2 где и когда появились первые государства. Когда и почему появились первые государства? Где появились первые государства? Какое государство появилось первым? Патриархальная теория возникновения государства

На вопрос где возникли первые государства на земле? заданный автором Друг №1 лучший ответ это



Между государствами шли непрерывные кровопролитные войны за обладание плодородными землями. Воины в Шумере имели примитивный лук, копье с медным наконечником, короткий кинжал и шапку из меди (примитивным было вооружение и египтян) ; коней не было. При таком несовершенном оружии содержать в рабстве мужчин было опасно, поэтому пленников убивали, жизнь сохраняли только пленницам и подросткам.

Ответ от Leto [гуру]
Урарту и Ассирия - на территории нынешних Сирии, Ирака и Турции.


Ответ от Sunnyboy [гуру]
шумер, египет.


Ответ от Yana yana [гуру]
Шумер и Аккад. Месопотамия. Двуречье. Древние государства Шумера и Аккада Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Судя по документам этой эпохи, это были очень маленькие государства, вернее, первичные государственные образования, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул цатэси (эпси). Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население их было обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности, обычно довольно тяжёлые. Но наряду с этим царь имел в своём непосредственном распоряжении особые земельные угодья. Процесс классового расслоения нашёл своё отражение и в формах землевладения. Государственная власть нередко прибегала к захватам общинных земель, часть которых еще ранее превращалась в собственность наиболее богатых представителей общины. Так постепенно возникла наряду с крупным централизованным царским землевладением и общинным землепользованием крестьян частная земельная собственность богачей. Обезземеленные бедняки, постепенно превращавшиеся в рабов, а также военнопленные, обращенные в рабство, обрабатывали земли, принадлежавшие царю, храмам и рабовладельцам-аристократам. Главной формой хозяйства в эту эпоху было земледелие, основанное на искусственном орошении. Поэтому одной из важнейших функций древнейшего рабовладельческого государства была функция организации и поддержания в порядке ирригационной сети. Правители и цари древнейших, а также и более поздних государств Шумера и Аккада всюду в своих надписях с гордостью говорят о своих заботах о расширении и поддержании в порядке сети искусственною орошения.
Уже в четвертом тысячелетии до н. э. на территории Шумера и Аккада возникают древнейшие города, которые являются хозяйственными, политическими и культурными центрами отдельных маленьких государств. В самой южной части страны находился город Эриду, расположенный на берегу Персидского залива. Крупное политическое значение имел город Ур, который, судя по результатам недавних раскопок, был центром сильного государства. Религиозным и культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерийским святилищем, храмом бога Энлиля. Среди других городов Шумера крупное политическое значение имели Лагаш (Ширпурла) , который вёл постоянную борьбу с соседней Уммой, и город Урук, в котором, по преданиям, некогда правил древнешумерийский герой Гильгамеш.
История некоторых из этих древнейших государств нам более или менее известна благодаря тому, что в развалинах одних городов (Ур) было найдено множество памятников материальной культуры и искусства, а в развалинах других (Лагаш) было найдено много документов (часть которых хранится в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина) .
В III тысячелетии до и. э. в среднем течении Тигра и Евфрата сложилось рабовладельческое государство Аккад. В первой четверти III тысячелетия до н. э. во главе Аккада стал Саргон I, который, опираясь на широкие массы свободных, объединил Шумер и Аккад. Объединение способствовало изменению основы вооруженной организации. Военная мощь нового государства была столь велика, что к Саргону обращались за военной помощью торговые колонии семитов, находившиеся в Малой Азии. Ко времени правления внука Саргона I относится первый документально засвидетельствованный военный договор о взаимопомощи, заключенный “Шумером и Аккадом” с царьками государства Элам, находившегося в юго-западной части нынешнего Ирана.


Ответ от Ильназ Галяветдинов [новичек]
vbfgvb


Ответ от Ирина Шафеева [новичек]
спасибо


Ответ от Илья мокшанов [новичек]
Египед Греция


Ответ от Ђанюш ка [новичек]
Древнейшие в мире государства возникли в двух южных странах в долинах полноводных рек приблизительно в одно время (5 тыс. лет назад или несколько раньше) :
1. Египет - страна, расположенная по обоим берегам Нила от первого порога на юге до Средиземного моря на севере; на запад и на восток от Египта простираются пустыни. Древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная). Этим они отличали черную плодородную землю в долине Нила от “красной”, непригодной для обитания в пустыне. Название Египет дано греками. Предположительно оно происходит от одного из имен древнейшей столицы страны - Хикупта (дословно “Крепость духа Пта” - бога-покровителя этого города) .
2. Шумер - древняя страна, расположенная в Южном Двуречье, т. е. по берегам Евфрата и Тигра в их нижнем течении (юг современного Ирака). Название страны происходит от имени древнейшего ее населения - шумеров, известного ученым.
По своей территории древнейшие государства были небольшими (так, в долине Нила во второй половине 4 тыс. до н. э. их образовалось более сорока). Центром каждого государства был укрепленный город, где находился храм местного бога-покровителя и резиденция правителя. Последний являлся военным предводителем, а также руководил оросительными работами. Известно, что в Шумере правители были одновременно главными жрецами.
Между государствами шли непрерывные кровопролитные войны за обладание плодородными землями. Воины в Шумере имели примитивный лук, копье с медным наконечником, короткий кинжал и шапку из меди (примитивным было вооружение и египтян) ; коней не было. При таком несовершенном оружии содержать в рабстве мужчин было опасно, поэтому пленников убивали, жизнь сохраняли только пленницам и подросткам.

Тема возникновения первых городов меня интригует до чрезвычайности, поэтому эта часть выставки, демонстрировавшая артефакты самых ранних городов и цивилизаций, представляла для меня особый интерес.

Первые города, как известно, появились в районе плодородного полумесяца где-то 7 000 - 5 000 лет назад в южной части современного Ирака. Поселившиеся там люди первыми в мире смогли одомашнить животных и растения и перешли к оседлому образу жизни. Благодаря образующимся запасам пищи они получили возможность содержать несельскохозяйственных специалистов - ремесленников, профессиональных воинов, вождей, постепенно забирающих в свои руки власть, которой не существовало в эгалитарных собирательских общинах, и жрецов.

Именно тогда люди стали обосновываться в поселениях крупнее традиционных деревень, образуя первые города и большие сообщества с царями и жрецами во главе. Что именно послужило причиной возникновения городов, сказать наверняка сложно, однако считается, что цивилизация, города и архитектура развивались бок о бок: новым правителям и служителям культов для подтверждения их могущества требовались вместо привычных крошечных глинобитных построек внушающие трепет здания, символизирующие их силу и божественное происхождение власти. Поэтому появились храмы, дворцы, общественные строения, окруженные мощными стенами со сторожевыми башнями для защиты новых городов.

Одним из первых городов считается Эриду (Ирак) - во всяком случае, свидетельства о нем дошли до наших времен, как и зиккурат Эриду, между верхними кирпичами которого и основанием находится по крайней мере 16 разновременных строительных слоев, самый ранний датируется примерно 5 000 до н.э.

Такие таблички считались очень ценными и обычно украшались изображениями важных событий из жизни человека, которому они принадлежали. Здесь, например, изображена сцена, в которой Ден опускает жезл на голову поверженного врага. Имя царя начертано перед его лицом вместе с фигуркой сокола, символом царской власти.

Такое изображение правителей является традиционным и совершенно не означает, что во времена их правления совершались военные кампании: на протяжении 2 000 лет царей изображали в момент казни ливийских военачальников с одним и тем же именем. Однако у любого стандартного мотива должен быть прототип, и, поскольку это одна из самых первых табличек, возможно, именно на ней и изображено реальное событие, установившее канон, - завоевание Синая войсками царя Дена.

2. Штандарт из Ура, найден на раскопках царского кладбища. Ирак. 2 600 - 2 400 до н.э.

Подлинное назначение этого предмета до сих пор неизвестно: возможно, его использовали как знамя, а, возможно, он служил музыкальным инструментом. Когда его обнаружили, то аутентичные деревянные панели уже были источены временем, боковые панели сломаны, и поэтому обе мозаичные панели из перламутровых раковин, красного песчаника и лазурита пришлось воссоздавать реставраторам по собственным догадкам, как штандарт мог бы выглядеть.

Инкрустированные декоративные панели известны как «Война» и «Мир», где на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни шумерoв. Панель «Война» демонстрирует одно из самых ранних изображений шумерской армии: противники шумеров гибнут под колёсами тяжёлых колесниц, обнаженных пленников приводят к царю, который восседает с копьем в руке. Панель «Мир» демонстрирует, как царю на пир доставляют животных, рыбу и другие товары.

Ур был одним из городов Месопотамии, которая, в отличие от Египта, не была объединена в единое государство, и каждый город представлял собой отдельный город-государство с собственным управлением, правителем и жрецами.

3. Печать из долины Инда. Пакистан. 4 000 - 2 000 до н.э.

Печать была обнаружена в 70-х годах 19 века, и эта находка привела к открытию древней цивилизации в долине реки Инд. Возможно, её использовали, чтобы запечатывать документы и ставить оттиски на пакетах с товарами. Это свидетельствовало о развитой цивилизации, ведущей торговлю с Азией, Месопотамией и шумерами. На печати - самое раннее изображение письменности в Южной Азии. Надпись еще предстоит расшифровать.

Самая ранняя цивилизация в Южной Азии возникла в долине реки Инд и на восточном побережье Индии. В Индской цивилизации была создана письменность, появились большие города, а производство продовольствия контролировалось централизованно правительством. Однако в Индской цивилизации религиозная верхушка не получила такого влияния, как в Египте и Месопотамии. Не было построено храмов, а при раскопках не было обнаружено ни одного изображения божества или царя. Уничтожение лесов, изменение климата и череда иноземных вторжений привели к падению этой цивилизации в 1500 до н.э.

4. Жадеитовый топор. Изготовлен в Альпах, найден в Англии. 4 000 - 2 000 до н.э.

Камень топорика тщательно отшлифован, и, судя по отсутствию зазубринок, орудие никогда не использовалось. На территории Британии нет месторождений жадеита, и этот топор, возможно, был изготовлен в итальянских Альпах, а потом доставлен в Англию через Францию для проведения церемоний и ритуалов.

Шлифованные каменные топоры произвели революцию, изменившую общество и ландшафт после Ледникового периода. Тогда Северная Европа была покрыта непроходимой чащей, которую люди и прорубали своими топорами, освобождая место для поселений и земледелия. Первые земледельцы появились в Англии, перебравшись на утлых суденышках на остров из разных частей Европы. Вместе с собой они привезли животных, семена и подобные шлифованные топоры. Именно те люди возвели Стоунхендж и Авбери, которые удивляют нас до сих пор.

5. Ранняя табличка с надписями. Ирак. 3 100 - 3 000 до н.э.

Это одна из самых ранних табличек в мире с клинописью. Здесь описывается дневной рацион пива для рабочих. Пиво означает сосуд, сужающийся внизу. Рацион обозначается головой человека, что-то поедающего из миски (не могу увидеть эту голову!), круглые и полукруглые оттиски означают меру напитка. Все знаки нанесены срезанным тростником.

Древнерусское государство, Русь, образовалось согласно "Повести временных лет" и многим другим источникам во 2-й половине IX века. Но первые государства на территории нынешней России появились раньше, не позже сер. VI в. Это было время великого переселения народов, в ходе которого многие народы покинули свои родные места и, пройдя огромные расстояния, поселились в других регионах. Особое место в великом переселении народов занимает IV век, в котором гунны , народ, пришедший из отдаленных регионов Азии в Европу, разгромили государство готов на Днепре. Готы, один из германских народов, в свою очередь двинулись на запад и вторглись в пределы Римской империи, положив начало тому крушению Рима, которое побудило Августина Аврелия написать книгу "О граде Божием".

Начиная с IV века, множество народов пришло в движение, некоторые из этих народов меняли свое местопребывание не один раз. Некоторые народы исчезли, растворились в этом историческом процессе: были покорены, или ассимилировались в других народах. Некоторые племена, напротив, объединились в народы и народности и создали свои государства. Принято считать, что последним крупным событием эпохи великого переселения народов было переселение венгерских племен с территории Южного Урала на территорию вокруг Дуная, где в X веке возникло государство Венгрия.

Примерно с VI века территорию от Чудского озера на севере, и до нижнего течения Днепра на юге заселяли славянские племена. Территорию от верхней и средней Волги до Урала занимали финно-угорские племена. На территории современной Сибири жили народы, говорящие на тунгуских и других северных явыках. На территории от Алтая на востоке и до нижнего течения Днепра на западе жили народы, говорившие на тюркских языках. Один из этих народов - древние тюрки (тюркюты) - и создал в VI в. первое государство на территории современной России - Великий Тюркский каганат.

В VI веке особую роль в мировой истории играли два государства - Византия на Западе и Китай на Востоке. За этими государствами стояла и долгая государственная традиция, и уважение со стороны самых различных народов. Правда, Китай переживал в это время не лучшие времена, наполненные и внутренними усобицами, и давлением северных кочевых племен. Между Византией и Китаем и возникло в 552г. тюркское государство, политический центр которого находился на Алтае, восточная граница которого простиралась до Великой Китайской стены, а западная от низовьев Дона до побережья Азовского моря.

Древних тюрков, создавших свое государство, тюркский каганат , не следует отождествлять с современными тюрками, как иногда называют представителей народов говорящих на тюркских языках. Но само название этих языков, и соответственно народов, говорящих на этих языках, восходит к древним тюркам. Почему именно им удалось создать такое огромное государство? По мнению Л.Н. Гумилева, специалиста по истории древних тюрков, одной из причин возникновения тюркского государства, было появление среди тюрок большого коллектива активных, страстных людей - пассионариев (от латинского слова пассио-страсть). По Гумилеву, в основе каждого значительного исторического события лежит пассионарный толчек, действия пассионариев, побуждающие целый народ, этнос, к активным действиям - изменению условий и места проживания, созданию государств. Активный народ может сплотить вокруг себя другие народы или же просто подчинить их. Теория пассионарности Л.Гумилева достаточно убедительна, плохо лишь то, что пассионарность не может быть определена сколь-нибудь научным методом. Наличие пассионарности во многих представителях какого-то народа в определенное время можно только предполагать. Но документально это установить невозможно. Остается довериться интуиции исследователя.


На основе документов и археологических исследований установлено, что к VI веку древние тюрки достигли значительного мастерства в производстве железа и различных изделий из него. Свидетельство этому - сохранившиеся на Алтае следы металлургического производства тюрок, которые могли создавать качественное и усовершенствованное оружие. Поскольку преобладающим хозяйственным укладом тюрок было кочевое скотоводство, то это позволило тюркам, имевшим хорошее оружие, создать эффективную боевую конницу и стать значительной военной силой. Настолько значительной, что в государство тюрок вошли многие народы и с этим государством вынуждены были считаться Китай и Византия.

Верховный правитель тюркского государства назывался каган . Первым правителем Великого тюркского каганата был Булым - каган. Но каганат скоро распался на Западный и Восточный каганаты, которые прекратили свое существование в начале VIII в., не выдержав борьбы с Китаем. Государство, которое поддерживает, объединяет только военная сила, редко бывает долговечным. Долгое время существуют государства, народы которого объединяет общая культура. В прошлом наиболее сильным интегрирующим фактором была общая религия. Но народы редко перенимают религию других народов. Народные, родоплеменные религии тесно связаны с обычаями, даже с особенностями климата, природными условиями отдельных регионов.

Принципиально иное явление - мировые религии. Это религии, которые исходят из представлений о едином человечестве, о равенствое людей перед Богом, независимо от их этнической принадлежности. Главное в этих религиях - нравственная основа, требования нравственного поведения человека. В историческом прошлом человечества возникли 4 мировые религии: зороастризм, буддизм, христианство, ислам (в порядке их возникновения).

Древние тюрки не исповедовали ни одну из этих религий, они придерживались своих родоплеменных религиозных представлений, которые не могли стать интегрирующим культурным фактором в государстве тюрок. Но это государство не исчезло бесследно. Следы его влияния можно обнаружить даже в истории Русского государства. Монархи Русского государства князья Владимир и Ярослав Мудрый иногда именовали себя каганами. Даже митрополит Иларион в своем "Слове о законе и благодати", обращаясь к Ярославу Мудрому, использует титул каган. Почему Иларион и киевские князья так поступали? Этим титулом подчеркивалось, что князья русские - правители не рядового, а крупного, даже великого государства. На Руси титул каган стали использовать, имея ввиду не тюркский каганат, а другое государство - Хазарский каганат, возникший в сер. VII века на территории Приазовья и Прикаспия. С этим государством как со значительной силой считались и Византия, и Арабский халифат. Название же государства и титул его правителя были взяты по аналогии с тюркским каганатом.

История Хазарского государства, особенно в последние десятилетия его существования, оказалось тесным образом связанной с историей Русского государства - и не только наименованием верховного правителя. История Хазарии чрезвычайно интересна. В некоторых отношениях это было уникальное в мировой истории государственное и культурное образование. Это государство было создано хазарами, одним из тюркских народов, объединивших различные народы, жившие в районе Азовского и Каспийского морей. Хазары первоначально были кочевниками, но постепенно сменили свой хозяйственный уклад и стали заниматься земледелием и рыболовством, чему способствовали благоприятные природные условия. Но территория, занимаемая хазарами, имела значительную ценность не только в силу своего плодородия, но из-за того, что это была область, через которую проходили торговые пути мирного значения.

Через Хазарию проходила важная часть Великого Шелкового пути, всемирной торговой магистрали, связывающей со II в. до н.э. народа и государства от Китая до Рима. Со временем у этой магистрали появлялись новые направления, например, в Индию. Одним из таких направлений был торговый путь на Север, к Балтийскому морю, тот путь, который в "Повести временных лет" был назван путем "Из варяг в греки".

Международная торговля приносила большую выгоду Хазарии, поскольку гарантировала большие доходы в виде пошлин за провозимые товары. Хазария со временем превратилась в сильное государство, которое могло даже противостоять военной экспансии Арабского халифата. Во второй половине VII в. и в нач. VIII в. арабы смогли завоевать огромные территории и в Азии, и в Африке, и в Европе, где дошли до южной Франции, захватив перед этим Испанию. Продвижение арабских войск в Европе было остановлено правителем франков Карлом Мартеллом в 732г. Незадолго до этого хазары смогли остановить продвижение арабов в Закавказье, нанеся им военное поражение. Но затем военная удача изменила хазарам, которые даже были вынуждены перенести свою столицу с Кавказа на Нижнюю Волгу, в город Итиль (около современной Астрахани).

Хазарский каганат со столицей в Итиле просуществовал до конца X века, т.е. более 300 лет. Относительная устойчивость и культура Хазарии во многом определялась необычным и, наверное, единственным в мировой истории решении религиозного вопроса, точнее, выбором веры. В VIII веке глава государства, каган, принял исламскую веру, вероятно под давлением арабов. Но уже в конце VIII века правители Хазарского каганата отказываются от ислама, и вновь начинаются войны с арабами, в которых Хазарию поддерживала Византия. Правители Хазарии решил выбрать наилучшую религию. Выбор осуществлялся между христианством, исламом и иудаизмом- религией еврейского народа. И был выбран иудаизм - уникальный случай в истории. По преданию, каган поинтересовался у христианского священника, какая религия лучше: ислам или иудаизм? Ответ был: иудаизм. Затем у мусульманского священника спросил, что лучше: иудаизм или христианство? И вновь последовал тот же ответ, после чего предпочтение в пользу иудаизма выглядело логичным. Легенда ли это предание, или пересказ реального события установить очень трудно, но сама ситуация вполне объяснима.

Мусульманские богословы иногда используют понятие авраамические религии, имея ввиду три религии: иудаизм, христианство, ислам. Все они произошли из одного источника, и пророк Авраам одинаково почитаем во всех этих религиях. Неслучайно великий русский философ В.Соловьев говорил, что моральные системы иудаизма и христианства имеют общее основание. Неслучайно об общей моральной основе всех трех религий говорил Лев Толстой. Для мусульман, почитаемой в качестве Божественной книги, считается Тора - пятикнижие Моисея, первые пять книг священной книги евреев "Танаха" и христианской Библии.

Иудаизм в Хазарии исповедовала в основном хазарская знать - каган и его окружение. В каганате же в целом было много мусульман и христиан, а в столице было много мечетей, синагог, христианских храмов. И представители различных религий мирно сосуществовали друг с другом. Даже судопроизводство творили судьи, среди которых было равное представительство от трех религиозных общин. И это был необычный случай мирного сосуществования религий для эпохи средневековья. Характерно, что Хазарский каганат пал после военных нападений печенегов - кочевников - язычников и после похода в 865 г. против Хазарии киевского князя Святослава, тоже язычника, не захотевшего принимать христианство, как- то сделала его мать княгиня Ольга. После падения Хазарского каганата правители Руси и стали именовать себя каганами.

Все теории возникновения государственного строя основаны на изучении того факта, почему возникло государство:

  • Экологический фактор - объединение людей по принципу хозяйственной деятельности, которую они вели. Например, ирригация и связанная с ней деятельность являлись теми факторами, которые повлияли на появление государства;
  • Географический фактор - люди объединялись территориально;
  • Влияние войн, распрей, междоусобиц - необходимо было защищаться;
  • Демографический фактор - в связи с увеличением населения тех или иных территорий люди прекратили мигрировать;
  • Фактор национальный - доминирование той или иной национальной идеи в отдельно взятом обществе;
  • Психологический фактор - людям было легче жить по установленным общиной правилам;
  • Экономический фактор - разделение населения по трудовой специализации, появление денег и торговли.

Как возникло государство: теории

Существуют основные теории происхождения государственного строя:

  1. Теократическая теория: государство возникает по Воле Божьей. Ее приверженцы утверждают, что государства появляются потому, что так «хочет» некая Высшая сила.
  2. Патриархальная или отеческая теория - государство возникает по модели семьи, где главенствует мужчина-отец.
  3. Договорная (естественно-правовая) теория - государство возникает в результате общественного договора.
  4. Органическая теория - согласно ей государство возникло подобно любому биологическому живому объекту - люди в государстве подобны клеткам организма, а государственные инстанции и институты подобны органам и системам органов.
  5. Теория психологическая - согласно мнению ее основоположников З. Фрейда и Г. Тарда, государство возникает из-за специфических свойств психики человека.
  6. Теория насилия - согласно ей одна группа людей насилием и порабощением подчиняет себе остальных членов общества, образуя его «верхушку».
  7. Ирригационная теория - теория, согласно которой государства возникали в результате коллективной деятельности людей в долинах рек, путем использования речных природных ресурсов (ирригации).
  8. Экономическая теория - государство возникло потому, что это было выгодно с экономической точки зрения.

Кроме основных, существуют также другие теории происхождения государств: инцестная, расовая, диффузная, спортивная и другие. О том, каким может быть или обязано быть государство читайте в нашей статье -

Образование

Когда и почему появились первые государства? Где появились первые государства? Какое государство появилось первым?

27 апреля 2014

Первые государства появились в южных регионах нашей планеты, там, где для этого были наиболее благоприятные природно-географические условия. Они зародились примерно в один период порядка пяти тысяч лет назад.

С чем связано появление нового типа социальных отношений

Когда и почему появились первые государства, то есть их происхождение, - один из спорных вопросов в науке. Согласно версии известных немецких философов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, государство возникает в процессе усиления социального неравенства, повышения роли собственности и появления класса состоятельных людей. Им, в свою очередь, требуется специальный аппарат для защиты своих интересов и сохранения влияния на соплеменников. Бесспорно, это явление имело место, но не только оно способствовало появлению государства. Существует также теория, согласно которой новый тип организации общества стал следствием необходимости контролировать и распределять ресурсы, своеобразный верховный распорядитель хозяйственных объектов, с целью эффективного их развития, такой способ организации государства наиболее применим к Древнему Египту, где ирригационная система выступала главным хозяйственно-экономическим объектом.

Критерии их появления

Когда и почему возникли первые государства? Это закономерный процесс, происходивший повсеместно, но в разные периоды. В древнее время основой жизни всех людей было земледелие и скотоводство. Чтобы оно успешно развивалось, необходимы были соответствующие природно-климатические условия. Поэтому древние люди селились, в основном, по берегам крупных рек, которые позволяли в полной мере удовлетворять потребности людей в этом важном ресурсе. Особое значение имело расположение источника воды: чем южнее он находится, тем теплее климат и, соответственно, более благоприятные возможности для земледелия. Здесь можно снимать урожай не один раз, как в большей части мира, а по нескольку раз в год. Это давало народам, проживающим в этих регионах, несомненное преимущество в деле развития способов жизнеобеспечения и получения прибавочного продукта.

Древнейшие регионы государственного строительства

Месопотамия, или Междуречье, - очень благоприятный регион для земледелия, мягкий, теплый климат, отличное расположение местности и наличие двух крупных рек Западной Азии - Тигра и Евфрата - давали необходимое количество воды для развития ирригационной системы и поливного способа землепользования. Люди, населяющие эти земли, менее других зависели от капризов погоды, поэтому могли получать стабильные и богатые урожаи. Приблизительно такая же ситуация складывалась в долине крупнейшей реки Африки - Нила. Но чтобы построить поливные, ирригационные комплексы, требовалось наладить коллективную работу большого количества людей, в противном случае создать эффективное земледелие было просто невозможно. Так, берут свое начало первые прототипы государственных образований, и вот где появились первые государства, но это, собственно говоря, не были еще не совсем государственные образования. Это были их зародыши, из которых впоследствии и образовались древнейшие страны мира.

Перипетии социально-экономических и политических компонентов в древних странах

Возникающие на этих территориях города-государства, начинают контролировать строго определенную местность. Отношения между соседями были всегда напряженными и часто приводили к конфликтам. Множество независимых объединений тормозили экономическое развитие этого региона и более сильные правители это осознавали, поэтому постепенно они стараются подчинить своей власти большую территорию, на которой устанавливают единообразные порядки. Именно по такой схеме появляются два сильных и крупных царства в долине Нила - Северный, или Верхний, Египет и Южный, или Нижний, Египет. Правители обоих царств имели достаточно сильную власть и армию. Однако удача улыбнулась царю Верхнего Египта, в ожесточенной борьбе он одержал верх над своим южным соперником, и около 3118 года он покорил нижнеегипетское царство, и Мина становится первым фараоном единого Египта и основателем государства, вот когда и почему появились первые государства.

Египет - первое государство

Теперь в руках одного правителя были сосредоточены все плодотворные ресурсы Нила, появились все условия для развития единой государственной системы поливного земледелия, и теперь тот, кто ее контролировал, обладал значительными материальными ресурсами. Ослабляющая страну раздробленность сменилась сильным, единым государством, и дальнейшее развитие Египта прекрасно демонстрирует все положительные моменты этого процесса. Долгие годы эта страна доминировала над всем ближневосточным регионом. Другой благоприятный район Земли, Месопотамия, не смогла побороть центробежные силы, существовавшие здесь города-государства не смогли объединиться под властью единого монарха. Поэтому постоянные конфликты дестабилизировали политическую и экономическую ситуацию, что дало возможность Египту вырваться вперед, и вскоре шумерские государства попадают в сферу влияния египетского государства, а затем и других сильных государств региона. А сказать, какое государство появилось первым, с хронологической точностью не представляется возможным, поэтому первым государством планеты считается Египет.

Теории генезиса политических образований

Наиболее объективной теорией на вопрос, когда и почему появились первые государства, является та, согласно которой социальная дифференциация уже сформировалась, появилась довольно устойчивая социальная структура общества, а государство, которое образуется в результате этих процессов и явлений, - лишь закономерность, призванная обеспечить необходимую стабильность всей общественной системе. Вот когда и почему появились первые государства. Этот путь применим ко всем властным отношения в истории человечества. Но причин возникновения государства гораздо больше, это может быть и враждебное окружение, которое способствует консолидации общества, усилению роли личности, в качестве которой выступает правитель. Также большую роль играют заимствования от окружающих более развитых народов. Религиозно-идеологический компонент также способствует этому, достаточно вспомнить Мухаммеда - основателя новой религии ислама, и то, какое значение она сыграла в становлении Арабского Халифата. Поэтому первые государства появлялись в результате комплекса условий, но основным критерием все же был уровень экономического развития.

Подводя итоги

Первые государства, в основном, базировались на силе, власть всегда предполагает подчинение. А в условиях древнего мира она была единственным способом сохранить огромные территории, зачастую населенные очень разными и непохожими племенами. Поэтому многие государства возникали как своеобразные организации для плодотворного развития, но не вмешивались в местные дела, требуя лишь выполнения определенных повинностей и покорности. Часто она носила формальный характер, из-за этого первые государства были крайне неустойчивы.

2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.