Сущность социальной адаптации инвалидов к производственной среде. Адаптация инвалидов к трудовой деятельности – выгодна и работнику, и нанимателю Предложение по адаптации инвалидов в бизнесе

Полное участие в основных звеньях общества - семье, социальных группах и общине - является главным элементом жизни человека. Право на равенство возможностей такого участия предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека и должно предоставляться каждому человеку, включая инвалидов. Однако в действительности инвалиды зачастую лишены возможности полного участия в деятельности той социально-культурной системы, к которой они относятся. Отсутствие такой возможности является следствием физических и социальных барьеров, которые возникают по ряду следующих причин:

· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физически или морально), огорчить);

· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вследствие не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

Такие отношения и поведение зачастую приводят к отстранению инвалидов от социальной и культурной жизни. Люди стремятся избегать контактов и личных отношений с инвалидами. Распространенность предубеждений и дискриминация в отношении инвалидов, а также степень их отстранения от нормального социального общения создают психологические и социальные проблемы для многих из них.

Зачастую в профессиональной сфере деятельности и других сферах обслуживания лица, с которыми инвалиды вступают в контакт, недооценивают потенциальные возможности участия инвалидов в нормальной общественной жизни и тем самым не способствуют вовлечению в нее инвалидов и других социальных групп.

Вследствие этих барьеров людям с инвалидностью бывает трудно или даже невозможно иметь близкие и тесные отношения с другими людьми. Лица, отнесенные к категории "инвалидов", зачастую лишены возможности вступать в брак и иметь детей даже при отсутствии функционального ограничения в этом отношении. В настоящее время возрастает понимание потребности лиц, страдающих умственными расстройствами, в личном и социальном общении, включая половые отношения.

Многие инвалиды лишены возможности активно участвовать в жизни общества в силу отсутствия снабжённости общественных пространств специализированным оборудованием (например, пандусов): они сталкиваются с такими физических барьерами, как дверные проемы, слишком узкие для инвалидных колясок, ступеньки на подходах к зданиям, по которым невозможно подняться, автобусы, поезда и самолеты, неудобно расположенные телефоны и выключатели, санитарное оборудование, которым невозможно пользоваться. Аналогичным образом они не могут участвовать в жизни общества в силу других препятствий, например, средств слуховой связи, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами слуха, и средств письменной информации, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами зрения. Такие барьеры являются результатом незнания и отсутствия внимания; они существуют, несмотря на тот факт, что большинство из них можно при небольших затратах устранить на основе продуманного планирования. Хотя в некоторых странах и введено законодательство и проводятся пропагандистские кампании по устранению таких препятствий, эта проблема по-прежнему остается острой.


Весьма очевидно, что саму идею социальной адаптации инвалидов поддерживают большинство, однако углублённые изучения выявили сложность и неоднозначность отношения здоровых к больным. Это отношение можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалиды воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, с другой-как лишённые многих возможностей. Это порождает как неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, так и сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми. Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. У людей с инвалидностью же не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько общо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств-доброты, отзывчивости и т.п. В то же время важно помнить, что все люди с ограниченными возможностями обладают своими недугами, и если один человек в силу своего физического недуга никак не может в полной мере коммуницировать с другими членами общества, то другому могут мешать лишь предубеждения окружающих.

На протяжении своей истории общество постоянно меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. В результате изменения сознания общества возникла социальная модель инвалидности, в основе которой лежит формирование личности инвалида через окружающую его среду. Процесс социализации индивида немыслим без участия в нем агентов: первичных и вторичных. Они играют важнейшую роль в усвоении молодым инвалидом норм, ценностей, установок, в интеграции его в общество. Агенты являются главным звеном в процессе социализации и социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Только сплоченная работа всех агентов позволить достичь молодому инвалиду успешной социализации.

Существует множество механизмов и технологий сопровождения процесса социализации молодых инвалидов. Только почти все они мало направлены на самореализацию, самосовершенствование молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, его адаптацию.

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio - приспособление. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений).

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.

Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.Главная особенность социальной адаптации – это то, что она связана с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

Общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

Социальная группа (микросреда) - адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

Сам индивид (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидумов.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

· Реализация механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

· Усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;

· Достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнения.

Выводы

В первой подглаве первой главы своего курсового проекта я рассмотрела явление гуманизм. Передо мной стояла задача вывести универсальное, на мой взгляд, определение термина ‘гуманизм’, основанное на многовековом опыте наших предшественников, но в то же время отвечающее современным нормам.Путём сравнений определений, данных разными людьми в разные времена, я пришла к общему заключению: гуманизм – это исторически изменяющаяся система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье; считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Во второй подглаве первой главы я узнала, что на данный момент около 23% людей по всему миру имеют инвалидность разной степени тяжести, и больше половины из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное, считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Также я выяснила, что основными препятствиями равного общения между здоровыми людьми и людьми с инвалидностью являются:

· незнание (как вести себя в обществе людей с инвалидностью, в чём заключается и чем опасен их недуг);

· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физическо иил морально), огорчить);

· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вслдествии не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом.

Сожалению, в России, окружающие чаще всего относятся к людям, имеющим инвалидность, с чисто медицинской точки зрения, с позиции «медицинской модели», и для них инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается некая парадоксальная и нелепая, и очень обидная для инвалидов ситуация, при которой этот человек воспринимается как постоянно больной человек, как не соответствующий определенному стандарту, не позволяющему ему работать, учиться, вести обычный для «здорового» образ жизни. И, по сути, в нашем обществе культивируется и формируется мнение, что инвалид - обуза обществу, его иждивенец. Это «попахивает» мягко говоря «превентивной генетикой»

Вспомним, что с точки зрения «превентивной евгеники», после прихода в Германии фашистов в 1933 году к власти, стала осуществляться «Программа эвтаназии Т-4», которая в том числе предусматривала уничтожение инвалидов и больных более 5 лет, как нетрудоспособных.

Проблемы для инвалидов и России, и даже на Западе, связаны в первую очередь с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества. Увы, данная ситуация - лишь следствие неверной социальной политики, ориентированной только на «здоровое» население и, в большинстве случаев, выражающей интересы именно этой категории общества. Сама структура производства, быта, культуры и досуга, а также и социальных услуг часто не приспособлена к нуждам инвалидов.

Вспомним хотя скандалы с авиакомпаниями, и не только в России, но и на Западе, которые отказывались пускать на рейс инвалидов с инвалидными колясками! А в Росси и общественный транспорт, и подъезды домов ещё не в полной мере оборудованы спецподъемниками и иными средствами.. А точнее – почти вообще не оборудованы..В Москве это еще встречается, да и то эти подъемники закрыт на некий ключ, как и в метро. А в небольших городах? А в домах без лифта? Инвалид, который не может передвигаться самостоятельно, ограничен в движении - вообще часто не может выйти из квартиры!

Получается, что инвалиды становятся особой социально-демографической группой с меньше возможностью передвижения (что, кстати, противоречит Конституции!), более низким уровнем дохода, меньшей возможностью получения образования и особенно, адаптации в производственной деятельности, и лишь небольшое число инвалидов имеет возможность полноценно работать и получать адекватную свою труду заработную плату.

Важнейшим условием социальной и особенно трудовой адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых - мощнейший фактор адаптационного процесса.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, часто инвалиды даже имея определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать.

Причина в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а предприниматели опасаются принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов. И, в данном случае, даже меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так и, что немаловажно, работодателей.

Отметим, что сама идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» – не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.н. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ. В России инвалиды воспринимаются обществом как якобы отличающиеся в худшую сторону, как лишённые многих возможностей, что порождает с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой - сочувствие по отношению к ним.

И, что немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми.

К сожалению, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни - практически половина из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к плохому или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка.

Но, отмечено, что у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше, чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения.

Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы - более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу.

В России существует практика трудоустройства инвалидов или как говорят «людей с ограниченными физическими возможностями» как на специализированные (например, для слепых и слабовидящих), так и на неспециализированные предприятия. Существует и законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.

В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с его 21-й статьей, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается определенная квота для приема на работу инвалидов и работодатели обязаны, во-первых, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а во-вторых, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Квота считается выполненной, если на все выделенные рабочие места трудоустроены инвалиды в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Предприятия и работодатели, использующие труд инвалидов обязаны создавать специальные рабочие места для их трудоустройства, т.е. рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Тем не менее, большинство работодателей не проявляют энтузиазма при приёме на работу инвалидов, старясь оказывать им по самым различным причинам, и даже в случае приёма на работу, будут стараться «избавиться» от такого сотрудника как можно скорее. Главное, что их останавливает - это риск, связанный с возможностью выполнения работы на должном уровне человеком с ограниченными возможностями. И соответственно – «а не понесу ли я убытки?».

Вопрос, связанный с риском «а справится инвалид или нет с поставленной работай или задачей?» вообще можно поставить относительно любого работника, тем более, что инвалид, скорее всего, будет более старательно выполнять свои обязанности.

Конечно, у работодателя возникнут дополнительные сложности и даже расходы, связанные с предоставлением сокращенного рабочего дня, созданием особых условия труда, создания адаптированного для инвалида, рабочего места и т. д. Да и сама адаптация инвалида в трудовом коллективе более сложнее, чем для «нормального» человека, его либо «брезгливо обходят», либо «жалеют», а видя его старание в работе, не исключено, что человек с ограниченным возможностями может быстро «нажить себе врагов», а около него будут в полной мере создаваться и провоцироваться конфликтные ситуации и прямой моббинг. Но это уже дело администрации и руководителей коллектива, а также «штатных» психотерапевтов, «протирающих штаны и юбки» во многих крупных корпорациях.

Отметим, что во многих странах существует законы аналогичные закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Например, в США в соответствии с законодательством предприятие, отказывающееся предоставить работу инвалиду, облагается значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Тем не менее, в США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов, и каждое предприятие имеет возможность определить собственную политику в этом отношении.

Правительство Швеции стимулируют работодателей выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида, а биржи труда Германии выполняют профконсультационные и посреднические функции в трудоустройстве инвалидов.

В Канаде существует множество федеральных, региональных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов и специальные организации, оказывающие услуги по экспертизе трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовке и трудоустройству инвалидов.

Отметим, что «люди с ограниченными возможностями» в развитых странах работают не только швеями, библиотекарями, юристами и т. п. Можно встретить и слесарей-ремонтников большегрузных машин, передвигающихся на колясках, что для России пока просто нереально.

Рассмотрим вопрос о специальном рабочем месте для инвалидов. Например, Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2007 так определяет рабочее место для инвалидов по зрению (п. 3.3.1):

Это рабочее место, на котором осуществлены дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационное оснащения, дополнительное оснащение и обеспечение техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Кроме того, определяется состав оптимальных или достаточных технических средств и реабилитационных мероприятий для создания и сопровождения специального рабочего места для инвалидов в условиях расширения и изменения сферы применения их труда с использованием новых технических средств реабилитации и реабилитационных мероприятий (п. 3.1.2).

Создание специального рабочего места для инвалидов включает в себя подбор, приобретение, установку и адаптацию необходимого оборудования (дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации), а также проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду (п. 3.1.3.).

Так как Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ, предусматривает «профессиональную реабилитацию инвалидов», которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства, существует и Свод правил СП 35-104-2001 - «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» разработанный по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Здания и сооружения должны проектироваться с учетом доступности инвалидам и «маломобильныхм групп населения» (СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Общие положения; СП35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»).

Но, несмотря не принимаемые законы и социальные программы реабилитации, численность работающих инвалидов в России продолжает сокращаться и за последние три года уменьшилась почти на 10%, менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, хотя на предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация и адаптация на рабочем месте, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и включающая следующие мероприятия: услуги и технические средства - профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) и повышение квалификации; содействие трудоустройству (на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости или предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Безусловно, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

А вот в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Тем не менее, «законодательство в отношении инвалидов» не учитывает одного важнейшего факта - работодателю нужен всё же не инвалид, а работник» А полноценная трудовая реабилитация и адаптация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника, для чего сначала надо обучить, адаптировать, а уж потом его трудоустраивать, а не наоборот! Около 60 % инвалидов готовы участвовать в трудовом процессе после получения соответствующих специальностей и трудовой адаптации, и, соответственно, получения достойной заработной платы.

Сама по себе адаптация инвалида на рабочем месте определяется как логическая адаптация к определённой, выполняемой им работе или рабочему месту, которая и позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности. То есть адаптация инвалида подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой, это преодоление барьеров на рабочем месте, которое достигается путём целенаправленного подхода к решению данной проблемы.

Несмотря на наличие соответствующего законодательства в Российской Федерации, системы квот и реабилитационной инфраструктуры, низкий уровень работающих инвалидов говорит о том, что в России присутствуют определенные факторы, мешающие их трудоустройству и хотя политика поощрения трудоустройства инвалидов существует, тем не менее, психологические, физические и социальные барьеры часто препятствуют её осуществлению.

До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать, что вообщем-то неверно, практически отсутствует доступный транспорт, а среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Да и сами инвалиды, как мы уже отмечали выше, до сих пор страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда они начинают работать, то часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и даже прямого моббинга.

В США и Великобритании, например, основными видами трудовой адаптации являются: гибкость подхода к управлению трудовыми ресурсами, повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. Отметим, что в западноевропейских странах работают около 40 - 45% инвалидов, а в России в лучшем случае - только 10 %, многие на дому, практически нелегально и за крайне низкую заработною плату...

Хотя трудовая адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, для большинства российских инвалидов главной необходимостью первоочередной адаптации на рабочем месте и в трудовом коллективе является расписание - например, гибкий график и регулярные перерывы, а также, в ряде случаев, снижение количества определённых действий.


Но наиболее серьезным барьером в России для возможности работы инвалида является потеря социальных льгот («надбавок») или даже самой пенсии по инвалидности. Отметим, что по существующему законодательству инвалиды в России имеют право на получение бесплатных лекарств, бесплатного проезда в городском транспорте и пригородных электричках, санаторно-курортного лечения, частичной оплаты услуг ЖКХ и т.д. И всего этого инвалид может лишиться, официально устроившись на работу! И часто именно это является основной причиной, по которой люди отказываются работать, тем более в том случае, если работа не сможет компенсировать потерю пенсии и всех льгот. Кроме того, инвалид, получающей надбавку к пенсии, вообще не имеет права где-либо подрабатывать, даже временно, «органы социальной защиты» тут же её снимут, да ещё и оштрафуют! Так имеет ли смысл инвалиду терять надбавку, утроившись на работу? Чаще всего нет, если заработная плата слишком низка и не компенсирует, или незначительно компенсирует эту надбавку.

Например, человек с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы, чаще всего получивший инвалидность, уже имея колоссальный опыт научной или преподавательской деятельности вполне может выполнять обычную для него работу, но… «органы социальной защиты», призванные именно «защищать» инвалида, тем не менее, наоборот, лишают его возможности работать, или хотя подрабатывать на полставки или временно, например, по договору, в том же университет, вузе, НИИ или иной организации.

Ещё одним барьером к трудовой адаптации инвалида является физическое окружение, в котором живут люди, и которое мешает им посещать работу, около 30 % людей с инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта.

Существует понятие «барьеры физической среды», включающие в себя множество факторов: от недоступности транспорта до отсутствия гибкого графика и сокращения физического труда на рабочем месте. Понятно, что необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня инвалид сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, в частности добираясь на работу и с работы, да и на самой работе он может быть менее мобилен - даже обыкновенное посещение туалета занимает у «инвалида-колясочника» в несколько раз больше времени.

При приеме на работу человека с ограниченными возможностями, работодателям следует давать для выполнения определённые основные действия, необходимые на рабочем месте, и использовать творческие вспомогательные технологии. Например, инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, тем менее прекрасно могут выполнять работу, связанную с компьютерами.

Подумаем, а ведь это расточительство - поручать здоровому человеку работу, которая под силу инвалиду! А инвалиды ощущают свою трудовую изоляцию как полную ненужность обществу. Для них важно не просто существовать получая нищенскую пенсию, а полноценно жить и работать, необходимо быть востребованным обществом, иметь возможность самореализоваться!

В развитых странах один доллар, вложенный в решение проблем инвалидов, приносит 35 долларов прибыли!

Не сама инвалидность - беда человека, а испытания, которые переносит он в связи с тем, что окружающее общество ограничивает свободу выбора в трудоустройстве. Теоретически инвалид обладает всеми конституционными правами, а на практике подавляющее большинство из них не может получить образование, устроиться на работу, тем более достойно оплачиваемую.

И самое главное, самому обществу помощь в адаптации и нормальной работе инвалида даже важнее, чем для самого инвалида. Человек должен видеть, что если с ним что-то случится, он не будет выброшен на обочину жизни, и надо помнить, что как бы ни повернулась жизнь (а она, увы, не предсказуема), эта проблема может коснуться каждого.

Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья с сильными расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Понятие «инвалидность» имеет социальные, юридические и медицинские аспекты. За установлением инвалидности следует прекращение работы или изменение условий труда и назначение различных видов государственной социальной защиты (пенсия, трудоустройство).

Инвалидность считается одним из важнейших показателей общественного неблагополучия населения. Она отражает множество проблем, такие как: социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и нарушение взаимосвязей между человеком, лицами с ограниченной ответственностью и обществом. Учитывается тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их индивидуальные интересы, но и в определенной степени касаются их близких, зависят от уровня жизни населения и других общественных факторов. Из всего этого можно сделать вывод о том, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной поверхности и во многом определяет лицо общественной политики государства .

Инвалиды? это люди с ограниченными возможностями.

Рынок труда для лиц с ограниченными возможностями является особым социально? демографическим сегментом российского хозяйства, который подчиняет собственным закономерностям, что необходимо учитывать в политике занятости. Поэтому, страна берет на себя обязательство по содействию объединение граждан с ограниченными возможностями, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности в поиске работы.

Положение инвалидов в группе людей определяется рядом таких факторов как: объективных и субъективных, которые влияют на уровень материальной обеспеченности, возможности реализовать себя в профессиональной сфере, получение образования, осуществление мечты сделать карьеру и удовлетворить свои права и социальных гарантии.

Незанятость среди лиц с ограниченными возможностями выделяется при рассмотрении проблем загруженности населения в силу особой глубины ее негативных последствий.

Болезни (травмы) могут привести к потери здоровья человека, следствие чего являются значительно - отрицательные последствия в жизнедеятельности. Нарушаются так же и физиологические функции организма, но и уменьшается общественная, в том числе и профессиональная активность человека. Преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных в связи с ней части жизненных функций, а также социально значимых качеств позволяют инвалиду стать полноценным и равноправным членом общества, непосредственно участвовать в общественной жизни, способствует его успешной реабилитации и интеграции в обществе .

В этом процессе главную роль играет трудовая деятельность, она оказывает положительное влияние на жизнь инвалида. Занятость способствует физическому, личностному и профессиональному восстановлению личности.

В значительной степени повышается материальное благосостояние инвалида, меняется психическое состояние человека, он перестаёт ощущать себя никому не нужным. Вместе с ним растёт его престиж в семье, обществе и государстве. Под влиянием труда в организме развиваются компенсационные порядки, способствующие преодолению вызванных инвалидностью ряда недостатков.

Различные стороны содействия занятости инвалидов рассматриваются в документах, разработанных Международной организацией труда (МОТ). Одним из первых поднимался вопрос социальной защиты граждан, в 1933 году была принята Конвенция №37 «Об обязательном страховании по инвалидности трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги», в которой раскрыты вопросы профилактики инвалидности в рамках трудовой деятельности. Проблемы профессиональной реабилитации инвалидов поставлены в Рекомендации №168 и Конвенции №159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», принятых в 1983 году. В ряде документов МОТ раскрыты аспекты активной политики занятости граждан с ограниченными возможностями (Рекомендация №88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» от 1950 г., и Рекомендация №99 «О переквалификации инвалидов» 1955 г.).

Рыночных отношений носит не только положительный, но и отрицательный характер, это связанно с ужесточением требований к работнику. В следствие, количество граждан, попадающих под категорию неконкурентоспособных, постоянно увеличивается. Все эти процессы особенно обостряются в период социально? экономических кризисов. В связи с этим, проблема занятости лиц с ограниченными возможностями приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для них, с другой стороны? возможность реализовать свои потребности в профессиональной деятельности удается далеко не каждому.

Занятие на российском рынке труда данной категории населения остаётся несоответствующей их вероятным возможностям, а загруженность достаточно низкой. Работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности. Особенно она низкая среди граждан имеющих 1 и 2 группу инвалидности. Положение лиц с ограниченными возможностями на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств .

Во-первых, наблюдается рост количества инвалидов (примерно 50% из них трудоспособного возраста), а во-вторых, доля регистрируемой безработицы среди лиц с ограниченными возможностями увеличивается в среднем по нашей стране от 2% до 5%. Выходящие на рынок труда инвалиды различаются по возрасту, полу, образовательному и профессиональному уровню, состоянию здоровья и жизненным установкам.

Среди признанных безработных лица, получившие инвалидность в результате различных заболеваний, травм, пострадавшие на производстве и в ходе боевых действий, инвалиды с детства. Средний возраст неработающих граждан с ограниченными возможностями 26 ? 45 лет. Все они по разному делятся на несколько групп. Для решения вопроса занятости значимыми являются характеристики связанные:

Со степенью трудоспособности (лица с ограниченными возможностями трудоспособные, нетрудоспособные, временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, в щадящих условиях труда)

Характером заболевания (человек? мобильный, маломобильные, немобильные).

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы занятости и трудоустройства граждан с ограниченными возможностями. Относительно низкий статус занятости, лиц, имеющих инвалидность, во многом объясняется неопределенностью жизненных установок, отсутствием востребованного профессионального образования, опыта работы. Ситуация усугубляется и тем обстоятельством, что работодателям невыгодно принимать на работу инвалидов, которым, требуются специализированные рабочие места, льготные условия труда (сокращенное рабочее время, сниженные требования к производительности). Несмотря на законы, принимаемые на уровне субъектов Федерации «О квотировании рабочих мест для инвалидов», предприниматели стремятся находить причины для отказа инвалиду в трудоустройстве .

Особенность положения инвалидов на российском рынке труда определяется рядом факторов:

Сохранение стереотипов (многие работодатели негативно оценивают качества инвалидов, как отсутствие опыта работы, неспособность качественно выполнять свои профессиональные обязанности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, неустойчивость поведения, то есть всё то, что свидетельствует о профессиональной несостоятельности человека). Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к инвалидам на рынке труда.

Не обоснованное представление инвалидов о выстраивании личной профессиональной стратегии (проявляется в определении профессии, в дальнейших перспективах трудоустройства). Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться профессиональное обучение, часто делается инвалидом исходя из его физиологических возможностей, степени инвалидности, условий обучения, его доступности. Основная идея получения образования «Что я могу и хочу, а не куда смогу трудоустроиться в дальнейшем». Научить молодых инвалидов анализировать реальную ситуацию на рынке труда, через призму личностных возможностей

Направление работы, которое необходимо внедрять в повсеместную практику деятельности службы занятости в рамках профилактики безработицы лиц с ограниченными возможностями.

Сокращение рабочих мест на предприятиях и специализированных организаций нацеленных на преимущественное трудоустройство инвалидов. (особое беспокойство вызывает то, что большое количество безработных граждан составляют выпускники средне специальных и высших учебных заведений). Наибольшим спросом у молодых инвалидов пользуются такие профессии, как программист, экономист и бухгалтер, юрист. Вместе с тем, среди вакансий, предлагаемых для граждан с ограниченными возможностями преимущественно малоквалифицированный труд, без учета их профессиональных качеств .

Самым главным условием социальной трудовой адаптации и ее особенности является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых? сильнейший фактор адаптационного процесса. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды, часто имея даже определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать. Причина состоит в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а работодатели не хотят принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов. И, даже в данном случаи меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так, что немаловажно, предпринимателей. Идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» ? не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.е. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ.

В России инвалиды воспринимаются обществом как отличающиеся в отрицательную сторону, лишённые многих возможностей, с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой? сочувствие по отношению к ним. Немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми . К сожалению, одним из самых главных показателей социально? психологической адаптации инвалидов, является отношение к собственной жизни? практически половина из них, оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к отрицательному или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка. Но, у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше, чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения. Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы? более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу .

Сущность социальной адаптации инвалидов

к производственной среде

Трудовая деятельность является одной из категорий жизнедеятельности, нарушение способности осуществлять которую в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям работы является одним из критериев инвалидности.

Следует отметить, что среди инвалидов трудоспособного возраста, повторно обратившихся в службы медико-социальной экспертизы, только около 20% продолжают свою трудовую деятельность. Из них, работающих инвалидов 1 группы – 0,15%, 2 группы – 5,15%, 3 группы – 14,7%.

Рассматривая производственную адаптацию инвалидов, необходимо отметить, что болезнь, как правило, приводит к нарушению сложившейся адаптации индивида к труду, что, при соответствующей интерпретативной оценке со стороны самого инвалида, может привести к возникновению адаптивной ситуации, и, соответственно, необходимости адаптации к производственной среде.

Можно привести следующую классификацию видов адаптивных ситуаций среди трудоустраивающихся и работающих инвалидов:

1. Адаптация инвалидов на прежнем рабочем месте в прежней профессии (специальности).

2. Адаптация инвалидов на новом для себя рабочем месте, но в прежней профессии (специальности).

3. Адаптация инвалидов в процессе профессиональной подготовки по смежной специальности (с учетом прежних профессиональных навыков).

4. Адаптация инвалидов при трудоустройстве по смежной специальности (профессии) с учетом прежних профессиональных навыков.

5. Адаптация инвалидов в процессе и условиях профессионального обучения по новой для себя специальности (профессии).

6. Адаптация инвалидов при трудоустройстве по новой для себя специальности (профессии).

Инвалиды, рассматриваемые как субъекты трудовой деятельности, имеют ряд особенностей:

1) ограничения в возможности приобретать и использовать профессиональные навыки;

2) более длительный период врабатывания по сравнению со здоровыми людьми;

3) выполнение одинаковой по мощности работы за счет более высокого напряжения функциональных систем организма;

4) необходимость приспособления рабочего места, оборудования и технологического процесса к особенностям патологии инвалида;

5) средний уровень профессиональной подготовки;

6) узкая сфера общения;

7) внутриличностная конфликтность;

8) низкая устойчивость по отношению к фрустрации ;

9) сложности социально-психологических контактов со здоровыми коллегами , руководством.

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается отсутствие единства в терминологическом обозначении процесса адаптации инвалидов к производственной среде. Так адаптацию инвалидов на производстве одни авторы связывают с понятием «социально-трудовая адаптация», в другие – с термином «профессионально-производственная адаптация», поскольку рассматривают адаптацию инвалидов к производству как одно из мероприятий профессиональной реабилитации.

Тем не менее, на наш взгляд, применение термина «производственная адаптация» в отношении адаптации инвалидов на предприятии, более корректно, поскольку сама структура труда представляется нам тремя качественно своеобразными родами трудовой деятельности. К труду первого рода относится общественно-организованный труд, объединяющий разновидности труда, которые включены в систему общественного разделения труда. К труду второго и третьего родов относятся многочисленные разновидности домашнего труда, то есть труда по бытовому самообслуживанию, и досугового, "любительского" труда. Таким образом, термин «трудовая адаптация» гораздо шире, тогда как термин «производственная адаптация» сразу же обозначает специфику объекта социальной адаптации.

Производственную адаптацию инвалидов мы рассматриваем как процесс и результат приспособления инвалида к наиболее адекватному и оптимальному усвоению и выполнению социальных функций, связанных с производственной деятельностью на конкретном предприятии.

Следует отметить, что в течение последних двух десятилетий проводилось достаточно небольшое количество исследований в области производственной адаптации инвалидов. Одно из серьезных исследований, целью которого было изучение взаимосвязи профессиональной и социальной составляющих производственной адаптации инвалидов, было проведено в 1982 – 1983 гг. в Москве. Профессиональная составляющая производственной адаптации изучалась с помощью таких показателей, как наличие трудовых навыков и знаний, уровень квалификации, оценка привлекательности профессии, удовлетворенность трудом. Социальная составляющая производственной адаптации инвалидов включала более широкий круг факторов, связанных с интеграцией работника в жизнь трудового коллектива, общественной активностью, интенсивностью межличностных контактов.

В качестве важнейших выводов данного исследования мы можем отметить следующие:

1. Связь между успешностью профессиональной адаптации и социальной у инвалидов отсутствует. Так если для физически здоровых людей успешная профессиональная адаптация практически гарантирует и адаптацию социальную, то у инвалидов это соотношение предельно усложняется: у большинства обследованных инвалидов достаточно высоко развиты профессиональные навыки; в то же время почти треть имеет низкий уровень социальной адаптации, не вовлечена в общественную жизнь производственного коллектива.

2. Самые низкие показатели производственной адаптации зарегистрированы на первом году инвалидности. В этот период защитные механизмы личности еще не «срабатывают», требуется время, чтобы свыкнуться с мыслью о необходимости изменить прежний жизненный стереотип. На втором году инвалидности уровень социальной составляющей производственной адаптации растет: доля инвалидов с высокой адаптацией увеличивается в два раза. В дальнейшем этот уровень остается стабильным. Что касается профессиональной составляющей адаптации, то лишь после 5 лет пребывания на инвалидности доля лиц с высокими показателями резко увеличивается.

3. При вторичной производственной адаптации мужчины-инвалиды обнаруживают лучшие показатели, чем женщины, а при первичной – наоборот.

4. В группе инвалидов с детства у 1/6 доли отмечен низкий уровень профессиональной составляющей производственной адаптации, среди инвалидов вследствие общего заболевания – 1/55 доли. Самый низкий уровень профессиональной составляющей производственной адаптации зарегистрирован у лиц, причина инвалидности которых – профессиональной заболевание.

В целом, можно отметить, что уровень производственной адаптации инвалидов ниже, чем у неинвалидов. Недостаточно высокий уровень профессиональной составляющей производственной адаптации в значительной степени обусловлен тем, что трудоустройство инвалидов нередко сопряжено со снижением квалификации, сложностями подбора соответствующей их возможностям работы. Низкий уровень социальной составляющей инвалидов, может быть обусловлен сложностями социально-психологических контактов со здоровыми – коллегами, руководством. Об этом, в частности, свидетельствует более высокий уровень социальной адаптации инвалидов, работающих на специализированных предприятиях, где их проблемы лучше понимают окружающие.

Следует отметить недостаточную разработанность структуры производственной адаптации инвалидов, выделение в большинстве научных источниках в качестве ее элементов физиологической, профессиональной и социально-психологической составляющих. Некоторые авторы психологический и социальный аспекты адаптации рассматривают раздельно. Таким образом, нами предлагается структура производственной адаптации инвалидов, включающая такие элементы как: физиологическая адаптация, профессиональная адаптация, социальная адаптация, к которой, в свою очередь, относятся социально-психологическая, социально-экономическая и общественно-организационная.

Дадим характеристику каждой из составляющих производственной адаптации инвалидов.

Физиологическая составляющая приспособления инвалидов к труду понимается как процесс формирования у работника устойчивой системы функциональных связей, обеспечивающей эффективное выполнение работы при наименьших энергетических и духовных затратах организма.

В процессе формирования физиологической адаптированности к труду выделяется три этапа:

Начальный этап (врабатывания), характеризующийся низкой работоспособностью, несовершенством функционирования систем организма, высокими и неадекватными выполняемой работе энергетическими и психическими затратами организма;

Переходный этап, длительность которого определяется тяжестью, напряженностью и условиями выполняемой работы, а также ее соответствием состоянию здоровья работника;

Конечный этап (этап физиологической адаптированности), формирования высокой и устойчивой работоспособности, адекватными выполняемой работе энергетическими и психическими затратами. Каждому из этапов соответствует типичная кривая в изменении работоспособности на протяжении рабочего дня, а также состояния функциональных систем организма, обеспечивающих мышечную или умственную деятельность.

Период формирования устойчивой физиологической адаптации к труду в зависимости от тяжести, напряженности и условий труда у разных авторов колеблются от нескольких месяцев до 1 года. К особенностям физиологической адаптации к труду инвалидов относят: менее устойчивый уровень формирующейся адаптации, выполнение одинаковой по мощности работы за счет более высокого напряжения функциональных систем организма и др. Установлено, что инвалиды быстрее приспосабливаются к труду в своей прежней профессии или с использование профессиональных навыков, чем при переходе на другую, хотя бы и более легкую работу.

Профессиональная составляющая приспособления к труду – это процесс овладения инвалидом необходимыми знаниями, навыками и мастерством, умением быстро ориентироваться в производственных ситуациях, программировать и контролировать свои трудовые действия.

Длительность и успешность профессиональной адаптации определяется: сложностью и особенностями содержания работы, соответствием психофизиологических качеств и способностей работника требованиям профессиональной деятельности (пригодностью к работе), социально-психологическими установками в отношении выполняемой работы. Важное значение в формировании устойчивой профессиональной адаптации инвалидов отводится приспособлению рабочего места, оборудования и технологического процесса к особенностям патологии инвалида.

В большинстве рабочих профессий сроки профессиональной адаптации обычно приравниваются к периоду присвоения рабочему первого квалификационного разряда, т. е. к 3-6 месяцам работы. В профессиях сложных по содержанию, в том числе творческих, достижение профессионального мастерства требует более длительного времени.

Социально-психологическая составляющая приспособления к труду рассматривается как процесс формирования субъективного отношения инвалида к выполняемой работе, осознания им объективного характера и содержания труда и их соответствия внутренней структуре личности, интересам, установкам и ценностным ориентациям работника. Субъективная сторона процесса труда включает более или менее полное осознание работником объективного характера, условий и содержания труда и соответствие их внутренней структуре личности, системе ее интересов, установок и ценностных ориентаций. Субъективная сторона труда наряду с объективной во многом определяет отношение работника к труду и его удовлетворенность выполняемой работой. На отношение человека к работе оказывают влияние особенности внутренней структуры личности (интенсивность, сила и тип эмоциональных проявлений, уровень активности, темперамент, адекватность самооценки личности, предрабочая установка и др.), а также объективные условия труда, складывающиеся в процессе работы (характер, тяжесть, режим труда и отдыха, четкость организации труда, состояние взаимоотношений в коллективе, уровень материального вознаграждения, культурно-бытового обслуживания и т. п.). Удовлетворенность трудом во многом объясняет стойкость закрепления работника на рабочем месте или наоборот – его увольнение или желание уволиться.

Общественно-организационная адаптация инвалидов предполагает, что в процессе этого вида адаптации происходит освоение организационных требований, к которым относится выполнение режимов работы, распорядка дня, должностных инструкций , распоряжений начальства. Здесь создаются связи и отношения между инвалидом-работником и предприятием, которые упорядочивают их взаимодействие в соответствии с требованиями производства. Как правило, эти связи направлены от производства к инвалиду-работнику, жестко нормированы, инвариантны по отношению к его особенностям, в них доминируют интересы производства. Трудовая дисциплина является важнейшим объективным показателем организационной адаптации. Для характеристики организационной адаптации инвалида нами используются показатели его удовлетворенности организацией труда в основном непосредственно на рабочем месте (сменностью, ритмичностью работы и ее соответствием специальности, состоянием оборудования и инструмента).

При исследовании социально-экономической адаптации инвалидов в качестве объекта выступает уровень заработной платы и способ ее распределения, концентрированно выражающие экономические отношения на предприятии и в обществе.

Достаточно актуальной на настоящий момент является проблема оценки степени адаптированности инвалидов, которую мы предлагаем проводить по совокупности критериев, обозначенных в зависимости от составляющих структуру производственной адаптации элементов.

Так оценку физиологической адаптации инвалидов мы предлагаем проводить по таким критериям как чувство усталости к концу рабочего дня, самочувствие во время работы, наличие физического переутомления, наличие нервного переутомления, чувство легкости и тяжести выполняемой работы. В качестве специфических для инвалидов показателей физиологической адаптации мы выделяем такие критерии как: частота заболеваемости с временной утратой трудоспособности по инвалидизирующей патологии и наличие противопоказанных условий труда

Критериями оценки успешности профессиональной адаптации мы выделяем: отношение к профессии, легкость ее освоения, желание сменить профессию, качество выполняемой работы, соответствие профессии имеющейся общей подготовке, а также влияние имеющейся патологии на качество выполняемой работы, нуждаемость в приспособлении технологического процесса к патологии инвалида.

Социально-психологическую адаптацию можно оценивать по удовлетворенности инвалида отношениями с администрацией, наличию социально-психологических трудностей во взаимоотношениях со здоровыми коллегами, наличию социально-психологических трудностей, обусловленных инвалидностью.

Критерии экономической адаптации - удовлетворенность заработной платой, удовлетворенность системой материального поощрения труда работников, удовлетворенность своевременностью выплаты заработной платы, а также соотношение уровня размера заработной платы в сумме с пенсией по инвалидности и заработка до инвалидности.

Общественно-организационную адаптацию, на наш взгляд, необходимо оценивать по следующим критериям: возможность повышения или получения образования, возможность повышения квалификации, удовлетворенность сменностью работы, организацией режима труда и отдыха, состоянием рабочего оборудования и инструментария, условиями труда, ритмичностью работы

Применение в совокупности как специфических для инвалидов, так и подходящих для любой категории работников (общих) показателей обусловлено тем, что инвалиды, несмотря на специфические особенности физиологического, психологического и социального характера, тем не менее, являются также и обычными работниками.

Сложность оценки производственной адаптации инвалидов как по каждому показателю в отдельности, так и в совокупности обуславливает необходимость применения математических формул с целью объективизации выводов о степени производственной адаптации инвалидов: высокой, средней или низкой.

Таким образом, нами сделан вывод, что в общей массе исследований, посвященных производственной адаптации, недостаточно разработаны вопросы адаптации к производству инвалидов. Отдельные исследования теоретического и прикладного характера в целом пока не дают ответа на многие вопросы, накопившиеся по данной проблеме. Нерешенными или требующими более тщательного научного обоснования являются вопросы:

Изучения особенностей и механизмов адаптации к предприятию инвалидов с разными формами заболеваний в целях определения специфических подходов, методов и мероприятий по организации их профессионально-производственной адаптации и др.;

Изучения факторов и условий труда, способствующих производственной адаптации инвалидов;

Разработки критериев и показателей оценки успешности процесса производственной адаптации инвалидов, способов и методов воздействия на этот процесс.

Список литературы:

1. Вершинина текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск. Наука. 1986. с. 154.

2. , Шабалина: дискриминируемое меньшинство? // Социологические исследования. 1992. № 5. С. 103-106.

3. , Шабалина производственной адаптации инвалидов // Социологические исследования. 1985. № 3. С. 121 – 126.

4. Молевич как объект и предмет исследований общей социологии // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 61-64.

5. Отечественный и зарубежный опыт профессионально-производственной адаптации инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда и социального развития РФ. 2001. Вып. 40. с. 24.

Отечественный и зарубежный опыт профессионально-производственной адаптации инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда и социального развития РФ. 2001. Вып. 40. С. 27 – 28.

Отечественный и зарубежный опыт профессионально-производственной адаптации инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда и социального развития РФ. 2001. Вып. 40. С. 4.

Инвалидность — это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах. Но в настоящее время инвалидность уже не является проблемой некого определённого круга якобы «неполноценных людей» — это проблема всего социума в целом. И эта проблема определяется на уровне правовых, экономических, производственных, коммуникативных и психологических особенностей взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью.

В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом.

Сожалению, в России, окружающие чаще всего относятся к людям, имеющим инвалидность, с чисто медицинской точки зрения, с позиции «медицинской модели», и для них инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается некая парадоксальная и нелепая, и очень обидная для инвалидов ситуация, при которой этот человек воспринимается как постоянно больной человек, как не соответствующий определенному стандарту, не позволяющему ему работать, учиться, вести обычный для «здорового» образ жизни. И, по сути, в нашем обществе культивируется и формируется мнение, что инвалид — обуза обществу, его иждивенец. Это «попахивает» мягко говоря «превентивной генетикой»

Вспомним, что с точки зрения «превентивной евгеники», после прихода в Германии фашистов в 1933 году к власти, стала осуществляться «Программа эвтаназии Т-4», которая в том числе предусматривала уничтожение инвалидов и больных более 5 лет, как нетрудоспособных.

Проблемы инвалидов в России

Проблемы для инвалидов и России, и даже на Западе, связаны в первую очередь с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества. Увы, данная ситуация — лишь следствие неверной социальной политики, ориентированной только на «здоровое» население и, в большинстве случаев, выражающей интересы именно этой категории общества. Сама структура производства, быта, культуры и досуга, а также и социальных услуг часто не приспособлена к нуждам инвалидов.

Вспомним хотя скандалы с авиакомпаниями, и не только в России, но и на Западе, которые отказывались пускать на рейс инвалидов с инвалидными колясками! А в Росси и общественный транспорт, и подъезды домов ещё не в полной мере оборудованы спецподъемниками и иными средствами.. А точнее — почти вообще не оборудованы..В Москве это еще встречается, да и то эти подъемники закрыт на некий ключ, как и в метро. А в небольших городах? А в домах без лифта? Инвалид, который не может передвигаться самостоятельно, ограничен в движении — вообще часто не может выйти из квартиры!

Получается, что инвалиды становятся особой социально-демографической группой с меньше возможностью передвижения (что, кстати, противоречит Конституции!), более низким уровнем дохода, меньшей возможностью получения образования и особенно, адаптации в производственной деятельности, и лишь небольшое число инвалидов имеет возможность полноценно работать и получать адекватную свою труду заработную плату.

Социальная и трудовая адаптация инвалидов

Важнейшим условием социальной и особенно трудовой адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых — мощнейший фактор адаптационного процесса.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, часто инвалиды даже имея определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать.

Причина в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а предприниматели опасаются принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов. И, в данном случае, даже меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так и, что немаловажно, работодателей.

Отметим, что сама идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» — не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.н. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ. В России инвалиды воспринимаются обществом как якобы отличающиеся в худшую сторону, как лишённые многих возможностей, что порождает с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой — сочувствие по отношению к ним.

И, что немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми.

К сожалению, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни — практически половина из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к плохому или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка.

Но, отмечено, что у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше, чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения.

Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы — более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу.

Трудовое законодательство для инвалидов в России и в мире

В России существует практика трудоустройства инвалидов или как говорят «людей с ограниченными физическими возможностями» как на специализированные (например, для слепых и слабовидящих), так и на неспециализированные предприятия. Существует и законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.

В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с его 21-й статьей, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается определенная квота для приема на работу инвалидов и работодатели обязаны, во-первых, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а во-вторых, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Квота считается выполненной, если на все выделенные рабочие места трудоустроены инвалиды в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Предприятия и работодатели, использующие труд инвалидов обязаны создавать специальные рабочие места для их трудоустройства, т.е. рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Тем не менее, большинство работодателей не проявляют энтузиазма при приёме на работу инвалидов, старясь оказывать им по самым различным причинам, и даже в случае приёма на работу, будут стараться «избавиться» от такого сотрудника как можно скорее. Главное, что их останавливает — это риск, связанный с возможностью выполнения работы на должном уровне человеком с ограниченными возможностями. И соответственно — «а не понесу ли я убытки?».

Вопрос, связанный с риском «а справится инвалид или нет с поставленной работай или задачей?» вообще можно поставить относительно любого работника, тем более, что инвалид, скорее всего, будет более старательно выполнять свои обязанности.

Конечно, у работодателя возникнут дополнительные сложности и даже расходы, связанные с предоставлением сокращенного рабочего дня, созданием особых условия труда, создания адаптированного для инвалида, рабочего места и т. д. Да и сама адаптация инвалида в трудовом коллективе более сложнее, чем для «нормального» человека, его либо «брезгливо обходят», либо «жалеют», а видя его старание в работе, не исключено, что человек с ограниченным возможностями может быстро «нажить себе врагов», а около него будут в полной мере создаваться и провоцироваться конфликтные ситуации и прямой моббинг. Но это уже дело администрации и руководителей коллектива, а также «штатных» психотерапевтов, «протирающих штаны и юбки» во многих крупных корпорациях.

Отметим, что во многих странах существует законы аналогичные закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Например, в США в соответствии с законодательством предприятие, отказывающееся предоставить работу инвалиду, облагается значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Тем не менее, в США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов, и каждое предприятие имеет возможность определить собственную политику в этом отношении.

Правительство Швеции стимулируют работодателей выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида, а биржи труда Германии выполняют профконсультационные и посреднические функции в трудоустройстве инвалидов.

В Канаде существует множество федеральных, региональных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов и специальные организации, оказывающие услуги по экспертизе трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовке и трудоустройству инвалидов.

Отметим, что «люди с ограниченными возможностями» в развитых странах работают не только швеями, библиотекарями, юристами и т. п. Можно встретить и слесарей-ремонтников большегрузных машин, передвигающихся на колясках, что для России пока просто нереально.

Рассмотрим вопрос о специальном рабочем месте для инвалидов. Например, Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2007 так определяет рабочее место для инвалидов по зрению (п. 3.3.1):

Это рабочее место, на котором осуществлены дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационное оснащения, дополнительное оснащение и обеспечение техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Кроме того, определяется состав оптимальных или достаточных технических средств и реабилитационных мероприятий для создания и сопровождения специального рабочего места для инвалидов в условиях расширения и изменения сферы применения их труда с использованием новых технических средств реабилитации и реабилитационных мероприятий (п. 3.1.2).

Создание специального рабочего места для инвалидов включает в себя подбор, приобретение, установку и адаптацию необходимого оборудования (дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации), а также проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду (п. 3.1.3.).

Так как Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ, предусматривает «профессиональную реабилитацию инвалидов», которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства, существует и Свод правил СП 35-104-2001 — «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» разработанный по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Здания и сооружения должны проектироваться с учетом доступности инвалидам и «маломобильныхм групп населения» (СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Общие положения; СП35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»).

А что же на самом деле?

Но, несмотря не принимаемые законы и социальные программы реабилитации, численность работающих инвалидов в России продолжает сокращаться и за последние три года уменьшилась почти на 10%, менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, хотя на предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация и адаптация на рабочем месте, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и включающая следующие мероприятия: услуги и технические средства — профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) и повышение квалификации; содействие трудоустройству (на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости или предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Безусловно, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

А вот в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Тем не менее, «законодательство в отношении инвалидов» не учитывает одного важнейшего факта — работодателю нужен всё же не инвалид, а работник» А полноценная трудовая реабилитация и адаптация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника, для чего сначала надо обучить, адаптировать, а уж потом его трудоустраивать, а не наоборот! Около 60 % инвалидов готовы участвовать в трудовом процессе после получения соответствующих специальностей и трудовой адаптации, и, соответственно, получения достойной заработной платы.

Сама по себе адаптация инвалида на рабочем месте определяется как логическая адаптация к определённой, выполняемой им работе или рабочему месту, которая и позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности. То есть адаптация инвалида подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой, это преодоление барьеров на рабочем месте, которое достигается путём целенаправленного подхода к решению данной проблемы.

Несмотря на наличие соответствующего законодательства в Российской Федерации, системы квот и реабилитационной инфраструктуры, низкий уровень работающих инвалидов говорит о том, что в России присутствуют определенные факторы, мешающие их трудоустройству и хотя политика поощрения трудоустройства инвалидов существует, тем не менее, психологические, физические и социальные барьеры часто препятствуют её осуществлению.

До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать, что вообщем-то неверно, практически отсутствует доступный транспорт, а среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Да и сами инвалиды, как мы уже отмечали выше, до сих пор страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда они начинают работать, то часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и даже прямого моббинга.

В США и Великобритании, например, основными видами трудовой адаптации являются: гибкость подхода к управлению трудовыми ресурсами, повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. Отметим, что в западноевропейских странах работают около 40 — 45% инвалидов, а в России в лучшем случае — только 10 %, многие на дому, практически нелегально и за крайне низкую заработною плату…

Хотя трудовая адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, для большинства российских инвалидов главной необходимостью первоочередной адаптации на рабочем месте и в трудовом коллективе является расписание — например, гибкий график и регулярные перерывы, а также, в ряде случаев, снижение количества определённых действий.

Но наиболее серьезным барьером в России для возможности работы инвалида является потеря социальных льгот («надбавок») или даже самой пенсии по инвалидности. Отметим, что по существующему законодательству инвалиды в России имеют право на получение бесплатных лекарств, бесплатного проезда в городском транспорте и пригородных электричках, санаторно-курортного лечения, частичной оплаты услуг ЖКХ и т.д. И всего этого инвалид может лишиться, официально устроившись на работу! И часто именно это является основной причиной, по которой люди отказываются работать, тем более в том случае, если работа не сможет компенсировать потерю пенсии и всех льгот. Кроме того, инвалид, получающей надбавку к пенсии, вообще не имеет права где-либо подрабатывать, даже временно, «органы социальной защиты» тут же её снимут, да ещё и оштрафуют! Так имеет ли смысл инвалиду терять надбавку, утроившись на работу? Чаще всего нет, если заработная плата слишком низка и не компенсирует, или незначительно компенсирует эту надбавку.

Например, человек с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы, чаще всего получивший инвалидность, уже имея колоссальный опыт научной или преподавательской деятельности вполне может выполнять обычную для него работу, но… «органы социальной защиты», призванные именно «защищать» инвалида, тем не менее, наоборот, лишают его возможности работать, или хотя подрабатывать на полставки или временно, например, по договору, в том же университет, вузе, НИИ или иной организации.

Ещё одним барьером к трудовой адаптации инвалида является физическое окружение, в котором живут люди, и которое мешает им посещать работу, около 30 % людей с инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта.

Существует понятие «барьеры физической среды», включающие в себя множество факторов: от недоступности транспорта до отсутствия гибкого графика и сокращения физического труда на рабочем месте. Понятно, что необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня инвалид сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, в частности добираясь на работу и с работы, да и на самой работе он может быть менее мобилен — даже обыкновенное посещение туалета занимает у «инвалида-колясочника» в несколько раз больше времени.

При приеме на работу человека с ограниченными возможностями, работодателям следует давать для выполнения определённые основные действия, необходимые на рабочем месте, и использовать творческие вспомогательные технологии. Например, инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, тем менее прекрасно могут выполнять работу, связанную с компьютерами.

Подумаем, а ведь это расточительство — поручать здоровому человеку работу, которая под силу инвалиду! А инвалиды ощущают свою трудовую изоляцию как полную ненужность обществу. Для них важно не просто существовать получая нищенскую пенсию, а полноценно жить и работать, необходимо быть востребованным обществом, иметь возможность самореализоваться!

В развитых странах один доллар, вложенный в решение проблем инвалидов, приносит 35 долларов прибыли!

Не сама инвалидность — беда человека, а испытания, которые переносит он в связи с тем, что окружающее общество ограничивает свободу выбора в трудоустройстве. Теоретически инвалид обладает всеми конституционными правами, а на практике подавляющее большинство из них не может получить образование, устроиться на работу, тем более достойно оплачиваемую.

И самое главное, самому обществу помощь в адаптации и нормальной работе инвалида даже важнее, чем для самого инвалида. Человек должен видеть, что если с ним что-то случится, он не будет выброшен на обочину жизни, и надо помнить, что как бы ни повернулась жизнь (а она, увы, не предсказуема), эта проблема может коснуться каждого.



2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.