Гойя капричос сон разума рождает чудовищ. Франсиско Гойя и Сальвадор Дали — Выставка "Сны разума"

«Сон разума рождает чудовищ» (исп. El sueño de la razón produce monstruos ) - испанская пословица, фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла «Капричос ».

Согласно бытовавшему в те времена представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех и всем понятный всеобщий язык (исп. idioma universal ). По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений» . Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего.

Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. Подобный ход мыслей превратил художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий «здравого смысла».

В настоящее время фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий.

Напишите отзыв о статье "Сон разума рождает чудовищ"

Примечания

Литература

  • da InfoGoya96, esposizione virtuale, a cura di: Università di Saragozza e Institución Fernando el Católico.
  • Helman, Edith (1983), Transmundo de Goya, Madrid: Alianza Editorial. ISBN 84-206-7032-4 .
  • Frederic Chordá, (con le immagini dei disegni preparatori e della prova di stampa), 2007

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сон разума рождает чудовищ

Опять волна общего любопытства, как и около церкви в Хамовниках, надвинула всех пленных к дороге, и Пьер благодаря своему росту через головы других увидал то, что так привлекло любопытство пленных. В трех колясках, замешавшихся между зарядными ящиками, ехали, тесно сидя друг на друге, разряженные, в ярких цветах, нарумяненные, что то кричащие пискливыми голосами женщины.
С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.

Творчество великого испанского живописца Франсиско Гойи (1746-1828) уже почти два столетия привлекает к себе пристальное внимание специалистов и любителей живописи. Первые серьезные попытки раскрыть сложный, драматический мир его творчества были предприняты еще романтиками в середине XIX столетия. С тех пор поток исследований непрерывно возрастал, и сейчас количество книг, статей, альбомов мастера исчисляется сотнями названий.

Такой интерес к творчеству Гойи объясняется не только выдающимися художественными качествами его произведений, но и невиданной силой, с которой художник сумел выразить свое время и заглянуть в будущее. И подчас кажется даже, что Гойя сам прожил две жизни - умер в тихом XIX веке и "воскрес" в бушующем XX. Родился Гойя близ испанского города Сарагосы, в семье позолотчика. В двенадцать лет стал учеником местного живописца Хосе Мартинеса. Через шесть лет был вынужден бежать в Мадрид, спасаясь от преследований инквизиции. В 1770-1771 гг. совершил поездку в Италию, жил в Риме и Парме, изучал творчество мастеров прошлого.

Вернувшись на родину, художник поселился в Мадриде, в 1780 году был избран в королевскую академию и в тот же год вернулся в Сарагосу для работы над фресками в церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. Смелость композиционного решения вызвала ярость заказчиков, и Гойя был вынужден переписать отдельные фрагменты произведения.

С годами известность мастера все росла, он писал картины, насыщенные светом и солнцем, проникнутые радостным восприятием жизни. Карьера Гойи складывалась удачно: в 1786 году он стал придворным живописцем короля. Гойя достиг полного материального благополучия и зенита славы. В 1793 году после тяжелой болезни Гойя оглох, стал вести все более замкнутый образ жизни. К этому же году относится начало создания одной из самых гениальных работ Гойи - графической серии "Капричос".

Самым знаменитым офортом серии стал офорт № 43 с символическим названием "Сон Разума рождает чудовищ". Пока Разум спит, сон этот несет миру неисчислимые бедствия. Сон Разума создает особый климат, особую атмосферу душного кошмара и абсурда, чья тень дает жизнь человеческому маскараду, который мы видим на офортах "Капричос". Более того, пока Разум спит и пребывает в бездействии, бодрствует его вечный противник - Антиразум. Причем с необычайной самоуверенностью переделывает мир по своему образу и подобию. Он попирает человеческое в людях, а их самих превращает в новые существа - "антилюдей", злобных ведьм, колдунов и прочую нечисть. А чтобы Разум наконец пробудился, он должен испытать возмущение и желание действовать при виде всех тех пакостей и бесчинств, которые сотворил на Земле Антиразум.

Итак, пойдем дальше - в самое логово тьмы. Обрушим на ночную нечисть потоки света нашей бодрствующей мысли. Разгадаем ее тайны, потому что как раз этого больше всего боятся силы мрака. Путь наш будет опасен. Но мы будем мужественны и пойдем до конца. Только в этом случае мы обретем силу и неуязвимость перед лицом любых угроз и обольщений Антиразума. Так же, как это сделал в свое время Гойя.

В последние годы жизни художник уединенно жил в загородном доме, расписанном фресками, полными чудовищных образов. Как знать, может быть жить в окружении своих ужасных творений для Гойи было более предпочтительным, чем существовать в обществе поверхностных и корыстных людей.

Автопортрет. 1796 год

"Капричос". Офорт №20 "Вот они и ощипаны". (О мужчинах, которых обирают корыстные женщины)
"Капричос". Офорт №26. "У них уже есть на что сесть". (О девушках у которых ветер в голове) "Капричос". Офорт №43. "Сон Разума рождает чудовищ". (Когда Разум спит - бодрствуют немыслимые чудовища)
"Капричос". Офорт №49. "Маленькие домовые". (А эти охотники до шалостей - все-таки славные создания) "Капричос". Офорт №72. "Тебе не уйти!" (От злых сил не спасется та, которая сама хочет быть пойманной)
"Капричос". Офорт №61 "Они взлетели". (Эта щеголиха взлетает на воздух при помощи клубка ведьм) "Капричос". Офорт №68. "Вот так наставница", (Для ведьмы метла - лучшее транспортное средство)
"Капричос". Офорт №51. "Прихорашиваются". (Иметь длинные когти запрещается даже нечистой силе) "Капричос". Офорт №45. "Многое можно сосать". (Эти старухи высасывают соки из младенцев)
"Капричос". Офорт №48. "Доносчики" (Из всех видов нечисти доносчики - самые противные и глупые) "Капричос"." Молитесь за нее"

А.В.Гoнчapoвa, Д.П.Глaзкoв

Сон разума порождает чудовищ

Человеку свойственно относиться к порождениям своего собственного сознания как к чему-то внешнему, не зависящему от него. Не бог создал человека - человек создал бога, всех богов, которым когда-либо поклонялись на земном шаре. Вполне естественными казались совсем недавно отношения господства и подчинения между людьми. Но ведь не «от века», не «искони» рабовладелец - хозяин раба, барин - крепостного, капиталист - рабочего. Рабочий безответен, безволен до той минуты, когда он осознает: капиталист лишь потому всевластен, потому «хозяин», что в его руках находятся средства экономического принуждения; если изменить экономические отношения в обществе, не будет и «хозяина». Человек может создать себе «бога» и из ложной идеи и поклоняться ей. Он может, если ему выгодно, распространить среди других ложную идею, выдать ее за окончательную истину. А мало ли что могут сделать люди, ослепленные ложной идеей!

У испанского художника Франсиско Гойя есть гравюра.

Она называется «Сон разума порождает чудовищ». Страшно, очень страшно, когда люди сознательно или бессознательно усыпляют свой разум, когда они предоставляют другим думать за себя и слепо, по- религиозному верят в истинность чужой мысли, какой бы выдающейся личности она ни принадлежала... В том и сила учения марксизма-ленинизма, что оно требует не слепой веры, а научного знания закономерностей развития общества. И совсем не случайно многие выдающиеся теоретические умы в разных странах приходят к марксизму, как к самой логичной, самой цельной и подтвержденной практическим опытом философской и социальной доктрине.

Что же может быть средством проверки истинности мышления, или, как говорят, критерием истинности мышления? Марксизм считает, что единственный такой критерий - практика. Но рассказ об этом увел бы нас слишком далеко, тем более что о критерии практики нам все равно еще придется говорить. Остановимся только на том, что проверка истинности вовсе не обязательно предполагает непосредственную трудовую деятельность или научный эксперимент: опыт практики учитывается нами и в самом процессе мышления, и формой такого учета являются логические законы мышления. Они представляют собой как бы отпечаток общественной практики человечества в мыслительной деятельности, обобщенное отражение тех реальных связей и отношений, существующих в действительности, которыми руководствовалось и которые познавало человечество. «...Практическая деятельность человека,- говорит Владимир Ильич Ленин,- миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы, эти фигуры могли получить значение аксиом».

Так вот. Язык как раз и предоставляет мышлению средства, необходимые для того, чтобы путем логического рассуждения, логических умозаключений проверить старые и получить новые знания. Правда, «естественные», т. е. реально существующие на земле, языки не построены по строгой логической схеме. Напротив, в них много «лишнего», «нелогичного», и все попытки втиснуть язык в жесткие рамки логики (такие попытки были характерны для XVI- XVII вв.- периода «логических» или «рациональных» грамматик) оканчивались безуспешно. Но именно поэтому язык хорошо служит логическому мышлению: ведь мышление развивается, и язык оказывается достаточно гибким, чтобы не сковывать этого развития.

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

автора Уингет Ларри

БРАК ПОРОЖДАЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ Свидетельство о браке - это не сертификат о продаже. Однако некоторые люди смотрят на брак именно как на контракт о приобретении имущества, говоря про себя: "Брак мой, и я с ним буду делать то, чтохочу". С юридической точки зрения вы

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

БРАК ПОРОЖДАЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ Свидетельство о браке – это не сертификат о продаже. Однако некоторые люди смотрят на брак именно как на контракт о приобретении имущества, говоря про себя: "Брак мой, и я с ним буду делать то, чтохочу". С юридической точки зрения вы

Из книги О мальчике, который умел летать, или путь к свободе автора Клименко Виктор

Сон разума рождает чудовищ Отчего судьбы этих мальчиков нас интересуют?Ответ очевиден: тем, что они были талантливы. Были.Мы привыкли к своей обыкновенности, может быть даже смирились с нею. Но где-то на донышке сердца все-таки живет мечта о жизни другой - более поэтичной,

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Удовлетворение порождает новую мотивацию Человек представляет собой испытывающее нужду животное и редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время. Как только удовлетворяется одно желание, тут же его место занимает другое. Когда и оно

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Душа порождает Богов В тибетской «Книге мертвых» описывается странствование души, после смерти человека, по разным уровням загробного мира, где она встречается со множеством гневных и мирных Божеств, вид которых может быть ужасающим, но и здесь умершему необходимо

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Спрос порождает предложение Купив газету с объявлениями о вакансиях, которые предлагают крупные фирмы и кадровые агентства, ты увидишь, на какие специальности есть спрос. Даже если ты специалист высокого класса, но предприятия, на которых твоя профессия была

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Что порождает фобию Прежде чем перейти к ответу на этот вопрос, заметим, что существует совершенно особая разновидность данного феномена - фобия с так, называемым «ложным» источником - подсознание «придумывает» его себе в тех редких случаях, когда страх слишком силён и

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

Из книги Страх мой – враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов автора Шишова Татьяна Львовна

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Вступление Вы узник разума? Если вы не можете перестать думать, когда вам этого хочется, то вы – узник разума Поймите меня правильно: я вовсе не хочу сказать, что ваши мозги плохо работают или что думать вредно. Мозг – великолепное устройство, с помощью которого вы можете

Из книги Трудный подросток глазами сексолога [Практическое руководство для родителей] автора Полеев Александр Моисеевич

Неудачное начало порождает мизогинизм Очень часто собственная сексуальная несостоятельность, иногда абсолютно вымышленная, приводит его к негативному отношению к противоположному полу в целом. Складывается конкретная защитная реакция: «Да, я не могу наслаждаться

Из книги Говорить «нет», не испытывая чувства вины автора Шейнов Виктор Павлович

Как зависимость порождает чувство вины Определенная зависимость индивида от общества является одним из непременных условий существования самого общества. «Твоя свобода размахивать кулаком ограничена носом твоего соседа», то есть, действуя, я не должен задевать

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Из книги Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт автора Перель Эстер

Близость порождает сексуальность. Или нет? Большинство пар, приходящих к психотерапевту, склонны считать, что секс – это метафора отношений в целом. Если разобраться с эмоциональной стороной отношений, реально довольно точно предугадать, что происходит в спальне.

см. также Картины Сальвадора Дали

В Ростове-на-Дону с 3 августа по 30 сентября 2007 года проходила выставка двух знаменитых испанских художников.
С одной стороны - самые мрачные и до сих пор неразгаданные офорты Франциско Гойи (1746-1828) с названием «Капричос» , с другой - гравюры знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали .

Известная подпись Франсиско Гойи под одной из своих гравюр - «Сон разума рождает чудовищ» - на выставке в областном музее изобразительных искусств получила множественное число: «Сны разума» . Спят и видят кошмары сразу два испанца. Франсиско Гойя, создавший «Капричос» («Причуды» ) в самом конце XVIII века, всеми силами хотел пробудиться и увидеть свою страну без чудищ фанатизма, истовой религиозности, падения нравов и глупости. Самого художника мучили приступы глухоты и патологического безумия. От того и получились образы на грани сна и реальности, с ведьмами, людьми с ослиными ушами и прочей нечистью, значение которых не может разгадать ни один искусствовед.

Дали, в свою очередь, взявшийся в 1977 году повторить (как бы сейчас сказали, сделать ремейк) фантазии Франсиско Гойи, больше заботился о самовыражении и собственном сумасшествии, которое он очень выгодно имитировал всю жизнь. Так или иначе, получились два цикла о темных сторонах человеческой души, которые никак не исчезли за три столетия.

Серия "Капричос", демонстрируемая в проекте "Сны разума", Франсиско Гойя создал в 1793-1799 годах. Она выразила отношение художника, находящегося под влиянием идей французского Просвещения, к морали, нравам и общественным установлениям современной ему Испании. Офорты Франсиско Гойи - причудливое соединение жизненных реалий и образов, рожденных его художническим гением.

Эта серия стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже 200 лет. Посвященные ей комментарии насчитывают тысячи страниц.

Крупнейший представитель сюрреализма Сальвадор Дали обратился к серии Франсиско Гойи на последнем этапе своего творческого пути, в 1977 году, за семь лет до ухода из общества - последнего появления на публике, за двенадцать лет до ухода из жизни.

Дали перенес композиции всех офортов Франсиско Гойи в свои литографии, насытил их цветом, ввел свои знаки, пронизывающие все его предыдущее творчество, дал новым композициям новые имена. Добавил к загадке Гойи загадку Дали. Стал хранителем "Сна разума" ХХ века.

Справка.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес
(исп.Francisco José de Goya y Lucientes; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — знаменитый испанский живописец, гравёр, рисовальщик.

«Капричос» - гениальное, и как все гениальное, достаточно сложное для восприятия произведение. Серия состоит из 80 офортов, взаимное расположение которых относительно друг друга было определено Гоей порядковыми номерами. Название серии восходит к итальянскому слову «Каприччи» - искусство, открывающее новые способы восприятия мира.
Гойя создал «Капричос», что называется, на одном дыхании, всего за полтора года и при первой же публикации заставил о себе говорить.
Подобно музыкальной сюите «Капричос» состоит из Прелюдии ("Автопортрет"), пяти частей, связанных общей темой (герцогиня Альба) и финалом (офорт "Уже пора!"). В каждой из частей ясно прочитывается вступление, кульминация и заключение. Офорты взаимным расположением могут образовывать пары или триптихи, дополняя друг друга.

Прелюдия

Автопортрет

1 часть. В первой части «Капричос» Гойя рассказывает о своей личной любовной драме, хотя на первый взгляд это не очевидно. При поверхностном восприятии мы видим сцены в духе «сатиры нравов»: брак по расчету, «маменькины сынки», маскарад, бессмысленное убийство на дуэли. Ключом к правильному истолкованию замысла художника является гравюра «Тантал». В женской фигуре на коленях Тантала мы без труда узнаем герцогиню Альбу, это один из подготовительных вариантов знаменитого парного портрета Альбы «Обнаженная Маха». В словесном пояснении к гравюре Гойя дал свою версию разрыва отношений: «Если бы он был более учтив и менее назойлив, она, быть может, ожила бы», - т. е. не оставила его.

Они говорят «Да» и протягивают руку первому встречному

Бука идёт!

Маменькин сынок

Один другого стоит.
Немало было споров о том, кто хуже - мужчины или женщины

Никто никого не знает.
Свет - тот же маскарад. Лицо, одежды и голос - все в нем притворно.
Все хотят казаться не тем, что есть на самом деле.
Все обманывают друг друга, и никого не узнаешь.

Он даже так не разглядит её.
А как же ему распознать её?
Чтобы узнать её как следует, мало лорнета.
Нужен здравый смысл и жизненный опыт,
а этого-то и не достает нашему бедняжке.

Тантал.
Если бы он был более учтив и менее назойлив, она, может быть, ожила бы !


Любовь и смерть


2 часть. Во второй части «Капричос» мы вместе с Гоей совершаем путешествие по современной ему Испании, оказываясь среди низших слоев испанского общества: бандиты, проститутки, сводни, врачи-шарлатаны, заключенные тюрьмы или сумасшедшего дома. И всюду встречаемся с женским персонажем в одежде махи, прототипом которого была герцогиня Альба. Махами во времена Гойи называли женщин очень свободного поведения из средних городских слоев. На улицах их легко было узнать по пышным темным юбкам и глубокому вырезу на груди, прикрытому полупрозрачной тканью. В консервативной Испании маха была символом независимости и свободы, ее любовь страстная и непостоянная. Образ молодой, красивой и внутренне раскрепощенной женщины, который создал Гойя (например, в офорте «Да простит её бог, это была её мать») , чем-то схож с Кармен П. Мериме.

За дело, ребята!


Охота за зубами.
Зубы повешенного - чудодейственное средство для всякого колдовства

Горячо!
В удовольствиях необходима умеренность и воздержание



Да простит ее Бог, это была ее мать


Он хорошо натянут.
Она отлично знает, как важно иметь хорошо натянутые чулки



Все погибнут.
Удивительно! Опыт погибших не идет впрок тем, кто стоит на краю гибели.
Ничего тут не поделаешь. Все погибнут.



Вот они и ощипаны.
Раз их уже ощипали, пусть убираются, другие придут на их место.



Как её ощипывают!
И на цыпочек находятся коршуны, которые обдерут их до перышка.

Недаром говорят: как аукнется, так и откликнется



У них уже есть на что сесть

3 часть. В третьей части мы поднимаемся на одну ступеньку выше по лестнице социальной иерархии, попадая в мир испанского дворянства. Здесь Гойя использует хорошо знакомый по басням прием - место людей заняли животные, но нам не приходится долго разгадывать замысел автора.

Вот это называется читать.
Никто не скажет, что он теряет время зря



А не умнее ли ученик?


Брависсимо!


От какой болезни он умрет?
Врач отменный, способный, сосредоточенный, серьезный. Чего же еще желать?



Ты, которому невмоготу.
Разве не ясно, что эти верховые суть верховые животные?


4 часть. Четвертая часть - самая большая и непонятная. Это мир населенный дьяволом, ведьмами, зооморфными существами и угнетенными ими людьми. Среди ведьм Гойя поселил короля, королеву, католическую церковь и инквизицию в дьявольском обличии. Для понимания мысли автора наиболее важна гравюра «Тонко прядут». Три женщины за прялками - античные богини судьбы, и прядут они нити человеческой жизни. Людям свойственно надеяться на их благосклонность, но когда судьба - ведьма: нет надежды, остается только отчаяние. И здесь рождается гротеск, опрокидывающий святыни смех-сарказм, дух «Капричос». И, наконец, кульминация - черная месса в гравюре «Благочестивая месса».

Сон разума порождает чудовищ.
Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ;
но в союзе с разумом оно - мать искусств и источник творимых им чудес.

Тонко прядут.
Они тонко прядут и сам черт не распутает тех нитей, которые они уготовят этим малюткам

Многое можно сосать.
Человек словно для того и рождается и живет на свете, чтобы из него тянули соки

Доносчики

Маленькие домовые

Сурки
Тот, кот ничего не слышит, и ничего не знает, и ничего не делает,
принадлежит к огромному семейству сурков, которые ни на что не годятся.

Прихорашиваются
Иметь длинные когти предосудительно, что запрещается даже нечистой силе

Чего не сделает портной!

Верх и низ
Фортуна очень плохо обращается с теми, кто с нею угодлив.
Тому, кто с таким трудом взбирается наверх, она даёт дым, а потом в наказание сбрасывает вниз

Пропади всё пропадом!
Кто станет жить среди людей, тому не избежать клистира.
А если он этого не хочет, ему придётся удалиться в леса и горы.
И там он всё равно убедится, что жизнь - сплошной клистир

А они всё не уходят!
Тот, кто не задумывается над превратностями судьбы, спит спокойно среди опасностей;
он не умеет уберечься от бед, которые ему угрожают, и любое несчастье застает его врасплох

Первые опыты

Невероятно!

Счастливого пути!

Погоди, тебя подмажут

Поддувает

Благочестивая профессия

5 часть. Заключительная, пятая часть - краткий конспект предыдущих четырех. Здесь мы в последний раз встречаем Гойю и Альбу в офорте «Неужели нас никто не развяжет?» .

Тебе не уйти!

Неужели нас никто не развяжет

Поняли? Чтоб всё было по-моему, слышите? А не то...

Друг дружку
Такова жизнь. Люди издеваются один над другим и мучают друг друга, словно разыгрывают бой быков.
Тот, кто вчера был на месте быка, сегодня - тореро.
Фортуна правит фиестой и распределяет роли по своей прихоти

Нас никто не видел

Финал

Уже пора


В целом «Капричос» крайне безрадостное сочинение, и только в заключительной коде у Гойи появляется какой-то луч надежды на лучшее - странные существа то ли звериного, то ли человеческого облика кричат, поднимают в верх руки, их лица обезображены гримасой ужаса. Светает, наступает царство Бога, дьявол уступает свои права:
«Уже пора» - говорит ему Гойя. Так заканчивается великий и трагический «Капричос», открывший Эпоху Романтизма в изобразительном искусстве.
2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.