Обнаружили после отпевания перего. Нужно ли отпевать умершего

«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Если даже мы думаем, что кто-то уже мертв, для Бога он жив»

/Лк.20:38/

Что называется отпеванием?
Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать. И тогда отпевание приносит покойному духовную помощь.

Есть ли разница между отпеванием, панихидой и литией?
Панихида — это заупокойное молитвословие об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения. Лития – это заключительная часть отпевания. Она может совершаться на кладбище в памятные дни и мирянами.

Является ли отпевание «пропуском в рай»?
Это не правильное, скорее магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания на мытарствах от демонов, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону еще при своей земной жизни. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее. Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии в память об усопшем. Но вершит Суд именно Он, а не мы. И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Не отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, а Таинство Исповеди, в котором он успел покаяться. Поэтому надо вовремя приглашать священника к тяжелобольному для совершения над ним Таинств Соборования, Исповеди и Причастия. Но многие родственники, по своему невежеству, боятся этим напугать умирающего. И совершают этим духовное преступление! Так как смерть всё равно приходит. А их близкий уходит нераскаянным в иное бытие с грузом тяжких грехов, за которые будет нести суровое наказание.

Кому может быть отказано в отпевании?
Священник может отказать в отпевании тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или просил в завещании не отпевать его.

Можно ли отпевать самоубийц?
Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении при условии, что он при жизни не был безбожником и богохульником.

Почему священники отказываются отпевать неверующих?
Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не верил в Бога и не хотел ходить в Церковь. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал встречи с Ним. Только представьте, что происходит с душой человека, которую насильно толкают к Богу, в то время как она сама отторгается от Него, не признает Его, мучается этим, страдая при этом еще больше! Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни.

Что близкие могут сделать для душ родственников, которые умерли неверующими?
Ради грешной души близкого человека (а все мы грешные), мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что земное начальство не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких. При этом, мы поможем и самим себе в деле укрепления своей веры, качество которой определит и нашу посмертную жизнь в вечности.

Что надо делать во время отпевания?
Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном близком человеке. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе – это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. Читать эти дивные молитвы нужно не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь. При этом, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу проявления скорби, является настоящим показателем любви к умершему.

Где может происходить отпевание?
Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь.

Как проходит отпевание?
У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины.
Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением Крестного знамения и Ангелов. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Что означает венчик на голове покойного?
Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми грехами, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

Существует ли заочное отпевание?
Раньше вообще не было такого понятия как «заочного отпевание». Исключения составляли войны, стихийные бедствия, эпидемии чумы, холеры и другие обстоятельства, при которых люди погибали в огромных количествах. Их тела невозможно было найти. А в некоторых случаях тела были, но их приходилось хоронить в братских могилах без опознания. Вот тогда покойного отпевали заочно. Сейчас же «заочное отпевание» встречается неоправданно часто. И говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень привезти покойного в храм, или же батюшку привезти на место погребения или домой. Если человек любит своего близкого и хочет по-христиански его похоронить, то нужно это делать по традиционным правилам Церкви.

Может ли душа попасть на Небеса без отпевания?
В первые столетия христианства этого чинопоследования вообще не существовало. И именно в те времена жило огромное количество подвижников веры, святых людей, отцов Церкви. Как видите, отсутствие отпевания не повлияло на их прославление Богом. А вспомните мучеников Христа ради! Первых христиан убивали целыми семьями, общинами, бросая ко львам на растерзание. Ведь там даже тел не оставалось! И тогда было не до отпеваний. Давайте вспомним и русских новомучеников ХХ века, которых богоборческая власть расстреливали сотнями и тысячами. Кто их всех отпевал? Несмотря на то, что чинопоследование не проводилось, они причислены к лику святых. Но это, конечно, не говорит о том, что отпевание не является обязательным. Мы все далеко не святые, и молитвы, возносимые в Церкви, обязательно помогут нашим грешным душам.

Почему облачения священников так резко контрастируют с траурной одеждой скорбящих близких умершего?
В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение. Если крещение - это духовное рождение во Христе, то отпевание - это рождение души для Жизни Вечной. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека и большими праздниками. Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.

Что означают свечи, которые держат в руках присутствующие на отпевании люди?
Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет - символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом… И вселяют в наши сердца надежду на воскресение каждого из нас – в день Страшного Суда.

Когда душа человека уходит в иной мир, близким, даже, если они являются членами Церкви, тяжело пережить утрату. В такие моменты хочется сделать что-то для усопшего, помочь ему пройти трудный путь мытарств и встретиться с Господом. Можно ли это сделать, если человек уже мертв?

В Евангелии от Луки мы встречаем слова утешения: “Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы”.

Бог сотворил нас для райского блаженства и бессмертия, но человек отверг бесценный дар Господа. Грехопадение, которое совершили Адам и Ева обрекло все человечество на тление и смерть. Святой Апостол Павел говорил о том, что вместе со грехом смерть вошла в мир. Человек поражен смертью, как болезнью. Но Господь милостив. Чтобы спасти человечество, Он послал в мир Сына Своего Единородного – Господа нашего Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи человечества, Спаситель заключил новый союз человека с Богом, открывающий нам путь на Небо через символ победы над смертью – Крест Господень.

У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть для православных – лишь начало нового пути. “Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение”, – говорил Апостол Павел.

Отпевание в церкви, виды отпевания

Существует шесть видов отпевания:

  1. младенцев - для христиан не достигших 7-летнего возраста;
  2. мирских человек;
  3. монашеское - для монахов (в том числе иеромонахов);
  4. иерейское - для лиц в иерейском сане, а также епископов;
  5. архиерейское - по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
  6. в первую седмицу Пасхи.

Суть отпевания

Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека – храм его души, а земная жизнь – лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь. Умершего человека называют “усопшим”, потому что во время второго Пришествия Христа души людей вновь соединятся с их телами. Тело человека укрывают саваном в знак исполнения обета чистоты и непорочности жизни, которые человек дал Господу во время Таинства Крещения. Тело усопшего укрывают саваном, в знак того, что он жил под покровом Церкви.

В правую руку покойного вкладывают крест – символ вечной жизни, на грудь полагают икону Спасителя, а на лоб – бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Креститель. Венчик – предзнаменование Небесного Венца, который полагается всем, кто был верен Богу.

Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтырь. Когда тело переносят в храм, над умершим совершают чин отпевания. В храме гроб с телом стоит посреди церкви ногами к алтарю. По четырем сторонам гроба зажигают свечи.

На могиле христианина у ног покойного ставится Крест. Родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой.

На какой день после смерти совершается отпевание

Погребение человека проводится на третий день после кончины. Отпевание по православному обычаю также совершается на третий день с момента смерти.

Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как проводят отпевание

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступление заповеди Господа, человек изгоняется из рая, возвращается в землю, из которой был взят. Тем не менее, человек остается образом и подобием Творца, поэтому Церковь молит простить человеку его грехи и принять в Царствие Небесное. Святая Церковь молится за усопших, даруя им надежду на посмертное прощение грехов.

Чтобы совершить отпевание нужно:

  • знать волю самого покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме или просят не отпевать их, в таком случае вопрос свободы воли человека выходит на первый план. Церковь не отпевает тех, кто сам этого не хотел);
  • убедиться, что покойный был крещен;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить все документы о покойном;
  • предоставить в храме все документы, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • все нужное для отпевание обычно можно приобрести заранее в церковной лавке.

Можно ли отпевать в морге

Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

  • После прочтения Начальных молитв, погребение мирянина начинается псалмом 90-м: «Живы́й в по́мощи ́, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
  • После него читается или поется полностью 17 кафизма: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
  • После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»
  • После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью.
  • После чего поется седален за упокой.
  • Затем читается 50-й псалом.
  • По прочтении 50 псалма поется заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален:

и поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

и заупокойный икос:

  • После канона священник произносит заупокойную ектенью.
  • Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина. Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника, начиная с первого и кончая восьмым гласом.
  • После заупокойных стихир следуют Блаженны.
  • Прокимен: «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
  • Читается Апостол, 270 зачало (1Фес. 4:13–17).
  • Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30).
  • После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
  • После чего начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему - подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

  • Затем читается Трисвятое и Отче наш
  • Поются тропари 4 гласа:
  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле - посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Кого нельзя отпевать

В Русской Православной Церкви не отпевают:

  • некрещеных (если люди сами при жизни не захотели стать членами Церкви за них всегда можно помолиться келейно);
  • иноверцев;
  • богоборцев;
  • отрекшихся от Христа;
  • самоубийц (исключение – лишение себя жизни, во время психического заболевание, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • до недавнего времени не отпевали и некрещеных младенцев, но недавно был подготовлен специальный чин.

Можно ли отпеть заочно

Отпевать усопших можно и заочно. Заочно отпевание проводится в случаях, когда:

  • Покойного хоронят в спешке, например, в ситуации военных действий, в братской могиле.
  • Когда люди погибли во время ЧС, при крупной катастрофе или крушении.
  • После похорон, если отпевание не совершили в нужное время.
  • При отсутствии в доступе храма Русской Православной Церкви.

Отпевание дает «гарантию попадания» в рай?

Отпевание не гарантирует то, что человек непременно попадет в рай. В вере не может быть никаких гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека.

Живые могут и после отпевания продолжать молиться за усопшего. Поминальная трапеза объединяет за столом всех, кто знал и любил человека в совместной молитве. Одно из главных блюд поминального стола – кутья из зерен пшеницы или риса. Подобно зерну человек полагается в землю и истлевает, чтобы родиться вновь для вечной жизни. Мед и сладости в кутье символизируют сладость райского блаженства.

Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего

Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения становятся третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. В третий день, вспоминая воскресение Христа, Церковь просит Господа воскресить человека для вечной жизни. В девятый день Церковь просит о причислении умершего к лику угодников Божьих. В сорокой день совершается молитва о том, чтобы Иисус, вознесшийся на Небо, вознес в Царствие Небесное. По желанию родственников человека могут поминать в молитве сорок дней после его смерти. Такое поминовение называют сорокоустом.

Смерть – не конец человека, а лишь переход его души в жизнь вечную. При всеобщем воскресении мертвые оживут от звуков трубы архангела.

Со святыми упокой...

Как помочь умирающему?
Смерть - это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий.
Страшно, когда человек умирает и не осознает это. Великое благо, если родственники позаботились о предсмертном напутствии и призвали священника к умирающему (разумеется, не против его желания) совершить над ним таинства Исповеди, Причастия и Соборования.
Если умирающий не был крещен, то, в первую очередь, над ним совершается таинство Крещения. Это - лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности. Эти Таинства не совершаются над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю.

Для чего читается «отходная»?
В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих, переживших клиническую смерть, человек испытывает чувство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликом, слышит их страшные голоса.
Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв – «Канона молебного на исход души», который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких.
Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное - поддержать молитвой душу в эти самые тяжелые для нее минуты.

Первые дни после смерти
Древним обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Боговдохновенные псалмы утешают скорбящие сердца ближних покойного и служат помощью душе, разлучившейся с телом. Не обязательно находиться рядом с почившим, читать Псалтирь можно в любом месте и в любое время.
Вместо Псалтири на Светлой седмице по традиции читают одну из книг Нового Завета. Чтение Деяний святых апостолов чрезвычайно благотворно и поучительно, оно содержит в себе и молитву о усопшем и утешение родным.
Рекомендуется как можно раньше заказать о усопшем сорокоуст - молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Если позволяют средства, закажите сорокоуст в нескольких храмах или монастырях. В дальнейшем сорокоуст можно возобновлять или сразу подать записку на долгосрочное поминовение - полгода или год.

Приготовление тела к захоронению

Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы.
Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился - крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой.
Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест.
В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия).
Если тело передается в морг, то до приезда сотрудников похоронных служб желательно омыть и облачить почившего.
Гроб выносят из дома ногами вперед с пением "Трисвятого". Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды.

Когда и где совершается отпевание?
Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, т.е. для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Отпевание может совершаться в храме, в кладбищенской часовне, в часовне при морге, дома и на кладбище.

Как происходит отпевание в храме?
Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.
В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.
Молящиеся стоят с зажженными свечами. Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

Что означает «венчик» на лбу
Тело умершего увенчивается «венчиком» с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи, и с надписанием «Трисвятого», чествуя чрез то усопшего как победителя, окончившего земную жизнь, сохранившего веру и надеющегося получить от Господа Иисуса венец небесный, уготованный верным по милосердию Бога и по молитвенному ходатайству Божией Матери и Предтечи

О чем молятся при отпевании
Служба отпевания состоит из многих песнопений. В них кратко изображается вся судьба человека: за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек снова обращается в землю, из которой был взят, но несмотря на множество грехов, он не перестает быть образом славы Божией, а потому Святая Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними.

Как прощаются с покойным
После разрешительной молитвы под пение стихир "Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога..." происходит прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу.
В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание - в храме или дома. Со словами "Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней" священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло также крестообразно возливается на тело.

Что «гарантирует» отпевание
Отпевание, как таковое, действительно не является пропуском в рай. Даже Разрешительная молитва, читаемая священником над телом, отнюдь не является прощением всех его грехов, а только тех, которые тот осознал, но не донёс до исповеди в силу забывчивости или не успел.

Как опускают гроб в могилу
В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой принято молиться на восток – в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности.
При опускании гроба в могилу поется Трисвятое. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного – чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом. Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами.
Крест над могилой христианина – это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.

Как отпевают младенцев?
Над умершими младенцами, принявшими таинство Крещения, совершается особое последование, как над безгрешными, непорочными созданиями. В его составе нет молитв об оставлении грехов, но есть прошения сподобить младенца Царства Небесного по неложному обетованию Господа (Мк. 10, 14).
Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но, очистившись в святом Крещении от первородного греха, соделался непорочным наследником вечной жизни.
Чин погребения младенцев изобилует словами утешения скорбящим родителям. Его песнопения свидетельствуют о вере Церкви в то, что блаженные младенцы после кончины становятся молитвенниками обо всех, кто любил их на земле. Отпевание по этому чину совершается над детьми до семи лет.

Совершается ли отпевание некрещеных и неродившихся младенцев?
Некрещеных младенцев, в том числе и нерожденных, не отпевают. О загробной участи таковых свт. Григорий Богослов говорил: «они не прославятся и не накажутся праведным Судией... ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».

Что такое заочное отпевание и в каких случаях оно совершается?
Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).
Сейчас это явление стало распространенным, - во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании
. Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм, в крайнем случае, - позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и при нужде совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.
Заочное отпевание нужно заказать до похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти.
В храме дадут венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву - в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно - от головы к ногам и от правого плеча к левому.
Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину.

Что происходит с душой после смерти?
Первые два дня душа пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, дел добрых и злых. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Себе.
Потом душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Так она пребывает шесть дней - с третьего до девятого. На девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.
После вторичного поклонения Богу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь - назначается место, которого она удостоилась по своим делам.
Отсюда ясно, что днями усиленной молитвы за умерших должны быть третий, девятый и сороковой дни после смерти. Эти сроки имеют и другой смысл. Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Молитва в девятый день - воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Как правильно поминать усопших?
Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем. Записки принимаются заказные и на панихиду.
Проскомидия - первая часть Божественной литургии. Во время нее из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых (поданных в заказных записках). Впоследствии, после Причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой под молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею Кровию и молитвами святых Твоих».
В переводе с греческого «панихида» означает «всенощное пение». Еще в эпоху римских гонений вошло в обычай ночное моление за усопших.
Сущность панихиды - молитвенное поминовение усопших братьев и сестер, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой свои немощи.
Совершая панихиду, Церковь напоминает всем живущим о том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят они на этом Суде, исповедуя свои дела перед Господом.
Не дерзая определять посмертную участь покойного, которая станет известна лишь после Суда, Церковь напоминает нам о Божественном милосердии и побуждает молиться за умерших, дает возможность сердцу излиться в слезах и прошениях за близкого человека.
Записку нужно озаглавить «О упокоении», имена писать разборчиво, ставя их в родительном падеже (например, Петра, Марии). У священнослужителей указать их сан, полностью или в понятном сокращении (например, митр. Иоанна, диакона Василия). Дети до семи лет именуются младенцами; усопшие в период до сорокового дня - новопреставленными; в годовщину смерти - приснопамятными. Отдельно указываются воины.
Самым простым и самым распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи. В каждом храме есть канун - особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.

Почему не всех самоубийц отпевают?
Это люди, которые не захотели претерпеть до конца отмеренные им испытания и самостоятельно покусились на то, что лежит единственно во власти Божией - человеческую жизнь. Точно так же у нас не положено отпевать и убийц в том случае, если они не раскаялись в содеянном.
Есть люди, которые, по всей видимости, совершили самоубийство, но их всё равно отпевают. Это, во-первых, душевнобольные, не отдающие себе полного отчета в своих действиях. Случайные самоубийцы - т.е. не рассчитавшие дозу алкоголя, выпившие по ошибке яд, случайно разрядившие в себя ствол при чистке оружия, вывалившиеся из окна, желая просто попугать родственников или пошутить над друзьями, исценируя попытку самоубийства и т.д.
Во-вторых, это те, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Умер кто-то из близких… Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.
Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от пас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва.
Чин отпевания (правильно чин погребения) — специальное молитвенное чинопоследование, совершаемое в церкви при проводе усопших в другой мир.
Из-за большого количества песнопений чин погребения часто называют отпеванием.
Православная церковь признает загробную жизнь, поэтому считает, что человек не умирает, а усыпает. Усопшим становится только тело, душа же продолжает жить. В первые 40 дней определяется ее дальнейший путь. В этом помогают молитвы, которые поются во время отпевания. Священник призывает родственников не отчаянием и унынием, а добрыми делами и обращением к Богу спасти душу человека. В чине христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека.
Прощальными песнями Церковь хочет сильнее запечатлеть в сердце живущих памятование о страшном дне смерти, а не возбудить в нас безотрадную скорбь. Отпевание – это великая и неоценимая помощь, необходимая для близкого человека.
Экономить можно на чем угодно, но только не на отпевании! Оно должно совершаться на третий день смерти , не раньше (при этом день кончины — первый, даже если человек умер за несколько минут до полуночи). Отпевание лучше совершать в церкви. Служба эта – последнее прощание человека с храмом. Ведь это место, куда каждый православный христианин ходит в земной своей жизни для молитвы и встречи с Господом. Храм – дом Божий, но также и родной дом для каждого православного. Также, усопшего можно отпеть на кладбище. В крайнем случае, можно отпеть заочно.
Хорошо заказывать в храме долгосрочные поминовения — на сорок дней (сорокоуст), полгода или год. В монастырях принимаются вечные (пока стоит обитель) поминовения усопших.
По преданиям святых отцов и по духовной практике Святой Церкви, душа усопшего без отпевания не имеет упокоения, поэтому совершение чина отпевания является очень важным для нее. Вся Церковь, в лице священников и молящихся, просит Господа по Его великой милости простить все прегрешения усопшего и дать ему место упокоения в обителях райских. В разрешительной молитве священник не только просит о прощении души усопшего, но и молит Господа о снятии любого проклятия, тяготеющего над душой предаваемого земле человека.
В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время. На усопшем обязательно должен быть крестик!
Гроб с телом усопшего устанавливают посреди церкви. Умерший лежит головой к западу, и лицо его обращено на восток, к иконостасу. И это не случайно, он как бы предстоит на последней своей службе, окруженный родными и близкими.
Всем присутствующим следует помнить, что отпевание – это не только священнодействие, которое совершает священник, но и общая молитва всех близких покойного о том, чтобы Господь простил ему все вольные и невольные грехи и принял душу его с миром. Поэтому молящиеся стоят не лицом ко гробу, а обращены на восток, к иконостасу. Свечи, которые они держат в руках, есть символ их горячей молитвы за усопшего, устремленной ввысь к Богу. Свечи нужно держать в левой руке, чтобы правой совершать крестное знамение.

Кто лишается церковного отпевания

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение техники безопасности на производстве и т. д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»).

В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших «при разбое», то есть совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Над жертвами разбоя отпевания совершаются.

Для того чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно обратиться в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти их близкого.

Священник, в сомнительных случаях, и при отсутствии письменного разрешения архиерея, может отказаться от совершения отпевания, особенно, при намеренной попытке родственников скрыть истинную причину смерти покойного. При регистрации отпевания в сомнительных случаях представитель церковного совета может ознакомиться со свидетельством о смерти, выданным отделом ЗАГСа. Если точно неизвестно, был ли умерший крещеным, также отпевание возможно только с разрешения правящего епископа.

Что нужно иметь при себе для отпевания:
Свидетельство о смерти
Саван (покрывало)
Венчик
Лист с разрешительной молитвой
Небольшой крест и икону

Как провести отпевание в нашем храме

Об отпевании необходимо договориться за несколько дней до дня погребения. Придти в храм для записи с 10.00 до 18-00 часов. С собой необходимо иметь Свидетельство о смерти или заключение из морга. Отпевание совершается в день погребения.

Часто задаваемые вопросы

  • Можно ли отпевать человека, который не успел покреститься, покаяться?
    Церковь не отпевает только некрещеных людей и самоубийц. Если крещеный человек не успел исповедаться и причаститься, это не препятствует совершению над ним чина погребения.
  • Можно ли провести отпевание в морге?
    Если по каким-либо уважительным причинам не представляется возможным организовать отпевание покойного в храме или дома, тогда допускается отпевание усопшего в морге. Вам нужно заранее уточнить этот вопрос у священника в храме.
  • Что такое заочное отпевание?
    Заочное отпевание совершается в тех случаях, когда из-за трагической смерти невозможно найти тело человека. Если по каким-либо объективным причинам над телом вашего покойного родственника не было совершено отпевание, можно попросить священника совершить его заочно.
  • Что делать родным и близким без вести пропавшего, если не известно, жив он или нет?
    – Если человек пропал не так давно, надо в церкви заказывать молебны св. мученику Иоанну-воину и архангелу Гавриилу. Они помогают находить пропавших людей, а также пропавшие вещи и другое имущество.
  • Можно ли на могилу возлагать венки?
    – Венки из искусственных цветов, например бумажных, возлагать нельзя. Лучше один живой цветочек положить на могилу, чем множество искусственных. Ведь живой цветок – символ всеобщего Воскресения, а бумажный – это есть мертвость, символ того, что умерший никогда не воскреснет. Бумажные венки заведены атеистами.
  • Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?
    – В день памяти умершего прежде всего нужно в храме подать записку на проскомидию, заказать панихиду. Если есть возможность, побывать на кладбище. Можно организовать поминальную трапезу, но делать это с благочинием, помня о цели этого собрания – поминовение в молитвах усопшего сродника. Если же трапеза превращается в гулянку с обильным распитием спиртных напитков, то в этом нет ничего хорошего ни для души усопшего, ни для собравшихся, так как теряется смысл «поминальной трапезы».

Некоторые практические советы

Если ваш родственник скончался дома, поспешите оправить его тело, чтобы оно лежало прямо. Если он умер, сидя в кресле или в полусидячем положении на постели, положите его на ровную поверхность - на кровать или на большой стол.
Когда в дом христианина приходит смерть, волей-неволей человек вынужден сталкиваться не только с духовной ее стороной, но и с неизбежными организационными заботами. Необходимо собрать документы, которые полагается оформить по гражданским законам. Если покойный не достиг преклонного возраста, вам придется вызвать участкового милиционера, который составит акт о том, что признаков насильственной смерти на теле усопшего не обнаружено. Нужно будет собрать необходимые медицинские справки: вызвать «скорую», которая засвидетельствует смерть, или же обратиться в районную поликлинику за справкой о смерти, в которой будет указана ее причина. В районном отделении ЗАГСа нужно будет получить свидетельство о смерти вашего родственника. Эти документы потребуются вам для дальнейшей организации похорон.
Если ваш умерший родственник был пенсионером или ветераном, обратитесь в собес: там должны оказать организационную помощь или выдать материальную компенсацию за похороны.
Позвоните и придите в ближайший храм, расспросите священника о том, в какое время совершается отпевание и к скольким часам можно привозить усопшего. Отпевание будет длиться около часа или немногим более. Исходя из этого, планируйте время пользования транспортом при разговоре с ритуальным агентом.

О кремации

«Совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развитию греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: Адаму же сказал: …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3, 17, 19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершенными в храме Божием, есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом - поруганием храма Божия: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3, 16–17)»

Как вести себя на кладбище

Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Могила - это место будущего воскресения, поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Регулярно посещая вашего усопшего родственника, прибирайте могилу.
Придя на кладбище, можно зажечь свечу или лампаду, помолиться об усопшем. Очень хорошо хотя бы раз в год приглашать на могилу священника для служения панихиды по усопшему. Если такой возможности нет, совершите литию так называемым «мирянским чином», в котором опущены все священнические возгласы. Можно также помолиться об упокоении усопшего своими словами или почитать Псалтирь.
Перед посещением кладбища очень хорошо помолиться за Божественной литургией, причаститься в этот день и заказать панихиду в том случае, если вы не смогли пригласить для этого на кладбище священника.
Если вы приглашаете священника для служения панихиды или литии, можно принести с собой немного кутии, чтобы почтить память почившего. Но ни в коем случае не стоит оставлять ее на могиле «для птичек» или с какими-либо другими целями.
Не нужно устраивать на могиле покойного тризны: кроме кутии, на кладбище вообще не следует есть и пить, лить водку на могильный холм или оставлять на могиле рюмку водки с черным хлебом - это неразумие только оскорбляет память усопшего, так как является пережитком язычества и поступком, предосудительным для христианина.
Не нужно также оставлять на могиле еду - лучше отдать ее в руки нищим или принести в храм в знак поминовения вашего усопшего родственника.

Памятник на могиле

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Христианская Церковь, переняв этот обычай, украшает могильный холм победным знАмением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием, осеняющим место упокоения сораспявшегося Христу.
Крест на могиле ставится у ног погребенного так, чтобы Распятие было обращено к лицу почившего. Крест над могилой православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения; водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастет для жизни вечной в Царстве Божием (см.: Ин. 12, 24).
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.
Если по каким-либо причинам у вас нет возможности водрузить крест на могиле покойного, тогда крест нужно выгравировать на могильной плите.


  • Документ утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года (журнал № 30).

Отпевание и погребение по христианскому обычаю
Цикл телепрограмм «Закон Божий» . Часть 1. О вере и жизни христианской

Отпевание является непременной частью православного погребения. О видах и стоимости отпевания - в статье Московского справочника ритуальных услуг.

Отпевание (последование мертвенное) - в православной традиции название службы, предшествующей непосредственному погребению. Отпевание, как правило, проводится в храме, и именно такой вид отпевания является «эталонным», так как служба проходит в намоленном месте под руководством священнослужителя, рукоположенного в сан в лоне Русской Православной Церкви.

Несмотря на то, что данный способ отпевания является безоговорочно одобряемым, в настоящее время для удобства родственников отпевания проводятся непосредственно при морге, в храме (часовне) на кладбище, в крематории либо заочно.

Отпевание и погребение совершаются на третий день после смерти человека. В расчет берется непосредственно день кончины, даже в случае если смерть наступила за несколько часов до полуночи. Как правило, отпевание совершается в утренние часы, а погребение — до захода солнца.

Независимо от вида отпевания, необходимо предоставить священнослужителю медицинское свидетельство о смерти, где указана причина смерти (согласно православной традиции, людей, покончивших жизнь самоубийством, не отпевают). Кроме того, для отпевания необходимо приобрести в церковной лавке:

  • венчик,
  • погребальное покрывало,
  • лист с разрешительной молитвой,
  • нательный крест (если на покойном его не сохранилось),
  • малую икону (мужчинам — образ Спасителя, женщинам — образ Божией Матери) и крест в руки.

Отпевание в храме

Так как отпевание в храме является наиболее предпочтительным, остальные разновидности данного чина, так или иначе, повторяют ключевые моменты погребальной службы в храме.

При подготовке к отпеванию в храме гроб с телом ставят посреди церкви, обращенным лицом к алтарю, с четырех сторон зажигают свечи. Рядом с гробом, на столике, помещают кутью, посередине которой устанавливают горящую свечу. Перед началом отпевания покойного накрывают саваном, на лоб помещают венчик, руки складывают крестообразно на груди (правая поверх левой). В левую руку вкладывают крест, на грудь кладут икону (изображением к лицу покойного).

Присутствующие при отпевании родственники и друзья покойного держат в руках горящие свечи. После чтения разрешительной молитвы родные обходят гроб с телом, целуют икону на груди усопшего и венчик на лбу.

Как правило, отпевание проходит при открытом гробе. Однако если тому препятствуют обстоятельства, присутствующие целуют крест на крышке гроба.

После прощания священнослужитель накрывает лицо покойного саваном и крестообразно посыпает землей закрытое тело со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». После этого гроб переворачивают лицом к выходу, закрывают крышкой и заколачивают. После этого под пение Трисвятого гроб ногами вперед выносят из храма и помещают в катафалк.

Необходимо заранее озаботиться заказом отпевания в храме. Помимо отпевания, желательно заказать сорокоуст об усопшем. Сорокоуст — молитвенное поминовение в храме во время литургии в течение сорока дней подряд. По истечении 40 дней, можно повторно заказать сорокоуст либо более долгосрочное поминовение (в течение полугода или года).

Помимо отпевания и сорокоуста, родственники покойного могут оставить гроб с телом усопшего в церкви на ночь накануне дня похорон. В этом случае катафальный транспорт заказывают дважды. В первый день катафальный автобус перевозит тело усопшего из дома/морга в храм, а во второй день - из храма на кладбище. К примеру, похоронное предприятие ЗАО «Ритуал» регулярно организует похороны по православным канонам. В связи с этим стоимость катафальных перевозок является минимальной по Москве.

Отпевание при морге

Отпевание при морге проводится непосредственно после выноса гроба с телом в прощальный зал (возможно наличие отдельной комнаты для отпевания). Несмотря на востребованность данной услуги, отпевание в морге является скорее вынужденной мерой, когда отпевание в храме по каким-либо причинам невозможно.

В общих чертах чин отпевания при морге повторяет службу в храме. Однако родственникам покойного необходимо быть крайне осмотрительными и уточнить, в каком храме служит священник, проводящий отпевание при морге. После этого необходимо обратиться в храм, чтобы проверить эту информацию.

Дело в том, что в последние годы получили распространение случаи отпевания покойных священниками, не имеющими отношения к РПЦ (зачастую эти люди не являются священнослужителями или принадлежат к другому ответвлению христианской веры).


Отпевание на кладбище

Историческое расположение кладбища - около церкви. Именно поэтому на территории большинства старинных кладбищ либо в непосредственной близости от них располагаются храмы. Данная традиция была перенята и в строительстве новых кладбищ: обычно на самом кладбище либо во входной зоне располагается церковь или часовня, где проводятся отпевания и поминальные службы.

Как и в случае с отпеванием при морге, отпевание в часовне на крупном кладбище сокращено по времени. Случается так, что из-за загруженности кладбища в часовне/храме отпевают сразу нескольких усопших. Для заказа отпевания в храме или часовне на кладбище необходимо уточнить, в какие дни проводится отпевание, и предупредить священника о необходимости отпеть покойного в определенный день.

Отпевание в крематории

Кремация до сих пор является спорным вопросом в теме православного погребения. И хотя Русская Православная Церковь объявила, что кремация не противоречит православным ценностям, до сих пор большинство верующих предпочитают традиционное погребение гробом.

Тем не менее, отпевание в крематории - весьма востребованная услуга. Однако, как и в случае с отпеванием при морге, необходимо быть бдительными и проверить «квалификацию» священника еще до момента отпевания.

Заочное отпевание

Случается так, что тело покойного невозможно привезти в храм для отпевания. Это происходит, если человек скончался от инфекционной болезни, тело покойного утрачено либо не может быть перевезено (пропавшие без вести, погибшие при стихийных бедствиях, похороненные за пределами России), либо в случае срочной репатриации в другую страну или перезахоронения (при условии, что при первоначальном захоронении отпевание не совершалось).

В этом случае необходимо обратиться в храм для совершения заочного отпевания. Заказ заочного отпевания, тем не менее, не освобождает родственников покойного от поминания усопшего в молитвах. Необходимо помнить, что, несмотря на авторитетность слова священника, именно поминовение родственниками считается наиболее ценным для загробной жизни усопшего.

Стоимость отпевания

Русская Православная Церковь существует на пожертвования своих прихожан. Практика пожертвований не является обязательной, однако исторически сложилось так, что прихожане заботились о своем храме-приходе и приносили в церковь не только (и не столько) деньги, сколько продукты собственного изготовления: хлеб и вино для причастия, ткани для покровов, воск для свечей, масло для лампад. Более состоятельные прихожане жертвовали золото и серебро, заказывали для храма иконы, церковную утварь.

2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.