Душа психически больных женщин. Психические расстройства у женщин. Причины шизофрении у женщин


Здравствуйте!

Продолжая тему психических расстройств у женщин, хотел бы остановиться на более тяжелом чем невроз заболевании - шизофрении. Мне, если честно, всегда это заболевание казалось чем-то вроде существующем, но где-то там в другом измерении, в больницах, на подобии той, что показана например в к/ф "Кавказкая пленница" и никогда не мог подумать, что оно может быть так близко. Нашел интетресную статью на эту тему и советую всем с ней ознакомиться

Шизофрения у женщин - хроническое психическое расстройство, которое затрагивает эмоциональную и мыслительную сферу, способствует формированию характерного личностного дефекта.

Некоторые источники пишут, что шизофрения у женщин встречается реже, чем у мужчин. Ю. В. Сейку провел исследование, касающееся распространенности шизофрении у мужчин и женщин. Он обнаружил, что немного более 8 представительниц слабого пола из 1000 страдают шизофренией, и точно также приблизительно 8 мужчин на 1000 больны данным расстройством. Так что вероятность заболеть шизофренией не зависит от пола . О том, как проявляется шизофрения у мужчин, я уже писала в предыдущей статье.

ПРИЧИНЫ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИН

Шизофрения - заболевание, имеющее наследственную природу. Изучение генетического кода человека позволило обнаружить гены, отвечающие за возникновение шизофрении. Более того, за развитие данного заболевания отвечает не один, а несколько генов. Поэтому некоторые люди, несмотря на наличие у них «дефектных» генов, могут и не страдать психическим расстройством, в то время как их дети могут заболеть шизофренией.

Вероятность возникновения шизофрении у ребенка, если один из родителей страдает данным расстройством - около 14%, если же оба родителя больны, то риск еще выше - 46%.

Вот потому врач, подозревая у женщины шизофрению, обязательно будет расспрашивать о наличии психических расстройств у близких родственников. Это может быть как шизофрения, так и расстройство личности, дистимия, суициды.

Не только наследственность имеет значение в развитии данного недуга. Стрессы, употребление алкоголя, психоактивных веществ могут спровоцировать начало психического расстройства.

ШИЗОФРЕНИЯ У ЖЕНЩИНЫ ПОСЛЕ РОДОВ

У некоторых женщин первые признаки шизофрении возникают после родов и расцениваются как послеродовой психоз. В данном случае роды не являются непосредственной причиной болезни, они лишь запускают ее начало.

У такой женщины имелся отягощенный наследственный фон, а гормональные изменения, психологические и физические нагрузки, возникающие во время родов и в послеродовом периоде, стали пусковым механизмом. Даже если бы данная женщина не рожала, то велика вероятность, что рано или поздно что-то другое бы спровоцировало возникновение психического расстройства, ведь причина кроется не во внешних факторах, а в самой женщине, ее генах.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИН

Основной возрастной период, когда начинается шизофрения - 20-25 лет. Иногда встречается шизофрения у детей, подростков или после 30 лет, но это бывает гораздо реже.

Как проявляется шизофрения у женщин? Первыми признаками могут быть:

  • навязчивости;
  • психопатоподобное поведение;
  • галлюцинации и бредовые идеи;
  • внезапная агрессия, раздражительность;
  • утрата прежних интересов, эмоциональная холодность.

Первыми признаками шизофрении у женщин могут стать внезапно появившиеся навязчивые страхи, действия, различные абсолютно бессмысленные ритуалы. Например, это может быть счет до десяти перед тем, как зайти в дом, трехкратное протирание стула прежде, чем сесть на него и т. д. Человек настолько погружается в свои болезненные переживания, что даже не обращает внимания на окружающих, их удивленные взгляды, не видит абсурдности своих действий.

Начальными признаками психического расстройства может быть появление беспочвенных опасений о наличии какого-то соматического заболевания (ипохондрические жалобы). Женщина может всячески расписывать проявления своей болезни, как правило, фантастической природы. Например, это могут быть глисты, которые мигрируют по всему организму, прогрызая себе путь, или гниение органов, течение крови по сосудам в обратном направлении и многое другое.

Если при соматоформных расстройствах пациенты «придумывают» себе симптомы, могут начинать «ощущать» новые симптомы после общения с другими больными, прочтения медицинской литературы, то при шизофрении пациенты описывают проявления болезни так, как им кажется, как это воспринимается их больным подсознанием. Чаще всего подобные жалобы наблюдаются при вялотекущей шизофрении.

Может быть также психопатоподобное начало болезни. Некоторые женщины начинают манерничать, громко хохотать, привлекая к себе внимание или, наоборот, плакать, вести себя неестественно. И это становится не единичным случаем, а часто повторяется.

Иногда данное психическое расстройство дебютирует с явлений деперсонализации. При этом женщина начинает говорить, что она сильно изменилась, что с зеркала на нее смотрит совершенно чужой человек, что вообще это не ее руки, ноги, нос, лицо, тело…

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ И БРЕД

Иногда шизофрения начинается остро, с появления галлюцинаций, бредовых идей. Наиболее характерны слуховые галлюцинации. Женщине начинает казаться, что кто-то ее окликает, комментирует ее поступки, поведение, обсуждает ее.

Могут быть даже 2 голоса (по типу бога и дьявола), когда один голос осуждает, критикует, а второй, наоборот, вступается за нее. Более опасными являются слуховые галлюцинации императивного характера (отдаются приказы), таким голосам очень тяжело противостоять. Под действием таких галлюцинаторных переживаний больная может совершить самоповреждающие действия, представлять опасность для окружающих.

Еще одним проявлением шизофрении у женщин являются бредовые идеи. Характерен бред преследования, воздействия, отношения, ревности, физического недостатка :

  • бред преследования проявляется тем, что женщина начинает утверждать что за ней кто-то следит (соседи, сотрудники), преследует. Простые прохожие, идущие сзади, воспринимаются как агенты спецслужб, женщина начинает бояться выходить из дому, заходить сама в лифт, подъезд;
  • бред беспричинной ревности - больная начинает ревновать мужа без какой-либо объективной причины. В любовницы к мужу она может записать свою подругу, сотрудницу мужа, соседку, кого угодно. Одна больная у нас в стационаре в периоды обострения считала, что ее лечащий врач (женщина) является любовницей ее мужа и специально держит ее в больнице. Даже кидалась на врача, пыталась ее задушить. Когда обострение шизофрении прошло, больная поняла ложность своих убеждений;
  • бред воздействия является одним из наиболее характерных симптомов шизофрении у женщин. Больной кажется, что ее мыслями кто-то управляет, «вкладывает» их в ее голову с помощью магии, невидимых лучей;
  • бред отношения проявляется тем, что женщина уверена, что все вокруг обсуждают ее, критикуют, смеются над ней;
  • бред физического недостатка - внезапно женщина начинает находить у себя признаки уродства. Маленький, красивой формы нос воспринимается больной как огромный. Худая по всем стандартам и формулам женщина начинает себя считать чрезмерно толстой, садится на диету, ничего не ест. Никакие логические доводы не способны ее разубедить.

На начальных этапах шизофрении может появляться злость, беспричинная агрессия, больная может испытывать негативные чувства исключительно к близким и любящим людям, иногда возникает эмоциональное расщепление, когда к одному и тому же человеку женщина испытывает и ненависть, и любовь.

СТАДИИ БОЛЕЗНИ

Условно можно выделить несколько стадий шизофрении у женщин:

  • стадия начальных проявлений, когда болезнь только зарождается, присутствуют лишь отдельные симптомы;
  • развернутая стадия - расцвет психического расстройства, определяется множество симптомов болезни;
  • стадия дефекта - на смену галлюцинациям, бреду, неврозоподобным проявлениям приходят личностные изменения, апатия, мыслительные нарушения.

Не всегда болезнь протекает по данной схеме, у части больных эмоциональные нарушения присутствуют с начала болезни и только нарастают со временем. При некоторых формах шизофрении может не быть галлюцинаций или бреда.

ПРИЗНАКИ ШИЗОФРЕНИИ В ПОВЕДЕНИИ

В некоторых случаях можно обнаружить следующие признаки шизофрении у женщин в поведении: возникает эмоциональное уплощение, холодность, утрата прежних интересов. Может длительно сидеть на одном месте, ничего не делать.

Как распознать шизофрению у женщины? Если болезнь длится долго, это не составит труда.

Такая женщина становится безэмоциональной, ее ничего не интересует, даже, то, что лично ее касается. Она становится неопрятной, перестает за собой следить, мыться, готовить кушать. Может быть неаккуратно или вульгарно накрашена или вообще отказывается пользоваться косметикой. Может бросить учебу, уволиться с работы или просто перестать на нее ходить. Если есть муж, дети, то она может пренебрегать ними, своими обязанностями по отношению к ним.

ВЕДУЩИЕ СИМПТОМЫ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИНЫ

Не бред, и не галлюцинации, и даже не агрессия являются наиболее тяжелыми проявлениями психического расстройства. Самое худшее - происходящие личностные изменения. Шизофрения - неустанно прогрессирующая болезнь. Со временем человек теряет самого себя, свою собственную личность. Утрачиваются эмоции: радость, веселье, грусть, ненависть, гнев. Остается лишь апатия.

Женщине, длительно страдающей шизофренией, ничего не интересно: ни муж, ни дети, ни работа. Тяжелее всего приходится детям. Ведь им нужна любовь, поддержка, забота, поощрение, а этого мама дать им не может. Ведь ее переполняет равнодушие. Да, она может что-то делать, если это необходимо, если попросить ее об этом, однако в глубине души все это ей не интересно.

Безразличие часто распространяется и на исконно женские обязанности. И потому многие больные неопрятны, от них может плохо пахнуть, волосы не расчесаны, в доме не убрано и не приготовлено кушать.

Могут также возникать кататонические симптомы, они характерны для кататонической формы шизофрении. Женщина может замирать в одной позе (иногда очень неудобной), молчать, не реагировать на обращения к ней, не есть и не пить. Иногда больные копируют чьи-то движения, высказывания, могут пассивно подчиняться чьим-то инструкциями.

Не сразу, а спустя некоторое время от начала развития болезни (как правило, проходят месяцы, года) появляются изменения в области мышления. Человек может придумывать новые слова, называя ими привычные вещи, в мышлении появляется символизм (высказывания наполняются новым смыслом, могут обозначать совершенно иное). Могут присутствовать витиеватые выражения, длительные бесплодные мудрствования. Может обращать на себя внимание своеобразное соскальзывание: когда говоришь с человеком об одном, а он внезапно перескакивает на совершенно другую тему без какого-либо перехода. В запущенных случаях в речи больных определяются только отдельные фразы, не связанные между собой.

Несмотря на происходящие изменения, затрагивающие мышление и эмоционально-волевую сферу, интеллект остается на прежнем уровне. Все навыки, знания, полученные до начала болезни, женщина помнит и может их применить, если ее к этому побудить.

ЛЕЧЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИН

Лидирующей группой препаратов, применяемых для лечения шизофрении у женщин, являются нейролептики. Могут также использоваться антидепрессанты, ноотропы, тимостабилизаторы, витамины, однако их роль второстепенна.

Нейролептики действуют в следующих направлениях: они помогают ликвидировать галлюцинаторные переживания, бредовые идеи, кататонические проявления, агрессию. Таким эффектом обладают типичные нейролептики - тизерцин, трифтазин, галоперидол, аминазин.

Однако остаются еще куда более сложные симптомы - изменения в эмоциональной и когнитивной сферах. Приостановить их развитие гораздо сложнее. Чтобы замедлить нарастание личностного дефекта применяют атипичные нейролептики - кветиапин, рисперидон, оланзапин. Однако даже эти препараты не способны полностью остановить прогрессирование болезни.

Лечение шизофрении у женщин должно быть длительным. Этап активной терапии, направленный на ликвидацию острых проявлений болезни, длится, как правило, месяц-два. За ним следует этап стабилизирующего лечения: снижаются дозы применяемых нейролептиков, закрепляется полученный эффект. Длится он около 3 месяцев. Чтобы избежать рецидивов шизофрении, прогрессирования заболевания еще в течение как минимум полугода (а иногда и более) необходимо продолжать поддерживающее лечение.

Помимо медикаментозной терапии после того, как острые проявления психического расстройства будут купированы, больные шизофренией нуждаются в социальной адаптации, психотерапии. Необходимо, чтобы человек смог найти для себя подходящую работу или вернулся к прежней, чтобы близкие люди поддерживали его.

Соотношение духовных недугов и психических заболеваний - одна из проблем, с которой постоянно приходится сталкиваться в церковной жизни как духовенству, так и мирским представителям клира. Но чаще всего именно священник оказывается первым, к кому обращается за помощью человек с психическими расстройствами.

Три жизни

В начале года в СМИ прошла волна публикаций о серии суицидов среди подростков. Примерно в это же время ко мне обратился священник с просьбой проконсультировать его духовную дочь, девушку-подростка, которая не раз в беседах с духовником упоминала о самоубийстве. На прием Маша (имя изменено) пришла вместе с мамой, прибывающей в недоумении, зачем священник направил ее дочь к психиатру.

Никаких изменений в состоянии дочери члены семьи не замечали. Маша успешно оканчивала школу и готовилась к поступлению в вуз. Во время нашей беседы она не только подтвердила наличие суицидальных мыслей, но и рассказала, что несколько раз открывала окно, чтобы выброситься из него. Свое состояние Маша умело скрывала от родных и близких и только духовному отцу говорила о личных переживаниях.

Батюшка приложил много усилий, чтобы уговорить девушку пойти к психиатру. У Маши была тяжелая депрессия, требовавшая госпитализации. Если бы не усилия священника, она наверняка пополнила бы список подростков, покончивших с собой и оставивших в растерянности и отчаянии своих родных и близких.

Примерно тогда же в «скорую помощь» поступил вызов из одного московского храма. «Неотложку» к юноше вызвал священник. Молодой человек с целью «духовного совершенствования» полностью отказался от еды и пил только воду. В состоянии крайнего истощения он был доставлен в больницу, где в течение десяти дней находился в реанимации. Примечательно, что родители видели его состояние, но никаких мер не принимали. В обоих случаях девушка и юноша остались живы только благодаря тому, что священники распознали у них психическое расстройство.

Третий, трагический, случай также был в Москве . Священник по некомпетентности запретил обратившемуся к нему за помощью юноше принимать лекарства, хотя тот несколько лет назад перенес шизофренический приступ. Через две недели больной покончил жизнь самоубийством.

Распространенность психических заболеваний и расстройств в нашем обществе довольно высока. Так, около 15,5% населения страдает психическими расстройствами, при этом около 7,5% нуждаются в психиатрической помощи. В немалой степени на эту статистику влияют алкоголизм и наркомания. По самоубийствам наша страна занимает второе место в мире (23,5 случая на 100 000 населения). По официальным данным, с 1980 по 2010 год покончили с собой около миллиона российских граждан, что свидетельствует о глубоком духовном кризисе нашего общества.

Неудивительно, что люди, страдающие психическими расстройствами, обращаются за помощью в Церковь чаще, чем куда-либо еще. С одной стороны, большинство из них только в храме обретает духовную поддержку, смысл и цель в жизни. А с другой, что не менее важно, многие душевные расстройства в период обострения имеют религиозную окраску. Кроме того, как отмечает доктор медицинских наук прот. Сергий Филимонов, «сегодня в Церковь приходят не по доброй воле познания Бога, а в основном для решения вопроса выхода из кризисных жизненных ситуаций, в том числе связанных с развитием психического заболевания у себя или близких родственников».

Новый предмет в подготовке священнослужителей

Сегодня во многих епархиях наработан серьезный опыт сотрудничества врачей-психиатров и священников, которое началось в начале 90-х годов. Тогда по благословению духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова) в Московской духовной семинарии начались занятия по пастырской психиатрии под руководством наместника лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский). Отец Феогност преподает пастырское богословие, в структуру которого был включен цикл по пастырской психиатрии.

В дальнейшем курс «Пастырская психиатрия» на кафедре пастырского богословия (с 2010 года - кафедра практического богословия) появился в ПСТГУ по инициативе протоиерея Владимира Воробьева и в Сретенской духовной семинарии по инициативе архимандрита Тихона (Шевкунова).

Первый больничный храм при психиатрической клинике освятил 30 октября 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в честь иконы Божией Матери Целительницы при Научном центре психического здоровья РАМН. Тогда, выступая перед психиатрами, Святейший Патриарх сказал: «На врачей-психиатров и ученых возложена трудная и ответственная миссия служения делу духовного здоровья вверенных в их попечение человеческих душ. Служение врача-психиатра является в подлинном смысле искусством и подвигом по образу служения Самого Христа Спасителя, Который пришел в мир отравленного человеческим грехом бытия для того, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке и утешении».

Впервые специальное руководство для священников по психиатрии на основе концепции целостного христианского понимания человеческой личности разработал один из признанных авторитетов отечественной психиатрии, сын священника Рязанской губернии профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899-1979 гг.). Свою концепцию курса «Пастырская психиатрия» для студентов духовных академий и семинарий он написал в советское время. И хотя ему не удалось завершить книгу «Психиатрия и вопросы духовной жизни», Мелехов сформулировал основные принципы соработничества врача-психиатра и священника в лечении и окормлении страдающих душевными недугами. Эта работа вышла в машинописном издании вскоре после смерти автора. В дальнейшем она вошла в Настольную книгу священнослужителя, а позже в состав многочисленных сборников.

Одна из центральных проблем этой книги - проблема соотношения в человеке телесного, душевного и духовного и, соответственно, соотношение душевных и духовных болезней. Известный в годы молодости Мелехова священноисповедник Георгий (Лавров), подвизавшийся в Даниловском монастыре , четко различал две группы этих болезней. Одним он говорил: «Ты, деточка, иди к врачу», а другим: «Тебе у врачей делать нечего». Бывали случаи, когда старец, помогая человеку настроить свою духовную жизнь, рекомендовал ему сходить к психиатру. Или, наоборот, брал от психиатра людей к себе на духовное лечение.

В книге «Психиатрия и вопросы духовной жизни» Мелехов исходил из святоотеческого трихотомического понимания человеческой личности с разделением ее на три сферы: телесную, душевную и духовную. В соответствии с этим болезнь духовной сферы лечит священник, душевной - врач-психиатр, телесной - врач-соматолог (терапевт, невролог и др.). При этом, как отмечал митрополит Антоний (Блюм), «нельзя сказать, что где-то кончается душевное и начинается духовное: есть какая-то область, где самым нормальным образом совершается взаимное проникновение».

Все три сферы человеческой личности тесно взаимосвязаны друг с другом. Телесное заболевание часто сказывается на душевной и духовной жизни. Об этом еще в IV веке писал святитель Иоанн Златоуст : «И тело Бог создал сообразным с благородством души и способным выполнять ее веления; создал не просто каким-нибудь, но таким, каким ему нужно быть для служения разумной душе, так что если бы оно не было таким, действия души встретили бы сильные препятствия. Это и видно во время болезней: когда состояние тела хоть немного уклонится от надлежащего своего устройства, например если мозг сделается горячее или холоднее, то многие из душевных действий останавливаются».

При этом возникают некоторые принципиальные вопросы: может ли человек, страдающий тяжелым физическим заболеванием, быть психически и духовно здоровым? Ответ здесь однозначный. Такие примеры мы знаем не только из житий святых и из подвигов новомучеников, но и среди наших современников. Второй вопрос: может ли человек духовно больной быть формально психически и физически здоровым? Да, может.

Третий вопрос: может ли человек, страдающий серьезным психическим заболеванием, включая тяжелые формы депрессии и шизофрению, иметь нормальную духовную жизнь и достичь святости? Да, может. Ректор ПСТГУ прот. Владимир Воробьев пишет, что «священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная - это не позор, это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние. Это крест. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни благодатная жизнь». Свт. Игнатий (Брянчанинов) приводил конкретные примеры, «св. Нифонт Епископ четыре года страдал умоисступлением, свв. Исаакий и Никита долго страдали умоповреждением. Некоторый св. пустынножитель, заметивший возникшую в себе гордость, молил Бога, чтоб попущено было ему умоповреждение и явное беснование, которые и попустил Господь смиренномудрому рабу Своему».

Отношение Церкви к проблеме соотношения духовных и душевных болезней четко сформулировано в Основах социальной концепции (XI.5.): «Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся "от естества", и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника».

О соотношении духовных и душевных состояний

К сожалению, обращает на себя внимание высокая распространенность совершения чина «изгнания злых духов» в современной церковной практике. Некоторые священники, не проводя дифференциацию между духовными недугами и психическими заболеваниями, направляют на совершения «отчиток» больных с тяжелыми генетически обусловленными психическими заболеваниями. Еще в 1997 году Патриарх Алексий II на епархиальном собрании духовенства Москвы осудил практику «отчиток».

Существует целый ряд состояний, которые внешне имеют сходные проявления, но относятся к духовной или душевной жизни и имеют, соответственно, принципиально различную природу. Остановимся на соотношениях некоторых из них: печаль, уныние и депрессия; одержимость и бред «бесоодержимости»; «прелесть», маниакальные и депрессивно-бредовые состояния.

Среди духовных состояний выделяют печаль и уныние. При печали отмечаются упадок духа , бессилие, психическая тяжесть и боль, изнеможение, скорбь, стесненность, отчаяние. В качестве ее основной причины святые отцы отмечают лишение желаемого (в широком смысле этого слова), а также гнев, воздействие бесов. Необходимо отметить, что преподобный Иоанн Кассиан Римлянин наряду с этим особо выделяет «беспричинную печаль» - «неразумную скорбь сердца».

Депрессия (от латинского depressio - подавление, угнетение) - это уже не духовное, а душевное расстройство. В соответствии с современными классификациями оно представляет собой состояние, основными проявлениями которого является устойчивое (не менее двух недель) грустное, печальное, подавленное настроение. С тоской, унынием, утратой интересов, снижением работоспособности, повышенной утомляемостью, сниженной самооценкой, пессимистическим восприятием будущего. А также с утратой потребности в общении и нарушением сна, снижением аппетита вплоть до его полного отсутствия, трудностями сосредоточения и осмысления. Кроме этого при депрессии нередко возникает беспричинное самоосуждение или чрезмерное чувство вины, повторяющиеся мысли о смерти.

Люди верующие в состоянии депрессии будут испытывать ощущение богооставленности, утраты веры , появление «окамененного бесчувствия», «холода на сердце», говорить о своей исключительной греховности, духовной гибели, жаловаться, что не могут молиться, читать духовную литературу. При тяжелой депрессии нередко отмечаются суицидальные мысли. Люди верующие обычно говорят, что совершить самоубийство они не могут, ведь за это их ожидает ад . Но, как показывает практика - и на это нужно обращать внимание, - они также совершают самоубийства, хотя немного реже, так как душевные страдания являются самыми тяжелыми и не все способны их вынести.

Среди депрессий выделяют реактивные, возникающие после психо-травмирующих ситуаций (например, после смерти близкого человека), и эндогенные («беспричинная печаль»), которые обусловлены генетически. Особо часто депрессии встречается у людей преклонного возраста, среди которых они отмечаются более чем в половине случаев.

Нередко депрессии приобретают затяжное и хроническое течение (более двух лет). По данным ВОЗ, к 2020 году депрессия выйдет на первое место в структуре заболеваемости и будет отмечаться у 60% населения, а смертность от тяжелых депрессий, зачастую приводящих к суицидам, выйдет на второе место среди других причин. Причина этого -утрата традиционных религиозных и семейных ценностей.

Среди духовных состояний выделяется бесоодержимость. Вот два примера, иллюстрирующие это состояние. Первый из них связан с епископом Стефаном (Никитиным; 1"1963), который еще до рукоположения в священный сан в лагере, будучи врачом, носил на себе Святые Дары. Однажды его как врача попросили проконсультировать дочь начальника лагеря. Когда он к ней пришел, она неожиданно стала метаться по комнате и кричать, чтобы убрали святыню, доктора попросили уйти. Другой пример из жизни архиепископа Мелитона (Соловьева; 11986). Он относится к концу 1920-х годов. Однажды он поздно вечером, почти ночью, переносил с одной квартиры на другую портрет св. Иоанна Кронштадтского . Навстречу ему шел мужчина, который стал неожиданно кричать и называть имя Иоанна Кронштадтского. То есть ведущий критерий определения бесоодержимости, как отмечают многие пастыри, - это реакция на святыню.

В то же время к душевным болезням относятся шизофренические психозы, когда нередко наряду с разнообразной бредовой тематикой больной считает себя владыкой мира или Вселенной, мессией, призванным спасти Россию или всё человечество от мирового зла, экономического кризиса и т.п. Существуют также бредовые расстройства, когда больной убежден, что в него вселились бесы, шайтаны (в зависимости от того, к какой культуре он принадлежит). В данных случаях идеи бесоодержимости, так же как идеи мессианского содержания, являются только тематикой бредовых переживаний больного при тяжелом психическом заболевании.

Например, один из пациентов в первом психотическом приступе считал себя Чебурашкой и слышал в голове голос крокодила Гены (слуховые галлюцинации), а в следующем приступе он говорил, что в него вселились темные силы (бред бесоодержимости) и им же принадлежат голоса. То есть в одном случае тематика бредовых переживаний была связана с детским мультфильмом, в другом имела религиозный подтекст. Оба приступа одинаково успешно лечились антипсихотическими препаратами.

Нам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда священники квалифицировали слуховые галлюцинации как воздействие демонических сил и не рекомендовали больным обращаться к врачам. Хотя эти больные регулярно причащались, никаких изменений в их психическом статусе не происходило, что должно было отмечаться при бесоодержимости.

К духовным состояниям относится и состояние «прелести», важнейшим проявлением которой является переоценка человеком своей личности и интенсивный поиск различных «духовных даров». Однако данный симптом, наряду с ощущением больным прилива сил, энергии, особого духовного состояния, психомоторным возбуждением, расстройством влечений, сокращением длительности ночного сна, является одним из проявлений маниакальных состояний. Бывают и другие состояния, когда человек начинает очень активно «заниматься своим духовным ростом» и перестает слушать своих духовников.

Некоторое время назад ко мне обратились родители одной девушки, которая примерно за год до этого пришла к вере, но последние два месяца ее духовная жизнь стала очень интенсивной. Она похудела настолько, что возникла реальная угроза ее жизни в связи с дистрофией внутренних органов. Около двух часов она молилась утром, около трех вечером, днем около двух часов читала кафизмы и отдельные места из Евангелия и Послания апостолов. Она причащалась каждое воскресенье, а перед этим каждую субботу отстаивала многочасовую очередь на исповедь в одном из монастырей. На исповедь она приходила с многочисленными листами. В храме ей неоднократно становилось плохо и приходилось вызывать «скорую». Слова духовника о том, что она не монахиня-схимница, что ей не положено выполнять такие молитвенные правила, она не слышала. Также она не слышала и просьб своих пожилых родителей. Они просили хотя бы иногда ходить в храм рядом с домом, так как проводить с ней все выходные в монастыре им физически тяжело, а одну отпустить ее они не могут. Она перестала справляться с работой и общаться со своими коллегами. Больной она себя не считала, при этом негативно отзывалась о священниках, которые пытались ограничить ее молитвенные «подвиги». Под давлением родителей она пассивно согласилась принимать лекарства, на фоне которых у нее постепенно восстановился аппетит и трудоспособность. Молитвенное правило (на чем настаивал духовник) сократилось до чтения утренних и вечерних молитв и одной главы из Евангелия.

Понятно, что ни в одном из монастырей ни одна игуменья , ни старец не благословят молодую послушницу на подобные « подвиги». Никто не отменял старого монашеского правила: когда видишь брата, резко поднимающегося наверх, сдерни его вниз. Когда человек воспринимает себя «великим специалистом» в духовной жизни и не слышит своего духовника, принято говорить о состоянии прелести. Но в данном случае была не прелесть, а психическое заболевание, которое приобрело религиозную окраску.

Навязчивые состояния и их формы

При обсуждении темы соотношения духовных и душевных болезней необходимо остановиться на проблеме навязчивых состояний (обсессий). Они характеризуются возникновением в сознании больного непроизвольных, обычно неприятных и тягостных мыслей, представлений, воспоминаний, страхов, влечений, по отношению к которым сохраняются критическое отношение и стремление им противостоять. Существуют двигательные навязчивости, когда человек повторяет какие-то движения. Например, несколько раз возвращается к запертой двери, проверяет, заперта она или нет.

При психических заболеваниях бывает, что больной делает поклоны и стучит лбом об пол (такое бывало и с православными, и с мусульманами). Кроме этого выделяют так называемые контрастные навязчивости, когда у человека появляется неотвратимое желание сбросить кого-то под поезд в метро, у женщины возникает желание ударить ножом своего ребенка.

Для больного совершенно чужда такая мысль, он прекрасно понимает, что этого совершать нельзя, но эта мысль неотвязно существует. Также к контрастным навязчивостям относят так называемые хульные мысли, когда у человека появляется как бы хула на Духа Святого , на Божию Матерь , на святых угодников. Подобное состояние было у одного из моих пациентов на этапе депрессии после шизофренического приступа. Для него, православного человека, хульные мысли были особо мучительны.

Он пошел к священнику на исповедь, но тот отказался его исповедовать, сказав, что всё простится человеку, кроме хулы на Духа Святого (ср.: Мф. 12,31). Что ему оставалось делать? Он совершил попытку самоубийства. После проведенной психофармакотерапии указанные психопатологические расстройства купировались и в дальнейшем не повторялись.

Выводы

Отмеченные выше депрессивные состояния, состояния с бредом бесо-одержимости, с навязчивостями, с маниакальными и депрессивно-бредовыми состояниями в целом успешно реагируют на психофармакотерапию, что свидетельствует о биологической основе этих состояний. Это отмечал и митрополит Антоний (Сурожский), который писал, что «психические состояния в значительной мере зависят от того, что происходит физиологически с точки зрения физики, химии в нашем мозгу и в нашей нервной системе.

Поэтому каждый раз, когда человек заболевает психически, это нельзя приписывать злу, греху или бесу. Очень часто это бывает вызвано скорее каким-то повреждением в нервной системе, чем наваждением бесовским или результатом такого греха, который человека оторвал от всякой связи с Богом . И тут медицина входит в свои права и может очень многое сделать».

Многие классики психиатрии и современные исследователи отмечали, что христианское восприятие жизни делает человека устойчивым к различным стрессовым ситуациям. Очень четко эту мысль сформулировал Виктор Франкл, основатель теории лого-терапии и экзистенциального анализа: «Религия дает человеку духовный якорь спасения с таким чувством уверенности, которое он не может найти нигде больше».

Сложность разграничения душевных и духовных заболеваний остро ставит вопрос о необходимости обязательного включения в программы подготовки будущих священников во всех высших учебных заведениях Русской Православной Церкви курса пастырской психиатрии, а также специальных курсов по психиатрии при подготовке социальных работников. О необходимости этих знаний для каждого пастыря писал в своем руководстве «Православное пастырское служение» еще профессор архимандрит Киприан (Керн), посвятив вопросам пастырской психиатрии специальную главу. Он настоятельно рекомендовал каждому священнику прочитать одну-две книги по психопатологии, «чтобы огулом не осудить в человеке как грех то, что само по себе есть только трагическое искривление душевной жизни, загадка, а не грех, таинственная глубина души, а не нравственная испорченность».

Задача священника при выявлении у человека признаков психического заболевания - помочь ему критически осмыслить состояние, побудить обратиться к врачу, а в случаях необходимости к систематическому приему лекарственной терапии. Уже есть немало случаев, когда больные только благодаря авторитету священника, по его благословению принимают поддерживающую терапию и длительное время находятся в стабильном состоянии. Как показывает практика, дальнейшее совершенствование психиатрической помощи возможно только при тесном сотрудничестве врачей-психиатров со священниками и при четком разграничении сфер компетенции.

Василий Каледа


Журнал Московской Патриархии, № 9, 2012 г.


Пациенты, которым не повезло побывать в психиатрических лечебницах, как правило, вспоминают их с содроганием. Однако сегодняшние лечебницы для душевнобольных - просто рай по сравнению с тем, что творилось в подобных заведениях несколько десятилетий назад. Немногие сохранившиеся снимки свидетельствуют: в ту эпоху психбольницы были настоящим филиалом ада на земле!

Ограничения свободы были гораздо сильнее, чем сейчас
Вте времена, когда эффективных и безвредных успокаивающих препаратов еще не существовало, врачи, чтобы успокоить пациентов и не дать им нанести вред себе и другим, использовали простые и эффективные, но чрезвычайно болезненные, а зачастую и опасные средства. Веревки и наручники, запирание на дни и недели в тесных каморках или даже в ящиках - все шло в ход. Подобные средства зачастую еще больше усиливали психоз пациента вместо того, чтобы по-настоящему успокоить его, - правда, медицина того времени об этом чаще всего не догадывалась.

В психиатрическую больницу мог попасть совершенно здоровый человек
В конце XIX века список показаний к госпитализации в психиатрические клиники США входили привычка к мастурбации, аморальное поведение, несдержанность, избыточное религиозное рвение, общение с дурной компанией, а также чтение романов и употребление табака. Принудительной госпитализации подлежали также те, кого лошадь ударила копытом в голову, кто побывал на войне или чьи родители были двоюродным братом и сестрой. Убористый список из нескольких десятков показаний не оставляет сомнений: каждый из нас где-нибудь в 1890 году, будучи в США, запросто мог бы загреметь в психлечебницу.

Пациентов лечили с помощью машин для порки
Вот такие машины сто лет назад применялись в психиатрических клиниках для облегчения симптомов заболевания у душевнобольных. Солидного веса палки колотили больного по всему телу от затылка до пяток: врачи надеялись, что так ему станет легче. В действительности все происходило как раз наоборот, - но, опять-таки, врачи об этом еще не догадывались.

Врачи, действительно, считали мастурбацию причиной психических заболеваний
Еще несколько десятилетий назад медики были свято убеждены, что мастурбация может стать причиной безумия. Они совершенно искренне путали причину со следствием: ведь многие пациенты психиатрических клиник, не умея контролировать себя, занимались онанизмом с утра до ночи. Наблюдая за ними, врачи и пришли к выводу, что мастурбация вызывает болезнь, хотя на самом-то деле она была лишь одним из симптомов. Тем не менее, в прежние времена пациентам психиатрических клиник в обязательном порядке надевали вот такие громоздкие и неудобные агрегаты, чтобы они не могли мастурбировать. Ходить в них было неудобно, а подчас и болезненно, однако, несмотря на это, пациенты клиник жили в них неделями, а иногда и годами.

Женщин в психиатрических клиниках насильно подвергали "вагинальному массажу"
Удивительно, но в то время, как для мужчин мастурбация считалась опасной, женщинам предписывали ее в качестве лечебного средства для лечения истерии. Этот диагноз мог быть поставлен женщине за что угодно - от раздражительности до наличия сексуальных желаний. В качестве лечения назначали так называемый "вагинальный массаж", то есть, массаж влагалища с помощью специального приспособления с доведением пациентки до оргазма. У самих пациенток разрешения никто, разумеется, не спрашивал, - и все же, с учетом обстановки в психбольницах, был отнюдь не худший, хотя и бесполезный, метод лечения.

Парные кабины тоже считались успокоительным средством
Эти ящики - не клетки, а специальные успокоительные паровые кабины конца XIX - ХХ века. Несмотря на устрашающий внешний вид, ничего особенно страшного в них не было. Фактически, это были подобия современных одноместных саун-бочек, которые сегодня можно сегодня встретить во многих СПА-салонах. Медики полагали, что такая парилка успокаивает буйных пациентов. Этот способ лечения можно было бы даже назвать приятным, если бы не одно "но": как можно заметить на снимке, пациентов сажали в ящики полностью одетыми, что превращало удовольствие от сауны в медленную пытку.

Женщины чаще становились пациентками психлечебниц, чем мужчины
Отправить женщину в психиатрическую лечебницу несколько десятилетий назад было гораздо проще, чем мужчину. Для этого чаще всего использовался уже упомянутый диагноз "истерия", под который можно было подогнать что угодно, даже сопротивление насильнику-мужу. Еще одним фактором риска считалось чтение: считалось, что оно однозначноведет женщину к безумию. Немало представительниц прекрасного пола провели годы в психиатрических клиниках лишь по тому, что, как гласили больничныедокументы, их застали читающими в 5.30 утра.

Психиатрические больницы прежних эпох страдали от перенаселенности
При столь огромном числе показаний к госпитализации неудивительно, что все психиатрические больницы прежних времен страдали от избытка пациентов. Справлялись с перенаселением, не церемонясь: людей набивали в палаты, как сельдь в бочку, а чтобы влезло побольше, уносили из палат кровати и прочие "излишества", предоставляя пациентам свободу устраиваться на голом полу, а для большего удобства еще и приковав их цепями к стенам. Современные смирительные рубашки на таком фоне кажутся образцом гуманизма!

Дети жили в психиатрических больницах годами
В прежние времена специальных детских клиник не существовало, поэтому маленькие пациенты - страдающие, к примеру, умственной отсталостью или стойкими поведенческими расстройствами, - попадали в те же клиники, что и взрослые больные, и жили там годами. Но, что еще хуже,в психбольницах тех времен было немало здоровых ребятишек. Здесь жили дети пациенток, медперсонала, матерей-одиночек, которым некуда было идти с младенцами, а также дети, оставшиеся без родителей. Всю эту ораву ребятишек воспитывали, в основном, пациенты: у медперсонала из-за большой нагрузки просто не было на это времени. Кем вырастали такие детишки, догадаться несложно.

В качестве лечебного средства врачи регулярно использовали электрошок
Электрошоковая терапия, когда к голове пациента подводят ток высокой силы, и сейчас иногда используется в психиатрических клиниках, но лишь в случае глобальных расстройств, когда терять пациенту уже, как говорится, нечего. Но еще полвека назад его применяли сплошь и рядом, в том числе - в качестве успокоительного. На самом деле, электрошок никого не успокаивал, а лишь доставлял пациентам невыносимую боль. Знаменитый математик Джон Нэш, страдавший шизофренией, еще в 1960-х подвергался электрошоку в американских психиатрических клиниках, и впоследствии вспоминал об этом опыте как о худшем в своей жизни.

Пытаясь лечить лоботомией, врачи превращали пациентов в овощи
Еще в середине ХХ века многие психиатры считали лоботомию реальным средством для избавления пациента от шизофрении или синдрома навязчивых состояний. Эта операция выглядела жутко: врач вводил через угол глаза пациента подобие ножа для колки льда и, пробивая им тонкую кость глазной впадины, резким движением вслепую рассекал нервную ткань мозга. После операции человек терял интеллект, у него страдала координация движений, зачастую из-за нестерильного оборудования начиналось заражение крови. И все-таки лоботомия считалась панацеей для шизофреников не одно десятилетие: так, в США в начале 1950-х проводилось около 5000 лоботомий в год.

Впсихиатрическую клинику можно было попась из-за нетрадиционной сексуальной ориентации
То, что неправильная сексуальная ориентация лет сто назад считалась психическим заболеванием, никого, наверное, не удивляет. Поразительно, каким образом врачи делали вывод о сексуальных предпочтениях, решая, везти ли пациента в больницу! Так, в одном случае несколько лет провела в клинике для душевнобольных только из-за того, что любила носить брюки и возиться с техникой. Известны случаи с несколькими женщинами, когда их признавали душевнобольными из-за слишком низкого сексуального аппетита: асексуальных дам в те времена считали скрытыми лесбиянками, полагая, что нормальная женщина в здравом уме не имеет права просто так отвергать мужа!

И недостаток, и избыток религиозности сто лет назад вели в психбольницу
Сто лет назад в США человек, отказавшийся от помощи терапевта или хирурга по религиозным соображениям (как это сегодня делают, к примеру, поклонники сайентологии) имел все шансы вместо хирургии отправиться в психиатрическую клинику. Но и нехватка религиозного чувства также была чревата попаданием в психушку: известно несколько случаев, когда люди проводили в домах скорби не один год лишь потому, что открыто заявляли себя атеистами.

Врачи, лечившие психику, почти ничего не знали о ней
Сто лет назад врачи почти ничего не знали о функционировании человеческого мозга, поэтому их лечение больше напоминало жестокие опыты над людьми. Пациентов обливали ледяной водой, просверливали им черепа, удаляли части мозга не потому, что врачи были уверены в действенности этих мер, а лишь для того, чтобы понять, работают они или нет. Неудивительно, что смертность в психиатрических клиниках столетней давности была, пожалуй, немногим ниже, чем в чумных госпиталях.

Заброшенные психбольницы сегодня - объекты для мрачных экскурсий
Лишь в 1970-80-х годах западный мир стал отказываться от практики повальных госпитализаций пациентов в "дома скорби" и жестоких и неэффективных методов лечения. В 1970-е психиатрические больницы США и Европы начали массово закрываться. При этом на улице оказалось немало настоящих больных, которые не в состоянии были сами отвечать за себя. Ну, а здания бывших психиатрических клиник сегодня- популярнейшие объекты для молодых экстремалов, которые обшаривают здесь каждый уголок, отыскивая следы эпохи кровавого рассвета психиатрии, продлившегося несколько десятилетий.

Когда просто на улице люди встречают душевнобольного, погруженного в свой мир, то стараются сразу же перейти на другую сторону, или обойти человека. Ведь где-то в душе побаиваются - что может прийти на ум психу? А есть люди, которые вынуждены жить с нездоровыми гражданами в одном доме. И такое соседство становится для многих настоящим адом. Когда просто на улице люди встречают душевнобольного, погруженного в свой мир, то стараются сразу же перейти на другую сторону, или обойти человека. Ведь где-то в душе побаиваются - что может прийти на ум психу? А есть люди, которые вынуждены жить с нездоровыми гражданами в одном доме. И такое соседство становится для многих настоящим адом.
Понятное дело, люди, у которых помутился рассудок, нуждаются в постоянном уходе, присмотре и лечении. Ведь когда их лишают всего этого, то может произойти, как в одной многоэтажке Запорожья. Уже несколько лет душевно больная женщина, буквально, держит в заложниках весь подъезд. Соседи уже пережили тараканьи набеги, постоянные крики и пожары, но найти управу на женщину никак не могут. Несмотря на явную угрозу обществу, закон на ее стороне. Теперь все люди вынуждены жить, как на мусорной свалке, и постоянно, но безрезультатно, жаловаться на буйную соседку.
- У нас звонка нет. Соседка режет всем провода, дважды у меня телефон был обрезан, сигнализация. Она выходит ночью, ей не спится, и пакостит всем. Опекуны не могут попасть к ней в квартиру, она только иногда пускает. Вовремя не получает лекарства, а потом ведет себя еще хуже, - жалуется жительница подъезда Лариса.
За несколько лет это парадное превратилось в настоящий сумасшедший дом. И всех жильцов держит в страхе одна женщина. По словам людей, боятся есть чего.
- В прошлом году она подожгла квартиру, дым везде стоял по всему дому. Мы обращались в милицию, приезжали пожарные, открывали квартиру, обрезали газ, - вспоминает соседка Людмила, которая помогала гасить пожар.
Как оказалось, душевно больная женщина заявила, что больше не хочет жить в этой квартире, и попросту… подожгла ее. Но последней каплей в терпении соседей стал трупный запах, который начал разносится по подъезду из-под дверей буйной соседки. Как потом выяснилось, женщина некоторое время подбирала на улице бездомных щенков. А когда они ей надоели, по очереди их задушила. Участковому объяснила, что щенки пищали и очень ей мешали, поэтому и решила их убить. Но были выходки и посерьезнее, которые могли стоить здоровья окружающим.
- Я поднималась наверх, она видно услыхала что кто-то идет, открыла двери взяла нож и через решетку, ножом, пыталась ударить. Так я к стенке прижалась, бежать не могу, она ведь ножом машет, может и достать. Едва унесла ноги тогда, - говорит жительница дома Любовь Васильевна.
Но, как оказалось, найти управу на душевно больную женщину просто невозможно. Никто не хочет заниматься этой проблемой. Соседи говорят, что обращались уже куда только можно. В милиции посоветовали обратится в психбольницу. А там направили обратно в милицию. Получается, замкнутый круг, который может разорвать только мать душевнобольной. Но она наотрез отказывается отдавать дочь на лечение. С журналистами мать женщины тоже отказалась общаться.
Несмотря на все обращения и жалобы жильцов, в милиции утверждают, что не могут силой воздействовать на местную «террористку» - она не угрожает общественной безопасности.
- Положить эту женщину на лечение не удалось по одной причине - ее официальный представитель, опекун, отказался от госпитализации. Получается замкнутый круг. Если психически больной человек не является особо опасным, и не представляет какую-либо опасности для общества, его госпитализировать не могут. Но милиция зная, что он является психически невменяемым лицом, тоже не может принять никаких мер, - разводит руками заместитель начальника управления общественной безопасности УМВД в Запорожской области Анатолий Ткаченко.
Доктора довольствуются тем, что женщина стоит у них на учете. Большего, без согласия опекуна - сделать попросту не могут. Медики ограничиваются тем, что приезжают к женщине и предоставляют необходимую помощь. Но не могут гарантировать, что она принимает все прописанные лекарства.
- Есть бригада скорой медицинской помощи, которая выезжает по вызову к определенным лицам, у которых диагностировано или подозревается психическое расстройство, - говорит главный врач психиатрической лечебницы Федор Паталах.
Соседи в один голос говорят, что жить рядом с душевно больной уже нет никаких сил. Но и поделать с ней ничего не могут. Конечно, подобные люди нуждаются в защите государства и общества. Но что делать гражданам, которые поневоле стали соседями нездоровых людей? Возможно, жителям многоэтажки уже самим потребуется защита от больной женщины, которая однажды бросалась на соседей с ножом. Но, видно, пока она вместо щенков не начала душить живых людей, никакие меры приниматься не будут.

). Христос в Евангелии неоднократно призывает своих последователей оказывать помощь как нищим, заключенным, так и больным (см. и др.).

Во-вторых, Церковное душепопечение основывается на христианском взгляде на личность человека. Личность в христианской антропологии рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. И это единство достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа.
По словам преп. , «Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых устроить временную жизнь». В этом единстве – здоровье и норма человеческого бытия.
По утверждению свт. , духовную сферу в человеке составляют: «благоговение и жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога», а архиепископ , известный врач-хирург, писал, что «духовность есть высшее достижение человеческой души».
Единство и гармония всех сторон человеческой личности, состояние, которое было дано человеку в его первозданной чистоте, затем было утеряно в результате пренебрежения законами духовной жизни, теперь является заданным человеку, искомым состоянием: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (I Фес.5:23).Это завещание ап. Павла проходит через все века,
Соответственно указанным сферам личности и всякая болезнь имеет, в первую очередь, духовную, а уже затем психофизиологическую природу.
Таким образом, главной пастырской заботой в деле душепопечения о больном человеке всегда было нахождение корней болезни человека в его духовной сфере и врачевание этой сферы духовными средствами.

И, в-третьих, церковное душепопечение основывается на историческом опыте социального служения душевнобольным самой Церкви.
В период после гонения на , начиная с IV века, стали появляться благотворительные учреждения и монастыри. Они стали первыми обителями врачевания. Например, всем известна широкая благотворительная деятельность св. (379г.+»), в то время, когда он был епископом Кесарии. Им была открыта и врачебница для душевнобольных, которая называлась Василиадою. Также и другие епископы организовывали в своих епархиях в разное время подобные врачебницы.

Пришедшие из Греции в России первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. С момента крещения Руси врачевание находилось под непосредственным покровительством Православной Церкви. Великий князь Владимир в своем Уставе(996г.) объявлял больницы учреждениями, а «лечцов» (врачей) – людьми церковными, подвластными епископу. На Стоглавом соборе 1551 года Иван Грозный потребовал оказания содействия в призрении нищих и больных, к которым относились и «лишенные разума». По постановлению этого собора монастыри взяли на себя попечение о психически больных, в частности, совершивших преступления. Эти функции монастыри выполняли и раньше, но постановления Стоглавого собора уточнили и расширили их обязанности.

В этот период пастырского душепопечения господствовало религиозно-мистическое понимание всех психопатологических нарушений, психические болезни рассматривались как результат воздействия дьявола на душу человека или последствия первородного греха. Надо сказать, что даже в этот период у опытных духовников наблюдался дифференцированный подход к психическим больным. Их пастырский опыт позволял разграничивать патологические состояния людей, возникшие под воздействием демонских искушений, и переживания, явившиеся результатом болезненных природных процессов в психофизическом организме. Так, преподобный (VII в.) описывает признаки, по которым советует отличать «духовное прельщение» (духовное заблуждение) от душевных расстройств, развившихся «от естества».

С конца XVIII века в России стал происходить процесс секуляризации культуры и науки. В это же время от церкви начала отделяться и психиатрия, которая прошла период становления на основе рационалистических теорий. Человек и его душевные болезни стали областью исследования психиатрии как науки. Пастырское попечение о таких больных оказалось как бы и не нужным. Известные профессора, особенно за рубежом, высказывали свое отрицательное отношение к религии. Всякий немедицинский путь в постановке диагноза и лечение душевнобольных отвергался и порицался.

В начале XX века в психологии и психиатрии возникла необходимость целостного рассмотрения психических проявлений человека в норме и патологии, во всей полноте его духовного и психофизического бытия. В это время всем здравомыслящим психологам и психиатрам становится ясно, что все психиатрические рационалистические концепции и психологические обобщения не адекватны для объяснения религиозных переживаний. Ученые медики стали приходить к убеждению, что религиозный человек, его поведение, состояние и даже заблуждения должны восприниматься во всем целостном строе личности, который включает не только психофизиологическое, но и духовное бытие. Классик психиатрии С.С.Корсаков в 1901 году писал, что «каждому психически здоровому человеку присуще религиозное чувство». Религиозная потребность – это искание и неутолимая жажда Абсолютного, Вечного и Безусловного, искание Высшего Смысла. На западе «Сократом современности» Шелером издается в 1921 году «Существенная феноменология религии”, где делается попытка по возможности точно определить специфические черты религиозного переживания и дать анализ этих особенностей.

Такое развитие психиатрии, учитывавшей религиозные чувства и духовное бытие человека, было остановлено в России после октябрьского переворота 1917 года. Краеугольным камнем всякой науки, включая и психиатрию, стал воинствующий атеизм. Личность стала рассматриваться с психофизиологических точек зрения. Духовное понимание всякой болезни стало ненаучным и поэтому недопустимым. В Европе в XX веке психиатрия продолжала развиваться в основном на рационалистических идеях.

В последние годы по милости Божией в нашей стране стали вновь наводиться мосты между Церковью и психиатрией, которые освободились от тяжелого гнета тоталитарного атеистического государства. Стали проводиться научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей-психиатров. В декабре 1995 года в Москве состоялся первый семинар по пастырской медицине с приглашением психиатров. В 1997 году в Свято-Даниловом монастыре проходил пастырский семинар, посвященный этой теме. В психиатрических клиниках и интернатах стали открываться домовые храмы. Больные и врачи получили возможность духовно окормляться у православных пастырей.
В связи с появившейся уникальной возможностью совместного попечения о больных людях, как со стороны священства, так и со стороны врачей-психиатров перед нами встает ряд серьезных задач. Одна из основных задач, стоящих перед пастырем и врачом-психиатром, это анализ всех сфер личности, всех слоев бытия человека в целом. И надо сказать, что в зарубежной практике стала аксиомой необходимость такой совместной работы пастыря и психиатра. Сегодня – это веление времени, диктуемое интересами больных и широкого всестороннего понимания человеческой личности. Такая совместная работа, безусловно, необходима в сложных случаях течения болезни, как на этапе диагноза, так и на этапе лечения.
Как пишет профессор Д.Е.Мелехов в своем труде «Психиатрия и проблемы духовной жизни»: «Перед духовником, а также перед психиатром, если он верующий человек, стоит первая задача – поставить «духовный диагноз», т.е. необходимо определить, что в этих страданиях человека имеет непосредственно духовную причину и подлежит лечению духовнику. Одновременно надо установить, что в его переживаниях оказывается проявлением душевной болезни, имеющей причину в нарушениях мозговой деятельности или всего организма, а потому требует врачебной компетенции. Как правильно отмечено в Настольной книге священнослужителя (т.8): «Этап установления духовного диагноза более ответственный, нежели определение наличия и вида психического заболевания. Сюда относится определение уровня духовного развития человека, выяснение глубоко скрытого в тайниках его души личного отношения к Богу и ко греху, способность его сопротивляться силе греха. Здесь необходима компетенция умного и опытного пастыря, который имеет особый дар, проявляющиеся либо как присущая ему духовная прозорливость, либо как результат обобщения духовного опыта Церкви. Апостол Павел называл его даром различения духов, перечисляя дары Святого духа: слово мудрости, слово знания, вера, дар исцеления, чудотворения, пророчества, различение духов(-II ) «.

При установлении духовного диагноза пастырь может встретиться с таким психическим расстройством, которое является результатом воздействия злых духов на человека. В Священном Писании в Евангелии от описывается яркий случай исцеления больного в Гадаринской стране, который был одержан злыми духами. Бесоодержимость ныне довольно распространенное явление. Два обстоятельства отличают бесоодержимого человека от первичного психотика. Первое – злые духи знают Бога и трепещут перед силою Креста Христова, молитвы, святой воды, Св. Христовых Таин. Второе – психические поведенческие расстройства у бесоодержимых людей носят оттенок насильственности. Отличительной особенностью также является критическое отношение к себе одержимого человека. После изгнания злого духа из страждущего человека у него наблюдается полная сохранность психического здоровья.
В практике пастырского душепопечения состояния бесоодержания имеют свои разграничения. Бесноватостью можно назвать состояние, когда человек теряет всякое самосознание. Одержимость же есть частичная плененность души злой силой. В обычной действительности мы становимся одержимы, когда порабощаемся своим страстям и порокам.
Архиепископ говорил по этому поводу: «Причины многих душевных болезней неизвестны ученейшим психиатрам. Не знаем мы и причины буйного помешательства. Но мне представляется несомненным, что в числе буйно помешанных есть известный процент подлинно бесноватых». Не потому ли в психиатрической лечебнице очень тяжелый «дух», что в ней есть такая категория больных, которая не переносит ничего церковного, будь то молитва, окропление Святой водой, запах ладана и т.д.

В социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) §11.5, принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000г., указано, что «представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами».

Болезнь души – это сокровенная тайна. Архиепископ утверждал, что «на фоне душевных болезней разрушается тончайшая нервная ткань, и образуются пустоты, через которые душа становится наиболее уязвима к дьявольскому воздействию. Таким образом, возникшая от естества болезнь как бы обнажает душу». Не оттого ли определенные психопатологические проявления так явственно напоминают поведение одержимых. Для того чтобы можно было легче разграничивать, где случаи истинного психического заболевания, а где случаи психических расстройств, вызванных духовными причинами, священник и практикующий врач Сергей Филимонов в своей книге « , больница, больной» указывает на наиболее распространенные симптомы духовного заболевания у человека. В этой же книге отец Сергий как пастырь дает и советы духовно болящим людям, направляя их для излечения своих недугов в Лоно Святой Православной Церкви.

В своем повседневном служении пастырю приходится нередко встречаться и со случаями окормления психических больных. Эти случаи рассматривает такая богословская дисциплина как пастырская психиатрия. Архимандрит пишет, «что существуют состояния души, которые трудно определить категориями нравственного богословия и которые не входят в понятия добра и зла. Эти состояния принадлежат не к аскетической области, но к психопатологической и развиваются от плоти, от естества». В случае окормления психически больного пастырю необходимо попытаться определить, какое место религиозные переживания занимают в общей структуре личности человека. Как указывает проф. Д.Е. Мелехов, «они могут быть в случаях патологии непосредственным отражением симптомов болезни или могут быть проявлениями здоровой личности, и тогда при наличии болезни, они помогают больному сопротивляться ей, приспосабливаться к ней и компенсировать дефекты, внесенные болезнью в личность больного. Вот почему для врача недопустимо при исследовании больного «сходу» трактовать всякое религиозное переживание как патологию или заблуждение и тут же в процессе исследования начинать антирелигиозную пропаганду или демонстрировать свое элементарное, догматически-материалистическое отношение к религиозным исканиям и сомнениям своего пациента».

При остром протекании психического заболевания верующему больному необходима помощь, в первую очередь, психиатра. Пастырю оставляется возможность усиленной молитвы за такого больного, так как пастырские наставления в данный момент не могут быть восприняты страждущим адекватно. По мере его выздоровления «удельный вес» психиатрической помощи будет ослабевать, духовной – напротив, возрастать. Выше описанное лишь эскизно изображает такую сложную область знаний как пастырская психиатрия.

К сожалению, у некоторых священнослужителей сложилось мнение о нецелесообразности психиатрической помощи как таковой. Душевные болезни ими воспринимаются либо как результат воздействия злого духа, либо – как следствие греховного повреждения души. Опыт показывает, что такого рода пастырские умозаключения не улучшают психического состояния болящих пасомых. Приведем ответ старца, насельника Свято-Троице-Сергиевой Лавры, архимандрита Кирилла (Павлова) психически больной женщине на ее вопрос обращаться ли ей к психиатру или нет. Старец ей написал: «обратиться к психиатру можно, но надо и помолиться, чтобы Господь, если есть на то святая Его воля, через врача исцелил Ваше заболевание». В помощь священнику проф. Д.Е.Мелехов указывает в своих работах, какие психопатологические состояния могут быть поводом для обращения к медицинской компетенции.

С точки зрения пастырского душепопечения душевное заболевание, как и телесное, – это Господом возложенный крест ради спасения души человека. По поводу того, как нужно пастырю вести дело окормления душевно больных хорошо пишет прот. Владимир Воробьев: «Священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная – это не позор. Это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние, это – крест. Такой человек чего-то не может делать так, как делают здоровые люди. Но он может смиряться и должен смиряться. Он многого не понимает, но должен слушаться. И если такому больному удается объяснить, что он должен смиряться, тогда все в порядке. Он обязательно реабилитируется и сможет жить в Церкви благополучно. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни благодатная жизнь…»

Традиционно принято считать, что большинство психотической патологии мало излечимо. Опыт показывает, что это действительно так. Но даже тяжело душевно больные могут жить благодатною жизнью в Церкви при условии сохранения у них здорового духовного ядра личности. На лицах таких больных видна особая печать просветленности и духовности, что делает их духовно красивыми и привлекательными.

Выше шла речь о душепопечении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, которые могут иметь биологическую природу или быть связанными с одержимостью души злыми духами. Вместе с тем, существует большая группа психических расстройств, именующихся в клинике как «пограничная патология (т.е. принципиально обратимая). К этой группе относятся неврозы, депрессивные состояния, психосоматозы, психопатии и др. Страдания этих людей, как считает московский врач-психиатр Авдеев Д.А., являются во многом следствием их личностно-характерологического склада, который определяется духовными причинами. Роль и ответственность пастыря в окормлении таких больных, очевидно, резко возрастает.

Становление психотерапии, которая и должна врачевать вышеперечисленные психические расстройства относят обычно на конец XIX века. Нельзя не отметить, что долгое время перед тем психотерапевтическую миссию по праву несли священники. Как пишет известный врач-психотерапевт Невярович В.К. в своем труде «Терапия души»: «Психотерапия вобрала в себя и немало позаимствовала из пастырства и духовного врачевания (нравственное воздействие словом, сокровенность встречи, искренность и сопереживание страждущему и другие формы); вначале труд психотерапевта во многом напоминал труд священника (за исключением богослужения и таинств), только в миру… В святоотеческом учении содержатся настолько глубоко и убедительно раскрытые аспекты, касающиеся терапии души, что не обратиться к ним и не использовать их вместо сомнительного рода модных психотехник, где наряду с каплей истины море лжи, было бы не только не разумно, но и преступно»… В социальной концепции РПЦ в §11,5 говорится, что «нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и уничижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия».

«Психотерапия, наполненная духовным смыслом, святоотеческими высоконравственными идеалами, не только имеет право на существование, но, вне всякого сомнения, рано поздно должна занять решающее место в целительстве человеческой души, способствуя ее спасению через истинную Православную веру в лоне Святой Апостольской Церкви Христа», – считает Невярович В.К.

А вот как раскрывает смысл и суть психотерапевтического воздействия архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): « Психотерапия, состоящая в словесном, вернее духовном воздействии врача на больного, – общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней». Здесь делается акцент не на словесном, а духовном воздействии. Ибо не одухотворенное живительной силой духа слово есть пустая форма, шелуха. «Поэтому лишено всякого смысла говорить о духовном врачевании, если нет любви в сердце врачевателя, цельной веры, божественного горения и праведности на устах, но более в делах и реальной жизни», – пишет Невярович В.К.

В наше время резко возросло число душевнобольных людей, что является исполнением святоотеческих пророчеств, и в особенности их много в церкви. Сегодня люди ожидают от священнослужителей психотерапевтической помощи, которая является одной из форм духовной помощи, частью пастырского душепопечения. Главный врач одного из психодиспансеров Ивановской области в беседе со священником воскликнул: «Слава Богу, что открылось так много храмов, а то бы мы захлебнулись в потоке больных!»

Такая пастырская помощь особенно актуальна тогда, когда больной закрыт для неверующего врача, не доверяет ему, считая, что неверующий не может иметь правильных представлений о том, что происходит в его православной душе.
Таким образом, священник должен уметь оказать посильную психологическую помощь пришедшему к нему человеку и для этого ему необходимо обладать хотя бы минимальным набором начальных знаний в этой области. Для этого пастырь может обратиться к трудам святителя , который по праву считается Небесным Покровителем Пастырской Психологии как научно-богословского направления.

Роль пастыря в окормлении лиц с психическими расстройствами велика потому, что большинство психических расстройств, относящихся к области малой психиатрии – это болезни личности, возникающие, как правило, от игнорирования духовных потребностей, безбожия, духовной слепоты. Профессор Д.Е.Мелехов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. «Вера же есть смирение», – говорит св. Варсануфий Великий. Этому и должен, в первую очередь, научать пастырь своих пасомых.
Рассмотрим такое широко распространенное в наше время психическое расстройство как невроз. Как известно, невроз развивается ввиду конфликта личности с собой или другими людьми, т. е. это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. Справедливо неврозы иногда называют запущенной формой страстей. Другими словами, грех определяет духовную почву для возникновения невроза. И поэтому невроз является чутким нравственным барометром и связь его с духовной сферой человека очевидна. По этому поводу священник писал: «…Нервность и т.д., мне кажется, просто виды греха, а, именно, гордости. Самый главный неврастеник – диавол. Можно ли представить неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого?»

По мнению профессора Д.Е.Мелехова компетенция психотерапевта – это рассмотрение психотравмирующих факторов или дефектов воспитания, компетенция духовника – помощь в преодолении нравственных причин болезни, мобилизация сил на активное противостояние ей, и, главное, помощь в покаянном раскрытии души к Богу, исторжение из души самих корней болезни.

Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь собственные духовные ценности, которые определяли бы его работу с пациентами. Без собственной духовной платформы врач не сумеет различить психосоциальные и биологические причины заболеваний от экзистенциональных, мировоззренческих. Если же врач-психотерапевт является православным, то по желанию и просьбе больного, он должен помочь ему найти путь к Богу. «В этом случае слово специалиста, – как пишет, исходя из врачебного опыта, Авдеев Д.А., будет подкрепляться благодатной силой Божией, укажет дорогу к тому, Который – Истина, Путь и Жизнь!»

Конечно, как правильно указывает игумен Евмений, у православного врача не должно возникать соблазна, навязывать религиозные ценности под видом психотерапевтической помощи. («Вам поможет только исповедь и Св. Причастие! Пока вы не примете Св. Крещение, я не буду Вас лечить!» и т.п.) Это является нарушением врачебной этики. Человек должен сознательно прийти к Богу, Церкви, Таинствам. Бог является только конечной целью всех устремлений человека, но не средством к достижению физического или психического здоровья.

Врач не должен подменять собой священника. Он лишь предшествует ему. «Доктор, как указывает врач Авдеев Д.А., иногда представляет собой «заслон» от того, чтобы пациент не впал в еще большие искушения и грехи (алкоголь, блуд, самоубийство)». Также и священник не должен подменять собою врача, оказывая духовную помощь лицам с психическими расстройствами.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать общий вывод, что совместная работа пастырей Церкви и врачей-психиатров в деле поддержания и сохранения психического здоровья населения – это давно назревшая необходимость, уникальная возможность сегодняшнего дня, требование людей и веление времени. Общими усилиями, доверяя и помогая друг другу, пастыри и врачи должны спасти наш народ от таких страшных бед, как повальная алкоголизация и наркотизация, от наплыва тоталитарных сект, оккультных врачевателей и психотехник, от постоянно растущей невротизации и психической деградации, корнем которых является бездуховность, потеря истинных ценностей и смысла жизни.
Какой будет Россия завтра, зависит во многом от нас с вами, пастырей и врачей, от нашей веры и духовности. С каждого из нас спросится за каждый нами прожитый день, за каждого человека, который обратился к нам за помощью и советом.

Используемая литература:
1) Новый Завет, изд. Московской патриархии, М. 1994
2) Настольная книга священнослужителя, т. 8, М., 1988
3) Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ. Москва, 13-16 августа 2000 г. сб. докладов и документов, С.-Петербург, 2000
4) Проф. Архимандрит , Православное пастырское служение, изд. журнала «Вечное», Париж, 1957
5) игумен Евмений. Пастырская помощь душевнобольным, изд-во «Свет Православия» Макариев-Решемская обитель, 1999
6) священник Сергей Филимонов, Церковь, больница, больной, С.-Петербург, 1999
7) сб. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни, М. 1997
8) Невярович В.К. Терапия души, М.,2000
9) Авдеев Д.А. «В помощь страждущей душе,»М., 2000.



2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.