Сердечная недостаточность. Симптомы, причины, диагностика и лечение. Почему сердце никогда не устает и работает всю жизнь? Здоровое сердце бьется ровно и ритмично

Человеческое тело состоит из трех типов или групп мышц: скелетных, гладких и сердечной. Сегодня мы поговорим о сердечных мышцах.

Скелетные мышцы

Скелетные мышцы, или поперечнополосатые, – это те мышцы, которые большинство из нас наверняка представляет себе. Присоединенные к костям и сухожилиям, скелетные мышцы в значительной степени управляют всеми произвольными и некоторыми непроизвольными (диафрагма, работающая автоматически), движениями тела. Произвольное движение стимулировано «нервными импульсами (потенциалы действия), проходящими по мотонейронам соматического отдела нервной системы и иннервирующими волокна скелетной мышцы, в которых они прекращают сокращаться».

Как и сердечная мышца, скелетные мышцы получают свою энергию из митохондрий. Чем больше митохондрии, тем больше доступной энергии для мышц, «поскольку для людей в ходе своего развития в течение длительных периодов времени не было необходимости сгибать скелетные мышцы, суммарный объем скелетной мышцы содержит в среднем только 1-2% митохондрий. Однако получаемой из них энергии оказывается вполне достаточно для решения таких мышечных задач, как ходьба или бег».

Помимо митохондрий, для подкрепления своего энергетического потенциала скелетные мышцы могут также использовать гликоген (энергетический резерв) для производства аденозинтрифосфата (АТФ), нуклеотида, являющегося основным переносчиком энергии в клетке.

Гладкие мышцы

Гладкие мышцы в точности соответствуют своему названию. Они гладкие, без пупырышков. Гладкие мышцы входят в состав клеток внутренних органов (кроме сердца) и работают автоматически, помогая вам переваривать еду, расширять зрачки и осуществлять процесс мочеиспускания.

Сердечная мышца

Как и скелетные мышцы, сердечная мышца является поперечнополосатой. Клетки этого вида мышцы соединяются друг с другом (слипаются) в адгезионные контакты, «позволяющие сердцу сокращаться, не разрывая волокон».

Стимулом для сокращения сердечного насоса являются нервные импульсы, движущиеся по волокнам через промежуточные соединения. «Если отдельные группы мышечных волокон сердечной мышцы сокращаются разрозненно и нескоординированно, например, вследствие сердечного приступа, сердце теряет способность совершать согласованные сокращения. Это состояние называется фибрилляцией сердца».

Несмотря на то, что сердечные насосы автономны, импульсы, исходящие из нервной системы, «действительно идут к сердцу, но их эффект состоит в том, чтобы просто смоделировать – увеличить или уменьшить – скорость экспоненциального роста и сердечного сокращения. Даже если нервы разрушены (например, в пересаживаемом сердце), сердце продолжает биться».

Сердечная мышца, как и скелетные мышцы, приводится в действие митохондрией, но это еще не все. «В среднем на долю сердца приходится примерно от 30 до 35% митохондрий. Такое количество энергетических генераторов и объясняет, почему сердечная мышца в здоровом организме не имеет потребности отдыхать: всегда существует некоторая энергия, передаваемая мышце за счет увеличения потребления калорий».

Однако эта большая зависимость от митохондрий означает, что у сердца также есть «большая зависимость от клеточного дыхания для АТФ... Недостаток гликогена приводит к уменьшению пользы от гликолиза, когда поставка кислорода ограничена. Таким образом, если что-то прерывает поток крови к сердцу, то это может привести к повреждению и даже смерти поврежденной части. Это – то, что происходит при сердечных приступах».

Сломанные сердца

Несмотря на то, что сердце кажется неутомимым, прочность человеческого сердца имеет свои пределы. Недавнее исследование показало, что, если сердце подвергается чрезвычайному напряжению, то даже у самых здоровых могут возникнуть проблемы.

Сердечная недостаточность

В 2001 году ученые изучили сердечную усталость на примере уставших спортсменов.

«Врач-кардиолог Юэн Эшли... развернул переносную сердечную лабораторию прямо рядом с финишной чертой супер-гонки на выносливость «Порыв Адреналина» в шотландском высокогорье… Команда-победительница... пересекла финишную черту после 90 непрерывных часов езды на велосипеде, восхождения в горы, плавания, гребли, практически без сна... После тестирования их сердец... до и после 400-километровой гонки... ученые пришли к выводу, что сердца спортсменов, закончивших соревнование, перегоняли на 10 процентов меньше крови по сравнению с началом гонки».

Однако следует отметить, что «сердца спортсменов, показавшие симптомы сердечной недостаточности после гонки, быстро возвращались к нормальному состоянию, то есть никакого непоправимого урона сделано не было».

Непоправимый урон

Единственный случай сильной перегрузки может не привести к серьезным проблемам, однако последние исследования показывают, что постоянные тренировки могут.

В 2011 году британцы исследовали «мужчин, которые были частью британской национальной или Олимпийской команды по бегу или гребле, а также бегунов, закончивших, по крайней мере, сто марафонов... 12 человек в возрасте от 50 и старше..., а также 17 человек... в возрасте от 26 до 40 сравнили с группой из 20 здоровых мужчин старше 50, ни один из которых не был спортсменом… Каждому человеку из этих групп провели магнитно-резонансную томографию их сердец, которая идентифицировала очень ранние симптомы фиброза или рубцевание в сердечной мышце... – состояние, приводящее в дальнейшем к нарушению сердечной функции и, в конечном счете, к сердечной недостаточности… Результаты... скорее обеспокоили. Ни у одного из молодых спортсменов или не спортсменов старшего возраста не был зафиксирован фиброз сердца. Но у половины спортсменов старшего возраста выявилось некоторое рубцевание сердечной мышцы. Каждый, у кого были найдены подобные отклонения, часто подвергался серьезным нагрузкам».

Тем не менее, даже ученые, изучающие аффекты интенсивных упражнений на сердечную мышцу, соглашаются, что «перенапряжение от физических упражнений никогда не было большой проблемой. Большинство людей бегает просто для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, и для них признак легкой усталости – это хороший признак. Нет сомнений, что физические упражнения в целом очень полезны для здоровья сердца».

Всем известное схематическое изображение «сердечка» с оригиналом имеет не больше сходства, чем схематическая «звездочка» - с настоящей звездой. Похоже, имени автора «сердечка» история не сохранила. Известно лишь, что люди пользуются этим символом на протяжении столетий. По одной из версий, все пошло от игральных карт, ведь именно так в них обозначается масть «черви».

В реальности сердце больше напоминает по форме не очень ровное яйцо, которое острым концом (он называется верхушкой) направлено влево, вниз и вперед. Это «яйцо» несколько сплюснуто внизу сзади – там, где сердце прилегает к диафрагме. Форму верхней части (основания) довольно сложно объяснить на пальцах из-за системы крупных сосудов, впадающих в сердце и выходящих из него.

Вопрос 2. Бывает ли сердце справа?

Расхожее мнение о том, что сердце находится в левой половине грудной клетки, не совсем верно. Большей частью сердце расположено посередине, но из-за естественного наклона верхушка сердца выступает влево. К слову, из этого правила есть исключения: у некоторых людей сердце расположено зеркально, то есть с отклонением вправо. Такая особенность называется декстракардия (буквально «правосердечие»). Чаще она возникает не самостоятельно, а при зеркальном расположении всех внутренних органов. Эта врожденная особенность наблюдается менее чем у одного человека из десяти тысяч.

Вопрос 3. Как работает сердце?

Сердце представляет собой сложный насос, состоящий из четырех отделов - камер: предсердий (правого и левого) и желудочков (правого и левого), причем правые отделы не сообщаются с левыми. Относительно тонкостенные предсердия расположены сверху, у основания сердца, а основная масса органа приходится на мощные мышечные желудочки.

Перекачивание крови происходит в результате ритмичных сокращений и расслаблений сердца: периоды сокращений называются систолами, а расслаблений – диастолами.

В систолу сначала сокращаются предсердия, а вслед за ними – желудочки, и вот для чего. Венозная кровь со всего организма собирается в правое предсердие, которое выталкивает ее дальше – в правый желудочек. Он, в свою очередь, нагнетает кровь в малый круг кровообращения – сеть сосудов, пронизывающих легкие. Там происходит газообмен: из воздуха в кровь поступает кислород, а из крови выделяется углекислый газ. Обогащенная кислородом кровь идет в левое предсердие, а оттуда – в левый желудочек. Этот самый крупный и сильный отдел сердца выталкивает кровь через аорту в большой круг кровообращения – по всему организму, где кровь отдает органам и тканям кислород и забирает углекислый газ.

Разветвляющиеся сосуды, несущие кровь от сердца к месту назначения, называются артериями. Самые мелкие сосуды, сквозь стенки которых происходит обмен питательными веществами и «шлаками» между кровью и органами, носят название капилляров. Сосуды, несущие отработанную кровь обратно в сердце, ­– это вены.

Вопрос 4. Почему кровь не течет в обратном направлении?

Чтобы кровь текла в нужном направлении, каждый отдел сердца отделен от соседнего и от сосудов прочными клапанами из соединительной ткани, которые пропускают кровь только в одну сторону.

Состояния, при которых сквозь закрытые клапаны кровь просачивается обратно, называются врожденными или приобретенными клапанными пороками сердца.

Вопрос 5. Почему сердце бьется

Когда сердце ритмично «бьется», происходит сокращение и расслабление его отделов, благодаря электрической системе сердца. На поверхности сердца расположены разветвляющиеся волокна. Они могут генерировать и передавать электрические импульсы.

«Сигналы» зарождаются в синусовом узле (его также называют водителем ритма), расположенном на поверхности правого предсердия. Из синусового узла импульс проходит через предсердия, вызывая их сокращение, и распространяется по желудочкам, слаженно сокращая их мышечные волокна. У здорового человека частота сокращений составляет в покое от 60 до 80 в минуту – это и есть нормальный пульс.

Кстати, именно активность электрической системы регистрируется на электрокардиограмме (ЭКГ). Она показывает, как импульс зарождается и распространяется по сердцу, а также есть ли нарушения этих процессов.

При неполадках в электрической системе сердца – аритмиях или блокадах – его синхронная работа нарушается.

Вопрос 6. Как сердце работает всю жизнь без остановки? Откуда оно берет энергию?

Прекращение кровоснабжения вызывает гибель организма, поэтому сердцу приходится работать без остановки. Однако природа позаботилась и об отдыхе для трудолюбивого «насоса». Сердце отдыхает во время диастолы – в те доли секунды, что проходят с момента расслабления сердца до следующего сокращения.

Конечно, такая напряженная работа со столь символическим отдыхом требует больших затрат энергии – то есть, «усиленного питания». Из перекачиваемой крови кислород и питательные вещества в сердечную мышцу поступить не могут, поэтому сердце, как и любой другой орган, имеет собственные кровеносные сосуды.

Вопрос 7. Что такое инфаркт?

Из-за непрерывной работы, требующей много энергии, сердечная мышца очень чувствительна к недостатку кровоснабжения. Если просвет коронарных артерий сужен атеросклеротическими бляшками, при нагрузке сердце получает недостаточно кислорода и начинает сильно болеть: возникает приступ стенокардии, а такое заболевание называется ишемической болезнью сердца.

При разрушении бляшки на ее месте образуется кровяной сгусток – тромб, который полностью перекрывает просвет сосуда. Лишенный питания участок сердечной мышцы, снабжаемый этим сосудом, быстро отмирает – наступает инфаркт миокарда.

Если сердце после этого не теряет способности сокращаться, и человек продолжает жить, мышечные волокна в зоне инфаркта не восстанавливаются, и на их месте появляется рубец.

Вопрос 8. Зачем при остановке сердца дают разряд током?

Допустим, сердце остановилось, или наступила фибрилляция желудочков – состояние при котором отдельные мышечные волокна сокращаются не синхронно, а «как попало». И в том, и в другом случае электрическая система сердца отказывает. Чтобы возобновить ее работу, с помощью прибора дефибриллятора сквозь грудную клетку через сердце пропускают мощный электрический импульс. Он заставляет все волокна сердечной мышцы сократиться одновременно, что помогает водителю ритма возобновить контроль над сердцем. Или не помогает – это зависит от причины нарушений…

Такое воздействие гораздо эффективнее при фибрилляции, чем при остановке сердца. Поэтому при остановке зачастую сначала вводят адреналин, чтобы вызвать фибрилляцию, а затем разрядом тока восстанавливают нормальный сердечный ритм.

Осип Кармачевский

Кириков Татьяна Александровна

Цели урока:

    образовательные:

    • познакомить со строением сердца; раскрыть связь строения сердца с его функциями;

      дать понятия: сердечный цикл, автоматия сердца, проводящая система сердца;

      реализовать возможности гигиенического воспитания.

    развивающие:

    • активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов;

      продолжить формировать информационную компетентность, умение делать выводы.

    воспитательные:

    • воспитание добра, чуткого, взаимного уважения к окружающим.

Планируемые результаты :

называть структурные компоненты сердца, называть фазы сердечного цикла, определять понятия по теме, описывать механизм протекания сердечного цикла, объяснять явление автоматии, высокой работоспособности сердца, называть виды регуляции кровообращения, описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции кровообращения, влияние алкоголя, табака на сердечно-сосудистую системы; объяснять: обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни; работать с различными источниками информации.

Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала

План изучения нового материала:

    Определение размеров и положение сердца в грудной полости.

    Строение сердца.

    Автоматия сердца.

    Сердечный цикл.

    Регуляция работы сердца.

    Влияние факторов окружающей среды на сердце.

Проблемные вопросы:

    Почему кровь движется только в одном направлении?

    Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?

    Почему сердце “ведет” себя по-разному? Что происходит с ним?

Новые термины и понятия:

околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, автоматизм, сердечный цикл, фазы сердечного цикла; сокращение предсердий, желудочков, пауза, симпатический и блуждающий нервы, адреналин.

Ход урока

I . Организационный момент .

II . Мотивация знаний .

Каждый человек всегда, всю жизнь думает о любви, нуждается в ней, ждет ее, стремится к ней!

Странно, о любви мы говорим на уроке биологии.

Может биология каким то образом связана с символом любви?

Что изображают, когда кого-то любят? (слайд 1)

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, почему именно сердце?

А не глаза, не уши, не желудок являются символом любви?

Ребята, а что вы знаете о нашем сердце?

Как высчитаете, что мы должны изучить на нашем уроке?

Тема сегодняшнего урока называется «Строение и работа сердца»

Цель: изучить строение и работу сердца.

III . Изучение нового материала

1.-Разве сердце выглядит так, как изображает этот символ?

Познакомимся со строением сердца. И начнем с его местоположения. (Слайд 2)

Слово «сердце» происходит от слова «середина». Сердце находится между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, вперед и немного влево, поэтому удары сердца максимально ощущаются слева от грудины.

Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака.

Представим его размеры.

2. Сердце – это полый мышечный орган, по форме напоминает конус. Мышечная стенка сердца состоит из трёх слоёв:

Эпикард наружный слой, состоит из соединительной ткани.

Эндокард - внутренний слой, образован клетками эпителия.

Миокард средний слой. Это сердечная мышца, образована поперечно-поло- сатой мышечной тканью, которая обладает способностью сокращаться не- зависимо от воли человека.

Слайд 3.

Сердце находится в соединительно-тканном мешке, который называется околосердечной сумкой. Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать. Кроме того внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение о стенки сердечной сумки. (Слайд 4).

Вспомните, из каких отделов состоит сердце млекопитающих?

В сердце различают 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Между левой и правой частями находится перегородка, которая препятствует смешиванию крови.

Возникает проблемный вопрос: Если кровь не может двигаться сквозь перегородку, как же тогда кровь движется через сердце?

Предлагаю работу с учебником с.80, 2, 3 абзацы, рис. 41 , маршрутном листом, который лежит у каждого на парте.

Задание1. Ответьте на вопросы.

1.Из каких отделов состоит правая и левая части сердца?

2.Какие клапаны находятся между ними? Заполним 1-ю часть схемы «Клапаны сердца» в маршрутном листе.

3.Для чего нужны клапаны?

4.Куда поступает кровь из желудочков и какие клапаны там находятся?

Время выполнения (5мин)

Из ваших ответов можно сделать вывод .

Кровь движется в одном направлении: из предсердий в желудочки, из желудочков в артерии.

Запишем вывод 1 в маршрутный лист .

Еще раз рассмотрим строение сердца, используя модель сердца. Обратите внимание, что стенки левого желудочка толще, чем стенки правого желудочка, потому что левый желудочек выполняет большую работу - он выталкивает кровь по большому кругу кровообращения. От него отходит самая крупная артерия – аорта, от правого желудочка - легочная артерия, а к сердцу кровь поступает по венам.

Посмотрите внимательно, одинакова ли толщина стенок сердца?

(Нет, стенки предсердий тоньше, чем стенки желудочков).

Как вы думаете от чего это зависит?

(Это связано с тем, что предсердия совершают небольшую работу. При их сокращении кровь поступает только в желудочки, а желудочки проталкивают кровь по всей длине кровеносных со- судов, т.е. совершают большую работу).

А почему стенки левого желудочка толще правого?

(Левый желудочек совершает большую работу, он проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения).

Да, действительно толщина мышечных стенок сердца зависит от нагрузки.

Задание. Поработаем с маршрутным листом.

Выполните упражнение «Строение сердца» (4 мин)

Итак, мы рассмотрели строение сердца.

Как вы думаете, в чём заключается основная функция сердца? (Обеспечение непрерывного тока крови по сосудам).

3.Посмотрим видеофрагмент о работе сердца.

Сердце – удивительный и надежный орган – насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта.

Учёные подсчитали, что за сутки сердце перекачивает 10 тыс. литров крови и расходует на это такое количество энергии, которой хватило бы для поднятия груза весом 900 кг на высоту 14 метров.

А ведь сердце работает непрерывно 70-80 и более лет! Кровью, которую перекачивает сердце в течение жизни человека, можно наполнить 4375 железнодорожных цистерн. А если бы сердце перекачивало не кровь, а воду, то из перекаченной им воды за 70 лет можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шириной 7 км и длиной 10 км. Вы видите, что работа сердца очень значительна.

Вы увидели, что сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания. Проталкивая около 5 литров крови в минуту, оно обеспечивает кислородом каждую клетку в организме. В среднем сердце совершает около 3 млрд. сокращений.

Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь.

Какую задачу можно поставить на данном уроке, исходя из приведенных данных?

(Учащиеся отвечают: как работает сердце? Почему не утомляется?)

Учитель ставит проблему:

«Почему сердце работает в течение всей жизни без утомления?» (Записано на доске, учащиеся записывают в тетрадях

Возникает проблемный вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает? (Слайд 6)
Сердечный цикл. Рассказ учителя :

Работает сердце ритмично. В состоянии покоя в минуту сокращается 70-75 раз. В начале сокращаются предсердия – систола предсердий, затем сокращаются желудочки – систола желудочков.

При сокращении желудочков кровь проталкивается с большой силой в артерии, затем наступает общее расслабление – диастола.

При сокращении предсердий створчатые клапаны открыты, при сокращении желудочков – закрыты, а полулунные открыты. Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление.

Сердечный цикл.

Предсердия

Желудочки

Продолжительность

Сокращаются

Расслаблены

Расслаблены

Сокращаются

Расслаблены

Расслаблены

Вопросы по таблице классу:

    Какова продолжительность всего сердечного цикла?
    2.Сколько времени работают предсердия?
    3.Сколько времени они отдыхают?
    4. Сколько времени работают желудочки?
    5. Сколько времени они отдыхают?
    6. Какой вывод напрашивается из этих данных? Ответ свяжите с проблемным вопросом.

Сердце 04 сек. Работает и 0.4 сек отдыхает

Поработаем с маршрутным листом.

    Рассмотрите рис 42 на стр.81 учебника, и заполните таблицу.

(дополнительное задание)

фаза сердечного цикла

Направление движения крови

Сокращение предсердий

Створчатые__________________

Полулунные_________________

Сокращение желудочков

Створчатые__________________

Полулунные_________________

Створчатые__________________

Полулунные_________________

Запись в маршрутный лист .

Вывод 2. Сердце работает ритмично. Цикл состоит из трех фаз.

5.Наверняка, каждый из вас обращал внимание на то, как сильно бьется сердце, когда волнуешься, недаром есть выражения – “сердце готово выпрыгнуть из груди”, “от страха сердце в пятки убежало”, “ и др.

4. Влияние факторов окружающей среды на сердце.

Среди многочисленных факторов окружающей среды очень плохо влияют на сердце никотин и алкоголь.

Сообщение.

Отрицательно влияют на сердце не только эти вещества, но больно ранят сердце грубые слова, зло, несправедливость.

Шекспир сказал

Хорошие ноги рано или поздно станут спотыкаться; гордая спина согнется; черная борода поседеет; кудрявая голова облысеет; прекрасное лицо покроется морщинами; глубокий взор потускнеет; но доброе сердце подобно солнцу и луне; и даже скорее солнцу, чем луне; ибо оно сияет ярким светом, никогда не изменяется и всегда следует верным путем.

Давайте говорить друг другу только добрые слова. Доброе слово, улыбка, хорошее настроение, чуткое внимательное отношение положительно сказываются на сердце.


Сердце – это особенный орган. Во все века оно было в почете у поэтов, сколько стихов и песен сложено о нем. Вспомните, какими эпитетами награждают сердце: беспокойное, трепетное, благородное, бесстрашное, чистое, храброе, чуткое, щедрое, нежное, доброе человеческое сердце.

Так что-же нового вы узнали сегодня на уроке?

(Мы сегодня на уроке изучили строение и работу сердца.)

Закрепление.

Найди ошибку.

    Сердце – двигатель крови в организме. Это трёхкамерный мышечный ор- ган, расположенный в брюшной полости.

    И снаружи и внутри сердце выстлано эпителиальной тканью.

    Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови в одном направлении.

    Желудочки разделены не полной перегородкой, артериальная и венозная кровь смешивается.

    Сердечный цикл длится 0,8 минуты.

Тестовая работа

Выбираем один ответ из 3 предложенных.

Вопрос 1. Сердце человека расположено:

Ответ 1 в брюшной полости;

Ответ 2 в грудной полости слева;

Ответ 3 в грудной полости справа.

Вопрос 2. Сердце человека:

Ответ 1 двухкамерное;

Ответ 2 трехкамерное:

Ответ 3 четырехкамерное.

Вопрос 3. Наибольшую толщину мышечной стенки имеет:

Ответ 1 левый желудочек;

Ответ 2 правый желудочек;

Ответ 3 левое предсердие.

Вопрос 4. Клапан между левым желудочком и аортой:

Ответ 1 полулунный;

Ответ 2 трехстворчатый;

Ответ 3 двухстворчатый

Вопрос 5. В деятельности сердца можно выделить:

Ответ 1 три фазы;

Ответ 2 две фазы;

Ответ 3 четыре фазы.

Вопрос 6 Продолжительность первой фазы:

Ответ 1 0,1 с

Ответ 2 0,3 с

Ответ 3 0,4 с

Вопрос 8. Клапан между правым предсердием и правым желудочком:

Ответ 1 полулунный;

Ответ 2 трехстворчатый;

Ответ 3 двухстворчатый

  1. Вывод урока: (делают учащиеся)

Сердце – полый четырёхкамерный мышечный орган, который обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам. Ритмичность работы сердца, чередование работы и отдыха, неутомимость и отличную работоспособность.Как вы думаете, что мы будем изучать на следующем уроке?(Движение крови по кровеносным сосудам)

V . Домашнее задание: проработать параграф 17, стр. 79 - 81, ответить на вопросы.

Решить задачу: зная сердечный цикл, подсчитать, сколько времени в вашей жизни работали предсердия и желудочки, а сколько они отдыхали.

Изготовить модель сердца (по желанию)

Маршрутный лист

Тема урока: «Строение и работа сердца»

    Положение сердца в грудной полости

а). Сердце состоит _____________ камер

б). Из левого желудочка кровь поступает _______________

Из правого желудочка кровь поступает _______________

в). Постройте схему

Вывод 1. Кровь движется только в одном направлении:_________________

______________________________________________________________________

    Автоматизм - способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нём самом.

    Прочитайте статью «Сердечный цикл» и заполните таблицу.

(дополнительное задание)

фаза сердечного цикла

Положение клапанов (открыты/закрыты)

Направление движения крови

Сокращение предсердий

Створчатые__________________

Полулунные_________________

Сокращение желудочков

Створчатые__________________

Полулунные_________________

Створчатые__________________

Полулунные_________________

Запомните! Створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные - всегда закрыты, кроме фазы сокращения же­лудочков.

Вывод 2. Сердце работает ритмично. Сердечный цикл состоит ___ фаз.

Нервная гуморальная

Вывод 3. Нервная и гуморальная регуляция обеспечивает приспособление организма

____________________________________________________________________________

Цели урока:

  • образовательные:
    • познакомить с фазами работы сердца, регуляцией сердечной деятельности;
    • дать понятия: сердечный цикл, автоматия сердца, проводящая система сердца;
  • развивающие:
    • развитие умений доказывать вредное влияние никотина и алкоголя на организм человека;
    • активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов;
  • воспитательные:
    • продолжить формирование убеждения о вреде никотина и алкоголя для организма человека;
    • воспитание добра, чуткого, взаимного уважения к окружающим.

Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала.

Оборудование:

  • таблицы: “Строение сердца”, “Фазы работы сердца”;
  • самодельные таблички: “Цифры и факты”:
    • Масса сердца 1/200 массы;
      • тела: 250-300гр.
    • Сокращается:
      • за минуту – 70-75 раз;
      • за сутки – 100000 раз;
      • за 80 лет – 25 млрд. раз.
    • Перекачивает крови:
      • за 1 мин. – 4-5 литров;
      • за 1 час - 300 литров;
      • за сутки – 10 000 литров.
  • кроссворд (Приложение )

План изучения нового материала:

  1. Сердечный цикл.
  2. Автоматия сердца.
  3. Регуляция работы сердца.
  4. Влияние факторов окружающей среды на сердце.

Проблемные вопросы:

  • Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?
  • Почему именно в такой последовательности сокращается сердце?
  • Почему сердце “ведет” себя по-разному? Что происходит с ним?

Новые термины:

  • систола,
  • диастола,
  • сердечный цикл.

ХОД УРОКА

Мы продолжаем изучение темы “Кровь и кровообращение”. Я предлагаю вам вспомнить основные термины по данной теме, заполнив кроссворд. (Приложение )

Двое учеников заполняют кроссворд у доски, после заполнения самопроверка.

Обратите внимание на выделенные слова в кроссворде: РАБОТА СЕРДЦА – это наша сегодняшняя тема урока.

Цели урока : понять как работает сердце, выяснить, почему оно так работает и как сберечь свое сердце здоровым.

Сердце – это удивительный и надежный мотор, который работает в течение всей жизни без остановки и ремонта. Посмотрите на эти цифры (таблички “Цифры и факты”), какую огромную работу выполняет сердце, а ведь это мышечный орган. Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь. Возникает проблемный вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?
Чтобы решить эту проблему, нужно проработать следующие вопросы по плану (план написан на доске) .

1. Сердечный цикл.

Вопрос классу: рассказать по таблице о строении сердца.

Рассказ учителя: Работает сердце ритмично. В состоянии покоя в минуту сокращается 70-75 раз. В начале сокращаются предсердия – систола предсердий, затем сокращаются желудочки – систола желудочков. При сокращении желудочков кровь проталкивается с большой силой в артерии, затем наступает общее расслабление – диастола. При сокращении предсердий створчатые клапаны открыты, при сокращении желудочков – закрыты, а полулунные открыты. Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление.

Задание классу: проработать текст учебника “Сердечный цикл” и заполнить таблицу:

Сердечный цикл.

Вопросы по таблице классу:

1. Какова продолжительность всего сердечного цикла?
2.Сколько времени работают предсердия?
3.Сколько времени они отдыхают?
4. Сколько времени работают желудочки?
5. Сколько времени они отдых
6. Какой вывод напрашивается из этих данных? Ответ свяжите с проблемным вопросом.

Несложные расчеты показывают, что в течение суток сердце находится в состоянии сокращения около 8 часов, остальное время в состоянии расслабления, т.е. отдыхает.

Запись в тетради . Вывод 1. Сердце работает ритмично. Цикл состоит из трех фаз.

Во время сердечного цикла сердечная мышца усиленно снабжается кровью, около 10% крови, выбрасываемой левым желудочком в аорту, идет в кровеносные сосуды сердца – коронарные сосуды, питает его и снабжает кислородом

Такая последовательность работы сердца наблюдается всегда: и в состоянии покоя, и при физической нагрузке, и при эмоциональной нагрузке, только меняется продолжительность III фазы. Возникает следующий проблемный вопрос: Почему именно в такой последовательности сокращается сердце? Переходим к изучению следующего вопроса плана.

2. Автоматия сердца.

“Автоматоз” означает самодвижущийся – свойство сердечной мышцы ритмически сокращаться и расслабляться независимо от сознания.

Чтобы понять как это происходит, нужно выявить особенность сердечной мышцы.

Вопрос классу: Из какой мышечной ткани состоит сердечная мышца? Какое это имеет значение?

О другой особенности сердечной мышцы прочтите в тексте параграфа “Автоматия сердца”.

Вопрос классу: О какой особенности сказано? – В сердечной мышце есть особые клетки, в которых периодически возникают импульсы возбуждения. Эти клетки собраны в узлы и пучки, которые образуют проводящую систему сердца

Дополнения учителя: клетки проводящей системы способны к ритмическому возбуждению – врожденная способность, передается по наследству. Возбуждение вначале возникает в клетках предсердий, затем передается клеткам желудочков, поэтому в начале сокращаются предсердия, затем – желудочки – это и есть автоматия сердца – способность ритмично сокращаться, благодаря импульсам.

Запись в тетради . Вывод 2. Проводящая система сердца обеспечивает ритм работы сердца – сердечный цикл.

Наверняка, каждый из вас обращал внимание на то, как сильно бьется сердце, когда волнуешься, недаром есть выражения – “сердце готово выпрыгнуть из груди”, “от страха сердце в пятки убежало”, “бешено бьется сердце” и др.

Проблемный вопрос: Что происходит с сердцем? Почему оно ведет себя по-разному?
Переходим к изучению следующего вопроса плана.

3. Регуляция работы сердца.

Вопрос классу: Какие способы регуляции деятельности организма знаете?
Нервная и гуморальная регуляция оказывают влияние и на работу сердца.

Схема на доске:

От работы сердца зависит кровоснабжение всех органов. При усилении сердечных сокращений больше крови поступает к работающим органам.

Запись в тетради . Вывод 3 . Нервная и гуморальная регуляция обеспечивают приспособление работы сердца к условиям окружающей среды.

Задание классу: Обобщить все выводы и дать ответ на главный проблемный вопрос.

4. Влияние факторов окружающей среды на сердце.

Среди многочисленных факторов окружающей среды очень плохо влияют на сердце никотин и алкоголь.

(Сообщения учащихся).

Отрицательно влияют на сердце не только эти вещества, но больно ранят сердце грубые слова, зло, несправедливость. И как положительно сказывается на сердце доброе слово, улыбка, хорошее настроение, чуткое внимательное отношение, т.е. положительные эмоции.
Сердце – это особенный орган. Во все века оно было в почете у поэтов, сколько стихов и песен сложено о нем. Вспомните, какими эпитетами награждают сердце: беспокойное, трепетное, благородное, бесстрашное, чистое, храброе, чуткое, щедрое, нежное, доброе человеческое сердце. И уж совсем на особом пьедестале находится сердце матери – безгранично доброе и любящее, всепрощяющее, как в стихотворении Дмитрия Кедрина “Сердце”.

Девчину пытает казак у плетня:
“Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!”

Девчина в ответ, заплетая косу:
“Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердца мне в дар принесет,

Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!”

Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: “Не ушибся, сынок?”

После таких слов хочется всех призвать беречь свое сердце, сердца друг друга, чутко относиться к окружающим, щадить сердца от излишней нагрузки, беречь друг друга.

Закрепление изученной темы.

Работа по карточкам.

Задание: выбрать ответы на поставленные вопросы.

Ответы:

  • 0,1 секунды створчатые клапаны;
  • 0,3 секунды полулунные клапаны;
  • 0,4 секунды;
  • 0,8 секунды.

Вопросы:

1. Продолжительность сердечного цикла в состоянии покоя.
2. Продолжительность сокращения предсердий.
3. Продолжительность сокращения желудочков.
4. При сокращении предсердий какие клапаны открыты?
5. При сокращении желудочков какие клапаны закрыты?

Домашнее задание: проработать параграф, ответить на вопросы.



2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.