Равноправие шумерских женщин с мужчинами историки объясняют равноправием богов и богинь. Люди жили по их подобию, и то, что было хорошо для богов, годилось и для людей. Правда, легенды о богах тоже создают люди, поэтому, скорее всего равные права на земле
» Шумеры
Тысячелетиями люди верили в сверхъестественную природу богов, приписывая им способность жить вечно, и сами стремились достичь божественного бессмертия. В поисках цветка вечной жизни странствовал шумерский царь Гильгамеш, легендарный завоеватель Александр Македонский искал ручей живой воды, мореплаватели Христофор Колумб и ПонсадеЛеон проявили чудеса отваги, пытаясь обнаружить в Западном полушарии Источник Молодости. Понемногу бессмертие превратилось в миф. Однако в древности люди могли становиться подобными богам и жить в десятки раз дольше своих соплеменников.
Шумеры - это первый из обитавших на территории Древней Вавилонии (в современном Ираке) народов, достигших уровня цивилизации. Вероятно, еще ок. 4000 до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Шумеры осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли с Ираном, Эламом, Ассирией, Индией и районами Средиземноморского побережья шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.
Откуда у древнего народа были такие потрясающие знания? Обнаружены тысячи шумерских текстов и иллюстраций по астрономии и математике. Среди них - труды по фундаментальной математике, вычисление площадей сложных фигур, извлечение корней, решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Шумеры использовали сложнейшую шестидесятеричную систему исчисления, базировавшуюся на комбинации чисел б и 10. Сложные системы исчисления подобного рода стали использоваться в современном мире совсем недавно, с появлением компьютеров. В среде уфологов существует версия, что шумеры получили знания… от инопланетян. Вот вкратце эти измышления.
В шумерских текстах содержатся сведения о происхождении, развитии и строении Солнечной системы, включая список и характеристики планет. Один из рисунков изображает Солнечную систему. В центре изображено Солнце, окруженное всеми известными сегодня планетами. Только Плутон шумеры помещали рядом с Сатурном и описывали как его спутник. А между Марсом и Юпитером шумеры "видели" неизвестную большую планету. Они называли ее Нибиру, что означает "пересекающая". Нибиру якобы имела очень вытянутую и наклоненную орбиту и проходила между Марсом и Юпитером раз в 3600 лет. Именно с этой планеты, как прочли в шумерских текстаах, на Землю пришли анунаки, "сошедшие с небес на Землю" примерно 445 тысяч лет назад. (Перед этим они изучили все планеты Солнечной системы из своих обсерваторий.) Зачем же жители Нибиру высаживались на Землю?
Причем, как утверждают шумерские письмена, не один раз, а регулярно, каждые 3600 лет? Оказывается, планета Нибиру столкнулась с экологической проблемой. Для защиты своей становящейся все более тонкой атмосферы анунаки создали щит из золотых частиц. (Точно такая же идея используется в современных космических кораблях для защиты космонавтов от радиации).
Анунакам было нужно золото. Его они обнаружили на седьмой планете, считая снаружи внутрь - то есть на планете Земля, - и отрядили на Землю первую экспедицию. Сначала они безуспешно пытались добывать драгоценный металл из вод Персидского залива, а потом взялись за разработки шахт в Юго-Восточной Африке. Около 300 тысяч лет назад анунаки, работавшие на золотодобыче, устали от тяжелой работы и подняли мятеж. Тогда инопланетные ученые с помощью генетических манипуляций создали специальных работников - хомо сапиенс. Инопланетяне наделили их своими знаниями и умениями. Постепенно произошло слияние двух цивилизаций - земной и инопланетной, у хомо сапиенс и анунаков появились общие дети.
Современные археологические исследования подтвердили, что в Южной Африке в период каменного века действительно велись горнодобывающие работы. Археологи открыли обширные золотодобывающие шахты глубиной до 20 метров и определили возраст шахт - от 80 до 100 тысяч лет! Кстати, легенды зулу гласят, что в этих шахтах работали рабы из плоти и крови, искусственно созданные "первыми людьми". Существование погибшей планеты Нибиру косвенно подтверждается открытием американских астрономов. Они обнаружили осколки планеты, которые вращаются вокруг Солнца по сильно вытянутой эллиптической орбите, проходящей как раз между Марсом и Юпитером.
Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью.
Наиболее важными центрами в этот ранний исторический период были города Ур, Урук (Эрех), Умма, Эриду, Лагаш, Ниппур, Сиппар и Аккад – семитское государство на севере Месопотамии. Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров. Ок. 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша под властью Гудеа. Она закончилась ок. 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой Хаммурапи.
В государственном устройстве шумеры имели все атрибуты современного развитого государства. Судите сами: суд присяжных, двухпалатная система парламента, состоящая из избираемых депутатов, гражданские советы (аналог комитетов самоуправления). И это четвертое тысячелетие до нашей эры! В медицине шумеры использовали фитотерапию, хорошо знали анатомию и химию, фармацевтику, астрономию и многие разделы современной математики. Развитое ткацкое дело и текстильная промышленность, прогрессивное эффективное сельское хозяйство могли бы стать примером для аналогичных современных отраслей.
Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.
Архитектурных памятников шумерской эпохи сохранилось очень мало. Но по удивительным храмам можно смело утверждать, что религия у шумеров была высокоразвитая. Шумерский храм строили на утрамбованной глиняной платформе. К ней вели длинные лестницы или пандусы - пологие наклонные площадки. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон, свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими об исторических событиях в жизни города и о повседневных делах. Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других. Известны шумерские зиккураты. Зиккурат - это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы окрашивали в черный свет, средние - в красный, верхние - в белый. В Уре был сооружен трехъярусный зиккурат, высота которого составляла 21 метр. Позже его перестроили, увеличив число ярусов до семи.
Информация
▲
Случайная практика: - настройка для изменения своей жизни в лучшую сторону, выбор (проявление, материализация) тех возможностей, которых нет (или Вы лишены) в повседневной реальности.
Сейчас онлайн на сайте: 62
чел. |
Шумеры
ШУМЕРЫ, первый из обитавших на территории Древней Вавилонии (в современном Ираке) народов, достигших уровня цивилизации. Вероятно, еще ок. 4000 до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли с Ираном, Эламом, Ассирией, Индией и районами Средиземноморского побережья шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.
Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью. Наиболее важными центрами в этот ранний исторический период были города Ур, Урук (Эрех), Умма, Эриду, Лагаш, Ниппур, Сиппар и Аккад – семитское государство на севере Месопотамии. Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров. Ок. 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша под властью Гудеа. Она закончилась ок. 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой Хаммурапи.
Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.
Ниже приводятся краткие сведения о самых значительных правителях Месопотамии.
Урукагина (ок. 2500 до н.э.), правитель шумерского города-государства Лагаша. Перед тем, как он воцарился в Лагаше, народ страдал от чрезмерных налогов, взимавшихся алчными дворцовыми чиновниками. В практику вошли незаконные конфискации частной собственности. Реформа Урукагины заключалась в отмене всех этих злоупотреблений, в восстановлении справедливости и даровании свободы для народа Лагаша.
Лугальзагеси (ок. 2500 до н. э.), сын правителя шумерского города-государства Уммы, создавший недолговечную империю шумеров. Нанес поражение лагашскому правителю Урукагине и подчинил себе остальные шумерские города-государства. В походах завоевал земли к северу и западу от Шумера и достиг побережья Сирии. Правление Лугальзагеси длилось 25 лет, его столицей был шумерский город-государство Урук. В конце концов он потерпел поражение от Саргона I Аккадского. Шумеры восстановили политическую власть над своей страной только двумя столетиями позже при III династии Ура.
Саргон I (ок. 2400 до н.э.), создатель первой известной в мировой истории долговечной империи, которой он сам правил 56 лет. Семиты и шумеры долгое время жили бок о бок, но политическая гегемония принадлежала в основном шумерам. Воцарение Саргона знаменовало первый крупный прорыв аккадцев на политическую арену Месопотамии. Саргон, придворный чиновник в Кише, вначале стал правителем этого города, затем завоевал юг Месопотамии и нанес поражение Лугальзагеси. Саргон объединил города-государства Шумера, после чего обратил свои взоры на восток и захватил Элам. Кроме того, он осуществил завоевательные походы в страну аморитов (Северная Сирия), Малую Азию и, возможно, на Кипр.
Нарам-Суэн (ок. 2320 до н.э.), внук Саргона I Аккадского, стяжавший почти такую же славу, как его знаменитый дед. Правил империей 37 лет. В начале правления подавил мощное восстание, центр которого находился в Кише. Нарам-Суэн вел военные кампании в Сирии, Верхней Месопотамии, Ассирии, горах Загроса к северо-востоку от Вавилонии (знаменитая стела Нарам-Суэна прославляет его победу над местными жителями гор), в Эламе. Возможно, воевал с одним из египетских фараонов VI династии.
Гудеа (ок. 2200 до н.э.), правитель шумерского города-государства Лагаша, современник Ур-Намму и Шульги, двух первых царей III династии Ура. Гудеа – один из самых известных шумерских правителей, оставил после себя многочисленные тексты. Самый интересный из них – гимн, в котором описывается сооружение храма бога Нингирсу. Для этого крупного строительства Гудеа привозил материалы из Сирии и Анатолии. Многочисленные скульптуры изображают его сидящим с планом храма на коленях. При преемниках Гудеа власть над Лагашем перешла к Уру.
Рим-Син (правил ок. 1878–1817 до н.э.), царь южновавилонского города Ларсы, один из самых сильных противников Хаммурапи. Эламитянин Рим-Син подчинил себе города юга Вавилонии, включая Иссин, резиденцию соперничавшей династии. После 61 года правления потерпел поражение и был пленен Хаммурапи, который к этому времени находился на троне уже 31 год.
Шамши-Адад I (правил ок. 1868–1836 до н.э.), царь Ассирии, старший современник Хаммурапи. Сведения об этом царе почерпнуты в основном из царского архива в Мари, провинциального центра на Евфрате, находившегося в подчинении у ассирийцев. Смерть Шамши-Адада, одного из основных соперников Хаммурапи в борьбе за власть в Месопотамии, существенно облегчила распространение власти Вавилона на северные области.
Хаммурапи (правил в 1848–1806 до н.э., в соответствии с одной из систем хронологии), самый знаменитый из царей I Вавилонской династии. Кроме знаменитого свода законов, сохранилось множество частных и официальных писем, а также деловых и юридических документов. Надписи содержат сведения о политических событиях и военных действиях. Из них мы узнаем, что на седьмом году правления Хаммурапи отобрал Урук и Иссин у Рим-Сина, своего главного соперника и правителя мощного города Ларса. Между одиннадцатым и тринадцатым годами правления власть Хаммурапи окончательно укрепилась. В дальнейшем он совершал завоевательные походы на восток, запад, север и юг и разбил всех противников. В результате к сороковому году правления он возглавлял империю, простиравшуюся от Персидского залива до верховьев Евфрата.
Тукульти-Нинурта I (правил в 1243–1207 до н.э.), царь Ассирии, завоеватель Вавилона. Около 1350 до н.э. Ассирия была освобождена от власти Митанни Ашшурубаллитом и начала набирать все большую политическую и военную силу. Тукульти-Нинурта был последним из царей (среди которых – Иреба-Адад, Ашшурубаллит, Ададнерари I, Салманасар I), при которых могущество Ассирии продолжало возрастать. Тукульти-Нинурта нанес поражение касситскому правителю Вавилона Каштилашу IV, впервые подчинив Ассирии древний центр шумеро-вавилонской культуры. При попытке захватить Митанни, государство, расположенное между восточными горами и Верхним Евфратом, встретил противодействие со стороны хеттов.
Тиглатпаласар I (правил в 1112–1074 до н.э.), ассирийский царь, пытавшийся восстановить могущество страны, которым она обладала во время правления Тукульти-Нинурты и его предшественников. Во время его правления главную угрозу для Ассирии представляли арамеи, вторгавшиеся на территории в верховьях Евфрата. Тиглатпаласар предпринял также несколько походов против страны Наири, расположенной к северу от Ассирии, в окрестностях озера Ван. На юге он одержал победу над Вавилоном, традиционным соперником Ассирии.
Ашшурнасирпал II (правил в 883–859 до н.э.), энергичный и жестокий царь, восстановивший могущество Ассирии. Он нанес разрушительные удары по арамейским государствам, расположенным в районе между Тигром и Евфратом. Ашшурнасирпал стал следующим ассирийским царем после Тиглатпаласара I, который вышел к побережью Средиземного моря. При нем стала складываться Ассирийская империя. Завоеванные территории были разделены на провинции, а те – на более мелкие административные единицы. Ашшурнасирпал перенес столицу из Ашшура к северу, в Калах (Нимруд).
Салманасар III (правил в 858–824 до н.э.; 858 считался годом начала его царствования, хотя в действительности он мог взойти на престол несколькими днями или месяцами раньше наступления нового года. Эти дни или месяцы считались временем правления его предшественника). Салманасар III, сын Ашшурнасирпала II, продолжил усмирение арамейских племен к западу от Ассирии, в частности, воинственного племени бит-адини. Используя их захваченную столицу Тиль-Барсиб как опорный пункт, Салманасар продвинулся к западу в северную Сирию и Киликию и пытался несколько раз завоевать их. В 854 до н.э. у Каракара на р.Оронте объединенные силы двенадцати вождей, среди которых был и Бенхадад Дамаскский и Ахав Израильский, отразили нападение войск Салманасара III. Усиление царства Урарту к северу от Ассирии, близ озера Ван, не дало возможности продолжить экспансию в этом направлении.
Тиглатпаласар III (правил ок. 745–727 до н.э.), один из величайших ассирийских царей и подлинный строитель Ассирийской империи. Он ликвидировал три препятствия, стоявшие на пути установления господства Ассирии в регионе. Во-первых, он одержал победу над Сардури II и присоединил большую часть территории Урарту; во-вторых, провозгласил себя царем Вавилона (под именем Пулу), подчинив арамейских предводителей, которые фактически правили Вавилоном; наконец, он решительно пресек сопротивление сирийских и палестинских государств и низвел большинство из них до уровня провинции или данников. В качестве метода управления широко пользовался депортацией народов.
Саргон II (правил в 721–705 до н.э.), царь Ассирии. Хотя Саргон не принадлежал к царском роду, он стал достойным преемником великого Тиглатпаласара III (Салманасар V, его сын, правил очень недолго, в 726–722 до н.э.). Проблемы, которые должен был решать Саргон, были в основном теми же, которые стояли перед Тиглатпаласаром: сильное Урарту на севере, независимый дух, царивший в сирийских государствах на западе, нежелание арамейского Вавилона подчиниться ассирийцам. Саргон начал решать эти задачи с захвата столицы Урарту Тушпы в 714 до н.э. Затем в 721 до н.э. он завоевал укрепленный сирийский город Самарию и депортировал его население. В 717 до н.э. он овладел другим сирийским форпостом, Кархемышем. В 709 до н.э., после недолгого пребывания в плену у Мардук-апал-иддины, Саргон провозгласил себя царем Вавилона. Во время правления Саргона II на арене истории Ближнего Востока появились киммерийцы и мидийцы.
Синахериб (правил в 704–681 до н.э.), сын Саргона II, царь Ассирии, разрушивший Вавилон. Его военные кампании были нацелены на завоевание Сирии и Палестины, а также на покорение Вавилона. Он был современником иудейского царя Езекии и пророка Исайи. Осаждал Иерусалим, но не смог его взять. После нескольких походов на Вавилон и Элам, а главное – после убийства одного из сыновей, которого он назначил правителем Вавилона, Синахериб разрушил этот город и увез статую его главного бога Мардука в Ассирию.
Асархаддон (правил в 680–669 до н.э.), сын Синахериба, царь Ассирии. Он не разделял ненависть к Вавилону своего отца и восстановил город и даже храм Мардука. Главным деянием Асархаддона было завоевание Египта. В 671 до н.э. он нанес поражение нубийскому фараону Египта Тахарке и разрушил Мемфис. Однако главная опасность исходила с северо-востока, где усиливались мидийцы, а киммерийцы и скифы могли прорваться через территорию слабеющего Урарту в Ассирию. Асархаддону было не под силу сдержать этот натиск, который вскоре изменил весь облик Ближнего Востока.
Ашшурбанипал (правил в 668–626 до н.э.), сын Асархаддона и последний великий царь Ассирии. Несмотря на успехи военных кампаний против Египта, Вавилона и Элама, он не смог противостоять возраставшему могуществу персидской державы. Вся северная граница Ассирийской империи оказалась под властью киммерийцев, мидийцев и персов. Возможно, самым значительным вкладом Ашшурбанипала в историю было создание библиотеки, в которой он собрал бесценные документы всех периодов истории Месопотамии. В 614 до н.э. Ашшур был захвачен и разграблен мидийцами, а в 612 до н.э. мидийцы и вавилоняне разрушили Ниневию.
Набопаласар (правил в 625–605 до н.э.), первый царь нововавилонской (халдейской) династии. В союзе с мидийским царем Киаксаром участвовал в разрушении Ассирийской империи. Одно из главных его деяний – восстановление вавилонских храмов и культа главного бога Вавилона Мардука.
Навуходоносор II (правил в 604–562 до н.э.), второй царь нововавилонской династии. Прославил себя победой над египтянами в битве при Кархемыше (на юге современной Турции) в последний год правления своего отца. В 596 до н.э. захватил Иерусалим и пленил иудейского царя Езекию. В 586 до н.э. снова овладел Иерусалимом и положил конец существованию независимого Иудейского царства. В отличие от ассирийских царей, правители нововавилонской империи оставили немного документов, свидетельствующих о политических событиях и военных предприятиях. Их тексты повествуют в основном о строительной деятельности или прославляют божества.
Набонид (правил в 555–538 до н.э.), последний царь нововавилонского царства. Возможно, для создания союза против персов с арамейскими племенами перенес свою столицу в аравийскую пустыню, в Тайму. Править Вавилоном оставил своего сына Валтасара. Почитание Набонидом лунного бога Сина вызвало противодействие жрецов Мардука в Вавилоне. В 538 до н.э. Кир II занял Вавилон. Набонид сдался ему в городе Борсиппа неподалеку от Вавилона.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.middleeast.narod.ru/
Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон)
План.
1. Понятие мифа и религии………………………………………..……3
2. «Древний Восток»………………………………………………..……3
2.1. Древний Шумер………………………………………………4
2.2. Вавилон…………………………………………………….….5
3. Религия и мифология Древней Месопотамии…………………….6
4. Месопотамские мифологические существа и божества………….7
5. Жречество………………………………………………………….….12
6. Демоны…………………………………………………………….…..13
7. Магия и мантика……………………………………………………..13
8. Достижения народов Древней Месопотамии………………..……14
9. Заключение………………………………………………………..…..15
10. Список литературы………………………………………………....17
- Понятие мифа и религии.
Миф и религия - формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Религия, как таковая, предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами.
Миф - первая форма рационального постижения мира, его образно-символичного воспроизведения и объяснения, выливающихся в предписание действий. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме, которая могла претворяться в магическое действие как средство покорения непостижимого.
Мифологические образы понимаются как реально существующие. Мифологические образы в высшей степени символичны, являясь продуктом соединения чувственно-конкретного и понятийного моментов. Миф - средство снятия социокультурных противоречий, их преодоления. Мифологические представления получают статус религиозных не только через их ориентацию на непостижимое, но и благодаря их связи с обрядами и индивидуальной жизнью верующих.
Религия – одна из форм общественного сознания, одна из форм идеологии. А всякая идеология есть, в конечном счете, отражение материального бытия людей, экономической структуры общества. В этом отношении религия может быть поставлена в один ряд с такими идеологическими формами, как философия, мораль, право, искусство и т.д.
И в первобытной общине, и в классовом обществе имеются общие условия, поддерживающие веру в сверхъестественный мир. Это – бессилие человека: его беспомощность в борьбе с природой при первобытнообщинном строе и бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами в классовом обществе. Именно такого рода бессилие порождает неизбежным образом искаженные отражения в сознании человека общественной и природной среды в виде тех или иных форм религиозных верований.
Т.о., религия есть не только отражение каких-либо реальных явлений жизни, но и восполнение недостающих у человека сил.
- «Древний Восток».
Термин "Древний Восток" состоит из двух слов, одно из которых является исторической характеристикой, второе - географической. Исторически термин "древний" относится в данном случае к самым первым известным человечеству цивилизациям (начиная с IV тысячелетия до н.э.). Термин "Восток" в данном случае восходит к античной традиции: так называют бывшие восточные провинции Римской империи и прилегающие к ним территории, то есть то, что было на востоке от Рима. То, что мы называем Востоком сегодня: Центральная и Южная Азия, Дальний Восток и т.п. в понятие "Древний Восток" не входит. В целом под восточными понимаются культуры народов, имеющих неантичные культурные корни.
В древности на территории Ближнего Востока расцвели могучие цивилизации: Шумер, Египет, Вавилон, Финикия, Палестина. В социально-политическом плане общей отличительной чертой всех этих цивилизаций была их принадлежность к восточным деспотиям, которым в той или иной степени присущи монополизация и централизация власти (черты тоталитаризма), персонификация власти в фигуре деспота (царя, фараона), сакрализация, то есть абсолютное подчинение религиозным нормам всей жизни общества, наличие систем перманентного физического и психологического террора, жестокого угнетения масс. Огромную роль играло здесь государство. Эта роль выражалась в осуществлении ирригации, престижного строительства (пирамиды, дворцы и т.п.), в контроле над всеми сторонами жизни подданных, проведении внешних войн.
«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.
Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая около 25 веков, начиная со времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 г. до н.э.
2.1. Древний Шумер.
На восток от Египта, в междуречье Тигра и Евфрата начиная с IV тысячелетия до н.э. возникают, сменяя друг друга, целый ряд государственных образований. Это Шумер, который считается ныне самой древней из известных человечеству цивилизаций, Аккад, Вавилон, Ассирия. В отличие от египетской культуры, в Двуречье стремительно сменяли друг друга, воевали, смешивались и исчезали многочисленные народы, поэтому общая картина культуры предстает чрезвычайно динамичной и сложной.
На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства: Ур, Урук (Эрех), Киш, Эриду, Ларса, Ниппур, Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров.
Шумеры - первый из обитавших на территории Древней Месопотамии народов, достигший уровня цивилизации. Вероятно, еще около 4000 лет до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.
Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью.
Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров. Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша. Она закончилась около 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой правителя Хаммурапи.
Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены, и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.
В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцветало древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до VI в. до н. э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.
- Вавилон.
Вавилонна древнем семитском языке называли «Баб-илю», что означало «Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в «Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальное наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль.
Древневавилонское царство объединило Шумер и Аккад, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов, откуда до нас дошли, например, выражение "око за око, зуб за зуб".
Государственный строй Вавилона отличался от древнеегипетского меньшим значением жречества как аппарата управления государственным орошением и сельским хозяйством в целом. Вавилонский политический режим представлял собой образец теократии - единства светской и религиозной власти, сосредоточенной в руках деспота. Эта иерархическая структура общества находит отражение в вавилонских представлениях об устройстве мира.
Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был огромным (около одного миллиона жителей) восточным городом, горделиво именовавшим себя "пупом земли".
Именно в Месопотамии появились первые в истории очаги цивилизации и государственности.
- Религия Древней Месопотамии.
Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров.
Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит, сулила опасность и порождала тревогу у смертных.
Культ правителя-символа, посредника между миром живых и умерших, людей и богов, был тесно связан не только с представлением о святости власть имущего, обладавшего магической силой, но также с уверенностью в том, что именно молитвы и просьбы вождя скорее дойдут до божества и будут максимально результативны.
Месопотамские правители не именовали себя (и их не именовали другие) сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничилась предоставлением им прерогатив первосвященника или признаваемым за ним правом на непосредственный контакт с богом (например, сохранился обелиск с изображением бога Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами). Невысокая степень обожествления правителя и централизации политической власти способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживающими их жрецами.
Шумерский пантеон существовал уже на ранних ступенях цивилизации и государственности. Боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимости от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, смешавшиеся с древними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологические сюжеты).
Мир духовной культуры шумеров основан также и на мифологии.
Мифология Двуречья включает в себя истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которых запечатлелись образы богов. Боги вдохнули в человека жизнь, т.е. создали его для того, чтобы он служил им. Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусводом покрывающих землю, плавающую в мировом океане. Небеса были местожительством высших богов. В мифах рассказывается о начале мира, о богах и их борьбе за мироустройство. Говорится о первобытном хаосе – Апсу. Это, может быть, мужское олицетворение подземной бездны и подземных вод. Тиамат – женское олицетворение той же бездны или первобытного океана, соленой воды, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями. Происходила борьба народившихся богов с силами хаоса. Во главе богов становится бог Мардук, но с условием, что боги признают его первенство перед всеми другими. После жестокой борьбы Мардук побеждает и убивает чудовищную Тиамат, рассекает ее тело и создает из его частей небо и землю.
Также существовал рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда о великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не праздная выдумка. Жители Двуречья не могли воспринимать катастрофические наводнения – разливы рек Тигра и Ефрата – иначе, как великий потоп. Некоторые детали шумерского рассказа о великом потопе (сообщение богов добродетельному царю о намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о Ное.
В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.
Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, такие как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцы относили быка, олицетворявшего могущество, и змею – олицетворение женского начала.
Месопотамские божества и мифологические существа.
Ану, аккадская форма имени шумерского бога Ана, - царь небес, верховное божество шумеро-аккадского пантеона. Он – «отец богов», его владение – небо. Согласно вавилонскому гимну творения «Энума элиш», Ану произошел от Апсу (первоначально пресной воды) и Тиамат (моря). Хотя Ану поклонялись во всей Месопотамии, его особенно почитали в Уруке и Дере.
Энки или Эа, один из трех великих шумерских богов (два других – Ану и Энлиль). Энки тесно связан с Апсу, олицетворением пресных вод. Из-за важности пресной воды в религиозных ритуалах Месопотамии Энки считался также богом магии и мудрости. Он не пробуждал страха в сердцах людей. В молитвах и мифах неизменно подчеркиваются его мудрость, доброжелательность и справедливость. В «Энума элиш» он – создатель человека. Как бог мудрости он упорядочил жизнь на земле. Культ Энки и его супруги Дамкины процветал в Эриду, Уре, Ларсе, Уруке и Шуруппаке. Энки получил от своего отца Ана божественные законы – «ме», чтобы передать их людям. «Ме» играли в религиозно-этической системе взглядов шумеров огромную роль. Современные исследователи называют «ме» «божественными правилами», «божественными законами», «факторами, упорядочивающими организацию мира». «Ме» являлись чем-то вроде установленных и контролируемых Энки закономерностей, предписанных каждому явлению природы или общества, касающихся как духовной, так и материальной стороны жизни. К ним относились самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, доброта, справедливость, ложь, страх, усталость, различные ремесла и искусства, понятия связанные с культом и т.п.
Энлиль, вместе с Ану и Энки, один из богов главной триады шумерского пантеона. Первоначально он – бог бурь (шумерское «ен» – «господин»; «лиль» – «буря»). По-аккадски он назывался Белом («господин»). Как «господин бурь» он тесно связан с горами, а значит и с землей. Этого бога действительно боялись. Может быть, даже больше боялись, чем чтили и уважали; его считали свирепым и разрушительным божеством, а не добрым и милостивым богом. В шумеро-вавилонской теологии Вселенная делилась на четыре главных части – небо, землю, воды и подземное царство. Боги, властвовавшие над ними, – соответственно Ану, Энлиль, Эа и Нергал. Энлиля и его супругу Нинлиль («нин» – «госпожа») особенно почитали в религиозном центре Шумера Ниппуре. Энлиль являлся тем богом, который командовал «небесным воинством» и которому особенно восторженно поклонялись.
Ашшур, главный бог Ассирии, как Мардук – главный бог Вавилонии. Ашшур был божеством города, с древнейших времен носившего его имя, и считался главным богом Ассирийской империи. Храмы Ашшура назывались, в частности, Э-шара («Дом всемогущества») и Э-хурсаг-галь-куркура («Дом великой горы земли»). «Великая гора» – один из эпитетов бога Энлиля, перешедший к Ашшуру, когда он превратился в главного бога Ассирии.
Мардук - главный бог Вавилона. Храм Мардука назывался Э-саг-ил. Храмовая башня, зиккурат, послужила основой для создания библейской легенды о Вавилонской башне. В действительности она называлась Э-темен-ан-ки («Дом основания небес и земли»). Мардук был богом планеты Юпитер и главным богом Вавилона, в связи с чем он вобрал в себя признаки и функции других богов шумеро-аккадского пантеона. Со времени возвышения Вавилона, с начала II тыс. до н.э., Мардук выдвигается на первое место. Он ставится во главе сонма богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардука над другими богами. Они пытаются создать нечто вроде монотеистического учения: существует только один бог Мардук, все другие боги – это лишь его разные проявления. В этом тяготении к монотеизму отразилась политическая централизация: вавилонские цари как раз прибрали к рукам все Двуречье и становились самыми могущественными правителями Передней Азии. Но попытка введения монотеизма не удалась, вероятно, из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние боги продолжали почитаться.
Даган по происхождению - немесопотамское божество. Вошел в пантеоны Вавилонии и Ассирии во время массового проникновения западных семитов в Месопотамию около 2000 до н.э. Имена царей севера Вавилонии династии Иссина Ишме-Даган («Даган услышал») и Иддин-Даган («данный Даганом») свидетельствуют о распространенности его культа в Вавилонии. Один из сыновей царя Ассирии Шамши-Адада (современника Хаммурапи) был назван Ишме-Даганом. Этот бог почитался филистимлянами под именем Дагон.
Эрешкигаль, жестокая и мстительная богиня подземного царства мертвых. Усмирить ее мог только бог войны Нергал, ставший ее супругом.
Страну умерших шумеры называли Кур. Это приют теней умерших, блуждающих без всякой надежды.
Ад – не бездна, куда ввергаются одни лишь грешники, там встречаются хорошие и дурные люди, великие и ничтожные, благочестивые и нечестивцы. Покорность и пессимизм, которыми проникнуты картины ада, являются естественным итогом представлений о роли и месте человека в окружающем мире.
Люди после смерти находили вечное пристанище в сумрачном царствеЭрешкигаль. Границей этого царства считалась река, через которую души погребенных переправлял в царство мертвых специальный перевозчик (души непогребенных оставались на земле и могли причинить немало бед людям). В «стране, откуда нет возврата», действуют непреложные законы, обязательные как для людей, так и для богов.
Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземное царство мертвых – эти начала отчетливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья.
В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. Шумерский рай не был предназначен для людей. Это было место, где могли пребывать только боги.
Страх смерти, боязнь неизбежного перехода в страну Эрешкигаль, - все это рождало не только смирение и покорность, но и протест, тоску об иной, лучшей и более достойной человека участи. Шумеры понимали, что вечная жизнь, являющаяся уделом одних только богов, недостижима для простых смертных, и все же мечтали о бессмертии.
Гильгамеш, мифический правитель города Урука и один из самых популярных героев месопотамского фольклора, сын богини Нинсун и демона. Его приключения описаны в длинном сказании на двенадцати табличках; некоторые из них, к сожалению, полностью не сохранились.
Красавица Иштар, богиня любви и плодородия, самая значительная богиня шумеро-аккадского пантеона. Позднее ей также были присвоены функции богини войны. Наиболее интересная фигура в сонме шумерских богинь. Ее шумерское имя – Инанна («госпожа небес»), у аккадцев ее называли Эштар, у ассирийцев - Истар. Она – сестра бога Солнца Шамаша и дочь бога Луны Сина. Отождествлялась с планетой Венера. Ее символ – звезда в круге. Как и другие аналогичные женские божества плодородия, Иштар обнаруживала и черты эротической богини. В качестве богини физической любви была покровительницей храмовых блудниц. Ее считали также милосердной матерью, заступающейся за людей перед богами. В истории Месопотамии в различных городах ее почитали под разными именами. Одним из главных центров культа Иштар был город Урук. Как богиня войны часто изображалась сидящей на льве.
Бог Дамузи (также известный под именем Таммуз) был мужским дополнением богини Иштар. Это шумеро-аккадский бог растительности. Его имя означает «истинный сын Апсу». Культ Дамузи был широко распространен в Средиземноморье. Согласно сохранившимся мифам, Таммуз умер, сошел в Мир мертвых, был воскрешен и поднялся на землю, а затем вознесся на небо. Во время его отсутствия земля оставалась бесплодной, а стада пали. Из-за близости этого бога с миром природы, полями и животными его называли также «Пастухом». Дамузи – земледельческое божество, смерть и воскресение его – олицетворение земледельческого процесса. Посвященные Дамузи обряды, несомненно, носят отпечаток очень древних церемоний, связанных с оплакиванием всего умирающего в осеннее-зимний период и возрождающегося к жизни весной.
Громовержец Ишкур – бог грозы и сильных ветров – первоначально представлял те же силы, что и Нингирсу, Нинурта или Забаба. Все они олицетворяли могущественные силы природы (гром, грозу, дождь) и вместе с тем покровительствовали животноводству, охоте, земледелию, военным походам – в зависимости от того, чем занимались их почитатели. Как божество грозы обычно изображался с молнией в руке. Поскольку земледелие в Месопотамии было орошаемым, Ишкур, распоряжавшийся дождями и ежегодными разливами, занимал важное место в шумеро-аккадском пантеоне. Он и его супруга Шала особенно почитались в Ассирии.
Набу, бог планеты Меркурий, сын Мардука и божественный покровитель писцов. Его символом был «стиль» - тростниковый стержень, использовавшийся для нанесения клинописных значков на таблички из необожженной глины для написания текстов. В старовавилонское время он был известен под именем Набиум; его почитание достигло наивысшей точки в нововавилонской (халдейской) империи. Имена Набопаласар (Набу-апла-ушур), Навуходоносор (Набу-кудурри-ушур) и Набонид (Набу-наид) содержат имя бога Набу. Главным городом его культа была Борсиппа близ Вавилона, где находился его храм Э-зида («Дом твердости»). Его супругой была богиня Ташметум.
Шамаш, шумеро-аккадский бог солнца, по-аккадски его имя означает «солнце». Шумерское имя бога – Уту. Ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес».Шамаш – источник света и жизни, а также и бог справедливости, чьи лучи высвечивают в человеке все зло. Главными центрами культа Шамаша и его супруги Айи были Ларса и Сиппар.
Нергал, в шумеро-аккадском пантеоне бог планеты Марс и подземного мира. Его имя по-шумерски означает «Мощь великой обители». Нергал воспринял также функции Эрры, первоначально бога чумы. Согласно вавилонской мифологии, Нергал сошел в Мир мертвых и отнял власть над ним у его царицы Эрешкигаль.
Нингирсу, бог шумерского города Лагаша. Многие из его атрибутов – те же, что у общешумерского бога Нинурты. Он бог, не терпящий несправедливости. Его супруга – богиня Баба (или Бау).
Нинхурсаг, богиня-мать в шумерской мифологии, известная также как Нинмах («Великая госпожа») и Нинту («Госпожа, дающая рождение»). Под именем Ки («Земля») она первоначально была супругой Ана; от этой божественной четы родились все боги. Согласно одному мифу, Нинмах помогла Энки создать из глины первого человека. В другом мифе она прокляла Энки за то, что он съел созданные ею растения, но затем раскаялась и вылечила его от болезней, явившихся следствием проклятия.
Нинурта, шумерский бог урагана, а также войны и охоты. Его эмблема – скипетр, увенчанный двумя львиными головами. Супруга – богиня Гула. Как бог войны он весьма почитался в Ассирии. Его культ особенно процветал в городе Кальху.
Син, шумеро-аккадское божество Луны. Его символ – полумесяц. Поскольку Луна была связана с измерением времени, он был известен как «Господин месяца». Син считался отцом Шамаша - бога солнца и Иштар – богини любви. Популярность бога Сина на протяжении всей истории Месопотамии засвидетельствована большим числом имен собственных, элементом которых является его имя. Главным центром культа Сина был город Ур.
Функции шумерских богинь были схожи еще больше, чем богов. Называясь по-разному, богини, по сути дела, представляли одну идею – идею матери-земли. Каждая из них была матерью богов, богиней урожая и плодородия, советчицей своего мужа, соправительницей и покровительницей города, принадлежавшего богу-супругу. Все они олицетворяли женское начало, мифологическим символом которого являлась Ки или Нинхурсаг. Нинлиль, Нинту, Баба, Нинсун, Гештинанна, по существу, не особенно отличались от матери богов Ки. В некоторых городах культ богини-покровительницы был старше культа бога-покровителя.
Судьба, точнее, сущность или нечто «детерминирующее предначертание» у шумеров называли «намтар»; так же звучало имя демона смерти – Намтар. Возможно, это он выносил решение о смерти человека, которого не могли отменить даже боги.
За все, что происходило на земле, надо было благодарить богов. Над каждым городом храмы «воздевали руки» к небесам, откуда боги следили за своими слугами. Богов нужно было постоянно молить о помощи и содействии. Обращение к богам принимало самую различную форму: строительство храмов и сети каналов, жертвоприношения и накопления храмовых богатств – «имущества бога», молитвы, заклинания, паломничества, участие в мистериях и многое другое.
Но даже самые могучие боги не могли избежать предначертанной им судьбы. Подобно людям, они тоже терпели поражения. Шумеры объясняли это тем, что право выносить окончательное решение принадлежало совету богов, против которого не мог выступить ни один из его членов.
- Жречество.
Жрецы считались посредниками между людьми и сверхъестественными силами. Жрецы – прислужники храмов, происходили обычно из знатных фамилий, их звание было наследственным. Одним из ритуальных требований, предъявляемых к кандидатам в жрецы, было требование не иметь физических недостатков. Наряду со жрецами существовали и жрицы, а также храмовые прислужницы. Многие из них были связаны с культом богини любви Иштар. Этой же богине служили и жрецы-евнухи, носившие женские одежды, исполнявшие женские пляски.
Культ вообще был строго регламентирован. Вавилонские храмы были весьма внушительным зрелищем, они послужили поводом к созданию еврейской легенды о построении Вавилонской башни.
Доступ в храмы – «жилища богов» - имели только жрецы. Внутри храм представлял собой лабиринт хозяйственных, жилых, культовых помещений, украшенных с необычайной пышностью, великолепием и богатством.
Жрецы в то же время были учеными. Они монополизировали знания, которые были необходимы для ведения организованного ирригационно-земледельческого хозяйства. В Вавилонии очень рано развилась астрономическая наука, не уступавшая египетской. Наблюдения велись жрецами с высоты их башен-храмов. Ориентировка знаний на небо, необходимость непрерывных наблюдений за светилами, а также сосредоточение этих наблюдений в руках жрецов – все это отразилось существенным образом на религии и мифологии народов Месопотамии. Довольно рано начался процесс астрализации божеств. Боги и богини стали ассоциироваться с небесными светилами. Бог Ура-Син был отождествлен с Луной, Набу – с Меркурием, Иштар – с Венерой, Нергал – с Марсом, Мардук – с Юпитером, Нинурта – с Сатурном. Именно из Вавилонии этот обычай называть небесные светила, особенно планеты, именами богов перешел к грекам, от них к римлянам, и римские (латинские) имена богов сохранились в названиях этих планет вплоть до наших дней. Месяцы года тоже посвящались богам.