Почему не стоит впадать в уныние. Какие существуют способы для того, чтобы справиться с данным состоянием? Уныние - грех

Что такое уныние? Что делать, если унываешь? Опустить руки или можно это жуткое состояние побороть? Опытом делится игумен Нектарий (Морозов).

Один из самых распространенных грехов нашего времени - . То самое, которое погружает человека в какую-то беспросветную тоску, стесняет его сердце, представляет жизнь серой и скучной. То, которое расслабляет волю, лишает сил, приводит к состоянию, напоминающему паралич. Убеждает, что ни в чем нет смысла, ничего не выйдет, что ни делай, а потому и делать не надо. И словно прикладывает к тебе какую-то страшную печать отчаяния, безнадежности: «Не спастись…».

И я не удивляюсь, когда раз за разом слышу на признание: «Батюшка, я не знаю, как мне быть. Я опять унываю!». И не только потому, что уже привык к этому. Но и потому еще, что нередко могу совершенно честно ответить: «И я тоже». Правда с одним небольшим, но существенным отличием: как быть, как справиться с этим состоянием, я знаю. И значит, если хочу, то снова справлюсь - с Божией, конечно, помощью. А я хочу…

Отчего оно вообще наступает - уныние? Иногда в него погружает самое стечение обстоятельств - тяжелых, удручающих душу, «фатальных». Нередко к нему же приводит цепь постоянных неудач (впрочем, кого-то в уныние может вогнать и одна-единственная, причем не особенно серьезная неудача). Порой оно является следствием сильной усталости, как физической, так и душевной.

Но если говорить о нас, людях верующих, то мы, помимо всех вышеперечисленных причин, зачастую унываем уже не столько от чего-то внешнего, сколько… от самих себя. Унываем оттого, что мы такие немощные и маловерные, оттого, что так удобопреклонны ко греху, так часто падаем, так часто приходим на исповедь с одним и тем же - словно под копирку ее пишем. Унываем оттого, что год за годом очень мало изменяемся к лучшему. Хотя потому-то и не изменяемся почти, что унываем…

Очень не хватает нам бодрости душевной, мужества настоящего христианского, ощущения себя не несчастной преследуемой врагом и невзгодами жертвой, а воином Христовым - пусть и терпящим подчас поражение, страдающим от ран и даже обращающимся зачастую вспять, но воином все же. Причем видеть можно, как удобно рядится эта наша слабость в одежды «покаяния», «плача о себе», «богоугодной печали».

Правда, «покаяние» это приводит не к исправлению, а к какой-то страшной зацикленности на грехах, обращенности к ним, которая не помогает с ними расстаться, а, наоборот, как бы примиряет с ними, убеждает: от них не избавиться. А плач не очищает душу, не делает ее светлее и мягче, но, напротив, истощает, обессиливает, лишает способности радоваться. И печаль совсем не похожа на богоугодную, поскольку к Богу не приближает и ревности ко спасению не прибавляет. Да и чудно было бы добрых плодов ожидать от того, что само плодом уныния является.

Я часто вспоминаю (стараюсь вспоминать), когда набегает на сердце облачко уныния, способное в одно мгновение превратиться в мрачную, черную тучу, преподобного авву Аполлоса. Патерик повествует о нем, что когда примечал он кого-либо из братии своей смущенным, унывающим то никогда не оставлял этого просто так, но немедленно вопрошал его о причине смущения и каждому обличал его сердечные тайны.

Он говорил: «Не должно быть печальным тому, кто предназначен к получению Небесного Царства. Да будут смущенными еллины! да плачут иудеи! да рыдают грешники! а праведники да веселятся!». И всегда меня это воспоминание утешает, радует, помогает от «облачка» освободиться.

Да, слов нет, к праведникам себя причислить трудно, что там - невозможно! Но разве можем мы и от предназначенности к отречься, увериться в том, что для нас оно недостижимо? Если так, то что в нас христианского останется? Где тогда надежда на милость Божию, где вера в Его любовь?

Мне и другой эпизод из Патерика часто на ум приходит - тогда более всего, когда совсем на душе непросто бывает. Об ином преподобном отце, к которому пришел как-то старый солдат, чего только не натворивший за долгую и страшную, наверное, жизнь свою. И что сказал, чем укрепил его сердце святой старец? Простым, но таким красноречивым сравнением…

Ведь и ты не выбрасываешь свой старый плащ, как бы ни был он изрублен и изодран, но чинишь, штопаешь его, снова надеваешь, потому что он тебе дорог. Так почему же ты думаешь, что Господь отвергнет тебя, хотя бы и был ты весь в прорехах и ранах греха?

…Так это отрадно - чувствовать себя этим ветхим, рваным, но снова починенным плащом. И быть уверенным, что и тебя не выбросят, не отринут, не отвергнут. Почему уверенным - да потому только, что наша неверность верности Божией не упраздняет. Он всегда верен. Всегда любит, никогда не оставляет, никогда не отнимает надежды.

А еще помогает справиться с унынием другое - не патериковое совсем. Понимание помогает простого такого факта - можно всю жизнь в этом тлеюще-унывающем состоянии провести и оттого ни жизни, ни света белого, Божьего не видеть. И так досадно от этой мысли становится, такая злость на уныние появляется, что убегает оно куда-то.

Бывает, конечно, и так, что наваливается оно как-то настолько сильно, настолько люто, что чувствуешь: еще немного - и раздавит тебя, и сил сопротивляться нет. И тут тоже помогает не патериковое вроде: у тех, кто напал на тебя, нет жалости, они не устают, они последовательны и усердны. И твои стенания о том, что нет сил, что ты «ничего не можешь», лишь раззадорят и воодушевят их. И выбор-то прост по сути: или найти силы, или пропасть. Вот и выбирай!

…Это, разумеется, все свои, человеческие средства. А разгоняет облака и тучи лишь Солнце Правды, Господь. Но когда? Только тогда, когда тянешься к Нему - из тех самых сил, которые кажутся последними.

Уныние трактуется в православии как смертный грех. Под воздействием неблагоприятных факторов человек нередко впадает в уныние или скорбное состояние. Уныние порождает отчаяние, скуку, печаль, кручину, меланхолию и хандру. А современная медицина называет такое состояние депрессией.

Почему уныние считается грехом?

С точки зрения православия, уныние относится к 8-му смертному греху, то есть такому греху, который непосредственно разрушает человеческую душу, а соответственно, и тело. «Злое разление» — так называет это состояние священник Олег Моленко. Подвергаясь унынию, человек делается ленивым, ему тяжело принудить себя даже к мало-мальски спасительному делу. Унылый ничему не радуется, ничем не утешается, ни на что не надеется и ни чему не верит. Существует меткая поговорка – «унылый дух сушит кости».

Уныние, как, впрочем, любой грех, берет начало не от Создателя, корни этого негативного чувства в преисподней. Любой человек на время может подвергнуться воздействию уныния, а некоторые просто одержимы этим духом. Такие люди склонны чрезмерно жалеть себя, отличаются повышенной ранимостью, обидчивостью, концентрацией исключительно на своей личности, завышенной самооценкой. Общаться с такими очень тяжело. Они буквально во всем видят подвох, желание других обидеть или унизить их. На лице таких людей зачастую печать греховности уныния, искажается и их духовный мир. Ведь никто не отменял истину: о чем помышляешь в сердце, таков ты и есть.

Вообще, библейские упоминания о сердценадо понимать, как дух человека. Чуткие исследователи Священного Писания отмечают три составляющие, из которых и слагается дух. Это интуиция, совесть, способность восприятия голоса Божьего. Также и у души есть 3 составляющие – воля, чувства, ум. Дух и душа заключены в теле. Поэтому человека с этой точки зрения можно рассматривать как дух, вместивший в себя душу и находящийся в теле.

Православные объясняют, почему уныние считается грехом тем, что это чувство способно проникать в душу, укореняться в ней, а затем, подобно вирусу, поразить и дух человека, разрушая его и духовно и на физическом уровне.

Как противостоять унынию?

Согласно притче 17:22, «сердце веселое подобно благотворному врачеванию, унылый же дух сушит кости». В костях у нас находится костный мозг. Именно в нем происходят процессы созревания клеток крови и имунной системы, чрезвычайно важных для правильной работы всех систем организма. При нехватке этого вещества возникают тяжелые заболевания. Человек, пребывающий в постоянном унынии, отличается и характерной вялой походкой, безразличной манерой общения, апатией.

Святые Отцы советуют не унывать даже в самом отчаянном положении, а во всем полагаться на Спасителя. При этом игнорировать душевную проблему не стоит, а постараться понять причины ее вызвавшие. А еще чаще славить Бога. Его любовь найдет выход и из самой тупиковой ситуации. Контролировать свои мысли, чтобы негативные эмоции не доминировали над нами. Не справляетесь сами, молитвенно просите духовной поддержки.

Впрочем, нелишне будет обратиться и к квалифицированной медицинской помощи. Медики накопили большой опыт лечения депрессивных состояний. А народная медицина в качестве проверенного средства рекомендует трудотерапию, особенно на свежем воздухе.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Путь православного – борьба с грехами и страстями, подготовка души к вечному бытию. Дабы умело пройти этот путь и получить спасение, нужно знать как двигаться по избранному узкому пути и какие трудности могут возникнуть. Христианина в жизни часто подстерегает уныние — смертный грех, как бороться с этим разлагающим душу феноменом.

В христианстве верующему предписывается исполнение заповедей, которые были даны Богом на скрижалях Моисею. Эти нормы поведения являются по большей части ограничивающими и регламентируют именно явные поступки.

При этом в новозаветной традиции есть также развитая концепция грехов, которые по большей части относятся именно к душе, хотя и могут выражаться каким-то поступками.

Этим характерно учение Нового Завета, которое больше акцентирует внимание верующего на работе с собственной душой и глубоком искоренении страстей и пороков.

Уныние — смертный грех, который зарождается по причине добровольного отказа человека от Господа и его помощи. Страдающий этим грехом, как бы недооценивает благость и милость Всевышнего, Его безграничную волю.

Как определить

Сейчас многие страдают нервным истощением. Даже верующие, которым легче найти утешение, могут страдать от стресса, нервного перенапряжения. Этому способствует просто особенность проживания в городе, где сейчас пребывает наибольшее количество людей.

Следует различать, что это сейчас овладевает душой и разумом: уныние или нервное истощение, хандра. Есть ряд психических заболеваний данного типа и ряд отклонений, которые периодически могут наблюдаться даже у нормальных людей.

Если говорить языком психологии и опираясь на слова православных психологов, то полностью нормальных людей не существует, есть разнообразие типов и характеров.

В этом разнообразии существуют некоторые нормы и средние величины, а также степень отклонения от нормальных показателей. Незначительные отклонения дают разнообразие типов личности, а существенные являются недугами.

Когда мы говорим об унынии, следует отличать недуг от греха. Ведь болезнь появляется в том числе по причине внешних факторов, зачастую независящих от болящего, а вот грех чаще всего является попустительством самого человека и свидетельствует об отсутствии взращивания веры и работы души.

Итак, если вы чрезмерно утомились и нервно истощены, то не следует считать подобное смертным грехом, вероятнее всего, нужно просто отдохнуть, восстановиться. Однако, если без видимых причин возникает безверие и безрадостность, чрезмерное самосожаление, то перед вами грех, который следует побороть. С опытом душевной работы возникает ясное понимание, как отличить грех от каких-то простых психологических и эмоциональных реакций.

Почему нельзя унывать

Чтобы понять, почему уныние считается значительным пороком и проступком, следует обратиться к простому примеру. Предположим, человек сидит рядом с живительным и чистым фонтаном и жаждет, но при этом не пьет, а начинает громко причитать о том, как хочется ему пить, обвинять других и судьбу в собственной жажде.

Другой человек, который тоже хочет пить, но не знает ничего о фонтане либо располагается вдалеке от него, имеет какое-то оправдание подобному поведению. Ведь он действительно изнемогает и не имеет возможности утолить потребность. При этом тот, кто сидит рядом с фонтаном и начинает роптать, не заслуживает никаких поблажек. Так же и православный начинает унывать, тогда его поведение выглядит более, чем странным.

Ведь этот человек осведомлен об истинах, открытых Богом:

  • знает о Христе, который открыл всем и лично ему путь ко спасению;
  • знает о святых и Богородице, которые молятся за него и могут помочь;
  • видит других верующих, примеры монахов и подвижников, которые и в его времена совершают духовные подвиги;
  • как минимум, слышал о чудесах, когда Господь помогает верующим;
  • знаком с понятием благодати, которую ниспосылает Бог и, возможно, даже видел какие-то явные примеры.

Таким образом, в нужде и суровых обстоятельствах православный всегда может испить из фонтана веры и получить помощь.

Обратите внимание! Неверующий имеет больше поводов для уныния и весьма существенных, так как может полагаться только на себя и других людей, а эти возможности, как известно, далеко не безграничны.

Неверующему, действительно, есть о чем печалиться. Верующий всегда обладает с Божьей помощью безграничными возможностями, поэтому, ему никогда не следует унывать. Чтобы избежать этого порока, нужно просто понять отсутствие поводов для такового. Верующему всегда помогает Господь и мудро наставляет. Православный человек всегда в более выгодном положении, чем атеист или заблуждающийся, так как у христианина всегда есть поддержка Иисуса Христа, Богородицы и святых.

Полезное видео: грех уныния — как с ним бороться

Последствия

Многие знают, к чему приводит вечноеуныние, следствием подобного состояния является безверие. В этом мире много трудностей и горестей, но для православного человека все эти факторы являются временными и не особенно значительными, представляют собой только своеобразную подготовку, школу перед бытием вечным.

Есть масса примеров различных великомучеников и других православных людей, которые никогда не впадали в уныние, хотя терпели огромные страдания и различную хулу от других людей, были гонимы и попрекаемы, унижаемы. Несмотря ни на что, в противоположность унынию, они сохраняли радостное расположение и крепкую веру.

Если посмотреть на простого искренне верующего православного человека, то он практически всегда радостен и приветлив к другим, сохраняет, говоря современными словами, позитивное расположение духа. Ведь такого человека, по сути, нечем опечалить, он силен в собственной вере, знает о заступничестве Господа. Отсутствие этого греха в сердце приводит к крепости духа и укрепляет веру, которая, в свою очередь, способна принести огромные блага, как говорил Христос «даже веры с горчичное зерно достаточно».

Если человек двигается в обратную сторону и наполняется смертным грехом, то итогом этого становятся:

  • «расхлябанность» души и маловерие;
  • отсутствие крепости духа;
  • хула на Господа и заблуждения;
  • плохой характер;
  • даже телесные недуги.

Стоит сказать, иногда люди даже понимают что этонедопустимо, но становятся зависимыми от такого душевного ощущения.

Этим людям начинает нравиться:

  • когда другие жалеют;
  • получать помощь от окружающих;
  • пребывать в своеобразной печали и извлекать из этого удовольствие.

Как избавиться от уныния – только душевным трудом. Держать себя в некоторой строгости и бодрости, разобраться и сказать себе: «не все так плохо», «не о чем волноваться», надо уповать на помощь Господа. Отсутствие духовной жизни приводит к унынию.

Как понять, что значит трудиться внутренне: искать радость в Господе, развивать уверенность (не путать с чрезмерной самоуверенностью) в себе. Уныние позволяет развивать лень, поэтому может быть даже в чем-то приятным, ведь ничего делать не нужно, а другие могут даже иногда посочувствовать и пожалеть.

Тем не менее, даже если такое состояние приносит какое-то временное удовольствие, в перспективе оно действует на душу иссушающим образом. Недаром говорится именно про смертный грех, так как он губительно действует на душу.

Хотя и тело тоже может страдать, человек, который привык унывать, также привыкает быть грустным, перестает искренне радоваться миру, у него на этой почве могут возникнуть различные недомогания психические и физические. В крайнем пределе человек впадает в абсолютную грусть, разочарование и даже может наложить на себя руки.

Как бороться

Святые отцы об этом писали довольно много и всегда наставляли своих духовных чад взращивать в себе радость. Только радость не простого человека, наподобие положительных эмоций от просмотра комедии, а более совершенную и вневременную, связанную с пониманием своего положения в мире. Многим православие кажется мрачной религией и, действительно, эта вера активно развивает аскетику и строгость, но эти качества не являются противоположностью радости.

Обратите внимание! Православный человек стремится держать себя в строгости, возвышаться над телом и страстями, но он также стремится радоваться своему ближнему и всему миру, переживать чудо каждого мига этого земного бытия.

Как бороться с грехом уныния. Сначала нужно понять простую истину: поддаваться этой наклонности означает потворствовать Сатане и его приспешникам. Дьявол стремится ввергнуть людей в различные пагубные наклонности, отвратить от Господа. Культивацию в себе радости и крепкой веры, здравого отношения к себе и собственной ситуации, уверенность в помощи господа и собственных возможностях следует осознавать как борьбу со всем нечистым в этом мире. Википедия не дает подробных инструкций на этот счет, но многие православные написали различные труды о том, как вести такую борьбу.

Приведем самые главные советы:

  • не обижаться на мнение других;
  • не впадать в жалость к себе, всегда в этом мире кому-то хуже;
  • взращивать основные добродетели — Веру, Надежду, Любовь;
  • избавляться от самолюбия;
  • посещать храм, молиться дома, читать духовные книги;
  • вдохновляться примерами других, общаться с людьми, которые мыслят позитивно;
  • искать радость во всем, даже в самоограничении;
  • сохранять такое расположение духа, чтобы не подвергаться внешним воздействиям чрезмерно;
  • совершать духовный труд и выбирать некоторые телесные ограничения, которые способствуют укреплению веры.

Как свидетельствуют некоторые источники, преодолевшим грех уныния открываются невероятные перспективы. Человек, совершивший такое, всегда обладает счастьем и являет собой идеалы добродетели. Уныние может приносить небольшое удовольствие, как сказано ранее, но в итоге оно невероятно губительно.

Полезное видео: как отсечь голову змею уныния

Вывод

Отсутствие уныния в сердце дает огромные выгоды, хотя поначалу бороться с ним может быть немного трудно. Тем не менее, эти старания окупаются сторицей. Намного выгоднее стремиться к Господу, чем отворачиваться от него, даже в сугубо практическом, житейском смысле.

Уныние – смертный грех, являющийся седьмым по счету смертным грехом в христианском учении. Прежде чем говорить о том, как бороться с этим пороком, стоит разобраться, что являет собой грех уныния.

В римско-католической существует только грех печали. В православном каноне принято деление на смертный грех уныния и печали.

Уныние характеризуется как депрессивное, подавленное состояние души. Человек, впавший в уныние, утрачивает желание ко всякому виду труда и деятельности: физическому, умственному, духовно-нравственному. Христианская церковь описывает уныние как состояние духовного кризиса человека.

Ниже приведены основные свойства греха уныния:

  1. Леность, праздность, нежелание заниматься трудом. Человек, подвергшийся унынию, теряет всякий интерес к своей деятельности. Уныние делает человека апатичным к обязанностям и работе, заставляет его сконцентрировать все внимание на своем горе. Стоит отметить, что очень часто человек, который претерпевает страдания от уныния, не может никак и ничем объяснить причины этого явления.
  2. «Охлаждение» к духовной жизни. Унывающий человек тратит меньше времени на решение морально-нравственных вопросов. Он реже посещает церковь и причащается, меньше читает духовную литературу.
  3. Ухудшения здоровья. Душевное и телесное тесно связаны в человеке, и «болезнь» души может привести к болезням физическим. У того, кто впал в уныние, нарушается сон, пропадает аппетит, повышается утомляемость и уменьшается энергия.

Казалось бы, человек, впавший в уныние, не совершает ничего негативного по отношению к ближним людям. Он никого не обижает, не лжет, не ворует, не убивает, но тем не менее уныние причислено к смертным грехам. Оно признано смертным грехом по следующим причинам:

  • может заставить впасть человека в отчаяние, а отчаяние может привести к самоубийству, которое является наиболее тяжким грехом в христианстве;
  • отводит человека от Бога и нравственного самосовершенствования, заставляя его сосредоточиться лишь на собственном горе;
  • лишает человека воли к выполнению своей работы, что приводит его к лени, бездействию, оставлению своего долга.

Человеку сложно сопротивляться унынию. Оно лишает его жизненных сил и воли к действию. Бороться с унынием бывает подчас трудно, но это необходимо для духовного очищения человека.

Христианская церковь выделяет различные причины возникновения уныния: испытание, посылаемое Господом для духовного очищения, уязвленное самолюбие, тщеславие, утрата человеком веры, безбожие, недостаточное участие в духовной жизни. Неправильный образ жизни и нежелание следовать нравственному закону приводят людей к духовному кризису, выход из которого бывает сложно найти.

Уныние может привести к замкнутому кругу: человек находится в состоянии уныния и не имеет желания ничего делать, от своей праздности он все больше впадает в уныние, от этого все меньше трудится, что приводит к еще большему унынию.

Священнослужители говорят, что тоска бывает естественной для человека. Страдания души помогают воспитать в нем нравственные благодетели. Преодолевая уныние, человек духовно самосовершенствуется и приближается к Богу. Уныние может являться испытанием, посылаемым человеку от Бога, которое необходимо преодолеть.

Как бороться со смертным грехом уныния?

Православная церковь выделяет следующие способы по борьбе с унынием:

  1. Лучший метод противостояния унынию – посильная деятельность. Работа, выполнение своих обязанностей помогают человеку выйти из угнетенного состояния.
  2. Не терять силы духа и не поддаваться греху.
  3. Усердно молиться, .
  4. Читать духовную литературу, размышлять о вечных морально-нравственных вопросах.
  5. Посещать храм и церковные службы. Участвовать в церковных таинствах.

Уныние – болезненный смертный грех, с которым человеку необходимо бороться для нравственного совершенствования, приближения к Богу, выполнения своих работы и обязанностей, ведения образа жизни, надлежащего истинному христианину.

2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.