 вопросов, определяющих тип акцентуированной личности. Данная диагностическая методика не является тестом на психические расстройства, она определяет психопатии и акцентуации. У психически здоровых людей акцентуации с возрастом сглаживаются, а при психопатологии – усиливаются и перерастают в расстройства, например, психоастенический тип акцентуаций часто проявляется при шизоидном расстройстве, а сенситивный тип – при навязчивом неврозе.

Опросник определения уровня невротизации и психопатизации исследует уровень агрессивности, склонности к неврозам и другим психическим расстройствам. Методика состоит из 90 вопросов и двух шкал (невротизация и психопатология). Данный тест часто используют психиатры для подтверждения диагностики неврозов.

Тест чернильных пятен Роршаха направлен на исследование когнитивной сферы, конфликтов и особенности характера личности. Методика состоит из 10 карточек, на которых изображены симметричные чернильные кляксы. Испытуемый должен описать, что он видит на картинках, какие ассоциации у него возникают, двигается ли изображение и т.д. Смыслом теста является то, что психически здоровый человек рассматривает и включает в работу воображения всё чернильное пятно, а личность с психическим отклонением оперирует частями рисунка, часто нелогично и абсурдно. Достоверный анализ данной методики проводит психотерапевт из-за сложности интерпретации и разнообразия теоретических основ Роршах-техники.

Однако ни одна из вышеперечисленных методик не может диагностировать психическое заболевание в полной мере. Достоверный диагноз ставит психиатр на основе клинических наблюдений, индивидуальных исследований, анамнеза и психодиагностических методик.

Тест на психопатию (психические расстройства)

ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНЫХ И ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ

Распознавание болезни представляет собой творческий акт. Успешность последнего зависит от знания предмета, владения методикой обследования, накопленного опыта и, наконец, личных качеств врача. В связи с этим можно вспомнить слова КА. Тимирязева:»Наука, теория, не может, не должна давать готовых рецептов - умение выбирать надлежащий прием для своего случая всегда остается делом личной находчивости, личного искусства. Это-то искусство и составляет область того, что должно разуметь под практикой в лучшем смысле этого слова»(Тимирязев К.А. Естественный и диалектический материализм (сборник статей). - М., 1925).

Клиническое психиатрическое обследование складывается из расспроса больного, собирания субъективного (от больного) и объективного (от родственников и лиц, знающих больного) анамнеза и наблюдения.

Основным приемом обследования является расспрос. Многие симптомы психического заболевания присутствуют в виде субъективных расстройств, и обнаружить их можно лишь при помощи умелого собеседования. К таким симптомам относятся навязчивые явления, психический автоматизм, большинство вербальных галлюцинаций, паранойяльный и параноидный бред, начальные признаки депрессии, астении и многие другие расстройства. Многие симптомы делирия, онейроида устанавливаются только на основании высказываний больных в периоде помрачения сознания и после выхода из него.

В некоторых случаях, особенно у больных, отрицающих наличие психических нарушений, только в результате подробной беседы можно выявить соответствующие расстройства. При неумении расспрашивать можно не обнаружить ни бреда, ни депрессии, ни других расстройств и не диагностировать развивающийся психоз. В результате всего этого больной не будет обеспечен соответствующим надзором и лечением, а также своевременной госпитализацией.

Успешность расспроса больного зависит не только от профессиональных знаний и общей эрудиции врача, но и от умения расспрашивать. Последнее определяется как опытом, так и личными качествами врача. Каждый психиатр разговаривает с больным»по-своему». Важно, чтобы расспрос не был стандартным. От умения просто и сочувственно разговаривать с любым пациентом, учитывая индивидуальные особенности больного, в значительной мере зависит успех обследования. П.В.Ганнушкин в статье»Психиатрия, ее задачи, объем, преподавание»(1924) говорил об этом так:»Главным методом по-прежнему остается беседа с душевнобольным. научиться этому и овладеть этим можно, если молодой психиатр будет с достаточной вдумчивостью и вниманием относиться к душевнобольному, если он будет правдив и как можно более прост в общении с больным; лицемерия, слащавости, тем более прямой неправды душевнобольной не забудет и не простит, и в последнем случае врач надолго, если не навсегда, потеряет всякий престиж в глазах пациента. Лучшие наши психиатры: Крепелин - немец, Маньян - француз, Корсаков - русский - были большими мастерами. даже художниками в деле разговора с больными, в умении получить от больного то, что им было нужно; каждый из них подходил к больному по-своему, у каждого из них были достоинства и недостатки, каждый отражал в этой беседе самого себя со всеми своими душевными качествами. Корсаков вносил в беседу с больным свою необыкновенную мягкость и доброту, свою пытливость; у его подражателей эти качества превращались в ханжество. Крепелин был резок, иногда даже грубоват, Маньян - насмешлив и ворчлив. Это, однако, не мешало всем трем любить больше всего психически больного человека - больные это понимали и охотно беседовали с ними»(Ганнушкин П. Б. Избранные труды. - М.: Медицина, 1964. - С. 32-33).

При умении беседовать даже на обыденные темы многое выясняется вопреки желанию больного, если он замкнут или пытается скрыть от врача свою болезнь (диссимуляция психической болезни).

До настоящего времени не утратили своего значения рекомендации английского психиатра Bacnylle:»После исследования основных способностей, рассудка, памяти, внимания посредством обыкновенного разговора о каком-нибудь предмете можно продолжать исследования, разговаривая с больным об обязанностях и отношениях к жизни, об его силах физических и нравственных, о занятиях, образе жизни и пр. Тысячи нелепых идей имеют больные об этих предметах. После этого можно перейти к разговору об его средствах к жизни, надеждах в будущем, об его происхождении и родстве, о его друзьях. Такое исследование может открыть существование нелепых идей о воображаемом величии и извращенных чувствований по отношению к близким ему»(Bacnylle Manual of Physiological Medicine. - Цит. по Г. Маудсли (Н. Maudsley ) ).

В беседе об обыденном действительно обнаруживается глубокое изменение настроения и всего характера больного с совершенно иным отношением к самому себе и внешнему миру.

Расспрашивая больного и задавая ему нужные для выявления болезненных переживаний вопросы, необходимо уметь внимательно выслушивать его ответы, ничего не упуская и уточняя важные детали. Некоторые молодые психиатры, убежденные в непогрешимости своих книжных знаний, по неопытности расспрашивают больного в безапелляционной форме, подсказывая ему тем самым утвердительный ответ. При таком обследовании галлюцинации, явления навязчивости, депрессию и другие расстройства можно обнаружить там, где на самом деле их нет.

Во избежание ошибки при сообщении о том или ином расстройстве или при утвердительном ответе больного на соответствующий вопрос всегда нужно просить его привести пример, подробно описать все проявления и обстоятельства того или иного нарушения. Предоставляя больному возможность рассказывать о своем заболевании, важно вместе с тем руководить его рассказом, чтобы выявить особенности расстройств.

Больного нужно расспрашивать в отсутствие его близких. При них он обычно смущается, становится более молчаливым, а подчас и недоступным, особенно если некоторые из них вовлечены в его болезненные переживания. То, что больной скрывает от родных, он в их присутствии утаит и от врача. Никогда не нужно соглашаться на разговор с больным не в качестве психиатра, а под видом знакомого родных, сотрудника какого-либо учреждения, представителя общественных организаций и т.п. Обманывая больного, врач подрывает доверие к себе.

Расспрос неотделим от наблюдения. Расспрашивая больного, мы наблюдаем, а наблюдая, задаем возникающие в связи с этим вопросы. Психические нарушения часто едва заметно сказываются на внешнем облике и поведении больных. Для диагностики и установления всех особенностей заболевания необходимо внимательно следить за выражением лица, интонацией голоса больного, улавливать малейшие изменения в манере говорить, отмечать все движения. H.Maudsley (1871) подчеркивал, что»необходимо приобретать привычку точно наблюдать, тщательно отмечать тонкие различия, ибо этим достигается точное внутреннее соответствие с внешним».

Расспрашивая больного и одновременно наблюдая за ним, прежде всего оценивают его общее состояние - состояние сенсориума (ясное и помраченное сознание), наличие или отсутствие растерянности, возбуждения, ступора, расстройства ассоциативного процесса, изменения настроения и др. По мере определения этих»общих»расстройств (оценки общего состояния) выясняют существование и особенности других нарушений (бред, галлюцинации, явления психического автоматизма, навязчивые явления, импульсивные влечения, припадки, дисмнезии, конфабуляции и т.п.).

Описанные приемы дают основание определить психическое состояние (психический статус) больного.

Для распознавания болезни, помимо точного определения психического статуса, необходимо установить предшествующие ему изменения, т.е. собрать анамнез болезни и жизни.

Сбор субъективного анамнеза неотделим от расспроса. При установлении того или иного расстройства одновременно выясняют давность его существования, особенности развития во времени, взамен какого или наряду с каким нарушением оно возникло. Во многих случаях возникновение имеющихся в момент обследования нарушений относится к далекому прошлому.

Однако при сборе субъективного анамнеза всегда нужно иметь в виду, что больной может освещать его под влиянием патологического состояния (бредовая интерпретация прошлого, конфабуляции, забвение и т.п.). Если такое болезненное искажение имеет место, то это необходимо отметить в характеристике психического статуса больного (в истории болезни); отдельно описывают статус и излагают субъективный анамнез.

При сборе анамнеза обращают внимание на наследственную отягощенность, состояние здоровья матери больного во время беременности и течение родов. Устанавливают особенности физического и психического развития больного в раннем детстве и в последующие годы. Обращают внимание на отклонения в развитии, физические и психические травмы, заболевания в детские годы, наличие в это время навязчивых явлений, импульсивных влечений, ночных страхов, снохождений, припадков; устанавливают время прекращения ночного недержания мочи, отношение больного в детстве к родным, сверстникам, успехи в школе, черты характера, его формирование. Прослеживая дальнейшую жизнь больного, отмечают изменения характера в возрасте полового созревания, начало половой, а затем и семейной жизни и ее особенности; регистрируют юношеские увлечения, все моменты, связанные с получением образования, начало трудовой жизни, характер производственной работы, общественной деятельности, обращают внимание на отношения с сослуживцами, родными и близкими людьми, выясняя при этом круг интересов больного; фиксируют также все физические и психические травмы, предшествующие психические расстройства, перенесенные соматические болезни, интоксикации (в том числе алкоголизм, злоупотребление наркотиками).

Тщательно выясняют начало заболевания, предшествующие и непосредственно связанные с ним обстоятельства, первые признаки болезни, их развитие, дальнейшее течение. Все это нужно установить настолько обстоятельно и точно, чтобы характер первоначальных расстройств в соответствии с их описанием можно было определить на любом последующем этапе заболевания.

Объективный анамнез собирают у близких родственников больного, сослуживцев, соседей и других лиц, хорошо его знающих. При сборе объективного анамнеза также тщательно выясняют наследственность - наличие среди ближайших и отдаленных родственников психически больных,»странных людей»(с особым складом характера). При этом нужно всегда иметь в виду, что». чувство неприятности в случаях появления помешательства в семействе так сильно, что люди, никогда не говорившие неправды, весьма настойчиво отрицают существование наследственной патологии, несмотря даже на то, что существование ее хорошо известно и они сами знают, что это известно» (Маудсли Г. (Maudsley H .). Физиология и патология души. - СПб., 1871. - С. 255). Близкие больного нередко упорно отрицают также семейные неурядицы, сложные внутрисемейные отношения.

Подробно устанавливают особенности физического и психического развития больного в детстве и юношеском возрасте, черты его характера, условия жизни и работы. Особое внимание нужно обратить на начало болезни, ее первые признаки, изменение поведения и работоспособности больного, его отношения к родным, окружающим; перемену интересов, появление странностей в поведении; отношение самого больного к своему заболеванию (скрывал или делился с близкими своими переживаниями, объяснял их особым образом и т.п.).

При расспросе близких больному лиц следует иметь в виду, что изменение в образе мыслей, ощущениях и поступках больного тем заметнее, чем быстрее оно совершается. Гораздо труднее заметить медленное и постепенное (в течение нескольких лет) развитие болезни. В таких случаях, особенно если психоз при этом остается маловыраженным, заболевание большей частью чрезвычайно трудно отделить от дурного характера, безнравственности, капризности, ложных жизненных воззрений. Значительно реже психическое заболевание представляет собой только усиление некоторых черт характера и свойств индивидуума .

Рассказом родственников и знакомых о развитии заболевания необходимо руководить. Нередко вместо описания проявлений заболеваний они пытаются изложить свои догадки о ее причинах или свои переживания в связи с заболеванием близкого человека.

Дополнительным материалом психиатрического обследования могут служить описания больными своей болезни, письма, рисунки и другие виды творчества.

Вышеизложенные приемы психиатрического обследования относятся не только к первому контакту с больным, но и к наблюдению за ним при развитии заболевания или в процессе лечения. Во время лечения важно не терять контакта с людьми, близкими больному. Они могут существенно дополнить наблюдения врача на каждом этапе развития болезни, особенно в отношении реакции на лечебные воздействия.

Врачебное наблюдение всегда дополняется наблюдениями медицинской сестры и младшего медицинского персонала. Это имеет огромное значение, так как позволяет своевременно обнаружить малейшие изменения в состоянии и поведении больного.

Все сведения, выявленные при расспросе больного и его близких, наблюдения врача и других окружающих больного лиц, а также результаты специальных исследований фиксируют в истории болезни.

История болезни. Данные субъективного и объективного анамнеза, психиатрического, неврологического, соматического обследования, лабораторных и всех других исследований заносят в историю болезни. Подробно записывают течение болезни, проводимое лечение, его влияние на больного, указывают исход заболевания, восстановление трудоспособности или степень ее утраты, кем и куда выписан или переведен больной. В случае смерти в историю болезни вносят данные вскрытия и гистопатологического исследования. История болезни является медицинским, научным и юридическим документом.

Паспортная часть психиатрической истории болезни ничем не отличается от таковой в других областях клинической медицины.

Наибольшие отличия психиатрической истории болезни заключаются в описании психического состояния больного.

Важно подчеркнуть, что полученные в результате обследования данные следует излагать в разделе»Психический статус»описательно, не пользуясь психиатрическими терминами и не давая оценок и толкований обнаруживаемым у больного изменениям. Необходимо привести картину болезни у конкретного больного с тщательным описанием всех проявлений психического расстройства со всеми присущими этому больному особенностями. Здесь есть аналогия с общетерапевтическим обследованием: терапевты не допускают констатации типа «печень цирротична», а описывают особенности органа («печень плотна, увеличена, мелкобугриста»), поскольку определение «цирротична»- оценка состояния, т.е. заключение врача о состоянии органа, а не его характеристика.

Болезнь по-разному развивается и проявляется у разных больных. Все это должно найти отражение в изложении анамнеза, описании психического статуса и последующего течения болезни. В историю болезни необходимо вносить все особенности человека и все своеобразие расстройства его психической деятельности. В описании статуса по шаблону нельзя уловить ни особенностей течения и проявлений болезни, ни индивидуальности больного. Действительно, в сходных проявлениях одной и той же болезни часто трудно уловить черты, свойственные данному больному. Однако это «индивидуальное, особенное»есть всегда. Если оно не нашло отражения в описании болезни, значит его не уловили при обследовании. Умение «видеть»у больного только ему присущие особенности проявлений болезни дается не сразу. Это результат накопления клинического опыта, знаний, непрерывного совершенствования наблюдательности. Квалифицированное описание психического статуса всегда содержит объективное изложение фактов без личной их оценки или толкования. Индивидуальность больного и своеобразие его заболевания, естественно, без навязывания предвзятого мнения воссоздаются из такого изложения.

Обязательной для всех случаев схемы изложения психического статуса нет и не может быть. Описание психического статуса, сделанное по схеме, неизбежно уподобляется анкете. Вместе с тем изложение проводят в определенной последовательности. Описание психического состояния надо всегда начинать с самого главного - с наиболее существенных проявлений болезни, выражающих основную тенденцию в ее развитии. По мере изложения существенного все остальное естественно располагается в логической связи с ним, освещая необходимые аспекты динамики состояния.

Подробное изложение анамнеза и статуса, отвечающее требованиям психиатрического обследования, делает историю болезни более длинной, однако далеко не все подробно написанные истории оказываются совершенными. Если врач при обследовании больного не сумел уловить главное, существенное, то история болезни заполняется ненужными подробностями, приближаясь к бытоописанию и теряя качества медицинского документа.

Параклинические исследования. В психиатрии, как и в любой другой отрасли клинической медицины, большое место занимают лабораторные и инструментальные методы обследования, которые во всех случаях являются дополнением к клиническому психиатрическому исследованию и в этом отношении к ним применимо определение»параклинические».

Часть из них входит в комплекс методов общесоматического (терапевтического, неврологического и др.) обследования больных. В этом случае они проводятся по всем правилам, принятым в клинической медицине. Однако в психиатрической клинике данным лабораторных исследований уделяют особое внимание в связи с тем, что при некоторых заболеваниях соматическая патология имеет стертые симптомы и выявляется с трудом. Кроме того, больные в измененном психическом состоянии могут не высказывать жалоб или эти жалобы, вплетаясь в высказывания больных о тех или иных соматических ощущениях (сенестопатия, ипохондрические состояния и т.п.), могут остаться незамеченными. Тщательное соматическое обследование необходимо и в тех случаях, когда психические нарушения выступают под маской соматической патологии (маскированная депрессия и др.).

Диагностические лабораторные исследования в психиатрии направлены на оценку соматического состояния больного и контроль за этим состоянием в процессе лечения, а также на выявление соматических заболеваний, сопровождающих или обусловливающих психозы.

Объекты исследования (кровь, моча, цереброспинальная жидкость и др.) и большинство методов их анализа аналогичны применяемым в других областях медицины. Лишь некоторые показатели более характерны для психиатрии. К ним относятся коллоидные реакции, применяемые для диагностики сифилиса, изучение обмена аминокислот при олигофрениях, определение содержания психотропных препаратов в крови и др.

Значение обнаруживаемых изменений по тем или иным лабораторным тестам определяется лишь при их сопоставлении с соматическими, неврологическими и психическими расстройствами на соответствующем этапе развития болезненного процесса.

Лабораторные исследования, связанные с лечением больных, касаются не только контроля за общесоматическим состоянием (по изменениям крови, цереброспинальной жидкости и др.) с целью профилактики и купирования осложнений терапии, но и для установления эффективной лечебной дозы и индивидуальной чувствительности пациента к тому или иному лекарственному средству. В психиатрической практике наибольшее распространение получило исследование содержания лития в крови при лечении аффективных расстройств. Определение содержания в крови других препаратов остается весьма ограниченным, поскольку для этого требуются специальное оборудование и соответственно - специалисты, а также наличие четких клинико-фармакокинетических критериев, которые пока отсутствуют.

Среди инструментальных методов исследования наибольшее диагностическое значение имеет электроэнцефалография. Соответствующим оборудованием в настоящее время располагает любая крупная психиатрическая больница. Электроэнцефалографическое исследование мозга позволяет определять локализацию патологического процесса, что имеет особое значение при диагностике органических психических заболеваний. Наряду с электроэнцефалографией для специальных целей используются реоэнцефалография, эхоэнцефалография и другие методы нейрофизиологических исследований.

Особую группу составляют методы, основанные на рентгеновском исследовании головного мозга: краниография - рентгенографическое исследование черепа и мозга (обычно без применения контрастных веществ); пневмоэнцефалография - исследование ликворных пространств методом рентгенографии мозга при введении в них воздуха (этот метод в настоящее время используется редко в связи с появлением приемов компьютеризированной рентгеновской томографии); ангиография - краниография с введением контрастных веществ (последний метод позволяет диагностировать не только сосудистые заболевания, но и локальные органические поражения, например, опухоли и др.)- В современной психиатрии все большее значение приобретают различные методы КТ (рентгеновская, магнитно-резонансная и др.). Они позволяют регистрировать соответствующие изменения на серийных срезах мозга, проводимых в разных плоскостях.

Все приведенные методы были подробно охарактеризованы в главе 5.

Однако, несмотря на огромные достижения в области инструментальных методов прижизненного исследования мозга и их несомненные достоинства, они не имеют самостоятельного диагностического значения в психиатрии (за исключением выявления локально очерченных патологических процессов) и должны использоваться в комплексе со всеми другими приемами диагностики и прежде всего наряду с тщательным психопатологическим анализом клинической картины заболевания и его течения.

Говоря об особенностях обследования психически больного, мы подчеркивали важность распознавания индивидуальных черт заболевания. Однако при толковании и сопоставлении результатов всех клинических и лабораторных исследований необходимо всегда помнить, что болезнь, развиваясь у каждого больного по-особому, всегда имеет типичные черты, т.е. обладает присущим ей как самостоятельной нозологической единице стереотипом проявления и развития. При обследовании больного врач прежде всего стремится проникнуть сквозь индивидуальное к этим общим закономерностям и, обнаружив их, возвращается вновь к их конкретному выражению у данного больного. Этот путь исследования приводит в конечном итоге к постановке диагноза.

www.psychiatry.ru

Менеджмент

Методы исследования в психиатрии (клинический и экспериментально-психологический).

Клиническое исследование состоит из ряда этапов:

а) расспрос – основной прием психиатрического исследования; многие симптомы психического заболевания (навязчивые явления, вербальные галлюцинации, бред, начальные признаки депрессии, астении и т.д.) выражаются преимущественно в субъективных расстройствах; их существование и особенности можно обнаружить лишь при помощи умело проведенного собеседования.

Основные принципы расспроса:

1. внимательно выслушивать ответы пациента, ничего не упуская и всегда уточняя то, о чем он рассказывает

2. не задавать вопросы в безапелляционной форме, т.к. собеседнику при этом подсказывается утвердительный ответ

3. при сообщении больным о том или другом расстройстве или его утвердительном ответе на вопрос предлагать привести соответствующий пример и подробно описать все проявления и обстоятельства этого нарушения

4. важно руководить рассказом больного, непринужденно и естественно обсуждать с больным широкий круг проблем, выходящих за рамки темы самочувствия и ощущений

5. расспрос больного необходимо вести в отсутствие родственников и знакомых, т.к. при них он обычно смущается, становится более молчаливым, недоступным. То, что больной скрывает от родных, он в их присутствии утаит и от врача.

6. необходимо с достаточной вдумчивостью и вниманием относиться к больному; лицемерия, слащавости, тем более прямой неправды, душевнобольной не забудет и не простит

Исследование состояния больного в данный момент неотделимо от анамнеза . Собирание субъективного анамнеза - обязательная часть расспроса. При установлении того или иного расстройства выясняют давность его существования, развитие в прошлом, взамен какого нарушения или наряду с чем оно возникло. Объективный анамнез собирают у близких и родственников больного. Рассказом родственников и знакомых о развитии заболевания необходимо руководить, т.к. вместо описания проявлений болезни иногда они пытаются изложить свои догадки о ее причинах или описывают свои переживания в связи с заболеванием близкого человека.

б) наблюдение – неотделимо от расспроса. Расспрашивая, врач наблюдает, а наблюдая, задает возникающие в связи с этим вопросы. Необходимо внимательно следить за поведением больного (выражением лица, интонациями, жестами, позой), улавливать малейшие изменения всего этого, т.к. таким образом удается уловить наличие галлюцинаций, оценить уровень и характер эмоциональных реакций, составить суждение об интеллекте и сознании, о бредовых переживаниях, поскольку «важно не только то, что сказано, но и как сказано».

в) изучение творчества больных . Любые тексты и рисунки больного, тем более опыты в сфере художественного творчества, заслуживают пристального внимания и психопатологического анализа. Представляют интерес содержание, манера исполнения, начертания, завершенность или хаотичность; небрежность или педантизм; схематизация или насыщенность деталями; реалистичность или вычурность, символистические или абстракционистские тенденции; цветовая гамма и т.д.

г) история болезни . Полученные в результате исследования данные заносят в историю болезни не в виде психиатрических терминов, определений, оценок и толкований, а описательно. Недопустима констатация бреда, галлюцинаций, депрессии и других феноменов; требуется подробный рассказ об обнаруженных явлениях со всеми присущими им особенностями.

д) общесоматическое и неврологическое обследования

Общесоматическое обследование больного осуществляется по обычным правилам. Оно должно быть тщательным, поскольку при ряде психических болезней тяжелые физические страдания проявляются стерто, «предательски бессимптомно». Многие психические больные не высказывают жалоб, несмотря на тяжесть своего соматического состояния. У ряда больных соматические заболевания участвуют в возникновении и течении психической болезни, у других они лишь случайно ей сопутствуют.

Неврологическое обследование необходимо, так как ряд психических болезней возникает в результате грубого органического поражения головного мозга, а многие психические болезни сопровож даются различными неврологическими нарушениями, расстройствами вегетативной нервной системы.

Экспериментально-психологические исследования - методы, направленные на выявление и анализ тех или иных особенностей психики путем создания специальных (стандартных или варьируемых) контролируемых условий. Они применяются для распознавания и дифференциальной диагностики психических заболеваний или других патологических состояний.

Как правило, психологические экспериментальные методики, доступные врачу, представляют собой довольно простые виды «умственных» и практических заданий, предлагаемых боль ным в разных вариантах и комбинациях в зависимости от целей дифференциальной диагностики и направленности на выявление тех или иных расстройств психики.

1) для обнаружения симптомов утомляемости, ослабления внимания, снижения темпа психической деятельности : корректурная проба Бурдона (больному предлагают вычеркнуть из стандартного текста определенные буквы – быстро, но неточно выполняет задание при маниакальных синдромах, медленно — при депрессии); метод отыскивания чисел (таблицы Шульте — цифры от 1 до 25 в таблицах приведены вразброс; больному предлагают указкой показать их и называть вслух по порядку); счет по Крепелину (складывание чисел «столбиком»); отсчитывание (последовательное вычитание чисел, например, отнимать «в уме» по 7 из 100)

2) для выявления расстройств памяти : заучивание слов, цифр; пересказ несложных сюжетов; опосредованное запоминание попарно предъявляемых слов, связанных по смыслу.

3) для выявления своеобразия мышления : раскрытие иносказательного смысла пословиц, метафорических выражений, сравнение предметов и понятий по признакам сходства и отличий (например, «дождь и снег», «обман и ошибка»), метод пиктограмм Лурия: больному предлагают с помощью собственноручных рисунков, набросанных для памяти, запомнить произнесенные экспериментатором 10 - 16 слов — помогает исследовать как память, так и процессы ассоциирования.

4) для определения интеллекта и уровня умственного развития : шкалы умственного развития Бине-Симона, Станфорда-Бине и т.д.

Экспериментально-психологические методы исследования используются чаще при стертых, благоприятных, «малосимптомных» вариантах разных психических болезней, в некоторых стадиях заболевания (начальный этап, ремиссии), когда клиническая симптоматика недостаточно выражена, «замаскирована» другими процессуальными симптомами.

Методы обследования психически больных

Основной метод обследования психически больных - это беседа с ними и расспрос. Вместе с тем существенное значение для понимания психического состояния больного могут иметь и наблюдения за особенностями его внешнего вида и общей манеры поведения в процессе обследования. От больного не следует скрывать, что он говорит с психиатром. Беседу с больным лучше вести в отсутствие других лиц. Если больной подозрительно относится к окружающим и насторожен, то первоначально с ним лучше начать беседу с разговора на общие темы и не спешить с расспросом о его болезненных переживаниях. Врач должен руководить беседой, добиваться от больного нужных ответов и, если последний отвлекаем или многословен в высказываниях, то нужно мягко, но настойчиво попросить больного вернуться к основной теме разговора. Важно получить от него не общие сведения о болезни, а описание конкретных психических нарушений, болезненных переживаний. Необычайность ощущений и переживаний, испытываемых больным, не должна вызывать у врача удивления или попыток разубедить пациента, доказать неправдоподобность его переживаний. Вместе с тем врач не должен соглашаться и поддерживать болезненные мнения или представления больного. Для уточнения особенностей развития заболевания у психически больных, их психического состояния на том или ином этапе течения болезни можно использовать сведения от родных, соседей, сослуживцев, медицинскую документацию, если она имеется.

Психически больные нуждаются в особом к ним подходе. В обращении с ними нельзя демонстрировать настороженность и подозрительность; необходимо по возможности исключать все то, что могло бы подчеркивать их психическую неполноценность. Врачи и другие медицинские работники в беседах с психически больным, его родственниками и тем более с сослуживцами, соседями по месту жительства и другими лицами должны проявлять большую осмотрительность. Следует воздерживаться от категорических суждений о диагнозе и прогнозе заболевания. Известно, что предсказания о дальнейшем развитии психических заболеваний, особенно в отдельных конкретных случаях, представляют трудности, не говоря уже о том, что нередко бывает затруднительна и сама диагностика заболевания; это относится прежде всего к ранним этапам его развития. Кроме того, при одностороннем и часто искаженном понимании особенностей той или иной болезни неспециалисты делают ошибочные выводы о ее проявлениях и исходах. Такого рода представления могут быть источником ложной оценки правового положения больного и неправильного отношения к нему.

Справки, заключения о психическом состоянии больных и иные документы должны выдаваться в строгом соответствии с установленным положением.

При оценке состояния больного в настоящее время и прогноза его заболевания необходимо учитывать общие закономерности, присущие клинической картине данного психического заболевания. Эти закономерности проявляются в определенной последовательности развития психических нарушений и в том, что характер нарушений отражает глубину расстройства деятельности мозга больного.

Помимо изучения клинической картины психического заболевания, применяются и другие методы обследования: психологический, неврологический, электроэнцефалографический, биохимический, серологический, катамнестический. Психологические исследования в экспериментальных условиях с использованием различных тестов и методик позволяют уточнить важные для диагностики особенности и степень нарушения познавательной деятельности больного, его памяти, восприятия и других психических функций. Причина многих заболеваний еще не выяснена, а в клинической картине отдельных психически больных может быть много общего, в связи с чем наличие или отсутствие определенной неврологической симптоматики нередко помогает установлению правильного диагноза заболевания.

При помощи электроэнцефалографии удается выяснить весьма тонкие признаки органической патологии ЦНС. Другие лабораторные исследования психически больных (биохимические, серологические, рентгенологические и т. п.) проводятся с диагностической целью и для выяснения возможностей применения того или иного вида терапии. Лабораторные исследования позволяют полнее определить состояние больного, иногда уточнить и природу психических нарушений, но решающее значение в диагностике психических заболеваний принадлежит клинической картине.

Важное значение для характеристики особенностей течения заболевания и возможных его последствий имеют катамнестические исследования. Катамнез - сведения о состоянии больных по истечении различного времени после выписки из больницы, последнего обследования или какого-либо лечения. Катамнестические сведения черпаются из разных источников, к числу которых принадлежат данные специального обследования, проведенного врачами или средним медицинским персоналом, выписки из историй болезни о состоянии больных, если они находятся под динамическим наблюдением; устные или письменные ответы самих больных на предложенные им вопросы (анкеты).

Катамнестические исследования позволяют получить более полные и правильные сведения о динамике и исходах психических заболеваний, особенно таких, которые обнаруживают тенденцию к хроническому течению. Данные катамнестических исследований часто являются ценным и необходимым дополнением к клиническим наблюдениям для уточнения диагноза заболевания и определения эффективности применявшейся терапии. С помощью катамнеза представляется возможным решать многие важные научные и практические задачи.

Система психиатрической помощи в нашей стране, обеспечивающая динамическое наблюдение за психически больными, имеет все предпосылки для проведения катамнестических исследований в широких масштабах. При анализе результатов катамнестического обследования часто делаются попытки установить причинную связь между отдельными факторами (относящимися к индивидуальным особенностям больных, окружающей их среды, проводившегося лечения) и особенностями психического состояния больных в момент обследования. Такие попытки имеют важное значение для уточнения прогноза заболевания и разработки эффективных лечебных и профилактических мер. Однако выводы о патогенном или благоприятном влиянии тех или иных факторов на течение и исход заболевания должны делаться с большой осторожностью. Для того чтобы решать, как эти факторы, в том числе и терапия, влияют на состояние больных, необходимо располагать точными данными о течении болезни и прогнозе. Между тем в настоящее время знания о динамике и прогнозе многих психических заболеваний еще недостаточны и мало дифференцированы; возникают большие трудности при определении прогноза в отношении конкретных клинических наблюдений.

Возможен также и другой путь научной оценки влияния на состояние больных, различных факторов, выявляемых при катамнестических обследованиях. Для этого при катамнестическом изучении, помимо основной группы больных, необходимо иметь и контрольную. Основная группа больных должна быть полностью сходна с контрольной и отличаться от нее лишь наличием одного или ряда факторов, которые, как предполагается, могут оказывать влияние на особенности состояния больных. При таких условиях из многочисленного количества самых различных факторов, воздействию которых подвергался или подвергается больной, могут быть выделены непосредственно ответственные за те или иные особенности его состояния на момент катамнестического обследования. Значимость таких факторов должна быть оценена статистически.

Хотя многие люди считают, что психические заболевания встречаются редко, на самом деле это не так. Ежегодно около 54 миллионов американцев сталкиваются с психическими нарушениями или заболеваниями. Психические расстройства затрагивают 1 из 4-х человек во всем мире на каком-то этапе жизни. Многие из этих заболеваний поддаются лечению с помощью лекарственных препаратов, психотерапии, но если оставлять их без внимания, могут легко выйти из-под контроля. Если вы считаете, что, возможно, вы испытываете признаки психического расстройства, как можно скорее обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту.

Шаги

Часть 1

Понятие психического заболевания

    Поймите, что психическое заболевание не является вашей виной. Общество зачастую осуждает психические заболевания и тех, кто страдает ими, и легко верит, что причина имеющейся у вас проблемы в том, что вы никчемны или не прилагаете достаточных усилий. Это неправда. Если у вас психическое заболевание, это является результатом состояния здоровья, а не личных неудач или чего-то еще. Опытный лечащий врач или специалист по психическому здоровью никогда не должен дать вам почувствовать, будто вы виноваты в своем заболевании. Не виноваты ни окружающие, ни вы сами.

    Рассмотрим возможные биологические факторы риска. Не существует одной-единственной причины психического заболевания, но есть множество биологических факторов, которые, как известно, вмешиваются в химические реакции мозга и способствуют дисбалансу гормональной системы.

    • Генетическая предрасположенность. Некоторые психические заболевания, например, шизофрения, биполярное расстройство, депрессия, глубоко связаны с генетикой. Если у кого-то из вашей семьи были диагностированы психические заболевания, то вы можете быть более подвержены развитию такового, просто благодаря генетическому строению.
    • Физиологическое нарушение . Повреждения, например серьезная травма головы, или воздействие вирусов, бактерий или токсинов в период внутриутробного развития, ведут к психическим заболеваниям. Также злоупотребление запрещенными наркотиками и/или алкоголем может вызвать или усугубить психическое заболевание.
    • Хронические заболевания. Хронические заболевания, такие как рак или другие продолжительные болезни повышают риск развития психических расстройств, например тревожности и депрессии.
  1. Понимание возможных факторов риска окружающей обстановки. Некоторые психические заболевания, такие как тревожность и депрессия, непосредственно связаны с вашим личным окружением и ощущением благополучия. Потрясения и отсутствие стабильности могут стать причиной или усугубить психическое заболевание.

    • Сложные жизненные переживания . Крайне эмоциональные и волнующие жизненные ситуации могут вызвать у человека психическое заболевание. Они могут концентрироваться в момент, такой как потеря любимого или затягиваться, например, в анамнезе сексуального или физического насилия. Участие в боевых действиях или в составе аварийной бригады тоже может способствовать развитию психического заболевания.
    • Стресс . Стресс может усугубить имеющееся психическое расстройство и стать причиной таких психических заболеваний, как депрессия или тревожность. Семейные ссоры, финансовые трудности и проблемы на работе – все это может быть источником стресса.
    • Одиночество . Отсутствие надежных связей для поддержки, достаточного количества друзей и недостаток в здоровом общении способствует возникновению или обострению психического расстройства.
  2. Как определить предупредительные признаки и симптомы. Некоторые психические заболевания появляются с рождения, но остальные проявляются со временем или возникают довольно внезапно. Ниже представлены симптомы, которые могут быть предупредительными знаками психических заболеваний:

    • Чувство грусти или раздражительности
    • Смущенность или дезориентация
    • Чувство апатии или отсутствие интереса
    • Повышенная тревожность и злость/враждебность/жестокость
    • Чувство страха/паранойя
    • Неспособность контролировать эмоции
    • Сложности с концентрацией
    • Трудности в несении ответственности
    • Затворничество или социальное отчуждение
    • Проблемы со сном
    • Иллюзии и/или галлюцинации
    • Странные, высокопарные или далекие от реальности идеи
    • Злоупотребление алкоголем или наркотиками
    • Значительные изменения в характере питания или в половом влечении
    • Мысли или планы о самоубийстве
  3. Выявление физических предупредительных признаков и симптомов. Иногда физические признаки могут служить в качестве предупредительных сигналов о наличии психического заболевания. Если у вас проявляются симптомы, которые не проходят, обратитесь за медицинской помощью. К предупредительным симптомам относятся:

    • Усталость
    • Боли в спине и/или груди
    • Учащенное сердцебиение
    • Сухость во рту
    • Проблемы с пищеварением
    • Головные боли
    • Повышенная потливость
    • Значительные изменения массы тела
    • Головокружение
    • Серьезные нарушения сна
  4. Определите, насколько серьезны ваши симптомы. Многие из этих симптомов проявляются в ответ на каждодневные события и поэтому не обязательно указывают на то, что вы душевно больны. У вас должен быть повод волноваться, если они не проходят, и, что более важно, если они негативно сказываются на вашей повседневной жизненной функциональности. Никогда не бойтесь обратиться за медицинской помощью.

    Устанавливайте знакомства для поддержки. Всем, особенно тем людям, кто имеет дело с психическими заболеваниями, важно иметь знакомых, которые принимают и поддерживают их. Для начала это могут быть друзья и семья. Кроме того, существует множество групп поддержки. Найдите группу поддержки в своем районе или через интернет.

    Рассмотрите медитацию или воспитание самоосознанности. Хотя медитацией невозможно заменить квалифицированную помощь специалиста и/или лечение препаратами, но она поможет справляться с симптомами определенных психических заболеваний, в особенности тех, что связаны с зависимостью и употреблением наркотических веществ или тревожностью. Осознанность и медитация подчеркивают важность принятия и присутствия, что помогает облегчить стресс.

    Ведите дневник. Ведение дневника ваших мыслей и переживаний может помочь вам разными способами. Записывая негативные мысли или тревоги, вы сможете прекратить заострять на них внимание. Отслеживание причин, вызывающих определенные переживания или симптомы, поможет вашему лечащему психиатру обеспечить вам оптимальное лечение. Также это позволит вам исследовать свои эмоции безопасным способом.

  5. Поддерживайте здоровый рацион питания и режим физических нагрузок. Хотя диета и физические упражнения не могут предотвратить психическое заболевание, но с помощью них можно контролировать свои симптомы. В случае тяжелых психических заболеваний, например, при шизофрении или биполярном расстройстве, особенно важно придерживаться постоянного режима и достаточно высыпаться.

    • Если вы страдаете нарушением питания, например, анорексией, булимией или чрезмерным перееданием, то, возможно, вам нужно быть особенно осмотрительным с рационом питания и режимом физических нагрузок. Посоветуйтесь со специалистом, чтобы удостовериться, что вы придерживаетесь здорового характера питания.

Психические расстройства – это состояния человека, которые характеризуются изменением психики и поведения с нормального на деструктивное. Термин является неоднозначным и имеет разные трактовки в сферах юриспруденции, психологии и психиатрии.

Немного о понятиях

Согласно Международной классификации болезней, психические расстройства не совсем тождественны таким понятиям, как психическое заболевание или душевная болезнь. Данное понятие даёт общую характеристику различным видам разладов психики человека. С психиатрической точки зрения, не всегда возможно обозначить биологические, медицинские и социальные симптомы нарушения психики личности. Лишь в некоторых случаях в основе психического расстройства может лежать физический разлад организма. Исходя из этого, в МКБ-10 используется термин «психическое расстройство» вместо «психического заболевания».

Этиологические факторы

Любые нарушения психического состояния человека обусловлены изменениями структуры или функций головного мозга. Факторы, влияющие на это можно разделить на две группы:

  1. Экзогенные, куда относятся все внешние факторы влияния на состояние организма человека: производственные яды, наркотические и отравляющие вещества, алкоголь, радиоактивные волны, микробы, вирусы, психологические травмы, черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания головного мозга;
  2. Эндогенные – имманентные причины проявления психологического обострения. Они включают в себя нарушения хромосомного ряда, генные заболевания, наследственные заболевания, которые могут передаваться по наследству в связи с травмированным геном.

Но, к сожалению, на данном этапе развития науки причины возникновения многих психических расстройств остаются неизвестными. На сегодняшний день каждый четвёртый человек в мире склонен к психическому расстройству либо смене поведения.

К ведущим факторам развития психических расстройств относятся биологические, психологические, факторы среды. Психический синдром может передаваться генным путём как у мужчин, так и у женщин, что обуславливает частую схожесть характеров и отдельных специфических привычек некоторых членов семьи. Психологические факторы объединяют в себе влияние наследственности и окружения, которые могут привести к расстройству личности. Воспитание у детей неправильных семейных ценностей увеличивает в будущем у них шансы развития психического расстройства.

Психические расстройства чаще всего бывают у людей при сахарном диабете, сосудистых заболеваниях головного мозга, инфекционных
болезнях, в состоянии перенесённого инсульта. Алкоголизм может лишить человека вменяемости, полностью нарушить все психофизические процессы в организме. Симптомы психических расстройств проявляются также при постоянном употреблении психоактивных веществ, влияющих на функционирование центральной нервной системы. Осеннее обострение или же неприятности в личной сфере могут выбить из колеи любого человека, ввести его в состояние легкой депрессии. Поэтому, особенно в осенне-зимний период, полезно пропить курс витаминов и лекарства, которые успокаивающе действуют на нервную систему.

Классификация

Всемирная организация здравоохранения для удобства постановки диагноза и обработки статистических данных разработала классификацию, в которой виды психических расстройств группируются по этиологическому фактору и клинической картине.

Группы психических расстройств:

Группа Характеристика
Состояния, вызванные различными органическими заболеваниями головного мозга. Сюда можно отнести состояния после черепно-мозговой травмы, инсультов или системных заболеваний. У пациента могут поражаться как когнитивные функции (память, мышление, обучаемость), так и появляться «плюс-симптомы»: бредовые идеи, галлюцинации, резкая смена эмоций и настроений;
Стойкие изменений психики, которые вызваны употребление спиртных напитков или наркотических веществ Сюда относятся состояния, которые вызваны приемом психоактивных веществ, которые не относятся к классу наркотических: седативные, снотворные, галлюциногены, растворители и другие;
Шизофрения и шизотипические расстройства Шизофрения – хроническое психологическое заболевание, имеющее негативные и позитивные симптомы, характеризуется специфическими изменениями состояния личности. Проявляется в резкой смене характера личности, совершении нелепых и нелогичных поступков, смене интересов и появлении несвойственных увлечений, снижении работоспособности и социальной адаптации. У индивида может полностью отсутствовать вменяемость и понимание происходящих вокруг событий. Если проявления выражены слабо или считаются пограничным состоянием, то у пациента диагностируют шизотипическое расстройство;
Аффективные расстройства Это группа заболеваний, для которых основным проявлением является смена настроения. Наиболее ярким представителем этой группы является биполярное аффективное расстройство. Также сюда включены мании с различными психотическими расстройствами или без них, гипомании. Депрессии различной этиологии и течения тоже относят в эту группу. К устойчивым формам аффективных расстройств относят циклотимию и дистимию.
Фобии, неврозы Психотические и невротические расстройства содержат панические атаки, паранойя, неврозы, хронический стресс, фобии, соматизированные отклонения. Признаки фобии у человека могут проявляться по отношению к огромному спектру предметов, явлений, ситуаций. Классификация фобий стандартно включает в себя: специфические и ситуационные фобии;
Синдромы поведения, которые связаны с нарушениями физиологии. Сюда можно отнести разнообразные нарушения приема пищи (анорексия, булемия, переедание), сна (бессонница, гиперсомния, сомнамбулизм и другие) и различные сексуальные дисфункции (фригидность, недостаточность генитальной реакции, преждевременная эякуляция, повышенное либидо);
Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте Эта группа насчитывает десятки состояний, к которым относят нарушение половой идентификации (транссексуализм, трансвестизм), расстройство сексуального предпочтения (фетишизм, эксгибеционизм, педофилия, вуайеризм, садомазохизм), расстройство привычек и влечений (страсть к азартным играм, пиромания, клптомания и другие). Специфические расстройства личности представляют собой стойкие изменения поведения в ответ на какую-либо социальную или личностную ситуацию. Эти состояния различают по симптомно: параноидное, шизоидное, диссоциальное расстройство личности и другие;
Умственная отсталость Группа врожденных состояний, которая характеризуется задержкой развития психики. Это проявляется снижением интеллектуальных функций: речь, память, внимание, мышление, социальная адаптация. По степеням это заболевание делится на легкую, умеренную, среднюю и тяжелую в зависимости от выраженности клинических проявлений. К причинам, которые могут спровоцировать данное состояние относят генетическую предрасположенность, задержку внутриутробного развития плода, травмы в родах, недостаток внимания в раннем детском возрасте
Расстройства психологического развития Группа психических расстройств, в которую входят нарушение речи, задержка развития учебных навыков, моторной функции, психологического развития. Это состояние дебютирует в раннем детстве и нередко связанно в поражение головного мозга: течение постоянное, ровное (без ремиссии и ухудшений);
Нарушение активности и концентрации внимания, а также различные гиперкинетические расстройства Группа состояний, для которых характерно начало в подростковом или детском возрасте. Здесь наблюдается нарушение поведение, расстройство внимания. Дети непослушные, гиперактивные, иногда даже отличаются некоторой агрессивностью.

Мифы

В последнее время стало модным относить любые перепады настроения или нарочно вычурное поведение к новому виду психических расстройств. Сюда смело можно отнести и селфи.

Селфи – склонность постоянно делать собственные снимки на камеру мобильного телефона и выкладывать их в социальные сети. Год назад в новостных лентах промелькнула новость, что психиатры из Чикаго определили симптомы развития этой новой зависимости. На эпизодической фазе человек фотографирует себя более 3 раз в день и не выкладывает снимки на всеобщее обозрение. Вторая стадия характеризуется фотографированием себя свыше 3 раз в день и их публикацией в соцсетях. При хронической стадии человек делает собственные снимки на протяжении всего дня и выкладывает их более шести раз в день.

Никакими научными исследованиями эти данные не подтверждались, поэтому можно говорить о том, что такого рода новости призваны привлечь внимание в тому или иному современному явлению.

Симптомы нарушения психики

Симптоматика психических расстройств довольно велика и многообразна. Здесь мы рассмотрим их основные признаки:

Вид Подвид Характеристика
Сенсопатия – нарушение тактильной и нервной восприимчивостиГиперестезия обострение восприимчивости обычных раздражителей,
Гипестезия снижение чувствительности видимых раздражителей
Сенестопатия чувство сдавливания, жжения, раздирания, распространяющееся из разных участков организма
Различные виды галлюцинаций Истинные Объект находится в реальном пространстве, «вне его головы»
Псевдогаллюцинации Воспринимаемый объект «внутри» пациента
Иллюзии Искаженное восприятие реального объекта
Смена восприятия размеров своего тела Метаморфопсия

Возможно ухудшения мыслительного процесса: его ускорение, бессвязность, заторможенность, персеверация, обстоятельность.

У пациента может появиться бред (полное искажение идеи и непринятие иных точек зрения по заданному вопросу) или просто навязчивые явления – неконтролируемое проявление у больных тяжёлых воспоминаний, навязчивых мыслей, сомнений, страхов.

Расстройства сознания включает в себя: растерянность, деперсонализацию, дереализацию. Психические расстройства также могут иметь в своей клинической картине нарушения памяти: парамнезия, дисмнезия, амнезия. Сюда также относятся расстройства сна, тревожные сновидения.

У пациента могут возникать обсессии:

  • Отвелеченные: навязчивый счет, воспроизведение в памяти имен, дат, разложение слов на составляющие, «бесплодное мудрствование»;
  • Образные: страхи, сомнения, навязчивые влечения;
  • Овладевающие: человек выдает желаемое за действительное. Часто происходит после потери близкого человека;
  • Навязчивые действия: больше похожи на ритуалы (определенное количество раз помыть руки, подергать запертую входную дверь). Пациент уверен, что это помогает предотвратить что-то ужасное.
2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.