Херувим что означает. Наивысшие ангельские чины — Престолы, Серафимы и Херувимы. Кого сейчас называют и как они выглядят

Бесплотные небесные силы в христианской традиции имеют свою сложную иерархию. Лучше всего она представлена в сочинении неизвестного автора «О небесной иерархии» (созданном на рубеже 5-6 веков) . Его авторство долго приписывалось Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому и выдающемуся богослову, память которого чтится 16 (3) октября. Согласно этой иерархии, 9 чинов ангельских делятся на три степени, лика или «сферы» — на иконах они часто изображаются именно как сферы. В первую сферу входят: Серафимы — горящие, пламенеющие, огненные. Приближенные к престолу Творца шестикрылые ангелы, прославляющие Его, пламенеющие любовью к Богу и побуждающие к ней других. Херувимы — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости, четверокрылые и четырехликие ангелы. Они беспрерывно созерцают Бога и передают миру полученную от Него мудрость. В православном богослужении на литургии поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…». Престолы - «Богоносные» , на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой. Второй лик ангелов: Господства — наставляют земных правителей в делах управления, учат владеть чувствами, укрощать греховные страсти. Силы - творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Власти — имеют власть укрощать силу дьявола. Третий лик ангелов: Начальства или Начала — управляют миром и стихиями природы. Архангелы — начальники ангелов и учители небесные. Ангелы — наиболее близки к нашему миру, глашатаи Бога, рассказывающие людям о намерениях Божиих и наставляющие людей на путь добродетельной и святой жизни.

Серафимы

Серафи́мы — в иудейской и христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу

Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:

« Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»

Основываясь на отрывке из Книги Пророка Исайи Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте. В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.

Херувимы

Херувимы — упоминаемое в Библии крылатое небесное существо. В библейском представлении ο небесных существах, вместе с серафимами являются самыми близкими к Богу. В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.

В Книге Бытия (3:24) херувим, вооружённый «пламенным мечом», охраняет вход в Эдемский Сад. Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога: «воссел на херувимов и полетел» (Пс. 17:11); частый эпитет Бога в Ветхом Завете — «Сидящий на херувимах. Пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез. 28:11-19).

Библия содержит несколько различных описаний херувимов. У херувимов в Скинии и в Храме по одному лику (Исх. 25:20) и по два крыла (Исх. 25:20, 3Цар. 6:24, 27). Пророк Иезекииль в своём видении (Иез. 1:5) описывает херувимов несколько иначе: это человекоподобные существа с четырьмя крыльями (два подняты вверх и касаются друг друга, а два опущены вниз и закрывают тело), четырьмя ногами, подобным бычьим, но сверкающими, «как блестящая медь», четырьмя руками под каждым из четырёх крыльев и четырьмя лицами: человека и льва (с правой стороны), быка и орла (с левой). Подробнее см. тетраморф. Возле каждого из них по колесу. Всё тело херувимов, и спина, и руки, и крылья, а также колёса, всё покрыто глазами. Способ передвижения — шествие и полёт.

Ангелы

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается как антропоморфное существо с крыльями за спиной.

Ангелы обычно изображались в виде светловолосых юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:

  • Быть невидимым для физического восприятия;
  • Способность к полёту в духовном;
  • Способность к проявлению в материальном:
  • Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
  • Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
  • Способность уничтожать целые города;
  • Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме;

Также к ангелам относятся архангелы.

Подробнее о разнице между серафимами, херувимами и ангелами можно узнать из видео:

Херувим – это крылатое создание, живущее на небе. В Священном Писании можно встретить упоминания об этих существах. Херувимы наряду с серафимами занимают самое почетное место в иерархии ангелов – они наиболее приближены к Богу.

Упоминания в Ветхом Завете

Каждый, кто читал Книгу Бытия, помнит, что там описан херувим с огненным мечом, который сторожит вход в Рай. А Давид пишет, что эти ангелы служили в качестве своеобразного транспорта, на котором передвигался Бог. Во многих местах Ветхого Завета можно прочитать, что он сидит на херувимах. Пророк Иезекииль тоже упоминал этих существ. Описывая падение правителя Тира, он подмечает, что тот похож на херувима, одеяние которого усыпано сияющими драгоценными камнями. Бог изгнал его из Рая на землю, так как он возгордился, тем самым согрешив. Незавидная участь постигла его. Да, оказывается, и ангел херувим может совершить грех. Этим он похож на человека.

Ковчег Завета, украшенный фигурами херувимов

Первый чин ангельский - Серафимы

Серафи мы - в христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу

СЕРАФИМЫ (евр. серафим, «пылающие», «огненные») упоминаются в Библии только однажды, Ис 6:1-6. Назначение серафимов в иерархии небесных ангелов состоит в том, чтобы возносить хвалу святости Бога и осуществлять святые цели Бога на земле.Они - первые участники Божественного блаженства, первые осияваются светом велелепной Божественной славы. Бог есть Любовь, и Серафимы, постоянно приникая к этой огненной Божественной Любви, исполняются огнем Божества преимущественно пред всеми другими чинами. Серафим - и самое слово означает: пламенный, огненный. Пламенногорящая Любовь Божественная, неисследимостью Своего милосердия, безмерностью Своего снисхождения ко всем тварям, а иначе всего к роду человеческому, ради которого Любовь эта смирила себя даже до креста и смерти, приводит Серафимов всегда в неописуемый священный трепет, повергает их в…

НЕБЕСНАЯ ИЕРАРХИЯ

Арха1нгели, Ангели, Нача1ла, Прест0ли, Госп0дствиz, и Серафи1ми шестокрила1тии, и многоочи1тии Херуви1ми Боже1ственнии, му1дрости oрга1ни, Си1лы и Вла1сти Боже1ственнейши, ХристY моли1тесz дарова1ти душа1м на1шим мир и ве1лию ми1лость.

Слово Божие говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1,1) . Под именем неба естественно разуметь духов (Кол. 1, 16), т. е. духовный невидимый мир, или Ангелов. Священное Писание, начиная с книги Бытия до Апокалипсиса, представляет нам Ангелов действующими, исполняющими повеления Всевышнего и ограждающими благочестивых людей своим покровом. О могуществе и силе воли Ангелов повествует Священное Писание, о чистоте и святости предстоящих у Престола Божия свидетельствует их пламенная любовь ко Творцу.

Ангелы - суть воинство Небесное, по сказанному в Евангелии: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних…

Православная Церковь, руководясь взглядами древних церковных писателей и Отцов Церкви, а в частности, сочинением «О небесной иерархии,» носящим имя св. Дионисия Ареопагита, разделяет мир ангельский на девять ликов, или чинов, а эти девять — на три иерархии, по три чина в каждом. В первой иерархии состоят находящиеся ближе к Богу, именно: престолы, херувимы и серафимы. Во второй, средней, иерархии: власти, господства, силы. В третьей, более близкой к нам: ангелы, архангелы, начала (Православное Исповедание). Исчисление девяти ликов ангельских встречаем в «Постановлениях Апостольских,» у св. Игнатия Богоносца, у св. Григория Богослова, у св. Златоуста; позднее — у св. Григория Двоеслова, св. Иоанна Дамаскина и других. Вот слова св. Григория Двоеслова: «Мы принимаем девять чинов ангельских, потому что из свидетельства слова Божия знаем об ангелах, архангелах, силах, властях, началах, господствах, престолах, херувимах и серафимах. Так, о бытии ангелов и архангелов свидетельствуют почти…

Ангелы, серафимы, херувимы

Ангелы

Изображение Св. Иоанна в виде ангела

Обычно об Ангелах упоминается в еврейских, христианских и мусульманских религиозных текстах. Поскольку ангеловедение относится больше к теологии, чем к символоведению, ограничимся только некоторыми аспектами этой проблемы. Употребляемое в подлиннике ветхозаветной части Библии слово мал’ахим (провозвестники) на греческий язык было переведено как angeloi (лат. angeli) и при этом первоначально истолковывалось как персонификация изволений Божьих, а затем как члены небесного воинства, принадлежащие ко Граду Божию и находящиеся по отношению друг к другу в строгой соподчиненности по многочисленным классам или чинам (херувимы, серафимы, престолы, господства, начала, власти, силы, архангелы, ангелы). Этот план расстановки небесных служб восходит к Дионисию (или Псевдо-Дионисию) Ареопагиту (ок. 500), он послужил основой для создания и теологического обоснования структуры небесных сфер как основы…

Бесплотные небесные силы в христианской традиции имеют свою сложную иерархию. Лучше всего она представлена в сочинении неизвестного автора «О небесной иерархии» (созданном на рубеже 5-6 веков).

Его авторство долго приписывалось Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому и выдающемуся богослову, память которого чтится 16 (3) октября. Согласно этой иерархии, 9 чинов ангельских делятся на три степени, лика или «сферы» — на иконах они часто изображаются именно как сферы.

В первую сферу входят:

Серафимы — горящие, пламенеющие, огненные. Приближенные к престолу Творца шестикрылые ангелы, прославляющие Его, пламенеющие любовью к Богу и побуждающие к ней других.

Херувимы — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости, четверокрылые и четырехликие ангелы. Они беспрерывно созерцают Бога и передают миру полученную от Него мудрость. В православном богослужении на литургии поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице…

Angelologia. Православное учение об Ангелах

___________________

Как изобразить непостижимое?

«Ангелы, строго говоря, неизобразимы, — говорит искусствовед протоиерей Борис Михайлов. — Язык христианской культуры — это язык символов. Мы с вами рационально устроенные люди и пытаемся с помощью современных понятий уразуметь язык древних символов, но это почти невозможно». Тем не менее ангелов на иконах изображают. Одних — как прекрасных юношей, других — как крылатые, но совсем не человекоподобные существа. Почему иконописцы решили, что ангелы выглядят именно так, вместе с церковными искусствоведами разбиралась Екатерина СТЕПАНОВА.

Небесная иерархия

«В начале сотворил Бог небо и землю» — этими словами начинается Библия. «Под небом в Библии, согласно одному из толкований, разумеется не наше земное небо, а Небо высшее, — поясняет Людмила Щенникова, искусствовед, ведущий научный сотрудник музея “Московский Кремль”. — Это невидимое Небо представляет…

~ АкваМаринка ~ Высший разум (118436) 8 лет назад В христианстве сонм ангелов подразделяется на три класса, или иерархии, а каждая иерархия, в свою очередь, подразделяется на три лика. Вот самая распространенная классификация ангельских лиц, которую приписывают Дионисию Ареопагиту:

Первая иерархия: серафимы, херувимы, престолы. Вторая иерархия: господства, силы, власти. Третья иерархия: начала, архангелы, ангелы.

Серафимы, относящиеся к первой иерархии, поглощены вечной любовью к Господу и почитанием Его. Они непосредственно окружают Его трон. Серафимы как представители Божественной Любви чаще всего имеют красные крылья и иногда держат в руках зажженные свечи. Херувимы знают Бога и поклоняются Ему. Их как представителей Божественной Мудрости изображают в золотисто-желтых и голубых тонах. Иногда у них в руках книги. Престолы поддерживают трон Господа и выражают Божественное Правосудие. Часто их изображают в мантиях судей с жезлом власти в…

Чем отличается херувим от серафима?

Серафим (от древнееврейского – огненный) – это ангел, стоящий на самой высокой иерархической ступени. Эти существа ближе всех находятся к Богу и имеют три пары крыльев. В христианской традиции серафимы изображаются алым цветом, т.к. они являются огненными духами.

Известные русские художники, такие как Михаил Врубель и Виктор Васнецов, в свое время представили на наш суд свое видение этих пламенных существ. (На картинке ниже работа В.Васнецова)

Херувим также является ангелом, но на ступень ниже, это второй по значимости ангельский чин. Херувимы также близки к Богу, их называют «песнословящими духами», крыльев у них четыре, а на иконах они обычно изображаются голубым, лазоревым цветом. Иногда могут изображаться с двумя головами – львиной и человеческой. Известно, что на крышке Ковчега Завета были расположены два херувима с распростертыми крыльями. Описания херувимов в христианской и еврейской традициях довольно точное,…

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы….

Херуви мы (собственно, ивр….

Греческое слово «ангелос», вошедшее в европейские языки, является переводом древнееврейского «мал’ах» — посланец, вестник. Ангелы служат единому Богу, воздают ему хвалу, несут его волю стихиям и людям. В древнейших книгах Ветхого Завета (Пятикнижии Моисеевом, книгах Царств, Хрониках) довольно много историй, в которых участвуют ангелы.

Но если мы внимательно перечитаем их, то с удивлением убедимся, что эти сказания не дают повода считать, будто ангелы всегда добры и прекрасны. В зависимости от воли пославшего его Бога, ангел может быть равно благостным или гневным, и порой в его руке не цветок, а карающий меч.

Внешность ангелов в этих преданиях вообще не описывается, поэтому вовсе не ясно, как они выглядят. Ангел может принять облик человека – странника, спутника, но каков его истинный вид? Это далеко не единственный вопрос, который остается без ответа.

В книге «Бытие» упоминаются ангелы и херувимы, но каковы различия между ними? Ангелы были созданы Богом или…

Спрашивает Алексей
Отвечает Александр Дулгер, 04.11.2009


Мир Вам, Алексей!

«ХЕРУВИМ. Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: "И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни" (3:24). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея () и при создании храма Соломонова ( , 8:6-7, ). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения ( , ). В Псалмах Давида (17:11, 79:2), у и у других свящ. писателей ( , 22:11, ) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов ( , 17:11, От 4:6-9, 5:11). Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (От 5:11-14, 7:11). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, приникая в тайны спасения (). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (От 4:6-8, ).»
(с) Библейская энциклопедия архимандрита Никифора

Люцифер, в последствие ставший диаволом (сатаной) был херувим:

«Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.»
()

Более того, Бог называет его «херувим осеняющий», что позволяет считать, что он был одним из двух херувимов, которые охраняли Закон Божий в ковчеге в Небесном святилище:

«За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых", имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище (т. е. ковчег завета), о чем не нужно теперь говорить подробно.»
(К )

К сожалению для нас всех он потом против этого Закона и восстал. С тех пор он всем шепчет на ухо: «нет не умрете» (), если нарушите всего одну из заповедей», «мы ведь святые и разумные существа, исполненные Святого Духа, мы сами можем решать, что соблюдать, а что нет, что зло, а что добро».

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Небо, ангелы и небожители":

02 мар И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, Подскажите пожалуйста почему текст написан во множественном чилсе? Сотворим и по образу нашему. Кого имел в виду Бог? (Сергей)

    См. ангел вербный херувим... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. херувим красавчик, херувимчик, раскрасавец, ангел, красавец Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Ангел высшего чина. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ХЕРУВИМ евр. cherubim, множ. число от cherub. Высший ангельский чин. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

    ХЕРУВИМ, херувима, муж. (с др. евр. мн. ka rubim). В религиозной мифологии ангел высшего чина (церк.). «Перед ним посланник рая херувим.» Лермонтов. || Изображение, куколка с крылышками, употр. как украшение или игрушка. «Каждый подарок (с… … Толковый словарь Ушакова

    ХЕРУВИМ, высший ангельский чин, принимаемый нашею церковью. мчик, ласка, ласк. привет ребенку, ангельчик. Херувимовы крылья. Херувимская или песнь, церковная, начинается словами: Иже херувимы. Херувимский ладан, огарины ладана, после каждения во… … Толковый словарь Даля

    херувим - светлый (Льдов); чистый (Лермонтов, Розенгейм) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

    Запрос «Херувим» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Херувим, мозаика, Собор Чефалу Херувимы (собственно, ивр. כרובים‎, керувим, уже в форме мн. числа, однако в русском и ряде других европейских языков исторически закрепилось в… … Википедия

    херувим - а, обычно мн. херуви/мы, м. 1) В иудейской и христианской мифологии: ангелоподобные существа стражи, входящие в одну из высших категорий в небесной иерархии ангелов. Он входит, смотрит перед ним посланник рая, херувим (Лермонтов). 2) устар., разг … Популярный словарь русского языка

    херувим - а, м. В христианской религии ангел высшего чина. Что пользы в нем? Как некий херувим, Он несколько занес нам песен райских... // Пушкин. Моцарт и Сальери //; Он входит, смотрит перед ним Посланник рая, херувим. // Лермонтов. Демон // ◘ … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    херувим - Разновидность так называемых сил небесных, изображаемая в виде детской головки с крыльями по бокам. Ист.: Плужников, 1995 См. также: серафим Иллюстрации: Деталь оформления двери Спасо Кладбищенской церкви в Бежецке Тверской области. Фрагмент… … Словарь храмового зодчества

    Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни (Быт.3:24). Затем говорится о… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Херувим , Дашкова Полина Викторовна. Если двум разным людям суждено носить одно лицо, если сладкая жизнь отзывается болью прежних грехов, если на имя нерожденного откликается рожденный дважды, если одни жаждут мести, другие -…
2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.