Дискалькулия коррекция задания. Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

Дискалькулия – это специфическое психическое расстройство биологического генеза. Речь идет о неспособности мозга отдельных лиц обучаться арифметическим основам и математическим наукам в целом. Нередко можно встретить другое наименование недуга – «математическая дислексия».

Патология никак не связана и никоим образом не зависит от интеллектуального развития малыша либо методики преподавания. Суть недуга состоит в неспособности интерпретировать цифровые обозначения и сложности при самых элементарных вычислениях. Дискалькулия у детей связана со спутыванием цифр, знаков, отсутствием абстрактного воображения и понимания. Профилактика дискалькулии должна проводиться в раннем возрасте, как только было замечено, что ребенок плохо считает. У взрослых диагностируется крайне редко.

Этиология

Причины дискалькулии – дисфункциональные изменения в нейронных соединениях, которые отвечают за обработку цифровой информации.

Среди других возможных этиологических факторов выделяют:

  • Математическую фобию. Некоторые школьники имели негативный опыт обучения в прошлом, из-за которого у них появилась неуверенность в себе и страх перед математическими примерами.
  • Слабую обработку зрительной информации. При этом дети не могут правильно визуализировать математические ситуации и числа в задаче. Это нарушение называют еще «невербальные учебные трудности». Совместно с этими нарушениями наблюдаются нарушения в правописании и проблемы с почерком, хотя чтение и письмо при этом не страдают.
  • Невозможность установить последовательность. Дети с такими нарушениями не могут запомнить факты и формулы, которые требуются для математических расчетов. Очень часто сопровождается нарушениями и в других областях (правописание, чтение).

Нарушение такого типа встречается одинаково часто у представителей разных полов.

Классификация

В медицине рассматривается несколько классификаций дискалькулии, и использование любой из них является верным.

Так, по происхождению выделяют две формы такого нарушения:

  • врожденная;
  • приобретенная.

По характеру возникновения выделяют тоже только два вида дискалькулии:

  • первичная;
  • вторичная.

По клинико-морфологическим признакам рассматривают семь подвидов такого нарушения:

  • Графическая – ребенок не может правильно отобразить изображение математического знака, геометрической фигуры, неправильно записывает услышанное число.
  • Вербальная – ребенок не может правильно назвать число, обозначить математический символ. Также может испытывать проблемы с обозначением количества предметов.
  • Лексическая дискалькулия – в данном случае у ребенка отсутствует понимание сути математических задач, поэтому он просто не может верно выполнить определенное математическое действие, решить задачу и так далее.
  • Операциональная дискалькулия – форма очень схожа с лексической, так как малыш не может выполнить даже самую простую задачу.
  • Практогностическая – отсутствует способность к абстрактному подсчету предметов, распределению их по характеристикам.
  • Арифмерия – отсутствие способности к вычислениям.

Отдельно рассматривают такую форму патологического процесса, как псевдодискалькулия. В этом случае нарушение будет обусловлено внешними этиологическими факторами – неправильно построенный процесс обучения, общая неуспеваемость в школе, отсутствие у ребенка желания учиться совсем или же только относительно математических наук.

Симптоматика

Дискалькулия имеет типичную клиническую картину, которую трудно спутать с другими недугами подобного плана.

Проявляется патология:

  • отсутствием понимания структуры числового элемента;
  • серьезными проблемами и затруднением в выполнении операций со сложными числами;
  • невозможностью сравнивать количество предметов;
  • отсутствием понимания и возможности создания цепочки арифметических действий.

Как следствие, ребенок плохо считает, не понимает смысла любых арифметических действий, не в силах запомнить даже самые элементарные математические определения.

Диагностика

Подобное нарушение довольно легко диагностировать. Впервые на недуг обращают внимание в школе. Такой ребенок без труда считает до десяти, но не оперирует более крупными числами. Он не способен понять структуру чисел, соотнести число и его написание с помощью цифр. Поэтому ребенок зачастую с трудом учится определять время, практически не запоминает даты, номера телефонов, формулы, в школе не может успевать на черчении, физике, химии. Если проявились указанные симптомы, не стоит откладывать решение проблемы.

Дискалькулия – это такое состояние, коррекция которого должна проводиться безотлагательно. Иногда заболевание можно определить уже в дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает развивать арифметические способности. Стандартные лабораторные анализы не проводят. В отдельных случаях может понадобиться КТ или МРТ головного мозга.

Лечение

По мнению специалистов, первый шаг к успешной терапии – своевременная постановка диагноза. Чем раньше будет выявлено нарушение, тем больше шансов на полное излечение. Только так можно предупредить неуспеваемость, низкую самооценку и более серьезные проблемы в будущем.

Существует очень много различных методик коррекции дискалькулии. Некоторые из них обеспечивают выраженную нейронную пластичность. Так можно компенсировать нарушенные функции мозга, что дает возможность детям развить новые стратегии, которые помогут им справиться со связанными с патологией трудностями при математических вычислениях.

Ряд упражнений оценивают уровень когнитивных нарушений и автоматически подбирают персонализированную программу коррекции для каждого пользователя. Это помогает с помощью увлекательных игр и клинических упражнений стимулировать области мозга со структурными повреждениями, концентрацию или фокусированное внимание, распределенное внимание, рабочую, зрительную и кратковременную память, память на имена, скорость обработки информации, планирование и т.д.

Лучше подбирать те терапевтические программы, которые разработали ученые, неврологи и психологи. Такие варианты наиболее подходят для детей, поскольку учитывают уровень интеллекта и развития. Такие программы в основном представлены в форме простых игр, уровень и сложность которых автоматически адаптируется к когнитивному профилю и возрасту каждого ребенка. Играть можно на любом компьютере с доступом к Интернету. Игры просты и визуально привлекательны. Это увлекательный процесс, помогающий эффективно корректировать дискалькулию.

У дискалькулии много общего с дислексией: оба расстройства генетического характера и связаны с нарушениями когнитивных функций, вызывающими трудности с обучением чтению и арифметике. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов на успешное излечение. В целом дискалькулия – это патология, коррекция которой должна быть комплексной.

Дискалькулия - это специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных школьных и дошкольных возрастах. По результатам многолетних исследований выявлено, что от 3 до 6% детей характеризуются признаками дискалькулии.

Клаcсификация дискалькулии:

вербальная дискалькулия - нарушение словесного обозначения математических понятий

практогностическая дискалькулия - расстройства системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов

дислексическая дискалькулия - нарушение чтения математических знаков

графическая дискалькулия - нарушения записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур

операциональная дискалькулия - неумение выполнять математические операции.

Проявления дискалькулии

В пределах десятка ребенок еще может правильно складывать и вычитать. Но действия с более крупными числами для него недоступны. Впрочем, некоторым нелегко даже прибавить два к трем. Трудности возникают и при назывании: быстро установить «соседей», допустим, числа 25 или осмыслить его структуру школьнику не удается.

Он не ориентируется в показаниях часов, поскольку плохо разбирается в расположении стрелок на циферблате, не владеет математическим словарем, не представляет графический образ цифры (то есть как она пишется). При этом умножение и деление даются проще - ребенок механически запоминает таблицу умножения и пользуется ею при необходимости.

У старших учеников появляются проблемы с черчением, физикой, химией. Нередко они путают исторические даты, так как не могут соотнести число с его цифровым обозначением.
Для детей, неуспевающих по математике, характерна быстрая утомляемость, низкая работоспособность, сниженный темп психических процессов.

Последствия дискалькулии

Дискалькулия может привести сначала к полному отказу ребенка учиться в школе, а затем к трудностям в его дальнейшей повседневной жизни и работе. Отставание развития математических способностей сказываются и на обучении гуманитарным предметам, потому что у дискалькулистов, как правило, плохой почерк, слабая память, как зрительная, так и слуховая и пониженная способность к анализу.
Дети страдающие дискалькулией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как эти нарушения не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Профилактика дискалькулии:

Профилактика вербальной дискалькулии:

  • формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи
  • формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия
  • формирование умение пользоваться математической терминологией
  • формирование пространственного восприятия
  • развитие зрительной и слуховой памяти
  • развитие лексического строя речи
  • развитие слухового восприятия
  • формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

Профилактика практогностической дискалькулии:

  • формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении
  • формирование счетных навыков
  • формирование словесного обозначения системы счисления, т.е. понимание детьми принципа 1+1 (к каждому объекту при счете по порядку, может быть присоединено последовательно только одно числительное)
  • развитие понимания последовательности счета
  • называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев
  • развитие зрительно-пространственного восприятия
  • развитие моторики и зрительно-двигательной координации
  • развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи.

Профилактика дислексической дискалькулии:

  • формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур
  • формирование понимания математических знаков и отражение понимания в речевой деятельности
  • развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков
  • развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико-синтетической деятельности;
  • формирование умения пользоваться символикой; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития.

Профилактика графической дискалькулии:

  • развитие ручной моторики;
  • ориентировка в пространстве и на плоскости
  • развитие слухо-зрительно-двигательной координации
  • формирование представлений об образе предмета и его символического изображения
  • развитие зрительного восприятия, понимания математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития
  • формирование аналитико-синтетической деятельности
  • формирование умения пользоваться символикой; развитие зрительной и слуховой память.

Профилактика операциональной дискалькулии:

  • формирование счетной деятельности, умения выполнять действия сложения и вычитания;
  • понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития;
  • развитие слухового и зрительного восприятия, умения пользоваться символикой
  • развитие аналитико-синтетической деятельности
  • развитие лексико-грамматического строя речи
  • развитие зрительной и слуховой памяти.

Дискалькулия – это специфическое нарушение способности к изучению арифметики, проявляющееся, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте. По сути, недуг являет собой целый комплекс нарушений, затрагивающих логические аспекты понимания арифметических действий, закономерности преобразования чисел и т.д. В большинстве случаев расстройство выступает в качестве самостоятельной патологии, не являясь симптомом какого-либо основного заболевания. Часто у детей с дискалькулией наблюдается еще и синдром дефицита внимания.

У взрослых людей данный недуг может свидетельствовать об органическом поражении головного мозга. Часто нарушения подобного рода возникают при инсультах, опухолевых новообразованиях, черепно-мозговых травмах, кистах в височной доле коры головного мозга.

Провоцирующие факторы

Рассматривая причины недуга, следует отметить, что его возникновение может быть связано как с общей задержкой умственного развития ребенка, так и являться следствием неких психотравмирующих обстоятельств. Иногда у младших школьников развивается так называемая математическая фобия, связанная с негативным опытом обучения в прошлом. Это могло быть принуждение к обучению, жестокие наказания за непонимание и плохие оценки и т.д.

К органическим факторам, приводящим к дискалькулии, можно отнести слабую обработку зрительной информации, когда ребенок не в состоянии адекватно визуализировать условия задачи, не запоминает формулы, необходимые для ее решения. У таких детей наблюдаются трудности с установкой последовательности математических расчетов, которые часто сопровождаются проблемами в письме или чтении.

Согласно наблюдениям специалистов, в группу риска развития дискалькулии входят дети из неблагополучных, асоциальных семей.

Классификация

В клинической практике применяется классификация дискалькулии, согласно которой недуг делится на следующие виды:

Вид Характеристика
Практогностическая Проявляется в затруднениях при подсчете предметов
Дислексическая характеризуется неспособностью правильно прочитать символы, используемые в арифметике
Вербальная Трудности при устном назывании математических терминов и обозначений
Графическая Затруднения в процессе записи чисел и арифметических символов, сложности при необходимости графического воспроизведения геометрических фигур
Операциональная Трудности, возникающие при выполнении разнообразных математических действий

Симптомы

Дискалькулия является довольно сложным расстройством, а ее симптомы не ограничиваются исключительно нарушениями счета. Клинические признаки заболевания могут быть следующими:


Стоит отметить, что если дискалькулия не связана с общей задержкой умственного развития ребенка, она не является признаком низкого интеллекта. У детей с данным недугом могут наблюдаться выдающиеся способности в области иностранных языков, различных видах искусств и т.д.

Выявление и терапия

Обычно признаки заболевания первыми замечают родители ребенка и учителя в школе. Дальнейшая диагностика выполняется при участии логопеда и психолога. С ребенком проводится беседа, также ему предлагается выполнить определенные задания, связанные с арифметическими действиями. По результатам этой беседы определяется конкретный вид недуга и подбирается оптимальная коррекция недуга.

Мероприятия по лечению данного недуга проводятся при совместной работе логопеда, детского невролога, психолога и при необходимости других специалистов. Как правило, коррекционные занятия проводятся в поликлиниках или непосредственно в детских садах и школах. Терапия проводится в игровой форме при помощи специально разработанных для этих целей упражнений, обучающих счету, а также развивающих творческие способности, речевую и мыслительную активность детей.

Лечение при дискалькулии обязательно должно включать в себя терапию, направленную на правильное развитие речи ребенка. Регулярные занятия с логопедом помогают маленькому пациенту увеличить словарный запас, параллельно изучив математические термины и их определения. Обучение проводится постепенно и способствует формированию логических связей, развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики.

Своевременно начатая коррекция в большинстве случаев помогает достаточно быстро устранить имеющиеся у ребенка нарушения, а также значительно улучшить его успеваемость в образовательном учреждении.

Профилактика

Дискалькулия различных видов может быть предупреждена ранними занятиями с ребенком, грамотным обучением его счету, выполнением несложных математических действием с проговариванием. Следует также уделить внимание развитию памяти и пространственного мышления. Специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения, способствующих улучшению восприятия визуальных образов и мелкой моторики, обучать ребенка математическим терминам.

Для профилактики вербального типа дискалькулии рекомендуется учить ребенка названию различных арифметических действий, доступно объяснять их суть и учить использовать в речи математические термины. Не менее важно обучить ребенка распознавать визуальные символы, задействованные в математике. Так, в основе профилактики недуга лежит, прежде всего, грамотное развитие логики, восприятия и памяти.

Дискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в непонимании понятия «число», и неумении оперировать цифрами и числами.

Данный синдром рассматривают как специфическое расстройство развития.

Зачастую патологию выявляют в дошкольный период, однако она может быть обнаружена и в школьном возрасте.

В поисках причины

Основной причиной развития дискалькулии является недоразвитость внутритеменной борозды теменной доли. Данный участок головного мозга отвечает за обработку оптической информации. Для обучения математике необходимо визуально представлять числа и задачи.

К поражению теменной доли головного мозга могут приводить такие факторы:

  • осложнения в перинатальный период (недоношенность, токсикоз, асфиксия при родах);
  • наследственный фактор, генетические заболевания;
  • нарушения питания;
  • в раннем возрасте;

Также к причинам развития дискалькулии относят общую задержку умственного развития, и различные психотравмирующие факторы. При получении негативного опыта при обучении счету (принуждение, наказания), у ребенка развиваются страхи, замкнутость. Способность к счету снижается вследствие боязни математики и возможных наказаний.

К факторам, вызывающим возникновение дискалькулии, также относят пребывание в негативном социальном окружении, воспитание в неблагополучной семье.

Это может приводить к нарушениям психологического здоровья ребенка.

С какими расстройствами сочетается

Дискалькулия является самостоятельным заболеванием, однако часто может сочетаться с другими нарушениями. Патологии, которые могут сопровождать ее, имеют сходный генез и вызваны врожденными патологиями развития головного мозга, задержкой умственного развития, нарушениями психологического здоровья. У ребенка с дискалькулией могут также наблюдаться:

  • – нарушение способности читать и писать;
  • – нарушение концентрации внимания, неконтролируемая импульсивность, гиперактивность;
  • дисграфия – неспособность овладеть навыком письма.

Разновидности и формы

Существует несколько различных классификаций нарушения. В зависимости от концептуального подхода выделяют врожденную и приобретенную, первичную и вторичную дискалькулию.

Широкое распространение в психологии и педагогике получила классификация, в которой выделяют 7 видов дискалькулии:

  • графическая – невозможность правильно записать услышанное число, определить математический термин, изобразить геометрическую фигуру;
  • вербальная – невозможность правильно назвать число, символ, обозначить количество предметов;
  • лексическая – отсутствие понимания математических операций, неспособность выполнять задачи по причине непонимания сути операций, нарушение в пространственно-визуальных процессах;
  • операциональная – неспособность к выполнению математических действий;
  • практогностическая – отсутствие способности к абстрактному счету предметов, распределению предметов в зависимости от таких характеристик как количество, форма и т.д;
  • арифмерия – неспособность к обучению вычислению;
  • псевдодискалькулия – сниженные математические способности вследствие нежелания учиться, отставания по учебной программе, неграмотно построенного процесса обучения.

Отличие от акалькулии

Дискалькулия и акалькулия сходные расстройства, при которых нарушается способность к математическим действиям и восприятию чисел у детей. Во многих источниках данные термины используются, как взаимозаменяемые синонимы, однако между ними существует отличие.

Акалькулия является приобретенным синдромом. Она возникает в детском и взрослом возрасте вследствие различных воздействий на кору головного мозга, либо на фоне психологических и неврологических заболеваний.

Дискалькулия – врожденное, либо приобретенное в раннем детском возрасте патологическое состояние. Акалькулия выступает в качестве симптома существующей болезни, дискалькулия – самостоятельное заболевание.

Симптоматика и особенности клиники

Дискалькулия выражается в таких симптомах:

  • неспособность распознавать количество предметов визуально (больному необходимо пересчитать предметы по одному);
  • затруднения при вычислениях;
  • проблемы с абстрактным счетом времени;
  • невозможность интуитивно определить длину пройденного расстояния;
  • нарушения координации движения;
  • трудности с восприятием понятий «больше» и «меньше»;
  • непонимание сути таких математических операций как вычитание, сложение, деление, умножение;
  • затруднения при написании и назывании чисел;
  • непонимание процесса решения простых математических задач, без использования наглядного материала;
  • непонимание понятия «число», разрядности;
  • отсутствие способности выполнять логико-абстрактные действия.

Постановка диагноза

Первые признаки дискалькулии проявляются в дошкольном возрасте, когда возникает потребность в произведении элементарных подсчетов.

При выявлении симптомов патологии необходимо обратиться к логопеду или детскому психологу для проведения комплексного обследования и дифференциальной диагностики.

Для определения заболевания ребенку предлагается выполнить такие тестовые задания:

  • счет от 10 до 20 (у детей с данной патологией может быть не нарушен счет до 10);
  • сравнить два числа;
  • расположить числа по возрастанию и убыванию;
  • выполнить простые арифметические действия;
  • озвучить название, и распределить геометрические фигуры в зависимости от цвета и размера.

Так как дискалькулия вызвана изменениями в головном мозге, то может применяться такой метод диагностики как . Однако из-за дороговизны и недостаточной исследованности вопроса данный метод не имеет широкого использования.

Помимо выявления нарушений, связанных с математическими операциями, специалисты обнаруживают такие сопутствующие признаки как проблемы с анализом схемы тела человека, определением правой и левой стороны, соотнесением предметов в пространстве, определением времени по аналоговым часам.

Лечение и коррекция

Коррекция дискалькулии проводится специалистами логопедами, неврологами, дефектологами и психологами в поликлиниках, специализированных заведениях или в кабинете школьного логопеда. Лечение предполагает проведение учебных и логопедических занятий.

Вначале проводятся индивидуальные занятия, затем ребенок присоединяется к группе детей со сходными проблемами.
Терапия проводится при помощи разработанных комплексов занятий, способствующих формированию математических навыков, общих понятий («больше», «меньше»), навыка устного счета.

Обучение и терапия проводятся в игровой форме. Детей обучают сравнению предметов, и их сортировке по различным признакам. При достижении успеха в этих операциях, переходят к обучению математическим действиям. Важно чтобы у ребенка появилось понимание логики операций.

Коррекция дискалькулии должна сочетаться с развитием грамотной речи у ребенка. Должно происходить расширение запаса слов, в том числе терминами математики. Ребенка следует обучить правильному названию цифр, действий, геометрических фигур, характеристик, а также корректному использованию этих названий.

Важным аспектом коррекции также является обучение письменной грамотности, способности записывать цифры и математические операции.

Терапия также должна быть направлена на развитие у детей когнитивных способностей, абстрактного, логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве.

Возможные последствия

При дискалькулии человек не может корректно определять время, запоминать даты, номера телефонов. Данные факторы ведут к снижению социализации индивида в обществе.

Неспособность ребенка запоминать числа, формулы, производить математические действия ведет к снижению успеваемости в школе, и к невозможности получения высшего образования во многих учебных заведениях, и как следствие невозможности приобрести достойную профессию.

Отсутствие специально разработанных методов обучения детей с дискалькулией ведет к получению многократного негативного опыта в школе. У ребенка развивается низкая самооценка, депрессия. Возможно развитие асоциального поведения.

Текущая страница: 3 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Авторы программы подчёркивают, что формирование математических знаний умений и навыков должно осуществляться с учётом сложной структуры математической деятельности школьника (мотивационно-целевой, операциональный этап, этап контроля).

В программе определены направления, по которым происходит формирование математических умений и навыков: понятие числа – счётные операции – решение задач. Предпосылками овладения счетными операциями и умения решать математические задачи является развитие всех типов мышления с учетом их эволюционного развития (наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое).

В связи с этим формирование счетных операций как сложных умственных действий осуществляется по следующим этапам (с учетом поэтапности формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину):

– выполнение математического действия на основе предметных действий с конкретными предметами (этап материализации действия) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно;

– выполнение математического действия с опорой на наглядность и громкую речь, но без использования практических действий с конкретными предметами;

– выполнение математических действий только в речевом плане;

– выполнение математических действий в умственном плане, в плане внутренней речи.

Особую трудность при обучении математики школьники с ТНР испытывают при понимании и решении математических задач. Создатели программы считают, что ведущую роль при обучении решению задач играет прием моделирования, построение конкретной модели, усвоение алгоритма решения определенного типа задач.

Особое место в развитии математической деятельности ребёнка занимает речь. Учитывая этот факт, необходимо максимально включать речевые обозначения на всех этапах формирования математических действий, начиная с этапа материализации, т. е. выполнения счетных операций с использованием практических действий.

Создатели программы подчёркивают важную роль коррекционной работы, направленной на профилактику трудностей овладения математикой школьниками с ТНР в подготовительном и первом классе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Перечислите задачи математического образования дошкольников, проанализировав образовательную область «Познание» (Формирование математических представлений) в Программе воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

2. Определите задачи математического образования младших школьников в СКОУ V вида.

3. Сформулируйте принципы построения и основные требования к методам обучения математике в начальной школе.

4. Дайте определение «учебной деятельности».

5. Перечислите приемы учебной деятельности младших школьников в курсе математики.

1. Ахутина Т. В., Обухова Л. Ф., Обухова О. Б. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 1. – С. 65–78.

2. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Академия, 2000.

3. Капустина Г. М . Коррекционные приемы обучения младших школьников математике // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2. – С. 63–72.

4. Моро М. И., Пышкало А. М. Средства обучения математике в начальных классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

5. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

6. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980.

7. Стойлова Л. П. Математика. – М.: Академия, 1997.

8. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Избранные психологические труды. – М., 1989.

Тема 3. Акалькулия и дискалькулия: симптоматика, механизмы, классифкации

План

1. Краткие сведения об акалькулии.

2. Понятие «дискалькулия».

3. Симптоматика дискалькулии.

4. Механизмы дискалькулии.

5. Классификации дискалькулии.

Нарушения счетных операций определяется терминами «акалькулия» и «дискалькулия». При этом расстройства счета у больных с локальными поражениями мозга – акалькулия, а нарушения в овладении счетными операциями у детей – дискалькулия.

Термин «акалькулия» предложил С. Хеншен (S. F. Henschtn) в 1919 году для обозначения нарушений счетных операций вследствие локальных поражений мозга. Ученый осуществил дифференциацию между нарушениями чтения и письма цифр, которое он назвал «акалькулией» в широком смысле термина, и нарушения умственных операций счета, которые обозначил как «акалькулия» в узком значении этого термина.

Понятие «дискалькулия» является составной частью понятия «акалькулия». Поэтому проанализируем сначала проявления нарушений счетных операций у людей, возникающие вследствие локального поражения мозга.

Итак, первое упоминание о нарушения счета при локальных поражениях мозга зафиксировано к началу 20 века. Дж. Герстман описал синдром, связанный с левосторонней теменно-затылочной локализацией, при которой пальцевая агнозия сочеталась с неразличением права-лева, с аграфией, с конструктивной апраксией и с нарушением функции счета. Автор подчеркнул интимную корреляцию между пальцевыми умениями и элементарными счетными операциями.

Дифференциальная диагностика между различными формами нарушения счета, которые встречаются при локальных поражениях мозга, осуществил в 1934 году K. Kieist. Автор выделил: акалькулию как нарушение умственных операций счета, алексию цифр, которую рассматривал как резидуальное нарушение при афазии, аграфию цифр, связанную с апраксией и аграфией слов.

В случае аграфии цифр пространственная организация чисел отсутствует, но больные не испытывают затруднений в операциях умственного счета.

Алексию и аграфию цифр отмечал у большинства больных с афазией С. Хеншен, который связывал аграфию цифр с апраксией и аграфией слов. При первой форме больной не находит точных движений при письме цифр – цифры либо искажены, либо заменяются другой. При второй форме распадается представление о расположении цифр в числе. В этом случае смешивается последовательность цифр при обозначении числа, нарушается пространственная ориентация в числе, но при этом больные не испытывают затруднений в операциях умственного счета.

Таким образом, анализ литературы 20 века показал, что в этот период выделялось два различных типа нарушения счета. При первом типе акалькулии основные трудности заключались в неумении выделять позицию цифр при восприятии и написании числа, при этом больные не способны реализовать план счета, делают ошибки при сложении и вычитании чисел, потому что столбцы цифр ими неправильно размещаются, в то же время умственный счет у них сохранен. Большинство авторов связывают этот тип акалькулий с дефектом пространственного восприятия.

При втором типе акалькулий прослеживается связь с распадом количественной системы, с нарушением представления о числе.

В дальнейшем одной из проблем изучения акалькулий у взрослых является рассмотрение нарушения счета изолировано или же в сочетании с другими нарушениями.

Большинство авторов установили корреляцию между акалькулиями и зрительными агнозиями, основываясь на факте, что расстройство счета – самое распространенное нарушения при поражении затылочной области. В 1930 году J. Lange оценивал акалькулию как неспособность использовать категории направления в пространстве.

Значительный вклад в изучение нарушений счетных операций при локальных поражениях мозга внесли А. Р. Лурия и Л. С. Цветкова. Акалькулия, по мнению А. Р. Лурия, сочетается с семантической афазией, центральным симптомом которой является нарушение понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. Оба эти расстройства представляют собой следствие распада симультанных, в основном пространственных синтезов, и включается в синдром, который А. Р. Лурия назвал «пространственная апрактоанозия». Ее симптоматика характеризуется: нарушением восприятия пространственных отношений, сохраненных в памяти синтетических пространственных схем и соответствующих движений и действий, требующих пространственной организации.

А. Р. Лурия охарактеризовал нарушение счетных операций как частное проявление форм мыслительной деятельности. Большинство людей страдающих акалькулией – владеют простым порядковым счетом, операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными количествами. Число, как сложный психический образ, включающее разнородные по структуре и функции компоненты, должно формироваться по законам, отражающим его строение.

В исследованиях Л. С. Цветковой, основанных на синдромальном подходе к анализу нарушений высших психических функций при локальном поражении мозга, выделяются первичные и вторичные акалькулии.

Первичные акалькулии обусловлены нарушением пространственно-временных структур, а вторичные связаны с трудностями оперирования числовыми символами.

Первичная акалькулия возникает вследствие поражения теменно-затылочных долей коры доминантного полушария и проявляется как нарушение в восприятии и ориентировке в пространстве.

Основными нарушениями при акалькулии являются: распад понятия о числе, нарушения в осознании разрядного строения числа, в осознании значения арифметических знаков, «выпадение» числа из сложной системы десятичного счисления.

При вторичной акалькулии основное ядро психологической структуры числа и счетных операций сохраняется, то есть не распадается. Эти акалькулии делятся на оптическую и лобную.

Оптическая акалькулия возникает при поражении затылочных систем мозга и связывается с амнезией на числа, зрительной агнозией, нарушением словесного обозначения чисел. Основной механизм заключается в расстройстве оптического, а иногда и оптико-пространственного восприятия. А. Р. Лурия, С. С. Мнухин, Л. С. Цветкова и другие ученые считают, что следствием этого являются трудности восприятия оптического образа числа, нарушения дифференциации чисел, в состав которых входят графически близкие цифры, наряду с этим выделяются специфические нарушения задач.

При лобной акалькулии отсутствуют нарушения зрительного восприятия, пространственных схем. Основной механизм нарушений счета состоит в распаде программ умственных действий, которые утрачивают такие свойства, как избирательность и целенаправленность. Проявляется лобная акалькулия в неумении выполнять действия в несколько операций, в невозможности удерживать промежуточную информацию и конечный вопрос задачи. Люди, страдающие лобной акалькулией, узнают и называют числа, у них сохранен автоматизированный счет. Но при этом наблюдается нарушение счетных операций как целенаправленной избирательной деятельности. Это отражается на процессе решения арифметических задач, примеров, состоящих из нескольких звеньев. В процессе их решения отмечаются невозможность создания программ умственного действия, трудности удержания промежуточных результатов, нарушение последовательности действий. Установлено, что у больных, как правило, полностью распадается ориентировочная основа действия, к решению задачи они приступают без попыток анализа условия.

Исследования А. Р. Лурия, С. С. Мнухина, Л. С. Цветковой и других ученых свидетельствуют о том, что результаты не сличаются акалькуликами с исходными данными, ошибки не замечаются и не исправляются, и вся деятельность при решении арифметической задачи приобретает бесконтрольный хаотический характер.

Рядом исследований было установлено, что акалькулия сочетается с семантической афазией, основным симптомом которой является нарушение понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций.

Обращается внимание на то, что большинство людей, страдающих акалькулией, владеют простым порядковым счетом, операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными количествами.

Дискалькулия у детей представляет собой специфическое, сложное и стойкое нарушение в овладении счетными операциями, которое отрицательно влияет на школьную адаптацию ребенка, формирование его личности, а в целом на формирование культуры познания математики.

В исследованиях А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянова, М. В. Ипполитовой, А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, С. С. Мнухина, С. Л. Шапиро, Л. С. Цветковой обращается внимание на то, что дискалькулии, как и другие нарушения, ведущие к школьной неуспеваемости (дислексия, дисграфия), чаще всего являются следствием психической недостаточности, сенсорных нарушений, нарушений речи, особенно у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), детским церебральным параличом (ДЦП), задержкой психического развития (ЗПР).

Необходимо отметить, что представления ученых о дискалькулии у детей неоднозначны. На начальном этапе исследования этой проблемы преобладали мнения о том, что трудности в овладении счетом не являются специфическими, а связаны скорее с неправильным обучением или непосещением школы, что в настоящее время можно было бы охарактеризовать как педагогическую запущенность. Описывается и другой подход к дискалькулиям, основанный на выделении трудностей обучения счетной деятельности. Исходя из этого, были определены случаи «чистой» дискалькулии и случаи дискалькулии, связанной с дисграфией. В случаях «чистой» дискалькулии основные трудности наблюдаются в умственных операциях счета: дети затрудняются сравнивать количество ударов, сосчитывать количество ударов в данном ритме, симультанно определять количество объектов и т. п.

А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова рассматривают дискалькулию во взаимосвязи с дисграфией, когда дети допускают ошибки в написании чисел, смешивают позиции цифр при проведении письменных счетных операций.

В целом можно отметить, что усиление внимания к данному нарушению шло по пути расширения психологических, нейропсихологических исследований о детях с дискалькулией. Это позволило выявить не только симптоматику, но этиологию, механизмы нарушений в овладении счетной деятельностью, то есть нарушения стали рассматриваться с позиции синдромного подхода.

В исследованиях А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянова, Т. В. Егоровой, Р. И. Лалаевой, С. С. Мнухина и других ученых обращается внимание на роль наследственности в возникновении дискалькулии у детей. У многих родителей исследуемых детей с дискалькулией обнаруживалась психопатологическая отягощенность: алкоголизм, депрессивные состояния, психопатия, психологическая неуравновешенность.

Р. Беркоу, Т. А. Власовой, Г. С. Гуменной, М. В. Ипполитовой, М. С. Певзнер и другими учеными было установлено, что различные виды аномалий психического развития в большинстве случаев связаны с органическим поражением головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде. Это подтверждалось тем, что в анамнезе ряда детей с дискалькулией отмечалась патология центральной нервной системы.

Среди «факторов риска» по дискалькулии выделяются: недоношенность, токсикоз первой и второй половины беременности, асфиксия во время родов, нарушение питания, нарушение раннего психомоторного развития, перенесенные инфекции, хронические болезни, соматическая ослабленность детей.

В работах Н. Ф. Бережной, Р. Беркоу, Ю. Г. Демьянова, В. А. Илюхиной, В. Леви, Леви Гарольд Б, М. С. Певзнер, А. Н. Соколова, Г. Е. Сухаревой и других исследователей обращается внимание на то, что у детей со школьной неуспеваемостью в этиологии этих нарушений на первое место выступают заболевания, перенесенные в возрасте до трех лет (хронические заболевания, сильные инфекции и пр.), а также родовые травмы и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Интересными являются сведения представленные Е. Грущик-Колчинский (Gruszczyk-Kolczynska E.), Ю. Г. Демьяновым, В. Леви, Леви Гарольд Б. о том, что в школьной успеваемости важную роль имеет микросоциальная среда. Неблагоприятное микросоциальное окружение ребенка влияет на неуспеваемость детей в школе, в том числе и по математике. В большинстве случаев у детей с дискалькулией имеет место «искаженная» семейная ситуация: неполная семья, существенные отклонения в проявлении материнского чувства.

Изучение дискалькулии позволило выделить концептуальные подходы, симптоматику, разработать классификацию дискалькулии.

В качестве симптоматики дискалькулии (нарушений счетных операций) у детей выделяются:

– недостаточное овладение математическим словарем;

– неправильное называние чисел;

– неточное представление о графической структуре цифр;

– механическое воспроизведение порядка следования чисел;

– трудности в определении места числа в ряду натуральных чисел;

– недостаточное знание состава числа;

– трудности усвоения правил образования числа;

– трудности установления отношения числа к его соседям;

– несформированность количественных отношений чисел;

– элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ выполнения);

– мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер.

В качестве механизмов дискалькулии рассматривают разнообразные факторы, которые являются основой для различных концептуальных подходов к данной проблеме.

Условно выделяют несколько концепций.

В соответствии с первой концепцией в качестве механизмов дискалькулии выделяют гностико-праксические нарушения . При этом дискалькулия соотносится с нарушением пальцевого гнозиса и праксиса в сочетании с несформированностью схемы тела, конструктивной апраксией. Следует отметить, что гностико-праксические нарушения рассматриваются только как возможные патогенетические факторы, т. е. как один из возможных, но не доминирующих механизмов дискалькулии. На это указывают А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, С. С. Мнухин и др.

В соответствии со второй концепцией , рассматриваемой в рамках общей школьной неуспеваемости, выделяют психологические концепции дискалькулии. Данное нарушение Г. М. Капустина, К. С. Лебединская, С. С. Мнухин и др. связывают с несформированностью мыслительных операций, памяти, внимания, мышления . А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, С. С. Мнухин, Л. С. Цветкова подтверждаются этот факт исследованием детей с нарушениями чтения, письма и счета, которые выявили у них расстройства рядообразования и воспроизведения автоматизированных рядов (нарушение порядкового счета, называния дней недели, месяцев и т. д.), несформированность сложных действий, которые состоят из ряда последовательных операций, неполноценность развития пространственных функций: пространственной ориентировки, пространственного восприятия.

А. В. Калинченко, Т. В. Розанова, Е. Й. Скиотис отмечаются, что у детей, неуспевающих по математике существенно нарушены процессы логического, математического мышления. Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов, Н. Г. Поддубная и другие ученые обращают внимание на затруднения у учащихся на уровне основных мыслительных операций – анализа, синтеза, классификации, обобщения, отвлечения, умозаключения и др.

Т. В. Ахутина, Е. М. Мастюкова, Н. А. Менчинская, М. И. Моро, Л. Ф. Обухова, О. Б. Обухова, А. М. Пышкало констатируют факт того, что у учащихся при дискалькулии наблюдаются нарушения внимания, зрительной и слуховой памяти.

А. Гермаковска, Р. И. Лалаева выделяют особенности не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы у учащихся с дискалькулией. Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов рассматривают психическую истощаемость, низкую работоспособность, инертность психических процессов у учащихся с дискалькулией.

Исходя из нейропсихологических концепций А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянов, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева выделяют связи дискалькулии с несформированностью целого ряда речевых и неречевых психических функций. Это третья концепция, которая строится на основе нейропсихологических концепций. Авторы считают, что системные нарушения речи, несформированность фонематических функций, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, расстройства чтения и письма оказывают существенное отрицательное влияние на процесс овладения счетными операциями. Это приводит к трудностям овладения математическими понятиями, математическим словарем, нарушениям в восприятии текста задачи, к неправильной записи примеров и задач и другим симптомам.

На основе анализа симптоматики и концептуальных подходов, выделяют следующие классификации дискалькулии:

– врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин);

– первичные и вторичные (Н. Граньон-Галифрет (N. Granjon-Galifret), Дж. Айюриагерра (J. Ajuriaguerra), Л. С. Цветкова);

– классификация Л. Косч (L. Kosč).

Рассмотрим более подробно классификацию Л. Косч. Ученый выделяет:

– вербальную дискалькулию, которая проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий;

– практогностическую дискалькулию, проявляющуюся в расстройствах системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов;

– дислексическую дискалькулию, в основе которой лежит нарушение чтения математических знаков;

– графическую дискалькулию, проявляющуюся в нарушении записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур;

– операциональную дискалькулию, связанную с неумением выполнять математические операции.

Выделение тех или иных видов дискалькулии относительно, так как в большинстве случаев ее механизмы и симптоматика носят сложный характер и обусловлены не одним, а несколькими патогенетическими факторами. У детей чаще всего проявляются симптомы различных видов дискалькулии.

Для выбора наиболее эффективной коррекционной работы по профилактике и коррекции дискалькулии необходимо выявление и понимание механизмов, симптомов дискалькулии, вызывающих у детей трудности в овладении математическими умениями, знаниями и навыками.

Исходя из выводов, сделанных на основании рассмотрения современных подходов к формированию счетных навыков у дошкольников, вытекает необходимость выявления факторов риска возникновения дискалькулии в дошкольном возрасте и проведение логопедической работы по ее профилактике.

2024 mosgenerator.ru. Забота о будущем вашего ребенка. Информационный портал.