Анализ кала на наличие хеликобактер пилори. Определение антигена HELICOBACTER PYLORI в кале (ИФА) Где можно сдать кал на хеликобактер

Любое заболевания имеет причину. И от того, как правильно будет она определена, зависит и будущее здоровье пациента. Помогают в установлении причины гастрита и язвы различные диагностические методы: инструментальные и лабораторные.

Рассмотрим основные способы выявления одной из наиболее распространённой бактерии, способной вызывать желудочно-кишечные проблемы – Н. руlori.

Глазом увидеть такой мельчайший организм длиной всего 2-3 мкм не представляется возможным, как и провести диагностику в домашних условиях.

Пациент может только предположить наличие гастрита по соответствующим симптомам: боли в эпигастрии после еды, тяжесть и дискомфорт в желудке, изжога, отрыжка воздухом или кислым, металлический привкус во рту. Эти признаки повышения кислотности очень часто сопровождают гастриты, ассоциированные с патогенным микробом.

Но достоверно выявить, поселилась ли бактерия в организме или нет, можно лишь в диагностическом отделении амбулаторно-поликлинического звена, стационара или лаборатории.

Существуют специальные методы, позволяющие с высокой достоверностью обнаружить как сам микроб, так и продукты его жизнедеятельности, а также вырабатываемые организмом антитела в ответ на внедрение микроба:

• Бактериологический

Обнаружение патогена в мазках с участка внутренней стенки желудка или культивирование микроорганизма на питательных средах.

• Серологический

Обнаружение антител в крови, антигенов микробов в кале.

• Морфологический

Выявление Н. руlori под микроскопом при покрытии образца исследования специальными красителями.

• Молекулярно-генетический

Методы полимеразно-цепной реакции.

• Биохимический

Уреазный тест, дыхательный тест.

Все вышеперечисленные методы можно классифицировать на две большие группы:

1. Инвазивные. Способы диагностики, основанные на проведении эндоскопического исследования – ФГДС, со взятием биоптата. Участок внутренней стенки желудка затем можно подвергнуть цитологическому, культуральному исследованию, провести уреазный тест.
  2. Неинвазивные. Другие способы обнаружения инфекции, при которых ФГДС не проводится.

Анализ на хеликобактер пилори (helicobacter pylori) – что это такое

Врачу, прежде чем проводить исследование и диагностику, имеется ли патогенный микроорганизм в желудке или нет, необходимо взять биологический материал у пациента. Таким материалом может стать:

• Небольшой участок слизистой желудочной оболочки.

Кусочек слизистой отщепляется при проведении фиброгастроскопии – производится биопсия специальным прибором прямо во время ФГДС.

• Кровь

Анализ крови позволяет обнаружить не саму бактерию, а иммуноглобулины, которые образуются в организме в ответ на инфекцию: IgA, IgG, IgM. Читайте также на хеликобактерную инфекцию.

При проникновении Н.руlori в желудок и активном её размножении, иммунная система запускает каскад реакций, направленных на изгнание вредоносного микроорганизма. Это проявляется в выработке специфических антител, которые связывают микроб и стремятся к нейтрализации её токсинов.

Антитела или иммуноглобулины (IgA, IgG, IgM) в превышающем норму количестве могут появляться спустя несколько недель после заражения, а также высокий их уровень какое-то время сохраняется и после успешной эрадикации – терапии хеликобактериоза.

Если цель диагностики – профилактическое обследование или оценка эффективности лечения, можно применять неинвазивные методы: взять анализ крови, кала, провести дыхательный тест.

Перед проведением инвазивных анализов от пациента требуется подготовка лишь к эндоскопическому обследованию – фиброгастроскопии.

Кровь для исследования берут из вены, особой подготовки от пациента анализ не требует. Желательно сдавать кровь натощак, вечером допустим легкий ужин, не желательно переедать или употреблять жирную пищу.

Перед анализом кала 3 дня следует питаться правильно: не кушать продукты, содержащие большое количество красителей и консервантов, грубоволокнистой пищи, не принимать медицинские препараты, алкоголь.

Перед проведением дыхательного теста также важна подготовка. Нельзя кушать после 22.00 вечера накануне теста и утром. За два дня перед исследованием исключить все повышающие газообразование продукты и жидкости, способные с выдыхаемым воздухом повышать концентрацию СО2: капуста, бобовые, яблоки, сдоба, газировка. Нельзя употреблять спиртное и курить, использовать жевательную резинку.

От того, насколько сознательно отнесется пациент к подготовке к анализам, зависит их качество и результат. А значит последующее лечение и общее самочувствие.

Тест на хеликобактер при ФГДС и гастроскопии

Широкую популярность приобретают экспресс-тесты в диагностике бактерии. Они достаточно информативны, позволяют быстро установить инфицированность Н.руlori в течение нескольких минут после проведения ФГДС. Это экспресс-уреазные тесты.

Они основаны на способности микробного фермента уреазы расщеплять мочевину с выделением аммония. Ионы аммония создают щелочную среду, и способствует смене цвета индикатора экспресс-системы.

В одноразовый экспресс-набор входит:

• мочевина
  • индикатор РН (изначально его цвет жёлтый)
  • бактериостатический агент

При производится забор участка слизистой. Данный участок помещается на панель экспресс-набора. Если данная слизистая содержит микроб, его фермент уреаза начинает активно расщеплять содержащуюся в тесте мочевину.

Выделяется аммиак, защелачивает среду, индикатор реагирует на его выделение и меняет свой цвет с желтого на малиновый. Оценивается тест от нескольких минут до суток. Малиновое окрашивание будет свидетельствовать о наличии инфекции и положительном тесте.

Если смены окраски индикатора не произошло, или оно появилось спустя сутки – результат считается отрицательным. Патогена в биоптате нет.

ФГДС с биопсией на хеликобактер

Необходимо пройти лицам, которые:

1. Имеют симптомы патологии желудочно-кишечного тракта: изжогу, тошноту, дискомфорт или боли в эпигастрии, металлический привкус во рту
  2. Имеют тесный контакт с лицами, у которых уже диагностирована данная инфекция, либо среди членов семьи данный диагноз установлен
  3. В анамнезе уже имеют гастрит, эзофагит, язву без установленной этиологии
  4. Прошли курс эрадикационной терапии по поводу данной инфекции для оценки качества лечения
  5. Имеют проблемы кожи неустановленной этиологии, иммунные нарушения
  6. Успешно прошли лечение от Н.руlori с достоверно подтверждёнными лабораторными данными, для профилактики реинфекции 1 раз в год.

Диагностика очень важна, она достоверно устанавливает наличие или отсутствие бактерии в организме человека и позволяет определиться с тактикой лечения, если патоген был выявлен. Не менее важно уметь интерпретировать результаты проведённых обследований.

Расшифровка — это заключение, которое выдаёт врач после проведённого обследования, результат проводимых манипуляций.

Если доктор говорит о том, что отрицательные – это означает, что бактерии в организме не обнаружено. Пациент здоров. И наоборот, положительный результат свидетельствует об инфицированности.

Каждый метод исследования имеет свои специфические нормы и пределы, по которым производится оценка наличия патогенного микроорганизма или его отсутствия, некоторые анализы позволяют выявить степень заражённости и стадию активности жизнедеятельности бактерии.

Как разобраться во врачебных заключениях проведённого обследования? Расшифруем результаты каждого метода диагностики Н.руlori.

Норма анализа на хеликобактер пилори

В организме как взрослых, так и детей данной бактерии быть не должно. Поэтому нормой для любого анализа на этот микроб будет отрицательный результат:

• Отсутствие самой бактерии при проведении исследования мазков слизистой желудка под микроскопом. Глаз врача диагноста под многократным увеличением не выявляет S-образных микробов cо жгутиками на конце тела.
  • Не будет окрашивания в малиновый цвет индикатора в тест-системе при проведении уреазного теста. После того, как биоптат слизистой поместят в среду экспресс-набора, ничего не произойдёт: цвет индикатора останется первоначальным (светло-желтым или другим, который заявлен производителем). Это норма. При отсутствии бактерии некому разлагать мочевину, превращая её в аммиак и углекислый газ. Не происходит защелачивание среды, к которой чувствителен индикатор.
  • Менее 1% меченого изотопа 13С в выдыхаемом воздухе фиксируется при . Это означает, что ферменты хеликобактера не работают и не расщепляют мочевину, выпитую для исследования. А если ферменты не обнаружены, можно сделать вывод об отсутствии и самого микроорганизма.
  • Нет роста колоний на питательных средах при проведении бактериологического метода. Важным составляющим успеха данного анализа является соблюдение всех режимов выращивания микроба: кислорода в среде должно быть не более 5%, используется специальный кровяной субстрат, поддерживается оптимальная температура. Если на протяжении пяти дней на среде не появились мелкие круглые бактериальные колонии, можно сделать вывод, что микроба в исследуемом биоптате не было.
  • Отсутствие антител к патогену при проведении иммуноферментного анализа крови или низкий их титр 1:5 и менее. Если титр повышенный – хеликобактер в желудке присутствует. Антитела или иммуноглобулины (IgG, IgM, IgA) — это специфические белки иммунной системы, вырабатываемые с целью защиты от микроба и повышения сопротивляемости организма.

Если анализ на хеликобактер пилори положительный — что это значит

Положительный результат анализа означает наличие инфекции в организме. Исключение составляет положительный результат на титр антител, который может возникать при проведении ИФА крови сразу после эрадикации бактерии.

Вот в чем дело:

Даже если пройдено успешно, и бактерии больше нет в желудке, некоторое время антитела или иммуноглобулины к ней сохраняются и могут давать ложноположительный результат.

Во всех других случаях, положительный анализ означает присутствие микроба в желудке: бессимптомное носительство или болезнь.

Расшифровка цитологического исследования на хеликобактер

Исследование бактерии под микроскопом из мазков желудочной слизистой называется цитологическим. Для визуализации микроба мазки окрашивают специальным красителем, а затем рассматривают их под увеличением.

Если доктор наблюдает в мазках всю бактерию целиком,он дает заключение о положительном результате анализа. Пациент заражён.

• + если видит до 20 микробов в поле зрения
  • ++ до 50 микроорганизмов
  • +++ более 50 бактерий в мазке

Если врач в цитологическом заключении сделал отметку в один плюс — это означает хеликобактер-слабоположительный результат: бактерия есть, но обсеменённость слизистой желудка не значительная. Три плюса свидетельствуют о значительной активности бактерий, их очень много и процесс воспаления выражен.

Расшифровка уреазного теста

Результаты экспресс-теста на фермент бактерии уреазу тоже основан на количественном принципе. Врач дает положительную оценку при изменении индикаторной окраски, скорость и степень её проявления выражает плюсами: от одного (+) до трёх (+++).

Отсутствие окраски или появление её спустя сутки означает, что пациент не страдает хеликобактериозом. Результаты анализа в норме. Когда уреазы, выделяемой Н.руlori много, она очень быстро расщепляет мочевину и образует аммиак, который защелачивает среду экспресс-панели.

На изменение среды активно реагирует индикатор и становится малиновым. Отсутствие окраски или появление её спустя сутки означает, что пациент не страдает хеликобактериозом. Результаты анализа в норме.

Чем больше в заключении уреазного теста плюсов, тем выше инфицированность:

• Хеликобактер 3 плюса

Если окрашивание в малиновый цвет наблюдается в течение нескольких минут часа – врач сделает отметку в три плюса (+++). Это означает значительную инфицированность микробом.

• Хеликобактер 2 плюса

Если при проведении уреазного теста, окрашивание в малиновый тест индикаторной полоски происходит в течении 2 часов – это означает, что заражение человека данным патогеном умеренное (два плюса)

• Хеликобактер 1 плюс

Изменение цвета индикатора до 24 часов оценивается в один плюс (+), что свидетельствует о незначительном содержании бактерий в слизистом биоптате и расценивается как слабоположительный результат.

Отсутствие окраски или появление её спустя сутки означает, что пациент не страдает хеликобактериозом. Результаты в норме.

АТ к Helicobacter pylori — что это

Антитела или иммуноглобулины – это специфические соединения белковой природы, циркулирующие в крови человека. Они вырабатываются иммунной системой в ответ на проникновение инфекции в организм.

АТ вырабатываются не только в отношении конкретного патогена, но и ко многим другим агентам вирусной и бактериальной природы.

Повышение количества антител – их титра свидетельствует о развивающемся инфекционном процессе. Иммуноглобулины могут также сохраняться какое-то время и после уничтожения бактерии.

Выделяют несколько классов антител:

Helicobacter pylori IgG — количественная расшифровка анализа

Антитела к хеликобактер пилори (anti Helicobacter pylori в англоязычной литературе), относящиеся к классу иммуноглобулинов G появляются в крови не сразу после инфицирования микробом, а спустя 3-4 недели.

Выявляются антитела иммуноферментным анализом при взятии венозной крови. В норме IgG отсутствуют, либо их титр не превышает 1:5. Если этих белковых фракций нет, можно сказать, что инфекция не присутствует в организме.

Высокие титры и большое количество IgG может свидетельствовать о следующих состояниях:

• Наличие бактерии в желудке
  • Состояние после проведения лечения

Даже после полного исчезновения патогена из организма после проведенной терапии, иммуноглобулины долгое время могут циркулировать в крови. Рекомендуется повторный ИФА-анализ с определением АТ проводить спустя месяц после окончания лечения.

Отрицательный тест может давать ложноположительные результаты: титр антител повышается с небольшим опозданием около месяца от момента заражения.

Человек может инфицироваться данным патогеном, но при проведении ИФА титр будет низкий – это может означать, что заражение произошло недавно, сроком до 3 недель.

IgG к хеликобактер пилори — какая норма

Нормы и титры IgG, их количественная характеристика зависит от методик определения и реактивов конкретной лаборатории. Нормой является отсутствие IgG при исследовании крови методом иммуноферментного анализа, либо его титр 1:5 и ниже.

Не стоит ориентироваться в постановке диагноза «хеликобактериоз» лишь на высокие титры антител. Они могут циркулировать в крови некоторое время после излечения, а также «запаздывать» в сроках появления при инвазии патогеном.

Метод ИФА и определение титра антител служит скорее вспомогательным методом, дополняющим более точные: цитологический, уреазный тест.

Хеликобактер пилори титр 1:20 – что это значит

Титр к иммуноглобулинам класса G 1:20 указывает на положительный результат анализа – инфекция в организме есть. Это достаточно высокий показатель. Считается, что цифры от 1:20 и выше указывают на существенную активность воспалительного процесса, который требует лечения.

Уменьшение титра после лечения – хороший прогностический показатель эрадикационной терапии.

Helicobacter pylori IgM и IgA — что это

Иммуноглобулины класса М – это белковые фракции, которые раньше всех реагируют на заражение бактерией, и появляются в крови раньше других.

Положительный анализ на IgM возникает, когда титры данной фракции антител нарастают. Это происходит при инфицировании. IgA в крови обнаруживается, если хеликобактерный процесс достаточно активен и слизистая желудочная оболочка крайне воспалена.

В норме в здоровом организме иммуноглобулины данных классов либо отсутствуют, либо содержаться в несущественных количествах, которые не имеют диагностической значимости.

Helicobacter pylori, антиген

Helicobacter pylori антиген – один из показателей инфицирования бактерией Helicobacter pylori, способствующей образованию пептических (вызванных действием пищеварительных соков) язв в желудке или двенадцатиперстной кишке.

Синонимы русские

Антиген H. Pylori, антиген возбудителя хеликобактериоза.

Синонимы английские

Helicobacter pylori antigen test, Helicobacter pylori Ag, HpSA.

Метод исследования

Одностадийный иммунохроматографический метод.

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

Как правильно подготовиться к исследованию?

Подготовки не требуется.

Общая информация об исследовании

Хеликобактериоз – это широко распространенное инфекционное заболевание с оральным, фекально-оральным и контактным путем передачи возбудителя, сопровождающееся преимущественным поражением антрального отдела желудка, двенадцатиперстной кишки. Источником инфекции является больной человек или бактерионоситель, а наиболее чувствительны к ней люди с иммунодефицитами. Инкубационный период составляет около семи дней.

Возбудителем инфекции является Helicobacter pylori – спиралевидная грамотрицательная бактерия, способная инфицировать желудок и двенадцатиперстную кишку. Однако Helicobacter pylori вызывает лишь предрасположенность к гастриту и язвенной болезни, и только при дополнительных факторах – группе крови О(I), наследственной предрасположенности, курении, злоупотреблении алкоголем, приеме ульцерогенных лекарственных препаратов, частых стрессах, неполноценном питании – возникает язвенный дефект.

В настоящее время доказано, что хеликобактерная инфекция повышает риск рака желудка. Более половины населения в мире являются носителями Helicobacter pylori, однако у большинства носителей нет никаких симптомов, и лишь примерно у 15 % из них возникает гастрит или язвенная болезнь.

Определение антигена бактерии в кале является высокочувствительным и специфичным методом диагностики хеликобактериоза. Этот тест малоинвазивен, прост в применении, его специфичность и чувствительность – около 90 %.

Для чего используется исследование?

Для диагностики хеликобактерной инфекции.

Для определения показаний к назначению антихеликобактерной терапии и оценки ее эффективности.

Когда назначается исследование?

• При жалобах, позволяющих заподозрить язвенную болезнь, гастрит или дуоденит: при дискомфорте в эпигастральной области, расстройстве пищеварения, чувстве тяжести в желудке, вздутии живота, изжоге, необъяснимых потерях веса, тошноте, рвоте.
  • Когда нужно проследить эффективность антихеликобактерной терапии и выявить возможный рецидив.
  • Когда необходимо подтверждение полной ликвидации инфекции.

Что означают результаты?

Референсные значения: отрицательно.

Положительный результат

Инфицирование Helicobacter pylori (соответственно, высокий риск развития язвенной болезни, гастрита, дуоденита или уже имеющееся заболевание, повышенный риск развития рака желудка).

Отрицательный результат

Инфицирования Helicobacter pylori нет.

Важные замечания

Если при отрицательном результате теста у пациента есть симптомы язвенной болезни желудка или двенадцатиперстной кишки, гастрита, дуоденита, рекомендуется через 2 недели повторить данный анализ или же провести другие исследования на Helicobacter pylori.

• Положительный результат теста через неделю после проведенного курса лечения может говорить о его неэффективности, а отрицательный результат через 4 недели свидетельствует о полном уничтожении инфекции.
  • Helicobacter pylori, IgA (количественно)
  • Helicobacter pylori, IgG (количественно)
  • Helicobacter pylori, ДНК [реал-тайм ПЦР]

Кто назначает исследование?

Гастроэнтеролог, терапевт, инфекционист, педиатр, хирург.

Хеликобактер пилори относится к числу самых опасных для человека бактерий. Патогенный микроорганизм способен провоцировать серьезные отклонения в функциональном состоянии пищеварительного тракта и организма в целом. Бактерии данного типа отличаются повышенной устойчивостью к многочисленным факторам.

Результат терапии напрямую зависит от правильно составленной схемы лечения. Для определения чувствительности микроорганизмов к определенным видам антибактериальных препаратов используются специальные анализы каловых масс. Каждая методика имеет свои достоинства и недостатки. Для получения точных результатов рекомендуется провести несколько тестов.

Пилори длительное время присутствует в организме бессимптомно. Признаки нарушения функционального состояния желудочно-кишечного тракта проявляются только при активной жизнедеятельности бактерий. Одним из основных провоцирующих факторов является снижение иммунитета.

При наличии у пациента определенных заболеваний или отдельных симптомов процедура анализа на становится обязательной.

Показания к анализу:

• проведение антибактериальной терапии (для контроля результатов лечения);
  • эрозии и ;
  • симптомы нарушения функционального состояния пищеварительного тракта (регулярные или , болевые ощущения различной локализации);
  • генетическая предрасположенность к заболеваниям, провоцируемым (злокачественные опухоли органов пищеварения, хронические патологии пищеварительного тракта);
  • прогрессирующая атрофия слизистых оболочек желудка;
  • регулярные после употребления пищи;
  • железодефицитная анемия;
  • резкое снижение массы тела в сочетании с другими симптомами отклонений в функциональном состоянии пищеварительного тракта;
  • наличие крови в рвотных или каловых массах;
  • выявленные новообразования и полипы в пищеварительной системе;
  • язва пищевода или гастроэзофагеальный рефлюкс.

2. Как правильно сдавать анализ?

Проведение процедуры исследования каловых масс на наличие патогенных бактерий подразумевает соблюдение ярда правил. Если подготовка к анализу или сбор биологического материала будут совершены неправильно, то результаты тестов могут показать ложный результат. Каловые массы имеют определенный срок хранения. Если материал будет доставлен в лабораторию с нарушением сроков, то тестирование также может стать недостоверным.

Подготовка к сдаче анализа

Подготовительные меры для анализа кала на включают в себя рекомендации по соблюдению определенного режима питания, а также корректировку медикаментозной терапии (при ее наличии). Если прием назначенных препаратов временно прекратить не получается, то данный нюанс обязательно сообщается врачу.

Подготовка тары

Стерильную емкость для сбора биологического материала можно приобрести в аптеке. При покупке такой баночки исключается наличие загрязнений. В качестве альтернативы можно использовать другие варианты тар (например, емкости от детского питания). Важным нюансом является их стерильность. Емкости должны быть максимально очищены от любых видов загрязнений.

Сбор материала

Запрещено собирать каловые массы с памперса или из унитаза. Идеальным вариантом является забор биологического материала из горшка или с полиэтиленового пакета. Емкость для хранения кала должна быть заполнена на одну третью часть. К таре обязательно прикрепляется заполненное направление.

Как и сколько можно хранить материал?

Емкость с каловыми массами доставляется в лабораторию как можно быстрее. Если возможность быстро направить материал для анализа отсутствует, можно воспользоваться двумя вариантами хранения. В первом случае каловые массы однократно замораживаются. Во втором - хранятся не более двух суток при температуре не выше 4 градусов.

3. Тактика определения бактерии хеликобактер с помощью анализа кала

Назначением конкретного анализа на занимается врач. Специалист учитывает индивидуальную клиническую картину состояния здоровья пациента. Сдать анализы на можно самостоятельно, если возникают подозрения на функциональное отклонение пищеварительного тракта.

Молекулярная диагностика

При молекулярном анализе выявляется специфическая ДНК бактерии. Код дублируется на специальном аппарате. При достижении бактерией нужного размера, ее сравнивают с этанолом. Если части ДНК совпадают с оригиналом, то результат теста положительный ( выявлен). Методика отличается высокой степенью информативности.

Культуральный анализ

Бактериальный посев (или культуральный анализ) относится к категории микробиологических методов исследований. В процессе поведения процедуры биологический материал помещается в среду, которая является максимально благоприятной для размножения патогенных микроорганизмов. Через неделю каловые массы изучаются с помощью микроскопа.

Для идентификации учитываются окраска бактерий и их способности вступать в определенные реакции.

Особенности методики:

• процедура позволяет выявить патологический антиген;
  • в процессе изучения биологического материала проводится тест на чувствительность к антибактериальным препаратам;
  • результаты исследования позволяют подобрать максимально эффективную схему терапии.

Определение антигена хеликобактер пилори в кале иммунологическим методом

Главной целью проведения иммунологических тестов при выявлении является определение комплексов антиген + антитело. Для исследования используются помеченные антитела. Вступая в реакцию с калом, такие вещества подвергаются определенным изменениям. Антитела способны определить наличие в каловых массах не только патогенные бактерии, но и их части, а также продукты жизнедеятельности.

Достоинства и недостатки ПЦР-диагностики

ПЦР-диагностика имеет ряд достоинств и недостатков. Некоторые виды патогенных бактерий можно выявить только с помощью данной методики (например, цитотоксичные типы микроорганизмов). Сбор материала для анализа не подразумевает причинение боли или дискомфорта пациенту. Процедура показывает максимально достоверные результаты.

Преимущества методики:

• процедура позволяет выявить различные штаммы патогенных бактерий;
  • метод отличается высокой степенью чувствительности;
  • анализ безопасен для пациента (для сбора материала не применяются медицинские инструменты);
  • неинвазивность и простота процесса забора биологического материала;
  • высокая степень специфичности теста;
  • метод позволяет определить не только спиралевидные, но и кокковые типы бактерий.

Высокая степень чувствительности теста является его одновременным достоинством и недостатком. Анализ с точностью определяет наличие бактерий, но при загрязнениях биологического материала или тары, результаты процедуры могут быть ложноположительными.

Для исключения ложных показателей следует соблюдать все правила сбора каловых масс для проведения их исследования.

Другие недостатки:

• относительно высокая цена процедуры;
  • отсутствие возможности определить чувствительность бактерии к антибактериальным препаратам;
  • более низкий показатель чувствительности в сравнении с процедурой исследования биоптата слизистой оболочки желудка.

Анализ кала на антиген хеликобактер пилори инвитро

Процедуры исследования каловых масс осуществляются вне организма пациента («ин витро» - «в стекле», «в пробирке»). Для обнаружения микроба такие методы являются максимально точными и эффективными. Однако процедуры имеют некоторые недостатки. Некоторые процессы, происходящие в человеческом организме нельзя воссоздать искусственным способом.

Анализы могут показать уровень чувствительности бактерий к определенным антибиотикам, но стопроцентной информативности такие тесты не дают.

4. Расшифровка результатов

Процедура

Уровень достоверности результатов

Расшифровка результатов исследования

Положительный - выявлен хеликтобактериоз; отрицательный - не выявлено ни одного типа

Частые недомогания со стороны пищеварительного тракта, такие как изжога, отрыжка, тяжесть в животе после еды или тошнота, могут свидетельствовать о присутствии в организме Хеликобактер Пилори (Helicobacter pylori). Жизнедеятельность болезнетворного агента в желудке и двенадцатиперстной кишке вызывает серьезные заболевания, которые требуют длительного и дорогостоящего лечения.

Для того, чтобы избежать нежелательных последствий, необходимо своевременно выявлять и обезвреживать опасного врага. В медицинских учреждениях можно сделать анализ кала на Хеликобактер Пилори и таким образом удостовериться в наличии или отсутствии инфекции.

Что представляет собой хеликобактерия

Микробы не могут жить и размножаться в кислой среде желудка, так как их тела не защищены от действия соляной кислоты. Хеликобактер Пилори является исключением из правил. Для жизнедеятельности бактерии нужна именно кислая среда, поэтому она не живет в кишечнике, как большинство видов грамотрицательных патогенов. Более того, в кишечном тракте мало кислорода, много разрушающих ферментов поджелудочной железы и желчи, что неблагоприятно сказывается на жизнеспособности микроорганизма.

Бактерия выделяет особый фермент — уреазу. Наличие этого фермента в желудке, а соответственно и хеликобактерию, можно быстро выявить с помощью уреазного теста. Он выполняется в момент проведения гастроскопии и позволяет получить достоверный результат в течение нескольких минут. Кал на Хеликобактер Пилори изучается более длительное время, но такой анализ имеет свои преимущества.

Коварство патогена заключается в том, что он незаметно разрушает органы изнутри. После заражения организма отсутствует какая-либо симптоматика, указывающая на инфекцию. Все негативные явления возникают лишь тогда, когда в желудке или двенадцатиперстной кишке развиваются болезни — гастрит, дуоденит, язва.

Другой неприятной особенностью микроорганизма является его способность трансформироваться в кокковую (шарообразную) форму, напоминающую споры. Это происходит в том случае, если патоген попадает в неблагоприятную среду, например, в момент терапии антибиотиками. В таком состоянии бактерия становится менее уязвимой и способна надолго затаиться в организме.

Хеликобактер Пилори считается одной из самых распространенных инфекций у людей. Чаще всего ее диагностируют у пациентов старше сорока лет. Люди могут быть носителями бактерии и даже не догадываться об этом из-за отсутствия симптомов. Не всегда носительство представляет серьезную угрозу для здоровья, однако при любом гастроэнтерологическом заболевании делаются анализы кала или крови на выявление Хеликобактер Пилори.

Медицинское обследование стоит пройти при наличии следующей симптоматики:

• частой изжоги, отрыжки;
  • регулярных нарушений стула (диареи или запоров);
  • тошноты, ощущения тяжести после еды;
  • отвращения к белковой пище (мясу, птице);
  • повышенного газообразования;
  • болей в проекции желудка;
  • устойчивого снижения веса;
  • дисфагии (затруднений при глотании).

Так как патоген передается через слизь или слюну, то инфекция быстро распространяется внутри семьи через пользование общей посудой и предметами личной гигиены. Если у одного члена семьи выявлена хеликобактерия, то остальным близким родственникам тоже рекомендуется пройти соответствующее обследование.

Как подготовиться к сдаче анализа

Прежде чем сдать кал на Хеликобактер Пилори, необходимо ознакомиться с правилами подготовки к анализу и сбора материала. Это могут быть устные указания от врача, либо напечатанные инструкции, которые обычно выдают частные клиники.

• за месяц до исследования следует исключить прием антибиотиков, а за трое суток — слабительных средств;
  • в течение трех дней до анализа нельзя употреблять грубую клетчатку и красящие продукты;
  • собирать кал нужно в специальную емкость (можно взять в клинике или купить в аптеке);
  • следует брать материал из трех точек, где нет крови, слизи, гноя или мочи;
  • необходимо доставить кал в лабораторию в течение двух часов после дефекации;
  • повторный анализ на эффективность лечения нужно сдавать через месяц после приема антибактериальных препаратов.

Анализ кала на Хеликобактер Пилори: обзор методик и оценка результатов

Существуют разнообразные способы выявления патогена. Они отличаются по исследуемому материалу, методу лабораторного исследования, точности, информативности. Немаловажное значение так же имеет ценовой фактор, ведь не каждый человек может заплатить за анализ требуемую сумму. Некоторые методики применяются только в дорогостоящих клиниках, но это не значит, что пациенты с низким доходом не смогут получить необходимую медицинскую помощь в данном вопросе.

Наименее затратным, и в то же время достаточно информативным является анализ кала на Хеликобактер Пилори. Больному не нужно лично приходить в лабораторию, необходимо лишь своевременно доставить туда материал для исследования. Этот пункт особенно важен для родителей маленьких детей, так как малыши часто беспокоятся при посещении незнакомых учреждений.

Еще одним достоинством этого анализа является простота и безболезненность процедуры сбора материала. После испражнения нужно просто положить кал в чистую емкость и отнести в клинику. В других исследованиях пациенту могут прокалывать вену или вводить в пищеварительный тракт дуодендальный зонд.

Различают три метода анализа кала на Хеликобактер Пилори:

• бактериологический посев;
  • иммунологическое исследование;
  • полимеразная цепная реакция (ПЦР).

Способ бактериологического посева

Классический способ выявления патогенных микроорганизмов — посев на питательной среде. Анализ кала на Хеликобактер Пилори этим методом считается наиболее сложным по ряду причин:

• при посеве необходимо исключить доступ кислорода к питательной среде;
  • в кале редко присутствуют активные спиралевидные бактерии, а кокковые формы не распознаются;
  • реакция на чувствительность к антибиотическому веществу может быть неточной;
  • анализ делается не менее недели.

В данном случае бактериологический посев считается наименее точным методом исследования.

Иммунологическое исследование

Этот вид анализа кала на хеликобактер хилари основан на взаимодействии готовых (помеченных специальными метками) антител с антигеном (биоматериалом). При наличии положительной реакции (комплекс антиген-антитело) специалист может диагностировать инфекцию. Метод подходит для обнаружения любой формы бактерии. Результаты исследования сообщаются пациенту уже на следующий день.

Такой анализ назначают на первичном этапе обследования, до проведения инструментальной диагностики. Он не является затратным и прост в выполнении.

Полимеразная цепная реакция

Молекулярно-генетическая диагностика считается самой точной и информативной методикой выявления хеликобактерии. С помощью полимеразной цепной реакции обнаруживается специфическая ДНК патогена, поэтому даже при минимальном содержании в каловых массах бактерий, в том числе кокковых форм, можно легко выявить инфекцию.

Анализ кала на Хеликобактер Пилори методом ПЦР обычно назначают пациентам, которые имеют подтвержденные патологии в желудке или двенадцатиперстной кишке, в частности:

• полипы;
  • опухоли;
  • рефлюкс;
  • атрофию слизистых.

С помощью ПЦР можно узнать роль микроба в развитии этих болезней и правильно составить схему лечения.

Методика отличается высокой точностью — от 94 до 100%. Положительная реакция наблюдается даже при наличии всего десяти микроорганизмов. Специалисты могут выявлять и изучать различные модификации и штаммы патогена. Исследование является простым в исполнении и безопасным для пациента.

К недостаткам можно отнести относительно высокую стоимость анализа и отсутствие возможности установить чувствительность бактерии к антибиотикам.

Расшифровка анализов

При иммунологическом тесте и ПЦР могут быть лишь два результата:

• отрицательный — патоген не обнаружен;
  • положительный — хелибактериоз.

В результатах бактериологического анализа, помимо перечисленных двух пунктов, добавляются сведения о чувствительности к антибиотикам, а именно:

• S — высокая;
  • I — умеренная;