Злокачественные опухоли зависимые сестринские вмешательства. Сестринская деятельность с онкологическими больными. Как подготовить помещение

В структуре онкологической заболеваемости рак легкого занимает 4-е место. Он относится к злокачественным новообразованиям эпителиального происхождения и развивается в слизистой оболочке бронха, бронхиол и бронхиальных желез. Для рака легкого характерно раннее и интенсивное метастазирование в связи с хорошей обеспеченностью легочной ткани кровеносными сосудами и лимфатическими капиллярами. Заболеваемость раком легкого в России неуклонно повышается в последние годы.

Факторы риска, способствующие возникновению рака легкого:

  • возраст 55-65 лет;
  • наследственная предрасположенность;
  • курение (основной фактор риска), с которым связано более 90% всех случаев данного заболевания у мужчин и 78% - у женщин;
  • воздействие химических веществ: профессиональный контакт с асбестом, цементной пылью, радоном, никелем, соединениями серы и др.;
  • хроническая обструктивная болезнь легких, идиопатический легочный фиброз.

Выделяют следующие формы рака легкого - центральный рак, периферический рак, атипические формы. Форма рака наряду с размером пораженного бронха, особенностями гистологического строения и стадией опухоли определяют клинические проявления заболевания.

Стадии рака легкого:

I. Небольшая (до 3 см) ограниченная опухоль крупного бронха, характеризующаяся эндо- или перибронхиальной формой роста, а также небольшая опухоль мелких и мельчайших бронхов без поражений плевры и метастазов.

II. Такая же опухоль, как в I стадии, или больших размеров (от 3 до 5 см), без прорастания плевры при наличии одиночных метастазов в ближайшие регионарные лимфоузлы.

III. Опухоль более 5 см в диаметре, вышедшая за пределы легкого, врастающая в перикард, грудную стенку, диафрагму со множественными метастазами в регионарные лимфоузлы.

IV. Опухоль с обширным распространением на грудную стенку, средостение, диафрагму, с диссеминацией по плевре, с обширными регионарными или отдаленными метастазами.

Компоненты диагностики рака легкого:

  • расспрос больного с целью выявления факторов риска и субъективных проявлений заболевания (жалоб);
  • наружный осмотр, при котором нередко отмечают усталый вид и беспокойный взгляд больного, легкую одышку при разговоре, иногда бледность кожи, одностороннее ограничение подвижности грудной клетки при дыхании, ее западение, втягивание межреберных промежутков;
  • выстукивание грудной клетки, при котором при наличии большой опухоли определяют притупление легочного звука, реже- тупость. Эти явления могут быть обусловлены наличием жидкости в плевральной полости (плевритом);
  • выслушивание легких, в процессе которого на пораженной стороне выявляется ослабление дыхания, а при наличии воспаления определяются мелкопузырчатые влажные хрипы и крепитация;
  • пальпация лимфатических узлов, при которой нередко определяются их увеличение и уплотнение в надключичной и подмышечной областях;
  • лабораторные исследования: клинический анализ крови, микроскопическое, в том числе на атипичные клетки, и бактериологическое исследования мокроты, общий анализ мочи и др.;
  • инструментальные исследования: рентгенография и компьютерная томография грудной клетки, бронхоскопия и бронхография, ангиопульмонография, биопсия лимфатических узлов и др.

Клиническая картина нередко характеризуется общей слабостью, повышенной утомляемостью, кашлем, одышкой, болями в грудной клетке различного характера, костях и суставах, уменьшением массы тела (похудением), повышением температуры тела.

Сестринская помощь. Важным клиническим симптомом рака легкого является кашель - сложный дыхательный рефлекс защитного характера, суть которого заключается в выведении инородных частиц и избытка мокроты из бронхов. Продолжительные приступы кашля изматывают и пугают, особенно если кашель связан с одышкой или кровохарканьем. Для начальной стадии заболевания характерен сухой, мучительный кашель. Постепенно он становится продуктивным: появляется мокрота, сначала слизистая, тягучая, затем слизисто-гнойная, иногда с прожилками или сгустками крови (кровохарканьем), реже - в виде малинового желе.

Факторы, обуславливающие возникновение кашля при раке легкого:

  • сдавление трахеи и бронхов опухолью легких, средостения или увеличенными и плотными лимфатическими узлами;
  • прорастание стенки трахеи или бронха опухолью;
  • закупорка бронха опухолью или его сужение с задержкой (скоплением) мокроты;
  • ателектаз сегмента или доли легкого, их воспаление и нагноение, сопутствующее воспаление плевры;
  • раздражение блуждающего нерва прорастающей опухолью, увеличенными лимфатическими узлами;
  • сопутствующая инфекция дыхательных путей и легких.

Схематическое изображение отдельных симптомов рака легкого

представлено на рис. 10.

Действия медсестры при кашле.

  • Уточните причину кашля, проанализировав историю болезни.
  • Отмечайте в сестринском дневнике приступы кашля и сообщайте о них врачу. Помните о возможности развития осложнений, например, кровохарканья.
  • Проводите профилактику инфекции верхних дыхательных путей. Помогайте менять положение тела, проводить массаж грудной клетки.
  • Научите больного откашливаться. Помогите пациенту найти положение, при котором улучшается отделение мокроты. Применяйте постуральный дренаж, массаж грудной клетки.

Действия медицинской сестры и их эффективность во многом зависят от того, насколько правильно она оценивает причину возникновения и характер кашля. При обструкции бронха опухолью по назначению врача могут использоваться кортикостероидные гормоны, возможно применение химио- и лучевой терапии. Причиной кашля может быть инфекция верхних дыхательных путей и легких, при которой врач назначает антибактериальные, бронхорасширяющие, разжижающие мокроту и отхаркивающие средства (см. подраздел, посвященный острым пневмониям).

Рис. 10.

к бронхам:

1 - обструкционная эмфизема; 2 - ателектаз с абсцедированием; 3 - одиночный опухолевый очаг; 4 - круглый очаг с распадом опухоли в центре; 5 - ателектаз с расширенными бронхами

При неэффективном кашле, обусловленном затруднением отхождения мокроты при ее избыточной секреции и повышенной вязкости, рекомендуют обильное питье, глубокое дыхание, дренаж положением, дыхание через сомкнутые губы. Следует использовать кислородную подушку и электроотсос для удаления мокроты из верхних дыхательных путей. По назначению врача применяют бронхорасширяющие, разжижающие мокроту и отхаркивающие препараты. Эти мероприятия способствуют не только улучшению отхождения мокроты, но и уменьшению выраженности одышки (дыхательной недостаточности), цианоза. Иногда приходится прибегать к лекарственным средствам, угнетающим кашлевой центр (кодеин, морфин, бускопан).

При кровохаркании следует успокаивать и ободрять пациента и его родственников, использовать белье и носовые платки темных тонов, например, зеленые. Их цвет будет скрывать кровь, таким образом страх больного уменьшится.

Не менее важным симптомом рака легкого является одышка: субъективное ощущение затруднения дыхания. Одышка характеризуется частотой дыхательных движений более 18 в минуту, поверхностным дыханием с участием межреберных мышц, раздуванием крыльев носа и вынужденным положением больного (ортопноэ).

Основные причины одышки:

  • Связанные с онкологическим заболеванием нарушения: обструкция крупных бронхов опухолью, плевральный выпот, смещение легкого опухолью, ателектазы, опухолевый лимфангоит, сдавление средостения, массивный асцит.
  • Осложнения и сопутствующие заболевания: пневмония, выпот в перикард, сердечная недостаточность, хронические неспецифические заболевания легких.

Действия медицинской сестры:

  • Доступно объясните больному, с чем связано его состояние, постарайтесь уменьшить чувство страха и беспокойства. На тревожные вопросы больного и его родственников необходимо отвечать успокаивающе, говоря о том, что одышка проходила раньше, пройдет и теперь, а в лечебном учреждении имеется все необходимое для оказания помощи.
  • Старайтесь быть рядом с больным. Огромное значение имеет успокаивающее присутствие медицинской сестры, сиделки, родственников. Не оставляйте больного одного.
  • Создайте комфортную обстановку для больного - обеспечьте доступ свежего воздуха, включите или поставьте рядом кондиционер.
  • Старайтесь придавать больному удобное положение: по возможности сажайте больного (для бритья, умывания). Используйте кресло-каталку. Разрабатывайте режим дня таким образом, чтобы после физической нагрузки всегда следовал отдых.
  • Убедитесь в том, что повседневные нужды больного (туалет, принятие пищи) удовлетворяются. Старайтесь организовывать быт пациента так, чтобы предотвращать возникновение (или усиление) одышки.
  • Сохраняйте спокойствие и уверенность при общении с тревожными больными.
  • Поощряйте выполнение больным дыхательных упражнений для улучшения отхождения мокроты.
  • Если больной курит, обеспечьте ему безопасное место.
  • Имейте представление о причинах одышки. При возникновении признаков инфекции верхних дыхательных путей (усиление кашля, появление гнойной мокроты, повышение температуры) сообщите об этом врачу. Он назначит антибактериальную терапию. Медсестра в таком случае обеспечивает больного плевательницей для сбора мокроты. Уменьшите до минимума риск распространения инфекции, придайте больному положение, способствующее хорошему расправлению легких. Применяйте постуральный дренаж.

Тактика лечения в случае боли подробно описана в главе, посвященной купированию болевого синдрома.

Принципы лечения. Паллиативная хирургическая помощь при раке легкого, зависящая от характера, стадии и степени распространения опухолевого процесса, может включать краевую и сегментарную резекцию легкого, лобэктомию, пневмонэктомию (расширенную и комбинированную), а также эндоскопические методы - лазерное излучение и аргоноплазменную электрокоагуляцию. В комплексном лечении опухоли применяют лучевую, химио- и полихимиотерапию, сочетание хирургических способов лечения с пред- или послеоперационным облучением.

контрольная работа

7. Сестринский процесс при работе с онкологическими больными

Деятельность работающей с онкологическими больными медсестры строится согласно этапам сестринского процесса.

I этап. Первичная оценка состояния пациента. При первом контакте с онкологическим больным медсестра знакомится с ним и его родственниками, представляется сама. Проводит опрос и осмотр пациента, определяя степень его физической активности, возможности самостоятельных физиологических отправлений, оценивает функциональные возможности зрения, слуха, речи, определяет преобладающее на момент поступления настроение пациента и его родственников, ориентируясь по мимике, жестам, желанию вступать в контакт. Медицинская сестра также оценивает состояние пациента по характеру дыхания, окраске кожных покровов, измеряя АД, подсчитывая частоту пульса, данным лабораторных и инструментальных методов исследования.

Все данные первичного осмотра анализируются медсестрой и документируются.

II этап. Диагностирование или определение проблем пациента.

При работе с онкологическими пациентами могут быть поставлены следующие сестринские диагнозы:

· боли различной локализации, связанные с опухолевым процессом;

· пониженное питание, связанное со снижением аппетита;

· страх, тревога, беспокойство, связанное с подозрением о
неблагоприятном исходе заболевания;

· нарушение сна, связанное с болью;

· нежелание общаться, принимать лекарственные препараты, отказ от процедуры, связанные с изменением эмоционального состояния;

· неумение близких ухаживать за пациентом, связанное с
недостатком знаний;

· слабость, сонливость из-за интоксикации;

· бледность кожных покровов из-за снижения гемоглобина;

· снижение физической активности из-за боли и интоксикации.

III этап IV этап

ПЛАНИРОВАНИЕ

НЕОБХОДИМОЙ

ПАЦИЕНТУ ПОМОЩИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА СЕСТРИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ

Выполнение назначений врача

1. Контроль за своевременным приемом лекарственных препаратов.

2. Обучение пациента приему различных лекарственных форм энтерально.

3. Диагностированные осложнения, возникающие при парентеральном способе введения лекарственных средств.

4. Ориентация пациента на своевременное обращение за помощью при появлении побочных действий лекарственных препаратов.

5. Наблюдение за состоянием пациента вовремя проведения перевязок, медицинских манипуляций.

Исключение передозировки препарата

Информации пациента о точном названии препарата и его синонимах, о времени появления эффекта.

Помощь пациенту в проведении гигиенических мероприятий

1. Обучить пациента (родственников пациента) проведению гигиенических процедур.

2. Получить согласие пациента на проведение манипуляций по личной гигиене.

3. Помочь пациенту обработать полость рта после каждого приема пищи.

4. Обмывать уязвимые участки тела пациента по мере загрязнения.

Обеспечение комфортного микроклимата в палате, способствующего сну

1. Создать пациенту комфортные условия в постели и в палате: оптимальная высота кровати, качественный матрац, оптимальное количество подушек и одеял, проветривание палаты.

2. Уменьшить тревожное состояние пациента, связанное с незнакомой обстановкой.

Обеспечение рационального питания пациента

1. Организовать диетическое питание.

2. Создать благоприятную обстановку во время еды.

3. Оказывать помощь пациенту во время приема пищи или питья.

4. Спросить пациента, в какой последовательности он предпочитает принимать пищу.

Снижение болевых ощущений пациента

1. Определить локализацию боли, время, причину появления боли, продолжительность боли.

2. Проанализировать совместно с пациентом эффективность ранее применявшихся обезболивающих препаратов.

3. Отвлечь внимание общением.

4. Обучить пациента методикам расслабления.

5. Прием анальгетиков по часам, а не по требованию.

V этап. Оценка сестринских вмешательств. Время и дата проведения оценки эффективности сестринских вмешательств должны быть указаны для каждой выявленной проблемы. Результаты сестринских действий измеряются изменением в сестринских диагнозах. При определении эффективности сестринских вмешательств учитывается и мнение пациента и его родственников, отмечается их вклад при достижении поставленных целей. План по уходу за тяжелобольным пациентом приходится постоянно корректировать, учитывая изменение его состояния.

Аффективные синдромы

В отношении психиатрии в обществе сформировалось негативное предубеждение. Между психическими и соматическим заболеваниями усматривают большие различия. Поэтому пациенты и их родственники часто стыдятся заболевания...

Гломерулонефриты

гломерулонефрит диагностика лечение Возможные проблемы пациента: боли в поясничной области, отеки, лихорадка, головные боли, олигурия (анурия), дефицит знаний о заболевании. Медсестра, организуя сестринский уход, выбирает модель В...

В настоящее время постоянно совершенствуются методы диагностики, лечения и ухода за онкологическими больными с раком лёгкого, что оказывает существенное влияние на увеличение продолжительности жизни таких пациентов...

Особенности деятельности медицинской сестры при уходе за пациентами со злокачественными заболеваниями легких

В последнее время большую роль в улучшении качества жизни пациентов с раком лёгкого играют различные методы по уходу за такими больными. Этими методами являются: различные физические факторы. Традиционно считалось...

Особенности сестринского ухода при клещевом энцефалите

Строгое выполнение назначения врача! За больными, страдающими энцефалитом, необходим особый уход из-за наличия у многих из них нарушений сознания и выраженных двигательных расстройств, в том числе параличей конечностей, гиперкинезов...

Особенности сестринской деятельности при гельминтозах

I этап: сестринское обследование (сбор информации) При расспросе пациента медсестра выясняет, где пациент был, с кем контактировал, что ел, пил, соблюдает ли правильно гигиену. Спрашивает, есть ли боли в животе, рвота, понос, тошнота...

Особенности сестринской помощи при пневмонии у взрослых в условиях стационара

В своей работе медицинская сестра руководствуется положением о лечебно-профилактическом учреждении, отделении, должностной инструкцией, настоящим положением...

Сердечно-легочная реанимация

Сестринский процесс (СП) несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами...

Сестринский процесс при гастрите

Медицинская сестра гастроэнтерологического отделения должна знать: клинические проявления заболевания, возможные проблемы пациента, алгоритм неотложной помощи при остром гастрите, принципы лечения и профилактики гастритов...

Сестринский процесс при лейкозах

Лейкоз - опухолевые заболевания кроветворной ткани с поражением костного мозга и вытеснением нормальных ростков кроветворения, увеличением лимфатических узлов и селезенки, изменениями в картине крови и другими проявлениями...

Проблемы: - боль; - нарушение дыхания, связанное с болью; - нарушение мочеиспускания...

Сестринский процесс при ожогах и обморожениях

Проблемы пациентов: 1. Боль. 2. Нарушение чувствительности. 3. Отек тканей. 4. Нарушение функции конечности. 5. Страх, тревога, связанные с неблагоприятными последствиями отморожения. 6. Повышение температуры. Сестринские вмешательства: 1...

Сестринский процесс при отморожениях

Сестринский процесс - это комплекс, состоящий из пяти мероприятий: 1. Обследование. Сестрой собирается информация о пациенте, его состоянии здоровья. Состоит она и из личных восприятий пациента, и из того...

Сестринский процесс при холецистите

· 1 этап - Сестринское обследование. · 2 этап - Сестринская диагностика. · 3 этап - Планирование ухода. · 4 этап - Реализация плана ухода. · 5 этап - Оценка результата. 1 этап. Сбор анамнеза...

Характеристика гипертиреоза

Профилактика тиреотоксического криза 1. Устранение провоцирующих факторов. 2. Полная компенсация функции щитовидной железы перед струмэктомией или радиойодтерапией мерказолилом и препаратами йода. 3...

Сестринский процесс при раке легкого является налаженным и тщательном выверенным алгоритмом действий. Он может быть разным в зависимости от состояния здоровья пациента, того, осуществлялся ли ранее уход и других нюансов болезни. Больным сестринский процесс гарантирует возможность быстрого выздоровления и восстановление организма.

Для того чтобы уход за больным оказался полноценным, необходимо правильным образом организовать процесс ухаживания. Обязательным этапом является стадия, на которой врачом будет изучена история болезни, прошлые или актуальные хронические заболевания, наличие или отсутствие осложнений и других критических последствий. Данный процесс должен контролироваться не только специальной бригадой, но и лечащим онкологом, который знает нюансы состояния, связанные с больным.

Организовывать уход требуется, исходя из следующих точных критериев и характеристик:

  • возраст пациента и принадлежность к определенному полу;
  • место проведения ухода и реабилитации, исходя из того, что это стационар, жилое помещение и другие варианты, которые обсуждаются на консилиуме;
  • нюансы присмотра за больным и членами семьи.

Важным условием является контроль исполнения представленных мероприятий и динамическое изменение условий, если в этом существует необходимость. Действия сестра должна согласовывать с онкологом и другими специалистами, что позволит сделать так, чтобы пациент вылечился, онкология не проявлялась и не понадобилась таргетная терапия.

Квалификация специалистов

Уход за раковым больным – это мероприятие, в рамках которого должна учитываться не только история болезни, но и многочисленные другие нюансы. Поэтому обязательным условием работы медсестры является квалификация. Она должна обладать полным перечнем знаний в области онкологии, респираторных и других типов заболеваний.

Необходимо, чтобы она владела такими познаниями, как таргетная терапия, восстановление после лучевой и химиотерапии. Это позволит ускорить процесс восстановления, добиться увеличения его качества и эффективности.

Для того чтобы медсестра обеспечивала результативный уход за больным, она ежегодно должна проходить аттестацию.

Не менее необходимым параметром является повышение квалификации, которое может проводиться реже одного раза в год, однако обязательно должно присутствовать. Это позволит расширить познания, с которыми связана онкология и получить новые сведения о том, как осуществлять уход, обновилась ли таргетная терапия, как измерять жидкость и другие нововведения, связанные с научными достижениями в области медицины.

Только в такой ситуации медсестра может считаться на 100% подготовленной для осуществления ухода за больным с раком легких. Это позволит ей быть готовой к неожиданностям и знать в точности, как подготовить помещение для пациента, чтобы таргетная терапия и история болезни оказались положительными.

Как подготовить помещение

Одним из важнейших этапов обеспечения сестринского ухода является подготовка помещения, если процесс осуществляется в обычной квартире или частном доме. Рекомендуется обратить внимание на следующие моменты, улучшающие присмотр за больным:

  • доступность всех предметов первой необходимости: телефона, воды, продуктов питания и всего остального;
  • возможность экстренно попросить о помощи кого-либо, кто находится рядом, определить характер одышки;
  • правильное оборудование кровати, позволяющее самостоятельно подняться или изменить положение.

Онкологи обращают внимание на то, что вне зависимости от того, какова история болезни, помещение должно быть просторным и проветриваемым, с возможностью размещения необходимой медицинской аппаратуры. Вместе с тем, оно должно оставаться максимально теплым, без проникновения сквозняков и других отрицательных явлений. В помещении постоянно должна быть чистота, подразумевающая ежедневные уборки и дезинфекцию по необходимости.

Это окажется гарантией того, что таргетная терапия пройдет на 100% успешно, жидкость в организме будет восстановлена, а уход более не потребуется. Для того чтобы это оставалось актуальным, необходимо обладать полноценными сведениями о том, как осуществлять присмотр за больным на начальном этапе терапии.

Процесс на начальных этапах

Сестринский процесс, осуществляемый на первых стадиях рака легких, является не менее важным этапом, чем на более поздних стадиях. Именно это позволит остановить рост раковых клеток, оптимизировать жидкость в организме, вне зависимости от того, какова история болезни. Подобный присмотр за пациентом необходим для того, чтобы в полной мере соблюдались рекомендации онколога, диета, прием лекарственных компонентов и медикаментозных средств.

Первая и вторая стадия рака могут протекать с осложнениями, потому медсестра должна быть готова к уходу и обеспечению условий, которые необходимы в конкретном случае. Например, таргетная терапия может осуществляться при соблюдении специфических условий, которые не встречались у других больных. Поэтому важна квалификация медсестры и ее способность, знание обо всех онкологических процессах, отклонениях и проблемных моментах. Не менее сложным и специфическим процессом является обеспечение ухода на поздних этапах развития рака легких, когда история болезни указывает на высокие показатели смертности, а терапия неэффективна.

Процесс на поздних стадиях

С моральной точки зрения ухаживать за больными, пребывающими на поздней стадии развития онкологии, намного сложнее. В связи с этим:

  • медсестра должна быть подготовлена к стрессовым ситуациям;
  • специалист обязан знать все про обеспечение ухода за раковым больными, которые не могут передвигаться самостоятельно или испытывают сильнейшие боли;
  • может понадобиться помощь еще одной медсестры или онколога в экстренных ситуациях.

Требования к помещению, тому, как поступает жидкость остаются аналогичными для всех раковых больных. Однако на поздних этапах развития заболевания требуется постоянный присмотр, нахождение рядом с пациентом. Ему может понадобиться помощь, применение новой порции обезболивающего или других веществ медицинского значения, за счет которых облегчается терапия.

В некоторых случаях допустима помощь со стороны родственников, которые обладают медицинскими знаниями или достаточным опытом для того чтобы обеспечить должную заботу за пациентом. Отдельно рассматривается ситуация осуществления сестринского процесса в случае с пожилыми людьми, столкнувшимися с раком легких.

Уход за пожилыми людьми

Процесс ухода за пожилыми людьми, их история болезни всегда являются наиболее сложными, а потому к работе в представленной ситуации допускаются лица, имеющие наибольшую квалификацию. Это позволит гарантировать корректный алгоритм, а также обеспечение безопасности пациента, если он, например, потеряет равновесие.

В случае с пожилыми пациентами, присмотр подразумевает соблюдение диетического питания, применение витаминных и минеральных комплексов – в общем, все, что поддерживает процессы жизнедеятельности. При прошедшей ранее операции, показан длительный реабилитационный период, который у людей старше 55 лет продолжается на 50% дольше. Это актуально в том случае, когда таргентная терапия завершилась успешно, однако история болезни сопряжена с подобными заболеваниями. Для того чтобы определить степень эффективности поддержки, того, как поставляется жидкость и другие необходимые компоненты предусмотрено оценивание сестринского процесса, благодаря которому облегчается терапия.

Оценка сестринского процесса

Помимо квалификации медсестры, осуществляющие сестринский процесс, должны учитывать, что вышестоящими специалистами проводится специальное оценивание. Оно подразумевает:

  • определение степени эффективности курса по объективным симптомам: улучшение состояния, нормализация показателей давления и других физиологических параметров;
  • идентификацию успешности по личному мнению пациента и членов его семьи;
  • успешность подготовки помещения, поддержание в нем чистоты и других обязательных критериев, обозначенных ранее.

Вне зависимости от того, какова история болезни представленный этап является обязательным. Он дает возможность определить, насколько профессиональна медсестра и необходимы ли ей дополнительные курсы повышения квалификации. Подобное оценивание осуществляется после каждого случая ухода за новым пациентом или в течение представленного процесса, если существует такая необходимость и нужно дополнительно ухаживать.

Для того чтобы процесс сестринского типа оказался еще более успешным и результативным показано осуществление профилактики, которая на начальном этапе должна контролироваться совместно медсестрой и онкологом.

Профилактические мероприятия

Ни один сестринский процесс не обходится без корректной и продолжительной профилактики. Представленный этап может занимать не меньше времени, чем основное лечение, а потому больному необходимо запастись терпением. Профилактика при онкологическом заболевании легких заключается в исключении воздействия вредных привычек. Речь идет о никотиновой зависимости, употреблении алкогольных и наркотических компонентов.

Обязательным элементом является применение дополнительных лекарственных средств, которые улучшают работу организма, укрепляют иммунитет и увеличивают естественную степень сопротивляемости.

Для того чтобы процесс оказался на 100% эффективным, а восстановление – быстрым следует избегать воздействия отрицательных компонентов: химических веществ, асбеста. Для проживания людей, излечившихся от рака легких, рекомендуются места с отличной экологической обстановкой, чистым воздухом. Исключительно при таком подходе больной может быть уверен в состоянии своего здоровья и исключении вероятности рецидива.

Рак легких является серьезным заболеванием, обеспечение сестринского процесса в рамках которого просто необходимо. Это даст возможность облегчить состояние больного, алгоритм ухода за ним, а также даст возможность исключить развитие осложнений и других критических последствий. Именно сестринский процесс позволит сохранить максимальную степень жизнедеятельности и активности.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ №13

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Методическая разработка

теоретического занятия

(для преподавателя)

«Сестринский процесс

при раке легкого»

ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

Москва

2014

Рецензенты:

Андреева Л.М., преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБОУ СПО МУ № 13 ДЗМ

Скрипник Н.С. , преподаватель профессиональных модулей, председатель ЦМК №3 ГБОУ СПО МУ № 13 ДЗМ

№ п\п

Страница

Пояснительная записка

Методический блок

Цели занятия

Внутрипредметные и межпредметные связи

Оснащение занятия

Хронокарта

Мотивация

Блок контроля исходного уровня знаний

Вопросы фронтального опроса

Информационный блок

Глоссарий

План

Примерный текст лекции

11 – 13

Блок контроля эффективности обучения

Вопросы для итогового контроля знаний

Задания в тестовой форме

15-16

Рефлексия, подведение итогов

Домашнее задание

Литература

Приложения

Эталоны ответов к вопросам для контроля исходного уровня знаний

Эталоны ответов к заданиям в тестовой форме

Эталоны ответов к вопросам для итогового контроля знаний

Критерии оценки работы студентов на занятии

Пояснительная записка.

Методическая разработка по теме «Сестринский процесс при раке легкого» предназначена для проведения теоретического занятия по профессиональному модулю ПМ- 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе по междисциплинарному курсу МДК 02.01 Т-7 Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания.

Методическая разработка соответствует рабочей программе и тематическому плану, содержит информацию о факторах риска, клинических проявлениях, осложнениях, методах диагностики, принципах лечения и профилактике рака легкого, как одного из самого распространенного онкологического заболевания с высоким уровнем смертности.

Методическая разработка представляет собой развернутый план проведения теоретического занятия. Для лучшего усвоения нового материала используется презентация по теме занятия с иллюстрациями и фотографиями, также демонстрируются фотографии рентгенограмм и бронхоскопической картины при центральном и периферическом раке легкого. Хорошая визуализация помогает повысить качество усвоения материала. Для облегчения понимания темы студентам предлагается заполнять графологическую таблицу во время изложения нового материала.

Методическая разработка содержит методический блок; блок контроля исходного уровня знаний; информационный блок; блок контроля эффективности обучения; приложения. В конце занятия предусмотрена рефлексия для оценки студентами достижения целей занятия и анализа тех затруднений, которые возникли в процессе проведения занятия.

Методический блок.

Тема: Сестринский процесс при раке легкого.

Профессиональный модуль ПМ- 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

Междисциплинарный курс МДК 02.01 Т-7 Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания

Форма проведения: теоретическое занятие

Тип занятия: комбинированное занятие.

Время: 30 минут.

Цели занятия:

Учебные:

Студент должен знать:

  • определение понятия «рак легкого»
  • факторы риска;
  • клинические проявления;
  • методы диагностики;
  • принципы лечения;
  • принципы профилактики

Развивающие:

  • способность развитию памяти, воображения, логического мышления;
  • развивать умение систематизировать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать профессиональный интерес студентов к изучаемому вопросу;
  • воспитывать чувство ответственности и значимости роли медсестры при осуществлении сестринского процесса и проведении мер профилактики.

Межпредметные связи

Оснащение

Материально-техническое:

Компьютер с мультимедийным проектором, лазерная указка.

Методическое:

  • Презентация по теме «Сестринский процесс при раке легкого» с иллюстрациями и фотографиями рентгенограмм и бронхоскопической картины при центральном и периферическом раке легкого.
  • Раздаточный материал для студентов:

1. Глоссарий;

2. Графологические таблицы, которые предлагается заполнять во время изложения нового материала;

3. Задания в тестовой форме по теме «Сестринский процесс при раке легкого».

Хронокарта занятия.

Этап работы

Время (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Организационный момент

Проверяет присутствующих и готовность учащихся к занятию.

Быть готовыми к занятию: наличие, ручки, раздаточного материала

Мотивация познавательной деятельности

Объявляет тему, цели занятия, использует раздел «Мотивация».

Записывают тему, знакомятся с целями занятия

Коррекция исходных знаний

Проводит фронтальный опрос, оценивает исходные знания студентов.

Отвечают на вопросы.

Изложение нового материала с демонстрацией презентации.

В ходе лекции с элементами беседы объясняет новый материал, демонстрирует презентацию.

Заполняют графологические таблицы, отвечают на вопросы преподавателя

Оценка эффективности усвоения материала

Проводит методом фронтального опроса и выполнения заданий в

тестовой форме.

Отвечают на вопросы, выполняют задания в тестовой форме, обмениваются результатами и проверяют по эталонам.

Рефлексия. Подведение итогов

Предлагает студентам оценить степень достижения целей.

Объявляет итоги занятия, оценивает работу студентов

Оценивают степень достижения целей.

Слушают итоги и оценку своей работы

Всего

Мотивация.

В начале ХХ века рак легкого наблюдался очень редко. В последующие годы отмечался значительный рост заболеваемости. В настоящее время рак легкого занимает первое место по распространенности среди всех онкологических заболеваний. Стремительный рост заболеваемости приобретает характер эпидемического бедствия.

Рак легкого в мире встречается примерно в 1,3 млн. случаев в год.

В России - первое место среди злокачественных новообразований-14%.

В России ежегодно регистрируется более 63000 случаев заболевания.

У мужчин рак легкого встречается в 6 раз чаще, чем у женщин;

Средняя заболеваемость в России - 40-45 случаев на 100 000 населения в год.

Смертность от рака легкого сегодня очень высока составляет 80- 85% от числа заболевших, не смотря на качественный прогресс медицинских технологий

Ежегодно от рака легкого умирает около 8 млн. людей.

Рак легкого встречается в основном у людей старше 40 лет; преимущественно среди жителей крупных промышленных центров вследствие загрязнения воздуха пылью, дымом, газами. До 80% всех случаев рака легкого связаны с куреньем, в том числе и с пассивным курением. Более того, число смертей в предстоящие 25 лет по прогнозам медиков увеличивается, учитывая рост числа курильщиков. При этом средняя заболеваемость у мужчин составляет 65-70 случаев на 100 000 населения, а среди женщин этот показатель всего 8-12 случаев на 100 000 населения.

Так можно ли все-таки приостановить рост заболеваемости рака легкого? Можно ли снизить смертность от рака легкого? Можно ли увеличить продолжительность жизни пациентов, которым поставлен этот страшный диагноз? Какова роль сестры в решении этих вопросов?

Ответы на эти и другие вопросы мы можем найти на этом занятии.

Блок контроля исходного уровня знаний.

Вопросы для контроля исходного уровня знаний.

  1. Что относится к органам дыхания?
  2. Чем покрыты легкие снаружи? Сколько листков имеет плевра?
  3. Как называется полость между листками плевры? Что в ней находится?
  4. Сколько долей имеется в левом и правом легком?
  5. Как называется структурно-функциональная единица легкого?
  6. Что находится в стенке альвеол?
  7. Какие основные симптомы при заболевании дыхательной системы вы знаете?
  8. Что такое кровохарканье?
  9. Какие виды опухолей вы знаете по характеру клинического течения?
  10. Дайте сравнительную характеристику доброкачественной и злокачественной опухоли по следующим признакам:

1) рост опухоли быстрый или медленный?

2) опухоль имеет четкие границы или нечеткие?

3) опухоль способна разрушать окружающие ткани?

4) опухоль способна давать метастазы?

  1. Что такое канцерогены?
  2. Какие основные инструментальные методы обследования органов дыхания?

Информационный блок.

Глоссарий.

  1. Рак (канцер) – злокачественная опухоль эпителиальных клеток.
  2. Биопсия – взятие кусочка ткани для гистологического исследования.
  3. Бронхоскопия – эндоскопическое исследование бронхов с помощью бронхоскопа.
  4. Бронхография – рентгенологическое исследование бронхов после заполнения их контрастным веществом.
  5. Компьютерная томография (КТ) – рентгенологическое исследование, позволяет получить послойные снимки и определить размер опухоли.
  6. Канцерогены –
  7. Кахексия – выраженная степень истощения организма.
  8. Метастазирование – распространение опухоли в лимфоузлы или другие органы.
  9. Дисфагия – нарушение глотания.
  10. Афония – охриплость или потеря голоса

План лекции.

  1. Определения рака легкого (РЛ).
  2. Распространенность РА.
  3. Факторы риска.
  4. Стадии РА
  5. Классификация РА.
  6. Клинические проявления РА.
  7. Осложнения
  8. Основные проблемы пациентов при РА.
  9. Методы диагностики РА.
  10. Принципы лечения РА.
  11. Профилактика РА.

Сестринский процесс при раке легкого

Рак легкого - злокачественная опухоль легкого, растущая из эпителия слизистой оболочки бронхов или эпителия альвеол.

Рак легкого - одна из наиболее сложных медицинских научных и социальных проблем современности. Стремительный рост заболеваемости приобретает характер эпидемического бедствия.

Рак лёгкого занимает 2-е место после рака желудка у мужчин и 3-е место после рака желудка и матки у женщин.

У мужчин в 6 раз встречается чаще, чем у женщин; в 10 раз чаще у курящих, чем не у курящих, чаще у жителей крупных промышленных центров; чаще в возрасте старше 40 лет.

Раковая опухоль может быть первичной, т.е. сразу локализуется в лёгком, и вторичной (метастатической), которая развивается в результате заноса в лёгкие раковых клеток из других органов (пример, рак желудка).

Этиология заболевания окончательно не ясна.

Предрасполагающие факторы:

Отягощенная наследственность.

Воздействие канцерогенных веществ: продуктов неполного сгорания топлива, производственной пыли, содержащей асбест, кобальт, никель, бериллий, уран, ароматические вещества и т.п.

Воздействие табачного дыма.

Хронические воспалительные процессы в легких.

Иммунодефицит.

Классификация.

1. Центральный рак (поражение главного, долевого, сегментарного бронха) (72% всех опухолей).

2. Периферический рак (опухоль из эпителия мелких бронхов, бронхиол, альвеол).

Клиническая картина очень разнообразна и зависит от локализации опухоли.

Заболевание развивается постепенно, его начало определить очень трудно. При центральном раке симптомы более выражены, проявляются раньше, периферический рак иногда выявляется случайно или уже при прорастании опухоли в плевру.

Возможные симптомы:

Кашель, особенно вначале, бывает сухим, надсадным, постоянным. Позднее становится продуктивным, отделяется слизистая или слизисто-гнойная мокрота.

Кровохарканье встречается примерно у половины больных. В поздних стадиях типичным для рака является мокрота цвета «малинового желе».

Легочное кровотечение нередко отмечается в поздних стадиях болезни.

Одышка постепенно нарастает, может быть инспираторная, экспираторная, смешанная в зависимости от локализации процесса и развития осложнений (ателектаза легких, плеврального выпота, обструкции бронхов, пневмонии и т.п.).

Боль в грудной клетке при прорастании опухоли в плевру, а также при поражении ребер и позвонков метастазами.

Лихорадка обусловлена развитием воспалительного процесса бронхолегочной системы (бронхита, пневмонии, плеврита), раковой интоксикации, осложнений. Температура обычно стабильна, снижается кратковременно под влиянием антибактериальной терапии.

Слабость, потливость, похудание, быстрая утомляемость, бледно-серый или землистый цвет лица связаны с общим воздействием раковой опухоли на организм, встречаются при далеко зашедшем процессе.

При аускультации – сначала сухие, потом влажные хрипы.

При перкуссии – притупление перкуторного звука над опухолью.

При пальпации – увеличение подмышечных, надключичных и подключичных, а иногда даже шейных лимфоузлов.

Метастазирование рака лёгкого по лимфатическим путям сначала идёт в регионарные лимфоузлы и плевру (плеврит), а затем в печень, почки, головной мозг, кости, позвоночник и др. органы.

Кашель сухой упорный или с мокротой, кровохарканье, одышка больше характерны для центрального рака легкого; боль в грудной клетке – для периферического.

При запущенных формах рака легких выявляются симптомы, обусловленные врастанием опухоли в соседние органы:

Сдавление верхней полой вены вызывает одностороннее набухание вен шеи, отечность лица, шеи, верхних конечностей.

Сдавление шейного симпатического нерва - западение глазного яблока, опущение верхнего века (птоз), сужение зрачка.

Врастание в пищевод- дисфагию, образование бронхо-эзофагальных свищей.

Сдавление возвратного нерва - осиплость голоса или афония.

Врастание в плевру - плеврит или спонтанный пневмоторакс.

Стадии рака легкого.

1 стадия – небольшая ограниченная опухоль без прорастания в плевру и без

Метастазирования.

2 стадия – небольшая опухоль с одиночными метастазами в регионарные лимфоузлы.

3 стадия – опухоль выходит за пределы лёгкого, врастает в один из соседних

Органов; многочисленные метастазы в региональные лимфоузлы.

4 стадия – большая опухоль с отдалёнными метастазами и вторичными

Воспалительными изменениями в тканях.

Диагностика:

Клинический анализ крови: может быть анемия, лимфопения, увеличение СОЭ.

Рентгенография грудной клетки: центральный рак характеризуется затемнением доли или сегмента легкого, периферический - плотная округлая тень небольшого диаметра чаще в верхних долях.

Компьютерная томография.

Бронхоскопия с биопсией (позволяет определить локализацию и распространенность опухолевого процесса и гистологические особенности опухоли).

Ангиография бронхиальных артерий.

Цитологическое исследование мокроты (атипичные клетки).

Иммунологическое, цитогенетическое исследование, выявление опухолевых маркеров

Лечение.

Выбор метода лечения зависит от стадии развития, гистологических особенностей опухоли.

Радикальное лечение – хирургическое – полная ликвидация всех очагов опухолевого роста, возможно при 1, 2, 3 стадиях опухоли.

Паллиативное лечение – лучевая терапия, химиотерапия - воздействие на опухоль с целью уменьшения массы опухоли и задержки роста, что способствует продлению жизни пациента. Основные цитостатические препараты: циклофосфан, винкристин, метатрексат, таксол и др.

Симптоматическое лечение - лечение, направленное на устранение или ослабление тягостных для пациента проявлений заболевания.

  • Обезболивающие: ненаркотические и наркотические аналгетики - анальгин, баралгин, морфин, промедол ит.п.); нестероидные противовоспалительные препараты (кеторол, диклофенак).
  • Антибактериальные препараты при развитии перифокальной пневмонии.
  • Коагулянты при кровотечении.
  • Кардиотонические препараты при кровотечении.

Первичная профилактика.

Борьба с курением и здоровый образ жизни.

Своевременное лечение хронических заболеваний легких.

Уменьшение запыленности, загазованности атмосферного воздуха.

Борьба с профессиональными вредностями на промышленных предприятиях.

Массовые флюорографические обследования.

Основные проблемы пациентов при раке легкого:

Боли в груди, кашель, одышка,слабость, потеря массы тела;

Кровохарканье и легочное кровотечение;

Дефицит информированности о заболевании.

Блок контроля эффективности обучения.

  1. Вопросы для итогового контроля знаний по изученной теме.
  1. Дайте определение рака легкого.
  2. Перечислите основные факторы риска для рака легкого.
  3. Назовите главный ранний симптом центрального рака легких.
  4. Назовите главный ранний симптом периферического рака легких.
  5. Назовите количество стадий рака легких. Куда могут быть метастазы в 4 стадии?
  6. Перечислите основные симптомы, характерные для поздней стадии рака легких.
  7. Какой вид может иметь мокрота при раке легкого?
  8. Перечислите основные инструментальные методы диагностики рака легкого.
  9. Назовите метод ранней диагностики рака легкого.
  10. Назовите самый точный метод диагностики рака легкого.
  11. Перечислите основные принципы лечения рака легкого.
  12. Назовите основные принципы профилактики рака легких.
  1. Задания в тестовой форме.

Эти задания используются с целью проверки усвоения нового материала. При подготовке к практическому занятию студентам необходимо более тщательно изучить вопросы, которые вызывают затруднение.

Инструкция для студентов к выполнению заданий в тестовой форме.

  1. Каждое задание содержит 4 варианта ответа. Выберите один правильный ответ
  2. После выполнения задания обменяйтесь с соседом листами с ответами.
  3. Проверьте результаты работы, сравнив их с эталонами ответов. Оцените работу.
  4. Получите свои работы обратно. Обратите внимание на вопросы, в которых вы допустили ошибку.

Задания в тестовой форме по теме

Выберите один правильный ответ:

1. Основные факторы риска возникновения рака легких:

а) бронхиальная астма

б) курение, хронический бронхит

в) алкоголизм

г) плевриты

2. Похудание, сухой упорный кашель наблюдаются при:

а) остром бронхите

б) бронхиальной астме

г) центральном раке легкого

3. Похудание, боль в грудной клетке наблюдаются при:

а) остром бронхите

б) бронхиальной астме

в) периферическом раке легкого

г) центральном раке легкого

4. Осложнение рака легкого:

а) бронхиальная астма

б) хронический бронхит

в) эмфизема легких

г) легочное кровотечение

5. При раке легких в мокроте обнаруживают:

а) атипичные клетки

б) много эритроцитов

в) много лейкоцитов

г) много белка

6. При раке легкого мокрота бывает:

А) «ржавая»

Б) гнойная

В) в виде «малинового желе»

Г) стекловидная

7. Наиболее эффективное лечение в начальной стадии рака легких:

А) оперативное вмешательство

Б) цитостатики

В) лучевая терапия

Г) гормоны

8. Анализ мокроты при подозрении на рак легких - это:

А) общий

Б) бактериологический

В) на БК

Г) на атипичные клетки

9. Для точной диагностики рака легкого проводят:

А) бронхоскопию с биопсией

Б) сбор мокроты на общий анализ

В) общий анализ крови

Г) общий анализ мочи

10. Метод ранней диагностики рака легкого:

А) флюорография

Б) анализ крови

В) анализ мокроты

Г) спирография

Рефлексия.


Преподаватель предлагает студентам оценить степень достижения целей, обратить внимание на вопросы, которые вызвали затруднение; проанализировать причины этих затруднений; высказать мнение, что понравилось на занятии; какой материал студенты запомнили больше всего.

Подведение итогов занятия .


Преподаватель подводит итоги занятия, оценивая работу группы; оценивает работу активных студентов, дает домашнее задание.

Домашнее задание.

  • Смолева Э.В., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи- стр140-143 – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

Литература для студентов

  • Смолева Э.В., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

Приложения.

Эталоны ответов на вопросы для контроля исходного уровня знаний.

  1. К органам дыхания относятся: дыхательные пути, легкие, плевра. Дыхательные пути включают полость носа, гортань, трахею, бронхи.
  2. Снаружи легкие покрыты плеврой. Плевра имеет 2листка: внутренний висцеральный, который плотно сращен с грудной клеткой, и внешний -париетальный, который выстилает изнутри грудную полость
  3. Между листками плевры находится плевральная полость? В ней находится серозная жидкость, которая облегчает дыхательные движении легких.
  4. В левом легком имеется 2доли, а в правом легком имеется 3 доли.
  5. Структурно-функциональная единица легкого называется легочный ацинус, который состоит из группы альвеол.
  6. В стенке альвеол находятся кровеносные капилляры через которые происходит газообмен.
  7. Основные симптомы: кашель, мокрота, одышка, боль в грудной клетке.
  8. Кровохарканье – это примесь крови в мокроте. Мокрота имеет прожилки или сгустки крови, или окрашена в розовый цвет;
  9. По характеру клинического течения выделяют 2 вида опухолей- доброкачественную и злокачественную.
  10. сравнительная характеристика доброкачественной и злокачественной опухоли:

а) у доброкачественной- рост опухоли быстрый, а у злокачественной- медленный

б) доброкачественная опухоль имеет четкие границы, а злокачественная- нечеткие

в) доброкачественная опухоль не разрушает окружающие ткани, а злокачественная- разрушает окружающие ткани, врастает в них

г) доброкачественная опухоль не дает метастазы, а злокачественная- способна давать метастазы.

  1. Канцерогены – вредные вещества, способствующие развитию злокачественной опухоли.
  2. Основные инструментальные методы обследования органов дыхания: рентгенография легких, бронхография, томография флюорография, компьютерная томография, бронхоскопия, УЗИ легких.

Эталоны ответов к заданиям в тестовой форме по теме

«Сестринский процесс при раке легкого»

1 б

2 г

3 в

4 г

5 а

6 в

7 а

8 г

9 а

10 а

Эталоны ответов на вопросы для итогового контроля знаний студентов.

  1. Рак легкого – злокачественная опухоль, растущая из эпителия слизистой оболочки бронхов или альвеол.
  1. Курение, хронические заболевания легких. производственные вредности, загрязнение атмосферного воздуха.
  1. Слабость, сухой упорный кашель.
  1. Симптомов долго нет, затем появляется боль в грудной клетке при прорастании опухоли в плевру.
  1. Четыре стадии рака легких. Метастазы в 4 стадии могут быть в отдаленные органы.
  1. Слабость, лихорадка, одышка, мокрота в виде «малинового желе» или кровохарканье, боль в грудной клетке, кахексия.
  1. Мокрота при раке легкого может быть в виде «малинового желе».
  1. Основные инструментальные методы диагностики рака легкого - рентгенография грудной клетки, бронхография, бронхоскопия с биопсией, компьютерная томография.
  1. Метод ранней диагностики рака легкого- флюорография.
  1. Самый точный метод диагностики рака легкого - бронхоскопия с биопсией
  1. Принципы лечения рака легкого: хирургическое лечение, химиотерапия, лучевая терапия, симптоматическое лечение.
  1. Основные принципы профилактики рака легких: борьба с курением, с загрязнением атмосферы, с профессиональными вредностями, своевременное лечение хронических заболеваний легких, флюорографическое обследование, здоровый образ жизни.

К ритерии оценки знаний.

Оценка «5» ставится, если студент:

  1. Дает правильные формулировки, точные определения и понятия терминов, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры «не только из учебников, но и подобранные самостоятельно»,правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания учащихся данного материала.
  2. Уверенно и правильно проводит разбор ошибок, знает положительные и отрицательные стороны выполненных практических работ.
  3. Свободно владеет речью, медицинской терминологией.

Оценка «4» ставится, если студент:

  1. Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметки «5».
  1. Допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.

Оценка «3» ставится, если студент:

  1. Знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке правил.
  2. Допускает частичные ошибки.
  3. Излагает материал недостаточно связанно и последовательно.

Оценка «2» ставится, если студент:

  1. Обнаруживает незнание общей части соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл.
  2. Беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми остановками и перерывами.

Критерии оценки тестового контроля

90-100% правильных ответов – «5»

80% правильных ответов – «4»

70% правильных ответов – «3»

В тестовый контроль входит 10 вопросов

9-10 правильных ответов – «5»

8 правильных ответов – «4»

7 правильных ответов – «3»


В настоящее время в Российской Федерации на официальном учете состоит более 2 млн. 300 тыс. пациентов с онкологическими заболеваниями. Почти 150 тыс. чел. в России ежегодно признаются инвалидами по онкологическим заболеваниям. В мире прогнозируется увеличение заболеваемости злокачественными опухолями с 10 млн. случаев в год в настоящее время до 15 млн. случаев к 2020 г.

В связи с развитием и внедрением высокотехнологичных методов лечения онкологических заболеваний уже в настоящее время стало возможным радикальное лечение большинства пациентов путем выполнения обширных органоуносящих оперативных вмешательств, химиотерапии и лучевой терапии, что в ближайшие годы увеличит количество инвалидизированных людей, излеченных от рака. Однако реабилитация в целях социальной адаптации этой категории инвалидов недостаточно развита, в связи с чем больной после радикального лечения остается без внимания.

Необходимо отметить, что в реабилитации нуждаются не только пациенты, имеющие группу инвалидности, но и больные с I – II стадией заболевания, прошедшие радикальное лечение, так как диагноз рак – это всегда стресс, а лечение не всегда щадящее.

Тем не менее реабилитация не стала составной частью комплекса терапевтических мероприятий в онкологии, в связи с тем что рак как фатальное заболевание часто отождествляют с непродолжительностью жизни, а больного со злокачественной опухолью считают бесперспективным с точки зрения реабилитации. Мнение о бесперспективности данных мероприятий сохраняет свою устойчивость и в настоящее время.

Многие пациенты после радикального лечения, даже на начальных стадиях заболевания, твердо убеждены, что являются инвалидами и выброшены за пределы современного общества. Они считают, что работу найти будет крайне сложно, тем более если требуется профессиональная переориентация. Именно поэтому излеченные от рака люди приходят к выводу, что проще сидеть дома и получать пособие. Однако необходимо учитывать, что любой человек должен быть самодостаточным и чувствовать себя нужным для общества. Более того, данная группа людей может приносить ощутимую пользу обществу, причем не только социальную, но и экономическую, если обретет рабочее место. Для того чтобы это произошло, необходимо разработать четкие меры по реабилитации, что будет способствовать не только восстановлению работоспособности, но и вернет заинтересованность в жизни.

У излеченных онкологических больных часто наблюдаются стойкие органические и функциональные нарушения, вызванные последствиями и осложнениями хирургического, лучевого, гормонального лечения и химиотерапии новообразования. Наблюдаются осложнения со стороны системы кроветворения (анемия, умеренно выраженные лейкотромбоцитопении), поражения кожи и слизистых оболочек (лучевые язвы, ректиты, циститы), нарушения в системе внешнего дыхания (лучевые пульмониты, остаточные явления эмпиемы плевры, пищеварительных органов, гастриты культи желудка, дискинезии кишечника, хронические колиты и энтероколиты). Достаточно часто, особенно при раке эндометрия, молочной железы, толстой кишки, наряду с артериальной гипертензией и атеросклерозом имеют место нарушения эндокринно-обменного характера (ожирение, сахарный диабет, дисфункция яичников, гипофункция щитовидной железы).


Общим явлением для всех онкологических больных можно считать наличие функциональных нарушений нервной системы как следствие тяжелого эмоционального стресса, вызванного получением информации об опухолевом характере заболевания, пребыванием в специализированном стационаре, последствиями обширных операций, иногда вынужденно носящих калечащий характер, а также длительными курсами химио-, гормонотерапии и лучевого лечения. Следует подчеркнуть, что непосредственно лекарственная и лучевая терапия могут вызвать вегетодистонические и астенические реакции.

Пациентов с онкологическими заболеваниями беспокоят боль, стресс, диспептические нарушения, расстройства функций кишечника, ограниченные способности к самообслуживанию и недостаток общения. Постоянное присутствие рядом с больным медицинской сестры приводит к тому, что она становится основным связующим звеном между пациентом и внешним миром. Медицинская сестра видит, что приходится испытывать пациентам и их семьям, и вносит в уход за больными сочувственное понимание.

Главная задача медицинской сестры заключается в том, чтобы облегчить боль и страдания пациента, помочь в выздоровлении, восстановлении нормальной жизнедеятельности.

Способность к выполнению основных элементов самообслуживания у пациента с онкологической патологией на стационарном этапе сильно ограничена. Своевременное внимание медицинской сестры к выполнению пациентом необходимых элементов лечения и самообслуживания становится первым шагом к реабилитации.

В процессе ухода важно помнить не только об основных потребностях человека в питье, еде, сне, но и о потребностях конкретного пациента – его привычках, интересах, ритме его жизни до начала болезни. Сестринский процесс позволяет грамотно, квалифицированно и профессионально решить как настоящие, так и потенциальные проблемы пациента, связанные с его здоровьем.

Важную роль в уходе за пациентами с онкологическими заболеваниями играют беседа и совет, который может дать медицинская сестра в определенной ситуации. Эмоциональная, интеллектуальная и психологическая поддержка помогает больному подготовиться к настоящим или к предстоящим изменениям, возникающим из- за стресса, который всегда присутствует при обострении заболевания. Итак, сестринский уход нужен для того, чтобы помогать пациенту решать возникающие проблемы со здоровьем, не допускать ухудшения состояния и возникновения новых проблем.

За последние два десятилетия в некоторых странах, таких как Австрия, Германия, Франция, были созданы специальные реабилитационные центры санаторного типа при онкологических институтах исходя из того, что онкологические больные после окончания специфического противоопухолевого лечения нуждаются не только в терапии имеющихся осложнений, связанных с заболеванием и проведенным лечением, но и в дополнительном общеукрепляющем лечении сопутствующих заболеваний в условиях санатория.

Неоправданное запрещение санаторно-курортного лечения всем онкологическим больным, несмотря на то что они после радикального противоопухолевого лечения достаточно часто возвращаются к труду, в свой коллектив, приводит к снижению трудоспособности, и излеченные больные не ощущают себя полноценными членами общества. Это затрудняет их социальную реадаптацию.

Попадая в санаторно-курортное учреждение, онкологический больной перестает фиксировать свои соматические ощущения и, вовлекаясь в ритм курортного распорядка, выходит из тяжелой стрессовой ситуации, связанной с его заболеванием и последствиями лечения.

Направление на санаторно-курортное лечение допускается для онкологических больных, получивших радикальное противоопухолевое лечение, полностью его закончивших и не имеющих признаков рецидива или метастазов опухоли.

Лечение по поводу сопутствующих заболеваний больных всеми формами и локализациями опухолей, перенесших радикальное лечение и не имеющих возврата болезни (рецидивов и метастазов), возможно только после консультации врача-онколога. Сезон санаторно-курортного лечения должен определяться следующим образом: в местных санаториях или на курортах той климатической зоны, где проживает больной, – любое время года, на южные курорты больные более северных районов – преимущественно в осенне-зимний период (в целях ограничения инсоляции).

Не подлежат санаторно-курортному лечению онкологические больные по поводу сопутствующих заболеваний периферической нервной системы, а также опорно-двигательного аппарата, кожи, гинекологических и андрологических заболеваний, поскольку при этих заболеваниях основными курортными факторами являются сульфидные и радоновые воды, грязелечение, нафталанолечение, абсолютно противопоказанные при онкологической болезни в любой стадии.

В то же время санаторно-курортные факторы, такие как климато-ландшафтотерапия, питьевое лечение минеральными водами, индифферентные изотермические ванны, занятия в водоемах и бассейнах, диетотерапия, терренкур в комплексе с необходимым медикаментозном лечением, способствуют улучшению общего состояния больных, восстановлению нарушенных функциональных показателей, повышению работоспособности.



2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.