Как дрессируют животных? Обучение и кормление собаки

Инструкция

Величественные полосатые хищники своими размерами уступают лишь бурому и белому медведям. Тигры хорошо поддаются дрессировке, хотя объем их мозга невелик. Но всегда необходимо иметь в виду, что эти животные – представители дикой природы, где естественными инстинктами являются охота, борьба за превосходство над другими хищниками и защита собственной территории.

Захватывающие публику номера с участием свирепых представителей животного мира, безусловно, являются самыми опасными. Мало кто рискнет войти в клетку с тиграми или львами, положит голову в пасть этих огромных животных. Дрессировщики должны быть предельно осторожны, не случайно ведь людей, обучающих этих непредсказуемых в поведении зверей, называют укротителями.

Как научить тигров выполнять разные команды, могут рассказать работающие с этими животными люди. Например, «в подчинении» известного самарского дрессировщика, народного артиста России Николая Павленко находится четырнадцать «подопечных». Его команды полосатые артисты выполняют беспрекословно. По мнению укротителя, дрессировать маленьких собачек сложнее, чем огромных тигров: хитрые малыши постоянно норовят обмануть, не выполнить команду, а хищников всегда можно предугадать. Тигры способны прекрасно исполнить номера, даже если обучать их один раз в неделю.

Грозные звери с самого рождения находятся под присмотром Николая Павленко. Он кормит их из бутылочки, воспитывает и обучает, но никогда не гладит. Дрессировщик понимает, что никакая ласка не сделает агрессивных диких животных ручными, поэтому главная его задача – найти правильный подход к ним. Между человеком и тигром должно существовать взаимоуважение, понятие «дружба» хищникам просто непонятно.

По мнению артиста цирка, интерес к трюкам с тиграми проявляется только тогда, когда животные представляются агрессивными. У Павленко жил ручной тигр, но к нему неприязненно относились собратья, мягкость характера лишала питомца возможности постоять за себя. За этой «домашней кошкой» ухаживали, но не заставляли работать. Для выступления на арене прирученный хищник просто не годится. Н. Павленко отказывался от появлявшихся у него тигров очень редко, только в случаях, когда их было не научить слышать команды.

Метр дрессуры тепло относится к своим огромным кошкам, по-доброму общается с ними при встрече. Перед выступлением на арене цирка в клетку заходит только сам Николай Павленко, а его помощник кормит грозных животных свежим мясом, молоком и яйцами.

Артист прекрасно знает характер каждого своего полосатого питомца, трюки для выступлений подбираются им специально «по нраву» хищников. Н. Павленко признается, что ему приходилось заставлять своих подопечных выполнять действия, на которые они неспособны. Но после неудачного случая на репетиции с упавшим во время прыжка и получившим серьезную травму тигром дрессировщик очень внимателен к выбору подходящих трюков.

Укротитель на арене – вожак в среде хищников, ждущих команды к действиям со своих мест. Железная палка – главное средство, с помощью которого дрессировщик дает своим сердитым артистам разные указания. Работающий в клетке Николай Павленко не видит никого, кроме своих полосатых питомцев, он заранее предугадывает их поведение. А «начеку» нужно быть постоянно. Многим страшно представить себя на таком месте: навстречу передвигаются на задних лапах агрессивно рычащие тигры, а за спиной – десяток хищников, готовых броситься в любой момент на человека.

Известный дрессировщик держит ситуацию в клетке под контролем, легко командует сердитыми артистами. Он угощает мясом со своей длинной палки тигров, хорошо исполнивших трюки. Но вот между зверями завязывается драка. Удар железного дрессировочного указателя по сцене заставляет грозно рычащих разъяренных животных послушно расходиться по своим местам. Николай Павленко говорит, что хищники ощущают страх человека, поэтому настоящий укротитель должен быть смелым.

Обучать свирепых представителей дикой природы могут только профессиональные дрессировщики, обладающие достаточной физической силой и мужественным характером. Важно добиться, чтобы хищники принимали человека в качестве «вожака стаи», иначе они не будут выполнять требования.

Настоящий укротитель стремится подавить присущую тиграм агрессивность. Большое значение имеет здесь ласковое обращение с животными. Даже если приходится применить силу при дрессировке, воздействие на зверей не должно быть жестоким. Насилие и запугивание не принесут нужных результатов, наоборот, не умеющие прощать грубой силы звери постараются отомстить обидчикам.

Некоторые думают, что дрессура основывается на инстинктивном чувстве голода животных. Артист из семейной цирковой династии Эдгард Запашный считает такое мнение несовременным и неверным. Наоборот, к дрессировщикам, которые в своей практике используют подобный метод, применяется суровое наказание – запрет на работу с животными. Принцип «кнута и пряника» рассматривается с другой стороны: хорошая работа подопечных поощряется куском мяса, а удары хлыста или палки выражают недовольство человека действиями четвероногих артистов.

Любому укротителю необходимо своевременно подумать о защите от неожиданного гнева своих подопечных. Дрессировщики применяют в работе длинные палки из металла, которые указывают животным на определенный порядок их действий, а при проявлении ими агрессии могут использоваться как средство защиты. Металлическая тумба, поднятая перед собой, тоже не даст возможности зверю достать укротителя. Вышедших из повиновения хищников возвращают к порядку при помощи брандспойтов, успокаивающих «нарушителей» сильным напором воды. Люди с пожарными шлангами кажутся свирепым кошкам страшнее человека с ружьем.

Дрессировка животных

Немецкая овчарка качается на качелях на соревновании

Курица на скейте

Дрессиро́вка живо́тных (от франц. dresser - выправлять, обучать), - комплекс обучающих действий над животными , предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков . Дрессировка может производиться с целью развития дружеских отношений, формирования адекватного поведения животного для нахождения его в человеческом обществе, поиска объектов какого-либо типа, защиты в определённых обстоятельствах или развлечения. Дрессировка является необходимостью для комфортного взаимососуществования человека с определёнными видами животных.

Основа дрессировки

Основой дрессировки животных является образование условных рефлексов, согласно учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности . Используя самые различные раздражители , например, такие как звуковые , пищевые и сигналы жестом , являющиеся условными, и механические действия, считающиеся безусловными рефлексами . Именно такое воздействие вызывает у животных необходимую реакцию , которую пытается закрепить дрессировщик.

Способы и методы дрессировки

Заклинатель черепах

Человек, занимающийся дрессировкой должен уметь чувствовать зависимость типа высшей нервной деятельности обучаемого животного от его особенностей и только после определения этой зависимости можно выбрать необходимый для данного животного метод дрессировки.

Контрастные методы

В случае выполнения необходимых команд животное поощряют, в случае неподчинения - наказывают. Для того, чтобы выработанные навыки закрепились, животное необходимо периодически тренировать. В этом случае дрессированное животное будет идеально выполнять все действия, которые требует от него человек.

Болевой метод

Поощрительный метод

Подражательный метод

Цирковая дрессировка

Дрессировка животных для цирковых выступлений известна достаточно давно. Ещё в Древнем Египте и в Древнем Риме использовались животные для этих зрелищных мероприятий. Сейчас в цирке можно увидеть самых различных дрессированных животных, начиная от слонов , заканчивая мышами . Если основная часть дрессировщиков использовала болевые методы в работе с цирковыми «артистами», то В. Л. Дуров впервые применил безболевой поощрительный метод, основанный на учении И. П. Павлова об условных рефлексах . Именно этот метод позволил Дурову подчинять и работать с животными, дрессировка которых ранее была невозможна. Этот метод получил достаточно широкое признание и используется многими дрессировщиками, например, знаменитый мастер цирка Ю. Д. Куклачёв использует в работе с кошками именно такой, поощрительный и безболевой метод дрессуры.

Виды и разнообразие дрессируемых животных

Дрессировке подлежат различные виды как диких, так и домашних животных . Диких животных предварительно приручают, а потом дрессируют. Чем моложе животное, тем легче оно дрессируется и привыкает к человеку. Элементами дрессировки могут быть простейшие действия с сельскохозяйственными животными , например, доярка доит корову , но если животное предварительно не подвергалось определённой дрессировке, то дойка будет проблематичной и корова просто не отдаст доярке молоко . Именно поэтому животное предварительно приучают к месту, помещению, к виду и запаху человека. Это простейшая дрессировка, но даже такое приучение и приручение считается тренингом.

Лошадь дрессируют, приучая к хождению в поводе, чистке, закрепленному у неё на спине седлу, а тренинг лошадей для выездки или для высшей школы верховой езды является достаточно сложной дрессировкой, требующей определённых знаний и умений человека.

Дрессировка собак

Основные принципы дрессировки собак

Особенности дрессировки птиц и насекомых

Дрессировке поддаются птицы и насекомые. Например, приручение голубей к перелетам на дальние расстояния. Именно благодаря работе человека с этими птицами, и выработалась способность почтовых голубей находить дорогу к дому.

Пчеловоды , которые хотят получить мёд с определённого вида растений, заранее работают над созданием у пчёл условных рефлексов на запах необходимых цветов. Этот метод был впервые предложен советским учёным А. Ф. Губиным в 1933 году . Достигаюся необходимые действия методом подкармливания насекомых сахарным сиропом с добавлением аромата опрределенного медоноса. Привыкнув к определённому виду, вкусу и запаху, пчёлы в дальнейшем будут искать именно это растение.

См. также

  • Высшая школа верховой езды
  • Кевин Ричардсон (зоолог)

Ссылки

Примечания

Литература

  • Карен Прайор, «О дрессировке животных и людей»
  • В. Л. Дуров «Дрессировка животных»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дрессировка животных" в других словарях:

    Дрессировка (от франц. dresser ‒ выправлять, обучать, дрессировать), методы воздействия на животное с целью выработать и закрепить у него определённые (нужные человеку) действия и навыки в результате образования условных рефлексов. Теоретическая… …

    ДРЕССИРОВКА (от франц. dresser выправлять, обучать), методы воздействия на животных с целью выработать и закрепить у них определенные условные рефлексы и навыки. Применяют дрессировку, напр., в служебном собаководстве, при подготовке цирковых… … Энциклопедический словарь

    ДРЕССИРОВКА - (от франц. dresser «школить»), обучение животных. Отличие Д. от собственно обучения часто видят в том, что дрессированное животное не понимает смысла своих действий. Д. стара, как человек, но только в наст, время изучение условных… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от фр. dresser выправлять, обучать) выработка фиксированных форм поведения с помощью чередования положительных и отрицательных подкреплений. Дрессировка один из древнейших методов управления животными и людьми. Многие люди … Википедия

    I Дрессировка (от франц. dresser выправлять, обучать, дрессировать) методы воздействия на животное с целью выработать и закрепить у него определённые (нужные человеку) действия и навыки в результате образования условных рефлексов.… … Большая советская энциклопедия

    - (от французского dresser выправлять, обучать), воздействие различными методами на животных для выработки и закрепления у них определенных условных рефлексов и навыков. Применяют дрессировку, например, в служебном собаководстве, при подготовке… … Современная энциклопедия

    дрессировка - и, ж. dresser. 1. Действие по знач. гл. дрессировать; метод обучения животных, связанный с систематическим закреплением полученных им навыков. БАС 2. 2. перен., устаревающее. Выучка, привитие навыков поведения (обычно жестокими методами, муштрой) … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от франц. dresser выправлять обучать), методы воздействия на животных с целью выработать и закрепить у них определенные условные рефлексы и навыки. Применяют дрессировку, напр., в служебном собаководстве, при подготовке цирковых животных к… … Большой Энциклопедический словарь

    I (от франц. dresser выправлять, обучать), методы воздействия на животных с целью выработать и закрепить у них определенные условные рефлексы и навыки. Применяют дрессировку, например, в служебном собаководстве, при подготовке цирковых животных… … Энциклопедический словарь

    ДРЕССИРОВАТЬ, рую, руешь; ованный; несов., кого (что). Приучать (животных) к выполнению каких н. действий, вырабатывать нужные человеку навыки. Д. собаку. Дрессированные звери. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Дрессура как антигуманное явление в современном обществе

В сентябре 2010 активисты «Центра защиты прав животных «ВИТА» присутствовали на Балтийском форуме ветеринарной медицины-2010, где заслуженный ветеринарный врач России Е.Г. Сибгатулин озвучил для большой аудитории доклад «Дрессура как антигуманное явление в современном обществе». В связи с необыкновенной информационной ценностью фактов, представленных в докладе, не только для нас, профессионалов в деле защиты прав животных, но и для общества, мы публикуем его полностью.

Доклад директора ветеринарного госпиталя
(ООО «Ветеринарная медицина»)
Заслуженного ветврача России Е.Г. Сибгатулина на Балтийском форуме ветеринарной медицины-2010

П озвольте привлечь ваше внимание ещё к одной сфере, в которую активно включены животные, поговорить о тех животных, которые выступают в цирке.
Демонстрация дрессированных животных издавна привлекала внимание публики, а начиная с XIX века, она стала неотъемлемой частью циркового представления, неизменно вызывая бурную реакцию зрителей. И действительно, как забавны танцующие медведи, как уморительны пародирующие людей обезьяны… Каких животных только не увидишь в цирке. Нужно отметить, что немалая часть всемирной славы советского цирка принадлежит именно дрессировщикам. Участие в цирковой программе Валентина Филатова, Ирины Бугримовой, Маргариты Назаровой, Мстислава Запашного обеспечивали непременные аншлаги. Как тогда, так и сегодня родители приводят в цирк детей для того, чтобы познакомить их с миром животных, в том числе и диких, научить гуманности и бережному отношению к природе. Но возможно ли это?

Основа дрессуры - насилие

Работая на протяжении 30 лет ветеринарным врачом в цирке, я ежедневно сталкивался с суровым бытом циркового закулисья. Этот опыт сделал меня сторонником идеи запрета жанра дрессуры. Достаточно сказать, что до 70 % моей лечебной практики – это лечение травм, нанесённых животным дрессировщиками.

В основе дрессуры лежит насилие: чтобы укротить дикое животное, человек должен подчинить его своей воле, доказать своё превосходство, а это возможно только путём подавления воли животного.
Считается, что существует несколько принципов дрессировки: 1) болевой, рассчитанный на запугивание зверя; 2) поощрительный, возбуждающий вкусовую реакцию у животного; 3) комплексная (смешанная) дрессура, сочетающая вкусовое поощрение и страх наказания.

Все дрессировщики говорят о том, что жестокое обращение с животными, подавление болью их воли вызывает лишь ответную агрессию со стороны зверя. Но можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством? Вот пример из практики. Чтобы приучить молодого тигрёнка оставаться на тумбе, на неё кладут кусок мяса. Тигрёнок запрыгивает наверх, но тут же, съев мясо, устремляется прочь. И как только спускается вниз, его начинают бить алюминиевыми прутьями. И так каждый раз: на тумбе малыша ждёт лакомство, а за её пределами – жестокие побои. Эта информация фиксируется в памяти животного и, таким образом, именно страх заставляет его оставаться на тумбе. Таким образом, ответ на вопрос, можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством, очевиден – конечно, нет! Это только один из примеров так называемого метода гуманной дрессуры, который считался серьёзным достижением советского цирка. Должен заметить, что в советское время к животным относились более безжалостно, чем в настоящее. Никакой организации по защите животных не было. Зверей дрессировщику покупало государство, что позволяло артисту не церемониться с трудно поддающимся дрессировке зверем. Таких попросту усыпляли, хотя это были молодые физически здоровые особи. Сегодня большинство профессиональных дрессировщиков бережнее относятся к своим питомцам, т.к. восполнять группу им приходится за свои деньги. Так что российская живность от перестройки частично выиграла.

Помимо физического воздействия в цирке популярен и другой метод – голод. Как правило, крупных хищников кормят один раз в день, после представления. Если же кто-то из них отработал нечётко, он лишается своей порции до следующего раза (то есть животное голодает в течение 48 часов). Понятно, что вся эта «кухня» остаётся неизвестной для зрителей, восторженно принимающих номера с животными. Таким образом, они оказываются дезинформированными о реальных взаимоотношениях человека и зверя. На самом деле, цирковые животные – это не «звёзды манежа», как стараются внушить нам дрессировщики, а несчастные создания с изуродованной психикой и покалеченным телом. В этом зрелище нет ничего познавательного для детей: животные появляются здесь в неестественной для них обстановке, их поведение искажённое, инстинкты подавлены, в них нет ничего от гордых и независимых существ, какими их можно наблюдать на воле. Правильно ли воспитывать у ребёнка любовь к животным посредством такого обманного зрелища?

Плохие условия содержания животных в цирках

Жестокие методы дрессировки – лишь один аспект антигуманности жанра дрессуры. Не меньшие страдания животным причиняют плохие условия их содержания в цирках.

Цирк отнимает у животных всяческое достоинство и естественную красоту, превращает их в тюремных заключённых. Только в отличие от мира людей, где за решёткой должны сидеть преступники, четвероногие оказываются в заточении без какой-либо вины. Для многих директоров цирков забота об условиях содержания четвероногих артистов на последнем месте. Помещения, где они находятся, конюшни ремонтируются в последнюю очередь и, как правило, не в той мере, какая требуется для их комфортного существования. Каучуковое покрытие манежей цирков зачастую оказывается травмоопасным для лошадей.

Животные страдают оттого, что оказываются запертыми в теснейшие клетки, не всегда хорошо убираемые. У них отняты практически все возможности двигаться. Клетки далеко не всегда оборудованы должным образом. Животным не хватает практически всего, в чём они нуждаются в естественных условиях (например, для обезьян, которые живут на деревьях, - это возможность лазить, для белых медведей и бегемотов - это возможность принимать ванны). Слонов держат на коротких цепях, деревья для чесания, грязевые и водные бассейны, необходимые для ухода за кожей, почти всегда отсутствуют. Эти подвижные животные могут сделать максимально один шаг вперёд и один шаг назад. При этом животные монотонно качают головой вверх-вниз или трясут хоботом. Такое содержание в конце концов приводит к психическому расстройству, так называемому "ткачеству". В большинстве случаев слоны не могут даже лечь, поскольку для нескольких "прикованных" рядом животных недостаточно места. Кроме того, в цирках практически никогда не обращают внимание на социальную структуру животных: те звери, которые в природе живут в одиночку, часто вынуждены делить клетку с сородичами, а иные наоборот, содержатся по одному, хотя для их хорошего самочувствия необходима совместная жизнь с другими особями.

Особенно тяжёлые условия содержания – в передвижных зооцирках с их постоянными переездами и неустроенным бытом. В шапито полностью отсутствует ветеринарный контроль за животными. Трагический случай произошёл в городе Муроме, где директор зооцирка "Фауна" российской государственной компании "Росгосцирк", гастролировавший по территории Владимирской области, сбежал с крупной суммой денег, бросив на произвол судьбы животных и трех человек из обслуживающего персонала. На центральной площади города Мурома возле шапито остались в клетках бурый и белый медведи, рысь, лошади, пони, верблюд, волк, тигр и несколько обезьян. Животные оставались на 20-градусном морозе без пищи более недели. Помочь животным пытались жители Мурома, которые приносили в цирк овощи и другие продукты. Однако их усилий оказалось недостаточно. После того как муромцы стали жаловаться в разные инстанции, к цирку приехал главный ветеринарный врач Муромского округа. По его мнению, причиной смерти животных, действительно, стало истощение. Главный санитарный врач обратился к главе округа, после этого в цирк привезли сено, морковь, капусту, а для хищников - отходы с мясокомбината. Сотрудники правозащитных организаций отмечают, что подобные ситуации встречаются довольно часто. То же самое случилось в Тульской области, где погибла большая часть оставленных на морозе цирковых зверей. Часть животных - свиней и пони - хозяева цирка попросту съели, а остальных оставили умирать на центральной улице города. Передвижной зооцирк - это самая жестокая форма эксплуатации животных, потому что помимо холода, голода и прочих лишений они терпят еще и тяготы перевозки.

Нападение на людей – естественная реакция животных

Время от времени из средств массовой информации мы узнаём о том, что в том или ином цирке хищник напал на человека. Нередко подобные случаи заканчиваются смертельным исходом, как для человека, так и для животного. Но задумываемся ли мы о доле вины зверей в произошедшем? Измученное, забитое животное не в состоянии адекватно оценивать ситуацию, поэтому оно в любой момент готово к самозащите. Причём, такое поведение свойственно не только хищникам. Тесные загоны, плохое содержание, жестокое обращение являются причиной внезапных приступов агрессивности и у других животных. Так, с 1990 года более 50 человек были убиты слонами, содержащимися в неволе. Известный дрессировщик хищников Михаил Багдасаров в одном из интервью высказался достаточно однозначно: «…в 99% случаев нападения цирковых животных на человека виноват именно человек».

Бесправие цирковых животных

В нашей стране животные находятся в абсолютно бесправном положении. Существующее российское законодательство не предусматривает уголовной ответственности за вред, причинённый живому существу, принадлежащему человеку Недавний случай в шапито «Мечта» подтверждает это. Прокуратура Якутска отказалась возбуждать уголовное дело по статье «жестокое обращение с животными» в отношении директора шапито, при переезде которого на гастроли из Хабаровска в Якутск погибли восемь дрессированных тигров и львица, посчитав, что в смерти животных не было непосредственной вины директора. Изначально предполагалось, что хищники погибли из-за переохлаждения или отравления угарным газом, однако позже выяснилось, что причиной их смерти стала чрезмерно высокая температура в трейлере. В то же время, Россельхознадзор завел на директора дело об административном правонарушении, обвинив его в несоблюдении правил транспортировки животных. Однако, по мнению источника в Якутской природоохранной прокуратуре, серьезного наказания директор цирка не понесет. Только в случае, если следствие докажет, что животные были рождены в естественной среде, а не были выведены в неволе и попали в цирк из питомника, он мог бы быть оштрафован.

Цирк с животными – пережиток жестоких зрелищ древнего мира

Цирки с животными – пережиток прошлого , уходящий корнями в Древний Рим, «славный» гладиаторскими боями, массовыми затравливаниями животных и людей на аренах на потеху кровожадной толпе. Удивительно, но ещё и сегодня можно заметить, что если дрессировщик работает в спокойной манере, то зрители воспринимают номер неактивно, порой равнодушно. Но стоит только артисту спровоцировать агрессивность хищника, заставить животное проявить характер, - зал взрывается аплодисментами. И в этом случае дрессировщик потакает кровожадным вкусам этой самой публики, что, опять-таки, не способствует её моральному воспитанию. Не странно ли то, что в новое тысячелетие мы въехали с караваном цирков-шапито и зооцирков, жестоко эксплуатирующих диких животных для представлений? Ведь со времён, когда развивались и процветали кровожадные виды увеселений, моральные ценности изменились. Неужели наше мировосприятие и уровень мышления остались такими же жестокими в отношении братьев наших меньших? Ребенок, приходя в цирк на представление с дикими животными, не способен к анализу происходящего. Поэтому в его восприятии животного мира образуется изъян, который в дальнейшем может способствовать душевной деформации уже взрослого человека.

Отказ от использования животных в цирке – естественный шаг для гуманного общества

В настоящее время все больше людей в мировом масштабе осознают жестокость, стоящую за дрессировкой. В цивилизованных странах цирки, в которых есть номера с животными, стремительно теряют популярность. Использование животных в цирках ограничено или полностью запрещено во многих странах, в том числе в Швеции, Индии, Финляндии, Швейцарии и Дании, Франции и др. К примеру, были закрыты два цирка, базирующиеся в Великобритании, которые гастролировали по всей Европе с представлениями с участием животных. Также за последние 12 лет в этой стране была закрыта половина цирков-шапито, которые провели хоть один гастрольный тур по стране. Эти меры удалось осуществить благодаря тому, что по результатам проведенного широкомасштабного социологического опроса 65 % опрошенных выступили за полный запрет использования животных в цирке, а 80 % выступили против использования диких животных в цирковых представлениях. В мире появились и успешно существуют цирки, в которых полностью отсутствует дрессура.

К большому сожалению, в нашем государстве закона, запрещающего использование в цирках животных, нет. В российском обществе не представляется возможным быстрое искоренение этого зла, так как традиционно русский цирк немыслим в нашем сознании без разнообразных зверей. Номера с дрессированными животными до сих пор являются чуть ли не самыми любимыми и популярными. Хотя, справедливости ради, нужно заметить, что тяга к такому зрелищу у большинства зрителей обусловлена и любовью к животным и незнанием жестокого метода получения результата. Если попросить россиян назвать имена цирковых артистов, то в основном это будут имена клоунов и дрессировщиков. Велика вероятность, что в цирк без животных публика просто не пойдёт. Очевидно, что в одночасье, приказом или законом, проблему запрета демонстрации животных в цирке решить невозможно. Для проведения такого закона необходимо подготовить общество. Для этого нужна открытая и правдивая информация о методах дрессуры, об условиях содержания животных, обо всех трагических случаях, происходящих в системе цирков страны. Параллельно с этим необходимо проводить широкое обсуждение морального права человека на насилие над животным. Эта работа для масс-медиа. Руководству отечественного цирка предлагаю провести ряд мер, направленных на улучшение жизни животных, если можно так назвать, «программу-минимум»:

1. Установить контроль над дрессировщиками, подготовкой номеров в целом, создав контролирующие группы в составе специалистов и наделив их правом свободного доступа на репетиции и в места содержания животных. Причём осуществлять надзор должны компетентные в данной области лица (главным образом, ветеринарные врачи).

2. Прекратить закрытость цирковой жизни, честно информировать общественность о методах и средствах дрессуры, широко обсуждая моральное право человека на насилие над живым существом в цирке.

3. Ввести жёсткий контроль за питанием животных, их лечением, допуская к этой работе только высококвалифицированных профессионалов.

4. Обязать директоров цирков создавать для животных условия содержания, близкие к идеальным. Необходимо, чтобы эта задача занимала одно из первых мест в списке мероприятий по реорганизации отечественных цирков (вплоть до наказания нерадивых директоров за халатное отношение к делу). При этом необходимо полностью запретить деятельность передвижных зооцирков.

В заключение хочу подчеркнуть, что сама идея дрессуры – антигуманна. Наблюдая за цирковыми представлениями с участием диких животных, мы становимся свидетелями их безмолвного страдания. И если мы спокойно можем это созерцать – значит, мы уже соучастники, поскольку ничего не предпринимаем для прекращения издевательства над животными. Такое соучастие вредит моральному здоровью нации. Наша задача решения проблемы дрессуры в цирке заключается в том, чтобы поставить сознательную часть общества перед выбором нужно ли нам зрелище, полученное ценой жестокого обращения с животными. Если не будет спроса на жестокость – не будет и предложения. От этого выиграют и животные, и люди. Чем больше в нашей жизни будет доброты, тем меньше в ней будет зла.

Заслуженный ветврач России Е.Г.Сибгатулин
Сентябрь 2010 г. Санкт-Петербург.

НЕ ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЖЕСТОКОСТЬ К ЖИВОТНЫМ - НЕ ХОДИТЕ В ЦИРК, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЙ ЖИВОТНЫХ !

Видео вызвало широкий общественный резонанс. Зоозащитники подали жалобу в правоохранительные органы. Сейчас проводится проверка и решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Кадры, на которых известный артист дрессирует обезьяну, сняты на арене петербургского цирка на Фонтанке. Одна из активисток движения в защиту животных устроилась туда рабочей, чтобы запечатлеть, как проходит подготовка номеров с братьями нашими меньшими.

"Побои часами, металлическим стеком и по голове и по рукам и по спине", - рассказывает защитница животных Ирина Новожилова.

Крики, визги, стоны за кулисами, не слышны на арене. В следующем эпизоде, но уже другой труппы, приехавшей на гастроли в Петербург, кенгуру молча умирает на боксерском ринге от побоев дрессировщика.

В петербургском цирке говорят, что эти артисты не их сотрудники, а всего лишь гастролеры. Поэтому ответственности за подобные действия руководство учреждения не несет. Хотя и не одобряет.

"Если бы я это увидел, я бы мог отреагировать и поговорить с дрессировщиком. Профессиональный артист, а вот методы ни в какие ворота!" - говорит режиссер цирка на Фонтанке Виктор Саврасов.

За условиями содержания и методами дрессировки в российских цирках должна следить ветеринарная служба. Но здесь о фактах жестокого обращения с животными та кже узнали только после публикации этой видеосъемки.

"Если возникает у животного перелом, явное травмирование происходит, то проводится служебное расследование в цирке. Этот факт не могут где-то замять. В житейском смысле можно предположить, что где-то что-то проскакивает. На это есть житейская мудрость: "В семье не без урода" – отмечает начальник отдела зоотехнической работы и защиты животных ФКП РГП РЦК Юрий Базаров.

Коллеги тех, кто запечатлен на снятых кадрах, говорят, что подобные приемы - это исключение, а не правило.

"Есть косяк - получил. Нет - не получил. Его не убивают с утра до вечера. Просто такая выдалась репетиция", - говорит Карина Багдасарова.

Дрессировщики уверяют, что животным не так больно, как людям. Но все же железный прут - это прежде всего указка, а не орудие пытки.

"Порой на репетиции уходит 2-3 кг мяса, чтобы зверь понял, что нужно сюда прыгнуть и тут поесть. Потом прыгнуть сюда и тут поесть. И если он любит есть, это просто дар Божий", - говорит Карина Багдасарова.

В Росгосцирке - а именно этой организации подчиняются труппы-гастролеры - говорят, что тоже за гуманное искусство. Но в подлинности видеосъемки волонтеров сомневаются.

"Когда я увидел эту съемку в интернете, не очень-то это удивило. Политические или чисто житейские цели у кого-то", - считает заместитель генерального директора Государственной цирковой компании Борис Майхровский.

Зоозащитники не скрывают: их действия - это часть всемирной компании за гуманное отношение к животным. А в идеале за полный запрет их использования в качестве цирковых артистов.

"Это гуманный прогрессивный цирк без животных. Где работают добровольные артисты", - говорит защитник животных Динара Агеева.

На это российские дрессировщики обычно возражают: цирковых животных нельзя отпустить в дикую природу, а домов престарелых для них пока не придумали. Противники зверского цирка предупреждают, что и впредь намерены подсматривать, вернее, присматривать.

"Если в момент своей дрессуры они будут в голове постоянно держать мысль о том, что где-то работает скрытая камера, нам будет уже приятно", - говорит защитница животных Ирина Новожилова.

Сбор подписей за гуманный цирк начался с Петербурга. Татьяна Колганова на всю жизнь запомнила свой единственный визит в цирк в дошкольном возрасте. Тогда она увидела, как тигров стегали кнутами и били прутьями.

"У меня был страшный шок. Тяжелая детская психологическая травма", - говорит актриса Татьяна Колганова.

Обращение передадут новому директору цирка на Фонтанке Вячеславу Полунину, надеясь, что этот артист, ставший известным именно как представитель гуманного циркового жанра, их обязательно поддержит.

Вся правда о дрессировке животных в цирке

По интернету гуляет много фотографий и статей о том, как жестоко проходит дрессировка животных в цирке. Достаточно ввести соответствующий запрос в поисковой строке, как тут же выйдут материалы о методе кнута, выявленном скрытой камерой. Здесь же — многочисленные жалобы зоозащитников в правоохранительные органы, фото слона, до крови перетянутого веревками

По интернету гуляет много фотографий и статей о том, как жестоко проходит дрессировка животных в цирке. Достаточно ввести соответствующий запрос в поисковой строке, как тут же выйдут материалы о методе кнута, выявленном скрытой камерой. Здесь же - многочисленные жалобы зоозащитников в правоохранительные органы, фото слона, до крови перетянутого веревками.

Дария Ярхамова - Казань

Журналисты издания KazanFirst задались вопросом и побывали в закулисье именитого цирка Гии Эрадзе, чтобы узнать, правда ли, что животных непременно нужно бить, чтобы научить трюку, и на каких азах дрессуры зиждется выступление.

Александр Дудкин и Риччи

На служебном входе в Казанский цирк нас встречает администратор и ведет на экскурсию по закромам «Королевского цирка Гии Эрадзе». Первым нашим интервьюером оказался очаровашка-шимпанзе Ричард со своим доброжелательным дрессировщиком Александром Дудкиным .

Риччи 12 лет. Он с самого детства в цирке. Поступил к нам еще годовалым. Стал одним из первых воспитанников Гии Эрадзе. Когда я пришел в цирк, Риччи было почти шесть лет. Он сразу принял меня как вожака, стал проявлять уважение и начал подражать, - вспоминает Александр Дудкин.

Дрессировщик сидел на скамейке в окружении зеленых бутафорских пальм, а рядом с ним - высокий коренастый джентльмен в логотипном костюме, форма - отличительная черта коллектива Гии Эрадзе. Джентльмен обнимал «хозяина» за плечи и с любопытством смотрел на нас с фотографом. С первых минут разговора мы уяснили, чтобы дрессировать обезьян, надо поощрять их угощениями. А когда животное еще маленькое, то с ним нужно обращаться нежно и ласково, как с ребенком, и постоянно быть рядом. 12-летних обезьян по умственному развитию можно сравнить с 6-летним ребенком - все понимают и иногда капризничают.

Практически ты живешь с обезьяной, чтобы она воспринимала тебя как отца, - замечает собеседник.

У обезьян в природе заведено, что в стае должен быть один лидер. Если его нет, то они начинают драться и выявлять его, в цирке этим лидером является дрессировщик.

Процесс работы происходит так: сначала ты наблюдаешь, играешь с обезьяной, в процессе игры она делает какой-то трюк сама. Твоя задача - подловить ее на этом и затем закреплять уже действие угощением, - раскрывает особенности работы с животными Александр Дудкин.

По словам дрессировщика, когда обезьяны вырастают, к ним надо относиться строже. При прогулке они всегда должны идти рядом и держать зрительный контакт. А еще обезьяны могут есть с руки. Риччи, к примеру, никогда не откажется от протянутого фрукта. Любимые лакомства - бананы и киви. По вечерам кушает каши и пьет сладкий чай. Сам держит чашку. Еще любит газировку: фанту, колу, пепси. Обожает шоколад и конфеты.

Дашь ему шесть плиток шоколада, так он их все съест за раз. Но обезьяны предрасположены к диабету, поэтому шоколада мы ему много не даем. В день можно только два кусочка, - рассказывает собеседник.

Еще Риччи сам снимает свою одежду. Любит ходить голышом.

Ему нужны прогулки на свежем воздухе. Чем больше, тем лучше. Но зимой мы с ним не гуляем, потому что у обезьян иммунитет слабее, чем у человека, - замечает дрессировщик. Вот и в Казани с Риччи еще не гуляли на улице. Температура пока неподходящая.

По словам дрессировщика, содержание обезьяны обходится недорого. Он ест столько же, сколько и человек средней комплекции.

Мы не даем Риччи контактировать с другими животными, потому что он большой. Но если во время одного из выступлений случайно встретится с лемуром, то он его обойдет. Так он показывает себя вожаком среди них, - рассказывает Александр Дудкин.

Ричарду уже не требуется частая дрессировка. Хватает двух-трех раз в неделю. А вот когда он был маленьким, с ним надо было репетировать каждый день по несколько часов и находиться рядом целыми днями.

Многие обращали внимание, что на обезьянах есть поводки. Это не столько ограничение, сколько связь между животным и его дрессировщиком. Когда обезьяна маленькая, то ее не держат на поводке: от детенышей нет вреда другим людям. А взрослая особь слушается только дрессировщика, и даже если кто-то из людей скажет ему «нет», он может воспринять это как «да». Вот и Риччи нельзя ходить без поводка, потому что он может быть непредсказуемым. А если учесть, что весит наш герой 60 кг, то игры с прохожими могут быть опасны.

Риччи хитрый. Когда приходишь с утра к нему в вольер, то обнаруживаешь какую-то вещь, и непонятно, откуда он ее достал, - улыбается собеседник.

По его словам, Ричард понимает интонацию. Если он начал вести себя неподобающим образом, то его одергивают словесно.

Людмила Суркова и ее хищники

Следующий наш пункт экскурсии - комната с тиграми. К нашему удивлению, дрессировщиком хищных животных оказалась хрупкая женщина Людмила Суркова .

Не подходите близко к клеткам, - скомандовал кто-то.

Но как к ним можно не подходить близко? Чтобы проникнуть в комнату к хищникам, надо было пройти в самой близи от клетки - 15 см. По бокам от нас стояли пересадки, спереди стояли вольеры, сзади выход из комнаты прикрывала решетка. И в каждой из них метались тигры. Хищнические глаза нас буравили взглядом. Все пространство мне казалось огромным полосатым рыжим ковром, который гремел о железные прутья.

Это те же кошечки, только большие, - говорит Людмила Суркова улыбаясь. - Мне не нужно как-то преодолевать страх. Если боишься, к ним лучше не заходить, потому что хищники прекрасно чувствуют это. Страшно мне было лишь однажды, когда я вышла из вольера. Это было как осознание: господи, что я только что сделала.

Людмила - дрессировщик с 10-летним стажем. С детства мечтала стать именно «воспитателем» тигров.

С ними у меня полное взаимопонимание, - широко улыбается собеседница. Сказать по правде, своими чертами она сама похожа на тигра.

Всего в шоу Гии Эрадзе четыре африканские львицы и 10 амурских, суматранских и бенгальских тигров. У Людмилы Сурковой все любимчики, но самые-самые - это те, которые отличаются большим умом и сообразительностью. Таким является Пират.

Был случай, когда я рассказывала «им» новый трюк, Пират подошел и стал делать его, а ведь он ни разу до этого его не исполнял, - рассказывает наша собеседница.

Трюки объясняются телесным контактом. Чтобы сделать какое-то движение, тигры приманиваются вкусностями. Некоторые даже едят с рук. Но это зависит от настроения хищника.

Тигры - кошки, которые любят поплавать, поэтому летом они содержатся на свежем воздухе, если это позволяет территория цирка, в огромных вольерах с бассейнами внутри. А вот выгуливать их на поводке - безумие. Даже если это делают несколько человек. От этого могут пострадать не только дрессировщики, но и сами тигры. От смены окружающего пейзажа кошка может просто испугаться, так как их «звездная жизнь» проходит только на территории цирка, а она, как правило, типичная.

У нас есть контактные трюки. Например, поцелуй с большой львицей. Хищник берет мясо изо рта. Это очень опасный трюк, когда его клыки находятся рядом с твоим лицом, - рассказывает собеседница.

По ее мнению, вся дрессировка зиждется на воспитании.

Мы берем их маленькими, воспитываем, приручаем к себе, спим с ними в одной постели. Никто никого не должен бояться. Ни ты - животное, ни оно - тебя. Между вами должно быть доверие. Если животное делает трюки за счет своего страха, то когда-нибудь оно кинется на тебя и отомстит. Главное в нашем деле - любовь, взаимопонимание и ласка, - рассказывает Людмила Суркова.

Если говорить о рационе, то одному взрослому тигру нужно в день от 6 кг мяса. Причем разного: свинина, говядина, курица, кролики, иначе хищники не будут такими красивыми, упитанными и здоровыми. Львы же, наоборот, подвержены ожирению. Если их перекармливать, то они станут толстыми и неподвижными. И у них начнутся проблемы с сердцем, почками и печенью. А репетиции и тренировки - это просто физические упражнения, чтобы у животных сохранялись красота и грация.

Азы дрессировки - это когда животное знает свое место и сидит там. У нас это тумба, - добавляет Людмила Суркова.

У каждого тигра - своя роль. Каждый исполняет только те трюки, на которые способен. У Людмилы есть тигрица Клепа, которая не боится высоты. С ней она качается на качелях. Людмила - единственная в мире девушка, кто выполняет этот трюк со времен Ирины Николаевны Бугримовой.

Тигры для цирка рождаются в зоопарках

Есть определенные стандарты. Нельзя брать животное из дикой природы - это условие работы в цирках. Лекс (белый тигр) прибыл к нам из зоопарка в ЮАР. Джина (львица) - из Караганды. Из зоопарка в Сочи мы берем тигров с удовольствием, ведь там они рождаются с хорошей генетикой и характером, - замечает собеседница.

Оказывается, по мордочкам все хищники разные, и у всех разные полоски. Полоски у тигра - это как отпечатки пальцев у человека. По словам Сурковой, дрессировка у тигров долгая. Уходит много времени, чтобы репетировать новые трюки, - недели, месяцы, а иногда даже года.

Еще тигры очень любят шалить. Даже на представлениях, когда дрессировщица не видит. У дрессировщика есть палочка, которая называется «стэк». Это продолжение руки. Случалось, что у Людмилы Сурковой тигры отнимали палочку. Так они играют и хотят, чтобы человек просто с ними поиграл.

Стэком можно шлепать тигра. Если это наказание, то у тигра самое больное место - нос. Но стэком можно и погладить и даже пузико ему почесать, - рассказывает она.

У дрессировщика есть помощники. Они находятся за клеткой. У каждого из них своя задача – кому-то необходимо следить за тигром, кому-то за львицей, есть и те, кто стоит на защите в случае опасности. Так же за манежем есть люди, отвечающие за то, чтобы зритель не приближался к клетке. На манеж хищников выкатывают в специальных переносках, не в ручную, а на колесах. Из вольера, в котором они содержатся, они сами садятся в них. Даже знают, кто с кем сидит и кто за кем должен войти.

Несколько раз на меня нападали. В такие моменты думаешь, сколько у них силы и чем это все может закончиться. Один раз они прижали меня к стене. Просто хотели поиграться. Встали на задние лапы, а передними оперлись на меня. Я думала, что не выдержу нагрузки на позвоночник. Тогда на меня навалилось порядка 400 кг. Слава богу, не травмировали. Спрыгнули сами, - вспоминает собеседница.

За многолетнюю карьеру у Людмилы Сурковой был момент, когда тигрица случайно зацепила ее когтем за подушечку большого пальца. Главное - успокоить тигрицу и снять ладонь с когтя, ведь большая кошка может испугаться, что причинила вред. За такие проступки мы не наказываем - она ведь неспециально.

Что касается потомства, то размножать тигров в цирке нельзя. Условия для выращивания малышей здесь сложные. Тигрица может принести трех-четырех котят, всех их «домой» не заберешь одновременно. Поэтому в период гона тигриц отсаживают подальше от самцов. Но если случается, то воспитывают как родных детей.

Другие животные

Дальше нас повели смотреть лошадей и других травоядных. Мы с фотографом с облегчением вышли из хищной комнаты. Первым делом мы увидели носух и дикобразов. Носуха - это хищник, но всеядный, питается как мясом, так и фруктами. Затем мы прошли мимо комнаты кенгуру по кличке Кенга. Это мальчик. Ему семь лет.

В Советском Союзе у известного дрессировщика Владимира Дурова был кенгуру-боксер, долгое время данный номер являлся визитной карточкой советского цирка. Сейчас все реже можно встретить этих животных в цирке. Кенгу нам подарили. Его кормят овощами, фруктами и сеном, - рассказала администратор Кристина.

Затем мы прошли на конюшню к парнокопытным.

Зебре Эле 14 лет. Попала к нам, когда ей было три года. У парнокопытных до определенного возраста хрупкие кости. Их растят, а потом уже передают в зоопарки, в конный спорт или цирку, - объяснила нам наш «экскурсовод».

Дальше были ламы, карликовые пони, африканская антилопа Джафар, лошади породы Андалуз, величественные черные Фризы и верблюды. Все они содержатся в денниках, часто гуляют во дворе при теплой погоде и каждый день репетируют. Наша экскурсия завершалась. Выйдя из цирка, фотограф признался, что с трудом перенес комнату хищников, а я почувствовала, что мои руки сохранили запах тигров, которых мы гладили.

Мы постарались приоткрыть тайну закулисья, секреты дрессуры и на себе почувствовали весь груз ответственности за братьев наших меньших.

2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.