Почему глаза не мерзнут и почему глаза не замерзают на холоде? Проект "Почему зимой не мерзнут глаза" презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему Исследовательский проект «Почему глаза не мерзнут зимой?»
В Древнем Риме рассказывали такую историю: как-то раз в холодную погоду некий римский юноша, весьма тепло одетый, встретил старого скифа, на котором не было никакой одежды, не считая набедренной повязки. «Как же ты можешь терпеть такой холод?» – удивился римлянин. «Но ведь у тебя лицо тоже ничем не прикрыто – и ты терпишь», – ответил скиф. «Так то лицо – оно привыкло к холоду!» – «А ты представь, что я весь – лицо!».
Действительно, приучить терпеть холод в принципе можно любую часть тела. Мы обычно приучаем к этому именно кожу лица – правда, смотря на сколько холодно, скажем, при сорокаградусном морозе коже лица тоже приходится несладко. Но всё же есть часть тела, точнее, часть лица, которая даже в сильный мороз не испытывает дискомфорта, которая не боится обморожений! Эта часть – глаза. Что же их защищает и от повреждения холодом, и от неприятных ощущений на морозе? Ведь казалось бы – они-то в первую очередь и должны замёрзнуть, если учесть, что глазное яблоко состоит из жидкости на 90%, а поверхность его увлажняется постоянно – попробуйте-ка выйти на мороз с мокрым лицом! А с влажными глазами ничего страшного не происходит…
Начнём с того, каким образом мы вообще чувствуем холод – равно как и тепло.
Часто говорят, что у человека пять чувств (точнее – ощущений), но в действительности их несколько больше. Так, говоря об осязании (кожной чувствительности) мы в большинстве случаев имеем в виду несколько видов ощущений: прикосновение, боль, а также изменение температуры. Каждому виду ощущений соответствуют свои рецепторы – образования из нервных окончаний и специальных клеток, которые под воздействием внешней среды генерируют нервный импульс, причём воздействие должно быть строго определённым. Рецепторы, которые реагируют на изменение температуры окружающей среды, называются терморецепторами – именно благодаря им мы испытываем неприятные ощущения или даже боль на сильном морозе. Глазные же яблоки именно таких рецепторов – терморецепторов как раз и лишены, им нечем ощущать холод!
Разберёмся теперь, почему глазам не страшно обморожение. Начнём со слёзной жидкости, которая постоянно их увлажняет. Слёзы солёные – это знают все – может, и не настолько, чтоб можно было солить ими еду, как это делает некрасовская героиня, но всё же концентрация хлорида натрия в них 1,5% – точка замерзания такой жидкости оказывается намного ниже, чем точка замерзания воды, да при температуре -32 градуса слёзная жидкость не замерзает. Изнутри глазное яблоко изрядно «обогревается» кровью, подаваемой по капилляром, которыми глаз снабжён в изобилии, причём чем ниже температура окружающей среды, тем мощнее кровоток в них.
Наконец, глаза очень удачно расположены: большая их часть находится в углублении черепа, а то, что снаружи – прикрыто веками.
Конечно, при желании заморозить глазное яблоко всё-таки можно – это делают глазные хирурги, когда нужно удалить часть сетчатки. Но для этого используют жидкий азот, который кипит при температуре -195,8 градусов – такой температуры воздуха на нашей планете, к счастью, не бывает!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детская сад «Звёздочка»
Проект
«Почему глаза не мерзнут зимой?»
Подготовила: Артёмова М.М.
г.Морозовск.
Исследовательский проект «Почему глаза не мерзнут зимой?»
Введение
Главная цель проекта – изучить защитные свойства организма человека для защиты глаз от холода.
Гипотеза: глаза защищены от холода не только слезами, но и другими свойствами нашего организма.
Объект исследования: глаз человека и его свойства.
Задачи исследования:
1.Научиться получать информацию из различных источников: Интернет, научные передачи по телевизору, плакаты, журналы, беседы со взрослыми и сверстниками.
2.Проведение опытов с соленой и пресной водой.
3. Знакомство со свойствами организма, не позволяющими глазам замерзнуть.
4. Узнать больше информации о бережном отношении к своим глазам.
Основная часть
1. Какое значение имеют глаза в жизни человека.
Из передачи «Галилео», из информации журнала и интернета, я узнала, что глаза очень важны для человека. При посещении врача офтальмолога, она подтвердила мне все, что я узнала из журнала и интернета. А еще офтальмолог показала мне макет глаза в увеличенном размере - очень интересное зрелище.
Вывод: Глаза имеют важное значение в жизни человека.
2. Опыты «Почему глаза не мерзнут зимой?»
Факторов, не позволяющим глазам мерзнуть несколько.
Во-первых, жидкость, которая увлажняет глаз - это не чистая вода, она содержит соли. А у соленой воды точка замерзания ниже чем у чистой воды. И высокая концентрация солей в слезе позволяет ей не замерзнуть на морозе. Для подтверждения этого я провела опыт:
Я взяла 2 баночки, налила пресную воду. В одну баночку с пресной водой добавила соли. Обе баночки с водой поставила на мороз. Простая вода к вечеру превратилась в лед, а соленая не замерзла.
Вывод: Соленая вода в баночке не замерзла.
Во-вторых, наш организм умеет регулировать температуру с помощью кровеносных сосудов, и приспосабливаться к изменениям температуры на улице. В глазах очень много кровеносных сосудов. При снижении температуры, кровь приносит дополнительное тепло и не позволяет глазу замерзнуть.
Вывод: на морозе кровь приносит глазам тепло.
В-третьих, глазное яблоко хорошо защищено от повреждений со стороны окружающей среды: большая его часть расположена в углублении черепа- глазнице, а снаружи его прикрывает веко.
Вывод: Глаза защищают глазница и веки.
3. Изучение способов защиты глаз
Заключение
Работая над проектом, проводя опыт, я много узнала о том, что глаза не мерзнут, о строении глаза и факторах, которые защищают глаза от мороза. А также узнала о том, что к глазам надо относиться бережно: меньше смотреть телевизор, играть в компьютер. Читать только при правильном освещении. Правильно питаться, т.е. кушать овощи, фрукты, в частности, морковь и чернику. Таким образом, все что я узнала о глазах я рассказала детям в детском саду. Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтвердилась, а кроме этого я так же узнала, что глаза – один из важных органов, которые надо беречь.
Список использованной литературы и других источников.
1. Журнал «Собери и познай человеческое тело».
2. Г. Юрмин, А. Дитрих Веселая энциклопедия «Почемучка».
3. Т. В. Башаева, Н.Н. Васильева, Н.В. Клюева «Энциклопедия воспитания и развития дошкольника».
4. Информация с сайта: pochemu-glaza-ne-merznut-2_kdsv2.pptx
Краткосрочный проект в подготовительной группе на тему: "Космос"
Тема проекта: Космос
Цель:
· создание условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей;
· привлечение внимания детей к космическим достижениям нашей Родины.
Задачи:
· прививать любовь к родной стране и чувство гордости за успехи Родины в области развития космической науки и техники;
· познакомить детей с названием планеты, на которой мы живем; названиями планет солнечной системы; названием спутника Земли;
· активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;
· стимулировать развитие у детей фантазии и творческого воображения;
· обучать детей способам сотрудничества друг с другом и со взрослыми.
Краткое содержание проекта:
-Данный проект, рассчитанный на детей подготовительной группы, поможет расширить знания и представления о космосе; конкретизирует знания о планетах Солнечной системы, созвездиях, астероидах, метеоритах; сформирует интерес к неизвестным фактам из истории космоса; дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Продолжительность проекта:
-Две недели апреля.
План проекта:
- Первый этап (беседы, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов) - формулировка основополагающего и проблемного вопросов.
- Второй этап – обсуждение плана проекта, формулировка проблемных вопросов. Индивидуальная работа.
- Третий – сбор материала и его анализ. Воспитанники обсуждают полученную информацию, отражают полученные знания в свободной и совместной художественно-творческой деятельности.
- Четвертый – проведение занятий и дидактических игр.
- Пятый – оформление результатов с помощью создания рисунков, коллажей.
- Заключительный этап - подведение итогов работы над проектом, викторина, выставка творческих работ детей.
Итоговые мероприятия:
- Викторина «Что вы знаете о космосе»;
- Выставка работ детского творчества на тему: «Космос глазами детей».
Деятельность детей:
Образовательная область «Физическая культура»
· Утренняя гимнастика под «Космическую музыку» группы «Зодиак».
· Подвижные игры, игровые упражнения.
· Физкультурно-оздоровительный досуг: «Космическое путешествие».
Цель: развивать и совершенствовать двигательные навыки.
Образовательная область «Здоровье»
· Беседа на тему: «Быть здоровым, как космонавт».
Цель: формировать потребности заботится о своём здоровье.
Образовательная область «Коммуникация»
· Беседа «Земля и Луна».
· Игра «Загадки».
· Составление загадок о звёздах и планетах.
· Беседа о Ю.А.Гагарине.
· Беседа «Как готовят космонавтов к полёту».
Цель: активизировать и обогащать словарный запас детей.
Образовательная область «Художественное творчество»
· «Космическое пространство» (рисование).
· «Космические корабли и космонавты» (рисование).
· «На далёкой, неизведанной планете» (рисование).
· «Питание в космосе» (лепка).
· «Звёзды и кометы» (аппликация).
Цель: развивать творческие способности, умения комбинировать в работе разные материалы, работать коллективно.
Образовательная область «Познание»
ФЭМП
· «Путешествие в космос».
· «Космос-это интересно».
· «С математикой в космический полёт».
· «Привет с планеты Счетоводов».
Цель: развивать познавательные способности, внимание, память, мышление, закреплять счёт, состав чисел; закреплять умение решать задачи примеры; расширять представления о Земле.
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
· «Космический корабль»
Цель: развивать конструктивные способности, произвольность, воспитывать личностные качества – желание ставить цель и доводить дело до конца, самостоятельность, целеустремленность.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
· Решение проблемной ситуации «Зачем космонавту скафандр?».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
· Чтение и обсуждение рассказа Л. Обуховой «Как мальчик стал космонавтом».
· Чтение научно-познавательной литературы, энциклопедических статей.
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
Образовательная область «Музыка»
· Слушание космической музыки.
Цель: знакомить детей с разнообразием музыкальных композиций.
Образовательная область «Социализация»
· Подвижные игры "Ждут нас быстрые ракеты", "Космонавты".
· Настольная игра «От Плутона до Меркурия».
· Викторина «Что вы знаете о космосе?»
· Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на космическом корабле», «Полёт на Марс», «Мы-космонавты».
Цель: воспитать коммуникативные навыки: умение договариваться, не мешать друг другу, радоваться успехам других.
Образовательная область «Труд»
· «Приведи в порядок свою планету» (труд в природе).
· «Космонавт всегда в порядке» (самообслуживание).
Цель: приучать к труду по самообслуживанию; воспитывать любовь к порядку.
Образовательная область «Безопасность»
Цель: обеспечение осознанного проявления умений безопасного поведения в ситуациях, связанных с различными видами деятельности детей: игровой, трудовой, двигательной, продуктивной, музыкально-художественной. Закрепление и расширение умения работать в условиях совместной деятельности, в команде, и стимулировать оказание взаимопомощи, поддержки.
Использованная литература:
1. Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Алексеева И.В. «Удивительный мир астрономии»; Санкт - Петербургская академия постдипломного образования; 2010 г.
3. Дерягина Л.Б. «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
«Почему глаза не мерзнут зимой?» Презентация конкурса «Я- исследователь»
В этом году ребенок из нашей группы принял участие в городском конкурсе № я исследователь". К сожалению, не хватило одного балла, чтобы стать призером, но "лауреат" - тоже неплохо. Представляю Вашему вниманию нашу презентацию.
1 слайд. Тема моего исследования: ПОЧЕМУ ГЛАЗА НЕ МЕРЗНУТ ЗИМОЙ?
3 слайд. Однажды, я и мама гуляли в зимнем парке. Через некоторое время у меня замерзли нос и щеки. Было холодно даже рукам, хотя на них были одеты варежки. А вот глаза, которые все время находились на холоде, не замерзли.
4 слайд. Только выступили слезы. Я спросил у мамы, почему мои влажные глаза не превратились в ледышку?
5 слайд. Ведь вода замерзает на морозе.
6 слайд. А глаза не превращаются в лед. Мама ответила, что с этим вопросом надо разобраться.
7 слайд. Я решил спросить у ребят в детском саду, может они знают, почему глаза не замерзают на морозе. Но ребята даже не задумывались об этом.
8 слайд. Тогда я решил проверить свою гипотезу, что глаза не замерзают, потому, что их защищают слезы. А слезы соленые. Утром я развел в воде соль и поставил в морозилку стакан с соленой водой и стакан с простой водой. Простая вода к вечеру превратилась в лед, а вот соленая – не замерзла. Значит, мое предположение оказалось верным.
9 слайд. Для получения более точной информации я посмотрел по телевизору передачу «Галилео», где как раз освещался этот вопрос. Нашел информацию в интернете и в журналах «Собери и познай человеческое тело»
10 слайд. И вот что выяснилось: глаза никогда не мерзнут, потому что в них отсутствую нервные окончания, чувствительные к холоду (терморецепторы).
Ну а почему глаза не замерзают на морозе? В самом деле, стекловидное тело глазного яблока состоит из воды на 99%, а роговица (внешняя поверхность глаза) всегда увлажнена. Казалось бы, при сильном морозе глаз должен превратиться в ледышку.
Но глаза очень хорошо защищены от замерзания. Факторов, не позволяющих глазам замерзнуть, несколько.
Во-первых, жидкость, которая увлажняет глаз - это не чистая вода, она содержит соли. А у соленой воды точка замерзания ниже, чем у чистой воды. Высокая концентрация солей в слезе позволяет ей не замерзать даже при -32°C.
Во-вторых, в нашем организме действует мощная система терморегуляции, которая начинает работать каждый раз, когда температура окружающей среды отличается от оптимальной. Глаза обильно снабжены кровеносными капиллярами, и при снижении температуры кровоток в них усиливается, принося к глазам дополнительное тепло и не позволяя им замерзнуть.
В-третьих, глазное яблоко хорошо защищено от повреждений со стороны окружающей среды: большая его часть расположена в углублении черепа - глазнице, а снаружи его прикрывает веко.
11 слайд. Я много узнал, но все же, как и наметил, отправился на прием к врачу-офтальмологу, Ладыгиной Евгении Петровне. И она подтвердила мне все, о чем я узнал из передачи, журналов и интернета.
12 слайд. А еще офтальмолог показала мне макет глаза в увеличенном размере – впечатляющее зрелище!
13 слайд. Так же Евгения Петровна дала совет: бережно относиться к своим глазам: меньше смотреть телевизор,
15 слайд. А так же правильно питаться, то есть кушать овощи и фрукты, в частности, морковь и чернику.
16 слайд. Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтвердилась, а кроме этого я так же узнал, что глаза – один из важных органов, который надо беречь.
17 слайд. Будьте здоровы, берегите глаза!
18 слайд. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зима - глазами художников - пейзажистов. Тема: "Яблоки на снегу"
Конспект занятия предполагает рисование гуашевыми красками, используя различные приемы (рисование всем ворсом кисти, концом кисти); нетрадиционную технику в рисовании яблок (пальчиковое рисовани...
Проектпочему хлеб всему голова
Проект «Почему хлеб всему голова» Цель: Сформировать у детей представление о том, как выращивают хлеб, о составных компонентах хлеба, о пользе и составных его ценности в рационе питания, формиров...
Введение
Главная цель проекта – изучить защитные свойства организма человека для защиты глаз от холода.
Гипотеза: глаза защищены от холода не только слезами, но и другими свойствами нашего организма.
Объект исследования: глаз человека и его свойства.
Задачи исследования:
1.Научиться получать информацию из различных источников: Интернет, научные передачи по телевизору, плакаты, журналы, беседы со взрослыми и сверстниками.
2.Проведение опытов с соленой и пресной водой.
3. Знакомство со свойствами организма, не позволяющими глазам замерзнуть.
4. Узнать больше информации о бережном отношении к своим глазам.
Основная часть
1. Какое значение имеют глаза в жизни человека.
Из передачи «Галилео», из информации журнала и интернета, я узнала, что глаза очень важны для человека. При посещении врача офтальмолога, она подтвердила мне все, что я узнала из журнала и интернета. А еще офтальмолог показала мне макет глаза в увеличенном размере - очень интересное зрелище.
Вывод: Глаза имеют важное значение в жизни человека.
Факторов, не позволяющим глазам мерзнуть несколько.
Во-первых, жидкость, которая увлажняет глаз - это не чистая вода, она содержит соли. А у соленой воды точка замерзания ниже чем у чистой воды. И высокая концентрация солей в слезе позволяет ей не замерзнуть на морозе. Для подтверждения этого я провела опыт:
Я взяла 2 баночки, налила пресную воду. В одну баночку с пресной водой добавила соли. Обе баночки с водой поставила в морозилку. Простая вода к вечеру превратилась в лед, а соленая не замерзла.
Вывод: Соленая вода в баночке не замерзла.
Во-вторых, наш организм умеет регулировать температуру с помощью кровеносных сосудов, и приспосабливаться к изменениям температуры на улице. В глазах очень много кровеносных сосудов. При снижении температуры, кровь приносит дополнительное тепло и не позволяет глазу замерзнуть.
Вывод: на морозе кровь приносит глазам тепло.
В-третьих, глазное яблоко хорошо защищено от повреждений со стороны окружающей среды: большая его часть расположена в углублении черепа- глазнице, а снаружи его прикрывает веко.
Вывод: Глаза защищают глазница и веки.
Заключение
Работая над проектом, проводя опыт, я много узнала о том, что глаза не мерзнут, о строении глаза и факторах, которые защищают глаза от мороза. А также узнала о том, что к глазам надо относиться бережно: меньше смотреть телевизор, играть в компьютер. Читать только при правильном освещении. Правильно питаться, т.е. кушать овощи, фрукты, в частности, морковь и чернику. Таким образом, все что я узнала о глазах я рассказала детям в детском саду. Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтвердилась, а кроме этого я так же узнала, что глаза – один из важных органов, которые надо беречь.
Список использованной литературы и других источников.
1. Журнал «Собери и познай человеческое тело».
2. Г. Юрмин, А. Дитрих Веселая энциклопедия «Почемучка».
3. Т. В. Башаева, Н.Н. Васильева, Н.В. Клюева «Энциклопедия воспитания и развития дошкольника».
4. Информация с сайта: pochemu-glaza-ne-merznut-2_kdsv2.pptx