Южный газовый коридор. «Построить трубу — это ещё не всё»: сможет ли азербайджанский газопровод TANAP конкурировать с «Турецким потоком

В этом месяце в СМИ мы увидели много заголовков о новых трубопроводных проектах в Европе. Так, например, Oilprice.com недавно опубликовали статью о Южном газовом коридоре под названием «Действительно ли это самый важный трубопровод в мире?»

Сама статья представляет собой обыкновенный маркетинговый ход, призванный заставить вас думать, что азербайджанский газ изменит всю европейскую газовую политику. В этой теме разбиралось издание zerohedge.com .

"Начало статьи самое показательное: «Европа хочет стать менее зависимой от российского газа и использовать более чистую энергию...». Это, конечно же, ложь.

Сама Европа как раз наоборот этого не хочет, ведь ей это просто-напросто не выгодно. Однако этого хотят европейские политики, которые находятся в сговоре с Вашингтоном, и которым выгодно считать Россию врагом ЕС.

Большая часть Европы хочет, чтобы Россия поставляла им , потому что российский газ дешев и потому что его много. Конечно же, США делают все, чтобы не допустить роста экономики и влияния России. Технократия ЕС согласна с тем, что сильная Россия с долей более чем 40% европейских продаж газа, - это Россия, которую нельзя будет дестабилизировать посредством валютных и прокси-войн.

Южный газовый коридор - это проект газопровода протяженностью около 4000 км для доставки природного газа Каспийского моря в южную Европу. По предварительным оценкам, около 16 миллиардов кубометров газа в год будет переправляться по трубопроводу, начиная с 2019 года.

Ориентировочная стоимость Южного газового коридора на момент начала переговоров составила более 45 миллиардов долларов. Сам проект, по сути, является решением проблемы, которую еще предстоит найти. Это не что иное, как взятка в размере 45 миллиардов долларов, которую США дают угодному им режиму в Азербайджане.

США не в первый раз используют страны ЕС, враждебно настроенные к России (как, например, Польшу или Прибалтику), чтобы подорвать новые российские газовые проекты в Европе.

В 2014 году политическое давление на Болгарию со стороны Евросоюза и США сорвало газовый проект «Южный поток». Трубопровод должен был доставлять газ из южных месторождений России в Болгарию через Черное море. Болгария могла бы ежегодно получать огромную прибыль от транзитных сборов.

Государственная газовая компания «Газпром» быстро нашла новое решение, заменив несостоявшийся «Южный поток» «Турецким потоком». Новый трубопровод будет проходить через Турцию и заканчиваться в Греции. Прошлым летом Венгрия уже провела переговоры с «Газпромом» по «Турецкому потоку». Все задействованные страны хотят получать транзитные сборы.

Как вы думаете, какова стоимость этого проекта? Всего 12 миллиардов долларов. При том, что трубопровод будет проходить по дну Черного моря.

Другой трубопровод, «Северный поток 2», позволит удвоить пропускную способность существующего газопровода «Северный поток», и дешевый российский газ начнет напрямую поступать из Санкт-Петербурга в Германию. Проект строительства будет завершен к следующему году.

А какова же стоимость этого проекта? Менее 10 миллиардов долларов.

ЕС сделал всё возможное, чтобы сорвать проект «Северный поток 2», разве что, не написав закон, просто-напросто запрещающий строительство, чего он, конечно, сделать не может. Наконец, все попытки были прекращены в начале этого месяца.

Важнейший вывод, который можно сделать из ситуации: интересы европейских политиков, очевидно, стоят выше интересов простых людей. Европейские лидеры при принятии решений не берут во внимание интересы тех людей, которым они должны служить.

По сути, лидеры ЕС готовы продать энергетическую безопасность Европы. Будущее Европы выглядит намного более безопасным с «Турецким потоком» и «Северным потоком 2».

Европа выбрала новый приоритетный проект газопровода — «Южный газовый коридор» (ЮГК), по которому в должен пойти газ из Каспийского региона. Об этом заявил во вторник еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович в ходе заседания Совета Евросоюза, которое было посвящено проблеме « ».

«Первый газ по «Южному газовому коридору» должен поступить в Европу к 2019 году», — пообещал Шефчович.

При этом европейский чиновник отметил, что министры энергетики стран ЕС в ходе заседания рассмотрели возможности упрощения политических и бюрократических проблем при реализации этого европейского энергетического проекта, а также оказания содействия в решении этих проблем между его участниками за пределами Евросоюза.

Мера актуальная, при том что российскому «Южному потоку» Брюссель облегчить политические и бюрократические проблемы не захотел, из-за чего в итоге Москва отказалась от проекта.

«Южный поток» никогда не был реальным приоритетом , — комментирует завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — Брюссель всегда старался снизить зависимость от « » и искал альтернативных поставщиков, так что торпедирование «Южного потока» было чисто политическим решением».

«Я считаю, что вопрос «почему «Южному потоку» не была оказана поддержка, которую Европа собирается оказать «Южному газовому коридору», должны были задать Еврокомиссии европейские стейкхолдеры (заинтересованные лица. — «Газета.Ru»), — говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Однако они этого явно не сделали».

ЮГК объединяет несколько проектов газопроводов, предназначенных для поставок из Каспийского региона в Европу в обход России. Ранее в ЮГК входил даже проект Nabucco, на сегодняшний день фактически провалившийся. Сейчас можно говорить о проекте расширения Южно-Кавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), по которому азербайджанский газ дойдет до Турции, и его продолжении — Трансанатолийском и Трансадриатическом газопроводах (TANAP и TAP соответственно). TAP станет последним звеном в цепи, выходя через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии и далее в Западную Европу.

По словам Шефчовича, ЕС уже получил заверения Азербайджана и Турции в приверженности реализации проектов по ЮГК.

Также в рамках ЮГК рассматривается вариант Транскапийского газопровода, по которому в Европу должен пойти газ из Туркменистана.

«Однако реально какие-то действия проводятся только по TAP и TANAP, — комментирует Гривач. — Причем речь идет о поставках 10 млрд кубометров, и, учитывая сложность разработки азербайджанского месторождения «Шах-Дениз-2», на полную мощность труба выйдет не ранее 2022-2024 годов». Впрочем, обсуждается возможность расширения этого газопровода до 30 млрд кубометров.

«Теперь у Европы осталась одна проблема — как этот газ получить, потому что в Греции на сегодняшний день нет необходимой инфраструктуры», — разъясняет замглавы ФНЭБ.

По словам Шефчовича, ЕС намерен активизировать строительство газопроводов местного значения в Южной Европе для ее соединения с энергосистемой остальных стран ЕС. «Мы также должны изучить возможности дополнительных инвестиций в эту инфраструктуру», — сказал европейский чиновник. Российский «Южный поток» предполагал поставку 63 млрд кубометров (из них 14 млрд кубов будет получать сама Турция). Такой же должна быть мощность альтернативного российского газопровода, который после отказа от «Южного потока» Россия решила проложить через Турцию, создав там хаб для поставок в Европу. Алексей Гривач отмечает, что при таком соотношении объемов российский газ будет доминировать в турецком хабе.

Однако проблема инфраструктуры касается и российского проекта. Дело в том, что и у самой Турции нет мощностей для приема, хранения и транзита запланированных Россией объемов газа. Учитывая, что новый российский газопровод и ЮГК в Турции пересекутся, может возникнуть инфраструктурная конкуренция.

Кроме того, перед Россией может вновь встать вопрос Третьего энергопакета, от которого она, казалось, избавилась, отказавшись от «Южного потока» (Еврокомиссия тормозила проект именно из-за несоответствия «Южного потока» нормам антимонопольного законодательства, которые запрещают одной и той же компании заниматься поставками и транспортировкой газа). Дело в том, что Турция ведет переговоры о вступлении в Евросоюз, и если оно состоится, турецкие власти будут гармонизировать свое законодательство с европейским.

Консорциум компаний, добывающих газ на месторождении "Шах-Дениз-2", отверг проект газопровода Nabucco West, предпочтя ему трубопровод TAP.

Выбор сделан: в среду, 26 июня, стало известно о том, что газ в Европу из Азербайджана будет поступать по Трансадриатическому газопроводу, TAP (Trans-Adriatic Pipeline), а не по трубопроводу Nabucco West. Официальное объявление победителя должно состояться 28 июня, и не исключено, что Еврокомиссия назовет этот день историческим. Дело в том, что данный факт означает открытие так называемого "Южного газового коридора" ЕС - маршрута доставки газа из Каспийского региона в обход России.

Маршрут следования газа из гигантского месторождения "Шах-Дениз-2" в Западную Европу такой: по трубопроводу TANAP (Trans Anadolu Pipeline, завершение строительства запланировано на 2018 год) газ будут прокачивать по территории Турции до ее западной границы. Затем он пройдет собственно по 800-километровой трубе TAP, которая протянется от турецко-греческой границы по северной части Греции, пересечет Албанию и Адриатическое море, а в Италии будет интегрирована в уже существующую газораспределительную систему. TAP, как предполагается, будет поставлять голубое топливо на рынки Хорватии, Боснии и Герцеговины, а также Черногории, начало эксплуатации газопровода запланировано на 2019 год.

Выбор TAP предсказывали. "Косвенным свидетельством служило недавнее объявление о покупке азербайджанской госкомпанией Socarгреческой газотранспортной сети", - говорит глава онлайн-издания Eurasia Energy Observer Андрей Тибольд. Socar, по словам Тибольда, ранее давала понять, что стремится к выбору такого газопровода, который в той или иной степени будет сама же и контролировать. Азербайджанская госкомпания, напомним, является одним из участников консорциума "Шах-Дениз", держателем основной доли в консорциуме по строительству TANAP и имеет опцию на покупку доли в TAP. Сейчас 15 процентов акций проекта имеет компания E.On из Германии, норвежская Statoil и швейцарская Axpo - по 42,5 процента.

Реализация TAP, согласно плану, обойдется инвесторам в меньшую сумму, чем стоил бы Nabucco West. Но решающее преимущество маршрута через Грецию и Албанию в другом: TAP, как ожидается, будет взимать меньше транзитных пошлин, чем его конкурент. Наконец, геополитический фактор тоже сыграл свою роль, уверен Андрей Тибольд: "Nabucco West проходил бы по похожему маршруту, что и "Южный поток" российского "Газпрома". Решение Азербайджана в пользу Nabucco больше провоцировало бы Москву, чем выбор TAP".

Интерес к конкурентной борьбе между Nabucco West и TAP заметно превосходит экономическое значение этих проектов. "На первом этапе объемы поставок будут небольшими - всего 10 миллиардов кубометров в год, поэтому выбор конкретного проекта имеет большее значение для трубопроводных компаний TAP и Nabucco, но не для Евросоюза в целом", - отметил глава американской консалтинговой фирмы East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Конечная максимальная пропускная способность TAP- до 20 миллиардов кубометров ежегодно, что составляет менее 5 процентов потребности ЕС в газе.

Повышенный интерес к судьбе экономических проектов Nabucco и TAP объясняется прежде всего политическими причинами. Открытие Южного газового коридора - объявленная несколько лет назад цель Европейского Союза, решившего снизить свою зависимость от российского концерна "Газпром". Немаловажную роль тут сыграли газовые конфликты России с Украиной. Nabucco был объявлен Евросоюзом одним из флагманов новой политики диверсификации газовых поставок. Этот проект многими рассматривался как конкурент проекта "Южный поток" (South Stream). Позднее, однако, Nabucco столкнулся с проблемами, был вынужден объявить о значительном сокращении длины проектируемой трубы и потерял политическую поддержку ЕС.

Впрочем, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на недавней встрече с президентом Азербайджана заявил, что и TAP, и Nabucco "в конечном итоге могут быть построены". Андрей Тибольд и Михаил Корчемкин уверены, что прогноз Баррозу вполне может оказаться верным и что выбор TAP не обязательно должен означать конец проекта Nabucco. "Даже у Азербайджана достаточно газа для заполнения двух газопроводов. Если в ЕС пойдет туркменский газ, то может быть востребован и третий газопровод", - заметил Корчемкин.

Никакого влияния решение о строительстве TAP на "Южный поток" не окажет, уверены эксперты. "Южный поток" - это политический проект, который, по словам руководства "Газпрома", будет реализован вне зависимости от условий газового рынка", - сказал Михаил Корчемкин.

Благодаря тому, что Южный газовый коридор ЕС становится реальностью, "небольшая надежда", по выражению Андрея Тибольда, появляется на успешное завершение переговоров о строительстве Транскаспийского газопровода, которые ведут ЕС, Азербайджан и Туркмения. Речь идет о проекте доставки туркменского газа в Европу.

10:15 — REGNUM Европейский союз за счет проекта «Южный газовый коридор» (ЮГК), по которому должны осуществляться поставки азербайджанского газа на европейский рынок, надеется обеспечить себе энергетическую стабильность, пока не подготовится к серьезному сокращению использования ископаемых видов топлива. Об этом сегодня, 21 июля, сообщает издание Trend со ссылкой на заявление официального представителя Еврокомиссии.

По словам источника, ЮГК должен помочь странам — членам ЕС сохранить устойчивость к энергетическим шокам. Таким образом, проект является ключевым для обеспечения энергобезопасности Европейского союза, уверен официальный представитель ЕК.

Он также обратил внимание на то, что стратегия Энергетического союза ЕС включает в себя цель по уменьшению зависимости от ископаемого топлива, в том числе от газа. ЕС добивается успехов в этой области. Также представитель ЕК напомнил, что ранее Комиссия приняла пакет «Чистая энергия», согласно условиям которого устанавливается нормативная база для долгосрочных целей в области энергетики и климата. Так, главная цель пакета — продвижение, дальнейший переход к более чистой экономике. Речь идет о периоде после 2020 года, то есть после быстрой ратификации Парижского соглашения по климату и вступления его в силу.

Однако голубое топлива, как и прежде, будет играть значительную роль как дополнительный источник топлива в рамках долгосрочного перехода к низкоуглеродной экономике. Официальный представитель ЕК отметил, что поскольку газ является относительно низкоуглеродистым ископаемым топливом, то его могут использовать для дополнения поставок возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Что касается спроса на газ, то в ближайшие несколько десятков лет он снизится. Произойдет это в основном из-за влияния политики в области климата и энергетики до 2030 года. Ожидается, что объемы добычи собственного газа в странах ЕС тоже будут сокращаться. Поэтому до 2040 года импорт голубого топлива на европейском рынке останется стабильным, считает собеседник. В связи с этим ЕС настроен на повышение безопасности в энергетическом плане, поэтому, по словам представителя ЕК, Евросоюз остается приверженцем проекта «Южный газовый коридор» и ему подобных. ЕК утвердила список «Проектов общего интереса» и включила туда все компоненты ЮГК.

Напомним, что «Южный газовый коридор» — это проект расширения Южнокавказского газопровода от Баку через Тбилиси и да Эрзурума. Этот проект предполагает прокладку в Турции газопровода TANAP и его продления по Европе — газопровода TAP общей мощностью десять миллиардов кубометров газа в год. Протяженность газопровода должна составить около 1300 километров, примерная стоимость — $45 млрд.

Труба пойдет от азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию на юг Италии. Первую поставку газа по ЮГК планируется осуществить в 2020 году. При этом «Южный газовый коридор» является альтернативой «Южному потоку», который начала строить Россия по дну Чёрного моря из Анапского района в Италию и Австрию. В 2014 году на встрече между министрами энергетики восьми стран сообщества, входивших в проект ЮГК, то есть Болгарии, Венгрии, Словении, Австрии, Хорватии, Италии, Греции и Румынии, было принято решение о строительстве терминалов сжиженного газа.

Согласно условиям Третьего энергопакета ЕС, «Газпром» может потребовать предоставления ему 50% емкости газопровода, поскольку соответствующий европейский закон запрещает собственнику трубопровода использовать более 50% емкости. В ЕС уже не раз заявляли о том, что «Южный газовый коридор» — один из приоритетных для сообщества проектов. его также США.

Ресурсной базой для ЮГК должно стать месторождение «Шах-Дениз» в рамках разработки второй фазы, а впоследствии к проекту могут подключить и другие сырьевые источники. Однако, как ранее писало ИА REGNUM , с месторождением «Шах-Дениз-2» существуют серьезные проблемы. Так, на полях Петербургского международного экономического форума зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев говорил о том, что «Трансадриатический газопровод (TAP) может оказаться недозагруженным. Дело в том, что TAP, как и трубопроводные проекты Poseidon, могут быть только сухопутным продолжением «Турецкого потока».

Завтра, 15 февраля, в столице Азербайджана пройдет четвертое заседание Консультативного совета «Южного газового коридора».

В церемонии открытия заседания примет участие президент Азербайджана Ильхам Алиев.

В заседании совета также примут участие представители ЕС, Грузии, Болгарии, Италии, США, Черногории, Албании, Хорватии, Греции, Туркменистана и Румынии, Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития, Европейского инвестиционного банка, Всемирного банка, таких компаний, как British Petroleum, Snam, Enagas, Axpo и Fluxys.

Турция на заседании будет представлена министром энергетики и природных ресурсов Бератом Албайраком.

На встрече будут зачитаны доклады о выполненных до настоящего времени работах по «Южному газовому коридору», обсуждены вопросы финансирования проекта и расширения коридора.

Как сообщил агентству "Анадолу" финансовый директор SOCAR Midstream Operations (регулирует финансирование энергетических проектов SOCAR, выполняет роль оператора в реализации проектов) Фуад Ахмедов, в течение года будут завершены основные строительные работы по "Южному газовому коридору" на линии «Шах Дениз-2», Южнокавказский трубопровод и Трансанатолийский газопровод (TANAP).

В рамках проекта первые поставки природного газа в Турцию по новой линии также начнутся в течение года.

По его словам, строительство четвертого участка «Южного газового коридора» - Трансадриатического газопровода (TAP) - завершится в 2020 году, и по нему будут осуществляться поставки природного газа в Европу.

«Маршрут «Южного газового коридора» пролегает через два континента и территорию шести стран. Проект реализуется в различных правовых системах. Несмотря на трудности координации в таких условиях, реализация всех этапов проекта продолжается в соответствии с планом и максимальной скоростью. По данным на конец 2017 года, работы на месторождении «Шах Дениз-2» завершены на 99,2 процента. Работы на Южнокавказском трубопроводе идут полным ходом. Заполнение газом TANAP началось 23 января. По данным на конец января, работы на TANAP также завершены на 91,9 процента», - сказал Ахмедов.

По его словам, мощность прокачки газопровода TANAP составит 16 миллиардов кубометров газа в год, а в будущем планируется довести этот показатель до 31 миллиарда кубометров в год.

«Работы на TAP завершены на 67,2 процента. На первом этапе мощность прокачки трубопровода составит 10 миллиардов кубометров газа в год, впоследствии она будет увеличена до 20 миллиардов кубометров в год», - сказал Ахмедов.

2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.