Неспособность к немедленным действиям. Ананкастное расстройство личности. Сила воли и слабоволие

МКБ-10 определяет ананкастное расстройство личности как психическое заболевание, характеризующееся неуверенностью в своих действиях, чрезмерной склонностью к сомнениям, мнительностью, стремлением к совершенству. Ананкасты (люди, страдающие этим расстройством) нередко имеют определенные навязчивые состояния, лишены чувства юмора, обладают непреодолимым упрямством. Самое возможное негативное последствие болезни заключается в том, что такие люди могут отклониться от общепринятых норм поведения и быть не принятыми в обществе. Таким образом, это ухудшает качество жизни человека, ведет к конфликтным ситуациям между человеком и его ближайшим окружением.

Ананкастное расстройство личности характеризуется неуверенностью в своих действиях и склонностью к сомнениям

Сложно назвать точные причины психического заболевания, однако есть факторы, ведущие к его возникновению и развитию:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Различные черепно-мозговые травмы.
  • Возрастные изменения, происходящие в организме человека.
  • Гормональная перестройка.
  • Болезнь как один из признаков начинающейся шизофрении или обсессивно-компульсивного расстройства.

Иногда к такому состоянию приводят часто повторяющиеся стрессовые ситуации, психоэмоциональные нагрузки, образ и условия жизни человека. Заболевание, как правило, диагностируют в достаточно молодом возрасте. Его первые признаки можно заметить у детей школьного возраста, когда у ребенка наблюдается чрезмерная застенчивость, неуверенность в своих силах, неспособность брать ответственность за себя и свои действия.

Нередко расстройство сопутствует таким психически болезням, как шизофрения, аутизм и т.п. Важно обратиться за профессиональной помощью к доктору с большим опытом работы с подобными заболеваниями, после чего будет поставлен диагноз и назначено соответствующее лечение.

Психическое расстройство может возникнуть из-за определенных условий жизни

Симптомы

Ананкастное расстройство личности характеризуется следующими признаками:

  • Мучительные и постоянные сомнения человека в принятых им же решениях относительного абсолютно любого вопроса.
  • Навязчивые мысли и ежедневное обдумывание событий, которые уже произошли, обвинение самого себя в том, что был сделан неправильный выбор.
  • Любовь к порядку, педантичность.
  • Перфекционизм, проявляющийся в том, чтобы сделать буквально все лучше, чем уже есть. Все результаты, достигнутые до этого момента, считаются недостаточно хорошими и неидеальными.
  • Занудство, проявляющееся в утомлении других людей своей жизненной позицией и навязыванием своих мыслей.
  • Чрезвычайная развитость чувства долга, совестливость и скрупулезность.
  • Неспособность полноценно выражать свои эмоции и чувства по отношению к другому человеку.
  • Навязчивое желание того, чтобы все остальные люди подчинялись такому же порядку, как и сам человек с расстройством.
  • Возникновение определенных действий, ритуалов, мыслей, которые человек повторяет изо дня в день.
  • Сосредоточенность на работе, по причине чего у таких людей очень мало друзей и знакомых.
  • Недоверие какой-либо работы другим людям из-за опасения того, что они сделают ее не так качественно и добросовестно.

Люди с ананкастным расстройством личности склонны к хранению старых вещей, даже если они давно никому не нужны. Существуют определенные трудности в общении с другими людьми, так как они надоедают им, досаждают своей любовью к порядку. В то же время стоит отметить тот факт, что люди с таким расстройством редко способны к обману, являются хорошими и ответственными работниками, сохраняют верность своим родным и близким людям.

Ананкастное расстройство нередко проявляется в занудстве и чрезмерной любви к порядку, перфекционизме

Диагностика

Если говорить о постановке диагноза, то это должно проводиться только после соответствующих наблюдений за поведением человека на протяжении определенного времени. Желательно ставить диагноз по достижении человеком совершеннолетнего возраста, так как следует учитывать и черты характера, свойственные молодым людям в подростковом возрасте.

Для постановки точного диагноза требуется учитывать и следующие важные аспекты:

  1. Проявления расстройства должны быть тотальными, и не зависеть от обстоятельств.
  2. Стабильность симптомов, которые как наблюдались в подростковом возрасте, так и продолжают присутствовать в старшем возрасте.
  3. Чрезмерная склонность к сомнениям, которую невозможно перепутать с повседневными сомнениями человека в связи с жизненными обстоятельствами.
  4. Необоснованное возникновение настойчивых мыслей, которые не меняются на протяжении долгого времени.
  5. Наличие перфекционизма, который препятствует выполнению поставленных перед человеком целей и задач.

Чтобы выявить такое расстройство, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному врачу.

Чрезмерная склонность к сомнениям и появление навязчивых мыслей может свидетельствовать о наличии ананкастного расстройства

Возможные осложнения и опасность

В чем заключается угроза такого заболевания для жизни и здоровья человека? Возможные осложнения, в основном, касаются качества жизни человека. Другими словами, можно говорить о том, что ананкастное расстройство личности ведет к определенным нарушениям в действиях человека, конфликтам с окружающими людьми, серьезным отклонениям от стандартных поведенческих норм.

Человека могут не принимать в социуме, не воспринимать его как серьезного, взрослого собеседника, над ним могут подшучивать и надсмехаться окружающие. Если изначально это выглядит не слишком опасно и страшно, то впоследствии может привести к полной дезинтеграции личности и нарушению социального взаимодействия. Подобные состояния легко ведут к депрессии, одиночеству, а затем становятся причиной развития шизофрении, обсессивно-компульсивных расстройств, маниакально-депрессивных психозов и т.д.

Требуется немедленное лечение, которое предполагает комплексный подход. Стоит понимать, что здесь невозможно помочь каким-то одним лекарством или чудесным напитком, лечение должно проходить под наблюдением специалиста и должно быть дополнено психотерапевтическим воздействием.

Методы лечения

Лечение ананкастного расстройства личности проводится разными способами. Врач может предложить медикаментозное лечение, если симптомы ярко выражены, и они мешают нормальному качеству жизни человека. Для этого используются следующие препараты:

  • Анксиолитики (транквилизаторы).
  • Антидепрессанты.
  • Нейролептики и другие средства для устранения вегетативных проявлений (тревожные состояния, навязчивые мысли, головные боли и пр.).
  • Антипсихотики (психотропные средства, предназначенные для лечения психотических расстройств).

Для лечения, в первую очередь, требуется психотерапия и психологическая помощь

Однако ни в коем случае нельзя останавливаться на этих методах, ведь лекарственные препараты – не выход из сложной ситуации. Медикаменты лишь помогают на некоторое время избавиться от признаков расстройства, но не решают главную проблему его возникновения.

Врачи рекомендуют пройти полноценное психотерапевтическое лечение, которое подразумевает установление близкого контакта между специалистом и пациентом. Хотя сделать это довольно сложно, ведь люди с ананкастным расстройством на бессознательном уровне пытаются избежать любого лечения и общения с посторонним человеком, они не хотят прислушиваться к советам доктора. В то же время на сознательном уровне понимают необходимость лечения и соглашаются с теми методами, которые предлагает врач.

Психотерапевтическое лечение направлено на устранение неуверенности в действиях человека, склонности к сомнениям, тревожных состояний, которые мешают полноценной и качественной жизни. Доктор проводит беседы с больным, пытается определить основную причину расстройства, чтобы иметь возможность повлиять на пациента.

Прогноз расстройства

Как уже говорилось в статье, ананкастное расстройство зачастую диагностируют еще в молодом возрасте, а затем оно продолжается в течение всей жизни человека. Невозможно однозначно говорить об особенностях социальной и трудовой адаптации всех людей с таким заболеванием, ведь в каждой индивидуальной ситуации все будет зависеть от степени выраженности поведения и других факторов.

Полностью избавиться от расстройства сложно, однако можно добиться устранения многих признаков болезни

В большинстве случаев расстройство личности не лечится полностью, некоторые признаки остаются на всю оставшуюся жизнь, однако лечение все же помогает устранить самые яркие симптомы и адаптироваться к социальной жизни. Таким образом, человек ничем особо не выделяется от окружающих его людей, а странное поведение, которое все-таки проявляется порой, приписывают к чертам характера.

Как показывает статистика, к сожалению, в мире не уменьшается, а, напротив, с каждым годом увеличивается количество детей, не способных решать простейшие математические задачи. К такому выводу пришли учёные Америки и Великобритании. Существует научное название этого заболевания: дискалькулия. Эксперты полагают, что, если не предпринимать должных мер, то через несколько десятилетий это может привести ко всеобщей финансовой катастрофе. Сообщение об этом было опубликовано в журнале Science. Мнение, что если ребёнок не преуспевает в счете, то, возможно, просто он «гуманитарий», учёные считают ошибочным. Развитие уровня грамотности в общем и целом в обществе находится в большем приоритете, чем навыки счета.

Дискалькулия зачастую сопутствует неспособности к овладению такими навыками как письмо и чтение (дислексия), гиперактивности, синдрому дефицита внимания. Согласно данным статистики, люди, не владеющие простыми математическими навыками, реже добиваются успеха в жизни, а некоторые из них вообще нетрудоспособны. В масштабе страны факт увеличения количества нетрудоспособных граждан в перспективе может нанести ощутимый урон экономике.

Обнадёживает наблюдение, что дискалькулия в большинстве случаев является не патологией мозга, а последствием задержки развития. Важно то, что и в том, и в другом случае можно исправить ситуацию и остановить недуг. Решение озвучил профессор Брайан Баттерворт, говоря о том, что необходимо непременно заниматься с ребёнком, не пуская все на самотёк.

Есть несколько факторов, провоцирующих развитие дискалькулии, и среди них – психологическая травма, связанная с упреками и наказанием ребёнка из-за его непонимания, ошибок или медлительности. Страх и неуверенность в себе вызывают нежелание возвращаться к математическим заданиям и снижает способности к счету. Расстройство психологического здоровья ребёнка зачастую связано также с его воспитанием в неблагополучной семье.

Какие же нарушения мыслительной деятельности приводят к проявлению дискалькулии? Это проблемы:

  • с концентрацией внимания;
  • с памятью, мешающие выучить правила и формулы;
  • с абстрактно-логическим мышлением;
  • с визуализацией информации.

Но что бы ни послужило причиной заболевания: врождённые нарушения умственного развития, психологические факторы или травмы – при привлечении специалистов (логопед, невропатолог, психолог), при правильно подобранном лечении прогноз преодоления у детей дискалькулии благоприятен. Для профилактики важны развитие памяти и внимания, пространственно-логического мышления, координации движений, грамотности и четкости речи.

Будущее наших детей – в наших руках, поэтому очень важно не травмировать ребёнка упрёками и наказаниями. Терпение, внимание и любовь помогут вовремя распознать трудности, с которыми сталкивается ребёнок в процессе обучения. Уделяя внимание развитию ребёнка и вовремя обращаясь за помощью к специалистам в случае необходимости, мы заботимся о будущем и выполняем свой долг по отношению к детям.

Улучшить память и внимание можно разными способами. Одним из вариантов дополнительной тренировки могут стать занятия на развивающих тренажёрах . Здесь Вы можете заниматься бесплатно, подобрав комплекс упражнений индивидуально или воспользовавшись специально созданными программами для развития памяти и внимания.

Мозаичная психопатия – расстройство личности, при котором у человека имеется множество признаков различных типов психопатий, приводящее к выраженным затруднениям социального приспособления.

При смешанном расстройстве личности основной психопатологический синдром или не определяется, или является не стойким, при этом преобладают то одни, то другие психопатологические проявления.

Разноплановость симптомов, свойственных психопатии мозаичного типа, приводит к тому, что человеку невероятно сложно ужиться в обществе, приспособиться к неписаным социальным требованиям (что такое психопатия, как она проявляется — читайте ).

Смешанное расстройство личности: признаки сочетания различных типов психопатий

Если в характере человека сочетаются истерические, неустойчивые и взрывные черты характера, имеются нарушения влечений, тогда такая взрывная смесь может стать основой для появления различных видов зависимостей (алкогольной, наркомании, игровой, сексуальной и других).

Расстройство личности смешанного типа, при котором сочетаются признаки и психастенические черты, часто является почвой для появления сверхценных идей. Такие люди возводят какие-то обычные мысли, идеи в разряд особо значимых, всеми силами стараются реализовать свои идеи. Людям, у которых признаки шизоидного расстройства личности сочетаются с , очень сложно ужиться в обществе. Они не умеют устанавливать контакты с окружающими, но в то же время везде и всюду стараются реализовать свои сверхценные идеи.

Наслоение органического расстройства личности

Встречается и такое, что на признаки врожденной мозаичной психопатии наслаивается . Данная патология является приобретенной. Множество заболеваний, сопровождающихся поражением головного мозга, могут привести к тому, что возникают существенные изменения в уже сформировавшейся личности человека. Наиболее распространенные причины развития органического расстройства личности — черепно-мозговые травмы, эпилепсия, нейроинфекции, алкоголизм.

Если до болезни у человека присутствовали признаки смешанного расстройства личности, ему было трудно найти общий язык с окружающими, то после присоединения заболевания головного мозга, эти признаки становятся еще более выраженными, а сам человек — еще более несносным.

Могут возникать следующие признаки болезни — снижается способность к целенаправленной деятельности, могут появляться (или усиливаться) эмоциональная неустойчивость, приступы беспричинной злобы или эйфории. Такие люди говорят долго, обстоятельно, однако фактически они повторяют одно и то же. В высказываниях могут звучать бредовые идеи.

Лечение

Сама по себе мозаичная психопатия не требует лечения, за медицинской помощью приходится обращаться только в случае обострения личностного расстройства. Показания для обращения к специалисту — появление выраженного возбуждения, бредовых идей, навязчивостей, депрессивного состояния, тогда необходимо проводить .

Если же у человека произошло наслоение органического расстройства личности на уже имеющуюся смешанную психопатию, тогда лечение просто необходимо. Его задача — не допустить дальнейшего прогрессирования болезни, максимально сохранить социальную адаптацию человека. В зависимости от присутствующих симптомов могут назначаться нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, нормотимические средства, витамины.

Особую группу когнитивных нарушений составляет специфическая неспособность к обучению (СНО). В англоязычной литературе эти расстройства носят общее название learning disabilities. В отечественной литературе пока нет общепринятого термина для обозначения этой группы нарушений развития. Часто их отождествляют с понятием задержки психического развития (ЗПР). Иногда можно встретить такие обозначения, как "трудности школьного обучения" или "школьные трудности". Понятно, что неуспех в школе может объясняться различными причинами - низкой мотивацией, педагогической запущенностью, истинной умственной отсталостью, заболеваниями, не связанными с психической сферой и т.д. Не следует смешивать школьную неуспеваемость с СНО.

Специфическая неспособность к обучению объединяет ряд когнитивных расстройств, мешающих школьному обучению, несмотря на сохранный интеллект. Чаще всего при этом наблюдаются трудности в освоении основных школьных навыков (чтения, письма, счета).

Количество детей, испытывающих серьезные трудности в обучении, по оценкам многих специалистов, составляет порядка 20-30%. Из них до 20% приходится на долю специфических нарушений чтения, счета, письма. Это означает, что в каждом классе примерно четверть детей с трудом осваивают стандартную образовательную программу, причем основной причиной этого являются специфические нарушения развития, а не плохое прилежание. К сожалению, непонимание этого со стороны учителей и родителей ведет к снижению самооценки у таких детей и часто является причиной школьной дезадаптации и отклоняющегося поведения. Если учесть, что количество детей с СНО во всем мире имеет тенденцию увеличиваться, становится понятным, что проблема ранней диагностики и коррекции СНО стоит чрезвычайно остро. Не остались в стороне от этой проблемы и психогенетики.

Среди различных когнитивных нарушений, приводящих к трудностям школьного обучения, наиболее изученной является дислексия (нарушение способности к чтению - reading disability). На примере дислексии рассмотрим, какие подходы к исследованию СНО применяются в современной психогенетике.

6. Дислексия

Дислексия, или врожденная "словесная слепота", была впервые описана в середине 1890-х гг. Главным симптомом дислексии является невозможность освоить чтение, несмотря на сохранный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха или травм головного мозга. Не следует путать дислексию с нежеланием ребенка обучаться чтению в связи с неадекватным педагогическим воздействием, сниженной мотивацией и т.п. Характерными симптомами дислексии являются неспособность расчленять слово на фонемы и неспособность быстро называть простые зрительные стимулы (предметы, цвета, буквы, цифры). У дислексиков также часто встречаются слабые, но различимые нарушения зрительного и слухового восприятия и некоторые проблемы с координацией. Предполагают, что причиной дислексии являются специфические нарушения в клетках головного мозга.

Еще в начале ХХ в. было замечено, что случаи дислексии носят семейный характер. В 1950 г. было проведено первое семейное исследование дислексии. С тех пор генетические исследования дислексии стали носить систематический характер. Исследования близнецов показали более высокую конкордантность МЗ близнецов (68%) по сравнению с ДЗ (38%). Результаты свидетельствуют о роли наследственности и общей среды.

При подсчете простой конкордантности дислексия рассматривается как качественный, альтернативный признак, однако нет сомнения, что дислексия является сложным признаком, который требует количественной оценки и разработки стандартных критериев. При этом одной из главных задач является разработка методов количественной диагностики и определение пороговых оценок для постановки диагноза. К сожалению, следует констатировать, что единых психометрических критериев дислексии пока не существует. Это объясняется вариативной симптоматикой, возрастными изменениями, отсутствием четкого определения дислексии. Работа в этом направлении продолжает вестись. В ней принимают участие психологи, физиологи, медики, генетики.

Несмотря на отсутствие общепринятых критериев дислексии, на настоящий момент совершенно очевидно, что для генетических исследований дислексия должна рассматриваться как сложный мультифакториальный признак с пороговым эффектом. Вряд ли столь сложный фенотип определяется единственным геном с известной функцией, хотя это нельзя считать решающим аргументом в пользу мультифакториальной природы дислексии.

Большинство исследований последних лет показывают, что расстройства, связанные с действием одного гена, как правило, реже встречаются в популяции и носят более тяжелый характер. Например, ранняя форма болезни Альцгеймера. Недавно среди речевых нарушений также было обнаружено специфическое расстройство, связанное с мутацией единичного гена.

Не так давно была описана трехпоколенная семья, известная как КЕ, в которой наблюдалось выраженное речевое нарушение специфического характера (особый тип косноязычия). Это нарушение наследовалось по аутосомно-доминантному типу. Используя традиционный анализ сцепления, удалось картировать ген на небольшом интервале длинного плеча 7 хромосомы. Мутационный анализ позволил выявить конкретную мутацию в гене FOXP2, ответственную за синтез белка, фактора транскрипции. Мутация была обнаружена у всех пораженных членов семьи КЕ, однако среди других 270 детей с различными формами речевых расстройств подобного дефекта не было обнаружено ни в одном случае.

Нужно признать, что генетический анализ дислексии является сложной задачей. Это связано, во-первых, с тем, что не имеется прямой связи между генотипом и фенотипом. Во-вторых, фенотипическая вариативность дислексии чрезвычайно велика и меняется с возрастом. Например, у взрослых дефект компенсируется, но первичные признаки дислексии сохраняются. В-третьих, отсутствует единое понимание того, что такое дислексия: является ли она единым признаком или представляет собой целый кластер нарушений отдельных способностей (фонологических, орфографических, способности к быстрому называнию и т.п.). Вследствие этого различные исследователи пользуются разными экспериментальными подходами к изучению дислексии. Накладывает свой отпечаток и специфика языка той страны, в которой ведется исследование (большая часть работ выполнена на англоговорящих популяциях, однако исследования ведутся и в Дании, Норвегии, Финляндии, Германии). Все это создает многочисленные трудности для обобщения результатов генетического изучения дислексии.

Близнецовые и семейные исследования указывают на роль наследственности в развитии дислексии. Первая попытка связать наследуемость дислексии с конкретной хромосомой была предпринята в 1983 г. С помощью анализа сцепления удалось показать, что возможной зоной локализации дислексии является центромерный участок 15 хромосомы. В связи с развитием новых технологий поиски локусов, ответственных за этот дефект, в последнее время ведутся довольно интенсивно. Показана связь дислексии с 6 хромосомой (6 и 15 хромосома прицельно исследуются многими научными группами). Недавно было выявлено сцепление с участками 2, 3 и 18 хромосом.

Успешность проводимых в этом плане работ будет определяться тремя основными направлениями:

Во-первых, созданием методов картирования генов для количественных признаков, связанных с речевой сферой;

Во-вторых, выделением и вовлечением в генетические исследования более частных фенотипов, определяющих дислексию;

В-третьих - созданием возможностей для сканирования всего генома.

Главной целью поиска ключевых генов является попытка проникнуть в молекулярные механизмы патологии дислексии. Параллельно можно будет больше узнать о том, как осуществляется чтение и другие речевые процессы в норме. Идентификация конкретных генов не является самоцелью. На следующем этапе предстоит выяснить их функции (функциональная геномика), т.е. функции тех продуктов, которые кодируются данным геном: вовлечены ли они в метаболизм клетки и каким образом, являются ли они регуляторами транскрипции или структурными белками. Например, если соответствующий ген кодирует белок, являющийся мембранным рецептором, можно будет начать поиск агентов, с которыми он взаимодействует, и попытаться найти способы, чтобы изменить или прервать пути поступления сигналов. Идентификация генетических механизмов, ответственных за развитие нарушения чтения и других речевых процессов, будет способствовать выяснению природы нарушения и на других уровнях (физиологическом, нейропсихологическом). Все это приведет к лучшему пониманию природы дислексии и даст возможность для развития методов ранней диагностики и коррекции нарушения.

Дислексия является одним из сложных системных нарушений развития, которое в настоящее время в психогенетике изучено наиболее полно. На примере дислексии хорошо видно, в какой логике ведутся исследования генетики сложных нарушений и заболеваний. Кроме дислексии и других специфических когнитивных нарушений, современная психогенетика большое внимание уделяет исследованиям раннего детского аутизма и синдрома гиперактивности и дефицита внимания, которые также относятся к системным нарушениям развития и представляют интерес в связи с возрастающей встречаемостью среди детской популяции..

Мозаичная психопатия характеризуется наличием признаков, которые в медицине не должны сочетаться между собой, но, несмотря на это в анамнезе болезни они есть. Клиническая картина как бы состоит из разных психопатических черт, которые представляют собою кусочки мозаики, от этого и пошло название заболевания, также эту патологию называют комплексной, полиморфной или сложной психопатией.

Как проявляется болезнь?

Сочетаться при мозаичных нарушениях могут различные психопатические черты. Например, комбинация истерических и астенических, шизоидные и циклоидных черт, иногда может наблюдаться сочетание симптомов не двух, а даже трех разных психопатий.

Шизофрения с расстройством личности смешанного типа при наличии таких черт как истерия, неустойчивая психика и нарушения в области влечения способны привести человека к алкогольной, игровой или наркотической зависимости. Зачастую такие люди ведут асоциальный образ жизни, у них велик азарт и неутолимая жажда получения удовольствий, которая способна привести к нарушениям правопорядка и уголовной ответственности.

Психастенические и шизоидные нарушения зачастую приводят к появлению сверхценных идей. Больные полностью поглощены воплощением своих, на их взгляд, очень важных и ценных идей в жизнь. Конечно, они носят бредовый характер и не имеют ценности для общества. Но любая критика в адрес больных, в отношении их умозаключений воспринимается агрессивно, что в итоге приводит к отрешенности от социума.

Мозаичная психопатия может проявляться сутяжно-кверулянтского поведении. Такое происходит, если есть признаки паранойяльной шизофрении совместно с излишней инициативностью и вспыльчивостью характера. Проявляется такое поведение в постоянной потребности писать всевозможные жалобы и кляузы. Такие люди считают, что ущемлены их интересы и постоянно пытаются доказать обратное, путём судовых заявлений и петиций.

Самым сложным вариантом течения болезни в плане социума, является комбинация любого типа психопатии с эмоциональной тупостью, возбудимостью и эпилептоидностью. В подобных сочетаниях на первый план выходят агрессивные черты. Такие люди бессердечны, жестоки, не имеют моральных норм, агрессивны и конфликтные по отношению к обществу. Среди таких больных, чаще всего встречаются маньяки, убийцы и насильники.

Исходя из подобной картины, итальянский психиатр С.Лоброзо ввел термин как «врождённый преступник» Относительно его теории, особый тип деградации, который зарождается на биологическом уровне, приводит к криминальным действиям, несмотря на то, в какой среде воспитывался такой человек. Подобная теория не была полностью признана, так как преступность нельзя рассматривать лишь с биологической стороны, но то, что эмоциональная деградация, является первой ступенью к преступности — это факт.

Истероидная психопатия в сочетании с астенической или возбудимой, может привести к развитию одной из форм шизофрении.

Может наблюдаться такой вариант, когда симптомы врождённой мозаичной шизофрении наслаиваются с органическим расстройством личности, последняя носит приобретённый характер. Такие ситуации возможны при поражениях структур мозга. К примеру, когда на фоне шизофрении еще происходят дополнительные травмы головы, эпилепсия или наркотическая, алкогольная зависимость.

Также могут возникать и другие признаки патологии, они обширны и порой абсолютно не сочетаемые между собой. Например, могут наблюдаться такие симптомы:

  • приступы злобы или эйфории, без видимых на то причин;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • отсутствие возможности сконцентрироваться и выполнить целенаправленное действие;
  • речь беглая, но не, по сути, зачастую наполненная бредовыми идеями и т.д.

Течение и динамика мозаичной психопатии

Психопатическая реакция может возникнуть по ряду разных причин, например, в результате перенесённой какой-то тяжелой болезни или сильного стресса. Возникает такой припадок внезапно, в ответ на ситуацию, которая является для больного болезненной, при этом здоровый человек, даже не обратил бы внимания на происходящее. Ответная реакция психопата несоизмерима с силой раздражителя. В ответ на незначительное высказывания оппонента может последовать агрессия, ярость, злоба и даже рукоприкладство с разрушением предметов вокруг.

Чем чаще возникают психотравмирующие события, тем сильнее декомпенсация. В результате чего, даже
незначительный психотравимрующий факт приводит к проявлению припадка. Даже по завершению конфликтной ситуации, психопатическая реакция может оставаться ещё длительное время.

Конфликт с обществом, формирование наркотической и алкогольной зависимости, полная антисоциальность — это частый исход заболевания.

Кроме всего этого, мозаичные психопаты зачастую имеют расстройство в сексуальном плане, они страдают от ненормированного, часто извращённого влечения. В результате чего становятся педофилами, гомосексуалистами, мазохистами и садистами.

Лечится ли патология?

Терапия в случаи с мозаичной психопатией неоднозначна. Если патология слабо выражена и не проявляется в виде систематических психопатических реакций, как такового лечения не назначается, достаточно лишь контрольных отметок у психиатра. Если же заболевание имеет явные черты и клиническую картину, без медикаментозной терапии не обойтись.

Выбор препаратов зависит от проявлений у пациента. Если преобладает агрессивность и антисоциальное поведение, основой лечения станут нейролептические средства, а также седативные препараты. В случаях, когда выражены перепады настроения, актуальными будут противосудорожные медикаменты. При депрессивных и подавленных состояниях назначают антидепрессанты. Дополнительно применяют разные группы витаминов и психотерапию.

Обратите внимание! При приёме любых психотропных препаратов категорически запрещено употреблять алкоголь и наркотические средства. Их сочетание опасно и может вызвать непредвиденные побочные эффекты вплоть до летального исхода.

Гениальность и безумие

Уже давно бытует мнение о взаимосвязи таланта и безумия, и этот факт является неоднократно подтверждённым. Довольно большой перечень гениальных людей страдали шизофренией и при этом создавали шедевры в своих областях. Большинство гениев прошлых эпох имели неоспоримые признаки шизофрении, хотя при их жизни четких диагнозов, по понятным причинам, им установлены не были. Но по прошествии большого количества лет, наблюдения психиатров и анализ исторических фактов о жизни знаменитых людей того времени, позволили определить наличие у них шизофрении.

К известным душевнобольным личностям относят:


Среди известных современных деятелей, по мнению белорусского врача-психиатра Дмитрия Щигельского, президент Республики Беларусь является мозаичным психопатом. Конечно, о таком умозаключении врач решился произнести вслух лишь после выезда в США.

Важно отметить, что согласно врачебной этики, публичное обнародование медицинских заключений запрещено, за исключением людей, занимающихся публичной деятельностью, что является своеобразной платой за публичность. Таким образом, консилиум врачей, которые вели заочный анализ поведения президента, поставили диагноз: «умеренно выраженная мозаичная психопатия с преобладанием черт параноидального и диссоциального расстройств личности».

Среди основных признаков мозаичного психопатического состояния у Лукашенко, Щигельский выделил:


Невероятные факты о шизофрении

Некоторые цифры вас точно удивят:

  • во всем мире от шизофрении страдает 1% населения, а это значит среди тысячи людей, один точно болен этой патологией;
  • среди всех деятелей искусства и политики 9% имеют симптомы шизофрении;
  • у 30% композиторов наблюдаются звуковые галлюцинации;
  • 25% поэтов и 30% художников страдают от галлюциноза;
  • 5% известных личностей сегодняшнего времени имели попытки самоубийства.

Гениальность и признаки шизофрении, где грань?

Существует ряд признаков, которые могут свидетельствовать о психопатическом состоянии и даже шизофрении. Проконсультироваться у специалиста следует при следующих проявлениях:

  • возникают моменты, когда слышаться голоса;
  • посещает состояние ступора, бездействия и отрешенности от происходящего вокруг;
  • кажется, что вам дано читать мысли других людей;
  • возникают идеи, которые заполняют все временное пространства в мыслях о них;
  • бывают видения, они могут быть признаком галлюцинаций;
  • отсутствует смысл жизни, частые депрессивные состояния;
  • ненависть и злоба к социуму, отрешенность от людей;
  • поглощения собственными переживаниями.

Характеристика мозаичного психопата

Главная отличительная черта психопата — это отсутствие такого чувства как сочувствие, а соответственно и ощущения вины. В этом главная причина совершения злодеяний психически больных людей. Есть некая характеристика, которая позволяет создать описание психопата:


Мозаичная психопатия и шизофрения — это немного разные вещи, хотя некоторые объединяют их воедино. Психопатия может иметь шизоидные черты и схожие проявления, но диагноз это всё-таки разный. Опасность патологии зависит от проявляемых симптомов. Одни становятся гениальными писателями, художниками и поэтами, другие беспощадными убийцами и маньяками. В любом случае, подобное состояние требует консультации и дальнейшего контроля специалиста, ведь только он способен отличить гениальность от потенциально опасного убийцы.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.