Любовь и доброта – нравственный стержень человека. Нравственный стержень человека

Ход мировых событий подошел к точке, когда существующий миропорядок практически изжил себя, его трясет и лихорадит. Кризис говорит об этом со всей своей очевидностью. Становится все более понятным, что старое общественное здание уже не удастся реставрировать, что остается только один путь – двигаться вперед, создавая новые формы жизни, новые формы общественных отношений. Это будут отношения свободные от тех пережитков, которые сегодня ограничивают нас на каждом шагу. Они будут адекватны современным условиям, современному сознанию человека.
Все начинается с человека и заканчивается человеком. Никакие улучшения в структуре управления, экономике, технологиях… не помогут, если мы сами останемся прежними, с тем мировосприятием и теми представлениями, которое завели нас в сегодняшний тупик. Но по какому критерию можно отличить старые, изжившие себя общественные явления от тех прогрессивных и нарождающихся, которые так нужны сейчас? Скорее всего – это нравственный стержень, нравственное чувство.
Само понятие нравственности требует, в этой связи, более точного определения. Часто его путают с моралью, которая представляет собой свод чисто внешних правил, в то время, как нравственность есть глубоко внутреннее (врожденное) свойство человека. Мораль действует пока человек обусловлен социумом с его жестким набором предписаний. Поэтому наличие или отсутствие нравственного стержня становится заметным в экстренных (нештатных) ситуациях. Сегодня, благодаря кризису, вся наша жизнь начинает походить на одну непрекращающуюся нештатную ситуацию. Самые обычные и заурядные жизненные проблемы могут повлечь гораздо более серьезные последствия, чем раньше. К примеру, если раньше увольнение было чревато лишь менее престижной работой или меньшей зарплатой, то сегодня это может превратиться в крушение всех жизненных планов и даже поставить семью на грань выживания.
Именно такие, казалось бы, чисто житейские вещи проявляют в человеке его нравственный стержень, показывая чем и ради чего он готов поступиться. Сегодня все больше людей встают перед выбором – либо закрыть глаза (пойти на компромисс) с собственными представлениями о порядочности, чести, справедливости…, либо лишиться средств существования. Как бы прозаически это не выглядело, но такие простые жизненные ситуации являются лакмусовой бумагой, которая показывает, что ведет нас по жизни.
Нравственное чувство – это пропуск в будущее, та серебряная нить, которая проведет человека через все предстоящие коллизии. Это тот стержень, который не даст сломаться от кажущейся безысходности или потерять направление от внезапной удачи. Лучшие человеческие качества исходят из этого чувства.

Что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие? Над этим вопросом задумывается автор данного текста Д. Гранин. Он затрагивает очень важную проблему - проблему сохранения в современном мире понятия «честь».

Д Гранин считает, что чувство чести - это чувство собственного достоинства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека. Понятие чести нельзя заменить никакими другими словами. Честь дается человеку однажды. Вместе с именем. Ее нельзя ни возместить, ни исправить, ее можно только беречь.

Я полностью согласна с точкой зрения автора. Человек создан не только для того, продолжить свой род или построить дом, а для того, чтобы принести в мир и подарить окружающим его людям как можно больше добра и благодеяния. В этом и заключается смысл слов «достоинство» и «честь». Великий мыслитель Аристотель говорил «Честь- это награда, присуждаемая за добродетель».

Доказательством моей точки зрения служит пример из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Свидригайлов, узнав о мерзком поступке Лужина, разоблачает его. Он считает делом чести раскрыть глаза всем присутствующим на то, что Сонечка Мармеладова не воровка, и что опозорить ее не удастся.

В качестве второго доказательства можно привести эпизод, связанный со Второй Мировой войной. Немцы подговорили уголовника за большое денежное вознаграждение

vk.com/examino

сыграть роль известного героя сопротивления. Его посадили в камеру с арестованным подпольщиком, дав ему задание выведать секретные сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, поняв, что они патриоты, отказался от жалкой роли доносчика, за что и был расстрелян.



Таким образом, данная проблема актуальна во все времена и это счастье для нас, если есть такие люди, которые не равнодушны к ней. Понятие чести нельзя считать устаревшим, несовременным, так как каждый человек должен обладать определенными принципами, убеждениями, быть верен долгу. Если нас будут окружать честные принципиальные люди, то жизнь вокруг нас станет намного лучше.

Честь (по Шеварову)

Во имя чего ставилась на карту жизнь? Что мы можем оставить после себя своим потомкам? Этими и другими вопросами задаётся Д. Шеваров, затрагивая проблему чести.

Безусловно, эта проблема актуальна и в наши дни. Ещё с древности замечено, что главным достоинством человека является честь. Но что мы можем наблюдать сегодня? Нравственное достоинство человека начинает обесцениваться. Чего греха таить, для многих сейчас куда важнее чести слава и богатство.

Д. Шеваров, рассуждая о чести, обращает внимание на то, что она является главной ценностью человека. Автор убеждает нас в том, что чрезвычайно важно блюсти честь и имя, которые впоследствии достанутся нашим потомкам.

Примером бережливого отношения к нравственному достоинству человека может служить поступок героя произведения И. Тургенева «Отцы и дети». Павел Кирсанов вызвал на дуэль Базарова, совершившего подлость по отношению к Николаю Кирсанову, и тем самым сохранил честь и доброе имя своей семье.

К счастью, в жизни можно наблюдать множество примеров благородных и честных поступков. Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть. Это доказывает, что честь дороже жизни.

Проблема чести и совести (по С. Кудряшову)

Почему именно честь и совесть являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни? Что они для человека? Как раз над этими вопросами размышляет С. Кудряшов.

Автор озабоченно говорит о том, что в современном обществе происходит утрата духовных ориентиров. На первом плане стоят рыночные отношения. Конечно, мы покупаем, где дешевле и лучше, а производитель угождает потребителю. Но так ли это на самом деле? Далее автор говорит о том, что сегодня и «честь» можно продать, главное, чтобы была выгода. Да, действительно, не думает о чести и совести ни аптекарь, ни преподаватель, который за деньги принимает в вуз двоечника.

Автор показывает последствия безнравственных поступков, их пагубность и говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым. И только тогда наша страна может оказаться одной из самых богатых стран мира.

vk.com/examino examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

Я согласен с автором. Каждый человек должен всегда быть в гармонии со своей совестью и, конечно же, иметь честь. Иначе человек превратится в «нумер», как это произошло в романе Е. Замятина «Мы». Каждый «нумер» являлся, по своей сути, математиком. Но умом все ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой окружающего мира. Разве такую жизнь можно назвать духовной?

А вот героя из рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Алешку можно назвать примером духовного человека. Даже попав в тюрьму из-за своей веры, он не отказался от нее, ведь эта вера есть наша честь и совесть.

Таким образом, нравственные ценности, как честь и совесть, никогда не утратят своего значения.

Личности в истории.

Очевидно, что историю делают личности. Но что, же делает история с личностями? Иногда - заслуженно хранит имя на протяжении веков, а иногда - сознательно стирает их имена из истории. Есть люди, которые приходят в этот мир и уходят из него так ничего и, не изменив, есть же напротив личности, оказывающие влияние на ход истории, едва родившись. История наша полна ярких примеров того, как всего один человек мог в корень изменить все, что создавалось до него веками. Проблема личности в истории, поднятая автором, очень своеобразна.

Как и автор, я убеждена в том, что всего один человек, являющийся «песчинкой «в нашем мире, может сыграть огромную роль в истории человечества. Несомненно, этот человек должен обладать огромным потенциалом и широкими возможностями, но прежде всего, он должен думать о себе гораздо меньше чем о других. Ярким примером такой личности является для меня Петр Великий - человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Про него писал А.С. Пушкин: «Природой здесь нам суждено, В Европу прорубить окно».

Так же примером может служить произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». Одна из центральных проблем романа - роль личности в истории. Она раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. Он противопоставляет друг другу эти два образа, так сильно повлиявшие на ход истории.

Фашизм (по И. Руденко)

Почему люди стали так жестоки? В чем провинились люди иной расы? В чем состоит опасность фашизма? Именно над этими вопросами размышляет Инна Руденко.

Автор текста поднимает проблему жестокого отношения к людям на почве межнациональной неприязни. Безусловно, данная проблема актуальна для современного общества. Практически каждый день мы узнаем из средств массовой информации о подобных зверских поступках. Автор с глубокой скорбью отмечает массовость этого явления. Можно утверждать, что насилие принимает масштабы «эпидемии».

По мнению автора, фашизм очень опасен для общества. Фашистская идеология, по убеждению Руденко, ведет к потере моральных ценностей в человеке, его «гуманистических начал жизни». И. Руденко уверена, что «бесчеловечность» в обществе можно победить лишь тогда, когда будет стремление быть гуманней. Следовательно, автор этой статьи пытается достучаться до сознания людей, чтобы показать чудовищность сложившейся ситуации.

vk.com/examino examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

Я полностью согласна с позицией автора в том, что любая агрессия должна быть подавлена. Я думаю, что любой здравомыслящий человек согласится с автором: люди должны понимать опасность распространения насилия в обществе. Это находит своё отражение в фашистской идеологии. Во-первых, фашизм зомбирует человека, убивает в нем личность. Во-вторых, фашизм попирает извечные нравственные нормы, к осознанию которых человечество шло веками. И, наконец, открыто пропагандирует расизм, приучает людей к мысли о том, что целые народы должны быть уничтожены ради «расовой гигиены».

Ярким примером насилия может стать холокост. Насилие. Кровь. Хаос. Чтобы понять весь ужас холокоста, достаточно лишь одной цифры: шесть миллионов евреев стали жертвами нацистов.

Безусловно, нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принес фашизм. Это разрушенные города, разоренные села, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожженных в печах, сотни искалеченных судеб - такова плата за торжество фашистских идей. Это не должно повториться.


Ход мировых событий подошел к точке, когда существующий миропорядок практически изжил себя, его трясет и лихорадит.

Кризис говорит об этом со всей своей очевидностью.

Становится все более понятным, что старое общественное здание уже не удастся реставрировать, что остается только один путь - двигаться вперед, создавая новые формы жизни, новые формы общественных отношений.

Это будут отношения свободные от тех пережитков, которые сегодня ограничивают нас на каждом шагу. Они будут адекватны современным условиям, современному сознанию человека.

Все начинается с человека и заканчивается человеком. Никакие улучшения в структуре управления, экономике, технологиях… не помогут, если мы сами останемся прежними, с тем мировосприятием и теми представлениями, которое завели нас в сегодняшний тупик.

Но по какому критерию можно отличить старые, изжившие себя общественные явления от тех прогрессивных и нарождающихся, которые так нужны сейчас?

Скорее всего - это нравственный стержень, нравственное чувство.

Само понятие нравственности требует, в этой связи, более точного определения. Часто его путают с моралью, которая представляет собой свод чисто внешних правил, в то время, как нравственность есть глубоко внутреннее (врожденное) свойство человека. Мораль действует пока человек обусловлен социумом с его жестким набором предписаний. Поэтому наличие или отсутствие нравственного стержня становится заметным в экстренных (нештатных) ситуациях.

Сегодня, благодаря кризису, вся наша жизнь начинает походить на одну непрекращающуюся нештатную ситуацию. Самые обычные и заурядные жизненные проблемы могут повлечь гораздо более серьезные последствия, чем раньше.

К примеру, если раньше увольнение было чревато лишь менее престижной работой или меньшей зарплатой, то сегодня это может превратиться в крушение всех жизненных планов и даже поставить семью на грань выживания.

Именно такие, казалось бы, чисто житейские вещи проявляют в человеке его нравственный стержень, показывая чем и ради чего он готов поступиться.

Сегодня все больше людей встают перед выбором - либо закрыть глаза (пойти на компромисс) с собственными представлениями о порядочности, чести, справедливости…, либо лишиться средств существования. Как бы прозаически это не выглядело, но такие простые жизненные ситуации являются лакмусовой бумагой, которая показывает, что ведет нас по жизни.

Нравственное чувство - это пропуск в будущее, та серебряная нить, которая проведет человека через все предстоящие коллизии. Это тот стержень, который не даст сломаться от кажущейся безысходности или потерять направление от внезапной удачи. Лучшие человеческие качества исходят из этого чувства.

Известный писатель Даниил Гранин затрагивает очень важную нравственную проблему сохранения в современном мире понятия « честь».
Мы знаем о том, что в последнее время некоторые люди стали считать это понятие устаревшим. Автор справедливо полагает, что честь следует отнести к категории нравствен-ности, и такие понятия не могут считаться устаревшими. Во все времена незапятнанная честь и чистая совесть были величайшим благом для человека. Честь – это моральное достоинство, это то, что вызывает и поддерживает уважение к самому себе или по стороны окружающих. Не случайно автор рассказывает о Чехове, которому совесть не позволяла одновременно одобрить избрание Горького почетным академиком и признать эти выборы недействительными. Он не оправдывал себя тем, что конкретно не он виноват, в том, что у Горького это звание отобрали. Чехов в знак протеста отказался от звания почетного академика, потому что создавшаяся ситуация противоречит его представлениям о чести, о верности своему слову. Писатель убежден, что честь – это нравственный стержень человека, который не позволяет человеку совершить какой-то бесчестный поступок. Гранин считает, что для человека порядочного важно прежде всего быть честным перед самим собой. Сохранять верность собственному слову – в этом для него проявление чувства чести. В этом заключается позиция автора. Я полностью согласен с мнением автора статьи. Понятие чести в моем представлении – это главное достоинство человеческой души. Честь воздается человеку со стороны общества. Чтобы сохранить честь, необходимо, образно выражаясь, иметь чистые руки, т.е. не запятнать себя какими-то бесчестными поступками. Когда человек кривит душой, это вызывает у меня неодобрение. В любой ситуации надо проявлять чистоту помыслов и поступков, выходить с достоинством, не унижаясь до вранья, выкручивания, оправдывая свои действия благими намерениями. И не могут исчезнуть люди, которые пойдут на отчаянные поступки ради сохранения чести близких. А значит, и не устареет понятие чести.
Ни для кого не секрет, что у нас проходят выборы не всегда честно. Как щедры бывают люди на обещания, чтобы достичь желаемого положения, как быстро все забывается, как только они обретают власть. Причина в том, что люди эти просто давно утратили истинное представление о чести.
То, что понятия чести и совести не устарели и есть еще люди, которые верны своему слову, можно судить по примерам из недавней истории. Наш современник академик Сахаров преподал всем незабываемый нравственный урок. Он практически один боролся против гонки вооружений в нашей стране и против войны в Афганистане, за что был сослан в город Горький. Общественное мнение было против позиции Д.Сахарова. Большинство людей нашей страны осознало правоту академика только после его смерти. Прошло совсем немного времени, и многие из тех людей, которые не давали Сахарову говорить во время выступления на съезде, в знак уважения и скорби склонят головы перед памятью этого великого человека. Поступки ученого показали, что рядом и одновременно с нами живут люди, для которых понятия чести являются основными критериями всех поступков, нравственными ориентирами в нашем сложном и быстро меняющемся мире. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных. Так, например, А.С.Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи. В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.
Я прихожу к выводу, что человеком может называться тот, для кого честь не пустое слово. Такие люди живут согласно жизненной морали, не поступаясь своими взглядами и не ломая душу, постоянно совершенствуют свои внутренние качества, принося их на службу людям. Понятия чести не могут устареть. Но, пока жив человек, жива и честь. На том и держится Земля. Устарело ли на сегодня понятие чести - вот вопрос, над которым рассуждает известный российский писатель Даниил Гранин и заставляет нас понять, что есть в нашей жизни нравственные критерии, которые устареть не могут.

Статья. Русская классика - духовно – нравственный стержень подрастающего поколения.

«Если бы я воскрес через сто лет, то, для того, чтобы узнать, что стало с нацией, я попросил бы дать мне последнее вышедшее из печати произведение литературы». Дени Дидро. «О терпимости».
«Человек – это звучит гордо» - сказал писатель, и человечество ему поверило. И потянулось вверх. К небу, звёздам, культуре, интеллекту. А самой прямой и короткой дорогой к свету стала книга. Высокая грамотность, действительно, достижение цивилизации. Только не все книги способны указать правильное направление на пути к совершенству. И не всегда люди читают хорошие книги, если они вообще их выбирают, а не садятся перед светящимся экраном телевизора или компьютера.
А тем временем специалисты бьют тревогу, потому что компьютерная глобализация, по их мнению, имеет не только психотронное воздействие, а иногда даже приводит к печальному исходу. Она способна изменить не только генетическую структуру человека. Компьютерные игры считаются лучшим способом зомбирования. О телевидении отзывы тоже не из лестных. «На моих глазах телевидение создаёт новое обескультуренное поколение,» - писал Сергей Мурзин, один из ведущих телезнатоков. Трудно что – нибудь добавить к этому.
А уж если вспомнить самую цивилизованную страну Америку, то ураган «Катрина» продемонстрировал всему миру не только глобальные разрушения, но и шокирующее озверение до этого «законопослушных» американцев. Люди, с рождения привыкшие к благам цивилизации самой высокой пробы, в одночасье превратились в убийц, насильников и грабителей. Тем самым, разрушив стереотип о том, что удовлетворение насущных потребностей уже само по себе изменит мир к лучшему. Поглощение гамбургеров и освоение техники мордобоя не способно искоренить в человеке отвратительных качеств его души, пробудить в нём сопереживание и потребность быть нужным кому – то.
Только если с детства «нужные книжки читал», духовно развивался и совершенствовался, человек способен познать мир в его красоте. И строить на земле по – настоящему счастливую жизнь. Иначе мы вскоре все окажемся в террариуме.
Как известно, ныне на книжных полках безраздельно господствует коммерческая литература. Сегодня Россия переполнена «блудными» сыновьями и дочерьми, гораздыми питаться с чужого стола. Для них отечественная словесность – слишком пресная пища. Они ищут в книге острых ощущений, «блестящих» пороков.
Я жить так больше не хочу
О, дайте мне топор, холопу,
И гвозди, я заколочу
Окно постылое в Европу.
И ни к чему тут разговоры.
Ведь в окна лазят только воры.
Н. Зиновьев.

Значение литературы упало, на мой взгляд, по следующим причинам: во первых, она сбилась со своей духовной службы и превратилась в товар (высокого или низкого качества, но товар), во – вторых, новая жизнь, являющая себя образованным варварством, сократило число читателей. Читать стало некогда, гоняясь за куском хлеба, и не принято – «удобрять себя стало ни к чему, в – третьих, уроки литературы в школе способны отбить желание читать даже у заинтересованного ребёнка: внушительный список литературы, тома – «кирпичи», стандартный набор по схеме «биография автора – пересказ произведения – портреты главных героев – понятия любви, семьи, чести и прочее в произведении.
В итоге изучение интересного произведения превращается в настоящее мучение. Навязывание литературных шедевров в обязательном порядке да ещё «пережёвывание» их по выверенной схеме убивают желание читать не только эти шедевры, Школьная программа, главной задачей которой было и есть развитие интереса к чтению, этот интерес уничтожает.
Мой юный друг!
Открой глаза и уши.
Ты слышишь стон:
«Спасите наши души!».

Русская литература 19 века, русская классика не просто распахнула настежь, воспела, вынесла к людям мир человеческой души. Она доказала, что жизнь сердца рождает поступок. Реальная человеческая жизнь – она и есть продолжение жизни сердца. Именно её, сложную и противоречивую, нужно научиться любить и ценить. Эта уверенность, эта святая убеждённость – суть русской литературы, лучших её произведений. А «Человек – это звучит гордо!» Вот почему Раскольников не смог жить убийцей, Тарас Бульба не захотел оставлять врагам даже свою люльку, а Петя Гринёв перед лицом смерти остался верен присяге. Скажите вслух: русская классика.
И что бы ни встало у вас перед глазами,– седая борода Толстого, кудрявая пушкинская голова или сумрачный взгляд Достоевского, - всё равно за этим обликом, за этим живым лицом глубже, ещё глубже, где - то в самой глубине вашего сознания возникнет образ, которому есть только одно имя – русский писатель.
Кто же он такой – русский писатель?И где та главная черта, по которой сразу и безошибочно можно его узнать и отличить? Ответ очень прост: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». Это сказал Достоевский. Но вместо его имени можно после этих слов назвать любое. Это сказал Толстой, Некрасов, Чехов…Хотя русская классика 19 века одна из самых трагических и беспощадных страниц мировой литературы, в каждом её слове главный смысл – вера в человека, в его способность к совершенствованию, в его будущее.
А время…
Время дано.
Это не подлежит обсуждению.
Подлежишь обсуждению ты,
Разместившийся в нём.
Коржавин.

В 19 веке многое влияло на судьбу русского человека: сословные различия, определяющие его место в обществе, воспитание, образование, богатство или крайняя бедность, зависимость от сильных мира сего или принадлежность к ним. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век», - так поэтически охарактеризовал этот период А. Блок. Слишком разительны, болезненны были контрасты между роскошью и нищетой, самовластием и бесправием, высокой образованностью и невежеством разных членов российского общества. Все эти обстоятельства вместе с характером, взглядами, личностью конкретного человека определяли его отношения с миром. Действительность, которая окружала людей, родившихся в первой половине 19 века была такова, что поверить в свет казалось невозможным, а поверить в тьму естественным.
Жизнь – это предмет, а литература – учебник жизни.
Вот человек. Его бьют плетьми. И ты знаешь, что это приказала сделать твоя добрая, ласковая мать, которая сейчас с удовольствием пьёт кофей. Это Тургенев. …
Вот отец. Любимый отец, которого ты привык почитать и уважать. Он умирает прямо в поле. Его убили крестьяне. За то, что он издевался над ними и забивал до смерти. Это про Достоевского. …Вот бал. Ах, как прекрасны юные девицы в своих воздушных платьях с розой у пояса. Как прекрасны и мужественные красавцы военные, затянутые в великолепные мундиры! И как звенят шпоры во время мазурки! Но пройдёт два часа, и всё в том же великолепном мундире один из них отправится на плац – гнать солдата сквозь строй. Гнать живого солдата сквозь палки, пока он не станет полуживым… Или мёртвым…
Можно, конечно не видеть этого. Сделать вид, что не видишь. Убедить, уговорить себя, что не знаешь. И не мучиться, и не писать потом страшный рассказ «После бала», как Лев Толстой, или ужасный рассказ «Муму», как Тургенев. Но истинная вера в человека дала русским писателям и силу, и мужество.
Есть одно странное выражение – изучать жизнь. Писатель изучает жизнь. Писатель создал хорошее произведение, потому что хорошо изучил жизнь. Так ли это? Ведь это наука изучает, а потом делает выводы. Это биолог разглядывает внимательно – куда это бежит симпатичный муравей? А если изучаешь льва – его можно посадить в клетку. Но как посадить в клетку человеческую ложь? Жестокость? Злобу? Как можно изучить «доброту», или «преданность», или «любовь»? В русской литературе минувшего столетия редко бывают «хорошие концы».
Успокоиться герой этой литературы вообще не может. Ему всегда нужно ещё подумать, ещё понять, ещё достичь. Его преследуют неудачи, ошибки, сомнения… А «человек это звучит гордо!»
Когда Пьер Безухов после тысячи бед, тысячи сомнений, после целой жизни, прожитой в борьбе с самим собой, обретает, наконец, свою Наташу Ростову, - Это и вправду счастье, потому что они поняли друг друга. Когда Чацкий бежит прочь от того, что было, что казалось единственным счастьем, надеждой, будущим, бежит, чтобы никогда не вернуться в привычный мир своей юности, это горе, высокое, достойное человеческое горе. Он его не испугался – он понял.
Прочитайте эти книги. И если вы сумеете сквозь лица героев, сквозь переживания Татьяны Лариной, приключения Чичикова размышления Андрея Болконского увидеть лица Пушкина, Гоголя, Толстого, сквозь переплетения событий и судеб услышать голос писателя, голос человека, который всё это выстрадал, пережил и превратил в слово, - вот тогда на самом деле откроется вам суть, что называется творчеством. Литература в России – это больше, чем просто развлечение, чтение в свободное время. Так было. И очень хочется, чтобы и в двадцать первом веке книга оставалась стержнем культуры, которая средством противостояния массовой культуре избирает слово, основанное на Вере, Истине, Любви. И тогда
Спадет с очей твоих завеса,
И ты узришь, как мир людей
Под погребальный марш Прогресса
Стремится к бездне все быстрей.
Но ты пока не видишь это,
Ты в суете погряз мирской.
Лишь сердце чуткое Поэта,
Как атмосферою планета,
Объято страхом и тоской.
Н. Зиновьев.

Изменяется время. Изменяются люди. Но стремление человека к совершенству, стремление искусства возвысить и осветить человеческую жизнь будет существовать всегда. То, что человек понял, пережил, осознал, принял на душу, - отнять у него уже нельзя. Поэтому тысячу раз был прав А.С. Пушкин, написавший полтора века тому назад: «... никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли. Никакая власть, никакое правление не может устоять против всеразрушительного действия типографического снаряда. Уважайте класс писателей...»
Читайте русскую классику! И жизнь каждого из вас наполнится их чистым и благородным светом.

2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.