Классификация карт по охвату территории примеры. Какие бывают виды географических карт

Прежде чем говорить о том, какие бывают виды географических карт, стоит узнать определение этого термина. Карта географическая - это условное изображение поверхности Земли на плоскости. При ее построении учитывается кривизна земной поверхности, ее характер. Изображаться могут как участки небольшой площади, так и вся поверхность планеты. Это дает возможность увидеть, какова величина, форма и взаимное расположение различных объектов. Также с помощью карт можно определять расстояния, координаты, высоту земной поверхности над уровнем моря. Например, карта мира физическая отображает расположение природных объектов, находящихся на всей поверхности Земли, с учетом их взаимосвязи, их определенные количественные и качественные характеристики.

Существует несколько классификаций этих справочных материалов. Например, по масштабу выделяют следующие виды географических карт: крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные. Разные масштабы позволяют картографам разместить на полотне одной и той же площади изображение земной поверхности разной величины. Знание масштаба позволяет определять расстояние между изображенными объектами путем несложных вычислений.

Также существуют такие виды географических карт, как общегеографические и тематические. Если первые предназначены для изображения определенных природных объектов, то применение вторых имеет широкие границы. Их делят на два основных типа: физико-географические, на которых изображается рельеф местности и показывается характер климатических условий на этой территории, и социально-экономические. Второй тип тематических карт включает в себя еще больше подкатегорий, которые отличаются родом отображаемой информации. Это могут быть карты хозяйства, науки, населения, экономики, культуры, образования, здравоохранения и так далее.

Отдельно стоит выделить разработки, на которых изображается совокупность природных и социальных параметров. Эти виды географических карт обязаны своим появлением с каждым годом возрастающим интересом общества к окружающей среде, К этому типу можно отнести инженерно-географические, агроклиматические, карты оценки природных ресурсов и другие.

Географические карты также делятся по их назначению. Это могут быть учебные, справочные, навигационные и другие. Также они могут отличаться по площади территории, которую они охватывают: карта мира, материков, отдельных регионов, стран, более мелких единиц государств и так далее.

Географические карты могут быть как узкоспециализированными, так и включающими широкий спектр тем. Например, на карте, отображающей климатические особенности, может быть представлен как один параметр (например, влажность, количество осадков и так далее), так и несколько. Таким образом, материалы первого типа называют частными (частная климатическая карта), а второго - общими (общая климатическая карта).

Человечество на любом этапе развития испытывало потребность отображать и сохранять для потомков ценную информацию. Любое упоминание о месте расположения удобных для жизни земель или территорий, богатых пищей, нужно было «записать» и передать сородичам. Это стало предпосылкой появления карт. Сведения об окружающем мире зарисовывались на камнях или стенах пещер.

Одним из первых объектов исследования людей стал рельеф земной поверхности. Начертанные особенности территории обитания были прообразом современных географических карт. Изображение территории требовало особого взгляда исследователя. Для того, чтобы все детали рельефа уместились на одном чертеже, нужно было изображаемое уменьшить, географические объекты зашифровать в виде условных знаков.

Под географической картой понимают чертеж, на котором изображен определенный фрагмент поверхности земли, отображенный посредством условных знаков в заранее рассчитанном масштабе.

Виды картографических проекций

При создании географических карт необходимо учитывать ряд нюансов. Один из них – особенности поверхности планеты и карты. Земля имеет сферическую поверхность, в то время как карта представляет собой плоский лист. Чтобы перенести изображение на плоскость корректно, применяется методика проекций.

Под картографической проекцией принято понимать способ перенесения изображения поверхности Земли со сферы на плоскость. Выделяют три вида проекций: конические, азимутальные и цилиндрические. Применяют проекции с целью сократить количество искажений при переносе изображения. При этом важно помнить, что полностью избежать погрешностей невозможно.

Виды географических карт

Существует несколько видов географических карт, в зависимости от характера информации, отображенной на них, выделяют общегеографические и тематические. Первый тип содержит равнозначные изображения всех земных объектов.

Тематические – подразделяются на группы по различным признакам. Выделяют чертежи по определенной теме: животного мира, сельскохозяйственные, по какому-либо назначению: справочные, учебные, туристические и др.

Карты выпускаются как на отдельных листах различного формата, так и атласами – тематически подобранными листами разных видов, собранными под одной обложкой.

Классификация карт по масштабу

Для корректного изображения и возможности уместить все необходимые географические объекты принято использовать масштабирование при создании чертежей. По этому критерию карты подразделяют на топографические – крупномасштабные; обзорно-топографические со средним масштабом и обзорные. В последнем виде используется самый мелкий масштаб. Разглядеть все детали местности на них невозможно, но они могут дать общее представление о характере изображенной местности.

Классификация карт по охвату территорий

Также принята классификация по характеру изображенных территорий. Выделяют карты мира, материков и океанов, государств в целом и их частей.

Географическая карта представляет собой уменьшенное изображение земной поверхности, содержащее координатную сетку и условные знаки на плоскости.

Понятие географической карты

Понятие географических карт можно рассматривать в узком и в широком смысле. В узком смысле географические карты являются изображением проекции местности в уменьшенном масштабе.

В широком смысле карты являются уменьшенной проекцией изображения поверхности планеты, отдельных ее территорий, с использованием условных знаков.

Географические карты отображают состояние, связи и размещение различных общественных и природных явлений, а также их развитие, изменение во времени и перемещение. Зачастую, карты, имеющие общий замысел, объединяют в атласы.

Виды географических карт

Все географические карты делятся на такие категории:

По территориальному охвату : географические карты материков, карты мира, карты стран и регионов.

По масштабу : мелкомасштабные, среднемасштабные и крупномасштабные карты. Зачастую от масштабов карты зависит точность и детализация изображений.

1. Научно – справочные карты – карты, которые предназначаются для научных исследований и содержат в себе научную информацию.

2. Культурно- образовательные карты – географические карты, главной функцией которых является популяризация знаний.

3. Учебные карты – географические карты, которые используют как пособие для изучения таких дисциплин как история, география.

4. Технические карты – вид карт, которые предназначены для решения технических заданий и отображают те объекты и условия, которые необходимы для этого.

5. Туристические карты – карты, на которых изображены населенные пункты, маршруты, места отдыха и других услуг в населенных пунктах.

Тематические карты показывают динамику и взаимосвязи населения, экономики, природных явлений. Тематические карты можно разделить на две подгруппы: карты общественных явлений и карты природных явлений.

Первые географические карты

Первые географические карты люди создавали еще в древности. Представители древних цивилизаций наносили рисунки, изображающие местность на каменные глыбы, многие из которых сохранились до наших дней на территории Африки и Южной Америки.

Расцвет картографии пришелся на эпоху Великих географических открытий. В большинстве случаев, географические карты создавались непосредственно мореплавателями, в частности Джеймсом Куком и Христофором Колумбом.

По степени обобщенности показателей тематические карты делятся на аналитические, синтетические и комплексные.

4.1.1. Аналитические карты

К аналитическим относятся карты, дающие конкретную характеристику одного или нескольких природных или социально-экономических явлений, без отображения связей и взаимодействий между ними. Для них используются необобщенные или мало обобщенные показатели, часто полученные на основе единичного наблюдения (на картах наблюдения). Например, карты отдельных метеорологических элементов, характеризующих их величину в тот или иной момент или период времени (рис. 4.1): температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, ветров и т.п.; или карты крутизны склонов, глубин, густоты расчленения рельефа и др. Аналитические карты дают информацию по определенным сторонам или свойствам объектов и явлений, им свойственно отвлечение от целого.

Рис. 4.1. Аналитическая карта фактической погоды

Сила аналитического картографирования в том, что оно позволяет как бы «расчленить» объект на составные части, обособленно рассмотреть их или даже выделить элементы этих частей. Такое «расчленение» может быть сколь угодно детальным, все зависит от глубины анализа. На начальных стадиях аналитического изучения объекта на картах показывают основные элементы его структуры, вещественного состава, особые признаки и свойства. Но по мере накопления знаний и совершенствования методики аналитические карты отражают все более тонкие особенности и детали строения. Так, изучая рельеф, применяют все более «тонкие» методы математического моделирования, получая все более детальные аналитические карты, например карты горизонтальной и вертикальной кривизны поверхности, карты вторых производных, характеризующих скорость изменения уклонов, карты дисперсии высот и т.п. Возможности анализа практически бесконечны.
Необходимо, однако, иметь в виду, что понятие «аналитическая карта» в определенном смысле относительно. Скажем, карта дневных температур, несомненно, аналитическая карта по отношению к карте среднемесячных, а тем более среднегодовых температур. Но и карту среднегодовых температур можно считать аналитической, если поставить ее в ряд с картами давления, осадков, испарения, преобладающих ветров - все они характеризуют лишь отдельные элементы климата. Такова диалектика всякого анализа, который неразрывно связан с синтезом.
Близки к аналитическим так называемые частные , или отраслевые , карты. Они имеют узкую тематику, подробно показывают какую-либо отдельную отрасль. Чаще всего, говоря об отраслевых картах, имеют в виду социально-экономическую тематику, связанную с отдельными отраслями промышленного или сельскохозяйственного производства. Отраслевыми принято считать карты машиностроения, текстильной, химической, пищевой и других отраслей промышленности или карты свекловодства, хлопководства, овцеводства, птицеводства и т.п.

4.1.2. Синтетические карты

Синтетические карты дают целостное пространственное отображение явлений в результате интерпретации наиболее существенных показателей, их соединения и обобщения с учетом связей между ними. Примером могут служить карты климатического районирования, сельскохозяйственной специализации районов, ландшафтные карты, на которых выделяются соответствующие области (районы) по совокупности многих показателей.
Синтетические карты обычно создают путем интеграции данных, отраженных в сериях аналитических карт. При небольшом числе синтезируемых показателей это можно делать вручную, но в более сложных случаях необходимо использовать методы математического моделирования.
Отметим, что синтетические карты всегда имеют довольно подробные, порой даже громоздкие легенды. В пояснениях к интегральной оценке стараются отразить многие исходные параметры.
Методы создания синтетических карт особенно усовершенствовались с внедрением геоинформационных систем, оперирующих одновременно десятками слоев информации. ГИС включают специальные процедуры для синтеза данных. В частности, это дало импульс широкому развитию синтетического эколого-географического картографирования условий жизни населения на основе учета комплекса природных, экономических и социальных параметров. Возможно даже совмещение на одной карте нескольких синтетических показателей.


Рис. 4.2. Синтетическая карта. Зоны специализации сельского хозяйства на юге Азербайджана

Иногда на одной и той же карте синтетическое изображение сочетается с некоторыми аналитическими показателями. Например, на экономических картах сельскохозяйственное районирование дается в синтетическом обобщении, а отрасли промышленности представлены аналитически. Это так называемые аналитико-синтетические карты.
Необходимо иметь в виду, что есть разные ступени синтеза. Геоморфологическая карта является синтетической по отношению к картам углов наклона и расчленения рельефа, но в то же время она может рассматриваться как аналитическая по отношению к карте природного районирования территории. Тут она стоит в ряду таких карт, как гидрологическая, почвенная, геоботаническая и др. То, что на одной ступени выступает как синтетическое изображение, на следующем, более высоком уровне становится «элементом» более сложной системы - так в картографировании проявляется диалектика процессов анализа-синтеза. Следует добавить к этому, что степень синтеза всегда возрастает с уменьшением масштаба карты, с переходом от показа отдельных объектов к изображению собирательных понятий. Иначе говоря, уровень синтеза находится в определенной зависимости от степени генерализации картографического изображения.

4.1.2. Комплексные карты

Комплексные карты совмещают изображение нескольких элементов близкой тематики, набор характеристик (показателей) одного явления. Например, на одной карте можно дать изобары и векторы преобладающих ветров, имея в виду, что ветры непосредственно связаны с полем атмосферного давления. На карте сельского хозяйства можно одновременно показать распаханность территории и урожайность пшеницы, на гидрологической карте - внутригодовое распределение стока в речном бассейне, водоносность рек и потенциальные энергоресурсы. На рис. 4.3 приведена комплексная карта, на которой изображение внутри годового распределения речного стока и водоносности рек совмещено с характеристикой потенциальных ресурсов гидроэнергии.


Рис. 4.3. Комплексная карта. Водоносность рек, распределение стока и потенциальные энергоресурсы восточной части Кольского полуострова

Каждая характеристика дается в своей системе показателей, но показ на одной карте двух, трех и более тем позволяет читателю рассматривать их в комплексе, визуально сопоставлять между собой, устанавливать закономерности размещения одного показателя относительно другого. В этом - главное достоинство комплексных карт.
Однако возникают и сложности. Дело в том, что на одной карте трудно совместить изображение нескольких явлений так, чтобы они хорошо читались. Известно, например, что можно совместить две системы изолиний (одна дается с послойной окраской, а другая - яркими цветными линиями), но три системы изолиний уже не читаются. Аналогично можно дать на карте две картограммы (одну - цветовой шкалой, а другую - штриховкой), дополнить карту значками, линиями движения, изображением ареалов и т.п., но при пяти-шести слоях комплексная карта становится перегруженной и теряет читаемость.
Хорошо известными примерами комплексных карт могут служить топографические карты, на которых совместно представлены рельеф, гидрография, растительность, почвы и грунты, населенные пункты, социально-экономические объекты, дорожная сеть, линии связи, административные границы - т.е. весь комплекс объектов, характеризующих местность.
Другой, не менее яркий пример - метеорологические карты, где на фоне изобар и линий атмосферных фронтов показаны метеоэлементы: температуры воздуха и почвы, влажность воздуха, направление и скорость ветра, количество и вид осадков, облачность и др. - в совокупности они отражают погодные условия.
Тематические карты, отображающие несколько природных или социально-экономических элементов, относятся к типу комплексных карт. Например, синоптические карты, характеризующие в данное время погоду на определенной территории. Каждый элемент на этих картах (температура, давление, ветры и др.) характеризуются своей системой показателей, но все они сопоставляются между собой, рассматриваются комплексно, обычно с выявлением закономерностей размещения одного показателя относительно другого. Содержанием комплексных карт могут быть: одни природные явления (давление, ветры); несколько социально-экономических явлений (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); группа явлений, характеризующих природную среду, население и хозяйство (например, карты агропромышленных комплексов, отображающие взаимосвязи размещения промышленности и сельского хозяйства с природными ресурсами и сырьевыми базами). На комплексных картах часто одновременно применяют аналитические и синтетические приемы. Например, на экономических картах для отображения промышленности употребляют аналитические, а для сельского хозяйства - синтетические показатели. Топографические карты, отображающие различные элементы местности, также относятся к типу комплексных карт.
Среди тематических карт выделяются карты динамики и взаимосвязей , а также карты функциональных типов . К последним относятся инвентаризационные , оценочные , индикационные , прогнозные и рекомендательные карты.
Карты динамики передают движение, развитие определенного явления или процесса во времени или его перемещение в пространстве (перемещение водных масс, атмосферных вихрей, рост городов).


Рис. 4.4. Климатическая карта Антарктики

Карты взаимосвязей отображают характер и степень пространственных связей нескольких явлений (атмосферного давления и ветров, внесения удобрений и урожайность сельскохозяйственных культур). В основном это межотраслевые карты, отображающие связи между явлениями и процессами природы, населения и хозяйства.
Инвентаризационные карты - обычно это аналитические карты, отображающие (регистрирующие) наличие, расположение и состояние объектов и явлений (природных и трудовых ресурсов, объектов экономики: карты размещения полезных ископаемых, лесов, сельхозугодий, трудоспособного населения, объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.).
Оценочные карты - карты, дающие оценку определенных явлений (объектов) для решения конкретных задач (например, карты оценки природных условий территории для сельскохозяйственного производства или для строительства дорог и т.п.). Это прикладные карты, составляемые на основе инвентаризационных карт, чаще всего отражающих взаимодействие человека и природы.
Индикационные карты предназначены для предсказания и выявления неизвестных явлений на основе изучения других, хорошо известных. Составление индикационных карт опирается на представления о тесной связи индикаторов и индицируемых явлений. Так, индикационные карты растительности применяют для обнаружения тектонических разломов, поскольку над зонами разломов возникают особые условия циркуляции грунтовых вод, а это сказывается на видовом составе растительности. Некоторые виды растений служат индикаторами полезных ископаемых (особенно рудных месторождений, соляных залежей), отдельные ареалы животных индицируют распространение тех или иных болезней человека, поэтому индикационные геоботанические карты используют при разведке полезных ископаемых, а индикационные зоогеографические карты — при выявлении потенциальных ареалов болезней. Таким образом, по сути индикационные карты близки к картам прогнозным.
Прогнозные карты отображают неизвестные в настоящее время или недоступные для непосредственного наблюдения явления и процессы, происходящие как во времени (например, динамика численности населения в будущем, изменения в структуре промышленного производства и др.), так и в пространстве (например, размещение месторождений полезных ископаемых, строение недр Земли и др.). По степени достоверности (вероятности) прогноза карты могут быть: предварительного прогноза (схематичные мелкомасштабные карты), вероятного прогноза (наиболее детальные, чем карты предварительного прогноза, обычно это крупномасштабные карты), весьма вероятного прогноза (наиболее детальные, обычно крупномасштабные карты) и карты перспективного расчета (еще более точные карты, составленные по точным данным).
Рекомендательные карты обычно составляются на основе оценочных и прогнозных карт и содержат конкретные предложения (рекомендации), которые необходимо провести в данной ситуации (на определенной территории) для достижения какой-то цели (по рациональному использованию земель, охране и улучшению окружающей среды и т.д.).

4.2. КАРТЫ РАЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Назначение карт так же разнообразно, как разнообразны сферы человеческой деятельности, поэтому затруднительно указать все типы карт, различающиеся по этому признаку. Дело осложняется еще и тем, что ряд карт ориентирован на многоцелевое назначение - они одновременно служат для планирования, научных изысканий, учебных и культурно-просветительных целей, получения справочных сведений и много другого. И все же можно указать несколько типов карт, в которых особенно четко проявлены особенности их назначения.
Научно-справочные карты предназначены для выполнения по ним научных исследований и получения максимально подробной (для данного масштаба), достоверной и научно обработанной информации. Это карты для специалистов, работающих в сфере наук о Земле и социально-экономических наук.
Культурно-просветительские карты ориентированы на широкие читательские круги, они дают упрощенную, если можно так сказать, «облегченную» картографическую трактовку для лиц, не имеющих специальной географо-картографической подготовки. Назначение этих карт - распространение знаний, пропаганда идей (например, бережного отношения к природно-историческим памятникам), разъяснение планов экономического развития и освоения территорий и т.п. Такие карты обычно имеют яркое, простое, доходчивое оформление, дополняются диаграммами, рисунками, элементами плаката. К этому типу близки карты туристские и туристско -краеведческие , предназначенные для туристов, путешественников по родному краю и просто для отдыхающих. В их содержании основное внимание уделено местам, представляющим интерес для туристов (архитектурные и исторические памятники, заповедники, парки, музеи и др.). Карты отличаются красочным оформлением, сопровождаются подробными указателями и справочными сведениями. Они могут изображать обширные курортные районы (например, Черноморское побережье), национальные парки, города, отдельные лыжные, пешеходные, водные маршруты и т.п. К этой же группе примыкают карты для спортивного ориентирования , специально приспособленные для проведения соревнований по этому виду спорта.
Учебные карты - четко выделяемый тип карт, используемых как наглядные пособия или материалы для самостоятельной работы в школах и вузах. На них применяют проекции, способы изображения, учитывающие степень подготовки учащихся и характер использования карт в учебном процессе. Соответственно создают карты для начальной, средней и высшей школы. Их нагрузка должна соответствовать объемам учебных программ того или иного образовательного уровня. Отметим, что карты для высшей школы, предназначенные для аудиторий, по содержанию и детальности приближаются к научно-справочным, не теряя при этом своих демонстрационных свойств.

4.3. ШКОЛЬНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

4.3.1. Особенности школьных карт

По сравнению с другими картами школьные карты имеют ряд особенностей:
. согласованность их с соответствующей программой и учебниками , освобождение от излишних деталей. Чем младше учащиеся, тем меньше нагрузка карт для них. Чрезмерная детальность и нагрузка школьных карт может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление нужных для изучения объектов. Это, однако, не означает, что на школьную карту наносится только то, что упоминается в учебнике. В этом случае карта не будет правдоподобно отражать действительность. Поэтому даже на картах для младших классов дается некоторая дополнительная нагрузка из объектов, не упоминающихся в учебнике
. обзорность, обеспечивающаяся не только мелким масштабом, но и большой генерализацией, а также использованием особых графических приемов и, прежде всего, укрупнением условных знаков (особенно на стенных картах), созданием многопланового изображения, когда на первый план выдвигается то, что учащиеся должны знать в первую очередь;
. повышенная наглядность , позволяющая учащимся легко ассоциировать данные на карте обозначения с соответствующими объектами в натуре. Наглядность на картах достигается разными приемами - применением фоновых и штриховых расцветок ассоциирующихся с природными (голубой фон озер, синие реки, зеленые леса и т. п.), размещением на полях карты художественных изображений объектов и местности в целом, изображенной на карте, применением многоплановости картографического изображения и др.;
. применение довольно ограниченного числа картографических проекций ;
. масштаб на картах, предназначенных для изучения начального курса географии в младших классах обычно приводится именованный и линейный. Для старших классов на картах помещается и численный масштаб;
. ориентировка рамок школьных карт относительно линий картографической сетки выбирается такой, при которой средний меридиан проходит посередине карты. При этом сохраняется направление север-юг в середине карты в привычном для учащихся положении (север - вверху, юг - внизу).

4.3.2. Школьные географические атласы

Школьные географические атласы - главные пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся в классе и дома. Основная педагогическая цель в работе со школьными атласами - не передавать ученикам знания, а научить их самостоятельно добывать информацию. Как картографические произведения они обладают теми же свойствами, что и все атласы. Однако им присущи свойства, которые вытекают из специфики их назначения.
В настоящее время растет число школьных атласов, издаваемых как государственными учреждениями, так и частными фирмами. Поэтому выбор того или иного атласа в качестве основного, обязательного пособия должен основываться на тщательном анализе всех существующих произведений этого рода. Анализ школьных атласов проводится учителем по той же схеме, что и любого атласа. Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных атласов и умеющий их анализировать, сможет более грамотно организовать работу с ними, научить учащихся более полно использовать их в качестве источника географических знаний.
Отдельные школьные атласы, помимо карт, включают специальные методические вводные разделы, рассматривающие особенности карт атласа и указания по работе с ними, справочные сведения о важнейших объектах земной поверхности (реках, озерах, островах, самых высоких горных вершинах и т. д.). Кроме того в атласах для старших классов справочные сведения помещены и на самих страницах атласа. Это различного рода диаграммы, таблицы, карты-врезки. Лучшие издания школьных атласов содержат космические снимки участков земной поверхности и общего вида Земли из космоса.
Среди группы атласов отдельных стран особого внимания заслуживает Национальный Атлас Украины - официальное государственное издание. Создан Атлас, как современная информационная система, имеет ряд важных функций. Широкие репрезентативные и информационные возможности позволяют использовать его во многих сферах жизни общества:
. в законотворческой и управленческой деятельности на национальном и региональном уровнях;
. для обоснования различных государственных программ сбалансированного экономического, социального, экологического и духовного развития регионов и государства в целом;
. в природопользовании и осуществлении мониторинга природных и социальных явлений и процессов;
. в системе школьного и высшего образования;
. при формировании внешней политики и развития международных отношений.
Он является источником современной информации об Украине для заинтересованного отечественного и зарубежного читателя и многочисленной украинской диаспоры.
По уровню теоретико-методического обеспечения и картографического воплощение пространственных данных Атлас сопоставим с национальными атласами других государств мира.


Рис. 4.5. Национальный Атлас Украины

В 2010 году вышла новая современная картографическая работа - Атлас учителя, который подготовлен Государственным научно-производственным предприятием "Картография".


Рис. 4.6. Атлас учителя изданный НПП "Картографія"

По своему содержанию и наполнению этот атлас можно назвать атлас-энциклопедия. И это действительно так. В четырех основных разделах атласа содержится огромная географическая информация о планете Земля.
Атлас выполнен по новейшим технологиям, иллюстрирован большим количеством фотографий и схем. Он создан на основе современных картографических и литературных источников и статистических материалов.
Карты атласа дополняет текстовая и географическая информация.

4.3.3. Специальные школьные карты и другие картографические произведения

К ним относят следующие:
а) контурные карты - одноцветные изображения, предназначенные для нанесения на них различных данных (надписей, знаков, объектов, явлений, процессов и т.п.). Они выпускаются в виде блоков с согласованной основой, масштабу, компоновкой. Существующие карты предусматривают постепенное усложнение работ с контурными картами от младших классов к старшим. Другая функция контурных карт - основа для составления тематических карт или картосхем при выявлении взаимосвязей исследуемых явлений и процессов;
б) индукционные карты - настенные контурные карты, выполненные на линолеуме или дерматине с несмываемыми контурами. Используются при работе с учащимися на настольных контурных картах, объяснении нового материала;
в) немые карты - обычные настенные карты, но без надписей; предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся у доски;
г) полунемые карты - характеризуют объекты первыми двумя-тремя буквами, а следующие буквы названий этих объектов ученику необходимо определить и дописать;
г) карты-трафареты - выполнены на прозрачной пленке для проектирования с эпидиаскопа на экран; дают возможность накладывать ряд пленок; используются при изучении нового материала;
д) эскизные картосхемы - картографические рисунки, сделанные ”на глаз“, без точного соблюдения масштаба на доске; используются при изучении нового материала, когда необходимо сконцентрировать внимание учащихся на определенном явлении или процессе;
е) электрифицированы и магнитные карты - обычные настенные карты, которые специально оборудованы; на электрифицированных картах в определенных местах встроенные электрические контакты, куда подсоединяются маленькие электрические лампочки; магнитные карты выполняются на специальных металлических листах; условные знаки на них сделаны из пенопласта с вставленным магнитом;
ж) текстовые карты - карты учебников и пособий, один из видов настольных карт и составная часть учебника как целостного произведения; вместе с текстом обеспечивают изучение необходимого программного материала. По тексту эти карты могут играть основную роль (текст их объясняет), вспомогательную роль (они объясняют, ”комментируют“ текст), находятся на паритетных началах;
с) глобусы начинают применять на уроках еще в младших классах для объяснения формы Земли, в последующих - для объяснения формы и размеров Земли, картографической сетки, сути параллелей и меридианов, при определении географических координат (географических широты и долготы), освещенности Земли Солнцем, движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси и т.д. Школьные глобусы изготавливают в масштабах 1:83 000 000, 1:50 000 000, 1:30 000 000; последний - демонстрационный, первые два - предназначены для самостоятельной работы учащихся; по содержанию делятся на физические , политические , рельефные . Распространены индукционные глобусы - на черном фоне светлой краской нанесена градусная сетка. Есть глобусы из прозрачного пластика с подсветкой изнутри.
В школьной программе по географии предусмотрено использование профилей, разрезов, блок-диаграмм, рельефных карт и т.д.

4.3.4. Педагогическая цель в работе с картой на уроках географии

Карта - наиболее используемый картографическое произведение в школьной программе по географии. Она является наиболее универсальным произведением. По карте можно решать различные творческие задачи. Применение карт в школьной географии преследует три основные цели (задачи), которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней:
а) понимать карту - это значит усвоить основные свойства карты, особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы применения;
б) читать карту - значит уметь выяснить географическую действительность с ее картографическим изображением, то есть по условным обозначениям обнаружить взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Характер чтения может быть различным и зависит от назначения и возможностей карты: от обычной справки (что? где? сколько?) до полного понимания взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений (почему? по каким причинам? как?);
в) знать карту - воспроизведение в памяти картографической информации, по памяти представлять взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, которые изучаются в школьном курсе географии.
Картографическая информация способствует упорядочению географических знаний, при этом эти знания имеют хорологическую и пространственную привязку.
Выше упомянутые цели по своему значению неравноценны, но взаимосвязаны. В школьной географии упор следует делать именно на чтении карты, которое должно строиться на понимании и знании карты.
Работа с картой или другими картографическими произведениями является интересной для школьников, потому что включает зрительную функцию памяти (нервный зрительный канал вчетверо мощнее, чем слуховой). Кроме того, детям всегда нравились путешествия и экскурсии. Это следует использовать для ”передачи“ учащимся знаний. Научить учащихся картографическим словесным методам невозможно, поэтому для учеников следует подбирать соответствующие картографические произведения, а не карты в целом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие карты называют аналитическими?
2. По каким показателям можно распознать аналитическую карту?
3. В чем преимущества аналитического картографирование?
4. В чем выражается относительность понятия «Аналитическая карта»?
5. По каким показателям можно распознать комплексную карту?
6. В чем преимущества и недостатки комплексного картографирования?
7. По каким показателям можно распознать синтетическую карту?
8. В чем преимущества и недостатки синтетического картографирование?
9. Какие методы математического моделирования применяются при составлении синтетических карт? В чем суть этих методов?
10. Каким образом в картографировании оказывается диалектика процессов анализа-синтеза?
11. Как соотносятся степень синтеза с масштабом карты?
12. Какие географические явления показывают карты динамики? Приведите примеры этих карт.
13. Какие географические явления передают карты взаимосвязей? Приведите примеры этих карт.
14. Какие данные содержат инвентаризационные карты?
15. Какие данные содержат оценочные карты?
16. Какие данные содержат индикационные карты?
17. Какие данные содержат прогнозные карты?
18. Как классифицируют прогнозные карты?
19. Какие данные содержат рекомендательные карты?
20. Для каких целей предназначены научно-справочные карты?
21. Для каких целей предназначены культурно-образовательные карты?
22. Для каких целей предназначены туристские карты?
23. Для каких целей предназначены учебные карты?
29. Приведите примеры современных комплексных атласов.

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Картография с основами топографии. ГИС. ИКТ на уроках географии»

По теме:

«Классификация географических карт: их виды и типы».

Исполнитель: Карих Г.Ю.

Москва 2016 год

Введение……………………………………………………………… 3 стр

1. Классификация карт

1.1 Классификация карт по содержанию……………………………..4 стр

1.2Классификация карт по основным типам……………………… 10 стр.

Заключение…………………………………………………………… 14 стр.

Список литературы…………………………………………………….15 стр.

Введение

Географическая карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости с использованием условных знаков, в определенной проекции, с учетом кривизны поверхности относимости, показывающие размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты.

Определение географической карты только как чертежа земной поверхности недостаточно, так как географические карты могут отображать самые разнообразные природные и социально-экономические явления. Географические карты способны передавать пространственные изменения этих явлений во времени. Для них свойственны: особый математический закон построения (картографические проекции), изображение явлений посредством особой знаковой системы – картографических знаков, отбор и обобщение изображаемых явлений (генерализация).

Географические карты закономерно рассматривать как наглядные образно-знаковые модели. Им присущи основные черты моделей вообще: отвлечение от целого для исследования части – конкретной территории, конкретных явлений и процессов; упрощение, состоящее в отказе от учёта множества характеристик и связей и в сохранении некоторых, наиболее существенных; обобщение, имеющее в виду выделение общих признаков и свойств, и др. Эти абстракции способствуют более глубокому познанию явлений, изображаемых на картах.

Географические карты в той или иной мере используются во всех сферах человеческой деятельности.

Цель данной работы – рассмотреть виды и типы географических карт.

1. Классификация карт - это система, представляющая совокупность карт, подразделяемых (упорядоченных) по какому-либо избранному признаку. Классификации карт необходимы для их инвентаризации, хранения и поиска, научной систематизации, составления списков и каталогов, создания банков данных и картографических информационно-справочных систем.

В качестве основания для классификации допустимо избрать любое свойство карты: масштаб, тематику, эпоху создания, язык, способ графического оформления и издания карты и т.п. Но при этом всякая классификация должна удовлетворять определенным требованиям:

  • классы карт должны выделяться по существенным признакам;

  • классификация должна быть последовательной, то есть постепенно переходить от общего к частному;

  • на каждом уровне деления следует выбирать только одно основание классификации;

  • классификация должна быть полной, отдельные ее подразделения в совокупности должны охватывать всю систему карт в целом;

  • классификация должна обладать резервностью, т.е. способностью включать вновь появляющиеся виды (классы) карт.

1.1 Классификация карт по содержанию.

При классификации карт по тематике (содержанию) прежде всего различают карты общегеографические и тематические.

Общегеографические карты - изображают все географические явления, в том числе рельеф, гидрографию, растительно-почвенный покров, населённые пункты, хозяйственные объекты, коммуникации, границы и т. д. Общегеографические крупномасштабные карты, на которых изображены все объекты местности, называются топографическими, среднемасштабные общегеографические карты - обзорно-топографическими, а мелкомасштабные общегеографические карты - обзорными.

Классификация карт по масштабу и пространственному охвату

По масштабу карты делят на четыре основные группы:

  • планы- 1:5 000 и крупнее;

  • крупномасштабные-1:10 000-1:100 000;

  • среднемасштабные- 1:200 000 до 1:1 000 000 включительно;

  • мелкомасштабные-1:10 000-1:100 000;

по территориальному охвату

    карты мира;

    карты материков;

    карты стран и регионов;

Отличные по масштабу карты имеют разные точность и детальность изображения, степень генерализации и нередко разное назначение.

По назначению

    научно-справочные - предназначены для выполнения научных исследований и получения максимально полной информации;

    культурно-образовательные - предназначены для популяризации знаний, идей;

    учебные - используются в качестве наглядных пособий для изучения географии, истории, геологии и других дисциплин;

    технические - отображают объекты и условия, необходимые для решения каких-либо технических заданий;

    туристские и др.

Тематические карты - показывают расположение, взаимосвязи и динамику природных явлений, населения, экономики, социальную сферу.

Для тематических карт известно много классификаций в теоретических трудах и в практической работе картохранилищ, информационно-картографических служб и библиотек. Большинство классификаций строится на общих принципах соответствия структуре географических наук и наук о Земле. Вначале выделяются карты природных явлений (физико-географические) и карты общественных явлений (социально-экономические). Эти классы карт имеют внутреннее деление на родовые и далее видовые понятия.

Для классификации карт природных явлений разумно использовать их группировку по компонентам географической среды (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) или по наукам, изучающим эти компоненты. Таким образом, выделяются карты атмосферных явлений - метеорологические и климатические, карты гидросферы - океанографические и гидрологические, карты геологические, рельефа земной поверхности, почвенные, ботанические, зоогеографические. Особые роды составляют карты физических полей Земли (гравиметрические, магнитные и др.), геохимические (распределения и миграции химических элементов), а также общие физико-географические карты, в частности карты ландшафтные, показывающие размещение и структуру природных территориальных комплексов и их антропогенные изменения, карты природного районирования и охраны природы.

Карты общественных явлений (или социально-экономические) делят на карты населения, экономические, социальной инфраструктуры (материальных условий социальной деятельности общества) и политико-административные. Впрочем, карты политической географии могут образовать отдельный класс. Особый род карт общественных явлений составляют карты исторические, показывающие различные исторические события и процессы, а также их причинно-следственные связи. Социально-экономические карты весьма разнообразны. Например, к видам экономических карт принадлежат карты природных и экономических ресурсов (инвентаризационные и оценочные), промышленности (включая энергетику и строительство), сельского и лесного хозяйств, транспорта, средств связи, строительства, торговли и финансов, общеэкономические. Среди карт социальной инфраструктуры выделяют карты образования, науки, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма, бытового и коммунального обслуживания и др.

Эта классификация может быть представлена в следующей схеме, где видовое подразделение развернуто только для карт геологических, рельефа земной поверхности, населения, экономики и инфраструктуры.

Общегеографические карты:

    топографические;

    обзорно-топографические;

    обзорные.

Тематические карты

Карты природных явлений:

    общие физико-географические - ландшафтные, природного районирования, охраны природы и др.;

    геологические:

    стратиграфические,

    четвертичных отложений,

    тектонические и неотектонические,

    литологические,

    гидрогеологические,

    полезных ископаемых,

    сейсмические и вулканизма,

    инженерно-геологические

    и т. д.;

геофизические (физических полей Земли: гравиметрические, магнитные и др.) геохимические;

    рельефа земной поверхности:

    гипсометрические и батиметрические,

    морфометрические и морфологические,

    геоморфологические (форм, происхождения и возраста рельефа),

    инженерно-геоморфологические;

метеорологические и климатические;

океанографические (вод океанов и морей);

гидрологические (поверхностных вод суши);

почвенные;

ботанические;

животного мира.

Карты общественных явлений:

    населения:

    размещения населения и расселения,

    состава населения по полу, возрасту и семейному состоянию,

    его движения - естественного и механического,

    социальные (социального и профессионального состава, занятости, трудовых ресурсов и др.),

    этнографические и антропологические;

экономические (народного хозяйства):

    природных ресурсов - инвентаризационные и оценочные,

    промышленности, энергетики и строительства,

    агропромышленных комплексов, включая сельское и лесное хозяйство,

    транспорта,

    средств связи,

    торговли и финансов,

    общеэкономические и экономического районирования;

социальной инфраструктуры:

    образования,

    науки,

    культуры,

    здравоохранения,

    физкультуры и спорта,

    туризма,

    бытового и коммунального обслуживания и т. д.;

политические и административные;

    исторические:

    первобытнообщинного строя,

    рабовладельческого строя,

    феодального строя,

    капиталистического строя,

    социалистического строя и империализма.

Иногда эту схему расширяют за счет внедрения еще одного класса - технических карт , к которым относят карты морские и речные навигационные, аэронавигационные, космические навигационные, проектные и др. Но в этом случае основанием для группировки карт служит не столько тематика, сколько назначение классификации.

1.2Классификация карт по основным типам

Географические карты различают и по трем основным типам: комплексные, синтетические и аналитические.

Комплексные карты совмещают изображение нескольких элементов близкой тематики, набор характеристик (показателей) одного явлений. Например, на одной карте можно дать изобары и векторы преобладающих ветров, имея в виду, что ветры непосредственно связаны с полем атмосферного давления. На карте сельского хозяйства можно одновременно показать распаханность территории и урожайность пшеницы, на гидрологической карте - сток в речном бассейне и потенциальные энергоресурсы.

Каждая характеристика дается в своей системе показателей, но показ на одной карте двух, трех и более тем позволяет читателю рассматривать их в комплексе, сопоставлять между собой, устанавливать закономерности размещения одного показателя относительно другого. В этом - главное достоинство комплексных карт.

Однако возникают и сложности. Дело в том, что на одной карте трудно совместить изображение нескольких явлений так, чтобы они хорошо читались. Известно, например, что можно совместить две системы изолиний (одна дается с послойной окраской, другая - яркими цветными линиями), но три системы изолиний уже не читаются. Аналогично можно дать на карте две картограммы (одну - цветовой шкалой, другую - штриховкой), дополнить карту значками, линиями движения, изображением ареалов и т.п., но при пяти-шести слоях комплексная карта становится перегруженной и теряет читаемость.

Хорошо известными примерами комплексных карт могут служить топографические карты, на которых совместно представлены рельеф, гидрография, растительность, почвы и грунты, населенные пункты, социально-экономические объекты, дорожная сеть, линии связи, административные границы - весь комплекс объектов, характеризующих местность. Другой, не менее яркий пример - метеорологические карты, где на фоне изобар и линий атмосферных фронтов показаны метеоэлементы: температура воздуха и почвы, влажность воздуха, направление и скорость ветра, количество и вид осадков, облачность и др. - в совокупности они отражают погодные условия.

Синтетические карты дают целостное изображение объекта или явления в единых интегральных показателях. Эти карты не содержат характеристик отдельных компонентов объекта, но зато дают о нем цельное представление. Например, синтетическая геоморфологическая карта отражает типы рельефа, но «умалчивает» о крутизне и экспозиции склонов, о степени расчленения. Точно так же карта типов климата характеризует его в целом, но было бы бесполезно искать на ней конкретные сведения о температуре, осадках, скорости ветра и т.п. Чаще всего синтетические карты отражают типологическое районирование территории по комплексу показателей. Таковы карты ландшафтные, инженерно-геологического, сельскохозяйственного районирования и т.п.

Синтетические карты дают целостное изображение объекта или явления в единых интегральных показателях. Эти карты не содержат характеристик отдельных компонентов объекта, но зато дают о нем цельное представление. Например, синтетическая геоморфологическая карта отражает типы рельефа, но «умалчивает» о крутизне и экспозиции склонов, о степени расчленения. Точно так же карта типов климата характеризует его в целом, но было бы бесполезно искать на ней конкретные сведения о температуре, осадках, скорости ветра и т.п. Чаще всего синтетические карты отражают типологическое районирование территории по комплексу показателей. Таковы карты ландшафтные, инженерно-геологического, сельскохозяйственного районирования и т.п.

Синтетические карты обычно создают путем интеграции данных, отраженных в сериях аналитических картах. При небольшом числе синтезируемых показателей это можно делать вручную, но в более сложных случаях необходимо использовать методы математического моделирования. Наиболее употребительны модели факторного и компонентного анализов. Они предусматривают вычислительные процедуры, дающие компактное интегральное описание исследуемого явления на основе обработки больших массивов исходной информации.

Например, для создания синтетической инженерно-геологической карты условий строительства дорог в качестве исходных берут параметры, характеризующие геологическое строение, сейсмичность и устойчивость фунтов, степень их увлажнения в разных природных зонах, сложность рельефа (уклоны, проявления эрозии), климатические условия, лавиноопас-ность, наличие дорожно-строительных материалов, и многие другие - всего может быть взято до 20-30 параметров. Факторный анализ позволяет свести все их разнообразие к нескольким факторам, причем каждый исходный параметр входит в итоговую интегральную оценку с определенным весом (нагрузкой) в зависимости от силы его влияния. В результате по комплексу ведущих факторов выделяют территории благоприятные, малоблагоприятные и неблагоприятные для строительства дорог. Эти интегральные данные и составляют содержание синтетической карты.

Отметим, что синтетические карты всегда имеют довольно подробные, порой даже громоздкие легенды. В пояснениях к интегральной оценке стараются отразить многие исходные параметры. Часто используют матричные легенды, обладающие большей информативностью.

Методы создания синтетических карт особенно усовершенствовались с внедрением геоинформационных систем (ГИС), оперирующих одновременно десятками слоев информации. ГИС включают специальные процедуры для синтеза данных. В частности, это дало импульс широкому развитию

Аналитические карты отображают одно явление или какую-либо его характеристику (одно свойство). При этом данное явление показывается в своей системе показателей, отвлеченно от других явлений, вне связи с ними. Примером может служить карта углов наклона рельефа, где представлен только один морфометрический показатель - крутизна склонов. На другой аналитической карте можно показать глубину расчленения рельефа, на третьей - экспозицию склонов, на четвертой - густоту овражно-балочной сети. На рис. 8.1 приведена карта сельскохозяйственного использования земель Новосибирской области, характеризующая их только в одном аспекте - по распаханности. Таким образом, аналитическая карта не ставит задачу дать...

Аналитические карты отображают одно явление или какую-либо его характеристику (одно свойство). При этом данное явление показывается в своей системе показателей, отвлеченно от других явлений, вне связи с ними. Примером может служить карта углов наклона рельефа, где представлен только один морфометрический показатель - крутизна склонов. На другой аналитической карте можно показать глубину расчленения рельефа, на третьей - экспозицию склонов, на четвертой - густоту овражно-балочной сети. На рис. 8.1 приведена карта сельскохозяйственного использования земель Новосибирской области, характеризующая их только в одном аспекте - по распаханности. Таким образом, аналитическая карта не ставит задачу дать целостное представления об объекте, она как бы вычленяет один из его аспектов (в данном случае распаханность территории) и только ему посвящена.

Сила аналитического картографирования в том, что оно позволяет как бы «расчленить» объект на составные части, обособленно рассмотреть их и даже выделить элементы этих частей. Такое «расчленение» может быть сколь угодно детальным, все зависит от глубины анализа. На начальных стадиях аналитического изучения объекта на картах показывают основные элементы его структуры, вещественного состава, особые признаки и свойства. Но по мере накопления знаний и совершенствования методики аналитические карты отражают все более мелкие особенности и детали. Так, изучая рельеф, применяют все более «тонкие» методы математического моделирования, получая все более детальные аналитические карты, например карты горизонтальной и вертикальной кривизны поверхности, вторых производных, характеризующих скорость изменения уклонов, дисперсии высот и т.п. Возможности анализа практически бесконечны.

Необходимо, однако, иметь в виду, что понятие «аналитическая карта» в определенном смысле относительно. Скажем, карта дневных температур - несомненно, аналитическая карта по отношению к карте среднемесячных, а тем более - среднегодовых температур. Но и карту среднегодовых температур можно считать аналитической, если поставить ее в ряд с картами давления, осадков, испарения, преобладающих ветров - все они характеризуют лишь отдельные элементы климата.

Близки к аналитическим так называемые частные, или отраслевые карты. Они имеют узкую тематику, подробно показывают какую-либо отдельную отрасль. Чаще всего, говоря об отраслевых картах, имеют в виду социально-экономическую тематику, связанную с отдельными отраслями промышленного или сельскохозяйственного производства. Отраслевыми принято считать карты машиностроения, текстильной, химической, пищевой и других отраслей промышленности или карты свекловодства, хлопководства, овцеводства, птицеводства и т.п.

Заключение

Карта, уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли (или ее части) на плоскости. Человек создавал карты с древнейших времен, пытаясь наглядно представить взаимное расположение различных участков суши и морей. Собрание карт, обычно переплетенных вместе, называют атласом (термин введен фламандским картографом эпохи Возрождения Герардом Меркатором).

Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах – от небольшого участка местности до поверхности Земли в целом. Они создают зритель-ный обзор формы, величины и взаимного положения объектов, позволяют находить их пространственные размеры: координаты, длины, площади, высоты и объемы. Карты содержат необходимые количественные и качественные характеристики этих объектов и, наконец, показывают существующие между ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значение и ценность карт для практики.

Географические карты, фиксируя положение, состояние и пространственные связи конкретных объектов (явлений), позволяют не только экономно и выразительно излагать знания о размещении явлений, но также находить закономерности этого размещения. В некоторых отраслях знаний карты используются как основное средство исследования.

Сфера использования карт как средства научного исследования быстро расширяется по мере общего нарастания темпов научного прогресса.

Список литературы

Багров Л. История картографии. - М., 2004.

Берлянт А.М. Картографический метод исследования. М., 1978

Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информатика. М., 1986

Краткий топографо-геодезический словарь. М., 1979

Кучер Т. География для любознательных. – М., 1996.

Малов В. Географические карты. – М., 2001.

Мельникова Е.А. Древнескандинавские географические сочинения. – М., 1986.

Салищев К.А. Картоведение. М., 1976

Салищев К.А. Картография. М., 1982

Энциклопедия для детей. Т. 3. География. – М., 2004.

2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.