Инновационная деятельность предприятия. Инновации в малом бизнесе

Малый бизнес как важнейший участник инновационного процесса

В настоящее время разработки в области инноваций широко осуществляются во всех высокоразвитых странах. Как правило, эту важнейшую функцию возлагают именно на малое предпринимательство.

Малые инновационные предприятия принимают участие в процессе, направленном на применение результатов научно-исследовательских разработок либо иных научно-технических достижений на практике при создании нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса. Они доводят научные исследования и разработки до готового продукта, выпускаемого при этом на рынок малыми сериями. Таким образом, малые инновационные предприятия играют связующую роль между наукой, производством и рынком, осуществляют продвижение инновационных разработок на рынок.

Замечание 1

В последнее время широко распространены малые инновационные предприятия, создаваемые на базе высших учебных заведений (бизнес-инкубаторы, учебно-научно-инновационные комплексы и т.д.). По сути, подобные предприятия являются связующим звеном между наукой и реальным сектором экономики страны. Малые инновационные предприятия, созданные высшими учебными заведениями с целью коммерциализации результатов научно-исследовательских работ, часто называют «спин-офф предприятиями» (в переводе с английского spin-off означает «раскручиваться»).

Значимая роль малых предприятий в инновационном процессе обусловлена их большей конкурентоспособностью и динамичностью. Они разрабатывают самые современные средства производства и технологии, выступая стратегическим инструментом модернизации и катализатором развития экономики.

Инновационная продукция малого бизнеса

Благодаря деятельности малого предпринимательства потенциальный научно-технический прогресс воплощается в новых продуктах и технологиях. Иными словами, конечным результатом инновационной деятельности малых предприятий являются инновации.

Определение 1

Инновация (англ. innovation) – это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, которое основано на использовании достижений науки и передового опыта. Инновация реализуется в виде нового или значительно усовершенствованного продукта.

К техническим инновациям относят различные продуктовые и технологические инновации (появление персональных компьютеров, мобильных телефонов, различных бытовых приборов, разнообразного программного обеспечения, энергосберегающих технологий и т.д.).

Примером экономических инноваций может послужить появление микрофинансирования как альтернативы банковскому кредитованию.

К организационным инновациям относят внедрение новых методов управления в хозяйственную деятельность предприятия, либо во внутрикорпоративные отношения или отношения предприятия с контрагентами. К подобным инновациям относят различные мероприятия, направленные на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия посредством снижения административных издержек, стоимости поставок, повышения психологического климата в коллективе или его обучения. Например, появление аутсорсинга, кадровых агентств, различных учебно-тренинговых центров и т.д.

Преимущества и недостатки создания малых инновационных предприятий

Можно выделить следующие преимущества создания малых инновационных предприятий:

  • гибкость и быстрота принятия управленческих решений;
  • быстрая адаптация к меняющимся рыночным требованиям;
  • возможность прямого контакта с потребителями инновационной продукции;
  • возможность реализации творческого потенциала работников;
  • увеличение занятости населения и повышение сбора налогов и т.д.

Недостатками создания малых инновационных предприятий являются:

  • высокий уровень риска;
  • конкуренция со стороны крупных фирм;
  • сложности получения финансирования и кредитования;
  • ориентированность на небольшие группы потребителей и т.д.

Таким образом, в инновационной деятельности малых предприятий имеются определенные барьеры. Очевидно, что для стимулирования активной инновационной предпринимательской деятельности и успешного функционирования малых инновационных предприятий необходима государственная поддержка.

Новинькова Лариса Валентиновна,
у
читель немецкого языка ГБОУ
гимназии №42 Приморского района

Современная образовательная практика системы развивающего обучения требует от педагогов обновления всего учебно-воспитательного процесса, его стиля, изменения работы учителя и ученика, мыслимого не объектом обучения в традиционной школе, а субъектом деятельности. И это естественный процесс. Развивающее обучение - это развивающаяся система.

В русле развивающегося обучения, формирующего, учебную деятельность, обеспечивая полноценное усвоение знаний, и тем самым непосредственно влияющего на умственное развитие, появилось новое направление, названное инновационным обучением, способствующим переводу учебно-познавательной деятельности обучающихся на уровень продуктивного творчества.

Изменения в организации, в способах работы школы, построении учебного процесса - инновации в системе развивающего обучения при сохранении решений основных задач, которые решаются за счет особого предметного содержания в данной образовательной системе. Определенные изменения в содержании, которые вносят авторы учебных предметов, нельзя называть инновацией. Это есть закономерный процесс совершенствования учебно-методического комплекта с учетом развития самой системы.

Если говорить о серьезных изменениях в содержании обучения, то они, прежде всего, должны быть связаны с изучением и пониманием переходных возрастов. В этом направлении ведутся исследования. Поэтому изменения в содержании обучения с учетом особенностей переходных возрастов детей - дело будущего.

В связи с модернизацией образования, с введением ЕГЭ в штатный режим резко обозначилось отсутствие четких критериев отслеживания результатов качества образования. Поэтому в современной школе должна проводиться комплексная контрольная работа в тестовой форме для определения качества преподавания учебных дисциплин, качества знаний (уровня знаний, умений и навыков) учащихся. Особенностью такой работы является единая система оценки знаний учащихся, что исключает субъективный подход учителя в оценке работы учащихся. Такая система административного контроля позволяет получить сравнительную характеристику состояния преподавания предмета по классам, соответствие его требуемому стандарту обучения. Гласность результатов работы стимулирует учителя к добросовестному отношению к своей работе, качественному проведению уроков, системы индивидуальной работы, направленной на конечный результат.

Одной из ключевых проблем при внедрении инноваций в школьном обучении остается отсутствие стандартизированных требований к инновационной деятельности и управлению ею на всех уровнях образовательной системы. При всем при этом нельзя не отметить хотя и незначительные, но изменения, происходящие под воздействием инноваций в педагогической деятельности по следующим направлениям:

. в качестве и содержании подготовки учителей в школе,

. в развитии творческой инициативы педагогов (выступили на школьных педагогических чтениях),

. в выборе и внедрении новых форм и методов обучения и воспитания учащихся в части обеспечения научно-методическим материалом по инновационной проблематике (тематика заседаний),

. в росте стремления учителей к самопознанию и самосовершенствованию, необходимых для осуществления инновационной педагогической деятельности (выбор тем самообразования).

Инновация в строгом смысле слова - это новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Таким образом, современная инновационная школа - это такая школа, в которой обучение школьников происходит с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике (использование компьютера не только на уроках информатики, а еще и на других уроках). Это позволяет проводить контрольные тесты на уроках иностранного языка с моментальной автоматической проверкой знаний.

Но не только этим характеризуется инновационная школа. Чтобы подробнее все объяснить, сравним такую школу с традиционной:

. По характеристике личности, которую стремится формировать педагог:

В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта. В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях.

. По характеристике дидактических целей:

В традиционной школе всегда делался акцент на воспроизведении готовых знаний, в инновационной же педагоги стремятся сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений.

. По характеристике воспитательных целей:

В традиционной школе налицо приоритет воспитания, провозглашающий это самое воспитание как культивирование самостоятельности, сотрудничества только при необходимости, как воспитание в ребенке четкой нравственной и мировоззренческой позиции. В инновационной же школе учитель работает под девизом: «Обучая, я в оспитываю; воспитывая, я обучаю!». Не разделяя эти два процесса, педагог воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей.

. По характеристике развивающих целей

В традиционной школе развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика. В школе инновационной, напротив, доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику.

. По характеру отношений между учителем и учеником

В традиционной школе отношения типа субъект-объект, то есть учитель - это кто обучает, ученики - это те, кого обучают. В инновационной школе - субъект- субъект, то есть учитель и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения.

Таким образом, основные направления инновационной деятельности в школе являются:

. Разработка и внедрение модели управления качеством современного образования.

. Реализация Программы информатизации образовательного процесса.

. Апробирование и внедрение инноваций в оценке учебной деятельности учащихся профильной школы.

. Создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала школьников.

. Использование информационных технологий в системе управления школой.

. Обеспечение качественного образования школьников.

. Качественная подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ.

. К направлениям инновационной деятельности в школе можно отнести:

. Создание современной инновационной среды в школе.

. Управление качеством современного образования.

. Информатизация учебно-воспитательного процесса.

Педагогический дизайн мультимедийного урока

В научно-педагогической литературе и в специализированных периодических изданиях все чаще и чаще появляются статьи и целые брошюры об использовании мультимедийных технологий в образовательном процессе. Налицо их неоспоримые преимущества. Действительно, мультимедийные технологии - это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Большинство учителей предпочитает использовать один компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом.

Подготовка подобных уроков требует более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока - в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности.

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

Большой объем написанного плохо воспринимается школьниками с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком.

Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им устную информацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации.

Таким образом, использование мультимедийных средств на уроках иностранного языка позволяет учителю в большей степени учитывать интересы каждого учащегося, реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, резко повысив мотивацию изучения данного предмета. Эффективность учебного процесса по иностранному языку складывается из многих составляющих, среди которых -средствам принадлежит одно из ведущих мест, так как их использование позволяет решать основную задачу обучения иностранному языку в средней школе, то есть обучение устно-речевому общению.

Спецификой преподавания иностранных языков является необходимость привлечения обширной информации о культуре страны изучаемого языка. Такого рода информация содержит значительное количество национально-специфических элементов- реалий, которые, в свою очередь, готовят массу проблем в понимании их учащимися.

Рождается “эффект присутствия” и “ эффект соучастия”, способствующий повышению интереса учащихся к воспринимаемому материалу, что несомненно сказывается на качестве их речи, эмоциональной окрашенности. Включение аутентичных видеоматериалов в мультимедийные уроки в процессе формирования иноязычной речи создает предпосылки для осуществления обучения на материале звучащей речи носителей языка, функционирующей в естественных условиях общения.

Проблем. Многие компании предпринимают похожие шаги, чтобы опережать в развитии стремительно меняющие рынок стартапы, такие как Uber, WhatsApp, Slack и Snap. И когда внутренних исследовательских ресурсов для этого недостаточно, компании запускают дополнительные инновационные программы в самых разных формах, в зависимости от сферы интересов.

Авторы нового доклада под названием «Необходимость корпоративных инноваций: как крупные компании пытаются избежать потери позиций, усиливая свою экосистему» Джеремайя Овайянг (Jeremiah Owyang) и Джейми Сцимански (Jaimi Szymanski) из организации Crowd Companies оценили, как различные корпорации меняют свою тактику, чтобы сохранять свою актуальность и нужный темп инноваций в долгосрочной перспективе.

На протяжении шести месяцев команда Оваянга общалась с представителями 40 крупных брендов, чтобы узнать, что именно в этих компаниях понимают под словом «инновации», и выделить стремление этих компаний «внести ощутимый вклад».

Главные задачи на пути инновационного процесса. Источник: Crowd Companies

10 видов корпоративных инновационных программ

В последнее время тема корпоративных инноваций обсуждается очень активно, но о том, чем именно занимаются эти программы, принято говорить очень поверхностно. В «Необходимости корпоративных инноваций» подробнее рассказано о том, какие конкретные шаги предпринимают компании: сводят вместе собственные исследовательские команды, поощряют предпринимательские начинания внутри компании, открывают инновационные хабы или же инвестируют и покупают стартапы. В докладе приведены плюсы и минусы десяти типов программ, и, по мнению Оваянга, некоторые из этих типов можно даже комбинировать между собой.

«В определенных условиях программы можно совмещать, – объяснил он VentureBeat. – К примеру, инновационный пост может выполнять функции акселератора (как представители Fujitsu в коворкинге RocketSpace). Или же образовательная программа может обладать элементами инновационного поста – как, к примеру, эксперименты компании Lowe в Университете сингулярности в Маунтин-Вью. Самые продвинутые компании могут вести несколько программ одновременно, причем эти программы могут пересекаться в зависимости от их организационной структуры.

1. Профильная инновационная группа

Такие программы сосредоточены внутри компании, в нее могут входить сотрудники и полной и частичной занятостью, работающие над созданием стратегии и контролем инновационных программ. Однако специалистов в такие команды стоит выбирать очень тщательно – они должны иметь опыт в общении с другими подразделениями и уметь повлиять на позицию всей компании.

По мнению Оваянга, профильные инновационные команды могут сотрудничать не только с традиционными R&D-подразделениями, но и отделов операционной деятельности или работы с клиентами. Между тем, один из главных недостатков таких программ – нехватка общей координации в компании, особенно когда дело касается принятия решений.

2. Научно-инновационный центр

Компаниям, которым ближе более комплексный подход, стоит обратить внимание на идею инновационных центров, или центров передового опыта, в работе которых принимают участие различные подразделения, в том числе отделы маркетинга, связей с общественностью, работы с персоналом, информационных технологий и разработки продукта. Участники таких программ получают серьезные лидерские полномочия. По словам Оваянга, главная цель инновационного центра – приводить инновации к единому стандарту и распространять их по всей организации.

Центр передового опыта становится полезен, когда нужно обеспечить слаженность работы всех подразделений в осуществлении «полноценного культурного сдвига». Недостаток данного подхода в том, что его участники не занимаются этим на полную ставку, то есть уровень их вовлеченности в процесс может сильно различаться.

10 типов корпоративных инновационных программ, выделенные в Crowd Companies. Источник: Crowd Companies

3. Программа внутреннего предпринимательства

Этот вариант программ нацелен на работу с предпринимателями, которые являются сотрудниками организации. В каком-то смысле это похоже на позиции штатных предпринимателей (EIR) в венчурных фондах. В данном случае компании помогают сотрудникам, инвестируя в их идеи по улучшению клиентского опыта и продукта, а также по решению их собственных профессиональных задач.

Оваянг считает, что такие программы внутреннего предпринимательства являются «эффективным и выгодным способом выявлять идеи и совместно развивать бизнес». Однако не каждая организация будет готова полностью довериться своему сотруднику, обеспечить все необходимые для реализации идеи ресурсы и при этом пойти на риск неудачи.

4. Открытые инновации ( или внутренний инкубатор)

Существуют и такие программы, которые помимо использования внутренних ресурсов подразумевают работу с независимыми партнерами. Первый подвид – открытые инновации, для продвижения которых компании приглашают стартапы работать в собственных офисах и обеспечивают этим предпринимателям финансирования, поддержку и прочие ресурсы. Еще один способ – хакатоны, наподобие тех, что проводят в Кремниевой долине такие компании, как Google, Twilio, Twitter, Facebook и другие. В рамках этих мероприятий компьютерные специалисты собираются, чтобы проверить свои навыки и помочь компаниям решить их профильные задачи.

Главное преимущество программ открытых инноваций – оперативное прототипирование идей. В конце концов, внутренние специалисты могут погрязнуть в рутине, и преодолеть трудности может помочь свежий взгляд со стороны. Компании могут организовывать акселераторы по примеру тех, что уже созданы в Citrix, Citi, Intel, MasterCard, Orange, Target, Qualcomm и многих других корпорациях . В плане поддержки стартапов компании могут обеспечивать определенный объем инвестирования, в обмен получая максимум знаний об индустрии в период от трех до шести месяцев, пока стартап дорабатывает свой продукт.

Программы открытых инноваций могут привести к сокращению времени выхода на рынок и появлению новых точек зрения на решение старых задач. Тем не менее, Оваянг отмечает, что результаты таких исследований «часто рассматриваются в отрыве от остальных инновационных шагов компании» и обходятся дороже, так как подразумевают долгосрочные меры.

Источник: Flickr

5. Инновационные экскурсии

Если компания не готова пригласить стартапы к себе, можно выйти в свет самостоятельно. Представители из руководства корпорации могут отправиться на «экскурсию» к стартапам или компаниям, которые считаются лидерами определенного рынка или категории продуктов. Компания слушает выступления спикеров, проводит переговоры с партнерами, а затем делится полученными идеями и опытом с коллегами.

Такие программы позволяют топ-менеджменту расширять кругозор и находить партнеров, которые могли бы преобразить культуру и вдохновить на запуск новых программ. Однако польза таких программ может быстро сойти на нет, и если руководство не решится на изменения сразу после экскурсии, все вернется к статусу кво.

6. Инновационные представительства

Инновации далеко не всегда сосредотачиваются вокруг офисов крупных корпораций, поэтому многие компании организовывают «представительства» в особенно развитых регионах, таких как Кремниевая долина, Нью-Йорк, Лондон и Азия. Задача таких офисов – определить главные направления работы конкретной экосистемы и передать эти сведения в главный офис компании. По словам Оваянга, некоторые представительства организовывают мероприятия, принимают у себя партнеров и стартапы, поэтому их деятельность часто пересекается с работой внутренних программ акселерации.

Преимущество инновационных представительств в том, что так компании могут лучше собирать и обмениваться знаниями со стартапами, налаживая партнерские отношения и экспериментируя с разными идеями. С другой стороны, недостатком такого подхода является то, что в компаниях часто до конца не продумывают свои цели и обязанности сотрудников, прежде чем двигаться дальше.

Наиболее популярные типы корпоративных инноваций по данным Crowd Companies. Источник: Crowd Companies

7. Партнерство с технологическими центрами/университетами

Стартапы – не единственный источник вдохновения для компаний. Некоторые компании создают инновации совместно с представителями академической среды. И речь не только об университетах: многие центры инженерной подготовки также выпускают специалистов, которые способны принести много пользы благодаря свежему взгляду и мотивации.

Сотрудничая с образовательными учреждениями, компании могут оперативно отслеживать новейшие достижения науки и техники и сразу внедрять их в свои продукты. Также эти учреждения становятся поставщиками новых кадров, которые в будущем могут прийти на работу в компанию. Тем не менее, плоды такого сотрудничества не всегда могут приносить выгоду компании, так как обычно право на интеллектуальную собственность остается у университета, а не компании.

8. Партнерские программы акселерации

Компании могут запускать собственные инкубаторы и акселераторы, но для них не всегда удается правильно выбрать участников, особенно в самом начале работы. Как выбрать те стартапы, которые точно принесут пользу организации, и при этом не помешать органичному развитию самого стартапа? В такой ситуации становятся актуальными партнерские программы акселерации: такие компании, как TechStars, Orange Fab и другие помогут корпорации все правильно организовать.

Недостаток такого аутсорсинга в том, что корпорации имеют лишь ограниченные возможности по управлению программой и выбору типов стартапов для участия в программе.

Выпуск программы TechStars в 2010 году. Фото: Роберт Скоубл/Flickr

9. Инвестиции в стартап

Надежный способ разобраться в тонкостях инновационного процесса – иметь долю в стартапе, который работает в интересующей вас сфере. В отчете говорится, что множество компаний становятся владельцами доли в стартапах. Такие шаги помогают компаниям лучше понять то чем занимаются стартапы, а доля во владении позволяет им получать актуальные новости о работе.

«Это стратегически правильный способ участия в разработке технологии, продукта или сервиса, который потом может перейти во владение корпорации, если она купит стартап», – объясняется в докладе.

Недостатком такого подхода является его стоимость, которая может варьироваться в широких пределах в зависимости от количества вложений и стадии, на которых совершались инвестиции. Не стоит забывать и то, что далеко не все стартапы добиваются успеха.

10. Покупка стартапов

Разумеется, последним из описанных в докладе способов стало приобретение стартапов. Компания может продолжать свою деятельность в привычном темпе и рассчитывать, что приобретение перспективного стартапа приведет к развитию инноваций внутри компании. Такой симбиоз лучше дает понять те цели, которые преследует компания в плане разработки продуктов, услуг или взаимодействия с клиентами.

Однако покупка стартапов может быть дорогим предприятием, а также этому могут мешать нежелание самого стартапа или культурные противоречия. Чем известнее будет стартап на момент переговоров и приобретении, тем сложнее будет интегрировать его в работу корпорации.

«Корпорации стараются не отставать от технического прогресса, но настоящие трудности лежат во внутренней культуре. “Технические проблемы” – это и не проблемы вовсе, – объясняет Оваянг. – Успешные компании стремятся в первую очередь заложить основу, привлекая правильных исполнителей и наделяя их нужными возможностями, а не совершать крупные сделки без необходимого фокуса, ресурсов и целей».

Кто должен стоять во главе перемен?

Собирательный образ специалиста по корпоративным инвестициям.

Введение

Инновационная деятельностьпредприятия

1.1. Сущность инновационной деятельности

1.2. Инновационное развитие фирмы – основа повышения

эффективности её деятельности

1.3. Основные направления инновационного развития организации

Заключение

Практическая часть

Список литературы

Введение

Инновационный процесс - это процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации.

Инновация - это превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют важное значение для повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

Инновационная деятельность - это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособности и получении прибыли. Следовательно, оно должно отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону достигнутое на данный момент времени рыночное равновесие.

Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.

Глава 1. Инновационная деятельность предприятия

1.1. Сущность инновационной деятельности

Инновационное развитие организации в современных условиях - неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства. Однако российская экономика несет в себе наследие планово-административной экономики, в которой важная роль внедрения инноваций отводилась только в перспективных отраслях. Руководители многих предприятий, организаций и фирм до сих пор не осознают первостепенность научно-технического развития своих объектов и не придают большого значения повышению качества продукции и услуг, предпочитая экономию на затратах как способ максимизации прибыли. Это сразу снижает адаптивность организаций к изменениям во внешней среде и делает их неконкурентоспособными в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что роль инноваций в экономике велика. Они как проявление НТП помогают изменять и совершенствовать не только товары и услуги, но и систему управления организациями, приводя ее в соответствие с требованиями современной среды. Таким образом, инновации в организации выступают формой проявления научно-технического прогресса на микроуровне.

Инновационная деятельность, несмотря на перспективность, может сыграть и отрицательную роль в том случае, когда работа инновационного отдела в структуре организации существует сама по себе и его усилия направлены на достижение своих собственных целей. В результате значительные инвестиции на инновации работают «впустую», то есть не направлены на достижение главной цели организации.

Инновация как результат творческой и инвестиционной деятельности направлена на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентоспособности фирмы, товаров и услуг и увеличение за счет этого прибыли фирмы.

Инвестиции - вложения средств с целью сохранения и увеличения капитала. В состав инвестиций входят основной, оборотный капитал, нематериальные активы.

Инвестор - это юридическое или физическое лицо, вкладывающее инвестиции в инновацию.

Из сказанного вытекают три возможных критерия классификации нововведений:

степень новизны для фирмы;

характер концепции, на которой основано нововведение;

интенсивность нововведения.

Степень новизны нововведения во многом определяет уровень его конкурентоспособности. Чем дальше фирма углубляется в новые области, тем выше становится стратегический риск.

С точки зрения новизны следует различать следующие товары:

товары мировой новизны;

товары, новые для фирмы;

расширение имеющейся гаммы товаров;

обновленные товары;

изменение позиционирования товара;

сокращение издержек (снижение цены).

1.2. Инновационное развитие фирмы – основа повышения

эффективности её деятельности

Научно-технический прогресс (НТП) - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, а в итоге - повышение благосостояния нации. НТП имеет большое значение для обеспечения системы национальной безопасности и обороны.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах (табл. 1.2).

Таблица 2.1

Формы научно-технического прогресса

Формы НТП

Сроки и сущность

Характеристики

Эволюционная

Может длиться достаточно долго и обеспечивать существенные экономические результаты (особенно на начальных этапах)

Постепенное и непрерывное совершенствование традиционных технических средств и технологий; накопление базы для коренных преобразований

Революционная

Происходят качественные изменения в материально-технической базе производства в относительно короткие сроки. Способствует быстрому развитию производств, определяющих техническое перевооружение национальной экономики

Базируется на достижениях науки и техники. Характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, новых технологических процессов, прогрессивных материалов

Взаимосвязь этих двух форм проявляется в следующем: НТП составляет базу для коренных преобразований в области науки и техники, то есть способствует научно-технической революции (НТР). НТР, в свою очередь, ускоряет НТП, выводит его на качественно новый уровень.

Эффективность инновационного (научно-технического) развития организации определяется исходя из соотношения эффекта и вызвавших его затрат. Затраты на совершенствование технологии и организации производства влияют на нормативы трудоемкости, расхода материала и производительность оборудования, что в конечном счете отражается на себестоимости продукции. Планирование затрат на совершенствование технологии состоит в определении величин приращения этих затрат, обеспечивающих желаемые приращения значений указанных нормативов. Эффективность - относительная величина, измеряемая в долях единицы или в процентах и характеризующая результат произведенных затрат. Критерием эффективности выступает максимизация эффекта (прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат (издержек производства) на достижение заданного эффекта.

В последние годы большое значение приобрела проблема системного реформирования российских предприятий. Встает вопрос о кардинальном изменении технологии производства, что связано с инновационной стратегией предприятий, организаций и фирм. Эффективная разработка и внедрение инноваций позволяют предприятию успешно функционировать в уже освоенных областях и открывают возможности выхода на новые направления. Особую роль это приобретает в условиях рыночной экономики, характеризующейся быстрым изменением конъюнктуры и активной конкурентной борьбой предприятий. На успех реализации инноваций в организации оказывают влияние множество факторов, в том числе наличие научно-технического потенциала, производственно-технической базы, основных видов ресурсов, крупных инвестиций, соответствующей системы управления.

Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.

В основе формирования инновационных стратегий лежат общие социально-экономические цели и инновационные задачи организации. Получение прибыли и ее максимизация выступают основополагающей целью организации в рыночных условиях. Для ее достижения организация определяет конкретные цели более низких порядков. Среди общих социально-экономических целей второго уровня дерева целей можно выделить:

рост масштабов производства;

рост доли рынка;

стабилизацию положения на рынке;

освоение новых рынков.

Правильно сформированный портфель инновационных стратегий способствует более рациональному распределению ресурсов и, соответственно, влияет на эффективность деятельности организации в целом. Однако процесс разработки и внедрения инновационной стратегии во многом зависит от факторов внешней среды организации. При стратегическом планировании необходимо учитывать и инновационный потенциал конкурентов, и отношение государства к инновационной деятельности организации, и общую научно-техническую, экономическую, политическую и социальную атмосферу в стране.

1.3. Основные направления инновационного развития организации

К основным направлениям инновационного развития организации в современной экономике относятся:

комплексная механизация и автоматизация;

химизация;

электрификация;

электронизация;

внедрение новых материалов;

освоение новых технологий.

1. Комплексная механизация и автоматизация производства предполагает широкое внедрение взаимосвязанных и взаимозависимых машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства, операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции. Таким образом, механизация вытесняет ручной труд и заменяет его машинами в основных и вспомогательных технологических операциях.

Автоматизация производства означает применение технических средств с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Различаются следующие виды автоматизации:

частичная (охватывает отдельные операции и процессы);

комплексная (охватывает весь цикл работ);

полная (автоматизированный процесс реализуется без непосредственного участия человека).

2. Химизация производства предусматривает совершенствование производственных процессов в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества. Это снижает издержки производства и повышает эффективность деятельности организации на рынке. Примером могут служить лаки и покрытия нового поколения, химические добавки, синтетические волокна, легкие и прочные пластмассы.

3. Электрификация производства представляет собой процесс широкого внедрения электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата. На основе электрификации осуществляются комплексная механизация и автоматизация производства, внедряется прогрессивная технология. Электрофизические и электрохимические способы обработки дают возможность получить изделия сложных геометрических форм. Лазеры широко применяются для резки и сварки металлов, термообработки.

4. Электронизация производства предполагает обеспечение всех подразделений организации высокоэффективными средствами электроники - от персональных компьютеров до спутниковой системы связи и информации. На базе ЭВМ и микропроцессоров создаются технологические комплексы, машины и оборудование, измерительные, регулирующие и информационные системы, ведутся проектно-конструкторские работы и научные исследования, осуществляются информационное обслуживание, обучение. Это обеспечивает высокую производительность труда, сокращает время получения информации, увеличивает скорость производственного процесса.

5. Создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (жаропрочностью, сверхпроводимостью, коррозионной и радиационной стойкостью и т.п.), позволяет повышать конкурентоспособность производимой продукции. Это, в свою очередь, положительно отражается на показателях прибыли организации.

6. Освоение новых технологий открывает пути решения многих производственных и социально-экономических проблем. В производственном процессе принципиально новые технологии позволяют увеличить объем выпускаемой продукции, не привлекая дополнительные факторы производства. Развитие новых биотехнологий поможет решить проблемы голода в развивающихся странах, борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур без ущерба экологии, обеспеченности сырьем всех регионов мировой экономики, создания безотходного производства.

Отечественные предприятия в условиях спада производства в период экономических реформ столкнулись с серьезной проблемой в области инновационного развития. Основные сложности были вызваны отказом в финансировании НИОКР со стороны государства, что привело к временному замораживанию этого вида деятельности в организациях. Однако сегодня многие российские предприятия начали адаптироваться к рыночным условиям, и наметился некоторый подъем отечественной промышленности. Переход предприятий на самофинансирование, привлечение инвестиций крупных международных организаций дали новый толчок инновационной деятельности предприятий. Кроме того, руководители промышленных предприятий осознали что стратегическое планирование в области инноваций - основополагающий элемент повышения эффективности деятельности фирмы в рыночных условиях хозяйствования. В связи с этим часть внутренних инвестиций стала направляться на инновационное развитие предприятия.

Инновации, тем не менее, требуют не только значительных инвестиций, но и эффективного управления с целью получения положительного результата от их применения.

Заключение

Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический эффект.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Материальными результатами инновационной деятельности являются созданные и освоенные машины, оборудование, приборы, средства автоматизации.

Выход на рынок технологий свидетельствует об эффективности инновационной деятельности.

Инновации дают возможность предприятию повысить прибыль, обеспечивая конкурентоспособность продукции, снизить риск банкротства в переходный период, обеспечить экономическую устойчивость.

Список литературы:

Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2004.-382с.

Производственный менеджмент: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.Я. Горбовцов и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 583 с.

Казанцев А.К., Серова Л.С. Основы производственного менеджмента: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 348 с. – (Серия «Высшее образование»).



2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.