Греция. Древние Микены. Древние микены в греции

(G) (Я) Координаты : 37°43′50″ с. ш. 22°45′22″ в. д.  /  37.73056° с. ш. 22.75611° в. д.  / 37.73056; 22.75611 (G) (Я)
Археологические памятники Микен и Тиринфа *
Archaeological Sites of Mycenae and Tiryns**
Всемирное наследие ЮНЕСКО

В доантичный период Микены были одним из крупных центров Микенской цивилизации, погибшей в результате бронзового коллапса .

Микенские гробницы

До постройки крепостей и городов микенцы хоронили своих царей в сложных «купольных» гробницах - «толосах», построенных из огромных каменных плит и по форме напоминавших гигантские купола. В одну из гробниц - сокровищницу Атрея - ведёт вход высотой почти в 6 метров, открывающий погребальную камеру: круглую в плане, 13 метров высотой и 14 шириной, с ульевидным сводом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Состоятельные микенцы высоко ценили золото, ввозимое из Египта. Искусные мастера делали из золота кубки, маски, цветы и украшения, инкрустировали золотом мечи и доспехи.

Взлёт и упадок

    The acropolis at Mycenae, Dec. 2001.jpg

    Микенский акрополь. 2001 год

См. также

Напишите отзыв о статье "Микены"

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Микены

Да счастливый Наполеон,
Познав чрез опыты, каков Багратион,
Не смеет утруждать Алкидов русских боле…»
Но еще он не кончил стихов, как громогласный дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!» Дверь отворилась, загремел из столовой польский: «Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс», и граф Илья Андреич, сердито посмотрев на автора, продолжавшего читать стихи, раскланялся перед Багратионом. Все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов, и опять Багратион впереди всех пошел к столу. На первом месте, между двух Александров – Беклешова и Нарышкина, что тоже имело значение по отношению к имени государя, посадили Багратиона: 300 человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее, поближе к чествуемому гостю: так же естественно, как вода разливается туда глубже, где местность ниже.
Перед самым обедом граф Илья Андреич представил князю своего сына. Багратион, узнав его, сказал несколько нескладных, неловких слов, как и все слова, которые он говорил в этот день. Граф Илья Андреич радостно и гордо оглядывал всех в то время, как Багратион говорил с его сыном.
Николай Ростов с Денисовым и новым знакомцем Долоховым сели вместе почти на середине стола. Напротив них сел Пьер рядом с князем Несвицким. Граф Илья Андреич сидел напротив Багратиона с другими старшинами и угащивал князя, олицетворяя в себе московское радушие.
Труды его не пропали даром. Обеды его, постный и скоромный, были великолепны, но совершенно спокоен он всё таки не мог быть до конца обеда. Он подмигивал буфетчику, шопотом приказывал лакеям, и не без волнения ожидал каждого, знакомого ему блюда. Всё было прекрасно. На втором блюде, вместе с исполинской стерлядью (увидав которую, Илья Андреич покраснел от радости и застенчивости), уже лакеи стали хлопать пробками и наливать шампанское. После рыбы, которая произвела некоторое впечатление, граф Илья Андреич переглянулся с другими старшинами. – «Много тостов будет, пора начинать!» – шепнул он и взяв бокал в руки – встал. Все замолкли и ожидали, что он скажет.
– Здоровье государя императора! – крикнул он, и в ту же минуту добрые глаза его увлажились слезами радости и восторга. В ту же минуту заиграли: «Гром победы раздавайся».Все встали с своих мест и закричали ура! и Багратион закричал ура! тем же голосом, каким он кричал на Шенграбенском поле. Восторженный голос молодого Ростова был слышен из за всех 300 голосов. Он чуть не плакал. – Здоровье государя императора, – кричал он, – ура! – Выпив залпом свой бокал, он бросил его на пол. Многие последовали его примеру. И долго продолжались громкие крики. Когда замолкли голоса, лакеи подобрали разбитую посуду, и все стали усаживаться, и улыбаясь своему крику переговариваться. Граф Илья Андреич поднялся опять, взглянул на записочку, лежавшую подле его тарелки и провозгласил тост за здоровье героя нашей последней кампании, князя Петра Ивановича Багратиона и опять голубые глаза графа увлажились слезами. Ура! опять закричали голоса 300 гостей, и вместо музыки послышались певчие, певшие кантату сочинения Павла Ивановича Кутузова.
«Тщетны россам все препоны,
Храбрость есть побед залог,
Есть у нас Багратионы,
Будут все враги у ног» и т.д.
Только что кончили певчие, как последовали новые и новые тосты, при которых всё больше и больше расчувствовался граф Илья Андреич, и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось. Пили за здоровье Беклешова, Нарышкина, Уварова, Долгорукова, Апраксина, Валуева, за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и наконец отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреича. При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался.

Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но те, которые его знали коротко, видели, что в нем произошла в нынешний день какая то большая перемена. Он молчал всё время обеда и, щурясь и морщась, глядел кругом себя или остановив глаза, с видом совершенной рассеянности, потирал пальцем переносицу. Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не видел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем то одном, тяжелом и неразрешенном.
Этот неразрешенный, мучивший его вопрос, были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним. Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался. Невольно вспоминая всё прошедшее своей жены и ее отношения с Долоховым, Пьер видел ясно, что то, что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены. Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено всё после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.

Микенская (ахейская) цивилизация (1600-1100 гг. до н.э.) является одной из древнейших и интереснейших цивилизаций, существовавших когда-либо на территории современной Греции. Эта цивилизация оказала неоспоримое влияние на последующее развитие древнегреческой культуры и занимает особое место в литературе и мифологии, в том числе и в трудах Гомера.

Одним из крупнейших и важнейших центров микенской цивилизации, безусловно, был древний город Микены, от которого, собственно, культура впоследствии и получила свое название. Здесь же размещалась царская резиденция, а также усыпальницы микенских царей и их приближенных. В древнегреческой мифологии Микены хорошо известны как царство знаменитого Агамемнона, возглавившего легендарную Троянскую войну.

Руины некогда величественных Микен лежат примерно в 90 км к юго-западу от Афин в северо-восточной части Пелопоннеса рядом с маленькой одноименной деревушкой и сегодня являются важным археологическим и историческим памятником.

Первые раскопки древних Микен были проведены еще в 1841 году греческим археологом Кирриакисом Питтакисом. Именно тогда и были обнаружены знаменитые Львиные ворота – монументальный вход в акрополь, построенный из четырех огромных монолитных известковых глыб и получивший свое название из-за огромного барельефа с изображением двух львов над входом. Львиные ворота, а также фрагменты впечатляющих крепостных стен (их ширина в некоторых местах достигала 17 м), возведенных в так называемой «циклопической» кладке, неплохо сохранились и даже сегодня, спустя более трех тысяч лет, поражают своей монументальностью.

Настоящий же фурор произвели археологические работы, начавшиеся уже в 1870-х годах под эгидой Археологического общества Афин и руководством Генриха Шлимана. В ходе раскопок (как на территории крепости, так и за ее пределами) был выявлен ряд захоронений в шахтовых и купольных гробницах с невероятным количеством всевозможных погребальных даров, среди которых особенно впечатляло огромное количество разнообразных изделий из золота. Впрочем, огромный интерес представляла и архитектура гробниц, прекрасно иллюстрирующая мастерство древних зодчих. Лучше всего до наших дней, пожалуй, сохранились, гробницы Клитемнестры и Атрея. Усыпальница же последнего датируется XIV веком до н.э. и представляет собой двухкамерную гробницу с коридором-дромосом (длина – 36 м, ширина – 6 м), ведущим в купольное помещение (где покоилось тело царя) с небольшим боковым приделом, в котором также был выявлен ряд захоронений. Над входом в гробницу была установлена огромная 9-метровая каменная плита весом примерно около 120 тонн. Каким образом древним умельцам удалось ее установить - до сих пор остается загадкой. Гробница Атрея, или Сокровищница Атрея, является самым грандиозным купольным сооружением того времени и одним из важнейших архитектурных памятников микенской цивилизации.

В последующие десятилетия археологи не раз возвращались к раскопкам легендарных Микен и обнаружили еще множество различных сооружений, среди которых и остатки расположенного на вершине холма дворцового комплекса. В недавнем времени был раскопан и так называемый «нижний город». Подробное изучение результатов археологических раскопок позволило существенно приоткрыть завесу тайны над загадочной микенской цивилизацией.

Знаменитое «микенское золото» (в том числе и так называемая золотая «маска Агамемнона», XVI век до н.э.), а также множество других уникальных древних артефактов, найденных в ходе раскопок Микен, сегодня хранится в Национальном археологическом музее Афин.

Микены — старейший город материковой части Греции. Древнее лишь Кносс, центр минойской цивилизации, на Крите. Микены датируются вторым тысячелетием до н.э. В настоящее время город находится в руинах. В свою очередь руины превращены в музей. На 29 день прибывания в Греции смотреть руины стало совсем скучно, в Микенах мы провели около двух-трех часов. Комплекс совсем небольшой и достаточно однообразный.

Могильный круг А (grave Circle A). Микенский акрополь. Справа вход, ниже — стоянка туристических автобусов.

Микены — одна из самых легкодоступных достопримечательностей Пелопоннеса. 120 км от Афин , причем 110 из них по магистрали. По времени примерно 1 час 10 минут . Мы же приехали с другой стороны, в эти дни наша база была в Эпидавре.

Микенская крепость занимала очень выгодное стратегическое положение, она возвышалась над равниной Аргос и контролировала все горные проходы к северу, до самого Коринфа. Главный вход в город украшали Львиные ворота, сооруженные около 1260 года до н. э. Над ними были высечены два больших каменных льва. Все сооружение венчала крыша, длина которой составляла 8 м, высота — 90 см, а ширина — 2,4 м.

От ворот шла дорога к царскому дворцу. Его стены украшали фрески, наподобие критских росписей. Таким образом, жители Микен имели представление о минойской культуре. Вокруг теснились дома менее высокопоставленных горожан. Один из них, так называемый Дом с колоннами, был трехэтажным.

Я не специалист в области истории и археологии. Но мне хотелось бы знать кто тут жил, когда, для чего использовалось здание. Зачастую такой информации просто нет. На информационных стендах примерные даты и описание внешнего вида…хотя даже не внешнего вида, а остатков внешнего вида.

Микены – древний город, упомянутый во многих греческих легендах. Он был родиной знаменитого Агамемнона, одержавшего победу над неприступной Троей. Здесь же жили многочисленные персонажи произведений античных поэтов и мифические герои. Город являлся крупнейшим культурным центром. Он даже дал название целой эпохе, названной «микенской цивилизацией». Микены отличались огромным богатством, следы которого были обнаружены при археологических раскопках несколько веков спустя.

Микены в мифологии

Согласно мифам Древней Греции, город построил сын Данаи и Зевса Персей. Именно ему принадлежит победа над ужасной Медузой Горгоной. Для защиты города могучие циклопы установили крепостную стену длиной 900 м. Она изготовлена из огромных каменных плит. Их высота местами достигает 7,5 м, а вес равен 10 тоннам. Никакому человеку не под силу выполнить такую работу.

Управление Микенами от Персея перешло к его потомкам, которые несколько поколений поддерживали процветание города. Постепенно власть перешла к династии Атрея, что не приуменьшило влияния города.

Схема древнего города

Агамемнон – достойный правитель и наследник династии – сумел собрать войско и в длительной борьбе победил Трою. Однако в это время произошли трагические события, имевшие влияние на всю его жизнь. Они описаны в мифах и произведениях поэтов.

Во время похода попутные ветры прекратились и дальнейшее продвижение было под вопросом. По велению Оракула, Агамемнон принес в жертву богам собственную дочь. Жертва была не напрасной, боги помогли Агамемнону одержать победу, но разбили сердце матери девушки и жене царя. Вернувшись домой лишь через 10 лет, царь застал свою жену Климнестру убитой горем. Она не простила мужа и вступив в сговор со своим любовником, убила его в ванной. Спустя почти три тысячелетия греки продолжают называть женщин-мужеубийц именем древней царицы.

Микены в истории Греции

Микены являлись крупнейшим городом всего Эгейского побережья и древней Эллады. К сожалению, сохранилось очень мало документальных подтверждений с того периода. Большинство информации приходится черпать из археологических находок и поэтических работ Гомера, Эсхила, Софокла, Эврипида и других.

Историки предполагают, что основан город был в 2000 г. до н.э. За свою историю ему пришлось дважды пережить расцвет и упадок. Первый период приходится на доантичную эпоху и завершается во время извержения вулкана на острове Санторини.












Во второй расцвет Микены стали наибольшим городом нынешней Европы, которому принадлежали практически все земли Пелопоннеса. Здесь же располагалась резиденция правителей. К началу христианской эпохи роль Микен значительно уменьшилась, а полное запустение настигло его ко II в. уже нашей эры.

Описание и достопримечательности

Благодаря работе археологов XIX в. удалось обнаружить древний город и изучить его историю. Настоящую революцию в изучении Микен совершил Генрих Шлиман – бизнесмен и археолог-любитель, одержимый идеей найти великую Трою. Во время раскопок было обнаружено множество предметов быта и глиняных табличек, а также драгоценностей, включая золотую маску Агамемнона.

Внутри крепостных стен, местами достигавших 17 м в толщину, обустраивали галереи и казематы. От основания холма к крепости проходили многочисленные тропинки для жителей окрестностей. Знатные особы добирались в город по мощеной дороге. Главными воротами города были Львиные ворота, сделанные из трех обтесанных глыб и украшенные фигурами львиц.

В центральной части Микен находились помещения для царя и царицы (мегароны). Это просторные залы с троном для владыки. На полу и стенах до наших дней сохранились элементы прекрасных фресок и остатки очага в центральной части. Здесь проходили все важные собрания и суды. Среди других помещений уцелел красноватый пол ванной комнаты, где и был убит знаменитый Агамемнон.

Для хранения праха венценосных особ использовались усыпальницы в виде шахт. Наибольший интерес представляет сокровищница Атрея, к которой ведет коридор длиной 36 м. Сама же сокровищница имеет цилиндрическую форму и накрыта огромной монолитной плитой. Ученым до сих пор не понятно, как древние строители смогли установить плиту весом более 120 тонн.

Недалеко от гробниц можно увидеть остатки других строений, таких как дома Сфинкса, торговца маслом или виноторговца. Также на территории работает музей, в котором представлены ценные археологические находки.

Как добраться?

Чтобы добраться к руинам древнего города, следует приехать в небольшую деревушку Микинес, которая находится в 90 км от Афин. Экскурсионные автобусы регулярно отправляются в Микены со столичного терминала КТЕЛ Афинон. Посетить развалины можно самостоятельно, купив билет за 8 евро, но больше впечатлений оставит экскурсия в компании опытного гида, который поделится массой полезных и интересных фактов.

III тысячелетие до н. э. в истории материковой Греции характеризуется всё большим распространением металлов. Раннеэлладские племена были уже знакомы с их обработкой: в Зигури (южнее Коринфа) найдено остриё бронзового кинжала, в Герее (Аркадия) - золотой предмет; серебро использовалось иногда для булавок. Захоронения того времени были обычно коллективные; они размещались в узких колодцеобралных и высеченных в скале могилах. Поселения, как правило, расположены на холмах. Нет никаких следов имущественного и социального расслоения этих племён. Только в районе Тиринфа в древнейших слоях вскрыт фундамент круглой большой постройки, которая, возможно, представляла собой хижину племенного вождя. Очевидно, раннеэлладские племена жили в условиях первобытно-общинного строя.

Около 2500 г. в Фессалии возникает так называемая культура Димини, родственная культурам придунайских племён, и в частности трипольской. Для неё характерны оборонительные стены, которые возводились вокруг поселений, и прямоугольный дом с мегароном(Мегароном называлась в более позднее-«гомеровское» время центральная комната в греческих домах. Она представляла собой прямоугольное помещение на столбах с отверстием в кровле).

Носители этой культуры, повидимому, являлись предками некоторых из греческих племён. Эта культура, сосуществовавшая с раннеэлладской, постепенно распространяется на юг вплоть до Крита.

Раннеэлладские племена говорили, очевидно, на языке, не принадлежавшем к числу индоевропейских. В древнегреческий язык вошло большое число слов с основами, оканчивающимися на -нт (-нф) и -се, отсутствующими в других индоевропейских языках. К этим словам наряду с такими географическими названиями, как Коринф, Тиринф, Олинф, принадлежат наименования многих растений: гиацинт, нарцисс, кипарис и многие другие. Повидимому, всё это является наследием в греческом языке, полученным от раннеэлладских, догреческих племён, населявших материковую Грецию в III тысячелетии до н. э. Раннеэлладские племена были родственны древнейшему населению Малой Азии, так как и здесь встречаются сходные географические названия. Образцы характерной для этого периода керамики были обнаружены и в древнейших слоях Трои, а также на Крите.

Древние греки называли догреческое население страны пеласгами, карийцами или лелегами. Эти племена заселяли Эгеиду с периода неолита. Они, повидимому, не принадлежали к числу народов индоевропейской семьи языков.

Между 2200 и 2000 гг. до н. э. южная часть Балканского Среднеэлладскии полуострова подвергалась опустошительному нашествию. (XXI - XXII до н.э). Волна греческих племён (сами греки называли себя позже эллинами) хлынула в Эгеиду с севера. При раскопках во многих поселениях раннеэлладский слой отделён от последующих прослойкой пепла; другие раннеэлладские поселения были вообще покинуты своими жителями. Завоевателей принято называть миниями, так как характерные для них предметы (серая посуда) были найдены впервые в Орхомене в Беотии, где, согласно греческим преданиям, жили легендарные минии. Серая минийская посуда была сделана из хорошо размятой глины, которая после обжига приобретала темно- или светлосерый цвет. Минийскай серая керамика, современная упомянутой выше критской керамике типа камарес, датируется первыми веками II тысячелетия.

Начало среднеэлладского периода совпадает во времени с появлением хеттских племён в центральной и восточной части Малой Азии, говоривших на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье. Минии, повидимому, принесли с собой греческий язык.

Античные источники в общем довольно точно указывают границы расселения отдельных эллинских племён на протяжении почти всего II тысячелетия до н. э. вплоть до начала следующего вторжения - переселения дорийцев. Данные древних писателей подтверждаются изучением районов распространения различных греческих диалектов. Три основные группы греческих племён - ионийцы, ахейцы и эолийцы- расселились на территории материковой Греции: ионийцы жили в Аттике и в северовосточной части Пелопоннеса, ахейцы заняли почти весь Пелопоннес, эолийцы расположились в Фессалии и Средней Греции, за исключением Аттики. В течение почти всего II тысячелетия ахейские племена, жившие в наиболее плодородных районах и находившиеся ближе к древнейшим - догреческим центрам культуры (прежде всего к Криту), развивались значительно быстрее, чем другие греческие племена; они первыми создали классовое общество и государство и распространились по всей территории Эгеиды. Ахейцами, в частности, было создано и Микенское царство, сыгравшее важную роль в истории древнейшей Греции.

Племена среднеэлладской культуры занимались в основном земледелием и скотоводством. В их селениях найдены пшеница, ячмень, просо, лук-порей, горох, бобы, чечевица и горшки с желудями, вероятно, употреблявшимися в пищу. Во многих минийских домах встречаются светильники, в которых горючим материалом служило оливковое масло. Обнаружены также кости быков, овец, коз и ослов, что свидетельствует о развитии скотоводства. Минии занимались и рыбной ловлей. В Филакопи, на острове Мелос, найдена ваза XVIII или XVII в. до н. э.,на которой изображена вереница идущих вдоль ручья людей, держащих в каждой руке по рыбе.

Мининская керамика, в отличие от раннеэлладских сосудов, делалась уже на гончарном круге. На протяжении пяти веков среднеэлладского периода керамика прошла значительный путь развития. Более поздняя минийская керамика, сосуществовавшая, впрочем, с серой, отличается жёлтым цветом, что, вероятно, было обусловлено усовершенствованием гончарных печей и повышением температуры обжига. На орнаментах жёлтой мининской посуды впервые заметно некоторое критское влияние. Глиняных сосудов в минийских домах встречается очень много; наряду с кухонной посудой грубой отделки при раскопках находят тонкостенные сосуды, громадные пифосы - сосуды для хранения продовольствия, изящные кубки; обнаружены также специальные сосуды для воды, вина, оливкового масла и т. д. Орнамент жёлтой минийской керамики среднеэлладского периода почти незаметно переходит в позднеэлладский.

Частые находки боевых бронзовых топоров, украшений из драгоценных металлов и, реже, металлической посуды свидетельствуют о значительном прогрессе в технике обработки металлов по сравнению с раннеэлладской культурой.

Минийские племена жили ещё в условиях первобытно-общинного строя. Захоронения их, известные в числе нескольких сот, производились в так называемых ящичных могилах. Тело покойника обычно в скорченном положении помещалось как бы в каменный ящик из известняковых плит; в могилы клалось мало инвентаря. Всё же, если судить по предметам домашнего обихода, уже намечаются некоторые различия в имущественном положении отдельных семей.

Позднеэлладский период (XVI - XII вв. до н. э.)

Позднеэлладский период продолжался примерно с 1600 по 1100 г. до н. э. В истории материковой Греции это время называется также микенским, по имени главного центра культуры того периода - Микен. Количество археологических памятников очень велико. Наиболее выдающиеся памятники происходят из пелопоннесских центров этой культуры: Микен, Тиринфа и Пилоса. Однако позднеэлладские предметы находят в больших количествах во всём Восточном Средиземноморье, вплоть до Египта и Угарита (Финикия). Крупные центры микенской культуры характеризуются монументальными архитектурными сооружениями (дворцы, крепостные стены, громадные гробницы), большим количеством драгоценных металлов, высокохудожественными ремесленными изделиями, многими вещами, привезёнными из стран Востока и даже Прибалтики (янтарь). Но основная масса поселений - а их раскопано не менее сотни - по своему инвентарю и, следовательно, образу жизни обитателей не многим отличается от тех же поселений предшествующего периода. Зато в главных центрах микенской культуры, в частности в самих Микенах, заметна постоянная, иногда изумительно быстрая эволюция материальной культуры.

Наиболее показательно для этого времени изменение в формах захоронений; на протяжении всего III и II тысячелетий насчитывается 5 основных групп погребений: ямные, ящичные, шахтовые, камерные и купольные. Ямные могилы представляют собой овальные или прямоугольные углубления в земле, обычно скалистой; на тело покойника клали глиняные миски; эти захоронения характерны для ранне- и среднеэлладского времени, но встречаются и в поздний период.

Одновременными ямным погребениям являются и описанные выше ящичные могилы. Инвентарь обеих этих групп могил исключительно беден, что, возможно, объясняется низким уровнем развития производительных сил в ранний периоды, а для последующего времени также и тем, что в таких могилах хоронили простых людей.

Следующим, наиболее важным памятником Микен являются шахтовые гробницы. Эти прямоугольные, несколько вытянутые гробницы были вырублены в мягкой скале на глубину от 0,5 до 3-4 м; они представляют собой дальнейшее развитие ямных и ящичных погребений. Инвентарь этих гробниц поражает обилием изделий из золота. В них также найдено много изделий из бронзы и серебра. В могилах обнаружен янтарь, страусовые яйпа и другие явно привозные предметы. Художественные произведения в этих гробницах свидетельствуют о влиянии критского искусства, хотя тематика изображений значительно отличается от критской. В гробницах найдена также минийская керамика. Расположены гробницы среди среднеэлладских могил. Очевидно, это были захоронения правителей.

Четвёртым видом погребений являются камерные гробницы, строившиеся внутри холмов. Вход в погребальную камеру вёл через открытый коридор-дромос. Камеры представляют собой семейные склепы. Их инвентарь состоит из оружия, орудий производства, украшений, предметов домашнего обихода и т. д. Такие гробницы были обнаружены не только в Микенах, но и на всей территории распространения микенской культуры. Эти гробницы считают усыпальницами аристократических семей.

Последняя группа погребальных сооружений - купольные гробницы позднеэлладского периода, являющиеся большими (диаметром до 14 м) сооружениями каменной кладки; высота их примерно равна диаметру основания. В архитектурном отношении эти гробницы являются дальнейшим развитием камерных гробниц; они также снабжены дромосом. Таких гробниц обнаружено несколько десятков, в том числе 9 в районе Микен. Большинство этих гробниц было разграблено ещё в древности, однако сложность их сооружения и сохранившийся в некоторых гробницах инвентарь дают право считать их местами погребения царей, которых условно называют царями «династии купольных гробниц».

Микены

Микены расположены на Пелопоннесе, на полпути между Коринфом и Аргосом. Микенский холм был заселён с начала III тысячелетия. Благодаря удобному положению в центре небольшой, но плодородной равнины, наличию водного источника - Персей и, наконец, недоступности холма для противника поселение постепенно расширялось. В среднеэлладский период была сооружена оборонительная стена вокруг вершины холма и построены дома на соседних возвышенностях. У западного склона вершины холма было расположено кладбище, на котором находились шахтовые гробницы.

В период, когда сооружались шахтовые гробницы, микенское общество переживало подъём. Богатство инвентаря шахтовых гробниц свидетельствует о значительном развитии производительных сил во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование - явный показатель происшедшего уже отделения ремесла от земледелия и длительного накопления трудовых навыков у микенских ремесленников. Наличие вещей иноземного происхождения свидетельствует о связях, возможно торговых, с далёкими странами. Совокупность находок в шахтовых гробницах даёт основание считать микенское общество того времени уже обществом классовым. Рабовладельческое общество возникло в Микенах в результате внутреннего развития. Все археологические данные свидетельствуют о местных корнях микенской культуры.

В начале XV в. до н. э. в Микенах, повидимому, пришла к власти упоминавшаяся выше «династия купольных гробниц», продержавшаяся по крайней мере до 1300 г. до н. э. В это время наиболее ощутимо влияние критского искусства. Как говорилось ранее, из расшифровки линейного письма Б неизбежно следует, что именно в это время ахейцы завоевали Кносс. Победители, несомненно, вывезли на родину не только много предметов критского искусства, но, возможно, и критских ремесленников. В это же время значительно расширяются связи Микон с другими странами. В Эль-Амарне (Египет), например, найдено 19 микенских ваз - видимо, подарок фараону Эхнатону. Большое количество микеискои керамики найдено в Трос и Милете (западное побережье Малой Азии), на острове Кипр и даже в Угарите (Финикия).

В XIV в. до н. э. в Микенах наблюдается значительное строительство. Расширяется и укрепляется Микенский акрополь (кремль), строятся циклопические стены с так называемыми Львиными воротами. На вершине холма возводится новый дворец с мегароном, тронным залом, святилищем. Стены дворца расписываются высокохудожественными фресками. Каменной оградой в это время были обнесены и шахтовые гробницы. Много новых домов, раскапываемых в настоящее время, было построено на прилежащих холмах. В искусстве заметна борьба против критского влияния; критские цветочные и морские мотивы становятся всё более условными и, наконец, уступают место линейному орнаменту со многими лентами и спиралями.

К этому времени относится создание сети дорог, связывающих Микены с Арголидским и Коринфским заливами. Сохранившиеся до настоящего времени остатки мостов,насыпей из булыжника и т. д. показывают, что все эти дорожные сооружения были построены по единому плану. Наличие развитой дорожной сети свидетельствует о том, что Микены в это время были столицей какого-то небольшого, централизованного государства. Находки микенской керамики вне материковой Греции становятся, можно сказать, массовым явлением. Особенно много такого рода находок сделано на островах Эгейского моря и в южной части Малой Азии. Микенского типа купольная гробница найдена в Колофоне (малоазийское побережье). Это было время наибольшего расцвета и распространения микенской культуры.

В середине позднеэлладского периода начинается ослабление Микен. Жители, повидимому, ожидали нападений. Раскопки показывают, что все источники воды были подведены к северным воротам акрополя, а в его северо-восточном углу была сооружена глубокая подземная цистерна, куда вливались воды источника Персей. Одновременно перестраиваются и оборонительные сооружения Тиринфа. В XIII в. до н. э. прекращаются связи с Египтом.

Исходя из подсчётов античных авторов, войну ахейцев, возглавлявшихся царём Микен Агамемноном, против Трои, описанную в греческом эпосе-«Илиаде»,следует датировать началом XII в. (1194-1184 гг. до н. э.). Археологические данные свидетельствуют о том, что в эти годы ахейцы находились в связи с северо-западным побережьем Малой Азии и что Троя примерно в это время подверглась разрушению. «Илиада» в поэтической форме отразила, повидимому, действительно имевшее место военное столкновение между ахейцами и троянцами.

Другие центры микенской культуры

Сооружения, аналогичные микенским, были найдены в Тиринфе, Пилосе, Фивах и некоторых других местах. Раскопанный ещё в прошлом веке Тиринфский дворец находился на расстоянии около 15 км от Микен. Он так же был построен на крутом холме и окружён почти неприступными стенами. Внутренняя планировка этого дворца аналогична микенской. И здесь имеется мегарон, а стены покрыты фресками в микенском стиле.

Несколько позже был построен дворец в Пилосе (Мессения). Недалеко от Пилоса находится купольная гробница. В верхних слоях Пилосского дворца ещё при начале раскопок было найдено множество хозяйственных документов - глиняных табличек со знаками линейного письма Б. Пилосский дворец сгорел или был сожжён в начале XII в. до н. э.


Следы микенской культуры обнаружены и в Лаконике (юго-восточная часть Пелопоннеса). Главным её центром в позднеэлладский период были Амиклы; кладбище местных правителей находилось вблизи современной деревни Вафио. В гробницах было найдено большое количество предметов искусства, в том числе два прекрасных золотых кубка. В Центральной Греции более крупные поселения были открыты в Фивах, Афинах и ряде других мест. К концу позднеэлладского периода относятся следы ирригационных сооружений на Копаидском озере в Беотии.

Дворцы с их большими комплексами монументальных построек были лишь островками в море селений, так сказать, деревенского типа, обитатели которых жили в условиях, немногим отличающихся от предыдущего времени. Таких поселений в одной только материковой Греции раскопано несколько десятков. В Кораку, Эвтресисе и многих других селениях не найдено никаких монументальных построек, нет привозных вещей, очень мало ремесленных изделий, за исключением глиняных сосудов.

Состояние производительных сил в позднеэлладское время.

Микенское время - расцвет бронзового века. Из бронзы делались самые разнообразные орудия труда, вооружение, сосуды, украшения и т. д. В районе Микен были найдены бронзовые слитки, топоры, ножи, перстни, гвозди, дверные шарниры и др. В несколько меньшем объёме применялись другие металлы. Из олова делалась кухонная посуда; даже глиняные сосуды изготовлялись с подражанием металлическим образцам. В Немее, севернее Микен, найдены остатки медного рудника. Некоторые учёные предполагают, что источником богатства Микен является разработка месторождений меди. Золото и серебро относительно широко применялись для изготовления всякого рода украшений. Однако такие украшения были дороги и носились только богатыми.

Вопреки долго распространённому мнению, микенская Греция была знакома и с железом, которое, однако, использовалось только для предметов роскоши. В слоях того времени найдено несколько железных колец, подвесок, пуговиц; в Тиринфе обнаружена железная арфа. Лишь в конце позднеэлладского периода была освоена техника плавления железа, по образцу плавки меди, но всё ещё при довольно низких температурах: в шлаках микенского времени очень высок процент содержания железа.

Главной отраслью производства было, несомненно, земледелие и связанное с ним скотоводство. В этот период продолжали сеять пшеницу и ячмень, сажали горох, бобы, чечевицу. Во многих домах найдены кладовые с пифосами, наполненными зерном. Специальное зернохранилище было обнаружено в Микенах. О значительном развитии масличных культур и виноделия свидетельствуют материалы раскопок домов вблизи Микенского акрополя, условно называемые археологами домами «торговца оливковым маслом» и «торговца вином». В первом из них было найдено 39 табличек с надписями линейным письмом Б, в которых учитывался приход и расход оливкового масла.

Разводился в это время крупный рогатый скот; имеются данные о разведении овец и свиней. В одной из шахтовых могил найдено изображение лошади, которая запрягалась тогда только в боевые колесницы. Для перевозки грузов применялись ослы и мулы. Ряд косвенных данных - значительный рост населения, использование большого числа людей на крупных постройках, развитие ремёсел - приводит к выводу, что производительность труда в сельском хозяйстве должна была к этому времени значительно возрасти.

Большие сдвиги произошли в ремесле. Строительство дворцов, оборонительных стен, гробниц, дорог и т..д. настоятельно требовало новых орудий производства. Микенские строители использовали несколько видов долот, свёрл, различные молоты и пилы; для обработки дерева применялись топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслица и грузила от ткацких станков.

Крупные размеры микенских построек говорят о довольно высоких знаниях строителей, длительных трудовых навыках каменщиков, большом умении резчиков по камню и ряда других работников. Громадные каменные блоки весом иногда в десятки тонн, из которых были построены оборонительные стены Тиринфского дворца, доставлялись из каменоломни, отстоящей от Тиринфа на добрый десяток километров. Камни для построек вначале обрабатывались тяжёлыми молотами, затем их резали уже бронзовой пилой. Применение системы противовесов и кронштейнов и установка водосточных труб требовали довольно сложных расчётов. Характерно единообразие точно выработанных приёмов кладки стен на всей территории распространения микенской культуры.

Позднеэлладские гончары делали посуду самых различных размеров - от маленьких кубков до громадных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки сосудов изготовлялись тонкими, поверхность ваз нередко полировалась, обжиг был высококачественным. В Зигури найден большой склад керамики, в котором насчитывалось несколько сот чаш, блюд, кувшинов и т. д. Наличие столь больших запасов посуды в маленьком поселении, расположенном вдали от крупных центров, свидетельствует о значительном развитии гончарного дела.

Совокупность всех этих данных показывает, что ремесло уже отделилось от земледелия и стало самостоятельной отраслью производства. Большая часть ремесленников работала при дворцах местных правителей и была занята производством оружия, строительством, создавала предметы роскоши. Другие, как, например, гончары, вырабатывали предметы широкого потребления.

Внутренняя торговля была развита слабее, чем внешняя. В микенскую Грецию кроме олова ввозились исключительно предметы роскоши. Для сравнения напомним, что в это время на Крите уже встречаются слитки из меди, по форме напоминающие бычью шкуру и игравшие, вероятно, роль денег.

Общественные отношения

После того, как был найден ключ к чтению свыше 3 тыс. кносских я пилосских табличек со знаками линейного письма Б, которые в течение полувека представляли собой загадку для исследователей, становится возможным дать общую картину социальных отношений микенского и позднеминойского общества.

Таблички представляют собой архив главным образом царского и храмового хозяйства. Повидимому, значительную часть лиц, упоминаемых в текстах, составляют рабы. В очень многих случаях указывается место происхождения рабов,обычно это какие-либо греческие поселения, но в Пилосе были рабы и из Кносса. Учитываются в табличках и дети рабынь. В особых случаях перечисляется довольно большое количество мальчиков и девочек, пожертвованных храмам различных греческих богов. Вообще, если судить по данным табличек, большинство рабов принадлежало храмам. Упоминаются в надписях рабы, занятые в скотоводстве и ремесле; многие были посажены на землю и обязаны поставлять храмам определённое количество продовольствия. Пилосские таблички заключают в себе много сведений о доэлой. Этот термин, вероятно, соответствует греческому дулой, обозначавшему рабов. Группа называемых этим термином лиц насчитывает многие сотни человек. Таким образом, пилосские таблички полностью подтверждают рабовладельческий характер греческих обществ микенского периода.

Аграрные отношения, если судить на основании тех же текстов, были примерно следующие. Часть земледельцев владела земельными участками; о других говорится как об арендаторах. Арендаторы земли вносили плату за свои участки натурой. Выше указывалось, что многие храмовые рабы были также посажены на землю, очевидно, принадлежавшую храмам. Наряду с этим в табличках говорится и о царских участках, обозначаемых термином теменос, встречающимся и в гомеровском эпосе. Очевидно, расслоение свободного земледельческого населения было уже значительным.

Довольно много и в пилосских и в кносских табличках говорится о ремесленниках. Перечисляются чаще всего кузнецы, которым выдаётся металл, вероятно в слитках, и которые сдают готовую продукцию; кузнецы получают за это продовольствие; им даются и рабы. В табличках иногда идёт речь о значительных количествах металлических изделий; в одной надписи упомянуто 217 топоров, в другой 50 мечей, в третьей 462 пары колёс. Кузнецы, так же как земледельцы, получали определённые задания, но были освобождены от поставок продовольствия. Ткани, белые и цветные, и одежда производились рабынями, которые также сдавали определённое количество готовой продукции.

Относительно мало говорится в табличках о господствующем классе рабовладельцев; упомянуты басилеи - термин, которым обозначались племенные вожди («цари») в гомеровских поэмах. Однако они играли ещё сравнительно скромную роль. В текстах упоминаются жрецы и некоторые другие категории знати.

Отношения собственности на землю, наличие значительных храмовых хозяйств и состав господствовавшего класса рабовладельцев, в котором большую роль, повидимому, играли жрецы, делает общество микенского периода более сходным с обществами некоторых ранних восточных рабовладельческих государств, чем с позднейшими рабовладельческими обществами Греции.

Падение микенской культуры

В XIII в. до н. э. выступают всё более отчётливо признаки ослабления микенского общества; внешние связи постепенно уменьшаются; в самих Микенах ведется только оборонительное строительство. Вскоре наступает окончательное падение микенской культуры. Археологические раскопки показывают, что в это время совершенно прекращается строительство; отсутствуют данные о внешних связях; даже местной керамики становится несравненно меньше. Такая же картина упадка наблюдается и в Тиринфе. Только в Афинах, как это было выяснено сравнительно недавними раскопками, в XIII и XII вв. до н. э. идёт интенсивное оборонительное строительство. В Афинах были укреплены стены акрополя, расширена система оборонительных сооружений и вырыт проход к источнику воды на глубину 30 м ниже уровня акрополя.

Эти мероприятия проводились перед лицом общей угрозы для всего микенского мира. Такой угрозой, повидимому, было вторжение племён дорийцев. Наряду с ионийцами, ахейцами и эолийцами, дорийцы представляли собой одну из основных групп древнегреческих племён. По свидетельству античных авторов, переселение дорийцев началось спустя 80 лет после падения Трои, следовательно, в самом конце XII в. дон. э. Археологические данные подтверждают, что падение Микен произошло в последней трети XII столетия до н. э. Представляется несомненным, что микенское общество пало под ударами племён дорийцев.

При анализе причин падения рабовладельческой микенской культуры обычно указывается на то, что дорийцы имели вооружение из железа и что мощь микенского общества была подорвана длительной Троянской войной. Это объяснение далеко не достаточно. Упадок микенской культуры начинается по крайней мере за столетие до переселения дорийцев. Данные пилосских надписей доказывают, что в Пилосе имелись массы жестоко эксплуатируемых рабов и безземельных. Именно эта причина должна была в решающей степени ослабить сопротивляемость рабовладельческого микенского общества перед лицом дорийских племён, которые не знали ещё острых классовых противоречий. К тому же ранние рабовладельческие микенские общества сложились только в немногих центрах Пелопоннеса и, возможно, Средней Греции; основная масса окружающего населения жила ещё в условиях, близких к условиям предшествующего периода и, вероятно, также подвергалась эксплуатации микенских и других рабовладельцев. Все эти обстоятельства и предопределили крушение микенской культуры.

Несмотря на быстрое падение ранних рабовладельческих обществ микенской Греции, они сыграли довольно большую роль в дальнейшем развитии греческой культуры, которая многое унаследовала от обществ позднеэлладского периода. Местное население не было уничтожено дорийцами; культура греческих племён I тысячелетия до н. э. многими своими корнями уходит в микенский период.

2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.