Урок "гигиена нервной системы и высшей нервной деятельности". Учебное пособие для студентов педагогического института г

Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не могут, как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а распространяются по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.

Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.

Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, рабо­тоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Режим сна. Поскольку дети легко утомляются, для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный сон. Общая суточная продолжительность сна и частота его в днев­ное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается (табл. 5).

Таблица 5.

Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес. до 7 лет

Возраст Кол-во периодов сна Длительность периода (ч) Длительность в сутки
2,5мес. – 5 мес. 4 – 3 2 – 1,5 17,5 – 17
5 мес. – 10 мес. 3 2 – 1,5 16,5 – 16
10 мес. – 1 год 2 2,5 – 2 15 – 14,5
1 – 1,5 года 2 2 – 1,5 14,5 – 14
1, 5 – 2 года 1 3 14 – 13,5
2 – 3 года 1 2,5 13,5 – 12,5
3 – 4 года 1 2 ч 20 мин 13 ч 20 мин – 12 ч 20 мин
4 – 5 лет 1 2 ч 10 мин 13 ч 10 мин –12 ч 10 мин
5 – 6 лет 1 1 ч 50 мин 12 ч 35 мин – 11 ч 35 мин
6 – 7 лет 1 1 ч 45 мин 12 ч 30 мин – 11 ч 30 мин

В теплое время года дети спят в легком белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни – в одних трусах. Дети здоровые, ранее закаливаемые, могут одеваться после сна при температуре воздуха 16 – 18°С, получая при этом воздушные ванны.

Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с го­ловой, на животе, уткнувшись но­сом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребен­ка. Вредно детям долго лежать на одном боку. Длительное пребыва­ние тела ребенка в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности его костей) привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника, таза.

Чтобы дети быстро засыпали и крепко спали, их укладывают всегда в одно и то же время. При засыпании недопустимы яркий свет, громкие разговоры, другие шумы. Детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки, недопустимы подвижные игры, просмотр телевизионных передач, предназначенных взрослым. Очень важно также, чтобы дома у ребенка была своя кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для полноценного отдыха, способствует за­ражению инфекционными болезнями, может привести к прежде­временному пробуждению полового чувства.

Режим питания. Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны есть в точно установленное время. К моменту приема пищи возбудимость пищеварительных желез возрастает, они начинают усиленно вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу. Продукты питания, посту­пившие в желудочно-кишечный тракт, быстро обрабатываются соками и хорошо усваиваются организмом.

Частота приемов пищи. Дети первых месяцев жизни получают пищу 7 раз в сутки, от 2,5 – 3 мес. до 5 – 6 мес. – 6 раз, от 6 мес. до 9 – 10 мес. – 5 раз, от 9 – 10 мес. до 1 г – 5 – 4 раза, от 1 г до 7 лет – 4 раза. Соответственно продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4 – 4,5 ч.

Пониженный аппетит (анорексия) – частое явление у детей, особенно раннего возраста. Анорексия нередко возникает в ре­зультате кормления ребенка против его желания, а также под воздействием какого-либо раздражителя (например, ожог рта слишком горячей пищей, резкие замечания взрослых во время еды и т. д.). В некоторых случаях анорексия сопровождается тошнотой и рвотой (особенно тогда, когда ребенка кормят на­сильно).

Во время приема пищи важно создать спокойную, добро­желательную обстановку, поддержать у детей хорошее настрое­ние. Не следует проявлять нетерпение, если ребенок ест медленно, запрещать во время еды обращаться с просьбой к товарищу или взрослому, делать частые замечания, объяснять, как себя вести за столом. (Навык поведения за столом при приеме пищи вырабатывается в процессе воспитания культуры поведения.) Это отвлекает, нервирует детей, снижает аппетит и отрицательно сказывается на усвоении организмом питательных веществ.

Режим бодрствования. Во время бодрствования с новорожденными детьми необходимо как можно больше гулять. Когда ребенок начинает самостоятельно ходить, можно проводят игры и занятия. Дети старше 1,5 лет гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй – после полдника (2 – 3 ч). Общая продолжительность прогулок 4 – 5 ч.

Прогулка при правильной ее организации является одним из важнейших моментов закаливания детей.

Перед прогулкой важно одеть и обуть ребенка в соответст­вии с сезоном и погодой, чтобы обеспечить ему свободу движе­ния и необходимый тепловой комфорт.

Дети до 3 лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже – 15°С, а 4 – 7 лет – при температуре до -18 –22°С. При низких температурах время прогулки сокра­щается.

Летом вся жизнь детей должна, по возможности, проходить на воздухе. Одежда постепенно облегчается (в жаркое время дети гуляют в одних трусах). С раннего детства детей приу­чают самостоятельно одеваться и раздеваться. На первых по­рах взрослый показывает, как это надо делать, и помогает ребенку.

Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя воспитанников. Дети получают много впечатлений от окружающей природы и, главное, возможность активно двигаться. В зависимости от возраста де­тей, климата, погоды и условий функционирования детского учреждения во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные игры), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках), труд на участке. Помимо познавательного значения, прогулки тренируют сердечно-сосудистую систему и двигательный аппарат.

У детей старше 3 лет, посещающих детское учреждение, свободное время после завтрака, на прогулках, после полдника за­полняется не только играми. Часть его отводится на самообслужи­вание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для вы­полнения трудовых поручений.

Дети, увлеченные интересной деятельностью (занятия, игры и др.), долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но правильно организованные виды деятельно­сти могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка необходи­мо строго соблюдать гигиенические требования. Преодоление во время деятельности незначительного утомления для ребенка может быть полезным: оно способствует развитию подвижности и уравновешенности нервных процессов в коре головного мозга, тренирует нервную систему, повышает ее устойчивость и работо­способность.

Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт. Дети первого, второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь тогда, когда они выспались, сыты, сухие, т. е. тогда, когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухуд­шения настроения у ребенка первого и второго года жизни – его вялости, сонливости или перевозбуждения – игры-занятия следует прекратить.

Следует также хорошо продумать чередование видов деятель­ности. После занятий, игр, требующих значительного умствен­ного и волевого напряжения, малоподвижного состояния, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с боль­шими усилиями. Спокойные игры после энергичных движений, сильного возбуждения являются для них отдыхом.

На самочувствии сказываются и условия, в которых дети занимаются. Недостаточное освещение, духота, не­правильно подобранная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость), осанки, малокровие. Дети дошкольного возраста значи­тельно быстрее взрослых утомляются в душном, плохо проветренном поме­щении. Объясняется это тем, что благо­даря усиленному росту и развитию организма потребность в кислороде у них значительно выше, а сопротив­ляемость неблагоприятным влияниям среды ниже, чем у взрослых. Поэто­му помещение, где проводятся занятия, должно хорошо проветриваться, иметь температуру воздуха 20 – 21°, относи­тельную влажность – 30 – 60%.

Главная > Учебное пособие

ГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И

ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Физиология и гигиена нервной системы в

раннем и дошкольном возрасте

Нервная система человека - биологический субстрат его психики - интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства . К моменту рождения ребенка по сравнению с другими органами и системами она наименее развита и дифференцирована. Более закончен по строению спинной мозг; головной мозг продолжает быстро расти и развиваться. У новорожденного масса мозга составляет 350-400 г, но уже к году она утраивается, а к шести годам близка к массе мозга взрослого человека. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые пять лет жизни. Число нервных клеток в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелы. Созревание клеток коры заканчивается к 18-20 месяцам, продолговатого мозга и регуляторных структур - к семи годам.

Развитие головного мозга запрограммировано генетически: в определенной последовательности на каждом этапе развития созревают его определенные структуры. Созревание наиболее эволюционно молодых отделов происходит только под влиянием внешней среды и зависит от поступающей в мозг информации. По мере роста и созревания мозга усложняется его взаимодействие с внешней средой, что, в свою очередь, стимулирует развитие мозга, совершенствует его структурно-функциональную организацию. Чем выше уровень развития мозга, тем

сложнее и разнообразнее становятся психические реакции, тем большее значение в регуляции поведения приобретает жизненный опыт.

Таким образом, развитие нервной системы и психики ребенка зависит не только от биологической «программы», заложенной генетически, но и от формирующего воздейст вия окружающей среды, прежде всего социальной . Развитие личности ребенка происходит в совместной с окружающими людьми деятельности. Известно, что недостаток стимулирующего воздействия на ребенка в периоды становления важных психических функций может привести к задержке и нарушению их формирования. В психологии существует понятие сензитивных периодов, в которые развивающийся организм бывает наиболее чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности.

Сензитивные периоды - это периоды оптимальных сроков развития определенных мозговых структур, формирования протекающих в них процессов и соответствующих свойств психики. Например, известно, что при неполноценном, скудном общении с ребенком в период становления речи его речевое развитие замедляется, страдают словарный запас и выразительность речи. Восстановить такой недостаток развития в более старшем возрасте непросто и полностью не всегда возможно. В возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, а в более старшем возрасте эта чувствительность падает, поэтому недостатки восприятия звуков, имеющие место при различных логопедических дефектах, лучше всего поддаются коррекции в этом возрасте. Недостаточные условия для двигательного развития в первые три года жизни (ограничение подвижности, отсутствие стимулов для двигательного развития) ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференцированных движений.

Функциональные особенности развивающегося мозга характеризуются повышенной возбудимостью подкорковых отделов и склонностью к иррадиации (распространению) возбуждения на другие отделы: чем моложе ребенок, тем более генерализованный характер имеют его реакции. Наблюдаются также повышенная эмоциональность и более выраженная ориентировочная реакция , обусловленные несовершенной регуляцией протекающих процессов.

Формирование высшей нервной деятельности происходит через этапы становления основных функций коры. Уже к моменту рождения у ребенка есть определенные возможности: он слышит, видит, воспринимает боль, тепло, холод, запахи и вкусовые раздражения, у него имеется ряд врожденных безусловных рефлексов (сосательный,

оборонительный, ориентировочный). С первых дней жизни возможна выработка условной реакции на время кормления. На 10-12-й день после рождения вырабатывается сложный условный рефлекс с включением нескольких анализаторов - вестибулярного, тактильного, а затем и зрительного. Это так называемый рефлекс на положение под грудью.

Показателем достаточного уровня функциональной активности коры в периоде новорожденности служит также реак ция типа «доминанта». Доминанта представляет собой такой очаг возбуждения, в котором любые дополнительные раздражители вызывают, с одной стороны, усиление возбуждения, а с другой - усугубление тормозного состояния в окружающих зонах. В таком случае перераспределение зон возбуждения происходит с большим трудом. В первые дни и недели жизни имеются пищевая и вестибулярная, а с третьего месяца четко выявляется и ориентировочная доминанта. Пищевая доминанта характеризуется тем, что посторонние раздражители (похлопывание по щеке, стук двери и др.) усиливают сосательные движения у ребенка. При ориентировочной доминанте, наоборот, добавочные раздражители вызывают прекращение сосания и поворот головы в сторону раздражителя. На вестибулярной доминанте основан обычай успокаивания ребенка покачиванием.

Дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка происходит по пути становления условных рефлексов. На их основе формируются простые, а затем и сложные действия, умения, поведенческие акты. Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Они сохраняются в течение всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей.

На выработку реакций условно-рефлекторного плана влияют определенные условия:

1. Соматическое состояние ребенка. Болезнь или недомогание ослабляет функциональную активность коры, и дополнительные требования оказываются чрезмерной нагрузкой для организма.

2. Оптимальное состояние функциональной активности подкорковых центров, участвующих в образовании условного рефлекса. Нецелесообразно вырабатывать навык самостоятельной еды у сытого ребенка, так как не будет соответствующего безусловного подкрепления в виде возбуждения пищевого центра; заниматься с утомленным ребенком и т. д. 3. Уровень активности корковых клеток. В физиологии существует термин «состояние оптимальной возбудимости коры», который отражает достаточный уровень функциональной активности для выработки и

проявления наиболее адекватных реакций на окружающее. Обычно такое состояние наблюдается у здорового, не переутомленного ребенка.

4. Участие различных анализаторов в формировании условно-рефлекторной связи. Их функциональное состояние должно быть полноценным, а число максимальным, т.е. ребенок должен услышать что-то, увидеть, иметь возможность потрогать руками. Для активной познавательной деятельности существенно также участие двигательного анализатора: возможность манипулировать предметом, переносить или передвигать его является важным условием для закрепления реакции.

5. Определенная сила раздражителя. Громкие звуки, окрики т.д. вызывают разлитое возбуждение нервных клеток, препятствующее развитию специфической реакции. Очень слабый раздражитель вообще не вызывает достаточного уровня их возбуждения.

6. Подкрепление. У детей следует использовать только позитивное подкрепление. С первых месяцев жизни ребенка для подкрепления можно использовать ласковый голос, похвалу, тактильный контакт, т.е. удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым. Если реакция или поведенческий навык осуществляются ребенком только из опасения быть наказанным, то они будут выполняться лишь в специфической ситуации, предполагающей наказание. К тому же такой способ «воспитания» искажает отношения между воспитуемым и воспитателем.

Не следует вырабатывать сразу несколько новых реакций, навыков или умений. Освоить их сразу для ребенка очень трудно. Поэтому в первую очередь надо выработать ту реакцию, которая в данный период наиболее значима для него.

Защита нервных клеток от переутомления и регуляция взаимодействия безусловных и условно-рефлекторных процессов осуществляется посредством торможения - прекращения активности определенных групп нервных клеток.

Состояние запредельного торможения возникает при сверхсильных или длительно, монотонно действующих раздражителях, воздействие которых накапливается. У ребенка запредельное торможение проявляется при наказаниях, резком окрике, испуге, длительном сидении в одном положении и др. Следует беречь ребенка от такого состояния.

Сон как вид охранительного торможения обеспечивает отдых клеткам центральной нервной системы. Во время него в нервных клетках происходят обменные процессы, восстанавливающие их функциональные возможности. Недостаток сна отрицательно сказывается на активности мозга ребенка во время бодрствования.

Виды внутреннего, или условного, торможенияявляются более сложными реакциями. Так, если у ребенка выработан рефлекс на положение под грудью, а затем его перестали брать на руки для кормления, то рефлекс угасает - ребенок, будучи взят на руки, перестает делать сосательные движения. Однако он не исчез полностью, так как достаточно лишь 1-2 раза полностью возобновить ситуацию подкрепления, чтобы рефлекс восстановился. Реакция условного торможения используется для отучения ребенка от вредных привычек, нежелательных форм поведения.

Сущность « встречи двух возбуждений » заключается в том, что если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент, приходит в состояние торможения. У детей такая реакция наблюдается в виде отвлечения: например, когда ребенок ест и кто-то входит в комнату, ребенок отвлекается и перестает есть. У детей раннего и дошкольного возраста имеется существенная особенность: все новое в силу выраженности ориентировочной реакции является более значимым, чем та деятельность, которая в данный момент объективно более важна, например еда.

Дифференцировка реакции в зависимости от вызывающего ее стимула возможна с третьего месяца жизни. Первой дифференцировкой является улыбка на лицо и голос матери и отсутствие реакции на другого взрослого. Способность ребенка к дифференцированному восприятию в значительной степени отражает уровень его психического развития.

В основе задерживания реакции (с седьмого-восьмого месяца жизни) лежит способность произвольно отсрочить ее до того момента, когда она будет более целесообразна. Чем моложе ребенок, тем короче срок, в течение которого он может спокойно подождать. На втором году жизни ребенок спокойно ждет около 5 мин. Тренировать это качество целесообразно, используя ориентировочную реакцию или игровую ситуацию. Заставлять ждать ребенка второго года жизни в процессе еды 4-5 мин не следует, так как такой интервал может вызвать снижение пищеварительной активности. Кроме того, на втором году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка третьего года жизни для тренировки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические

потребности. В этом возрасте, например, ребенок должен уметь спокойно подождать 5-6 мин, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть.

Условное торможение - еще более сложная реакция, при которой тормозящим фактором является дополнительное условие. Подобное поведение требует значительной функциональной зрелости мозга. Оно проявляется у ребенка с конца первого года жизни в виде адекватной реакции на универсальный для человека условный тормозящий фактор - слово «нельзя». На его основе формируются такие важные для человека качества, как способность произвольно откладывать удовлетворение органической потребности ради чего-то или кого-то, пожертвовать чем-то для блага другого человека. Это качество тоже нужно формировать в оптимальные сроки, стимулируя у детей интерес к окружающим, сопереживание, понимание чувств и потребностей других людей.

Особенности и гигиена кожи ребенка

Соприкасаясь непосредственно с окружающей средой, кожа выполняет многообразные и очень важные функции: она выступает в роли органа чувств (рецепторная функция), защищает внутренние органы от воздействий внешней среды (защитная функция), путем расширения или сужения сосудов и выделения пота регулирует теплоотдачу (терморегулирующая функция), участвует в газообмене (дыхательная функция), в обмене веществ и т. д.

Кожа ребенка ранима и чувствительна к неблагопри ятным воздействиям, причем, чем младше ребенок, тем несовершеннее функции кожи. У маленьких детей недостаточно развиты теплорегулирующая и выделительная функции кожи, сравнительно легко возникают аллергические кожные реакции. Потовые железы не закончили своего развития, поэтому потеря воды и минеральных веществ через кожу у детей в раннем возрасте в 2-3 раза больше, чем у взрослых. Для сохранения водного и солевого равновесия организм ребенка нуждается в строгом соблюдении режима питания и питья. У детей хорошо развита всасывательная функция кожи, которую необходимо учитывать при нанесении ребенку лечебных или косметических мазей и кремов, строго соблюдая возрастную дозировку. Дыхательная функция кожи играет в жизнедеятельности детского организма гораздо большую роль, чем у взрослого. У малышей очень несовершенны защитные возможности кожи. Трещины и ссадины у них на коже могут явиться воротами для любой инфекции.

У детей раннего возраста при оценке состояния кожи используют два основных показателя: эластичность и тургор. Эластичность кожи определяют по кожной складке на животе. Если собранная в складку кожа быстро расправляется - эластичность нормальная, если складка не расправляется, то эластичность кожи нарушена. Такое нарушение может наблюдаться при обезвоживании организма из-за быстрой потери воды, например при желудочно-кишечных заболеваниях.

Тургором кожи обозначается сопротивление, которое ощущается при сдавливании кожи и подкожной клетчатки. Определяется тургор на внутренней поверхности бедер. Наиболее часто он ослабевает при острых и хронических расстройствах питания.

Большое значение имеет соблюдение гигиены кожи в профилактике не только кожных, но и других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний. Прежде всего необходимо соблюдение чистоты и здорового состояния кожных покровов. Особое значение имеет гигиена кожи детей первого года жизни, когда она особенно уязвима для самых разнообразных неблагоприятных воздействий. Для ухода за кожей грудного ребенка надо иметь специальную ванну для купания, мягкую мочалку, детское мыло, растворы марганцевокислого калия и борной кислоты, стерильное минеральное или растительное масло, вату, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр.

Ребенка можно купать после отпадения пуповины. В первую половину года, когда кожа малыша особенно нежна и ранима, гигиеническую ванну надо делать ежедневно, с шести месяцев его можно купать через день, после года - два раза в неделю, а после трех лет - один раз в неделю и обязательно ежедневно подмывать и обмывать ноги.

До полного заживления пупочной ранки ребенка купают в кипяченой воде или в слабом (бледно-розовом) растворе марганцовокислого калия. Перед купанием надо чистыми руками промыть детскую ванночку горячей водой с мылом, на дно ее положить чистую пеленку и налить воду, температура которой 36-37°С. Температура воздуха в помещении, где купают ребенка, в первые месяцы его жизни должна быть 22°С, затем 20°С. Тело ребенка осторожно погружают в воду, головку кладут на предплечье.

В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, специально сшитой из мягкой ткани, обмывает тело ребенка водой (с мылом малыша купают не каждый день, а 2-3 раза в неделю). Во время купания надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос. После того как тело ребенка обмыто, голову и лицо промывают чистой кипяченой водой, а затем, повернув вниз лицом, его обливают водой, температура которой на 1-2°С ниже температуры воды в ванной.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок все время находился в чистой и сухой одежде и пеленках. После акта дефекации ребенка следует подмыть теплой проточной водой (температура 36-37°С), обсушить осторожным прикладыванием мягкого полотенца или простынки и завернуть в чистое, сухое белье. Ежедневно надо смазывать вазелиновым или подсолнечным маслом те места, где легко образуется опрелость. Применять присыпки не рекомендуется, так как, скатываясь в комочки, они сами нередко вызывают раздражение кожи. Для предупреждения образования опрелостей в тех местах, куда попадает срыгиваемая пища, следует прокладывать небольшую пеленку, сложенную в виде салфетки, концы которой закладываются за головку. Это предохраняет кожу и белье ребенка от срыгиваемых им масс. После каждого срыгивания салфетку надо менять.

Обслуживающий персонал детского учреждения должен ежедневно осматривать тело ребенка и обращать внимание на появление на коже даже небольшого покраснения или незначительной сыпи. В каждом таком случае малыша следует показать врачу. Если на коже ребенка имеются мелкие травмы (трещины, царапины, заусеницы, ссадины), их надо немедленно промыть кипяченой водой и смазать йодной настойкой или бриллиантовой зеленью, кровоточащие ранки промыть дезинфицирующим раствором и заклеить лейкопластырем.

Особенности и гигиена опорно- двигательного

аппарата ребенка

Скелет ребенка в процессе роста и развития подвергается сложным преобразованиям. Внутриутробно окостенение скелета происходит довольно поздно, и при рождении в нем еще много хрящевой ткани, особенно в позвоночнике, запястьях, костях таза. Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Поэтому кости ребенка легкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием давления или при систематическом неправильном положении тела. К 2 годам их строение уже в значительной степени приближается к строению костей взрослого.

Позвоночник у новорожденного выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. Они появляются позднее, по мере роста ребенка и формирования новых функций:

Удержание головы - шейный лордоз - в 2 месяца,

Сидение - грудной изгиб - в 6 месяцев,

Ходьба - поясничный лордоз - после года.

Хотя к 3-4 годам и появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, а поясничной - лишь к 12 годам. Позвоночник ребенка отличается очень большой гибкостью. Неблагоприятные внешние воздействия, длительно сохраняющаяся неправильная поза легко могут вызвать его искривления. Таз у детей до 3 лет состоит почти целиком из хрящевой ткани.

Ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов, которые прорезываются в определенные сроки. У здоровых детей обычно передние резцы появляются в 6-8 месяцев, боковые резцы - в 8-12 месяцев, первые моляры (четвертые пары зубов сверху и снизу) - в 12-16 месяцев, клыки (третьи пары) - в 16-20 месяцев, вторые моляры (пятые пары) - в 20-30 месяцев. Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5-6 лет.

Сроки прорезывания молочных зубов и их смены на постоянные во многом зависят от состояния организма, поступления и обмена минеральных веществ, индивидуальных (наследственных) особенностей. Значительная задержка прорезывания зубов заставляет задуматься о латентном (вялом) течении рахита или отклонениях в формировании костной ткани организма, обусловленных каким-либо заболеванием.

Мышцы новорожденного и ребенка грудного возраста составляют около 25% массы его тела, т.е. почти наполовину меньше, чем у взрослого. Новорожденный обладает только хаотичной двигательной активностью. Координированные мышечные движения проявляются вначале у мышц шеи, что выражается в удерживании головы; затем при соответствующих условиях формируется хватательная функция кисти, которой предшествует развитие мышц плеча и предплечья; позже наблюдаются координированные движения туловища и нижних конечностей. Мышцы у ребенка слабые; постепенно их сила увеличивается в большей степени у мальчиков. Становлению координации и силы мышц в значительной степени способствуют гимнастика и массаж, которые нужно проводить со второго месяца жизни ребенка.

Становление костно-мышечной системы, интенсивно растущей и совершенствующейся на протяжении всего дошкольного детства, в значительной мере зависит от поступления необходимых для формирования костной и мышечной ткани питательных веществ (прежде всего белков, солей кальция и фосфора, витамина D). Вторым существенным условием ее оптимального развития является рациональный режим статических и динамических нагрузок, обеспечение достаточной двигательной активности. Для его соблюдения необходима правильная организация бодрствования, включающая наряду с физическими упражнениями достаточную возможность для подвижных игр.

Особенности и гигиена органов дыхания и

Система органов дыхания ребенка имеет значительные особенности. Нос меньше и короче, носовые ходы уже, особенно у детей грудного возраста, слизистая оболочка богата кровеносными сосудами - все это приводит к легкому возникновению отека и нарушения носового дыхания. Глотка у детей раннего возраста узкая, а слуховая евстахиева труба короткая и широкая. Ее отверстие расположено ниже и ближе к носовым ходам, чем у старших детей и взрослых, поэтому проникновение инфекции из носоглотки в слуховую трубу происходит очень легко.

Гортань у детей первого года жизни имеет воронкообразную форму, она относительно длиннее, чем у более старших детей, ее слизистая оболочка и голосовые связки нежны, богаты кровеносными сосудами и лимфоидной тканью. Такое строение обусловливает частое развитие отека гортани (крупа) в этом возрасте. На втором году жизни форма гортани постепенно меняется, но остальные особенности сохраняются на всем протяжении раннего детства. Все особенности анатомического строения гортани присущи и трахее. Здесь также легко развиваются воспалительные процессы и велика опасность отека.

Бронхи у детей узки, хрящи мягки и податливы. Слизистая оболочка сухая, но богата кровеносными сосудами, что также способствует развитию воспалительных явлений и отека. Легкие в раннем возрасте богаты соединительной тканью, обильно снабжены кровеносными сосудами; капилляры и лимфатические сосуды широкие, эластическая ткань развита слабо. Однако они менее воздушны и эластичны, более плотны и полнокровны, что облегчает легкое возникновение и развитие воспалительного процесса. Плевра в грудном возрасте тонка, плевральная полость легко растяжима. Диафрагма расположена относительно выше, чем у взрослого. В раннем детском возрасте сокращение диафрагмы слабое. Все условия, затрудняющие ее движения (метеоризм, увеличение печени), ухудшают вентиляцию легких.

Грудная клетка у грудного ребенка выпуклая, относительно короткая; ребра расположены горизонтально и под прямым углом к позвоночнику. Поскольку в первые месяцы жизни легкие больше грудной клетки, вентиляция недостаточно полная, затруднен полный выдох. На втором году жизни интенсивно изменяются форма грудной клетки и положение ребер, они переходят из горизонтального в косое положение, таким образом облегчаются дыхательные движения и вентиляция легких.

Дыхательная мускулатура у малышей развита слабо. Упругость легочной ткани выше, а растяжимость ниже, чем у взрослых и детей школьного возраста, относительно малый диаметр бронхов создает в дыхательных путях дополнительное сопротивление. Таким образом, чем моложе ребенок, тем большую работу выполняет он для обеспечения вентиляции легких.

Повышенный обмен веществ у детей обусловливает высокую потребность в кислороде, между тем особенности легких и грудной клетки во многом ограничивают глубину дыхания. Интенсивность газового обмена обеспечивается увеличением частоты, дыхания. Наибольшее число дыханий в минуту отмечается после рождения - 50-60, что иногда называют «физиологической одышкой» новорожденного, затем оно снижается с увеличением возраста. Так, у детей 1-2 лет оно находится в пределах 30-35, 5-6 лет - около 25, 10 лет - 18-20, у взрослых - 15-16.

В профилактике воспалительных заболеваний органов дыхания большое значение имеет соблюдение режима дня, занятия физкультурой, закаливание, лечение болезней, ослабляющих детский организм (таких, как малокровие, рахит, гипотрофия). Активный двигательный режим, достаточно свободная одежда, не стесняющая движения грудной клетки, дыхательные упражнения в комплексе утренней гимнастики, физкультурные занятия, массаж и пассивная гимнастика у грудных детей, хорошая вентиляция помещений стимулируют воздухообмен и кровоток в легких, способствуя таким образом профилактике воспалительных явлений.

Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание - через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается.

Дыхание через рот у детей чаще всего возникает при хроническом насморке, появлении в носоглотке аденоидов

Наша нервная система — это основа всей деятельности организма. Поэтому гигиена нервной системы очень важна для нашего здоровья и самочувствия.

Эволюционно нервная система появилась позднее других систем, но она объединила собой все наши органы, чувства, эмоции, ум, сознание в единое целое и дала возможность и способность познавать окружающий и мир, себя самого и все нашу жизнь. Как мы видим, нервная система — это просто царский подарок человеку от природы (или Создателя). Мы должны непременно заботиться о ее «самочувствии». А для этого познакомимся с тем, что любит и не любит наша нервная система.

Что она любит?

Если «насчет покушать» — то любит она простую пищу, содержащую — хлеб грубого помола, крупяные каши, особенно гречневую и овсяную, бобовые, рыбу, грибы, мясо и субпродукты (печень, почки, сердце), овощи и фрукты. Все они богаты витаминами, особенно витаминами группы В и никотиновой кислотой, очень важными для нормальной работы нейронов.

Нервная система также очень любит долгие прогулки на свежем воздухе. Ведь головному мозгу просто необходим кислород. Несмотря на то, что вес мозга составляет 2,5% от массы тела поглощает он 18 — 25% вдыхаемого нами кислорода. Это значительно больше, чем остальные органы и ткани примерно того же веса.

Очень важен для ее здоровья глубокий и спокойный сон. Во время крепкого сна нервная система хорошо восстанавливается и укрепляется. Да вы и сами на себе не раз это испытывали.

Любые водные процедуры, начиная с плавания в водоемах и бассейнах и заканчивая приемом ежедневного душа наши нервы просто обожают. Ведь в воде мышцы расслабляются, снимается напряжение, а это все оказывает благотворное влияние. Вечером, принимая душ, приговаривайте, чтобы все, что «налипло» на ваше тело за целый день («косые взгляды» посторонних, или их мысли и негативную энергетику, а также все физические «пакости»: пыль, радиация и пр.) водичка смывала, и ваше тело становилось чистым и обновленным. (ну это уже для желающих, просто я сама так делаю).

Кто будет спорить, что физкультура — это лучшее средство в борьбе со . Занимайтесь теми видами спорта, которые приносят вам радость и удовольствие. Занимайтесь в меру своих сил и возможностей, с учетом возраста, не старайтесь устанавливать рекорды.

Сформируйте для себя приятный круг общения, создавайте благоприятную душевную атмосферу. Ваши близкие и ваши добрые знакомые и друзья — это лучшая защита от стресса.

Что не любит нервная система?

Любые инфекционные заболевания — грипп, ОРВИ — это первейшие враги для нашей нервной системы. Инфекция всеми путями «старается» проникнуть в нервные клетки. Через кровь, гаймориты, отиты, стоматиты, ангины случается попадает в мозговые оболочки, вызывая гнойный менингит.

Любые удары, сопровождаемые сотрясениями, конечно вредны для головного мозга. Ведь сосуды мозга довольно хрупкие и страдают при сотрясении первыми. Это может привести к нарушениям психики, параличам, даже к смерти.

Беречься надо и от перегревов и солнечных ударов. Не находитесь под прямыми солнечными лучами длительное время, особенно с непокрытой головой. Перегрев организма очень вреден и опасен. Конечно, мы всю зиму ждем тепла и солнца, но не стоит подвергать свое здоровье и жизнь опасности.

Ну и разумеется различные виды стрессов: психических, физических, коммуникативных и вызванных чрезмерным количеством негативной информации — все это не любит наша нервная система. Старайтесь по мере возможности избегать этого.

Сохранить здоровье человек может только при здоровом образе жизни. Для того чтобы прожить долгую, полноценную жизнь, недостаточно родиться здоровым. Здоровье создается и поддерживается человеком на протяжении всей жизни. Важное место в этом процессе занимает соблюдение гигиенических правил и норм. Давайте рассмотрим основные из них.

Тело необходимо содержать в чистоте. Кожа, выполняя свои функции, выделяет на свою поверхность кожное сало, пот. Загрязняясь, она теряет многие свои функции, становится средой для размножения болезнетворных бактерий, появляется неприятный запах.

Умываться нужно проточной водой ежедневно утром и вечером. Тщательное мытье тела теплой водой губкой или мочалкой с мылом должно производиться не реже 1 раза в неделю.

Руки следует мыть несколько раз в день (после работы, туалета, перед едой). При мытье важно обращать внимание на подногтевые пространства, здесь сосредоточивается до 95% микроорганизмов, находящихся на коже рук, а также могут быть яйца глистов.

Ногти на руках и ногах следует стричь не реже 1 раза в неделю. Длинные ногти притупляют чувство осязания, под ними собирается грязь.

Ноги следует ежедневно мыть перед сном. Если они сильно потеют, надо пользоваться специальными средствами по уходу за кожей ног.

Внешность человека во многом зависит от состояния его волос. Регулярное мытье- основной способ ухода за волосами. Вода должна быть мягкой, намыливать волосы лучше мыльной пеной или шампунем. Сушить волосы лучше мягким полотенцем, частое использование фена приводит к пересушиванию и ломке волос.

Для улучшения роста волос их полезно время от времени подстригать. Расчески должны быть индивидуальными, содержаться в чистоте.

Гигиена одежды и обуви. Одежда должна быть подобрана по росту и размеру тела, соответствовать погоде.

Желательно, чтобы ткани, из которых сшита одежда, хорошо сохраняли тепло, были воздухопроницаемы, а для нательного белья и гигроскопичны. Этими свойствами обладают натуральные ткани. Одежду, сшитую из плотных синтетических тканей, лучше использовать в виде ветровок и плащей.

При загрязнении одежда теряет свои тепловые и гигроскопические свойства, становится местом, где собирается большое количество микробов. Поэтому одежду нужно систематически менять и стирать.

Важно, чтобы обувь подходила по размеру. Тесная обувь сдавливает стопу, приводит к ее деформации, нарушает кровообращение. Слишком свободная обувь мешает человеку нормально ходить, приводит к потертости ног. Повседневная обувь должна иметь небольшой каблук (1-1,5 см). Обувь без каблука способствует развитию плоскостопия. Вредна обувь и с очень высоким каблуком. В ней основная опора делается на пальцы, поэтому уменьшается устойчивость тела. Со временем пальцы деформируются.

Гигиена питания. Правильное питание - необходимое условие для нормальной жизнедеятельности организма, т. е. для здоровья.

В состав пищи должны входить питательные вещества растительного и животного происхождения, витамины, балластные вещества (клетчатка). Последние в нашем организме не перевариваются, но стимулируют моторику кишечника. Пища, съеденная с аппетитом, усваивается лучше. Пробуждает аппетит привлекательный вид, приятный вкус и запах пищи. Полезно в начале еды употреблять блюда, способствующие усиленному выделению пищеварительных соков. Это различные закуски (капуста, селедка, салат, винегрет).

Пища не должна быть слишком горячей. Употребление пищи, температура которой выше 50°С, может привести к хроническому воспалению слизистых оболочек пищевода и желудка. Нельзя злоупотреблять и специями (горчица, перец, уксус, лук, чеснок). Они также могут вызвать раздражение слизистых оболочек.

Вредно для пищеварительной системы сухоедение (питание бутербродами). Полноценное питание должно обязательно включать в меню горячие блюда: супы, каши и др. Питаться нужно в одно и то же время, т.е. соблюдать режим питания. Беспорядочное питание приводит к тому, что органы пищеварения оказываются неподготовленными к перевариванию пищи. Пища медленнее переваривается, а значит, и недостаточно полно усваивается организмом.

Питаться лучше 4 раза в день, распределяя потребление пищи следующим образом: завтрак - 25%, обед - 40%, полдник - 15%, ужин - 20%. Взрослые люди могут питаться 3 раза в день. Питание должно быть умеренным. Переедание отрицательно влияет на органы пищеварения, приводит к ожирению. Пищу следует тщательно пережевывать, тогда она лучше усваивается. Во время еды не следует отвлекаться, читать книгу, смотреть телевизор, слушать радио. Ужинать надо за 3-4 часа до сна. После каждого приема пищи требуе1ся ополоснуть рот, очистить зубы от остатков пищи.

Гигиена опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат человека формируется до 20-25 лет. На его развитие влияет наследственность, качество питания и физические нагрузки. Для нормального роста костей и мышц человек должен получать полноценную пищу. Так, недостаток белка в питании ребенка в первые годы его жизни может привести к низкорослости. Отсутствие в пище кальция, фосфора приводит к развитию заболеваний: рахита, остеопороза. На развитие опорно-двигательного аппарата влияют и физические нагрузки: занятия физической культурой, спортом, физической работой.

Красота и здоровье нашего тела во многом зависят от его осанки. Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов (сердца, легких, желудка) и органов движения. Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественного изгиба позвоночника в грудной или поясничной областях, боковое искривление позвоночника.

Следить за осанкой необходимо с детства, когда опорно-двигательный аппарат развивается. В этот период кости еще слабые, легко могут искривляться. Во время работы за столом нужно сидеть прямо, слегка наклонив туловище и голову. Расстояние между грудью и столом (партой) - ширина ладони, а от глаз до рабочего места - 30--35 см. Ноги должны упираться в пол или специальную подставку, локти лежать на столе.

При переносе тяжестей нагрузка на мышцы должна распределяться симметрично и быть посильной. Школьные учебники лучше носить в ранце, рюкзаке.

При нарушении осанки следует обратиться к врачу. Индивидуальный комплекс физических упражнений может исправить многие дефекты осанки.

На формирование осанки сильно влияет состояние стопы. В ряде случаев (неправильно подобранная обувь, длительное стояние и хождение, переноска больших тяжестей, избыточный вес) стопа теряет сводчатую форму, развивается плоскостопие. Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают, возникают боли в стопе, голени.

Для предупреждения плоскостопия делают специальные упражнения, полезно летом ходить босиком, носить обувь на небольшом каблуке. При значительном плоскостопии применяют специальные стельки-супинаторы.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Здоровье человека во многом зависит от того, как снабжаются кровью органы нашего тела. Состав крови может показать, каково состояние организма. Для этого делается лабораторный анализ. Он показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, сахара, скорость оседания эритроцитов (СОЭ). Если СОЭ увеличена, значит, в организме идут какие-то воспалительные процессы (норма СОЭ для мужчин 2- 10 мм/ч, для женщин - 2-15 мм/ч). Уменьшение количества эритроцитов и гемоглобина в крови говорит о развитии малокровия (норма гемоглобина у мужчин - 130-160 г/л, у женщин - 120- 140 г/л).

Для предупреждения малокровия необходимы длительные прогулки на воздухе, полноценное питание, использование в пищу продуктов, содержащих железо и витамины (печень, яблоки, морковь, зелень).

Хорошее кровоснабжение органов зависит от работы сердца и состояния сосудов.

На состояние сердечно-сосудистой системы влияют физические нагрузки. При активной мышечной деятельности сердцу требуются дополнительный усилия. Нагрузки, близкие к предельным, и последующий отдых обеспечивают тренировочный эффект. Сердечная мышца становится толще, сердце крупнее. Тренированное сердце может выбрасывать за одно сокращение больше крови и выполнять больший обьем работы с меньшими энергетическими затратами. Малоподвижный образ жизни отрицательно влияет на сосуды, ослабляет сердце. При малейших нагрузках оно бьется учащенно и быстро утомляется.

Гигиена дыхания. Дыхательная система обеспечивает газообмен между организмом и окружающей средой. Его эффективность зависит от состояния дыхательной системы и состава вдыхаемого воздуха. Важный показатель развитости дыхательной системы - жизненная емкость легких. Это обьем выдохнутого воздуха после глубокого вдоха. Жизненная емкость зависит от возраста, пола, роста человека, а также от степени тренированности человека. Наибольшую жизненную емкость имеют спортсмены, прежде всего пловцы и гребцы. У здорового взрослого человека жизненная емкость 3-4 л воздуха, у спортсмена - 6-8 л.

Занятия спортом (гребля, катание на коньках, лыжах, плавание), дыхательной гимнастикой влияют на развитие дыхательной мускулатуры, увеличение выносливости, подвижности грудной клетки, эластичности легких.

Наиболее благоприятно для человека ритмичное (14-16 дыхательных движений в минуту) дыхание через нос, чистым сухим воздухом. Недопустимо табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.

Гигиена органов чувств. Органы чувств служат источником информации об окружающем нас мире. Достоверность и полноценность информации зависят от состояния этих органов.

В настоящее время органы зрения человека часто вынуждены работать с большим перенапряжением. Поэтому очень важно создать для глаз такую обстановку, чтобы она облегчала их работу.

Помещение, рабочее место должны быть правильно и достаточно освещены. Наилучшим является дневное освещение. Свет должен падать спереди и с левой стороны. Вечером необходимо пользоваться настольной лампой. Расстояние от глаз до книги должно быть не меньше 30-35 см. При длительной работе с книгой нужно через 30-40 минут устраивать 10-минутные перерывы.

В нашу жизнь прочно вошло телевидение. Оно оперативно предоставляет нам обширную информацию. Но злоупотреблять им не стоит. Длительный просмотр телевизионных программ вызывает перенапряжение нервной системы, ухудшает память, ослабляет внимание, снижает остроту зрения, способность различать цвета. Исходя из гигиенических норм время просмотра телевизора для старших школьников не должно превышать 1,5 часа в сутки.

Все больше и больше в учебе, на работе мы пользуемся компьютером. Чтобы избежать его негативного влияния на здоровье, важно правильно организовать свою работу. Расстояние до монитора должно быть 60-70 см, размер его экрана по диагонали должен быть не менее 31 см, экран должен бытье фильтром.

Отрицательно влияет на зрение чтение при плохом освещении, на ходу, в общественном транспорте. Неустойчивое положение книги быстро приводит к утомлению глаз.

В школьном возрасте может развиться дефект зрения, когда человек плохо видит удаленные предметы - это близорукость. В пожилом возрасте у людей развивается дальнозоркость. Это такое состояние, когда близко расположенные предметы видны нечетко, размыто. При первых признаках болезни необходимо обратиться к врачу, он выявит причины болезни и подберет очки.

Первым правилом гигиены органов слуха является содержание их в чистоте. Слуховой проход, в котором скапливается ушная сера, грязь следует промывать теплой водой или с помощью ватного тампона. Очищать слуховой проход твердыми предметами недопустимо. При некоторых заболеваниях может возникнуть воспаление среднего и внутреннего уха. При боли в ухе следует немедленно обратиться к врачу. Самолечение недопустимо, так как заболевание уха может привести к глухоте.

На слух отрицательно влияет сильный шум, в том числе очень громкая музыка на дискотеках и через наушники. Он утомляет нервную систему, снижает работоспособность человека, притупляет слух.

Гигиена нервной системы. Оптимальный режим дня, предотвращающий утомление нервной системы, должен предусматривать чередование умственного и физического труда. После школы следует сначала активно отдохнуть (заняться спортом, помочь родителям по дому).

Приступая к выполнению домашних заданий, важно помнить, что работоспособность человека в течение дня меняется, достигая наивысшей активности в периоды от 10-13 часов и до 16-20 часов. В работу следует включаться постепенно. Во время работы делать небольшие перерывы: 5-10 минут. Полезно во время перерыва встать, походить, сделать несколько простых физических упражнений.

Наиболее сложные задания желательно выполнять в периоды наибольшей активности.

После приготовления домашних заданий полезно погулять на свежем воздухе, заняться спортом, физической работой.

Во многом здоровье человека зависит от его душевного равновесия, его умения владеть собой, строить отношения с людьми, от психологического климата в семье и коллективе.

Важно с дегства научиться правильно общаться. Жить следует своими мыслями, но уважать чужое мнение, уметь выслушать возражения, понять позицию другого, поставить себя на его место, признать свои ошибки. Признание своих ошибок, их исправление - это не слабость, а признак силы и зрелости человека.

Важно также уметь сдерживать свои отрицательные эмоции, развивать в себе чувство самодисциплины.

Стресс - это общая реакция организма на воздействие сильных внешних или внутренних факторов. Резкая смена температуры может вызвать температурный стресс, принятие больших доз лекарств - лекарственный стресс, неординарное событие в жизни человека - эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс наиболее распространен. Начинается он с состояния тревоги. На этой стадии мобилизуются все защитные силы организма, в кровь выделяются гормоны, которые усиливают обмен веществ, активнее начинают работать все органы нашего организма. Организм противодействует стрессовому фактору и при благоприятных условиях справляется с негативной ситуацией. Если стресс продолжается долго, может наступить стадия истощения. Это приводит к развитию различных болезней.

В то же время стресс помогает нам преодолевать те сложные ситуации, в которые мы попадаем. Он - важное условие развития любой нормальной личности. Нужно охранять себя не от стресса, а от истощения, которое вызывается перенапряжением.

Хорошо снимает нервное напряжение быстрая ходьба, подвижные игры, успокаивающее действие оказывает на организм человека прослушивание мелодичной музыки, общение с близкими людьми или домашними животными.

Проверьте свои знания

  1. Что такое гигиена?
  2. Какие системы органов человека вы знаете?
  3. В чем заключается личная гигиена человека?
  4. Как правильно питаться?
  5. Что такое режим дня, как его соблюдать?
  6. Что такое осанка? В чем состоит роль правильной осанки?
  7. В чем сущность тренировочного эффекта?
  8. Как правильно дышать?
  9. Как сохранить остроту зрения?
  10. Что такое стресс?

Подумайте

Почему для сохранения здоровья необходимо соблюдать гигиенические требования?

Для сохранения здоровья человек должен вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические правила и нормы.

Слайд 1

ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего(полного)общего образования с углублённым изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска»
Гигиена высшей нервной деятельности Гилазова Любовь Николаевна, учитель биологии и химии, высшей квалификационной категории г.Козьмодемьянск, 2015

Слайд 2

Определение ВНД
Высшая нервная деятельность (ВНД) человека представляет собой совокупность нервных процессов, лежащих в основе поведения человека, обеспечивающих его приспособление к изменяющимся условиям существования. Материальной основой ВНД является головной мозг.

Слайд 3

Что такое гигиена?
Гигиена – это наука о создании условий благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезни Цель: выяснить, как среда, отдельные её факторы и образ жизни влияют на нервную систему и высшую нервную деятельность, а значит и на здоровье всего организма.

Слайд 4

Что такое здоровье?
Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Слайд 5

На здоровье человека влияют:

Слайд 6

Образ жизни
Под образом жизни обычно понимают характерные особенности повседневной жизни людей: их труд, быт, отдых, учёбу, форму проведения свободного времени, использование материальных средств, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, соблюдение норм и правил этического поведения людей.* *Советский энциклопедический словарь

Слайд 7

Факторы укрепляющие здоровье:
Четкий режим дня Высокая двигательная активность Сбалансированное питание Постоянное общение с природой
7

Слайд 8

Факторы ослабляющие здоровье:
Нерегулярный отдых Низкая двигательная активность Нерегулярное питание Умственное и эмоциональное перенапряжения, вызванные большим потоком информации в короткие промежутки времени Конфликтные ситуации Вредные привычки
8

Слайд 9

Стресс
Стресс – это состояние напряжения у человека в условиях перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникающих перед ним задач.
9

Слайд 10

Стадии стресса:
1 стадия – возбуждения, тревоги (мобилизация сил организма) 2 стадия – адаптации к новым требованиям (сопровождается деятельностью, которая проходит на более высоком уровне и часто приводит к решению проблемы.) Но если стресс не снимается - наступает 3 стадия – истощение нервной системы – дистресс - это длительное стрессовое состояние.
10

Слайд 11

Неврозы
Неврозы – группа нервно-психических заболевания, связанных с нарушением функций нервной системы вследствие длительных психических переживаний, перенапряжения. Психические компоненты невроза: раздражительность; колебания настроения; неуверенность в себе; навязчивые страхи; плохой сон.
11

Слайд 12

Психологический кризис
Развивается, если невроз не лечить и часто заканчивается бедой. Россия занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. За последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. Всего за период с 1990 по 2010 год в России было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств.
12

Слайд 13

«Служба доверия»
Общероссийский телефон доверия для подростков 8-800-2000-122, по Чувашии - 8-800-100-49-94. Звонки на указанные телефоны осуществляются бесплатно и анонимно со стационарных и мобильных телефонов. Работают телефоны доверия круглосуточно без выходных.
13

Слайд 14

Текст памятки «Колокола тревоги»
1 группа.О пагубном влиянии курения на центральную нервную систему и органы чувств убедительно сказал немецкий поэт И.Гёте: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой». Прав ли был он, утверждая это? Обоснуйте свой ответ. 2 группа. Врач патологоанатом вскрывал труп человека, страдающего алкоголизмом. Исследуя его головной мозг, обнаружил, что среди нервной ткани было большое количество прослоек из волокнистой соединительной ткани. Чем это объяснить? К каким последствиям это приводит? 3 группа. Какая фаза наркомании описана в высказывании Ш.Бодлера: «Но завтра! Ужасное завтра! Расслабленные, утомленные органы, уставшие нервы, щекочущие приступы плача, невозможность отдаться систематической работе – всё это жестко доказывает вам, что вы играли в запрещённую игру»? Какие виды зависимости к наркотическому веществу сформировались у человека, переживающего данное состояние?
14

Слайд 15

Изменение в поведении школьников:
Происходят под воздействием повторных приёмов наркотических и токсических веществ. не свойственная ранее вялость; заторможенность или, напротив, повышенная возбудимость; раздражительность, агрессивность; постоянные колебания активности и настроения; перемены в худшую сторону во внешнем облике, манерах.
15

Слайд 16

Влияние стресса на жизнедеятельность организма
Иногда на почве нервного расстройства или переутомления человек заболевал гипертонией или приобретал язву желудка, экзему. Почему охрана нервной системы есть охрана всего организма?
16

Слайд 17

Вывод:
организм человека – тонко сбалансированная система, где нет ничего лишнего, незначительного. Нервные перегрузки, курение, алкоголь, наркотики – не на пользу здоровью, самому ценному, что есть у человека. здоровье человека зависит от образа жизни самого человека, его умения контактировать с окружающим миром.



2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.