Осложнения дцп. Первые признаки и отсроченные симптомы дцп у новорожденных. Признаки ДЦП: какие симптомы должны насторожить

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ.

Термин ДЦП объединяет целый ряд синдромов, которые возникают в связи с поражением мозга.

ДЦП возникает вследствие органического поражения, недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе (внутриутробный период развития, момент родов или ранний постнатальный период). При этом особенно страдают «молодые» в филогенетическом плане отделы мозга и кора больших полушарий. ДЦП может проявляться как целый комплекс двигательных, психических и речевых нарушений, сочетаться с расстройствами зрения, слуха, различных видов чувствительности. Основной клинический синдром детских церебральных параличей это двигательные нарушения.

Степень тяжести двигательных нарушений может варьироваться от минимальных до очень грубых, тяжелых.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано ЛИТТЛЕМ В. в 1853 году. В течении почти 100 лет ДЦП называли болезнью ЛИТТЛЯ. Термин «Детский церебральный паралич» предложил Зигмунд Фрейд в 1893 году. С 1958 года этот термин официально принят ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

ВОЗ утвердила следующее определение: «Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга»

В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств.

Этиология и патогенез ДЦП.

Причины ДЦП разнообразны. Принято выделять:

пренатальные (до рождения ребенка, во время беременности матери)

натальные (во время родов)

постнатальные (после рождения ребенка).

Чаще всего причины пренатальные от 37% до 60% случаев.

Натальные от 27% до 40% случаев.

Постнатальные – от 3 до 25%.

Пренатальные факторы.

Состояние здоровья матери (соматические, эндокринные, инфекционные заболевания матери), например, болезни сердечно сосудистой системы у матери вызывают в 45% случаев кислородную недостаточность плода.

вредные привычки матери;

прием беременной женщиной различных лекарственных препаратов.

отклонения и осложнения течения беременности;

Фактором риска являются малый вес плода, досрочные роды, неправильное положение плода. Установлено, что высокий процент детей с ДЦП имели низкий вес при рождении. Важным является генетический фактор, т.е. наследование врожденной патологии развития.

Натальные факторы.

Асфиксия в родах, родовая травма. Асфиксия в родах приводит к расширению сосудов головного мозга плода, возникновению кровоизлияний. Родовая травма связана с механическим повреждением или сдавлением головы ребенка в родах.

Постнатальные факторы.

Возникают на ранних этапах жизни ребенка, еще до того как двигательная система сформирована.

Травмы черепа, нейроинфекции (менингиты, энцефалиты), интоксикации лекарственными веществами (некоторыми антибиотиками и др.). Травмы вследствие удушения или утопления. Опухоли мозга, гидроцефалия.

В некоторых случаях этиология остается невыясненной, неизвестной.

Патогенез ДЦП.

ДЦП является следствием изменений в клетках головного мозга или с нарушениями развития мозга. Патологические изменения мозга у детей с ДЦП могут быть установлены с помощью компьютерной томографии.

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЦП.

В настоящее время имеется более 20 различных классификаций ДЦП. В отечественной практике чаще всего используется классификация СЕМЕНОВОЙ К.А.

Согласно этой классификации выделяют пять основных форм ДЦП:

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ;

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ;

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

На практике выделяют смешанные формы ДЦП.

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ.

Самая тяжелая форма ДЦП. Возникает в результате значительного поражения мозга на этапе внутриутробного развития. Имеется псевдобульбарный синдром.

Термин гемипарез или гемиплегия означает, что страдает одна половина тела (лицо, рука, нога на одной стороне).

Клинические проявления: Ригидность мышц (Ригидность – негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц).

Сохраняющиеся на протяжении многих лет тонические рефлексы. Произвольная моторика отсутствует или слабо развита. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Грубые нарушения речи, тяжелая дизартрия вплоть до анартрии. У большинства детей выраженная умственная отсталость, что тормозит развитие ребенка и усугубляет состояние.

Отсутствие тормозящего влияния высших отделов нервной системы на рефлекторные механизмы ствола мозга или спинного мозга способствуют высвобождению примитивных рефлексов, в результате изменяется мышечный тонус, и появляются патологические позы. Происходит задержка или невозможность поэтапного развития цепных установочных рефлексов, которые в норме способствую тому, что ребенок постепенно обучается поднимать и удерживать голову, сидеть, стоять, затем ходить.

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ.

Известна под названием болезни или синдрома ЛИТТЛЯ. Самая распространенная форма ДЦП. Спастическая диплегия характеризуется тетрапарезом, когда поражены руки и ноги обеих сторон тела. Ноги поражены сильнее, чем руки. Основной клинический симптом - повышение мышечного тонуса, спастичность. Наблюдается перекрещивание ног при опоре. Конечности могут застывать в неправильной позе. У 70 – 80% детей выраженные речевые нарушения в виде спастико – паретической (псевдобульбарной) дизартрии, иногда моторной алалии, задержки речевого развития. Ранняя логопедическая работа значительно улучшает состояние речи. Нарушения психики проявляются в виде задержки психического развития, которая может компенсироваться при коррекционном воздействии. Дети могут учиться в специальных школах – интернатах для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата или в общеобразовательных школах. Часть детей имеет умственную отсталость, в этом случае они обучаются по программе школы VIII вида. Данная форма ДЦП является прогностически более благоприятной формой по сравнению с двойной гемиплегией. 20 – 25% детей начинают сидеть, ходить, но со значительным запаздыванием (к 2 – 3 годам). Остальные обучаются передвигаться используя костыли или на коляске. Ребенок может научиться писать, выполнять некоторые функции самообслуживания.

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Эта форма характеризуется повреждением конечности (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правосторонний гемипарез, связанный с поражением левого полушария, наблюдается чаще, чем левосторонний. Дети овладевают двигательными навыками позже, чем здоровые. Уже в первый год жизни выявляется ограничение движений в пораженных конечностях, сидеть ребенок начинает вовремя или с небольшим опозданием, но поза асимметрична, с перекосом в одну сторону. Ходить ребенок обучается подавая здоровую руку. Со временем формируется стойкая патологическая поза. Приведение плеча, сгибание руки и кисти, сколиоз позвоночника. Ребенок выносит вперед здоровую часть тела. Пораженные конечности замедлены в росте, происходит укорочение пораженных конечностей.

Отмечаются нарушения речи в виде моторной алалии, дисграфии, дислексии, нарушения счета. У детей наблюдается спастико – паретическая (псевдобульбарная) дизартрия.

Нарушения интеллекта варьируется от легкой задержки психического развития до умственной отсталости.

Прогноз двигательного развития благоприятный, дети ходят самостоятельно, овладевают навыками самообслуживания.

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной данной формы ДЦП может быть несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или кровоизлияния в область хвостатого тела в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Первые гиперкинезы появляются в 4 – 6 месяцев чаще в мышцах языка, затем к 10 – 18 месяцам в других частях тела. В период новорожденности отмечается сниженный мышечный тонус, гипотония и дистония. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, при попытке движения. В покое гиперкинезы уменьшаются и исчезают во время сна.

При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети долго не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Самостоятельно передвигаться начинают только к 4 – 7 годам. Походка толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять тяжелее, чем идти. Затруднена автоматизация двигательных навыков, письма. Речевые нарушения в форме гиперкинетической дизартрии (экстрапирамидная, подкорковая). Психические и интеллектуальные нарушения проявляются в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Большинство детей обучается самостоятельно ходить, но произвольные движения, особенно мелкая моторика в значительной степени нарушены. Дети обучаются либо в специальной школе для детей с НОДА или в массовой школе. Могут в последствии обучаться в техникуме или вузе. Незначительная часть детей обучается по программе вспомогательной школы.

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме ДЦП имеется поражение мозжечка, иногда сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Наблюдается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (чрезмерность движений).

На первом году жизни выявляются гипотония, задержка психомоторного развития, т.е. не развиваются функции сидения, стояния, ходьбы. Ребенок затрудняется в хватании и игре с предметами, игрушками. Сидеть ребенок обучается к 1 – 2 годам стоять и ходить к 6 – 8 годам. Ребенок стоит и ходит широко расставляя ноги, походка неустойчивая, руки разведены в стороны, совершает много избыточных, качательных движений. Тремор рук и расстройство координации тонких движений затрудняют овладение навыками письма, рисования, самообслуживания. Речевые нарушения в виде задержки речевого развития, мозжечковая дизартрия, алалия. Могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести в 55% случаев. Обучение затруднено.

СМЕШАННАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме имеются сочетания различных клинических проявлений, свойственных выше перечисленным формам: СПАСТИКО – ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ, ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИ - МОЗЖЕЧКОВАЯ и т.д.

По степени тяжести двигательных нарушений выделят три степени тяжести ДЦП.

Легкая - физический дефект позволяет передвигаться, иметь навыки самообслуживания.

Средняя – дети нуждаются в помощи окружающих.

Тяжелая – дети целиком зависят от окружающих.

Синдром ДЦП (детский церебральный паралич) - это наименование большой группы неврологических нарушений, возникающих в результате повреждений или патологий развития структур головного мозга ребенка во время беременности или в первые недели жизни новорожденного. Клиническим сегментом являются двигательные нарушения, а также возможны нарушения эмоционально-волевой сферы, эпилептические припадки, речевые и умственные расстройства.

ДЦП у детей не характеризуются прогрессирующим характером , однако, симптомы течения заболевания в большинстве своем остаются с человеком на всю жизнь, в результате чего человеку дают инвалидность. В нашей сегодняшней статье мы поговорим о причинах развития ДЦП у детей, его клинических проявлениях и методах терапии.

Это заболевание всегда без исключения сопровождается структурно-морфологическим поражением головного мозга, то есть наблюдается выраженная анатомическая основа клинических симптомов. Причиной образования такой зоны служит множество причинных факторов, которые не распространяются на другие отделы головного мозга. Поскольку за каждым отделом головного мозга закреплена определенная функция, которая при ДЦП утрачивается.

Невзирая на колоссальные достижения в области медицины, распространенность детского церебрального паралича продолжает оставаться на высоком уровне и составляет порядка 5,9% на 1000 новорожденных детей. Отмечается незначительная частота недуга среди мальчиков, нежели девочек.

Причины возникновения синдрома детского церебрального паралича

Суть заболевания заключается в патологии развития нейронов , а именно их структурных нарушениях, которые несовместимы с правильным функционированием.

А также, заболевание может быть вызвано воздействием неблагоприятных причинны факторов в различные периоды активного формирования головного мозга во время беременности, начиная с первых дней ее развития и, заканчивая первыми днями жизни новорожденного, когда у него отмечается особая ранимость органа. Согласно статистике в 20% случаев причиной развития недуга служит период после родов, что касается 80%, то на них приходится внутриутробное развитие и в период активной родовой деятельности.

Давайте рассмотрим основные распространенные причины развития синдрома ДЦП:

  • хронические заболевания, протекающие у матери, например, пороки сердца, бронхиальная астма, сахарный диабет;
  • несовместимость плода и матери по различным причинам (конфликт по группе крови, с последующим развитием гемолитического заболевания, резус-конфликт);
  • механические травмы (внутричерепные травмы, которые были получены во время активной родовой деятельности);
  • токсические воздействия на ребенка (радиация, профессиональные негативные воздействия, агрессивные лекарственные препараты, наркотики, курение и алкоголь);
  • перенесенные инфекционные заболевания матерью во время беременности или в первые месяцы жизни крохи (арахноидиты, менингоэнцефалиты,энцефалиты, менингиты, внутриутробные инфекционные заболевания, особенно группа ТОРЧ);
  • нехватка кислорода (гипоксия головного мозга): хроническая или острая;
  • патологии в развитии структур головного мозга, например, в результате непредвиденных мутаций генов или же в результате наследственных полигенетических нарушений.

В группу риска входят дети, которые были рождены раньше срока (недоношенные) . Среди них распространенность недуга значительно выше, нежели у доношенных новорожденных. А также, стоит обратить внимание, что риск выше у детей, которые были рождены с массой тела менее 2 кг, а также у детей от многоплодной беременности.

Обратите внимание на то, что ни одна из вышеперечисленных причин не является 100% гарантией развития синдрома детского церебрального паралича. Это свидетельствует о том, что, например, если у беременной диагностирован сахарный диабет, то это не говорит о том, что у ее будущего ребенка на фоне этого разовьется ДЦП. Это говорит лишь о том, что у такой женщины риск рождения ребенка с врожденными патологиями значительно выше, нежели у здоровой женщины. Разумеется, что комбинация из нескольких причинных факторов существенно увеличивает вероятность развития патологий в развитии. Каждый рассматриваемый случай с ДЦП обладает лишь одной весомой причиной.

Исходя из всех вышеперечисленных основных причин развития синдрома, настоятельно рекомендуются следующие профилактические состояния:

Обратив внимание на эти профилактические манипуляции, существенно снижается вероятность развития синдрома церебрального паралича во время беременности.

Синдром ДЦП: симптомы

В большинстве своем заболевание проявляется двигательными нарушениями. Обратите внимание, что вид двигательных нарушений и их выраженность отличаются в зависимости от возраста человека. В результате этого, на сегодняшний день выделяются следующие стадии недуга:

  1. раннюю - до пяти первых месяцев жизни ребенка;
  2. начальную резидуальную - начиная с полугода и, заканчивая тремя годами;
  3. позднюю резидуальную - детям, старше трех лет.

Ранняя стадия течения недуга диагностируется довольно редко, поскольку новорожденный еще не имеет особо двигательных навыков. Однако, существует перечень симптомов , которые могут послужить первыми тревожными звоночками:

Детей, у которых были обнаружены незначительные нарушения во время планового осмотра, врач должен осматривать с интервалом в две - три недели. При последующих осмотрах педиатр и невропатолог должны обращать внимание на динамичность изменений, а также с какой задержкой формируются новые физические навык, возможно, это просто схема индивидуального развития, которая присуща каждому ребенку.

Формы синдрома детского церебрального паралича

В медицине выделяют четыре формы проявления ДЦП:

  • смешанная;
  • атаксическая (атонически - астатическая);
  • дискинетическая (гиперкинетическая);
  • спастическая.

Смешанная форма

Оговариваемая форма заболевания диагностируется в случае выявления характерных для нескольких клинических форм, о которых мы узнаем немного позже.

Атаксическая форма

При течении этой формы заболевания наблюдаются поражения связей между лобной долей и мозжечком . С самого рождения новорожденному свойственен сниженный мышечный тонус. У деток с такими навыками двигательные навыки формируются значительно позже, нежели у здоровых деток. Нарушена не только координация, но и точность движений. Как правило, попытки взять предмет ограничиваются миропомазанием или регулярными промахами, отмечается шатающаяся походка. Этой форме ДЦП также свойственно дрожание в области конечностей. Что касается умственных способностей, то они могут не подвергаться видоизменениям, а могут достигать разных степеней олигофрении.

Дискинетическая (гиперкинетическая) форма

При течении этой формы патологии наблюдается непроизвольность движений - гиперкинез . Как правило, эти патологии удается выявить после года жизни ребенка. В этом случае манипуляции могут быть самыми различными: гримасничанье, скручивание туловища вокруг своей оси, имитация бросков и махи руками, червеобразные движения в пальцах. Непроизвольные сокращения мышц сопровождаются неконтролируемыми возгласами и выкриками. В состоянии покоя больного или его сна все симптомы гиперкинеза исчезают, а во время эмоционального перенапряжения усиливаются.

Гиперкинез сопровождается значительным снижением мышечного тонуса. С периодичностью возникает повышение тонуса, у детей первых месяцев жизни это явление получило название - дистоническая атака.

При течении гиперкинеза наблюдается задержка приобретения двигательных навыков . Несмотря на это, дети, спустя время, благополучно осваивают все навыки самообслуживания и не нуждаются в помощи близких.

Дискинетическая форма заболевания может поспособствовать нарушениям речи. Как правило, слова произносятся не только с нарушением артикуляции, но и медленно и не всегда внятно. Интеллектуальные особенности не подвергаются изменениям.

Спастическая форма

Эта форма недуга является самой распространенной. Основными признаками течения заболевания является нарушение тонуса мышц, а также мышечной силы . С учетом включенных конечностей подразделяется на несколько видов:

Лечение

Терапевтический курс синдрома детского церебрального паралича - это процесс чрезвычайно сложный и длительный. Эффект полностью зависит от тяжести поражения тканей головного мозга, срока диагностирования недуга, используемых комплексов лечения, настойчивости родителей больного малыша.

Обратите внимание на то, что при ДЦП основная роль отводится не лекарственным методам терапии. Само по себе состояние неизлечимо, поскольку на сегодняшний день восстановить разрушенные нейроны невозможно. Но неповрежденные нейроны можно "научить" выполнять те функции, которые необходимы ребенку для его полноценного существования в социуме, не ощущая своей неполноценности.

Давайте рассмотрим ведущие методы лечения:

Очень надеемся, что наша статья стала для вас полезной и вы получили исчерпывающие ответы на ваши вопросы. Не болейте, планируйте свою беременность заранее и во время ее течения следите за своим здоровьем. Не болейте, растите счастливыми и здоровыми!

Детский церебральный паралич (ДЦП) – не прогрессирующее поражение центральной нервной системы, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи), нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией.

Причины детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич возникает при нарушениях внутриутробного развития (имеет значение инфекция во время беременности, цитомегаловирус, токсоплазмоз, герпес, поздний токсикоз беременных, несовместимость матери и плода по резус-фактору, нарушение аутоиммунных механизмов эмбрионального развития). Преждевременные роды, затяжные или стремительные роды, роды при неправильном положении плода, родовые травмы, желтуха повышают риск заболевания. Все перечисленное приводит к гипоксии (кислородному голоданию) и асфиксии (удушью) плода. В результате недостатка кислорода нарушается закладка и развитие головного мозга ребенка.

Точно определить причину заболевания невозможно.

Факторами риска являются соматические и эндокринные заболевания матери (эпилепсия, слабоумие, гипотиреоз), вредные привычки – употребление алкоголя, наркотиков, длительный период бесплодия, возраст до 18 и старше 40 лет, стрессы.

Симптомы ДЦП

Проявиться заболевание может с первых минут жизни, а может и в течение первых месяцев, в зависимости от тяжести поражения нервной системы. Симптомы ДЦП зависят от степени недоразвития мозга и расположения пораженных структур. Выраженность симптомов может варьировать от легких до очень тяжелых – приводящих к инвалидности.

Задержка в появлении двигательных навыков у ребенка, отсутствие движений, лишние движения, плохое удержание головы, судороги и существенное отставание речевого развития являются серьезными симптомами и требуют немедленного обращения к детскому неврологу.

Чаще поражаются участки мозга, отвечающие за движение, мышечный тонус, равновесие. Мозг не может правильно давать команды и управлять мышцами. Проявляется такое нарушение в виде параличей, повышения мышечного тонуса, непроизвольных подергиваний и движений. Ребенок отстает в развитии – не двигает или плохо двигает конечностями, поздно начинает держать голову, переворачиваться, интересоваться игрушками, садиться, ползать, ходить. Его нельзя поставить на ножки – ребенок опирается на носочки и не становится на всю стопу, не удерживает игрушку в руке, не может осознанно поднять конечность, разжать кулак, подвигать стопой. Повышение мышечного тонуса ограничивает движения ребенка вплоть до общей неспособности двигаться.

Парализованными могут быть одна конечность, односторонние рука-нога, две руки, две ноги. Парализованные конечности отстают в развитии – остаются короче и тоньше здоровых, появляются деформации скелета, контрактуры суставов, что еще больше нарушает движения. В результате поражения мозга нарушена координация движений – страдает походка, ребенок может падать, делать вычурные движения, кивать головой, совершать неконтролируемые движения конечностями.
У малыша могут быть эпилептические приступы (потеря сознания и судороги).

Возможно развитие косоглазия, нистагма (подергивание глазных яблок), нарушение зрения, слуха, психики, дыхания, желудочно-кишечного тракта. Нарушается обучение, поведение.

Структура мозга и зоны поражения при ДЦП

В зависимости от локализации пораженных структур мозга согласно Международной Классификации Болезней выделяют семь групп ДЦП:

1 Спастическая диплегия (Болезнь Литтля);
2 Спастический церебральный паралич (двойная гемиплегия, тетраплегия);
3 Детская гемиплегия;
4 Дискинетический церебральный паралич;
5 Атаксический церебральный паралич;
6 Смешанные формы ДЦП;
7 ДЦП неуточненный.

Диагностика ДЦП

Диагноз ставится на основании неврологического осмотра и инструментальных методах обследования:

Электрофизиологическое исследование потенциалов мышц и оценка периферических нервов;
- Электроэнцефалография – функциональная оценка биотоков мозга.
- Необходимы также консультации окулиста, отоларинголога, психиатра, эпилептолога, ортопеда.

Дифференцировать (отдичать) ДЦП нужно с дегенеративно-дистрофическими прогрессирующими заболеваниями, опухолями головного мозга, хромосомными заболеваниями, нервно-мышечными заболеваниями (спинальной амиотрофией Верднига - Гоффманна, врожденными миопатиями), миотонией Оппенгейма, наследственными нарушениями обмена липидов, гепатоцеребральной дистрофией (болезнью Вильсона-Коновалова), спастической параплегией Штрюмпеля, последствиями менингитов, перенесенных на первом году жизни.

Учитывая многообразие симптомов и серьезность перечисленных заболеваний самодиагностика недопустима. Речь может идти о жизни ребенка, ее продолжительности и качестве.

Лечение детского церебрального паралича

Лечение ДЦП должно быть начато как можно раньше и вестись непрерывно. Заболевание неизлечимо, но при лечении с раннего возраста возможно наиболее благоприятное развитие ребенка.

В первые годы жизни наиболее возможно компенсировать дефект, уменьшить проявления спастичности, а следовательно, деформаций скелета, контрактур и улучшить приспосабливаемость к нормальным движениям, удержанию равновесия, самообслуживанию.

Ребенок должен наблюдаться у педиатра, невролога, ортопеда, логопеда, психолога, реабилитолога. Усилия всех специалистов и родителей должны быть направлены на максимально возможную социальную адаптацию ребенка. Терапевтическое воздействие должно быть направлено на повседневную жизнь ребенка, на удовлетворение его желания двигаться самостоятельно – взять игрушку, есть, одеться, сесть, стоять, ходить. Для каждого ребенка должна быть разработана физиотерапевтами индивидуальная программа занятий, возможно с использованием вспомогательных приспособлений и специального оборудования.

Лечение ДЦП должно быть комплексным и включать медикаментозную терапию, постоянную лечебную физкультуру, ортопедо - хирургические методы лечения, психологическую помощь, развитие речи, санаторно-курортное лечение. Ребенка практически нужно научить выполнять все доступные движения и поддерживать их.

Медикаментозное лечение ДЦП состоит из нейропротекторов, антиоксидантов, сосудистых препаратов, мозговых метаболитов, миорелаксантов, витаминов. Широко применяется церебролизин внутривенно, кортексин внутримышечно, цераксон внутривенно – сироп – таблетки, сомазина – внутривенно – сироп, актовегин внутривенно – таблетки, солкосерил внутривенно, пирацетам внутривенно – таблетки. Иньекции этих препаратов назначает невролог. Глицин, нейровитан в таблетках назначают курсами. Для снятия спастического напряжения мышц, в зависимости от тяжести, делают или уколы мидокалма, или назначают таблетки – мидокалм, баклофен или другие миорелаксанты. Возможно введение лекарственных препаратов в биологически активные точки конечностей и лица – АТФ, прозерин. В особо тяжелых случаях возможно применение иньекций ботулинического токсина – ботокса, диспорта. В пораженную мышцу (напряженную мышцу) специальной иглой в несколько точек вводится препарат. Процедура эффективна, но требует повторения через 6 месяцев.

Если у ребенка эпилептические припадки, самолечение не только недопустимо, но и опасно для жизни. Подбор противоэпилептических препаратов индивидуален, зависит от типа припадка, частоты и тяжести, возраста, сопутствующих заболеваний. Используются препараты вальпроевой кислоты, топарамат, ламотриджин. Занимается этим только врач. Самостоятельное назначение и отмена препарата недопустимы.

Медикаментозное лечение детского церебрального паралича носит симптоматический характер, возможно применение и обезболивающих препаратов, спазмолитиков, антидепрессантов и транквилизаторов.

А вот лечебной физкультурой больному ДЦП нужно заниматься постоянно, постепенно отвоевывая у болезни все новые и новые движения, приспосабливаясь к своему телу и окружающему миру. Посещая занятия реабилитологов, родителям предстоит обучиться и технике массажа и лечебной гимнастике, потому что это лечение предстоит повторять и повторять ежедневно. Лечебная физкультура – это и игровые моменты – от «взять конфету и принести мяч» до игры на пианино и занятия на спортивных тренажерах, гимнастических мячах, подушках, лесенках, ходунках.

Физиотерапевтические методы лечения - бальнеотерапия, грязевое и тепловое лечение, озокерит, электрофорез лекарственных веществ, электростимуляция мышц и нервов.

Хирургическое лечение ДЦП рекомендуется при выраженных контрактурах. Применяют гипсовые повязки и оперативное лечение. Ортопеды – хирурги могут удлинять сухожилия и мышцы, кости (ахиллопластика, артропластика), пересаживать сухожилия, подрезать сухожилия для снятия спастики, проводить операции на нервах. Вмешательство направлено для профилактики и лечения контрактур, вывихов и подвывихов суставов, для увеличения стабильности конечности

Бальнеотерапия – в теплой воде снижается тонус мышц, уменьшаются гиперкинезы (подергивания), увеличивается объем активных движений. Назначают йодобромные, валериановые, хвойные, скипидарные, кислородные, радоновые, морские, жемчужные ванны, гидромассаж, плавание. Современные ванны «Акваделиция», «Акваманус», «Аквапедис» дают возможность подводного массажа с аэрацией струи, хромоцветотерапией и озонированием. Ванны четырехкамерные гальванические «Веришофен» сочетают возможность воздействия теплой воды и гальванического или импульсного тока и лекарственного вещества – бишофита, скипидара, никотиновой кислоты, шалфея, хвойного экстракта.

Климатическая цветодинамическая квант – камера сочетается с лазерным душем и бассейном. В бассейне проводят горизонтальное или вертикальное вытяжение позвоночника, разработку суставов, подводный душ – массажер, каскадный душ – водопад.

Аппаратная программированная разработка суставов , тренажеры активной механотерапии с биологически обратной связью – это современные методы лечения больных с параличами.

Комплексное использование таких процедур высокоэффективно.

Санаторно – курортное лечение – Евпатория, Саки, Трускавец, Одесса и другие, где методами лечения могут быть назначены наиболее эффективные методики:

Этапное гипсование;
- ортопедо – хирургическая коррекция;
- массажи;
- физиотерапевтические процедуры – электрофорез, магнитотерапия, электросон, интердин, миотон, светолечение, дарсонвализация, ультразвук; Электрофорез проводится с прозерином, никотиновой кислотой, фастум – гелем;
- иглорефлексотерапия;
- грязелечение;
- лазеротерапия;
- шиатсу – терапия – массаж биологически активных точек;
- занятия с логопедом;
- в Евпатории – дельфинотерапия – общение и плавание с дельфинами;
- монтессори – терапия. Методика Монтессори формирует у детей широкий кругозор, внутреннюю мотивацию к познанию нового, умение концентрироваться на работе, наблюдательность и самостоятельность;
- методика Бобат – помощь ребенку в «самоорганизации» с использованием вспомогательных средств и специального оборудования.

С 2003 года на бальнеологическом курорте Трускавец работает международная клиника восстановительного лечения по методу профессора Козявкина В. - одной из наиболее эффективных методик лечения больных ДЦП. Это система интенсивной нейрофизиологической реабилитации, биомеханическая коррекция позвоночника и крупных суставов, использование космических технологий для лечения детей, костюма «Спираль», физиотерапевтические методы, лечебная физкультура, тренажеры.

Костюм «спираль» используется для формирования правильного стереотипа движений. Путем стимуляции компенсаторных возможностей организма и активирования пластичности мозга эта система создает в организме больного на детский церебральный паралич новое функциональное состояние, которое открывает возможности для быстрого моторного и психического развития ребенка. Уменьшается спастичность мышц, приобретаются новые двигательные навыки. Костюм изображен на фотографии.

Ребенка фиксируют подмышками, за таз и бедра и подвешивают к сетке. Физиотерапевт раскачивает ребенка, поворачивает его, держа то за руки, то за ноги. Ребенок сам держится за кольца. В таком положении мозг получает правильный сигнал от мышц и «в полете» осваиваются движения. Методика признана Европарламентом и Россией. Профессор Козявкин В. – первый украинец, получивший премию «Призвание», которую вручают лучшим врачам России. Его методика реабилитации больных ДЦП признана одной из четырех наиболее эффективных в мире. Статистический анализ более 12 тысяч пациентов показал высокую эффективность этой системы. Нормализация мышечного тонуса отмечалась у 94%, формирование навыков правильного контроля головы – у 75% пациентов, навыки сидения приобрели 62%, появление самостоятельной ходьбы зафиксировано у 19% ранее неходящих больных, 87% смогли разжать спастически сжатую в кулак кисть.

Разрабатываются новые технологии, российские ученые разработали ортопедический пневмокомбинезон, который фиксирует суставы, растягивает мышцы, напрягает мышцы снаружи, а в мозг поступает как бы исправленный сигнал и при занятиях лечебной физкультурой конечности начинают двигаться правильно, но его стоимость - десятки тысяч рублей.

Новое изобретение Дебби Элнатан для своего сына, больного ДЦП, готовится к широкой продаже в Европе, но неизвестно, когда оно поступит в продажу и сколько будет стоить. Но саму идею можно взять на вооружение. Разработка позволяет ребенку находиться в вертикальном положении и ходить вместе с родителем.

К сожалению, церебральный паралич неизлечим. От объёма поражения мозга, своевременного и длительного кропотливого лечения будет зависеть тяжесть стойких последствий, инвалидность. При сохранном интеллекте и возможности самостоятельного передвижения дети с ДЦП могу учиться в обычных школах и ВУЗах, работать. Для тяжелых случаев существуют специальные интернаты, где обучение сочетается с лечением, учитывая индивидуальные возможности ребенка, проводится профессиональная ориентация с целью подготовки к профессии, соответствующей психофизическим возможностям и интересам больного.

Профилактика ДЦП

Профилактика детского церебрального паралича заключается в охране здоровья будущей мамы, исключении вредных привычек, наблюдении за течением беременности.

Консультация врача по теме ДЦП:

Вопрос: может ли возникнуть церебральный паралич у взрослого?
Ответ: церебральный паралич может возникнуть и взрослого – после тяжелой черепно-мозговой травмы, инсульта, рассеянного склероза, нейроинфекции. И хотя причина у заболеваний разная – проявление одно – парализованные конечности, высокий мышечный тонус, нарушение движений, самообслуживания.

Вопрос: когда следует начинать лечение?
Ответ: лечение наиболее эффективно в первый месяц, год, три года после заболевания. Далее наступает период стойких последствий и лечение носит симптоматический характер.

Вопрос: если время упущено, что делать?
Ответ: если время упущено, неважно у ребенка или взрослого, лечение все равно необходимо, хотя значительно менее эффективно. Проводят курсы медикаментозной терапии, назначенной врачом, массажа, физиотерапии, санаторно-курортного лечения. Целью лечения остается – максимальное приспособление к своему двигательному дефекту, самообслуживанию, движению, уменьшению речевого дефекта, уменьшению числа эпилептических приступов.
Использование всевозможных «народных» методов вместо традиционных методик может привести к потере времени, ухудшить проявления заболевания – запустить деформацию скелета, суставов, пропустить возможность хирургической коррекции.

Вопрос: передается ли церебральный паралич по наследству?
Ответ: точно неизвестно. Считается что детский церебральный паралич – полиэтиологическое заболевание. Есть гипотезы о наследственном компоненте в причинах поражения головного мозга. ДЦП встречается чаще у мальчиков и протекает более тяжело, что пытаются объяснить наличием наследственного фактора ДЦП, сцепленного с полом. Но четких доказательств пока нет. У совершенно здоровых людей рождаются больные дети и у больных рождаются здоровые. Сейчас в наиболее развитых странах научились выхаживать недоношенных детей с очень маленьким весом, но, к сожалению, это способствует росту больных детским церебральным параличем.

Вопрос: какая продолжительность жизни больных ДЦП?
Ответ: детский церебральный паралич – это не прогрессирующее заболевание. Оно приводит к инвалидности, но не смерти. Умирают больные от присоединившихся заболеваний.

Врач невролог высшей категории Светлана Валентиновна Кобзева

При каждой из 5 форм ДЦП могут отмечаться эпилептические припадки, но наиболее часто они встречаются при атонически-астатической форме и двойной гемиплегии.

Степени тяжести ДЦП (после 1 года) определяются в зависимости от способностей к передвижению: I степень – передвигаются самостоятельно; II степень – с посторонней помощью или в ортопедических приспособлениях; III степень – не передвигаются.

Диагностика.

Анамнез : течение беременности и родов у матери; закричал ли ребенок сразу после рождения или проводились мероприятия по оживлению; заболевания ребенка в первые 7 дней жизни; возможное наличие резус-конфликта крови матери и плода; сроки становления основных моторных функций (когда стал удерживать голову, сидеть, ходить – если ребенок владеет этими навыками), когда появились первые слова, фразовая речь.

Критерии диагноза.

ДЦП диагностируют обычно во втором полугодии жизни.

Так, при спастической диплегии повышен мышечный тонус в разгибателях ног и приводящих мышцах бедер: при опоре отмечается установка на пальцы стоп - «поза балерины», ноги максимально разогнуты, приведены одна к другой, часто перекрещены. Подобные изменения отмечаются и при двойной гемиплегии, однако для нее характерны и глубокие парезы рук: руки согнуты и приведены к туловищу, ребенок не может взять в них игрушку.

Гемипаретическая форма диагностируется по ограничению объема активных движений в одной стороне тела; если ребенок ходит, то рука согнута и приведена к туловищу, нога разогнута (тянет ногу).

Что же касается гиперкинетической формы, то основное ее проявление – гиперкинезы появляются лишь к 6-8 месяцам, а иногда только на втором году жизни.

Обычно бывает затруднительной для диагностики и атонически-астатическая форма, так как параличей как таковых нет, а отмечаются мышечная гипотония и нарушение координации движений. Мышечная гипотония у маленького ребенка может иметь и другой генез: различные обменные и конституциональные нарушения, соматическая ослабленность, иммунодефицитные состояния, наследственные болезни. Для выявления же координаторных расстройств требуется достаточный опыт детского невропатолога.

Задача врача общей практики состоит в том, чтобы заподозрить ДЦП в первые месяцы жизни ребенка.

Ранние признаки ДЦП:

Дряблость ягодиц (симптом «проколотого мяча»);

Слабая выраженность и асимметрия ягодичных складок;

Поднятые кверху пятки (стопа-качалка);

Отсутствие нижнегрудного и поясничного лордоза, наличие гиперлордоза или кифоза в этой области;

Запрокидывание головы кзади при подъеме за руки.

Диагноз ДЦП (помимо констатации задержки моторного развития) основывается также на выявлении психоречевого недоразвития (ребенок не следит за игрушками, нет эмоциональной реакции на окружающее, не гулит, нет лепетной речи, не узнает близких).

Тактика.

При выявлении ранних симптомов ДЦП, двигательных расстройств и задержки развития дети направляются на консультацию к невропатологу.

Общие принципы лечения ДЦП.

Лечение ДЦП начинается с проведения комплекса терапевтических мероприятий при любых поражениях головного мозга у новорожденных, хотя в этом периоде диагноз ДЦП еще не выставляется, а прогноз остается неизвестным – превентивная, или предупредительная терапия. Она включает медикаментозные препараты, физиотерапевтические процедуры, ортопедические мероприятия, ЛФК, массаж. При диагностике конкретной формы ДЦП лечение зависит от стадии и клинических проявлений заболевания.

Проводится комплексное курсовое медикаментозно-физиотерапев-тическое лечение, ортопедическая коррекция. В одном курсе используется не более 2 препаратов (за исключением курсов лечения в стационаре), курсы инъекций чередуются с курсами приема медикаментов через рот. Между курсами делают перерыв в течение 2-3 недель.

Медикаментозная терапия включает средства, снижающие мышечный тонус, уменьшающие гиперкинезы, улучшающие метаболические процессы в нервной ткани, стимулирующие мозг для развития установочных лабиринтных рефлексов, речи и психических функций, биогенные стимуляторы и рассасывающие препараты, общеукрепляющие средства, а также другие медикаменты в зависимости от сопутствующих симптомов (противосудорожные, дегидратирующие и нейропсихотропные средства).

Для стимуляции головного мозга применяют ноотропные препараты (пирацетам, аминалон, гаммалон, энцефабол или пиридитол, энербол, пантогам), аминокислоты (церебролизин – противопоказан при судорогах, метионин, когитум и др.), средства, улучшающие мозговое и периферическое кровообращение (кавинтон, винпоцетин, теоникол, ксантинола никотинат, сермион). С целью улучшения мозгового метаболизма используются также витамины группы В (В 1 , В 6 , В 12), актовегин, АТФ. Из препаратов, снижающих мышечный тонус, применяют мидокалм, баклофен, циклодол, наком. Медиаторы (прозерин, галантамин) показаны при атонически-астатической форме.

Детский церебральный паралич — это один из самых тяжелых итогов перинатального поражения нервной системы.

Детский церебральный паралич — это результат повреждения головного мозга, полученного во время беременности, родов и в течение первых 28 дней жизни малыша. Болезнь проявляется двигательными нарушениями, расстройством речи, психики и восприятия окружающего мира, которые не прогрессируют, но поддаются коррекции и восстановлению лишь частично.

Для современной медицины детский церебральный паралич — это сложное, трудно поддающееся лечению заболевание, несмотря на ее научные и практические достижения.

Проявления детского церебрального паралича известны уже давно, еще с 1843 года, когда их впервые описал Литтл. В те времена он назывался болезнью Литтля. Современное название предложил Зигмунд Фрейд, и оно довольно точно характеризует проявления болезни.

Факторы, способствующие развитию ДЦП

Воздействие на организм плода в период беременности:

  • наличие у матери тяжелых заболеваний, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие будущего ребенка;
  • осложнения течения беременности;
  • гипоксия, инфекции, токсины и другие факторы, которые могут стать причиной неправильного развития ребенка.

Факторы, оказывающие воздействие на малыша в момент родов:

  • асфиксия, возникшая в родах;
  • родовая травма.

Воздействие на ребенка в периоде новорожденности:

  • различные травмы;
  • отравление организма;
  • инфекции;
  • недостаток кислорода в организме ребенка.

Виды ДЦП

Формы ДЦП по клиническим проявлениям:

  1. Двойная гемиплегия.
  2. Спастическая диплегия, которую еще называют синдромом Литтля.
  3. Гемипаретическая или спастическая гемиплегия.
  4. Гиперкинетическая.
  5. Атонически-астатическая.

По течению болезни:

  1. Ранняя стадия. Развивается в первые четыре месяца жизни. Характеризуется тяжелым общим состоянием малыша, нарушением работы внутренних органов, вызванных сбоем нервной регуляции (подачи сигналов к действию от нервной системы к органам), повышением , нистагмом (непроизвольным движением глаз), судорогами и двигательными нарушениями.
  2. Начальная стадия (хронически резидуальная). Начинается с 5 месяцев и длится до 4-летнего возраста. Она протекает на фоне остаточных явлений после перенесенной патологии с формированием стойких неврологических нарушений.
  3. Поздняя резидуальная стадия (конечная). Стадия, когда окончательно сформировались неправильные двигательные стереотипы с контрактурами и деформациями.

По степени тяжести процесса

  1. Легкая степень. При этой степени возможно самостоятельное передвижение и наличие навыков самообслуживание.
  2. Средняя степень. Детям требуется частичная помощь при передвижении и при самообслуживании.
  3. Тяжелая. Дети полностью зависят от окружающих их людей.

Существует еще одна классификация для оценки двигательных нарушений, возникающих при ДЦП. Это международная классификация моторных (двигательных) функций, мировой стандарт, которым пользуются во всем мире, чтобы оценить уровень двигательных нарушений у детей, учитывая их возможности и потребности в устройствах, помогающих передвигаться.

Эта классификация включает 5 уровней:

  1. Ребенок передвигается без помощи и не имеет никаких ограничений.
  2. Может передвигаться без помощи в пределах помещения.
  3. Ребенок передвигается, используя вспомогательные приспособления (ходунки, костыли).
  4. Передвигается на коляске. Самостоятельные движения ограничены.
  5. Передвижение сильно ограничено.

Детки и подростки второго уровня не могут бегать и прыгать, как дети первого уровня. Им нужны специальные приспособления, помогающие передвигаться, когда они проходят большой путь, выходя на улицу (коляска, перила для спуска или подъема по лестнице).

Детям третьего уровня необходимы специальные приспособления как для передвижения по дому, так и для передвижения по улице и в общественных местах.

Дети четвертого уровня могут сидеть, если их поддерживать, передвигаются они в коляске с электронным управлением.

Дети пятого уровня не могут сидеть и передвигаться без помощи или специальной технологии.

Кроме двигательных нарушений, у детей с ДЦП в 90% случаев имеются изменения в структуре мозга.

Различают две группы изменений.

  1. Гибель и разрушение клеток мозга.
  2. Нарушение, неправильное развитие мозга.

Для прогноза и составления реабилитационной программы особенно важно раннее выявление болезни. У большинства детей с ДЦП диагноз можно установить уже в первый год жизни.

Ранние проявления ДЦП

Первые признаки, позволяющие заподозрить развитие у ребенка ДЦП, можно заметить еще на первом году жизни.

  1. Замедленное развитие двигательной сферы, речи и психики малыша.
  2. Задержка или полное отсутствие угасания врожденных рефлексов.
  3. Задержка развития или полное отсутствие рефлексов, которые должны сформироваться совместно с двигательным развитием малыша первого года жизни.
  4. Нарушенный тонус мышц.
  5. Усиленные сухожильные рефлексы.
  6. Появление ненужных непроизвольных движений и мышечных сокращений (синкинезий).
  7. Формирование неправильных положений конечностей.

Для того, чтобы как можно раньше поставить диагноз, врач педиатр и врач невролог четко должны знать последовательность и уметь грамотно оценить нервно-психическое развитие малыша первого года жизни.

Эта форма составляет 15 — 18% из всех случаев ДЦП.

Частой причиной развития служит родовая травма. Гемипаретическая форма чаще развивается у доношенных и переношенных детей.

Основные проявления гемипаретической формы ДЦП приведены ниже.

  1. Неравномерно расширенные боковые желудочки, атрофия клеток полушарий головного мозга.
  2. Спастический гемипарез. Мышечный тонус и сухожильные рефлексы усилены только с одной стороны.
  3. Рука страдает больше, чем нога.
  4. Рука и нога на стороне поражения короче и худее (тоньше), чем здоровые.
  5. Нарушение походки, при которой нога на стороне поражения при передвижении на шаг будто описывает полукруг, в это время больная рука согнута в локте и прижата к телу. Такая походка называется гемипаретической или походкой Вернике-Манна.
  6. Искривление стоп и контрактуры на стороне поражения.
  7. У 35% больных из-за поражения головного мозга развивается эпилепсия (судорожные приступы).

Это форма чаще развивается в результате поражения головного мозга избыточным билирубином, который часто образуется при резус-конфликте крови матери и плода (у мамы отрицательный резус, а у плода положительный). У доношенных мозг поражается, когда в крови достигает 428 мкмоль/л и выше, у недоношенных — 171 мкмоль/л и выше.

Также причиной развития этой формы может стать гипоксия (длительная нехватка кислорода у плода) как результат ишемии (нарушение кровообращения мозга).

Основные проявления гиперкинетической формы ДЦП сводятся к следующему.

  1. Гиперкинезы или непроизвольные движения и положения тела. Нарушение тонуса мышц: повышенный или пониженный тонус во всех мышцах, или дистония (различный тонус в разных группах мышц).
  2. Поначалу гиперкинезы возникают в языке в возрасте 2 — 3 месяцев, потом появляются на лице в 6 — 8 месяцев, а после двух лет они уже хорошо выражены. У таких детей наблюдается хорея (создается впечатление, что ребенок гримасничает и строит рожицы) и атетоз или медленная судорога. Все эти проявления усиливаются, когда ребенок волнуется, и исчезают во время сна.
  3. Наличие патологических и высоких сухожильных рефлексов.
  4. Нарушение вегетативной системы, что проявляется вегетативными кризами (непонятные, необоснованные приступы паники и страха), повышением температуры.
  5. Речь нарушена у 90% пациентов. Она невнятная, неразборчивая, невыразительная.
  6. Проблемы со слухом в виде нейросенсорной тугоухости наблюдаются у 30 — 80% пациентов.

В раннем возрасте составляет 10 — 12%, в старшем встречается у 0,5 — 2%.

При этой форме поражаются лобные доли, мозжечок.

Основные проявления атонически-астатической формы ДЦП выражаются в обозначенных ниже симптомах.

  1. Снижение мышечного тонуса. Характерна распространенная с самого рождения.
  2. Нарушенная координация движений (атаксия), неспособность определить амплитуду движений (гиперметрия), дрожание конечностей или тремор.
  3. Нарушенное равновесие.
  4. Парезы.
  5. Объем движений в суставах увеличен, характерно переразгибание.
  6. Сухожильные рефлексы повышены.
  7. Нарушение речи наблюдается у 65 — 70% пациентов.

Двойная гемиплегия

Эта форма является самым тяжелым вариантом ДЦП с неблагоприятным прогнозом. При ней изменения мозга ярко выражены, как и основные проявления.

  1. Выраженный тетрапарез: поражены обе руки и ноги, причем руки поражены больше.
  2. Тяжелые, грубые двигательные нарушения. Ребенок не в состоянии держать голову, фиксировать взгляд, переворачиваться, сидеть, руки и ноги практически не двигаются.
  3. Резко усилены сухожильные и тонические рефлексы, защитного рефлекса нет. Нарушена связь головного мозга с мышцами глотки, языка, мягкого неба и голосовыми связками, что проявляется нарушением речи, глотания и голоса. Все это проявления так называемого бульбарного псевдосиндрома. Также больных беспокоит постоянное слюнотечение.
  4. Страдает психическое развитие и интеллект. У детей наблюдается умеренная или тяжелая умственная отсталость.
  5. Речь отсутствует или значительно недоразвита.

При ДЦП помимо двигательных нарушений довольно часто развиваются осложнения, связанные с нарушением работы других органов и систем.

Осложнения ДЦП

1) Ортопедо-хирургические осложнения. К ним можно отнести нарушения тазобедренных суставов, искривление стоп, предплечий и коленных суставов.

2) Эпилептический синдром, проявляющийся приступами различных , особенно часто наблюдается при гемипаретической форме.

Актуальная проблема для детей с ДЦП — это наличие (судорожных приступов), существенно осложняющих и без того их нелегкую жизнь. Судороги утяжеляют течение ДЦП, возникают определенные сложности с реабилитацией и, кроме этого, представляют опасность для жизни. Среди больных с ДЦП встречаются разные формы эпилепсии, как крайне тяжелые, так и доброкачественные с благоприятным прогнозом.

3) Нарушения когнитивной сферы. К ним относятся нарушение памяти, внимания, интеллекта и речи.

Основные нарушения речи при ДЦП — это нарушение произношения или дизартрия, заикание, отсутствие речи при сохраненном слухе и интеллекте (алалия), задержка развития речи. Двигательные и речевые нарушения взаимосвязаны, поэтому каждая форма заболевания характеризуется специфическими расстройствами речи.

4) Нарушение зрения и слуха.

Лечение и реабилитация последствий детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич тяжело поддается лечению и чем позже установлен диагноз, тем меньше шансов на восстановление и коррекцию нарушений. Наиболее благоприятным диапазоном для комплексного лечения и коррекции считается возрастной период с месяца до трех лет и очень важно поставить диагноз и начать лечение именно в этом промежутке.

Лечение ДЦП — процесс длительный. Методику лечения составляет группа совместно работающих врачей. В группу входят детский невролог, врач лечебной физкультуры, врач-ортопед, логопед-дефектолог, педагог-воспитатель и психолог. При составлении методики учитывается возраст ребенка, форма и степень тяжести заболевания. К каждому ребенку с ДЦП необходим индивидуальный подход.

Основной комплекс восстановительного лечения ДЦП состоит из трех составляющих.

  1. Медицинской реабилитации, которая включает назначение лекарственных препаратов, лечебной физкультуры и массажа, использование специальных лечебно-нагрузочных костюмов и пневмокостюмов, физиолечения, ортопедическое и хирургическое лечение, лечение с использованием ортезов — приспособлений, которые помогают совершать правильные движения в суставах.
  2. Адаптации в социальной среде. Обучает детей ориентироваться, приспосабливаться и адекватно вести себя в обществе.
  3. Психолого-педагогической и логопедической коррекции, которая состоит из занятий с психологом, педагогом, логопедом, трудотерапии, обучения простейшим навыкам и занятий с семьей.

Из методов медицинской реабилитации чаще всего применяют кинезиотерапию или лечение движением, лекарственные препараты и физиолечение.

Кинезиотерапия

Это метод коррекции двигательных нарушений и уменьшения или устранения последствий малоподвижного образа жизни.

Виды упражнений, применяемых в кинезиотерапии.

  1. Гимнастические. Это упражнения, которые помогают развить мышечную силу, восстановить подвижность суставов, а также развить координацию движений. Они подразделяются на активные и пассивные; статические и динамические.
  2. Спортивно-прикладные. Этот вид упражнений применяют, чтобы восстановить сложные двигательные навыки.
  3. Лечебная гимнастика. Учит произвольно и дозировано напрягать и расслаблять мышцы, сохранять равновесие, нормализует мышечный тонус и помогает избавиться от синкинезий, повышает мышечную силу и восстанавливает двигательные навыки.
  4. Механотерапия. Различные упражнения с помощью тренажеров и специально предназначенных устройств.

Массаж

Массаж нормализует функции организма, улучшает циркуляцию крови и лимфы, а также оптимизирует процессы окисления и восстановления в мышцах. У пациентов с ДЦП применяют различные методики массажа. Наиболее хороший эффект наблюдается после классического лечебного массажа, сегментарного массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, кругового трофического и точечного массажа, седативного и тонизирующего массажа, а также массажа, проводимого по системе Монакова.

Динамическая проприоцептивная коррекция (ДПК)

В основе метода лежит использование видоизмененного космического костюма «пингвин» для лечения пациентов с ДЦП старше трехлетнего возраста. Для лечения применяют лечебно-нагрузочные костюмы Адели, Регент и Спираль. Длительность курса составляет 10 — 20 дней, продолжительность одного занятия 1,5 часа в день. В общем необходимо провести 3 — 4 курса за год.

Метод ДПК устраняет патологическое (неправильное) положение, улучшает поддержку вертикального положения и двигательные функции. ДПК противопоказана до трех лет при заболеваниях позвоночника, тазобедренных суставов и в период обострения болезней.

Это необходимый компонент восстановительного лечения ДЦП.

Для лечения применяют несколько групп лекарственных препаратов.

  1. Нейротрофические и ноотропные препараты (Кортексин, Пантогам, Фенибут, Пикамилон).
  2. Препараты, которые улучшают кровообращение и микроциркуляцию мозга (Актовегин, Трентал).
  3. Препараты, которые улучшают обмен веществ в нервной ткани, оказывают рассасывающее действие и восстанавливают поврежденные клетки (Лидаза).
  4. Препараты, которые снижают внутричерепное давление (Диакарб).
  5. Противосудорожные препараты (Депакин).
  6. Препараты, которые нормализуют тонус мышц (Мидокалм, Прозерин).
  7. Витамины группы В и Аевит.

С 2004 года в России для лечения спастических и дистанических форм ДЦП успешно применяется ботулотоксин А, который снимает спастичность и скованность мышц, увеличивает движение в суставах и улучшает подвижность ребенка, а также устраняет болевой синдром. В целом применение ботулотоксина улучшает качество жизни больного, облегчает уход за ним.

Эффект от лечения ботулотоксином более выражен при раннем начале. Самым оптимальным для ботулинотерапии считается возраст от 2 до 7 лет.

Физиолечение

Целью физиолечения является увеличение работоспособности не разрушенных повреждающими факторами клеток нервной и мышечной систем, уменьшение боли и отека.

Виды физиолечения, применяемые при ДЦП:

  • электротерапия;
  1. Электрофорез с различными лекарственными препаратами, понижающими или повышающими тонус мышц, в зависимости от ситуации.
  2. Электростимуляция мышечных групп. Применяется расслабляющая или стимулирующая методика.
  3. Магнитные поля.

Электропроцедуры не назначают больным, у которых есть судороги.

  • тепловые, согревающие процедуры (аппликации парафина и озокерита);
  • грязелечение (обертывания и грязевые ванны);
  • гидротерапия (бассейны, жемчужные ванны, водный массаж);
  • иглорефлексотерапия;
  • лечение природными факторами. Это санаторно-курортное лечение, назначаемое детям старше трех лет при соблюдении 2 условий: отсутствие судорог и повышенного внутричерепного давления.

Хирургическое лечение у пациентов с ДЦП часто применяется для устранения контрактур, искривления стоп и верхних конечностей.

Нейрохирургическое лечение обычно применяют для коррекции спастичности или высокого тонуса при ДЦП.

Ортезотерапия

Это лечение с применением специальных приспособлений — ортезов, предназначенных для придания правильного положения опорно-двигательной системе и коррекции нарушений и искривлений. Примером ортезов являются шины и корсеты.

Важным компонентом комплекса реабилитаций последствий ДЦП является психолого-педагогическая коррекция.

Основные принципы психолого-педагогической коррекции.

  1. Комплексный характер, одновременная коррекция нарушений речи, психики и движений.
  2. Раннее начало коррекции.
  3. Логически последовательный принцип коррекционной работы.
  4. Индивидуальный подход к личности ребенка.
  5. Наблюдение и контроль динамики психоречевого развития.
  6. Совместная работа и единство проводимой коррекции с ребенком и его ближайшим окружением, то есть с семьей.

Важное значение в коррекционной работе уделяется сенсорному воспитанию, которое развивает полноценное восприятие ребенком окружающей действительности. Оно развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное), формируя у ребенка полное представление о свойствах окружающих его вещей и предметов.

Основные задачи логопедов в работе с детьми с ДЦП

  1. Развитие речевого общения и улучшение разборчивости произносимых слов.
  2. Восстановление нормального тонуса и движений речевого аппарата.
  3. Развитие голоса и речевого дыхания.
  4. Синхронизация дыхания, голоса и речи.
  5. Коррекция неправильного произношения.

Ранняя постановка диагноза ДЦП, адекватная и своевременная медико-социальная реабилитация и психолого-педагогическая коррекция значительно повышает эффективность комплекса восстановительной терапии. Результатом этого является снижение инвалидизации, успешная социальная адаптация и улучшение жизни пациентов с детским церебральным параличом.



2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.