Олимпиады по химии с решениями. Школьная олимпиада по химии
Олимпиадные задания по химииОлимпиадные задания по химии 9 класс
Олимпиада по химии. Олимпиадные задания по химии 10 класс
- В водно-спиртовом растворе хлорида цинка было обнаружено 1,806·10 22 хлорид-ионов и 11,56 г соли, не распавшейся на ионы. Определите степень диссоциации соли (в %) в этом растворе.
Определите объемные доли компонентов в исходной смеси.
Определите вещества А –Д , напишите уравнения реакций.
ацетат натрия → А → Б → В → Г → этиленгликоль
Олимпиада по химии. Олимпиадные задания по химии 11 класс
- Как вы можете объяснить такие термины, как «твердые растворы» и «жидкие кристаллы», которые на первый взгляд не соответствуют традиционным представлениям о растворах и кристаллах. Какими свойствами обладают твердые растворы и жидкие кристаллы?
Условные обозначения: «+» - реакция идет, «–» - металл не реагирует.
Определите какие металлы могли быть получены химиком и напишите соответствующие уравнения реакций.
А реакция замещения > В реакция соединения > С реакция замещения > D реакция обмена > Е
Cu → CuSO 4 → Cu(OH) 2 → Cu 2 O → CuO
Ответы и решения на сайте.
Задание 8-1
Относительная атомная масса является величиной безразмерной.
Шел 1817 год. У министра Веймарского герцогства, поэта и философа Иоганна Гете собрались за вечерним чаем его друзья и родственники. Среди них были Иоганн Дёберейнер, профессор химии, жена сына герцога Мария Павловна – сестра русского царя Александра I и другие влиятельные лица. Дёберейнер сказал, что если все известные химические элементы сгруппировать по сходству их свойств и расположить по три в ряд по возрастанию атомных масс, то обнаружится нечто удивительное. Мария Павловна заметила: “Бог троицу любит…”
Задание: 1. Сгруппируйте данные химические элементы по свойствам: литий, хлор, натрий, кальций, йод, бром, барий, калий, стронций (3 элемента в каждой группе) и расположите их в порядке возрастания их атомных масс. 2. Попробуйте отгадать, что же удивительного обнаружил Дёберейнер? (5 баллов)
Задание 8-2
Наука не знает, чем она обязана воображению. Ральф Уолдо Эмерсон
Придумывая химические названия, ученые порой принимали во внимание необычные свойства нового элемента. Какие элементы получили названия по цвету и запаху простых веществ или соединений?(За каждый приведенный пример элемента 1 балл)
Задание 8-3
Новые идеи надо поддерживать. Циолковский
Осуществите превращение: Оксид 1 → кислота → соль 1 → основание → соль 2 → соль 3.
Подберите вещества и запишите уравнения реакций. (5 баллов)
Задание 8-4
Случайные открытия делают только подготовленные умы. Блез Паскаль
Какие животные помогли ученым-химикам в открытии химических элементов или спасли им жизнь? (За каждый приведенный пример 2 балла)
Задание 8-5
Нас ждут бездны открытий и мудрости. Циолковский
В четырех пробирках содержатся бесцветные растворы карбоната натрия, фосфатанатрия, силиката натрия и нитрата серебра. Как с помощью одного реактива определить каждое вещество? (7 баллов)
Задание 8-6
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Монтескьё
Химический элемент IV группы Периодической системы, при взаимодействии с кислородом образует бесцветный газ, который выделяется при растворении шипучих таблеток в воде, при растворении в растворе щелочи образует среднюю и кислую соль.
Задание: 1. Определите химический элемент. 2. О каких соединениях этого элемента идет речь?3. Составьте уравнения реакций получения этих соединений. (7 баллов)
Решение заданий заочного тура олимпиады для 8 класса с системой оценивания
Задание 8-1
Данные элементы сгруппированы в 3 группы: Литий, натрий, калий, Хлор, йод, бром; Кальций, барий, стронций. При расположении данных элементов по возрастанию атомных масс Дёберейнер установил, что в “триаде”, атомная масса второго элемента оказывается примерно равной средне-арифметическому значению от атомных масс первого и третьего элементов
Задание 8-2
За каждый приведенный пример элемента: Бром – “бромос” - зловонный, рубидий – окрашивает спектр в красный цвет, сера – “сира” светло-желтый цвет и др.
Задание 8-3
Цепочка имеет множество решений. За каждое уравнение, соответствующее условию. 1 балл
Возможный вариант решения: Оксид серы(VI) → серная кислота → сульфат меди(II) → гидроксид меди (II) → хлорид меди (II) → хлорид серебра.
Задание 8-4
Речь идет о Куртуа, открывшего новый химический элемент йод. У него был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. В один из дней кот чего-то испугался, прыгнул на пол, но попал на бутылки, которые Куртуа приготовил для опытов. В одной из них находилась суспензия золы водорослей в спирте, а в другой концентрированная серная кислота. Бутылки разбились, и жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на предметах в виде черных кристалликов. Это был йод.
За каждый найденный эпизод … 2 балла
Задание 8-5
Данным реактивом является соляная кислота. Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O выделяется бесцветный газ Na 3 PO 4 + HCl → ничего не наблюдаем
Na 2 SiO 3 + 2HCl → H 2 SiO 3 ↓ + 2NaCl наблюдаем выпадение бесцветного желеобразного осадка
AgNO 3 + HCl → AgCl↓ + HNO 3 наблюдаем выпадение белого осадка
Задание 8-6
1. Химический элемент – углерод 2. Углекислый газ СО 2 , карбонат натрия Na 2 CO 3, гидрокарбонат натрия NaНCO 3 3. С +О 2 →СО 2 СО 2 + NaOH → NaНCO 3 СО 2 +2 NaOH → Na 2 CO 3 + H 2 O
Комплект задач для очного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса
Задача 8-1
Кто ищет – тот всегда найдет!
В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов. (2 балла)
Задача 8-2
Светлое тело, которое ковать можно. М.В.Ломоносов
Один из химических элементов был выделен еще в XVI в. немецким химиком и металлургом Георгиусом Агриколой. В “Алхимическом словаре” Руланда (1612) он отнесен к металлам и назван “легчайшим, бледнейшим и дешевейшим свинцом”. В России его называли то “нимфой”, то “глаурой”. Происхождение современного названия тоже покрыто тайной. Одни считают, что оно происходит от арабских слов “би исмид” - похожий на сурьму. Другие предполагают, что название элемента древнегерманского происхождения и означает “белый металл”. Третьи утверждают, что название произошло от двух немецких слов – “визе” (луг) и “мутен” (рудник), поскольку в немецкой Саксонии элемент издавна добывают в рудниках, расположенных среди лугов округа Шнееберг. Задание: Что это за элемент? Опишите его положение в Периодической системе.Определите состав высшего оксида данного элемента.
Задача 8-3
Точное логическое определение понятий –условие истинного знания. Сократ
Предложите различные варианты классификации данных неорганических веществ:
CO 2 , NO, NO 2 , Na 2 O, Al 2 O 3 , SiO 2 , P 2 O 5 , Cr 2 O 3 , CuO, ZnO
Задача 8-4
Хорошая идея состоит из большого количества маленьких идей. Томас Эдисон
Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений. (6 баллов)
Задача 8-5
Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших
основой для ее построения. Вернадский
Расшифруйте данную цепочку реакций, составьте к ней уравнения реакций (все вещества в цепочке содержат атомы железа): 56 → 127 → 90 → 72 → 56 (11 баллов)
Задача 8-6
Все соли состоят из какой-либо кислоты и
какой-либо щелочи… Немецкий химик и аптекарь О.Тахений
Приведите примеры солей, в реакциях которых с кислотами и со щелочами выделяются газообразные продукты. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.
Задача 8-7
Что и требовалось доказать. Евклид
В бутылке, цилиндре, колбе, банке находятся магний, гидроксид бария, сульфат меди (II), серная кислота. Магний и сульфат меди (II) не в бутылке, сосуд с гидроскидом бария стоит между колбой и сосудом с серной кислотой. В банке не гидроксид бария и не вещество, имеющее блеск. Цилиндр стоит около сосуда с веществом голубого цвета.
Задание: Узнайте содержимое каждого сосуда.Составьте уравнения реакций, протекающих при попарном смешивании содержимого этих сосудов. (14 баллов)
Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса
Задача 8-1
Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром
4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 - группу, элемент никель 6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент – золото 6IIБ – 6-й период, IIБ – группа, элемент ртуть. Всего: 2 балла.
Задача 8-2
Элемент-путаник – это висмут , легкоплавкий металл красновато-белого цвета, последний по номеру элемент Периодической системы, не обладающий естественной радиоактивностью, порядковый номер 83, 6 период, V группа, главная подгруппа, состав высшего оксида Вi 2 О 5
Задача 8-3
Все приведенные в условии задачи вещества являются оксидами, поэтому необходимо привести классификацию оксидов по различным признакам:
А) оксиды металлов и неметаллов Б) основные, кислотные, амфотерные, другие
В) солеобразующие, несолеобразующие Г) газообразные, твердые
Д) бесцветные, окрашенные
Задача 8-4
Варианты решения задания могут быть различными, например: CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO (не более трех вариантов) 1) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2) Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O
Задача 8-5
Так как все вещества в цепочке содержат атомы железа, а цепочка начинается с вещества 56, следовательно, в основе шифра лежат атомные и молекулярные массы веществ (Ar (Fe)=56).
Цепочка реакций выглядит так:Fe → FeCl 2 → Fe(OH) 2 → FeO → Fe
1) Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2 2) FeCl 2 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓+ 2NaCl
3) Fe(OH) 2 → FeO + H 2 O 4) 2FeO + C→ 2Fe + CO 2
Задача 8-6
Соли аммония: карбонаты, сульфиты, сульфиды и соответствующие кислые соли.
Например: NH 4 HCO 3 + HCl → NH 4 Cl + CO 2 + H 2 O NH 4 HCO 3 + NaOH→ NH 3 + H 2 O + NaHCO 3
Задача 8-7
Цилиндр - Mg колба - CuSO 4 бутылка - Ba(OH) 2 банка - H 2 SO 4
Mg + CuSO 4 → MgSO 4 + Cu признаки реакции – раствор обесцвечивается, выделяется порошок розового цвета – медь Mg + H 2 SO 4 → MgSO 4 + H 2 признаки реакции – выделяется газ без цвета CuSO 4 + Ba(OH) 2 → BaSO 4 ↓ + Cu(OH) 2 ↓ признаки реакции – выпадение осадка
Ba(OH) 2 + H 2 SO 4 → BaSO 4 ↓ + 2H 2 O признаки реакции – выпадение осадка белого цвета
Комплект задач для очного тура олимпиады для 9 класса
Задача 9-1
Всё хорошо, что в меру. Гиппократ
Отрывок из повести Хаггарда “Жемчужина Нила”: “Она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин … и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли”.
Задание: Объясните почему Клеопатра смогла выпить “крепкий уксус”, а также составьте уравнение реакции. (3 балла)
Задача 9-2
Вселенная - это разнообразие в единстве. Оноре де Бальзак
Бедному А совсем неудобно в своей квартире: сверху его грозиться сжечь Б , справа – отравить ядовитый Д , а живущий слева тихий Е иногда начинает буянить и совсем не ясно, что от него ждать – либо отравит, либо подожжет квартиру. Но когда Е успокаивается, то начинает светиться бледно-зеленым светом и всех радует. Задание: Определите, кто такие А, Б, Д, Е?
Задача 9-3
Составьте уравнения реакций к цепочке реакций: Fe 0 → Fe +2 → Fe +3 → Fe +2 → Fe 0 → Fe +3
Задача 9-4
Опыт - это не то, что происходит с вами;
это то, что вы делаете с тем, что происходит с вами. Сэр Исаак Ньютон
Юный химик насыпал в первую колбу аммиачную, норвежскую и кальциевую селитры; во вторую колбу насыпал мел, а также чилийскую и аммиачную селитру; в третью колбу – натриевую и индийскую селитру, а также поташ. Задание: Сколько веществ окажется в смеси, образованной смешением содержимого: а) первой и второй колбы; б) всех трех колб?
Задача 9-5
Наука борется с суевериями,
как свет с потемками. Менделеев Д.И.
Однажды алхимик сказал своему господину, что может показать ему “шайтана”, принимающего образ жидкости, пожирающей золото. Алхимик показал хану, как рождается “шайтан”. Он поглотил газообразный красно-бурый оксид другим, жидким оксидом. При этом получилась сильная кислота и новый бесцветный газообразный оксид, который на воздухе снова превращался в бурый газ. Затем алхимик смешал полученную сильную кислоту с поваренной солью и бросил в смесь золотой перстень. Перстень стал покрываться пузырьками газа, а потом…исчез. Эмир приказал запечатать сосуд с дьявольской жидкостью в землю, а алхимика заключить в подземелье. Задание: Д окажите, что алхимик не виновен, и найдите химический смысл его действиям. (7 баллов)
Задача 9-6
В каждой естественной науке заключено столько истины,
сколько в ней есть математики. Иммануил Кант
В 25 мл раствора 20%-ной соляной кислоты растворили 4,0 г сульфида железа (II), после выделения газа в раствор добавили 1,68 г железных опилок. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе. (8 баллов)
Задача 9-7
Знание - настолько ценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника. Фома Аквинский
В доме лондонского ювелира исчез алмаз необычного голубого цвета. Срочно приглашенный в дом знаменитый сыщик Шерлок Холмс обратил внимание на баллон с хлором, отводная трубка от которого была погружена в колбу с раствором пероксида водорода. “Где хранился алмаз?” – спросил Холмс. “В маленьком алюминиевом футляре, который стоял вот здесь”, – ответил ювелир и показал на серую кучку пепла рядом с включенной горелкой. “Алмаза уже не вернуть”, – заметил Шерлок Холмс. Задание: Ювелир прислал нам схему места происшествия и попросил вас объяснить, что же все-таки случилось?
Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 9 класса
Задача 9-1
Состав жемчуга – СаСО 3 , уксуса – СН 3 СООН СаСО 3 +2 СН 3 СООН → (СН 3 СОО) 2 Са + СО 2 + Н 2 О
Задача 9-2
Определены элементы А, Б, Д, Е: А – сера, Б – кислород, Д – хлор, Е - фосфор ……4 балла
Задача 9-3
Составлены уравнения реакций: 1. Fe +2HCl →FeCl 2 + H 2 2. 2 FeCl 2 + Cl 2 → 2 FeCl 3
3. 2 FeCl 3 + Fe → 2 FeCl 2 4. 3 FeCl 2 + 2 Al → 2AlCl 3 + 3 Fe 5. 2Fe + 3Cl 2 → 2FeCl 3
Задача 9-4
Определены формулы названных веществ: аммиачная селитра – NH 4 NO 3 , норвежская селитра – Ca(NO 3) 2 , кальциевая селитра - Ca(NO 3) 2 , чилийская селитра - NаNO 3 , индийская селитра - КNO 3 , натриевая селитра - NаNO 3 , мел – СаСО 3 , поташ К 2 СО 3
Задача 9-5
Определены вещества: красно-бурый газ – это диоксид азота, жидкий оксид – вода, при взаимодействии между собой дают азотную кислоту и монооксид азота, который легко окисляется на воздухе до NO 2 При добавлении к азотной кислоте поваренной соли идет образование соляной кислоты, таким образом, получается смесь кислот (азотной и соляной) – “царская водка”, которая химически растворяет золото: Au + 4HCl + HNO 3 → H + NO + 2 H 2 O
Задача 9-6
Составлены уравнения реакций: FeS + 2HCl → FeCl 2 + H 2 SFe + 2HCl → FeCl 2 + H 2
n(HCl)=0,151 моль, n(FeS)=0,0455 моль, n(Fe)=0,03моль Определено вещество в избытке: HCl – 0,06 моль – в первой реакции, во второй реакции вещества прореагировали полностью
Вычислены количества образующихся веществ: n(FeCl 2)=0,0455 моль, n(H 2 S)=0,0455 моль,
n(H 2)=0,03моль Определена масса образовавшегося раствора: m(р-ра)= m(р-ра HCl) + m(FeS) + m(Fe) –m(H 2 S) – m(H 2) = 27,5 + 4,0 + 1,68 – 1,55 – 0,06 = 31,57 г Определены массовые доли веществ в растворе: w(FeCl 2) = 17,85%.
Задача 9-7
Составлены уравнения реакций: ювелир не закрыл кран баллона с хлором, начались реакции:
Cl 2 + H 2 O 2 → 2HClO HClO + H 2 O 2 → O 2 + HCl + H 2 O 4Al + 3O 2 →2 Al 2 O 3 C + O 2 → CO 2
Комплект задач для очного тура олимпиады для 10 класса
Задание 10-1
То, что мы знаем, - ограничено,
а то, чего мы не знаем - бесконечно. Апулей
Самки бабочки медведицы сигнализируют самцам с помощью пахучего вещества – аттрактанта. Это 2-метил-замещенный алкан. Его относительная молекулярная масса равна 254. Составьте структурную формулу данного алкана. (2 балла)
Задание 10-2
Хлорофилл (от греч. chlorós - зеленый и phýllon - лист),
зеленый пигмент растений, с помощью которого
они осуществляют фотосинтез .
Хлорофилл является важным пигментом обусловливающим зеленый цвет листьев растений. При сжигании 89,2 мг хлорофилла в избытке кислорода получаются следующие вещества: 242 мг газа, которым обычно газируют напитки, 64, 8 мг жидкости, составляющей основу этих напитков, 5,60 мг газа, которого больше всего в земной атмосфере и 4,00 мг белого порошка, который является оксидом металла II А группы. Задание: Определите формулу хлорофилла, учитывая, что его молекула содержит только один атом металла.
Задание 10-3
Недостаточно только получить знания:
надо найти им приложение. Гёте И.В.
Расшифруйте именные реакции в органической химии:
- 13≡13 + 18 → 44
- 16 + 63 → 61 + 18
- 3 * 14 = 14 + 2 * 158 + 4 * 18 → 3 * 62 + 2 * 87 + 2 * 56
- 2 * 95 + 2 * 23 → 15 – 15 + 2 * 103. (8 баллов)
Задание 10-4
Я предпочитаю то, что можно увидеть,
услышать и изучить. Гераклит Эфесский
Перед вами в трех шкатулках находятся: в первой – натуральный и фальшивый бриллианты; во второй – натуральный и фальшивый жемчуг; в третьей – натуральное и поддельное золотое изделие. Задание: С помощью каких химических реакций можно отличить натуральные объекты? (6 баллов)
Задание 10-5
Знание есть сила, сила есть знание. Фрэнсис Бэкон
Составьте уравнения реакций: ан → ин → аль → овая → ат → ол → диен → ен.
Задание 10-6
Опыт всему учитель. Юлий Цезарь
Цианид калия – один из самых сильных ядов, и хранят его обязательно в сейфе под замком. Но однажды утром лаборант, вынув из сейфа банку с надписью KCN, обнаружил, что крышки нет, характерный запах миндаля исчез, а между тем объем содержимого не уменьшился. Анализ показал, что вещество в банке вовсе не цианид калия, при приливании к нему соляной кислоты наблюдалось характерное шипение. Задание: Определите, что за вещество в банке, и кто виноват в пропаже? (5 баллов)
Задание 10-7
Математику уже за то любить следует,
что она ум в порядок приводит.
Ломоносов
При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В . Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г . В пропустили через избыток раствора вещества Д , в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е . При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д . Определите все вещества. (10 баллов)
Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 10 класса
Задание 10-1
Определена молекулярная формула алкана: С 18 Н 38
Задание 10-2
Определены вещества: углекислый газ, вода, азот, оксид магния Определены количества вещества элементов в молекуле: n(C)=5,5 ммоль, n(H)=7,2 ммоль, n(N)= 0,4 ммоль, n(O)= 0,5 ммоль, n(Mg)= 0,1 ммоль Определена молекулярная формула: C 55 H 72 N 4 O 5 Mg
Задание 10-3
Реакция Кучерова: СН≡СН + Н 2 О → СН 3 – СНО Реакция Коновалова: СН 4 + НNО 3 → СН 3 NО 2 + Н 2 О Реакция Вагнера:3СН 2 =СН 2 +2KMnO 4 + 4Н 2 О → 3CН 2 ОН- CН 2 ОН + 2КОН + 2MnО 2
Реакция Вюрца: 2 СН 3 Br + 2 Na → CH 3 – CH 3 + 2 NaBr
Задание 10-4
Предложены методы анализа и составлены уравнения реакции:
Бриллианты – правильно отшлифованные алмазы и состоят из чистого углерода. Они полностью сгорают в атмосфере кислорода с образованием только углекислого газа, поддельные бриллианты (стекло, хрусталь) либо не горят, либо при сгорании дают твердые продукты. Натуральный жемчуг представляет собой природную разновидность карбоната кальция, подобно всем карбонатам жемчуг растворяется в кислотах: СаСО 3 +2 СН 3 СООН → (СН 3 СОО) 2 Са + СО 2 + Н 2 О, поддельные жемчужины, изготовленные из стекла или пластмассы, не растворяются в кислотах, или не выделяют СО 2. Чистое золото растворяется в “царской водке”, образуя желтый раствор: Au + 4HCl + HNO 3 → H + NO + 2 H 2 O, поддельные золотые изделия могут быть изготовлены из сплавов меди и др. веществ, они растворяются в соляной или азотной кислоте.
Задание 10-5
Метан → ацетилен → этаналь → уксусная кислота → этилацетат → этанол → бутадиен → бутен
Задание 10-6
Определено вещество в банке – КНСО 3 Виновники пропажи углекислый газ и влага воздуха. Чем дольше банка была открытой, тем быстрее шел гидролиз цианида калия, в результате обратимого гидролиза получались летучий циановодород и гидроксид-ионы.
Задание 10-7
Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия
Составлены уравнения реакций: СаСО 3 → СаО + СО 2 СаО + Н 2 О → Cа(ОН) 2
СО 2 + 2КОН → К 2 СО 3 + Н 2 О К 2 СО 3 + Cа(ОН) 2 → СаСО 3 + 2КОН
Задания были составлены с использованием данной литературы:
1. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Cправочник школьника по химии Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина М.: Издательство “Экзамен”, 2006.- 512 с. (Серия “Справочник школьника”)
2. Занимательные задачи по химии/ Под ред. Н.Е. Дерябиной. – М.: ИПО “У Никитских ворот”, - 48 с.: ил.
Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова.- 2-е изд. – М.: Дрофа, 2006.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1994 г.
5. Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В. Система подготовки к олимпиадам по химии. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.
6. Фигуровский Н.А. Открытие элементов и происхождение их названий. – М.: издательство “Наука”, 1970 г.
7. Четвертая Соровская олимпиада школьников 1997-1998. М.: МЦНМО, 1998. – 512 с.
Школьный этап
8 класс
Задание 1. ТЕСТ (3,5 балла)
Выберите один правильный ответ(1 балл за каждый ответ)
1. Мельчайшая частица вещества, являющаяся носителем его химических свойств, называется:
1. крупинка 2. кристаллик 3. атом 4. молекула
2. Какой элемент назван в честь небесного тела - спутника Земли:
1. Со - кобальт 2. Те - теллур
3. Sе - селен 4. U - уран
3.
Одним из первых металлических сплавов, которые человек начал использовать в глубокой древности, является:
1. сталь; 2. бронза; 3. дюралюминий; 4. чугун; 5. победит.
4. К чистым веществам относится:
1. уксус 2. дистиллированная вода
3. воздух 4. молоко
5. Является веществом:
1. капля росы; 2. медная монета;
3. кусочек мела; 4. ртуть.
6.Одинаковую относительную массу имеют вещества, формулы которых:
1. CuSO 4 и CuS 2. CuS и CuO
3. CuO и Cu 2 S 4. CuSO 4 и Cu 2 S
7. Укажите простое вещество, которое не является металлом:
1. олово; 2. фосфор; 3. ртуть; 4. магний; 5. медь.
Задание 2. (2 балла)
В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов.
Задание 3. (6 баллов)
Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений.
Задание 4. (3 балла)
Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.
Задание 5. (4 балла)
Чтобы золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала соль с мелкими гвоздями, деревянными стружками и речным песком и велела золушке очистить соль, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро выполнить задание мачехи.
Задание 6. (6 баллов)
В природе железо образует ряд минералов. Это магнетит Fe 3 O 4 , гематит Fe 2 O 3 лимонит 2Fe 2 O 3 3Н 2 О. В каком из минералов массовая доля железа наибольшая.
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
9 класс
Задание 1. ТЕСТ (3 балла)
К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.
1. Наибольшую молекулярную массу имеет
1) BaCl 2 2) ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 .
2. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции
(СuОН) 2 СО 3 + НС1 = СuС1 2 + СО 2 + ...
1) 10: 2) 11; 3) 12; 4) 9.
3. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)
1) 0,5; 2) 0,3; 3) 0,03; 4) 0,15.
4. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К
1) р = 20, n=19; 2) р = 40, n = 19;
3) р= 19, n = 21: 4) р = 21,n=19.
5. Реакция, в результате которой выпадает осадок
1) КОН + НС1; 2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ;
3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3) 2 .
6. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:
1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5
Задание 2. (7 балла)
Дана цепочка превращений:
X → XO 2 → XO 3 → H 2 XO 4 → K 2 XO 4
K 2 XO 3 KMnO4/H+
Определите элемент Х. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Задание 3. (3 балла)
Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.
Задание 4. (3 балла)
Сумма протонов, нейтронов и электронов в атоме равна 42. Число нейтронов равно числу протонов. Определите химический элемент. Дайте объяснения.
Задание 5. (3 балла)
При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл.
Задание 6. (5 баллов)
В четырех пронумерованных склянках находятся растворы: гидроксида натрия, хлорида натрия, соляной кислоты и фенолфталеина. Как определить, в какой склянке какое вещество находится, не используя дополнительных реактивов, но имея достаточное количество пустых пробирок. Напишите уравнения проведенных реакций.
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
10 класс
Задание 1. (8 баллов)
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: пропан → 2-хлорпропан → пропен → 1,2-дихлорпропан → пропин → → пропен → пропанол-2 → 2-бромпропан → 2,3-диметилбутан.
Задание 2 . (3 балла)
KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O + O 2 .
Задание 3 . (7 баллов)
При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В . Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г . В пропустили через избыток раствора вещества Д , в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е . При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д . Определите все вещества.
Задание 4. (5 баллов)
К раствору 6,75 г смеси хлоридов меди (II) и цинка прибавили избыток раствора гидроксида натрия. Выпавший осадок отделили, прокалили и получили при этом 2 г сухого остатка. Определите процентный состав смеси.
Задание 5. (5 баллов)
В 1862 г. М. Бертло синтезировал газ при пропускании водорода через электрическую дугу между двумя угольными электродами. Ученый определил его состав и дал ему название.
1) Определите формулу газа, если массовые доли элементов в соединении составляют: С- 92,3%, Н – 7,7%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 13. Запишите структурную формулу вещества и назовите его по систематической и тривиальной номенклатуре.
2) Запишите уравнение реакции получения этого газа в промышленности.
3) Запишите уравнения реакций взаимодействия этого вещества с избытком водорода и брома.
4) Запишите уравнение реакции взаимодействия этого газа с веществом Х, если в ходе реакции образуется вещество У желтоватого цвета, способное взрываться от удара.
Задание 6. (8 баллов)
В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородная кислота. Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
11 класс
Задание 1. (6 баллов)
Осуществите следующие превращения. Назовите продукты реакции, укажите условия их проведения. Определите неизвестное вещество.(6 баллов)
С 6 Н 14 → → → Х→ → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5
Задание 2. (3 балла)
Расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций методом электронного баланса
KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + O 2 +….
Задание 3. (5 баллов)
Космический корабль потерпел аварию и совершил посадку на неизвестную планету. Командир корабля поручил одному из космонавтов определить состав атмосферы. В распоряжении космонавта оказались лишь яблоко, малахитовая шкатулка, известковая вода. Он установил, что разрезанное яблоко не изменяется в атмосфере планеты, известковая вода не мутнеет, а при нагревании малахита образуется красный порошок. К какому выводу пришел космонавт и почему.
Задание 4. (5 баллов)
Сожгли смесь пропана и этана объемом 6,72 л. Продукт сгорания пропустили в известковую воду. При этом образовался осадок массой 80г. Определите процентный состав смеси.
Задание 5. (5 баллов)
Сожгли 2, 3 г неизвестного вещества, при этом образовалось 2, 24 л углекислого газа и 2, 7 г воды. Напишите молекулярную и структурную формулу данного вещества, если плотность его паров по азоту равна 1,64.
Задание 6. (8 баллов)
В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: KCL, KОН, K 2 CO 3 , H 2 SO 4 , ZnSO 4 . Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.
Ключи
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
8 класс (макс. 24,5 баллов)
Задание 1. 3,5 балла (0,5 балла за каждое задание)
Задание 2. 2 балла (0,5 балла за каждый элемент)
Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром 4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 - группу, элемент никель 6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент – золото 6IIБ – 6-й период, IIБ – группа, элемент ртуть .
Задание 3. 6 баллов (1 балл за каждую реакцию)
Варианты решения задания могут быть различными, например: CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO (не более трех вариантов)
1) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2) Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O
Задание 4. 3 балла
Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».
Задание 5. 4 балла
Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита - 1 балл
Сахар с речным песком растворить в воде – 1 балл
Профильтровать - 1 балл
Выпарить воду – 1 балл
Задание 6. 6 баллов
1) Fe 3 O 4 2 балла
2Fe 2 O 3 3H 2 O
Ключи
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
9 класс (макс. 24 балла)
Задание 1. 3 балла (0,5 балла за каждое задание)
Задание 2 7 баллов (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Элемент Х – сера S 0,5 баллов
S + О 2 = SО 2 1 балл
2SО 2 + О 2 = 2SО 3 1 балл
SО 3 + Н 2 О = Н 2 SO 4 + Q 1 балл
Н 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O 1 балл
SО 2 + 2KOH = K 2 SO 3 +H 2 O 1 балл
2KMnO 4 + 5K 2 SO 3 + 3 H 2 SO 4 = 2MnSO 4 + 6K 2 SO 4 + 3 H 2 O 1,5 балла (уравнение
– 1 балл, коэффициенты – 0,5 балла)
Задание 3 3 балла
4 Р + 5О 2 = 2 Р 2 О 5 1 балл
2 Сa + O 2 = 2 CaO 1 балл
3 СaO + P 2 O 5 = Ca 3 (PO 4) 2 1 балл
Задание 4 3 балла
Число протонов РАВНО числу электронов. Так как (по условию) число протонов равно числу нейтронов, следовательно, нейтроны = протоны = электроны, следовательно, 42:3=14. – 1 балл
Мы знаем число протонов, нейтронов и электронов. Число электронов равно порядковому номеру элемента, следовательно, это элемент под номером 14 - Si (кремний). – 1 балл
28 Si - электронов - 14, протонов - 14, нейтронов - 28-14 = 14. – 1 балл
Задание 5 3 балла
Me 2 O 3 + 3 H 2 SO 4 = Me 2 (SO 4) 3 + 3 H 2 O 1 балл
1 моль 1 моль
(2х + 48) г /моль (2х + 288) г/ моль
n (X) = m (X) / M (X)
n (Me 2 O 3) = n (Me 2 (SO 4) 3)
9, 6 / 2х + 48 = 24 / 2х + 288;
х = 56 (Fe –железо) 2 балла
Задание 6 5 баллов
Раствор фенолфталеина готовится с использованием этилового спирта и поэтому имеет характерный запах | ||
Фенолфталеин приливают к трем веществам, в гидроксиде натрия появляется малиновая окраска. NaOН = Na + + OH - при добавлении фенолфталеина появление малиновой окраски. | ||
Окрашенный фенолфталеином раствор разливают в две пробирки и приливают два других раствора NaOH +HCl = H 2 O + NaCl – исчезновение малиновой окраски В пробирке - HCl | ||
Оставшийся раствор – хлорид натрия |
Ключи
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
10 класс (макс. 36 баллов)
Задание 1. 8 баллов (по 1 за каждое уравнение)
Уравнения реакций:
1. CH 3 –CH 2 –CH 3 + Cl 2 → CH 3 –CHCl–CH 3 + HCl (hν, to)
2. CH 3 –CHCl–CH 3 + KOH(спирт.р-р) → СН 3 –СН=СН 2 + KCl + H 2 O
3. СН 3 –СН=СН 2 + Cl 2 → СН 3 –СНCl–СН 2 Cl
4. СН 3 –СНCl–СН 2 Cl + 2 KOH(спирт.р-р) → СН 3 –С≡СН + 2 KCl + 2 H 2 O
5. СН 3 –С≡СН + H 2 → СН 3 –СН=СН 2 (to, p, kt)
6. СН 3 –СН=СН 2 + HOH → СН 3 –СН(OH)–СН 3 (to, p, kt)
7. СН 3 –СН(OH)–СН 3 + HBr → СН 3 –СНBr–СН 3 + H 2 O (при to)
8. 2 СН 3 –СНBr–СН 3 + 2 Na → СН 3 –СН(CH 3)–CH(CH 3)–СН 3 + 2 NaBr
(рекция Вюрца)
Задание 2. 3 балла
2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 8H 2 O + 5O 2 – 2 балла
электронный баланс:
Задание 3. 7 баллов (по 0,5 балла за каждое вещество, по 1 баллу за реакцию)
Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия
Составлены уравнения реакций: СаСО 3 → СаО + СО 2 СаО + Н 2 О → Cа(ОН) 2
СО 2 + 2КОН → К 2 СО 3 + Н 2 О К 2 СО 3 + Cа(ОН) 2 → СаСО 3 + 2КОН
Задание 4. (5 баллов)
CuCL 2 + 2 NaOH = Cu(OH) 2 ¯ + 2NaCL | ||
ZnCL 2 + 4 NaOH = Na 2 [ Zn(OH) 4 ] + 2NaCL | ||
Cu(OH) 2 = CuO+ H 2 O | 0.5 – балла |
|
Рассчитаем количество вещества оксида меди (II): N(CuO) = 2 г / 80г/моль = 0, 025 моль | 0.5 – балла |
|
Значит, CuCL 2 было также 0, 025 моль | 0.5 – балла |
|
Отсюда масса CuCL 2 равна: m (СuCL 2) = 0,025 моль · 136 г/моль= 3, 375 г | 0.5 – балла |
|
масса ZnCL 2 6,75 г – 3, 375 г = 3, 375 г | 0.5 – балла |
|
Состав смеси: 50% CuCL 2 и 50% ZnCL 2 | 0.5 – балла |
|
Задание 5. 5 баллов
1) М r (С х Н у)= 13х2=26 x: y = 92,3/12: 7,7/1 =1:1 СН- простейшая формула. 0,5 балла
Истинная формула С 2 Н 2 СН≡СН этин, ацетилен 0,5 балла
2) 2СН 4 → С 2 Н 2 + 3Н 2 (1500 0) 1 балл
3) СН≡СН + 2Н 2 → СН 3 – СН 3 (Темп., кат.) 1 балл
СН≡СН + 2Br 2 → СНBr 2 – СНBr 2 1 балл
4) СН≡СН + 2 OH → AgC ≡ CAg↓ + 4 NH 3 + 2 H 2 O 1 балл
Задание 6. 8 баллов
Составлена таблица мысленного эксперимента
выпадает осадок белого цвета | выпадает осадок белого цвета | без изменений |
||
выпадает осадок белого цвета | Без изменений | выделяется газ без цвета и запаха |
||
выпадает осадок белого цвета | Без изменений | Без изменений |
||
Без изменений | Выделяется газ без цвета и запаха | Без изменений |
Приведены уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:
BaCl 2 + Na 2 CO 3 → BaCO 3 ↓ + 2NaCl;
Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O
BaCl 2 + K 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2KCl;
Указания по оцениванию
За составление таблицы – 1 балл
За таблицу мысленного эксперимента - 4 балла
За каждое правильно составленное молекулярное уравнение по 1 балла (3 уравнения) – 3 балла
Ключи
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
11 класс (макс. 32 балла)
Задание 1. 6 баллов
С 6 Н 14 →С 6 Н 6 + 4 Н 2 | ||
С 6 Н 6 + CH 3 Cl → С 6 Н 5 - CH 3 + HCl (кат.AlCl 3 t) | ||
С 6 Н 5 - CH 3 + Cl 2 → С 6 Н 5 – CH 2 Cl + HCl (на свету) | ||
С 6 Н 5 – CH 2 Cl + NaOH → С 6 Н 5 – CH 2 OH + NaCl (водн. р-р) | ||
С 6 Н 5 – CH 2 OH + СН 3 СООН → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5 + Н 2 О (в присут. H 2 SO 4) | ||
X 1 - С 6 Н 5 – CH 2 Cl |
Задание 2. 3 балла
2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 5O 2 + 8H 2 O 2 балла
электронный баланс:
Mn +7 + 5e = Mn +2 ----x2 восстановление, окислитель 0,5 балла
2O -1 - 2e = O2 0 -------x5 окисление, восстановитель 0,5 балла
Задание 3. 5 баллов
Яблоко не изменилось – нет кислорода. | ||
Известковая вода не мутнеет – нет углекислого газа. | ||
При нагревании малахит разлагается на оксид меди, воду, углекислый газ. Cu 2 (OH)CO 3→ 2CuO + H 2 O + CO 2 | ||
CuO + H 2 → Cu +H 2 O | ||
CuO + CO→Cu +CO 2 | ||
3CuO + 2NH 3→ 3Cu + N 2 +3H 2 O | ||
Атмосфера может содержать: водород, оксид углерода(II), азот. |
Задание 4. 5 баллов
С 2 Н 6 + 7\2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О | 0,5 – балла |
|
С 3 Н 8 + 2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О | 0,5 – балла |
|
СО 2 + Са (ОН) 2 = СаСО 3 + Н 2 О | 0,5 – балла |
|
υ (смеси) = 6.72 л: 22. 4 л\моль = 0. 3 моль | ||
υ (СаСО 3) = 80 г: 100 г\моль = 0. 8 моль | ||
х +у =0.3 х= 0.3 - у х= 0.3 - у х= 0.1 2х + 3у = 0.8 2(0.3 - у) + 3 у = 0.8 у=0.2 ω (С 2 Н 6) = 0.1: 0.3 = 0.33 или 33% ω (С 3 Н 8) = 67% | 0,5 – балла |
Задание 5 . 5 баллов
Находим молярную массу в-ва М= 28* 1.64 = 46 | ||
Находим массу углерода М=2.24\22,4 * 12= 1,2 | ||
Находим массу водорода М=2,7*2\18= 0.3 | ||
2.3- (1.2+0.3)=0.8- масса кислорода | ||
а:в:с= 1,2\12:0,3\1: 0.8\16= 0.1: 0.3:0.5= 2:6:1 | ||
Задание 6. 8 баллов
Сливаем вещества поочередно
Разогрев пробирки | 1 балл |
||||
Выделение газа 1 балл | |||||
Разогрев пробирки 1 балл | Выделение газа | ||||
Выпадение осадка, затем растворение | |||||
H 2 SO 4 +2 KОН = 2H 2 О + K 2 SO 4 | |||||
K 2 CO 3 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + H 2 О + CO 2 | |||||
ZnSO 4 + 2 KОН= Zn(ОН) 2 + K 2 SO 4 | |||||
2 KОН= Zn(ОН) 2 = К 2 | |||||
Составление таблицы | |||||