Церковный Православный праздник августа. Именины Бориса. Житие святого страстотерпца Бориса

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира.

Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов.

Однако, коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (по старому стилю) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором строится духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые» .

Празднования в честь святых Бориса и Глеба совершаются три раза в год - по новому стилю это даты: 15 мая - перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, 6 августа - празднование обоим святым и 18 сентября - память князя Глеба.

То, что люди готовы пойти на все ради получения власти известно абсолютно каждому взрослому человеку. История, которая должна учить человечество, имеет огромное количество примеров того, как люди шли на самые ужасные, подлые и некрасивые поступки, дабы получить как можно больше власти.

Огромным количеством подобных поступков изобилует история Киевской Руси. В те времена князья готовы были пойти на все, дабы взойти на престол. Например, сыновья киевского князя готовы были убить друг друга, чтобы стать во главе Киевской Руси после смерти отца. Именно это произошло с сыновьями Владимира Великого. После его смерти сыновья начали делить его престол. В процессе разделения власти и сфер влияния были убиты князья Борис и Глеб. Но больше всего они запомнились не этим. Дело в том, что именно они стали первыми русскими святыми, которых канонизовала не только православная, но и католическая церковь.

Хотя Борис и Глеб не прославились своими государственными делами, как их отец Владимир или брат Ярослав, но именно им посвящен одно из первых древнерусских литературных произведений. Кроме того, с их жизнью связано огромное количество легенд и поверий. Также в их честь было построено множество всевозможных храмов и церквей.

Помимо всего прочего, в память об этих двух благоверных князьях был учрежден праздник. Более того, день памяти о Борисе и Глебе проходит несколько раз в году. Несмотря на такую популярность этих князей и на то, что 4 раза в год проходит день памяти в их честь, мало кто знает о празднике благоверных князей Бориса и Глеба. Однако владеть этой информацией необходимо, ведь это наша история. Тем более что она действительно интересна.

История праздника

В честь Глеба и Бориса установлены сразу 4 дня памяти, что говорит об их значимости не только для истории Киевской Руси, но и для православной церкви. Так, например, 15 мая проходит день памяти о перенесении мощей этих князей в новую церковь-усыпалницу. С инициативой об их перенесении выступил князь Изяслав Ярославович в 1115 году.

5 октября в соборе Тульских святых проходит отдельный день памяти в честь этих князей-мучеников. Этот праздник объясняется тем, что Глеб и Борис были одними из тех православных подвижников, чья жизнь напрямую связана с Тулой. Стоит отметить, что в этот день чтиться память не только сыновей Владимира Великого, но и многих других князей. Более того, собор Тульских святых является самым многочисленным соборным православным праздник. В этот день чтиться память святителей, преподобных и юродивых. Также в собор Тульских святых входит 20 святых князей и княгинь, в том числе Борис и Глеб.

18 сентября проходит отдельный праздник в память о князе Глебе Владимировиче, который был канонизирован не только русской, но и католической церковью. Согласно приданию, Глеб, как и его брат, был убит старшим братом Святополком. Произошло это страшное и подлое убийство 9 сентября. День памяти по этому князю сейчас проходит 18 числа этого же месяца.

Совместный день памяти в честь этих святых князьях-мучениках проходит ежегодно 6 августа. Именно этот праздник можно смело назвать самым масштабным и значим, так как в этот день чтится память обоих князей.

Стоит отметить, что изначально Борис и Глеб почитались как чудотворцы и целители. Ходили легенды, что они могли исцелять больных и прокаженных. Однако со временем отношение к ним немного изменилось. Представители княжеского рода начали видеть в Борисе и Глебе мучеников и своих защитник. Чуть позже обычные русские люди начали относиться так же, как и представители рода княжеского. Так эти князья стали заступниками Русских земель и всех князей.

Летописи изобилуют подробностями о том, что у гробов Бориса и Глеба люди, страдающие от самых различных недугов, чудодейственным образом исцелялись. Кроме того, в них описываются различные победы, которые полководцы одержали под именами этих князей. Так, например, знаменитая победа Невского над шведами была одержана под именами Бориса и Глеба. И это далеко не единственный пример таких побед.

Как отмечают многие современные историки, популяризация имен Бориса и Глеба и создание культа личности этих князей связано с желанием киевских князей укрепить единство государства. Князья понимали, что если младшие братья не будут соблюдать свои обязательства по отношению к старшим братьям, то это может привести к разрушению государства. Во многом именно поэтому был учрежден праздник в честь Глеба и Бориса.

Как отмечают праздник в России

Несмотря на то, что Борис и Глеб являются одними из наиболее популярных, известных и значимых святых князей. Далеко не каждый человек знает о существовании праздника, который отмечается в их честь. Именно поэтому в России День благоверных князей Бориса и Глеба практически не празднуется.

В этот день люди, которым предстоит преодолеть какое-нибудь серьезное испытание, могут помолиться этим святым, дабы они помогли им добиться успеха.

Как отмечают праздник в мире

Так как этот праздник касается исключительно истории Киевской Руси, то в мире он не празднуется за пределами России и некоторых других стран, которые были под влияние Киевского княжества. И это вполне объяснимо, ведь мало кто будет отмечать иностранные праздники, которые были учреждены в честь той или исторической личности. Например, мы не отмечаем День Мартина Лютера Кинга, а в США не отмечают День благоверных князей Бориса и Глеба.

Стоит отметить, что Борис и Глеб также почитаются и в католической церкви. Однако никаких праздников в их честь католики не отмечают.

6 августа - День благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015)

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Однако, коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (по старому стилю) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба.

Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором строится духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые». Празднования в честь святых Бориса и Глеба совершаются три раза в год - по новому стилю это даты: 15 мая - перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, 6 августа - празднование обоим святым и 18 сентября - память князя Глеба.

10 интересных фактов

15 мая отмечается День памяти князей-страстотерпцев Бориса и Глеба . История этого праздника берет свое начало в 1115 году, и посвящен он первым русским святым, которые были канонизированы как Русской церковью, так и Константинопольской. И сегодня, в честь этой даты, мы подобрали несколько о первом православном празднике.

Факт 1. Дата праздника выбрана неслучайно: именно в этот день были перенесены в храм в Вышгороде, который построил князь Изяслав Ярославович .

Факт 2. Посвящен праздник братьям Борису и Глебу , младшим сыновьям великого князя Владимира . Юноши получили хорошее образование, читали религиозную литературу и собирались посвятить свою жизнь служению Богу. Кроме этого они мудро управляли своими княжествами: Борис – в Ростове, а Глеб – в Муроме, и считались искусными воинами. Молодых князей любили поданные, поэтому, когда умер их отец, великий князь Владимир, брат Глеба и Бориса Святополк , опасаясь соперничества с их стороны в борьбе за власть, принял решение убить князей. Они знали, что против них замышляется убийство, но не стали скрываться и смиренно приняли свою смерть от рук подосланных братом убийц.

Факт 3. Праздники в честь святых Глеба и Бориса (в крещении – Давида и Романа ) отмечается три раза в году: 15 мая – когда их мощи были перенесены в храм, 6 августа – когда был убит Борис и 18 сентября – когда смерть принял Глеб.

Факт 4. В народе этот день называют еще «соловьиный праздник», «Барыш-день», «свистопляски», «свистуньи», Борис-день… А самих святых именуют «Сеятелями».

Факт 5. Название «барыш-день» этот праздник получил в честь того, что святого Бориса в народе прозвали барышником (от слова барыш). Поэтому этот день особенно отмечали купцы и торговцы, считая, что если 15 мая товар будет успешно продаваться, то хорошая выручка на весь год обеспечена.

Факт 6. Название «соловьиный праздник» этот день получила потому, что, считалось, что к 15 мая повсеместно начинали петь соловьи. С главными певчими птахами связаны и некоторые приметы в этот день. Так, считалось, что если громко, то лето уже не за горами. Если поют всю ночь накануне – жди теплый и солнечный день. А если, услышав первую трель соловья, рубаху снять, – то блохи в этом году кусаться не будут.

15 еще называют «соловьиным днем». Фото babyblog.ru

Факт 7. Название «Сеятели» для этого дня наши предки также выбрали неслучайно. Именно 15 мая было принято заканчивать все огородные и полевые работы. Говорили: «Не отсеялся на Бориса – с Бориса и сам боронися».

Также этот день считался благоприятным для посадки тыквы, огурцов и кабачков. Причем, перед тем, как приступить к посадке, нужно было помолиться. А во время сева напротив необходимо молчать.

Факт 8. Святые князья Борис и Глеб , кто к ним обращается. Наиболее часто у святых просят помощи при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервных расстройствах и при неизлечимых недугах, молятся о спасении души и сохранении мира на земле.

Факт 9. В этот день нужно покупать мелкую домашнюю живность и цыплят. Также 15 мая можно обращаться с просьбами к начальству – наверняка, оно не откажет. А еще можно попытаться наладить отношения с людьми, с которыми утратили общий язык, и помириться с ними, поговорив по душам.

Факт 10. С этим днем в народе связано . Так, если 15 мая на закате хорошо видно солнце, то летом будет недостаток дождей. Если к этому дню соловьи громко поют, а на черемухе уже цвет распустился, то следует ждать похолодания на две недели. А если днем будет тепло, то летом следует ждать хороший урожай зерна.

Основным информационным источником о жизни угодников Божьих, живших в Древней Руси, были и остаются летописи. Составленные много лет назад очевидцами событий, они содержат сведения, считающиеся историками вполне достоверными. По крайней мере, именно эти документы служат в большинстве случаев основанием для канонизации святых. Так было, к примеру, с благоверными князьями Борисом и Глебом. День памяти их православные христиане празднуют ежегодно 6 августа.


Происхождение братьев

Князь Владимир Ясное Солнышко, крестивший Русь-матушку и уничтоживший на родной земле язычество, являлся счастливым отцом прекрасных сыновей. Братья Борис и Глеб были младшими из его детей. По примеру отца своего мальчики – будущие князья-страстотерпцы – росли богобоязненными и смиренными. С детства родные братья воспитывались вместе. Оба они были доброго нрава, милосердны, отзывчивы, всегда готовые прийти на помощь обездоленным и немощным. Старший Борис много времени с удовольствием проводил за чтением божественных книг, в особенности Священного Писания, жизнеописаний Божьих угодников и трудов святых отцов. Он восхищался подвигами Христовых мучеников и мечтал повторить их путь, о чем часто и пылко молился Господу. Глеб полностью поддерживал и разделял желание брата посвятить свою жизнь Творцу.

Коварный замысел Святополка

Когда братья подросли, повзрослели, Владимир определил каждому из них удел. Бориса он послал на княжение в Ростов, а Глеба отправил в Муром. Жизнь шла своим чередом, и оба брата превосходно справлялись со своими обязанностями. Но когда князь Владимир стал совсем немощен и стар, то получил неутешительное известие о том, что на Русь движутся полчища кочевников, печенегов с целью осуществлять по всей стране грабежи и разорения. Сам князь по состоянию здоровья и за неимением физических сил уже не мог отправиться в поход против недруга. Поэтому поручил выполнение данной миссии Борису. Тот не посмел ослушаться повеления отца и, возглавив многочисленную дружину, двинулся в путь. Он еще не достиг пункта назначения, когда князь Владимир скончался. На престол в Киеве взошел Святополк – старший брат Бориса. Мало того, он задумал страшное: устранить конкурентов – законных наследников умершего князя, имевших все права на власть в столице Руси.


Борис получил известие о кончине отца, когда возвращался из похода в Киев. Вместе с тем, ему было вручено письмо от Святополка, в котором тот клялся брату в любви и дружбе, а также сулил расширить прежние владения родственника. Воины Бориса, узнав об этом, предложили своему предводителю занять стольный град, применив силу, поскольку желали, чтобы именно добрый и мудрый Борис занял место князя Владимира, а вовсе не хитрый и коварный Святополк. Но наш герой остановил своих верных дружинников: ему не хотелось развязывать междоусобную войну. Он порешил, что придет в Киев к брату со словами: «Будь моим отцом, ведь ты брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой?» Узнав о намерениях князя, воины отказались продолжать с ним путь в столицу.

Гибель Бориса и Глеба

А Святополк не терял времени зря. Он подослал своих людей к Борису, чтобы те убили брата. Это случилось в воскресное утро: князь находился у себя в шатре и распевал псалмы во славу Божию, когда вдруг туда ворвались незнакомцы и со всех сторон на мужчину посыпались смертельные удары. Удивительно, но Борис не просил убийц о пощаде. Его просьба была иного рода: он хотел успеть помолиться перед кончиной. Она была удовлетворена. Когда же Борис завершил молитву, то повернулся к своим палачам и вымолвил со слезами на глазах: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья». Слова эти, наполненные любовью и смирением, были последними словами князя. Удар меча, что пришелся прямо в сердце Бориса, оборвал жизнь последнего раз и навсегда.


С Глебом, младшим братом, произошло то же самое: он также погиб от рук убийц, подосланных коварным и бесчеловечным Святополком. Последний выманил брата за пределы Мурома, где тот княжил. Там, недалеко от Смоленска, в устье реки Смядыни его встретили дружинники Святополка. Глеб прекрасно понимал, что ждет его, ведь, отправившись в путь по просьбе Святополка, он уже был в курсе гибели своего старшего брата Бориса. Князь сознательно предпочел смерть жизни без горячо любимого брата, с которым рос вместе, и войне с братом старшим. Но если Бориса похоронили по христианской традиции в Вышгороде, то тело Глеба убийцы не предали земле, а бросили на пустыре, вдали от глаз людских.

Отмщение и обретение мощей

Вскоре о гибели младших братьев своих узнал сын князя Владимира Ярослав, княживший в Новгороде. Снарядив войско, князь пошел войной на Святополка. Решающий бой произошел близ места захоронения Бориса. Сражение продолжалось в течение дня, и только, когда солнце стало клониться к закату, войско Ярослава начало брать верх над таковым вероломного убийцы, прибравшего к рукам киевский престол. В итоге Святополк бежал с поля боя, испугавшись такого натиска. Он покинул Русь, а через какое-то время умер от тяжкой болезни.


Таким образом, киевским князем стал Ярослав, прозванный за благочестие свое и ум «Мудрым». Душа его не могла обрести покоя, пока тело младшего брата Глеба не будет найдено и погребено согласно христианским традициям. Организованные Ярославом поиски быстро увенчались успехом: до правителя дошли слухи о том, что под Смоленском на одном из пустырей люди видят свет и слышат пение ангелов. Именно там убили и бросили ни в чем неповинного молодого князя.

Ярослав послал к указанному месту священнослужителей. Те обрели тело Глеба, обнаружив его источающим благоухание и абсолютно не тленным. Мощи князя-страстотерпца представители духовенства с почестями перенесли в Вышгород, где предали земле возле могилы второго погибшего брата – Бориса. Так исполнилось желание двух братьев повторить подвиг многочисленных мучеников, принявших страдания за Христа.

Послесловие

Подвиг князей-страстотерпцев весьма поучителен для нас, представителей современного мира, погрязшего во всяческих пороках. Святые братья своей добровольной гибелью показали, что нельзя отвечать злом на причиненное тебе зло, и даже смертельная угроза не должна быть тому помехой. С другой стороны, Борис и Глеб продемонстрировали важность послушания и покорности воле старших, пусть даже губительных для исполняющих свой долг. Правда, данный факт вряд ли может быть воспринят многими как пример для подражания. В любом случае, князья достойны чести называться святыми, поскольку, во-первых, вели жизнь благочестивую; во-вторых, совершили настоящий подвиг, а в-третьих, после смерти по молитвам к этим угодникам Божьим, в том числе у их мощей совершалось множество чудес. Святые благоверные князья Борис и Глеб являются первыми русскими праведниками, причисленными к лику святых сразу и Русской, и Византийской Церковью. Спустя короткое время после их гибели святителем Иоанном I, митрополитом Киевским была составлена служба угодникам Божьим.



2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.