Княгиня ольга в полный рост. Княгиня Ольга (Киевская). Биография

В истории было немало случаев, когда женщина правила государством настолько успешно, что оно становилось гораздо сильнее и величественнее, чем было ранее. Одной из них стала Ольга, княгиня Киевская. Историкам всего мира известно о жизни и деятельности этой удивительно сильной женщины довольно мало, но то, что удалось узнать, показало, что она очень мудрая и сильная правительница. Главное, что она сделала для Киевской Руси, - сделала ее сильнейшим государством в мире.

История и происхождение

Точная дата рождения великой княгини неизвестна. В истории можно найти только фрагменты ее биографии. Многие ученые склоняются к тому, что родилась она примерно в 890 году. Этот вывод был сделан на основании записей Степной книги, в которой говорится о том, что дожила она до 80 лет, а эта дата известна довольно точно - 969 год. Место ее рождения также остается неизвестным. Некоторые историки склоняются к тому, что женщина родилась:

  • в Пскове;
  • в Изборске.

Как появилась княгиня Ольга, биографию которой сегодня можно прочесть только благодаря летописям монаха Нестора, ходит много легенд. Одна из них о том, как Ольга впервые встретилась с Игорем, князем, правившим Киевом. Она была родом из простой семьи и зарабатывала тем, что перевозила через реку людей. Князь Игорь охотился в тех местах, и ему нужно было срочно переправиться на другой берег. Он обратился к юноше-перевозчику. Но уже в лодке он пригляделся и понял, что перед ним стоит не юноша, а прекрасная и хрупкая женщина.

Он решил попробовать соблазнить красавицу, но получил достойный отпор. На этом встреча и закончилась. Но когда великому князю пришло время жениться, он вспомнил о гордой красавице из Пскова, которая запала ему в душу. Он нашел ее и заключил брак.

Но есть и другая легенда, согласно которой будущая княгиня Ольга носила имя Прекраса. Родом она была из богатого и знатного семейства князя Гостомысла, проживавшего в Витебске. А свое имя, под которым ее знает мир, она получила только после свадьбы с Игорем. Нарекли ее в честь князя Олега, который был воспитателем Игоря.















Долгое время супруги жили отдельно друг от друга. Она управляла Вышгородом, а он - Киевом. У Игоря было еще несколько жен. А общий ребенок у пары появился только спустя 40 лет после свадьбы. Это был Святослав, который в дальнейшем продолжит дело матери и отца.

Месть за смерть мужа

В 945 году князь Игорь отправился собирать дань с древлянских земель, где и был предательски убит. Святославу в то время было всего три года, и управлять государством он не мог. Поэтому на трон села его мать Ольга. Вся Великая Русь перешла под ее управление. Но древляне не захотели мириться с тем, что будут платить дань женщине.

Они решили женить на Ольге своего князя Мала и таким образом заполучить власть над русскими землями. Но не учли они того, что женщина была не только красива , но и очень умна. Она заманила древлянское посольство в большую яму и приказала засыпать ее. Так они были похоронены заживо. Не менее жестокой оказалась правительница и к следующим послам. Для них была истоплена баня, а когда они вошли в нее, двери были заперты, а стены подожжены. Все визитеры сгорели заживо. Это была жестокая месть за смерть ее любимого.

Но это было только началом жестокого наказания. Она отправилась в древлянские земли для того, чтобы справить поминальный обряд на могиле мужа. С собой она взяла нескольких воинов . На обряд были приглашены и знатнейшие древляне. Во время ужина княгиня опоила их сонным зельем, а затем приказала стражникам порубить всех пришедших. «Повесть временных лет» рассказывает о том, что на том ужине было убито более 5 тысяч древлян.

В скором времени Ольга вместе с сыном отправилась военным походом на древлян. Ее войско обступило стены их столицы - Искоростеня. Княгиня приказала принести ей с каждого двора по три голубя и по три воробья. Жители исполнили это в надежде на то, что это принесет освобождение и избавит их от кровопролития.

Но правительница приказала привязать к лапкам птиц пучок горящей сухой травы и отпустить их. Голуби и воробьи прилетели в свои гнезда, и город был сожжен. Сгорела не только столица древлян, но и множество ее жителей. Только это смогло успокоить кровоточащее сердце княгини.

Политика великой княгини

Как правительница, Ольга во многом превзошла своего великого мужа. Она провела множество реформ во внутренней политике. Но и внешняя политика не осталась в стороне. Она смогла покорить многие восточные племена. Все киевские земли были поделены на области, во главе которых княгиня поставила тиунов - управляющих. Она провела и налоговую реформу, что привело к строгой величине полюдья, которое должны были приносить на погосты. Именно она стала первой из русских правителей, которые организовали каменное строительство. Во время правления были возведены каменный дворец и загородный княжеский дом.

Основным курсом внешней политики стало сближение с Византией. Но при этом княгиня стремилась к тому, чтобы ее владения остались полностью свободными от власти Константинополя. Подобное сближение привело к тому, что русские войска успешно помогали Византии в борьбе с ее врагами. Реформы княгини Ольги имели огромное значение для дальнейшего становления Руси.

Крещение и принятие христианства

Во все времена население Руси поклонялось многим богам. Они исповедовали язычество. А первым правителем, который принес христианство на русские земли, стала как раз Ольга. Княгиня крестилась ориентировочно в 957 году, согласно летописям и дошедшим до сего дня источникам. Произошло это во время ее дипломатической поездки в Царьград - Константинополь.

Согласно сообщению летописца Нестора, когда Ольга посещала Византию, ее императору очень понравилась русская княжна и он решил на ней жениться. Но женщина решила все сделать по-своему. Она сказала, что негоже христианскому правителю заключать брак с язычницей. Поэтому ему нужно ввести ее в свою веру, тем самым став ее крестным отцом.

После совершения обряда она получила имя Елена. Император вновь сделал ей предложение, но женщина ответила, что он не может быть ей мужем, потому как он стал для нее отцом, а она его дочерью по крещению. Понял тогда Константин, что его обманули, но сделать уже ничего не смог.

По возвращении на родину княгиня решила начать распространять христианство на Руси. Но славяне противились этому. Даже ее сын Святослав отказался принять христианство, решив, что над ним будут смеяться дружинники. Дальнейшее распространение вера получила при Владимире, князе Киевском.

Последние годы жизни и память

Интересен сам факт того, что женщина правила страной в те жестокие времена, когда представительницы слабого пола даже не имели права сидеть за одним столом с мужчинами. Но за годы правления Ольги было сделано настолько много нужного для Руси, что она и по сей день чтится как самая сильная и мудрая княгиня. Она смогла прославиться в веках не только своими политическими делами, но и своей жестокостью к врагам.

Только после принятия крещения княгиня стала немного мягче. Страной она правила почти до самой своей смерти, потому как, согласно докладам летописцев, ее сын постоянно был в походах и ему некогда было поддерживать порядок в своем княжестве.

Умерла великая княгиня в 969 году в возрасте 80 лет. Сегодня она канонизирована церковью и считается покровительницей всех тех, кто хочет быть независимым и свободным. Ей возносят молитвы в те моменты жизни, когда нужна помощь в войнах или борьбе с врагом.

В истории она осталась гордой правительницей, верной одному своему мужу. Недаром и сегодня о ней пишут сочинения в школе, поклоняются ей в храмах.

Точного описания великой княгини нет. Но картинки, которые удалось сохранить с тех времен, передают красоту этой удивительной женщины. Также краткий ее портрет можно составить по описанию в «Повести временных лет», которая передает житие князя Игоря и княгини Ольги, пусть и кратко, но доступно для того, чтобы понять, какой вклад они внесли в развитие земли Русской и почему Ольге присвоено звание равноапостольной.

Сегодня память великой Киевской княгини увековечена:

  • в живописи;
  • в кинематографе;
  • в литературе.

Многие факты из жизни одной из самых великих правительниц Руси и до сегодня неизвестны. Княгиня Ольга, краткая биография которой имеет множество «белых пятен», и сегодня является одной из самых одиозных персон

Происхождение княгини Ольги

Историки и исследователи жизни и деятельности Ольги и сегодня не пришли к единому мнению о ее происхождении. Несколько источников тех лет дают разные сведения о происхождении будущей жены великого князя Игоря.

Так, один из признанных источников тех времен - «Повесть временных лет» - указывает, что будущая княгиня Ольга, краткая биография которой не дает точных данных о ее родителях, была привезена из Пскова.

Другой источник - «Житие княгини Ольги» - утверждает, что родилась она на Псковской земле, в деревне Выбуты. простолюдинкой, именно поэтому имена ее родителей остались неизвестными.

Иокимовская летопись упоминает, что будущая жена князя Киевского была знатного рода Изборских, а корни ее уходят к варягам.

Еще одна версия: Ольга - дочь

Замужество

Знакомство Игоря с будущей женой также окутано массой неточностей и загадок. В «Житии» сказано, что будущая княгиня Ольга, краткая биография которой иногда противоречиво подается в разных источниках, познакомилась со своим будущим мужем в Пскове, где князь охотился. Ему было нужно перебраться через реку, и, увидев лодку, Игорь сел в нее. После князь обнаружил, что его паромщик - прекрасная девушка. На все ухаживания своего пассажира она отвечала отказом. А когда настало время выбирать князю невесту, он вспомнил девушку в лодке и послал за ней гонцов с предложением руки и сердца. Так стала женой русского Ольга. Княгиня Киевская, краткая биография которой с этих пор прослеживается более четко, была хорошей и мудрой женой. Уже в скором времени родила она Игорю сына - Святослава.

Убийство князя Игоря

Князь Игорь был великим завоевателем, он постоянно совершал набеги со своей дружиной на соседние земли, собирая дань со слабых племен. Один из таких походов стал для русского князя роковым. В 945 году Игорь с дружиной отправился к соседним древлянам за положенной данью. Забрав множество богатств, разрушив деревни и надругавшись над местным населением, русичи отправились домой. Однако на обратном пути князь с малым количеством воинов решил вернуться и вновь ограбить древлянские земли. Но местные мужчины, убедившись, что князь идет с малым войском, напали на него и убили.

Месть древлянам

Узнав о смерти мужа от рук древлян, долго горевала Ольга. Княгиня Киевская, краткая биография которой описана в «Повести временных лет», оказалось мудрой женой и правительницей. По обычаям того времени была приемлема Естественно, Ольга не могла обойти эту традицию. Собрав дружину, Она стала выжидать. Вскоре пришли послы от древлян с предложением свадьбы ради объединения русских и древлянских земель. Княгиня согласилась - в этом и состояла ее месть.

Доверчивые древляне поверили ей, зашли в столицу, но были схвачены, брошены в яму и засыпаны землей. Так, часть самых смелых и отважных древлян была уничтожена. Вторая партия послов была также умерщвлена хитростью - их сожгли в бане. Когда Ольга с дружиной подошла к вратам Искоростеня, главного города древлян, под предлогом справить тризну (поминки) по князю она опоила своих врагов, а дружина изрубила их. По свидетельствам летописцев, около пяти тысяч древлян полегло тогда.

В 946 году княгиня с войском отправилась в древлянские земли, разрушила их, собрала подати и установила обязательный, фиксированный размер налога, но занять Искоростень ей так и не удалось. Город был неприступен. Тогда Ольга сожгла город дотла с помощью голубей и воробьев, привязав к их лапкам горящую ткань. Школьникам рассказывают, кто такая княгиня Ольга. Краткая биография для детей младших классов опускает полную историю мести. В основном уделяется внимание годам ее правления и принятию христианской веры.

Княгиня Ольга: краткая биография, годы правления

После смерти Игоря преемником стал их сын Святослав, но фактически вся власть была сосредоточена в руках его матери, и пока он был юным, и после его совершеннолетия. Святослав был воином, и основное свое время проводил в походах. Благоустройством земель и подконтрольных территорий занималась княгиня Ольга. Краткая биография правительницы свидетельствует о том, что эта женщина основала несколько городов, в том числе Псков. Повсюду она облагораживала свои земли, возводила вокруг крупных селений стены, строила храмы в честь христианских святых. В годы правления Ольги чрезмерные подати были заменены фиксированными сборами.

Внешняя политика княгини также заслуживает внимания. Ольга укрепила связи с Германией и Византией. Способствовало этому, прежде всего, принятие ею христианской веры.

Крещение княгини Ольги

Первой ласточкой христианства на русской земле названа княгиня Ольга. Краткая биография для 4 класса особое внимание уделяет этому событию. В письменных источниках прошлых лет отсутствует единая дата принятия княгиней христианства. Некоторые называют 955 год, другие - 957 год.

Посетив Константинополь, Ольга не только крестилась в христианской вере, но и возобновила торговые договоры, подписанные еще ее покойным мужем. Крестили княгиню сам VII и священник Феофилакт. Нарекли ее Еленой (по христианскому обычаю).

Вернувшись домой, Ольга всячески пыталась приобщить к новой вере своего сына Святослава, но князь не проникся этой идеей и остался язычником, боясь осуждения дружины. И тем не менее, матери он не запрещал строить соборы и церкви. Ольга оставалась в Киеве, активно участвовала в воспитание внуков. Возможно, именно этот факт привел к тому, что сын Святослава, Владимир, в 988 году крестил Русь, тем самым объединив ее.

В 968 году печенеги напали на Русскую землю. Ольга находилась в осажденной столице вместе с внуками. Она послала гонца за Святославом, который в это время находился в очередном походе. Князь прибыл домой, разбил печенегов, но Ольга попросила сына не планировать очередной поход, так как тяжело хворала и предчувствовала близкий конец. В 969 году княгиня Ольга умерла и была похоронена по христианскому обряду. Легенда гласит, что мощи великой княгини были нетленными.

В XVI веке Ольга была причислена к лику святых.

«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини — устроительницы Русской земли. Обратимся к повествованию о ее жизни.

Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей — «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении — Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, — пишет летописец, — и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 — 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».

Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним... Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают».

Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям, не зная, что если кто матери не слушает, попадет в беду, как сказано: «Если кто отца или матерь, не слушает, то смерть примет». Он же к тому еще и сердился на мать... Но Ольга любила своего сына Святослава, когда говорила: «Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано». И говоря так, молилась за сына и за людей его все дни и ночи, заботясь о своем сыне до его возмужания».

Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Поэтому святая Ольга обращает Взоры на Запад — Церковь была в то время едина. Вряд ли могла знать русская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения.

В 959 году немецкий хронист записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре скончался (15 марта 961 г.). На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон, «щедро снабдив всем нужным», отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности», — так повествуют летописи о миссии Адальберта.

Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Святой Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось святой Ольге. Утешением для нее были славные военные победы русского воинства. Святослав разгромил давнего врага Русского государства — Хазарский каганат, навсегда сокрушив могущество иудейских правителей Приазовья и нижнего Поволжья. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии — восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!» Святослав мечтал о создании огромной Русской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь и другие славянские народы. Святая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, которая не допустит усиления языческой Руси. Но сын не слушал предостережений матери.

Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».

«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими». 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.

Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.

Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.

Сбылось ее пророчество о злой кончине сына. Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.

Исполнилось и пророчество святой о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира (память 15 (28) июля) — Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.

Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.

Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость. Сама Пресвятая Богородица — Дом Премудрости Божией — благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство ею Софийского собора в Киеве — матери городов Русских — явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери по Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси — святую равноапостольную Ольгу.

Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.

  Княгиня Ольга стала править древнерусским государством после трагическом гибели своего мужа — киевского князя Игоря , с которым жестоко расправились древляне за произвол при взимании дани.

Молодая держава, собранная воедино Вещим Олегом , представляла собой подчиненные его мечом отдельные земли, где обитали различные восточнославянские, финно-угорские и другие племена. Выплата ими дани Киеву формально означала, что на Руси возникла новая политическая система власти, однако механизм взаимодействия центра и отдельных территории еще не сложился. Киевская Русь X века занимала огромное пространство, где многие волости управлялись местными князьями, хотя и признавшими верховную власть Киева, но продолжавшими жить по своим законам.

Став правительницей при малолетнем наследнике Святославе , Ольга смогла заставить служить себе княжескую дружину, возглавляемую могущественным воеводой Свенельдом . С его помощью она жестоко подавила бунт древлян, уничтожив фактически всю родоплеменную верхушку и старейшин этого племени. Показав силу центральной власти, она совершила объезд своих земель и занялась их «устроением». Организация Ольгой погостов для сбора дани и установление ею «уроков» — определенного размера выплат с населения — стала первым проявлением учреждения государственной власти как таковой.

Княжение Ольги резко отличалось от предшествующих: летописные рассказы о правлении Вещего Олега и князя Игоря наполнены сообщениями о завоевательных походах и многочисленных войнах. Ольга же придерживалась миролюбивой внешней политики. В ее время на Русской земле царили тишина и покой. Совершив поход на древлян, княгиня занялась внутренним обустройством страны. Государство почти на двадцать лет получило мирную передышку, что способствовало его экономическому укреплению. Приняв святое крещение в Константинополе, княгиня Ольга стала «предвозвестницей христианства» на Руси. Ее попытки распространения православия в собственной стране не увенчались успехом, однако они подготовили почву для последующего крещения всей Русской земли.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  945 г. Убийство князя Игоря древлянами. Начало княжения Ольги в Киевской Руси.

  946 г. весна — Приезд древлянских послов в Киев с намерением сватать Ольгу за князя Мала. Расправа Ольги с древлянским посольством.

  946 г. лето — Прибытие в Киев к Ольге «лучших мужей» Древлянской земли. Сожжение древлянских сватов по приказу Ольги.

  946 г. конец лета — Третья месть Ольги древлянам. Убийство представителей древлянских родов во время тризны по Игорю.

  946 г. Поход киевского войска во главе с воеводой Свенельдом вместе с княгиней Ольгой и княжичем Святославом в Древлянскую землю. Осада, взятие и сожжение Искоростеня. Убийство городских старейшин. Завершение войны с древлянами. Наложение на них «дани тяжкой».

  947 г. Объезд княгиней Ольгой волостей Киевской Руси. Учреждение погостов и становищ для сбора дани в бассейне Меты и Луги и по Днепру и Десне. Определение твердого размера дани с подвластных племен.

  Середина X в. Переселение половцев в степи Причерноморья и на Кавказ.

  Середина X в. Присоединение к Киевскому княжеству земли тиверцев.

  Середина X в. Обособление Полоцкого княжества.

  Середина X в. Первое упоминание в летописи Вышгорода — города, к северу от Киева.

  2-я пол. X в. Образование Владимиро-Волынского княжества.

  954 г. Участие византийцев (совместно с русскими) в сражении под Ал-Хадасом.

  955 г. Летописное указание на путешествие Ольги в Константинополь. Принятие киевской княгиней Ольгой крещения (с именем Елена).

  957 г. 9 сентября — Прием княгини Ольги в Константинополе византийским императором Константином VII Багрянородным.

  959 г. осень — Сообщение немецкой хроники о посольстве княгини Ольги к германскому королю Оттону I с просьбой о направлении католического епископа на Русскую землю.

Считается, что женщина менее наделена способностями к управлению государством, решению внутри-и внешнеполитических задач, нежели мужчина. Однако в русской истории немало примеров, опровергающих это традиционное мнение. И один из них – княжение Ольги.

Откуда она, княгиня Ольга, какого рода? Была ли она знатного происхождения или родилась в простой семье? Точного ответа на этот вопрос летописи не дают. По некоторым источникам, князь Игорь случайно встретил Ольгу, охотясь в своих владениях, и влюбился в незнатную девушку так, что сделал ее княгиней.

Данных о ее юности тоже никаких не сохранилось. Ее история начинается после смерти супруга, когда она, заручившись поддержкой воевод, заняла княжеский престол до вступления «в возраст» сына Святослава.

Первое, что сделала Ольга, — твердой рукой навела порядок в подвластных ей землях. Предания сохранили сведения об этом как о мести древлянам. Их глава Мал, якобы возжелав жениться на Ольге с целью присоединения к своим владениям Киева, прислал к Ольге гонцов. Княгиня велела закопать их в землю, а сама попросила передать Малу, что не против выйти замуж, но ей необходимо, чтобы в Киев пришли более знатные древляне, иначе жители Киева не дадут согласия на брак. Мал выполнил условие. Вторую партию гонцов ожидала смерть в горящей избе, подожженной по приказанию Ольги.

Далее суровая княгиня направилась к древлянам и осадила их город Коростень. Дождавшись, когда осажденные начнут молить о пощаде, она сказала, что уйдет от города, если его жители направят к ней по нескольку голубей с каждого двора. Поверившие ей древляне поспешили выполнить требование, но сделали это себе на горе: Ольга привязала к лапам птиц тлеющие угли, и, вернувшись домой, они подожгли город.

На этом месть Ольги завершилась. Сквозь призму веков уже неясно, все ли ее действия относились к древлянам и была ли то месть за смерть мужа, или она подобным образом усмиряла всех пытавшихся бунтовать, но только через некоторое время в государстве установились мир и покой.

Реформы управления

Ольга наладила и упорядочила сбор дани. Она поделила свои земли на административные единицы, каждой из которых управлял тиун – сборщик дани и княжеский ставленник. Он решал все вопросы, являлся представителем верховной власти.

В 946 г. Ольга произвела личный осмотр территорий княжества, объехав Северную Русь. До времен Нестора во Пскове берегли сани, на которых княгиня совершала свое путешествие. Княгиня ввела новую систему – систему погостов, то есть мест, где торговали и где происходил сбор податей. Именно на погостах впоследствии стали строить храмы. Многие их этих мест превратились в города.

Княгиня положила начало каменному строительству: первые каменные здания в Киеве – это ее дворец и загородный терем.

Объехав Северную Русь, Ольга вернулась в Киев. Ей предстояло воспитывать и наставлять своего наследника Святослава.

Принятие христианства

Княгиня Ольга была дальновидным политиком. В своих путешествиях она знакомилась с жизнью других государств и старалась перенять то, что казалось ей способствующим развитию Руси. Так, в 955 г. она отправилась в Константинополь, чтобы побольше узнать о христианской религии. Ольга понимала, что христианство – именно та вера, которая сможет сыграть большую роль в дальнейшем сплочении Киевской Руси, поможет укрепить княжескую власть.

Греки приняли русскую княгиню с почетом. Мысль о том, что христианство может распространиться на Руси, и Византия приобретет неограниченное влияние на молодое государство, пришлась им по нраву. Сам патриарх беседовал с Ольгой, рассказал о жизни и смерти Христа, о его учении, совершил обряд крещения.

Крестным отцом русской княгини стал император Константин Багрянородный, который устроил в ее честь богатый пир, подарил ей много золотых червонцев. Легенда гласит, что он был поражен красотой и умом Ольги, даже сделал ей предложение о вступлении в брак. Однако княгиня, отдарившись дорогими мехами, предложение вежливо отклонила. Насколько правдива легенда – неизвестно: ведь Ольга к моменту поездки в Константинополь была уже далеко не молода. Однако само ее возникновение говорит о том, как чтили и уважали княгиню русичи.

Ольга пыталась и Святослава склонить к принятию новой религии, однако он не внял ее советам. Впрочем, тот факт, что Ольга стала христианкой, еще сыграл свою роль: в будущем, когда князь Владимир задумает крестить Русь, он вспомнит о примере своей бабки Ольги.

Умерла Ольга в 969 году, за 3 года до смерти удалившись от дел и передав бразды правления сыну Святославу.

Итоги правления

Казалось бы, правление Ольги началось с довольно жестоких действий с ее стороны. Однако ненависти к ней у народа не осталось, напротив, ее долго помнили как Ольгу Мудрую. Состояние, в котором досталось ей княжество, требовало принятия немедленных и решительных мер. Водворив мир в своем княжестве, Ольга занялась его благоустройством. При ней не было кровопролитных войн, процветала торговля, росли города. Горько оплакивал народ строгую, но справедливую правительницу, при которой 20 лет жила Русь мирной жизнью.



2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.